«Красавица», анализ рассказа Бунина, сочинение. Целостный анализ прозаического текста. И.А.Бунин «Красавица» Главная мысль в рассказе бунина красавица

Писатель Иван Алексеевич Бунин по праву считается последним русским классиком, и настоящим первооткрывателем литературы современной. Об этом в своих заметках писал и известный революционный писатель Максим Горький.

Философская проблематика произведений Бунина включает в себя огромней спектр тем и вопросов, которые были актуальны при жизни писателя и которые актуальными остаются в наши дни.

Философские размышления Бунина

Философские проблемы, которые писатель затрагивает в своих произведениях, были очень разными. Вот только некоторые из них:

Разложение мира крестьян и распад прежнего деревенского уклада жизни.
Судьба русского народа.
Любовь и одиночество.
Смысл жизни человека.


К первой теме о разложении мира крестьян и распада деревенского и обычного уклада жизни можно отнести произведение Бунина «Деревня». Эта повесть рассказывает о том, как меняется жизнь деревенских мужиков, изменяя не только их быт, но и их нравственные ценности и понятия.

Одной из философских проблем, которые поднимает Иван Алексеевич в своем произведении, относится к судьбе русского народа, который не был счастлив и не был свободен. Об этом он и рассказывал в своих произведениях «Деревня» и «Антоновские яблоки».

Всему миру Бунин известен как прекраснейший и тончайший лирик. Любовь для писателя была каким-то особенным чувством, которая не могла длиться долго. Этой теме он посвящает свой цикл рассказов «Темные аллеи», который и печален, и лиричен.

Бунина и как человека, и как писателя волновала нравственность нашего общества. Этому он посвятил свое произведение «Господин из Сан-Франциско», где показывает бездушие и равнодушие буржуазного общества.

Всем произведениям великого мастера слова присуща философская проблематика.

Распад крестьянского быта и мира

Одним из произведений, где писатель поднимает философские проблемы, является животрепещущая повесть «Деревня». В ней противопоставляются два героя: Тихон и Кузьма. Несмотря на то что Тихон и Кузьма братья, эти образы противоположны. Автор неслучайно наделил своих персонажей разными качествами. Это отражение действительности. Тихон – зажиточный крестьянин, кулак, а Кузьма – бедный крестьянин, который сам научился сочинять стихи и это у него неплохо получалось.

Сюжет повести переносит читателя в начало ХХ века, когда в деревне люди голодали, превращаясь в нищих. Но в этой деревни вдруг неожиданно появляются идеи революции и крестьяне, оборванные и голодные, оживают, слушая их. Но у бедных, безграмотных людей не хватает терпения вникать в политические нюансы, они очень скоро становятся равнодушными к происходящему.

Писатель с горечью пишет в повести о том, что эти крестьяне неспособны на решительные поступки. Они никак не мешают, и даже не делают попыток для того, чтобы помешать опустошению родного края, бедных деревень, позволяя своим равнодушием и бездеятельностью, разорять родные места. Иван Алексеевич предполагает, что причина этого состоит в их несамостоятельности. Это можно услышать и от главного героя, который признается:

«Думать не умею, не научен»


Бунин показывает, что этот недостаток появился у крестьян из-за того, что долгое время в стране существовало крепостное право.

Судьба русского народа


Автор таких замечательных произведений, как повесть «Деревня» и рассказ «Антоновские яблоки» с горечью рассуждает о том, как страдает русский народ и о том, как трудно складывается его судьба. Известно, что сам Бунин никогда не принадлежал к крестьянскому миру. Его родители были дворяне. Но Ивана Алексеевича, как и многих дворян того времени, привлекало изучение психологии просто человека. Писатель пытался понять истоки и основы национального характера простого мужика.

Изучая крестьянина, его историю, автор пытался найти в нем не только отрицательные, но и положительные черты. Поэтому и существенного различия между мужиком и помещиком он не видит, особенно это чувствуется в сюжете рассказа «Антоновские яблоки», где повествуется о том, как жила деревня. Трудились и отмечали праздники мелкопоместное дворянство и крестьяне вместе. Особенно отчетливо это проявляется во время сбора урожая в саду, когда крепко и приятно пахнут антоновские яблоки.

В такие времена любил и сам автор бродить в саду, слушая голоса мужиков, наблюдая за изменениями в природе. Любил писатель и ярмарки, когда начиналось веселье, играли мужики на гармошке, а бабы надевали красивые и яркие наряды. В такие времена хорошо было бродить по саду и прислушиваться к разговору крестьян. И хотя, по мнению Бунина, дворяне – это люди, которые несут истинную высокую культуру, но простые мужики, крестьяне тоже внесли свою лепту в становление русской культуры и духовного мира своей страны.

Любовь и одиночество у Бунина


Практически все произведения Ивана Алексеевича, которые были написаны в эмиграции, являются поэтическими. Любовь для него небольшой миг, который не может продолжаться вечность, поэтому автор в своих рассказах показывает, как она угасает под влиянием жизненных обстоятельств, или же по воле одного из персонажей. Но тема ведёт читателя намного глубже - это одиночество. Оно прослеживается и чувствуется во многих произведениях. Вдали от родины, заграницей Бунин скучал по родным местам.

В рассказе Бунина «В Париже» рассказывается о том, что если вдали от родины и может вспыхнуть любовь, но она ненастоящая, так как два человека совершено одиноки. Николай Платаныч, герой рассказа «В Париже» давно покинул родину, так как белый офицер не смог смириться с тем, что происходило на его родине. И вот здесь, вдали от родины, он случайно встречает прекрасную женщину. С Ольгой Александровной их многое связывает и объединяет. Герои произведения разговаривают на одном языке, их взгляды на мир совпадают, оба они одиноки. Их души потянулись друг к другу. Вдали от России, от родины они влюбляются.

Когда Николай Платаныч, главный герой, умирает внезапно и совсем неожиданно в метро, то Ольга Александровна возвращается в пустой и одинокий дом, где испытывает невероятную печаль, горечь утраты и пустоту в душе. Эта пустота теперь навсегда поселилась в ее душе, ведь утраченные ценности невозможно восполнить вдалеке от родного края.

Смысл жизни человека


Актуальность бунинских произведений заключается в том, что он поднимает вопросы нравственности. Это проблема его произведений касалась не только того общества и того времени, когда жил писатель, но и нашего, современного. Это одна из самых больших философских проблем, которая будет всегда стоять перед человеческим обществом.

Безнравственность, по мнению великого писателя, появляется не сразу, и заметить это даже вначале невозможно. Но затем она разрастается и в какой-то переломный момент начинает порождать самые ужасные последствия. Безнравственность, разрастающаяся в обществе, бьёт по самим же людям, заставляя их страдать.

Прекрасным подтверждением этого может быть известный рассказ Ивана Алексеевича «Господин из Сан-Франциско». Главный герой не думает о нравственности или о своем духовном развитии. Он мечтает лишь только об этом – разбогатеть. И этой цели он подчиняет всё. Много лет своей жизни он упорно работает, не развиваясь как личность. И вот, когда ему уже исполнилось 50 лет, он добивается материального благополучия, о котором всегда мечтал. Другой, более высокой цели, главный герой не ставит перед собой.

Вместе со своей семьей, где нет любви и взаимопонимания, отправляется в далекое и долгое путешествие, которое оплачивает заранее. Посещая исторические памятники оказывается, что они ни ему, ни его семье неинтересны. Материальные ценности вытеснили интерес к прекрасному.

Главный герой этого рассказа не имеет имени. Это Бунин нарочно не дает богатому миллионеру имя, показывая, что весь буржуазный мир состоит их вот таких бездушных его членов. В рассказе ярко и точно описывает и другой мир, который постоянно работает. У них нет денег, и они так не веселятся, как это делают богачи, а основа их жизни – это труд. Они умирают в нищете и в трюмах, но веселье на корабле из-за этого не останавливается. Не прекращается веселая и беззаботная жизнь даже тогда, когда умирает один из них. Миллионера без имени просто убирают подальше, чтобы его тело не мешало.

Общество, где нет сочувствия, жалости, где люди не испытывают каких-либо чувств, где не знают прекрасных мгновений любви – это мертвое общество, у которого не может быть будущего, но ведь у них нет и настоящего. А весь мир, который построен на власти денег – это неживой мир, это искусственный образ жизни. Ведь даже у жены и дочери не вызывает сострадания смерть богатого миллионера, скорее этого сожаление об испорченном путешествии. Эти люди не знают, зачем они появились на этот свет, и поэтому просто губят свою жизнь. Глубокий смысл человеческой жизни им недоступен.

Нравственные основы произведений Ивана Бунина никогда не устареют, поэтому его произведения всегда будут читаемы. Философские проблемы, которые показывает Иван Алексеевич в своих произведениях, были продолжены и другими писателями. Среди них и А. Куприн, и М.Булгаков, и Б.Пастернак. Все они показывали в своих произведениях и любовь, и верность, и честность. Ведь общество без этих важных нравственных категорий просто не сможет существовать.

Кузнецова Анастасия,

ученица 11 класса МАОУ СОШ №14

Учитель: Миронова Елена Владимировна.

Целостный анализ прозаического текста.

И.А.Бунин «Красавица».

