Чередующиеся и омонимичные им корни. Учебник филипповой. Какие корешки именуются омонимичными

разными по форме (иметь различный фонемный состав). В связи с этим выделяются омонимичные и синонимичные морфемы.

Омонимичные морфемы - это морфемы, тождественные

по фонемному составу, но различающиеся по значению.

Омонимичными могут быть все виды морфем. Нагляднее проявляется омонимия корней, которая непосредственно связана с лексической омонимией, например, в слове водопровод два омонимичных корня: вод- (вода), вод- (проводить); омонимичными являются корни в словах нос-ик, у-нос-ить; мед-ок, мед-ик, мед-ицина; гор-а, гор- е; кос-ить, кос-ой (в значении кривой); пар-а, пар-овой и мн. др.

Омонимичными могут быть приставки, например, омонимичными являются русская приставка про- , у которой в «Словаре русского языка» (Т. 3. С. 461) выделено 13 значений в глаголах и одно значение в существительных типа проседь, просинь, и заимствованная приставка про -, употребляющаяся при образовании имен существительных и прилагательных со значением «сторонник кого-либо, действующий в интересах кого-либо: профашист, проамериканский» (Словарь. Т. 3. С. 461).

Омонимичными являются приставки со - в именах существительных (соучастник, соавтор ) и глаголах (собираться, сорвать ) и др.

Многочисленны случаи омонимии флексий. Так, омонимичными являются флексия -у в глаголах (со значением единственного числа, 1 лица, изъявительного наклонения, настоящего–будущего времени: нес-у, принес-у, бег-у и т. п.) и флексия -у в именах существительных (со значением дательного падежа, единственного числа, мужского–среднего рода: брат-у, сел-у ); флексии -а в существительных родительного падежа, единственного числа, мужского–среднего рода и в существительных именительного падежа, множественного числа мужского–среднего рода, ср.: у зер-а, л й с-а, но лес- б , озер- б .

Омонимия словообразующих суффиксов наблюдается в том случае, если тождественные в фонемном отношении аффиксы относятся к различным частям речи, например: -ин в притяжательных прилагательных (дядин, мамин ) и -ин в именах существительных со значением единичности (горош-ин-а, бус-ин-а ); -ист в именах существительных (маркс-ист, очерк-ист ) и –ист - в именах прилагательных (ветв-ист-ый, лес-ист-ый ).

Омонимия словообразующих суффиксов возникает при переходе слов из одной части речи в другую, например, при переходе

причастий в прилагательные, когда формообразующие суффиксы становятся словообразующими (ср.: цвет-ущ-ий сад и цвет-ущ-ий вид ; в первом случае -ущ- выражает грамматические значения действительного залога, настоящего времени, суффикс формообразующий; во втором случае суффикс -ущ- является словообразующим и грамматических значений не выражает.

Омонимия морфем возникает в результате изменения значения морфем в процессе словообразования, например, окончания прилагательных становятся суффиксами наречий: по наш-ему договору (окончание), будет по-наш-ему (суффикс), перв-ых , но во-перв-ых (суффикс).

Сложнее обстоит дело с приставками и суффиксами, относящимися к одной части речи. В русистике не выработаны критерии для разграничения многозначности (полисемии) и омонимии подобных аффиксов. Эти проблемы имеются и в лексикологии, когда не всегда однозначно можно выделить многозначные и омонимичные слова. Аналогична ситуация в морфемике. На нерешенность теоретического положения о разграничении полисемии и омонимии словообразовательных аффиксов указывают авторы словарей морфем, что обусловливает трудности в составлении словарных статей в словарях морфем.

Так, А.И. Кузнецова отмечает: «Вопрос об аффиксальных омонимах (омоморфемах) - один из самых неясных и не имеющих общепринятого решения вопросов морфемного анализа» (А.И. Кузнецова, Т.Ф. Ефремова. Словарь морфем русского языка. М., 1986. Вступительная статья А.И. Кузнецовой, с. 6). Об этом же пишет Т.Ф. Ефремова, касаясь принципов создания толкового словаря словообразовательных морфем: «...отсутствует единое мнение по проблемам омонимии и способам подачи омонимов в словаре...» (Т.Ф. Ефремова. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка. М., 1996. С. 6).