И.А.Бунин – превосходный писатель. Мне безумно нравится его творчество. Особенно мне запомнились такие его произведения, как: «Темные аллеи» и «Легкое дыхание», написанные на тему любви, трагической любви. Мы знаем, что писатель эмигрировал во Францию, долгое время жил в Париже, но его мысли вновь и вновь возвращались к России. Поэтому огромное место в его творчестве занимает тема Родины.

Рассказ «Красавица» посвящен теме тяжелого детства, взаимоотношений в семье. В нем раскрывается идейно-нравственная проблематика (герой познает изменения, происходящие в окружающем его мире).

Рассмотрим систему образов. «Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой», «он был худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и, если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу». И вот, столь жалкий, убогий по описанию человек смог жениться «на красавице, дочери воинского начальника», которая «была невелика, отлично и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд имела зоркий».

Можно сделать вывод о том, что чиновник был далеко не красавцем, в его описании автор использует такие эпитеты и сравнения, которые создают образ совершенно физически нездорового, хилого человека, преобладает какой-то желтоподобный цвет, который еще больше убеждает нас в его нездоровости («очки цвета йода», «чахоточного сложения», «срывался в фистулу»). Отсюда следует, что цель автора состоит в том, чтобы показать, что внешность – это не самое главное в отношениях, а также, что любви все возрасты покорны, ведь чиновник был пожилым, а жена – красавица молодой. Прослеживается антитеза. Текст называется «Красавица», наверное, потому что рассказчик хотел показать то, что красота эта внешняя – может являться только маской.

Первая жена чиновника умерла, заметен трагический пафос.

Второй брак… но от первого брака остался сын: «мальчик, от природы живой, ласковый», которого «вторая красавица спокойно возненавидела»(оксюморон). У мальчика нет портрета, но у него мы видим внутренний духовный мир, в то время как у родителей он очень скудный. Опять антитеза: детский мир, искренний, чистый, противопоставлен взрослому.

Мальчику приходится нелегко, можно провести параллель с жизнью Ваньки из одноименного рассказа А.П.Чехова.

Мальчик подвергается жестокому отношению со стороны мачехи, которая почувствовала себя единственной хозяйкой в доме, например: «Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную, небольшую комнату возле столовой…» или «Стелите ему, Настя, на полу…»

Самое обидное, что отец просто забыл о своем сыне, что еще раз подчеркивает его низость, жалкость, убогость, трусость. («Отец, от страха перед нею, тоже притворился, будто у него нет и никогда не было сына».) «И Мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, - неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день». Малыш живет в своем маленьком мирке «в уголке гостиной», занимается своими делами: «рисует на грифельной доске домики» или «шепотом читает по складам все одну и ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме», «смотрит в окно».

И.А.Бунин использует уменьшительно-ласкательные суффиксы («домики», «книжечку»), показывая этим то, что мальчику дороги эти вещи, он рисует именно домики (дом – символ семьи, домашнего очага), он хранит в душе теплые воспоминания о прошлой жизни, жизни, в которой он был кому-то нужен, в жизни, где он был окружен любовью и теплотой. Книжечка, а также сундук – символ любви к матери, это книжка – единственный «огонек», согревающий душу мальчика. Но, несмотря на все трудности, мальчик сохранил в себе человеческие качества. Прослеживается близость к фольклору, семь – мистическое число, мальчику семь лет. Он – «лучик света» в доме чиновника. Окно – портал, который погружает ребенка в прошлое, одновременно помогая увидеть мир, неизвестный ему.

Остановимся на хронотопе. Действие происходит в доме, где живет мальчик. Этот дом когда-то был для него родным, но с уходом матери становится чужим. Автор подчеркивает это с помощью эпитета «как бы несуществующем». Мальчика перестали замечать в доме, поэтому он уходит в другой мир – свои мысли и чувства.

На протяжении всего текста пересекаются прошлое и настоящее. Завязка – описание прошлого, того, что за невзрачного мужчину выходят замуж красивые девушки, описание первой жены. Дальше описывается настоящее, «новая» жизнь чиновника и его «новой» семьи (кульминация). Развязка: мальчик живет в настоящем, но обращается к прошлому.

Видна детальность, автор четко описывает различные мелочи («спит он на полу между диваном и кадкой с пальмой»). За счет этого мы видим вся трагичность положения ребенка. Важной деталью является сон. Семилетний ребенок спал беспокойно, даже во сне он не чувствовал себя защищенным.

Также писатель использует эпитеты, чтобы читатель как можно ярче мог представить описываемую картину: «убранную синей бархатной мебелью», «беспокойный сон», «жизнь неслышная, незаметная, одинаковая…», повторы «совершенно самостоятельный, совершенно обособленный», «сам стелет, сам убирает».

Мне очень понравился этот рассказ. Я очень сочувствую мальчику, остается только гадать, что будет с ним дальше (открытый финал). И.А.Бунин дает нам возможность самим придумать продолжение. Я верю, что мальчик будет счастлив, ведь он чистый, искренний человечек, которого не сломили беды и страдания.

Бунин - великий мастер слова, который точно и правильно изображает в своих прекрасных произведениях мир любви, пейзажные зарисовки, мир деревенской жизни, но все-таки он всегда возвращается к проблемам человечности, которые не могут его не волновать. Его жизнь - это путешествия, находясь в которых, он наблюдал за тем, проявляют себя люди при капиталистическом строе, так и при колониальных условиях жизни. Его поездки на Восток и Европу, анализ условий существование облей в этих государствах дали ему богатейший материал для написания рассказов.

Иван Алексеевич показывает в своих произведениях, что в капиталистическом мире совсем отсутствует какая-либо нравственность, ведь власть денег убивает ее. У каждого члена такого общества в жизни остается лишь только одна цель - любыми способами приумножать свои сбережения.

Но Бунин создает свои рассказы особенными, лиричными, отражающими все яркие и чувственные движения души человека. Поэтому среди остальных бунинских произведений, которые имеют лиризм и поэтичность повествования, выделяется сюжет повести «Господин из Сан-Франциско», который имеет постой и незамысловатый сюжет и полное отсутствие какого-либо лиризма или движений души человеческой.

Перед читателями открывается ужасный мир бездушных людей, которые просто создают иллюзию жизни, но все-таки они не живут, а существуют. Так они зарабатывают денежные средства, даже путешествуют и могут влюбляться, как дочь главного героя, но делают это сухо, и душа их не оживает, не откликается на эти чувства. Главный герой рассказа не имеет ни имени, ни каких-либо корней. Таким образом, Бунин показывает, что этот образ собирательный, он яркий представитель того общества, в котором он и его семья существует.

Писатель показывает героя, у которого совсем нет его внутреннего мира, нет переживаний и каких-либо движений души. Это такой бытовой человек, о котором автор ничего не рассказывает, так как все можно понять из тех бытовых подробностей, которых в рассказе много.

Свое произведение Бунин начинает с описания палубы, где веселится буржуазное общество. Он показывает, что это веселье идет постоянно, но никто из них даже не пытается задуматься о тех людях и об их непосильном труде, которые находятся на нижней палубе. Им это неинтересно, и, даже если бы они узнали, то отнеслись совершенно равнодушно.

Автор специально в своем рассказе использует литературный прием - контраст. Читатель видит, как противопоставляется веселая и безудержная жизнь буржуазного общества и жизнь людей, которые сутками работают в темном и грязном трюме.

Писатель показывает и то, что даже любовь не существует в этом мире. Они не знают эти настоящие чувства, которые волнуют душу. Поэтому на корабль была нанята пара за деньги, которые показывали любовь, показывали чувства, но они ведь тоже были не настоящими. И автор это постоянно подчеркивает, чтобы показать, что человеческие чувства отсутствуют в этом равнодушном мире.

Богатый господин из рассказа Бунина - это яркий представитель своего общества, он пустой и никчемный. В жизни его нет другой цели кроме обогащения. Поэтому у него на протяжении всего рассказа нет ни размышлений о чем-либо, ни тем более переживаний. Он показан Иваном Алексеевичем как вещь, как какой-то неживой предмет. Бунин поднимает и затрагивает сюжетом своего рассказа вечные проблемы человеческого мира: о духовности, о движениях души человека, а его назначении в этом мире, а Боге.




























































Similar presentations:

Мищенко С.Н.

1. Вступление
Около 100 слов, 70 из которых – вступление. А 30 – подводка к основной
части.
2. Основная часть
Главный тезис и его аргументация с опорой на литературные произведения
1-й тезис и аргументация
2-й тезис и аргументация
3. Заключение
Примерно 60-70 слов. Стоит начинать с итоговых конструкций: «Подводя
итог…», «Рассуждая, я прихожу к выводу…» и др.
Структура аргумента:
1.
Укажите автора и полное название произведения.
2.
Опишите очень кратко ситуацию, которая, по вашему мнению,
соответствует тезису (не надо пересказывать текст).
3.
Дайте свою оценку и приведите мнение автора.
4.
Подведите промежуточный итог.
Помните, что переход от одного произведения к другому должен быть
плавным, а потому желательно продумать небольшие вводные
предложения.

Темы данного направления нацеливают на осмысление
разных типов отношения человека к людям и к миру
(безразличие к окружающим, нежелание тратить
душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность
разделить с ближним его радости и беды, оказать ему
бескорыстную помощь).
В литературе мы встречаем, с одной стороны, героев с
горячим сердцем, готовых откликаться на чужие радости и
беды, а с другой – персонажей, воплощающих
противоположный, эгоистический, тип личности.

1. Равнодушие и отзывчивость по отношению к людям (близким,
друзьям, чужим людям и нуждающимся в помощи, тем, кому
повезло меньше). Равнодушие взрослых к детям
Эта группа тесно связана с понятиями «помощь», «взаимовыручка» и
эгоизм. Здесь можно рассмотреть равнодушие к бедам и к чужой
радости. Можно сопоставить, противопоставить или сравнить героев
(эгоистов и филантропов, например). Также можно рассмотреть
равнодушие в любви
2. Равнодушие и отзывчивость по отношению к миру природы.
3. Равнодушие и «отзывчивость души» к миру искусства и красоты.
4. Равнодушие и отзывчивость как две крайности человеческой
личности. Здесь можно проанализировать формы крайнего
проявления этих свойств: равнодушия - в фатальном эгоизме и
безразличии, а отзывчивости - в фанатизме. Склонный помогать
подряд человек, забывая о себе, зачастую буквально "сажает себе на
шею" объект своей заботы. В художественной литературе, как и в
жизни, таких примеров предостаточно. (К примеру, «Размазня» А.П.
Чехова или даже Сказка о рыбка и рыбке А.С. Пушкина).-

Равнодушие - это безразличное отношение к другим людям, к их проблемам, бедам. Это нежелание хоть
немного помочь им, облегчить их боль, страдания. Равнодушный человек не протянет руку помощи
нуждающемуся, спокойно может пройти мимо.
Равнодушие – это и безучастное, пассивное отношение ко всему происходящему. Равнодушный человек не
интересуется тем, что происходит вокруг. Он живёт в своём мире, своими проблемами, заботами, а
всё, что интересует и волнует его современников, людей, живущих с ним в одной стране, городе,
работающих в одном коллективе, всё это ему безразлично.
Равнодушие – это черта характера человека, которая приводит его к душевной пустоте, нежеланию
откликаться на чувства и эмоции других, к злобе и даже жестокости. Равнодушному человеку ничего и
никого не жалко, он теряет стыд, совесть.
Равнодушие – это иногда результат усталости души, когда человек настолько много пережил в своей
жизни, что он равнодушием пытается уберечь себя от новых бед. Такое равнодушие может со временем
пройти, душа начнёт понемногу согреваться, возвращаться в прежнее состояние, когда человек сможет
снова сочувствовать другим. Но может и не произойти такого процесса, тогда человек до конца останется
безразличным ко всему вокруг.
Равнодушие - один из злых пороков человека. С молчаливого согласия равнодушных людей могут
совершаться самые отвратительные дела.
Равнодушие – это утрата человеком способности любить, дружить, ценить что-либо в жизни, неумение
радоваться красоте вокруг, ведь равнодушным всё равно. Равнодушие делает и самого человека
несчастным и приносит много неприятностей и даже бед окружающим.
Синонимы к слову «равнодушие»:
холодность
беспристрастность
безразличие
бесчувственность
безучастность
Апатичность
флегматичность

Равнодушие - это безразличное отношение к другим
людям, к их проблемам, бедам. Это нежелание хоть
немного помочь им, облегчить их боль, страдания.
Равнодушие – это и безучастное,
пассивное отношение ко всему
происходящему.
Равнодушие – это черта характера
человека, которая приводит его к
душевной пустоте, нежеланию
откликаться на чувства и эмоции
других, к злобе и даже жестокости.
Равнодушие – это иногда результат
усталости души, когда человек настолько
много пережил в своей жизни, что он
равнодушием пытается уберечь себя от
новых бед.
Равнодушие - один из злых пороков
человека. С молчаливого согласия
равнодушных людей могут совершаться
самые отвратительные дела.
Равнодушие – это утрата человеком
способности любить, дружить, ценить чтолибо в жизни, неумение радоваться красоте
вокруг, ведь равнодушным всё равно.

1. Равнодушие взрослых к детям
«Красавица» И.Бунин (рассказ)
«Мальчик у Христа на ёлке»
Ф.М.Достоевский (рассказ)
«Гуттаперчевый мальчик» Д.В.Григорович
(повесть)
«В дурном обществе» В.Г.Короленко
(рассказ)
2. Равнодушие к родным
«Телеграмма» К.Паустовский (рассказ)
«Анна на шее» А.П.Чехов (рассказ)
3. Равнодушие к ближнему
«В аптеке» А.П.Чехов (рассказ)
«Тоска» А.П.Чехов (рассказ)
«Старик в станционном буфете»
К.Паустовский (рассказ)
«Левша» Н.Лесков (повесть)
«Экспонат №» Б.Васильев (повесть)
«Шинель» Н.В.Гоголь (повесть)
4. Равнодушие к жизни
«Герой нашего времени»
М.Ю.Лермонтов (роман)
«Евгений Онегин» А.С.Пушкин (роман)
«Обломов» И.А.Гончаров (роман)
5. Равнодушие к животным, природе
«О чём плачут лошади» Ф.Абрамов
(рассказ)
«Белый Бим Черное ухо»
Г.Н.Троепольский (повесть)
«Не стреляйте в белых лебедей»
Б.Васильев (повесть)

Что такое "отзывчивость"

Отзывчивость – это одно из положительных качеств личности, которое
проявляется в желании помочь другому, сочувствовать ему, быть рядом, оказать
помощь.
Отзывчивость связана с гуманизмом, с любовью к людям, желанием быть нужным
им, особенно в сложные минуты.
Отзывчивость - это и словесная поддержка другого, когда необходимо успокоить,
просто выслушать. Это и конкретные дела и поступки, выражающиеся в том, что
человек, оставив на втором плане свои проблемы, в первую очередь помогает
тому, кому эта помощь нужна. Поэтому эгоистичный, самовлюблённый человек
вряд ли будет отзывчивым на чужую беду, потому что для него важнее всего его
проблемы.
Отзывчивый человек чувствителен к состоянию другого, он может сам
предугадать, что тому нужна помощь и поддержка, не доживаясь, когда его об
этом поросят. Отзывчивость - это результат тактичности, внимательности,
душевности по отношению к другим. Это черта сильных и воспитанных людей.
Отзывчивость соседствует с бескорыстностью, потому что не требует похвалы,
награды. Это состояние души, когда человек просто не может жить по-другому,
проходя мимо людей и всего живого, кому нужна помощь.
Синонимы к слову «отзывчивость»:
Внимание участие сочувствие добродушие человечность
Чуткость внимательность душевность сострадательность участливость

Отзывчивость
Отзывчивость –
желание помочь
другому, сочувствие
Это и конкретные дела и
поступки
Отзывчивый человек чувствителен
к состоянию другого, он может сам
предугадать, что тому нужна
помощь и поддержка, не
доживаясь, когда его об этом
поросят
Отзывчивость соседствует с
бескорыстностью, потому
что не требует похвалы,
награды

10.

1. Отзывчивость по отношению к людям
«Капитанская дочка» А.С.Пушкин (повесть) - Гринёв
«Чудесный доктор» А.И.Куприн (рассказ) - доктор Пирогов
«Летят мои кони…» Б.Васильев (повесть) - доктор Янсен
«Уроки французского» В.Распутин (повесть) - Лидия Михайлонвна
«Детство» М.Горький (повесть) - бабушка, Цыганок
«Лапти» И.Бунин (рассказ) - Нефёд
«Кавказский пленник» Л.Н.Толстой (рассказ) - Дина
«В дурном обществе» В.Г.Короленко (рассказ) - Вася
«Легенда о Данко» М.Горький - Данко
«Война и мир» Л.Н.Толстой (роман) - Наташа, Мария Болконская
2. Отзывчивость по отношению к животным, природе
«Белый пудель» А.И.Куприн (рассказ) - Серёжа
«Не стреляйте в белых лебедей» Б.Васильев (повесть) - Егор Полушкин

11.

1.
Какого человека можно назвать «отзывчивым»?
2.
Какого человека можно назвать «равнодушным»?
3.
Чем опасно равнодушие?
4.
Может ли равнодушие ранить человека?
5.
Нужно ли учиться сочувствию?
6.
Как соотносятся понятия доброта и отзывчивость?
7.
Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным?
8.
К каким последствиям приводит равнодушное отношение к природе?
9.
Как связаны понятия «равнодушие» и «эгоизм»?
10.
Согласны ли Вы, что доброта и отзывчивость – это залог семейного счастья?
11.
Что значит "быть бескорыстным" человеком?
12.
Важно ли уметь прощать?
13.
Отзывчивость - качество нравственного человека
14.
Чем опасно равнодушие к чужому горю?
15.
Равнодушие - путь к разрушению нравственности
16.
Как Вы понимаете высказывание А.П. Чехова: «Равнодушие - это паралич души,
преждевременная смерть».
17.
Можно ли сказать, что неравнодушие к животным, являются высшим проявлением
человечности?

12.

Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие;
вот истинно вершина бесчеловечности. (Бернард Шоу)
Как тягостно равнодушие к самому себе! (А.В. Суворов)
Я всегда полагаю и буду так полагать и впредь, что безразличие к
несправедливости есть предательство и подлость. (О. Мирабо)
Говорят, что философы и истинные мудрецы равнодушны.. Неправда,
равнодушие - это паралич души, преждевременная смерть. (А.П.
Чехов)
Равнодушие к живописи - явление всеобщее и непреходящее. (Ван Гог)
Принимать близко к сердцу радости и горести Отечества способен лишь
тот, кто не может пройти равнодушно мимо радостей и горестей
отдельного человека. (В. А. Сухомлинский)
Нет опаснее человека, которому чуждо человеческое, который
равнодушен к судьбам родной страны, к судьбам ближнего. (М.Е.
Салтыков-Щедрин)
Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет
права быть равнодушным к матери. (Ги де Мопассан)

13.