Иногда значения аффиксов не имеют общей семы и являются омонимичными, например, омонимичны суффиксы -ин-(а) со значением единичности (горошина ), -ин-(а) со значением лица (жадина ), -ин-(а) с вещественным значением, для обозначения мяса по названию животных (баранина, осетрина ), -ин-(а) для обозначения абстрактного признака (глубина, тишина ), -ин-(а) со значением увеличительности (домина ). Суффикс -чик - может обозначать лицо мужского пола по профессии (летчик ), другой же суффикс -чик - имеет уменьшительно–ласкательное значение (лимончик ).

Существительные с суффиксом -инк - обозначают признак, проявляющийся в слабой степени: хитрИНКа, задорИНКа, лукавИНКа, слабИНКа, грустИНКа, фальшивИНКа, рыжИНКа, сумасшедшИНКа . Суффикс -инк- продуктивный. Существительные такого типа часто используются в поэзии. Ср. косИНКа, грустИНКа (Е. Евтушенко), «В глазах у него бессмертИНКа» (Р. Рождественский), веселИНКа, угрюмИНКа (И. Григорьев). Суффикс имеет значение качества с оттенком уменьшительности, это суффикс абстрактных существительных. Омонимичными являются суффиксы -ин-к -, присоединяемые к существительным. Суффикс -ин - выражает значение единичности, суффикс -к - имеет уменьшительно–ласкательное значение (льдинка, брусника, виноградинка, изюминка ).

Однако часто отношения не так однозначны. Так, суффикс -тель может иметь значения 1) «лицо, производящее действие» (слушатель, читатель ), 2) «предмет, производящий действие» (рыхлитель, распылитель ), 3) «предмет, предназначенный для осуществления действия» (проявитель, накопитель ). Наличие собственно агентивного значения, которое создается суффиксом -тель , позволяет рассматривать его значение как многозначные. Однако имеется и другая точка зрения, согласно которой значения рассматриваются как омонимичные.

У приставок может быть по несколько значений (у приставки про -, например, 14 значений), дифференциация которых (многозначные - омонимичные) также часто вызывает затруднения.

Таким образом, во-первых, основным критерием при разграничении аффиксальной омонимии и полисемии является семантика аффиксов (наличие - отсутствие общей семы). Во-вторых, важный признак омонимичных аффиксов - их отнесенность к разным частям речи. В-третьих, признаком омонимичных аффиксов служит их различное происхождение (исконное или заимствованное). А.И. Кузнецова к признакам омонимии аффиксов относит также наличие разных чередований в морфемах. Так, в глаголах суффикс -у - может чередоваться с -ов -: рисУю - рисОВать; в наречном суффиксе -у- такое чередование невозможно: сверху, снизу (А.И. Кузнецова. Указ. раб. С. 6).

Выделяются также синонимичные морфемы. Синонимичными

являются морфемы, различающиеся формально (фонематически), но имеющие тождественное или близкое значение.

Синонимичные морфемы не имеют генетической общности, но при

синхронном анализе этим критерием руководствоваться нельзя. В лингвистической литературе иногда высказывается мнение о невозможности противопоставления с синхронной точки зрения синонимичных и вариантных суффиксов (см, например, Г.О. Зенков. Вопросы теории словообразования. 1969), однако синонимичные и вариантные суффиксы четко различаются таким признаком, как отсутствие фонематической общности. Синонимичными будут, например, суффиксы -оват- и -ист - в прилагательных, образованных от имен существительных, со значением «характеризующийся отношением к тому, что названо мотивирующим словом»: ухабИСТый, лесИСТый, кочкОВАТый, сукОВАТый ; суффиксы -ин, -ов, -ий в притяжательных прилагательных: дядИН, отцОВ, казачИЙ ; синонимичными являются многие приставки, например: не-, без-,

а- (ненравственный, безнравственный, аморальный), анти-, противо- (антинародный, противоестественный); пре-, раз-

со значением высокой степени признака (премилый, предобрый, развеселый ); синонимичные флексии выражают одни и те же грамматические значения, например: да-м, принес-у (1 лицо, ед. число, будущее время), да-ст, принес-ет (3 лицо, единственное число, будущее время).

В ОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Дайте определение омонимичных морфем .

2. Назовите признаки омонимичных аффиксов . Приведите примеры.

3. Дайте определение синонимичных аффиксов . Приведите примеры.

Т ЕРМИНЫ К §8

омонимичные морфемы

синонимичные морфемы

§ 9. Морфемы исконные и заимствованные

Деление морфем (корневых и аффиксальных) на исконные и заимствованные возможно только при диахронном подходе к составу и образованию слов. Однако разграничение исконных и заимствованных аффиксов иногда необходимо в практических целях, например, орфографическое правило написания Ы или И в начале корня после приставок основано на разграничении исконных и заимствованных приставок: после русских приставок, оканчивающихся на согласную, в корне пишется Ы (кроме меж -, сверх -), а после иноязычных приставок - И, ср.: предЫнфарктный , но постИнфарктный ; безЫнформационный , но дезИнформация ; в исконных словах во всех частях слова после Ц под ударением пишется О, без ударения - Е: отц-ов (дом ), ситц-ев-ое, борц-ом, месяц-ем, цокот , в иноязычных словах буква О после Ц может встречаться в безударном положении, например, герцог, герцогиня, скерцо, меццо, палаццо и некоторые другие.

В связи с этим охарактеризуем морфемы по признаку «исконные - заимствованные».

Словоизменительные аффиксы заимствованного происхождения единичны в русском языке: это, например, старославянские по происхождению суффиксы действительных причастий настоящего времени -ущ-(-ющ-), -ащ-(-ящ- ) (чита-ющ-ий, бег-ущ-ий, леж-ащ-ий, вис-ящ-ий ). Именно грамматические значения и соответственно средства их выражения - словоизменительные аффиксы - определяют специфику каждого языка, поэтому отсутствие заимствований обеспечивает сохранение специфики языка.

Словообразующие аффиксы не изменяют грамматического строя языка и потому могут заимствоваться чаще при усвоении языком заимствованной лексики. Так, в современном русском языке широкое распространение получили многие заимствованные приставки (преимущественно греческого и латинского происхождения), например:

а -, выражает отрицание признака (алогичный, аморальный ), анти -, соответствует русской приставке противо - (антинауч-

ный, антимиры),

архи -, обозначает высшую степень признака (архинелепый, архиплут ),

гипер -, указывает на превышение нормы, соответствует русским приставкам сверх -, над - (гиперфункция ),

гипо -, указывает на понижение в сравнении с нормой (гипофункция ),

де -, дез -, указывает на отрицание чего-либо (дезинформация, демонтаж, демобилизация ),

интер -, соответствует русской приставке меж - (между -) (интернациональный ),

контр -, соответствует русской приставке против - (контрудар ,

контратака),

пан -, со значением «относящийся ко всему» (панъевропейский ),

про -, со значением «быть сторонником», «действовать вместо кого-либо, в интересах кого-либо» (проректор, проамериканский ),

пост -, соответствует русской приставке после - (постинфарктный, постимпрессионизм ),

супер -, соответствует русской приставке сверху -, над - (суперобложка ), чаще приставка супер - имеет второе значение - «высшего качества, свойства» (супермодный, суперавиация ),

транс -, имеет значение «движение через какое-либо пространство» (транссибирская магистраль ),

экстра -, соответствует русской приставке сверх - (экстраординарный ).

С усвоением иноязычной лексики при заимствовании нескольких однокоренных слов на русской почве выделяются заимствованные суффиксы и корни. Так появились суффиксы -ист (коммунист ), -изм

(коммунизм), - аж (метраж), - ант (дипломант), - аций(а) (оптимизация), - ирова(ть), - изирова(ть) (идеализировать, полемизировать). Эти и другие заимствованные суффиксы усваиваются русским языком и соединяются уже с русскими основами, например: хвост-изм, бакунизм, воен-изация, совет-изация, большев-изация.