Ты раскрой мне, природа, объятия,
Чтоб я слился с красою твоей!
Эти слова И.А. Бунина вспомнила я, когда прочла данный для анализа текст. Да, природа может творить чудеса: завораживать своей
красотой душу, поднимать настроение, изменять отношение к жизни. И не только… Именно проблеме воздействия красоты
природы на человека посвятил М.М. Пришвин рассказ “Голубая стрекоза” - я читала это произведение раньше и хорошо его
запомнила.
Раскрывая проблему, автор повествует нам о случае, который произошел во время первой мировой войны. Тяжело раненный
молодой солдат, почти мальчик, просит “водицы”, но не для того, чтобы попить, а “водицы, ручья” - чтобы утолить “трепет души”. С
удивительным чувством восхищения описывает М.Пришвин красоту ручья “в косых лучах вечернего солнца”, струйки которого,
“соединяясь на камушках, пели свою завораживающую, прекрасную песенку”. Рисуя раненого юношу, писатель показывает нам ту
борьбу, которая происходит в его душе и заканчивается милой и детской улыбкой, вызванной этой “прекрасной песенкой” и
летающей над заводью голубой стрекозой - летающей даже тогда, когда ее можно увидеть только отражающейся в воде - “этих
глазах земли”, видящих даже во тьме.
Позиция автора предельно ясна, она, по моему мнению, заключается в последних словах текста: человека излечить способны не
только доктора - этому может помочь и красота природы.
С мнением автора невозможно не согласиться, еще Гиппократ писал: “Лечит болезни врач, но излечивает природа”. Действительно,
природа может творить чудеса, она помогает человеку в трудные моменты жизни выстоять, делает его лучше. Тому есть множество
подтверждений в русской и мировой литературе.
Так, главный герой рассказа Юрия Яковлева «Разбуженный соловьями» Селюжонок, маленький колючий мальчишка, был
причиной беспокойства и неприятностей всего взрослого населения в лагере. За неделю лагерной жизни на него был истрачен
годовой запас восклицательных знаков. Он тащил все, что плохо лежит, и испытывал нервы не только воспитателей, но и
начальника лагеря. Однажды ночью Селюжонка разбудили соловьи. Рассердившись на птиц, он выбрался на улицу, чтобы кинуть в
нарушителей тишины камень. Но – произошло чудо: соловьиные трели, падающие из горлышка чистыми, хрустальными каплями,
влажное прикосновения неба к щеке мальчика, звезды, на которых, как решил Селюжонок, и держится небо, пробудили в душе
мальчика нечто, что до сих пор просто дремало. Восхищенный мальчишка затаил дыхание и не шевелился, чтобы неосторожным
движением не порвать серебряную нить соловьиных звуков. Так он простоял до самого рассвета. С той ночи Селюжонок стал
другим. Нет, внешне он ничем не изменился, он так же носился по лагерю и так же летели в него восклицательные знаки, но у него
появился интерес к жизни.
Вспомнилась мне и индийская притча о красоте, в которой мудрец, убегая от тигра, оказался на краю пропасти. Вися над
разверзшейся бездной, понимая, что вот-вот погибнет, он замечает прекрасный цветок, выросший на краю обрыва. И цветок этот
придает ему сил. Когда охотник, спасший мудреца, спросил, о чем он думал, в то время как жизнь его висела на волоске, мудрец
ответил: «О том‚ что‚ какими бы ужасными ни казались нам некоторые мгновения нашей жизни‚ в ней всегда есть место красоте».
Да, красота природы благотворно воздействует на человека. Нужно только, всмотревшись в окружающий нас мир, уметь ее
увидеть – в звонком ручье и в летающей над ним стрекозе, в простом цветке и в незамысловатой песенке птиц, в закатах и
рассветах, в манящей, как мечта, звезде. Прав был М. Пляцковский, когда писал:
Живет повсюду красота, \Сердца нам радуя и грея,
И всех нас делает добрее \Она, наверно, неспроста.

14.

(1)Глубокая зимняя ночь. (2)Метель. (3)В доме – ни огня. (4)Ветер воет в трубах, сотрясает крышу, ломится в окна. (5)Ближний лес
гудит, шатаясь под вьюгой.
(6)Никто не спит. (7)Дети проснулись, но лежат молча, широко раскрывши глаза в темноту. (8)Прислушиваются, вздыхают...
(9)Откуда-то издалека, из тьмы и бури, доносится длинный жалобный крик. (10)Прозвучал и замолк... (11)И ещё раз... (12)И ещё...
–(13)Точно зовёт кто-то, – тревожно шепчет мужчина. (14)Никто ему не отвечает.
–(15)Вот опять... (16)Слышишь?.. (17)Как будто человек...
–(18)Спи, – сурово говорит женщина. – (19)Это ветер.
–(20)Страшно ночью в лесу...
–(21)Это только ветер. (22)Ты разбудишь ребёнка...
(23)Но дитя вдруг подымает голову.
–(24)Я слышу, я слышу. (25)Он кричит: «Спасите!»
(26)И правда: яростный ураган стихает на одно мгновенье, и тогда совсем ясно, близко, точно под окном, раздаётся протяжный,
отчаянный вопль:
–(27)Спа-си-те!
–(28)Мама! (29)Может быть, на него напали разбойники?.. (30)Может быть...
–(31)Не болтай глупостей, – сердито прерывает мать. – (32)Это голодный волк воет в лесу. (33)Вот он тебя съест, если не будешь
спать.
–(34)Спасите!
–(35)Жалко живую душу, – говорит муж. – (36)Если бы не испортилось моё ружьё, я пошёл бы...
–(37)Лежи, дурак... (38)Не наше дело...
(39)В темноте шлёпают туфли... (40)Старческий кашель... (41)Пришёл из соседней комнаты дедушка. (42)Он брюзжит злобно:
–(43)Что вы тут бормочете? (44)Спать не даёте никому. (45)Какой такой человек в лесу? (46)Кто в эту погоду по лесам ходит? (47)Все
дома сидят. (48)И вы сидите тихо и благодарите Бога, что заборы у нас высокие, запоры на воротах крепкие и во дворе злые
собаки... (49)А ты взяла бы лучше к себе дитя да сказкой бы его заняла.
(50)Это голос чёрствого благоразумия.
(51)Мать переносит в свою постель ребёнка, и в тишине звучат слова монотонной, старой успокоительной сказки:
–(52)Много лет тому назад стоял среди моря остров, и на этом острове жили большие, сильные и гордые люди. (53)Всё у них было
самое дорогое и лучшее, и жизнь их была разумна и спокойна. (54)Соседи их боялись, уважали и ненавидели, потому что они сами
никого не боялись, всех презирали, а уважали только самих себя. (55)В жилах их текла не простая кровь, а голубая-голубая...
–(56)Спа-си-те!
(57)Молчание...
А.И. Куприн.

15.

1.Проблема равнодушного отношения людей к чужой беде. (Всегда ли
люди относятся к чужой беде, горю неравнодушно?)
2.Проблема эгоизма, «чёрствого благоразумия». (Почему некоторые
люди предпочитают не замечать чужой беды, заботятся только о своём
спокойствии?)
Превыше всего некоторые люди ставят собственное благополучие,
забывая о высоких нравственных принципах.
3. Проблема семейного воспитания. (Влияют ли поступки старших в
семье на формирование жизненной позиции ребёнка?)
Отстранённость старших в семье от чужой беды может сформировать
чёрствого, бездушного ребёнка. Равнодушие взрослых воспитывает в
ребёнке себялюбие.

16.

Аргумент.
Всегда ли люди относятся к чужому горю неравнодушно? К
сожалению, часто мы видим обратное – бездушное отношение к
другим. Проблему равнодушного отношения людей к чужой беде
поднимает в тексте А. Куприн.
Перед нами бытовая сцена с простой фабулой: в холодную ветреную
зимнюю ночь, когда вся семья неизвестных нам персонажей
(А. Куприн не дает имена своим героям) не может уснуть, слышится
крик о помощи какогото человека. И хотя этот крик не дает покоя даже
ребенку, взрослые предпочитают не вмешиваться, то выражая
сомнение в том, что это кричит не человек, то мотивируя тем, что
ружье неисправное, и, в конце концов, мать рассказывает своему
малышу сказку «о гордых, сильных, уверенных людях», живущих в
замках за высокими заборами; «их все ненавидели и боялись, они же
относились ко всем с презрением…». За этим незамысловатым
сюжетом просматривается глубокий смысл. Всех старших членов
семьи объединяет равнодушие к чужой беде. Голоса всех участников
диалога, кроме детского, сливаются в один – «голос черствого
благоразумия», который оправдывает их позицию невмешательства,
нежелания рисковать ради спасения чужой жизни. Куприн осуждает
людей, которые к чужому горю относятся равнодушно, с
высокомерием, не думая о том, что сами могут оказаться в сложной
ситуации и нуждаться в помощи.

17.

В рассказе « Юшка » А. П. Платонов рассказывает о старом человеке и о людях, живущих
рядом с ним.. Юшка почти всегда говорит о любви, даже когда является объектом
человеческой глупости и жестокости. Детей, которые смеялись над ним, толкали,
мучили, Юшка называет «маленькими», «родными». На ярость взрослых старается не
отвечать вообще. Рассуждения Юшки полны милосердия и сострадания к неразумным
людям: «Меня, Даша, народ любит!»; «Он меня без понятия любит... Сердце в людях
бывает слепое ». Только один раз решается Юшка дать отпор человеческой жестокости:
«А чего я тебе, чем я вам мешаю!.. Я жить родителями поставлен, я по закону родился, я
тоже всему свету нужен, как и ты, без меня тоже, значит, нельзя!..»
Люди мало общаются с Юшкой, а если и говорят с ним о чем-то, то единственно с целью
доказать неправомерность его существования на белом свете. Например, хозяйская
дочь, которая не раз поднимала лежащего в пыли, избитого Юшку, уводила домой,
могла довольно жестоко заявить о никчемности его существования: «Лучше бы ты умер,
Юшка». Агрессией и ненавистью ко всему живому проникнуты слова убийцы Юшки:
«Чего ты землю нашу топчешь, божье чучело! Хоть бы ты помер, что ли, может, веселее
бы стало без тебя, а то я боюсь соскучиться!..» Пьяное веселье прохожего, неожиданно
получившего отпор от слабой жертвы, мгновенно сменяется злобой.
Злоба выплескивается на невиновного, а взамен приходит равнодушие: «Отдохни, -
сказал прохожий и ушел домой пить чай». Трудно определить, что наиболее страшным
оказалось в данной ситуации: человеческая злоба или человеческое равнодушие. К телу
умершего пришли проститься все люди, «старые и малые, весь народ, который знал
Юшку, и потешался над ним, и мучил его при жизни». Юшку похоронили и забыли. Но
вскоре в деревне появляется девушка, и все с удивлением узнают, что Юшка все свои
деньги отдавал на воспитание и обучение сироты. Вот яркий пример человеческой
доброты и отзывчивости.

18.

Кому повем печаль мою?..
Вечерние сумерки. Крупный мокрый снег лениво кружится около только что зажженных фонарей и тонким
мягким пластом ложится на крыши, лошадиные спины, плечи, шапки. Извозчик Иона Потапов весь бел, как
привидение. Он согнулся, насколько только возможно согнуться живому телу, сидит на козлах и не шевельнется.
Упади на него целый сугроб, то и тогда бы, кажется, он не нашел нужным стряхивать с себя снег... Его лошаденка
тоже бела и неподвижна. Своею неподвижностью, угловатостью форм и палкообразной прямизною ног она даже
вблизи похожа на копеечную пряничную лошадку. Она, по всей вероятности, погружена в мысль. Кого оторвали
от плуга, от привычных серых картин и бросили сюда, в этот омут, полный чудовищных огней, неугомонного
треска и бегущих людей, тому нельзя не думать...
Иона и его лошаденка не двигаются с места уже давно.
- Извозчик, на Выборгскую! - слышит Иона. - Извозчик! Иона вздрагивает и сквозь ресницы, облепленные снегом,
видит военного в шинели с капюшоном.
- На Выборгскую! - повторяет военный. - Да ты спишь, что ли? На Выборгскую!
В знак согласия Иона дергает вожжи, отчего со спины лошади и с его плеч сыплются пласты снега... Военный
садится в сани.
Иона оглядывается на седока и шевелит губами... Хочет он, по-видимому, что-то сказать, но из горла не выходит
ничего, кроме сипенья.
- Что? - спрашивает военный.
Иона кривит улыбкой рот, напрягает свое горло и сипит:
- А у меня, барин, тово... сын на этой неделе помер.
- Гм!.. Отчего же он умер?
Иона оборачивается всем туловищем к седоку и говорит:
- А кто ж его знает! Должно, от горячки... Три дня полежал в больнице и помер... Божья воля.
- Поезжай, поезжай... - говорит седок. - Этак мы и до завтра не доедем. Подгони-ка!
Извозчик опять вытягивает шею, приподнимается и с тяжелой грацией взмахивает кнутом. Несколько раз потом
оглядывается он на седока, но тот закрыл глаза и, по-видимому, не расположен слушать. Высадив его на
Выборгской, он останавливается у трактира, сгибается на козлах и опять не шевельнется... Мокрый снег опять
красит набело его и лошаденку. Проходит час, другой...
По тротуару, громко стуча калошами и перебраниваясь, проходят трое молодых людей: двое из них высоки и
тонки, третий мал и горбат.

19.

- Извозчик, к Полицейскому мосту! - кричит дребезжащим голосом горбач. - Троих...
двугривенный!
- Ну, погоняй! - дребезжит горбач, устанавливаясь и дыша в затылок Ионы. - Лупи!
Иона чувствует за своей спиной вертящееся тело и голосовую дрожь горбача. Он слышит
обращенную к нему ругань, видит людей, и чувство одиночества начинает мало-помалу
отлегать от груди. Дождавшись короткой паузы, он оглядывается еще раз и бормочет:
- А у меня на этой неделе... тово... сын помер!
- Все помрем... - вздыхает горбач, вытирая после кашля губы. - Ну, погоняй, погоняй! Господа, я
решительно не могу дальше так ехать! Когда он нас довезет?
- А ты его легонечко подбодри... в шею!
- Старая холера, слышишь? Ведь шею накостыляю!.. С вашим братом церемониться, так пешком
ходить!..
И Иона больше слышит, чем чувствует, звуки подзатыльника.
- Извозчик, ты женат? - спрашивает длинный.
- Я-то? Гы-ы... ве-еселые господа! Таперя у меня одна жена - сырая земля... Хи-хо-хо... Могила то
есть!.. Сын-то вот помер, а я жив... Чудное дело, смерть дверью обозналась... Заместо того,
чтоб ко мне идтить, она к сыну...
И Иона оборачивается, чтобы рассказать, как умер его сын, но тут горбач легко вздыхает и
заявляет, что, слава богу, они наконец приехали. Опять он одинок, и опять наступает для него
тишина... Утихшая ненадолго тоска появляется вновь и распирает грудь еще с большей силой.
Глаза Ионы тревожно и мученически бегают по толпам, снующим по обе стороны улицы: не
найдется ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Но толпы бегут, не
замечая ни его, ни тоски... Тоска громадная, не знающая границ. Лопни грудь Ионы и
вылейся из нее тоска, так она бы, кажется, весь свет залила, но тем не менее ее не видно.
Она сумела поместиться в такую ничтожную скорлупу, что ее не увидишь днем с огнем...
Иона отъезжает на несколько шагов, изгибается и отдается тоске... Обращаться к людям он
считает уже бесполезным. Но не проходит и пяти минут, как он выпрямляется, встряхивает
головой, словно почувствовал острую боль, и дергает вожжи... Ему невмоготу.
"Ко двору, - думает он. - Ко двору!"

20.

И лошаденка, точно поняв его мысль, начинает бежать рысцой. Спустя часа полтора Иона
сидит уже около большой, грязной печи. На печи, на полу, на скамьях храпит народ.
В одном из углов поднимается молодой извозчик, сонно крякает и тянется к ведру с водой.
- Пить захотел? - спрашивает Иона.
- Стало быть, пить!
- Так... На здоровье... А у меня, брат, сын помер... Слыхал? На этой неделе в больнице...
История!
Иона смотрит, какой эффект произвели его слова, но не видит ничего. Молодой укрылся с
головой и уже спит. Старик вздыхает и чешется... Как молодому хотелось пить, так ему хочется
говорить. Скоро будет неделя, как умер сын, а он еще путем не говорил ни с кем... Нужно
поговорить с толком, с расстановкой... Надо рассказать, как заболел сын, как он мучился, что
говорил перед смертью, как умер... Нужно описать похороны и поездку в больницу за
одеждой покойника. В деревне осталась дочка Анисья... И про нее нужно поговорить... Да
мало ли о чем он может теперь поговорить? Слушатель должен охать, вздыхать, причитывать...
А с бабами говорить еще лучше. Те хоть и дуры, но ревут от двух слов.
"Пойти лошадь поглядеть, - думает Иона. - Спать всегда успеешь... Небось выспишься..."
Он одевается и идет в конюшню, где стоит его лошадь. Думает он об овсе, сене, о погоде... Про
сына, когда один, думать он не может... Поговорить с кем-нибудь о нем можно, но самому
думать и рисовать себе его образ невыносимо жутко...
- Жуешь? - спрашивает Иона свою лошадь, видя ее блестящие глаза. - Ну, жуй, жуй... Коли на
овес не выездили, сено есть будем... Да... Стар уж стал я ездить... Сыну бы ездить, а не мне... То
настоящий извозчик был... Жить бы только...
Иона молчит некоторое время и продолжает:
- Так-то, брат кобылочка... Нету Кузьмы Ионыча... Приказал долго жить... Взял и помер зря...
Таперя, скажем, у тебя жеребеночек, и ты этому жеребеночку родная мать... И вдруг, скажем,
этот самый жеребеночек приказал долго жить... Ведь жалко?
Лошаденка жует, слушает и дышит на руки своего хозяина... Иона увлекается и рассказывает
ей все...

21.

Главный герой рассказа Иона Потапов - старый извозчик, недавно
похоронивший сына. Его постоянно одолевают грусть и тоска, на сердце
тяжело и хочется выговориться. Он постоянно пытается завести разговор со
своими седоками, но непрерывно натыкается на стену равнодушия и
холодности. Дворянам, озабоченным своими проблемами, нет никакого дела
до какого-то бедного извозчика. Их души и сердца пусты, холодны и
неспособны к состраданию. И даже коллега Ионы Потапова - молодой
извозчик, проснувшийся, чтобы попить воды, остается глух к душевному
порыву старика. В этом коротком рассказе Чехов рисует образ бездушного
города с бездушными людьми. Город, где так много людей, но где человек
духовно одинок.
Равнодушие. Как часто, слыша это слово, мы удивляемся и возмущаемся,
думая про себя, что это к нам не относится. И как часто мы забываем об
обидах и горестях, принесенных самими нами нашим самым близким и
родным людям. Ведь часто от нас так мало требуется: выслушать, сказать
ласковое слово, улыбнуться. Но и этой малости нам бывает так жаль порой.
Ну, что стоило героям рассказа “Тоска” проявить минимум ласки, сострадания
и терпения, чтобы облегчить горе Ионе Потапову. В их душе стало бы намного
светлее и чище, пойми они горе извозчика. Насколько же станет и наш мир
светлее и лучше, когда нас, наконец, покинут сухость, черствость, равнодушие.

22.

Чиновник казенной палаты, вдовец, пожилой, женился на молоденькой, на красавице,
дочери воинского начальника. Он был молчалив и скромен, а она знала себе цену. Он был
худой, высокий, чахоточного сложения, носил очки цвета йода, говорил несколько сипло и,
если хотел сказать что-нибудь погромче, срывался в фистулу. А она была невелика, отлично
и крепко сложена, всегда хорошо одета, очень внимательна и хозяйственна по дому, взгляд
имела зоркий. Он казался столь же неинтересен во всех отношениях, как множество
губернских чиновников, но и первым браком был женат на красавице - и все только
руками разводили: за что и почему шли за него такие? И вот вторая красавица спокойно
возненавидела его семилетнего мальчика от первой, сделала вид, что совершенно не
замечает его. Тогда и отец, от страха перед ней, тоже притворился, будто у него нет и
никогда не было сына. И мальчик, от природы живой, ласковый, стал в их присутствии
бояться слово сказать, а там и совсем затаился, сделался как бы несуществующим в доме.
Тотчас после свадьбы его перевели спать из отцовской спальни на диванчик в гостиную,
небольшую комнату возле столовой, убранную синей бархатной мебелью. Но сон у него
был беспокойный, он каждую ночь сбивал простыню и одеяло на пол. И вскоре красавица
сказала горничной:- Это безобразие, он весь бархат на диване изотрет. Стелите ему,
Настя, на полу, на том тюфячке, который я велела вам спрятать в большой сундук покойной
барыни в коридоре. И мальчик, в своем круглом одиночестве на всем свете, зажил
совершенно самостоятельной, совершенно обособленной от всего дома жизнью, -
неслышной, незаметной, одинаковой изо дня в день: смиренно сидит себе в уголке
гостиной, рисует на грифельной доске домики или шепотом читает по складам все одну и
ту же книжечку с картинками, купленную еще при покойной маме, смотрит в окна... Спит
он на полу между диваном и кадкой с пальмой. Он сам стелет себе постельку вечером и
сам прилежно убирает, свертывает ее утром и уносит в коридор в мамин сундук. Там
спрятано и все остальное добришко его. 28 сентября 1940

23.

Был поздний вечер. Домашний учитель Егор Алексеич Свойкин, чтобы не терять попусту времени, от
доктора отправился прямо в аптеку.
"Словно к богатой содержанке идешь или к железнодорожнику, - думал он, взбираясь по аптечной
лестнице, лоснящейся и устланной дорогими коврами. Ступить страшно!"
Войдя в аптеку, Свойкин был охвачен запахом, присущим всем аптекам в свете. Наука и лекарства с
годами меняются, но аптечный запах вечен, как материя. Его нюхали наши деды, будут нюхать и
внуки. Публики, благодаря позднему часу, в аптеке не было. За желтой, лоснящейся конторкой,
уставленной вазочками с сигнатурами, стоял высокий господин с солидно закинутой назад головой,
строгим лицом и с выхоленными бакенами - по всем видимостям, провизор. Начиная с маленькой
плеши на голове и кончая длинными розовыми ногтями, всё на этом человеке было старательно
выутюжено, вычищено и словно вылизано, хоть под венец ступай. Нахмуренные глаза его глядели
свысока вниз, на газету, лежавшую на конторке. Он читал. В стороне за проволочной решеткой сидел
кассир и лениво считал мелочь. По ту сторону прилавка, отделяющего латинскую кухню от толпы, в
полумраке копошились две темные фигуры. Свойкин подошел к конторке и подал выутюженному
господину рецепт. Тот, не глядя на него, взял рецепт, дочитал в газете до точки и, сделавши легкий
полуоборот головы направо, пробормотал:
- Calomeli grana duo, sacchari albi grana quinque, numero decem! (11)
- Ja! (12) - послышался из глубины аптеки резкий, металлический голос.
Провизор продиктовал тем же глухим, мерным голосом микстуру.
- Ja! - послышалось из другого угла.
Провизор написал что-то на рецепте, нахмурился и, закинув назад голову, опустил глаза на газету.
- Через час будет готово, - процедил он сквозь зубы, ища глазами точку, на которой остановился.
- Нельзя ли поскорее? - пробормотал Свойкин. - Мне решительно невозможно ждать.
Провизор не ответил. Свойкин опустился на диван и принялся ждать. Кассир кончил считать мелочь,
глубоко вздохнул и щелкнул ключом. В глубине одна из темных фигур завозилась около мраморной
ступки. Другая фигура что-то болтала в синей склянке. Где-то мерно и осторожно стучали часы.

24.

Свойкин был болен. Во рту у него горело, в ногах и руках стояли тянущие боли, в отяжелевшей голове
бродили туманные образы, похожие на облака и закутанные человеческие фигуры. Провизора, полки с
банками, газовые рожки, этажерки он видел сквозь флер, а однообразный стук о мраморную ступку и
медленное тиканье часов, казалось ему, происходили не вне, а в самой его голове... Разбитость и головной
туман овладевали его телом всё больше и больше, так что, подождав немного и чувствуя, что его тошнит от
стука мраморной ступки, он, чтоб подбодрить себя, решил заговорить с провизором...
- Должно быть, у меня горячка начинается, -сказал он. - Доктор сказал, что еще трудно решить, какая у меня
болезнь, но уж больно я ослаб... Еще счастье мое, что я в столице заболел, а не дай бог этакую напасть в
деревне, где нет докторов и аптек!
Провизор стоял неподвижно и, закинув назад голову, читал. На обращение к нему Свойкина он не ответил
ни словом, ни движением, словно не слышал... Кассир громко зевнул и чиркнул о панталоны спичкой... Стук
мраморной ступки становился всё громче и звонче. Видя, что его не слушают, Свойкин поднял глаза на
полки с банками и принялся читать надписи... Перед ним замелькали сначала всевозможные "радиксы":
генциана, пимпинелла, торментилла, зедоариа и проч. За радиксами замелькали тинктуры, oleum"ы,
semen"ы, с названиями одно другого мудренее и допотопнее.
"Сколько, должно быть, здесь ненужного балласта! - подумал Свойкин. Сколько рутины в этих банках,
стоящих тут только по традиции, и в то же время как всё это солидно и внушительно!"
С полок Свойкин перевел глаза на стоявшую около него стеклянную этажерку. Тут увидел он резиновые
кружочки, шарики, спринцовки, баночки с зубной пастой, капли Пьерро, капли Адельгейма, косметические
мыла, мазь для ращения волос...
Рассматривая неподвижную физиономию провизора, Свойкин вдруг почувствовал желание лечь, во что бы
то ни стало, подальше от света, ученой физиономии и стука мраморной ступки... Болезненное утомление
овладело всем его существом... Он подошел к прилавку и, состроив умоляющую гримасу, попросил:
- Будьте так любезны, отпустите меня! Я... я болен...
- Сейчас... Пожалуйста, не облокачивайтесь!
Учитель сел на диван и, гоняя из головы туманные образы, стал смотреть, как курит кассир.
"Полчаса еще только прошло, - подумал он. - Еще осталось столько же... Невыносимо!"

25.

Но вот, наконец, к провизору подошел маленький, черненький фармацевт и положил около него коробку
с порошками и склянку с розовой жидкостью... Провизор дочитал до точки, медленно отошел от конторки
и, взяв склянку в руки, поболтал ее перед глазами... Засим он написал сигнатуру, привязал ее к горлышку
склянки и потянулся за печаткой...
"Ну, к чему эти церемонии? - подумал Свойкин. - Трата времени, да и деньги лишние за это возьмут".
Завернув, связав и запечатав микстуру, провизор стал проделывать то же самое и с порошками.
- Получите! - проговорил он наконец, не глядя на Свойкина. - Взнесите в кассу рубль шесть копеек!
Свойкин полез в карман за деньгами, достал рубль, и тут же вспомнил, что у него, кроме этого рубля, нет
больше ни копейки...
- Рубль шесть копеек? - забормотал он, конфузясь. - А у меня только всего один рубль... Думал, что рубля
хватит... Как же быть-то?
- Не знаю! - отчеканил провизор, принимаясь за газету.
- В таком случае уж вы извините... Шесть копеек я вам завтра занесу или пришлю...
- Этого нельзя... У нас кредита нет...
- Как же мне быть-то?
- Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и лекарства получите.
- Пожалуй, но... мне тяжело ходить, а прислать некого...
- Не знаю... Не мое дело...
- Гм... - задумался учитель. - Хорошо, я схожу домой...
Свойкин вышел из аптеки и отправился к себе домой... Пока он добрался до своего номера, то садился
отдыхать раз пять... Придя к себе и найдя в столе несколько медных монет, он присел на кровать
отдохнуть... Какая-то сила потянула его голову к подушке... Он прилег, как бы на минутку.... Туманные
образы в виде облаков и закутанных фигур стали заволакивать сознание... Долго он помнил, что ему
нужно идти в аптеку, долго заставлял себя встать, но болезнь взяла свое. Медяки высыпались из кулака, и
больному стало сниться, что он уже пошел в аптеку и вновь беседует там с провизором.

26.

Домашний учитель Свойкин Егор Алексеич, который был у доктора, решил зайти в
аптеку, чтобы не терять лишнего времени. Он отдает приписанный доктором
рецепт провизору. Тот отвечает, что лекарство будет готово только через час.
В итоге, когда все готово и приходит время расчета, у больного не хватает 6 копеек.
Свойкин просит отдать ему лекарство и обещает занести завтра деньги. Провизор
же отказывает клиенту: «Сходите домой, принесите шесть копеек, тогда и
лекарства получите». Свойкин приходит домой, из-за мучительных болей он уже не
может подняться с кровати и засыпает. Ему снится, что он пришел в аптеку снова и
получил свое лекарство.
Это рассказ о том, как один человек нуждается в неотложной помощи, а другой
открыто не хочет замечать данный факт. Первый пытается как-то войти в
словесный контакт со вторым для того, чтобы отвлечься от мучающих болей и
горячки. В лице провизора можно увидеть бесчувственное создание, которое
теряет свой человеческий облик по причине отказа входить в положение больного.
Сострадание - вот главная идея рассказа. Без умения сочувствовать другим людям
мы становимся эгоистичными и бездушными. Не случайно рассказ имеет
открытый финал. К чему привело равнодушие? Что в итоге случилось с больным?
Умер он или на утро сходил в аптеку? Этот вопрос автор оставляет открытым.

27.

Человек, отделяя себя от других людей, замыкаясь только
на удовлетворении эгоистических потребностей, рано или поздно
осознаёт пустоту и бесцельность своего существования. Чуждый
и ненужный другим, он становится не нужен и себе самому. Ларра
осуждён на вечное скитание и вечное одиночество: «Ему нет жизни,
и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей...».
Бестелесная тень, обречённая на вечные скитания, - вот финал
судьбы того, кто хотел брать от жизни всё, не расплачиваясь собой.
Легенда о Ларре из рассказа Горького «Старуха Изергиль» затрагивает
проблему человеческой гордыни, эгоизма, чувства превосходства над
окружающими и их влияния на судьбы людей. История «сына орла»
побуждает читателя к раздумью о месте человека в мире, о месте
человека среди людей. Безусловно, человек должен любить, уважать
себя, понимать собственную значимость, но при этом он должен
сохранять уважение и сочувствие к окружающим его людям, ибо
человек – частица мира, а не обособленное от него существо.
Возвышаясь над окружающими, человек неизменно обрекает себя на
одиночество, а это самая страшная доля.

28.

Зимний ненастный день. Мальчик бредит, часто плачет
и просит дать ему красные лапти. Над его постелью рыдает
мать, но она ничем не может помочь своему сыну.
Ни мать, ни Нефёд не знают, что за красные лапти просит
больной мальчик. Подумав, Нефёд решает:
Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо
добывать. Он хочет покрасить лапти фуксином. Для этого
надо отправиться далеко от дома, в Новосёлки. Несмотря
на снежную бурю, Нефёд тепло одевается и отправляется
в путь. Его ждут, но до наступления ночи он не является.
Домашние решают, что он там заночевал. Как только
рассвело, в дверь стучат новосельские мужики - они
привезли окоченевшего Нефёда, найденного ночью
в поле. За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи
лапти и пузырёк с фуксином.

29.

Текст рассказа. ЛАПТИ
Пятый день несло непроглядной вьюгой. В белом от снега и холодном хуторском доме стоял бледный сумрак и
было большое горе: был тяжело болен ребенок. И в жару, в бреду он часто плакал и все просил дать ему какието красные лапти. И мать, не отходившая от постели, где он лежал, тоже плакала горькими слезами, - от страха
и от своей беспомощности. Что сделать, чем помочь? Муж в отъезде, лошади плохие, а до больницы, до
доктора тридцать верст, да и не поедет никакой доктор в такую страсть...
Стукнуло в прихожей, - Нефед принес соломы на топку, свалил ее на пол, отдуваясь, утираясь, дыша холодом и
вьюжной свежестью, приотворил дверь, заглянул:- Ну что, барыня, как? Не полегчало?- Куда там, Нефедушка!
Верно, и не выживет! Все какие-то красные лапти просит...- Лапти? Что за лапти такие?- А господь его знает.
Бредит, весь огнем горит... Мотнул шапкой, задумался. Шапка, борода, старый полушубок, разбитые валенки -
все в снегу, все обмерзло... И вдруг твердо:- Значит, надо добывать. Значит, душа желает. Надо добывать.-
Как добывать?- В Новоселки идти. В лавку. Покрасить фуксином нехитрое дело.- Бог с тобой, до Новоселок
шесть верст! Где ж в такой ужас дойти! Еще подумал.- Нет, пойду. Ничего, пойду. Доехать не доедешь, а
пешком, может, ничего. Она будет мне в зад, пыль-то...И, притворив дверь, ушел. А на кухне, ни слова не
говоря, натянул зипун поверх полушубка, туго подпоясался старой подпояской, взял в руки кнут и вышел вон,
пошел, утопая по сугробам, через двор, выбрался за ворота и потонул в белом, куда-то бешено несущемся
степном море.Пообедали, стало смеркаться, смерклось - Нефеда не было. Решили, что, значит, ночевать
остался, если бог донес. Обыденкой в такую погоду не вернешься. Надо ждать завтра не раньше обеда. Но
оттого, что его все-таки не было, ночь была еще страшнее. Весь дом гудел, ужасала одна мысль, что́ теперь там,
в поле, в бездне снежного урагана и мрака. Сальная свеча пылала дрожащим хмурым пламенем. Мать
поставила ее на пол, за отвал кровати. Ребенок лежал в тени, но стена казалась ему огненной и вся бежала
причудливыми, несказанно великолепными и грозными видениями. А порой он как будто приходил в себя и
тотчас же начинал горько и жалобно плакать, умоляя (и как будто вполне разумно) дать ему красные лапти:
- Мамочка, дай! Мамочка, дорогая, ну что тебе стоит! И мать кидалась на колени и била себя в грудь:-
Господи, помоги! Господи, защити!
А когда наконец рассвело, послышалось под окнами сквозь гул и грохот вьюги уже совсем явственно, совсем не
так, как всю ночь мерещилось, что кто-то подъехал, что раздаются чьи-то глухие голоса, а затем торопливый,
зловещий стук в окно.
Это были новосельские мужики, привезшие мертвое тело, - белого, мерзлого, всего забитого снегом, навзничь
лежавшего в розвальнях Нефеда. Мужики ехали из города, сами всю ночь плутали, а на рассвете свалились в
какие-то луга, потонули вместе с лошадью в страшный снег и совсем было отчаялись, решили пропадать, как
вдруг увидали торчащие из снега чьи-то ноги в валенках. Кинулись разгребать снег, подняли тело -
оказывается, знакомый человек...
Тем только и спаслись - поняли, что, значит, эти луга хуторские, протасовские, и что на горе, в двух шагах
жилье...За пазухой Нефеда лежали новенькие ребячьи лапти и пузырек с фуксином.22 июня 1924

30.

Главная проблема рассказа – вопрос о человечности, гуманном отношении к
людям. Нефёд символизирует сочувствие, сострадание и
самопожертвование. И противостоит он страшной стихийной силе
(«непроглядная вьюга», «…потонул в белом, куда-то бешено несущемся
степном море», «...в бездне снежного урагана и мрака», «страшный снег»; «гул
и грохот вьюги», «...в такую страсть», «такой ужас». Трудно представить, что в
такую погоду человек отважился пройти двенадцать верст, чтобы просто
исполнить желание мальчика. Не описывается в рассказе, как он шел, как
замерзал. Важно, что он дошёл, пусть и не сам, что он выполнил просьбу
ребёнка.
В рассказе много красного цвета – цвета пульсирующей крови и огня. В
христианской символике красный цвет означал любовь и милосердие – символ
самопожертвования Христа.
Финал рассказа открытый: остается неизвестно, выздоровел ли мальчик, спас
ли его Нефед. Такое завершение заставляет еще раз задуматься о поступке
главного героя. Бескорыстность поступка Нефеда очевидна. Уже не зная того,
он спасает и отчаявшихся новосельских мужиков, ведь именно благодаря
Нефёду они находят правильную дорогу.

31.

Вспомним эпизод из романа-эпопеи Л. Толстого «Речь Кутузова перед
солдатами Преображенского полка». Здесь мы видим, что полководца
объединяет с солдатами не только чувство ненависти к врагу, но и жалость к
поверженному, ничтожному неприятелю. Этой сцене предшествует встреча
Кутузова с французскими пленными: «Большая часть лиц французских солдат
были изуродованы отмороженными носами и щеками, и почти у всех были
красные, распухшие и гноившиеся глаза». Вид этих людей вызывает у
Кутузова чувство жалости, и он обращается с речью к своим солдатам: «Вам
трудно, да всё же вы дома; а они – видите, до чего они дошли. – Хуже нищих
последних. Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть
можно. Тоже и они люди. Так, ребята?» И тут же: «Поделом им». Так в
«простодушно-стариковской речи» соединились жалость к обмороженным,
голодным французам и гнев за всё зло французского нашествия.
«Сердечный смысл этой речи не только был понят, но самоё чувство
величественного торжества в соединении с жалостью к врагам и сознанием
своей правоты…это самое чувство лежало в душе каждого солдата».
Жалостливость к врагу Толстой считал отличительной чертой русского народа.
В душе русских солдат, как и в душе Кутузова, нет чувства ненависти,
стремления к мести тем, кто был виновником их страданий. Кутузов и солдаты
едины в своём отношении к врагам.

32.

Матрёна Васильевна - главная героиня рассказа А.И.Солженицына «Матренин
двор». Лучшие стороны характера Матрены Васильевны раскрывают несколько
эпизодов. (Фаддей с сыновьями ломают горницу Матрены Васильевны, которую она
решила отдать Кире; просьба жены председателя помочь колхозу, просьба соседки
докопать картошку). И во всех эпизодах Матрёну просят чем-нибудь помочь, а она не
отказывается, помогает, даже если больна, и не берёт ничего взамен. Автор говорит о
ней: «Ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда».
Героиня была «в ладах с совестью своей». Её душа была открыта для каждого,
внутренне она была чиста, как ребёнок. Автор сказал про таких людей, что у них» всегда
лица хорошие», то есть они добрые, чистосердечные, доступные окружающим.
И эта доброта довела Матрену Васильевну до гибели. Люди не смогли понять ее, ее
внутренний мир, душу. Они использовали ее помощь, ее стремление к труду для
реализации своих личных целей, даже не пытаясь, ничего дать взамен. Нет, не деньги,
не продукты, а понимание, уважение – вот чего ждала Матрена Васильевна, но не
дождалась.
Считаю, что автор прав, назвав Матрену праведником, потому что она «есть… тот
самый праведник, без которого… не стоит село». Она была центром всего
происходящего, она добавляла частицу себя во всю деревенскую жизнь, работу. Её
можно по праву считать хозяйкой, ведь даже начальство, которое по сути дела и должно
помогать всем обращаюсь за помощью именно в Матрене, «без Матрены не обходилась
ни одна пахота огорода», без Матрены ничего не обходилось.
А ещё можно сказать, что Матренин двор – это ее дом, после разрушения, которого
разрушается и ее жизнь, двор бескорыстия, праведничества. Без таких людей погибнет
Русь.

Рассказ под названием «Красавица» написан осенью в 1940 году великим писателем Буниным. Эта новелла относится к философскому типу написания. Произведение очень маленькое, писатель поместил его всего на одной странице. В рассказе описывается история жизни доброго мальчишки семи лет, которого сильно ненавидела мачеха. Она была очень красивой женщиной, но при этом коварной и злой. От беспощадной ненависти ребёнок прячется и таится в своём родном доме. Он стал как будто не видимым для всех, старается не попадаться на глаза «красавице». В своём произведении Бунин рассказывает о безнаказанности злых поступков.

Все слова в рассказе пропитаны большим состраданием и жалостью к беззащитному ребёнку. Отец, испытывая страх перед новой супругой, старается угодить ей во всём. При этом он забывает про своего сына и делает вид, как будто у него во все нет ребёнка. Автор в этом произведении показывает читателю, как доверчивы и беспомощны маленькие дети. Они полностью зависят от взрослых людей и не могут расти без заботы и любви своих близких.

Для описания отношения мачехи к своему пасынку, писатель применяет такой эпитет, как «возненавидела спокойно». Красивая молодая, но при этом очень властная женщина с пронзительным взглядом. Она была небольшого роста, с хорошей фигурой, всегда прекрасно одета. Мачеха ясно, осознаёт своё превосходство над мальчиком и при любом удобном случае напоминает ему об этом.

Бунин этими отношениями между не родной матерью и пасынком, подчёркивает, и лишний раз указывает на бездушие и непорядочность взрослых людей из так называемого высшего общества. Ведь быть эгоистами по отношению к ребёнку и не проявлять заботу о нём, противоречит всем законам природы и нашего общества. Иван Бунин в своём произведении «Красавица» отчётливо показал читателю, что человек, который красив снаружи, не всегда красив душой и своими поступками. Иногда он не просто не красив изнутри, а ещё и очень жестокий по отношению к другим людям.

Полное одиночество маленького мальчишки писатель раскрывает в последнем абзаце своего рассказа. В нём он подбирает особенные слова, с помощью которых вызывает сочувствие и жалость к забытому всеми ребёнку. Например, использует вот такие словосочетания: «стоит в уголке гостиной», «читает книжечку». Можно ли после такого холодного и равнодушного отношения, считать красивую девушку «красивой». Автор чётко даёт нам понять, что нет.

Сочинение для 11 класса по рассказу Красавица

Иван Алексеевич Бунин написал рассказ на 70 году жизни. В этом возрасте переосмысливаешь прожитую жизнь, видишь людей насквозь. Чтобы понять человека можно просто посмотреть его отношение к другим. Автор затрагивает не простые взаимоотношения в семье. В произведении описаны три сюжетные линии: отношение отца со второй женой, хозяйки в доме и семилетнего мальчика. В рассказе нет имен, писатель обобщает категорию определенного круга людей.

Рассказ начинается с описания пожилого мужчины, который овдовел и женился во второй раз. Старик был чиновником, очень плохо выглядел, но женился на молоденькой, уверенной в себе женщине. Это резкое противопоставление уже по внешности персонажей дает понять о не похожести людей.

С появлением новой хозяйки в доме жизнь стала безрадостной и тихой. Женщина воцарилась, а значит ей никто не мог возражать. Она спокойно возненавидела мальчика. Что означает этот оксюморон? Проявление равнодушия, отстранение от семьи, жизнь без любви и ласки. Все это воспитывает в ребенке нелюдимость, зажатость, неискренность. Он просто боится жить.

Мальчик стал словно несуществующим в доме. Это усиливает понимание что сынок для отца не значит ничего. Он живет в доме, но место отведенное ему подчёркнуто с уменьшительными суффиксами: добришко, диванчик, постелька. Сам за всем следит несмотря на свой юный возраст.

А что чувствует отверженный ребенок? Оставшись в полном одиночестве что мальчик будет знать о мире? Будет ли он жестоким или все же будет знать цену своим словам и поступкам? Станет ли мальчик доверять миру когда вырастит? Сюжет не имеет развязки. Остается только додумывать что станет с ним.

Равнодушие к ребенку проявляет в доме не только новая супруга, но и родной отец мальчика в угоду молодой жене. Чиновник был на столько неинтересным человеком что даже не мог высказать свою точку зрения. В добавок он носил очки с цветом йода что отражает его не желание видеть действительность. К сожалению, отец в интересах личного счастью забывает о сыне.

Небольшой рассказ Бунина представляет собой трагедию жизни ребенка, отсутствие опеки родителей. Иван Алексеевич тонко обрисовал суровую жизнь мальчика. Поведение родителей ребенка заставляет судить людей не только по внешности и положению в обществе, но и по нравственным устоям.

Можно ли считать красивым человека только по его внешности? Безусловное нет! Автор это доказал. Внешняя красота - холодная, не живая. Только внутренняя гармония делает человека полноценным, заслуживающим уважения и подающая пример для подражания. Только положительные поступки сделают человека красивым и приятным.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение по картине Буря Айвазовского 7 класс

    Всемирно известная картина «Буря» великого художника Ивана Константиновича Айвазовского, является одной из мои любимых работ в жанре пейзажной живописи.

  • Сочинение Образ Русской земли в Слове о полку Игореве - образ Руси 9 класс

    В произведении древнерусской литературы «Слово о полку Игореве», пожалуй, одно из центральных мест занимает образ земли. Именно на ней разворачиваются все чудовищные события, которые мы помним до сих пор. Каждая строчка пропитана необыкновенной любовью

  • Тому я хочу розповісти вам, про те що відбувалося у цьому творі, про головну думку яку автор намагався донести читачам і про те що, деяка частина людей на даний момент, гроші цінить більше ніж людське життя.

  • Сочинение Если бы я был волшебником 5, 6 класс

    Если бы я был волшебником, то я бы прекратил на земле все войны и установил мир во всём мире. Чтобы дети не гибли и не становились инвалидами. Если бы я был волшебником, то я придумал лекарство от рака

  • Сочинение по картине Левитана Осень (описание)

    Лиричный пейзаж «Осень» И. И. Левитана повествует о прекрасной листопадной поре