Приближаются к аффиксам иноязычные элементы -лог (имеющий значение «лицо, занимающееся какой-либо наукой»), -фил (со значением «лицо, характеризующееся любовью к чему-либо»), -фоб (со значением «лицо, отличающееся боязнью чего-то, неприязнью к чему-то»), особенно - -тек(а) (со значением «место для хранения, собрание чего-либо»), -дром (со значением «площадка, место для содержания и отправления каких-либо машин»), -фикаций (а) (со значением «делание»). Иноязычное значение этих элементов

носителями русского языка не всегда осознается, многие не знают их этимологии:

Лог - от греч. logos - учение ; -фил - от греч. phileo - люблю ; -фоб - от греч. phobos - страх ;

Ман - от греч. mania - безумие , страсть ; -тек -а - от греч. theke - хранилище ;

Дром - от греч. dromos - место для бега, бег; - фикаций-а - от лат. facere - делать.

Все они осознаются как аффиксы. Но от обычных аффиксов их отличает наличие соединительного О перед ними, как перед корневыми морфемами в сложных словах: климатоЛОГ, славяноФИЛ, балетоМАН, картоТЕКА, танкоДРОМ, теплоФИКАЦИЯ . Они близки к аффиксоидам. В словах газификация , электрификация перед элементом -фикаций-а выступает гласный И. Морфемы -тек(а), -дром, -ификаций-а многие лингвисты рассматривают как суффиксы.

В ОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Почему практически не заимствуются формообразующие (словоизменительные) морфемы?

2. Каким путем заимствуются словообразующие суффиксы и приставки?

3. Приведите примеры заимствованных аффиксов.

ГЛАВА 3. ОСНОВА СЛОВА. ОСНОВЫ НЕПРОИЗВОДНЫЕ И ПРОИЗВОДНЫЕ, ЧЛЕНИМЫЕ И НЕЧЛЕНИМЫЕ

§10. Основа слова

Лексическое значение слова складывается из значений составляющих его корневых и служебных словообразующих морфем. Оформляется же слово посредством формообразующих морфем - окончания - и формообразующих суффиксов, которые выражают грамматические значения слова.

Часть слова без окончания и формообразующих аффиксов, которая заключает в себе лексическое значение, называется основой слова. Например: учительниц -а, гений - , семьй -а (семья), бельй -о (белье), осенн -ий, повесел -ее, нов -ейший, крикн -

ет, рассказыва-ть, привез -ли, приеха -вший, разреза -в, летом . Спорным является вопрос об отношении к основе постфиксов.

Часто их в основу не включают. «Грамматика современного русского литературного языка» (1970) так определяет основу: «Основой словоформы называется часть словоформы, остающаяся после отсечения флексийного и постфиксного морфов» (С. 31).

Однако многие слова без постфиксов не употребляются (смеяться, улыбаться, бояться, надеяться и т. п.) или без них имеют совсем другое значение (находить - находиться; договорить -

договориться; заесть - заесться; давить - давиться; кто,

кто-то; что, что-либо; какой, какой-нибудь). Следовательно, постфиксы являются необходимым элементом состава слова, выражающим лексическое значение, и потому они входят в основу как ее составная часть.

Основа заключает в себе лексическое значение слова, поэтому у слова во всех его формах (в лексеме) должна быть одна основа:

нес -ти, нес -ш-ие, нес -и; стул - , стул -й-а; сильн -ый, сильн -ое, сильн -ее, сильн -ейш-ий, наи-сильн -ейш-ий. Однако у некоторых слов может быть две или даже три основы. Приведем примеры.

Имена существительные, обозначающие невзрослых лиц и детенышей животных, имеют разные суффиксы в формах единственного и множественного числа: цыган-енок - - цыган-ят-а, волчонок - - волч-ат-а . Эти суффиксы синкретические: выражают лексическое значение невзрослости и грамматическое значение

числа (-енок- единственного, -ят- множественного), поэтому эти суффиксы входят в основу и слова подобного типа имеют по две основы - основу единственного числа и основу множественного числа: цыган-ЕНОК- - цыган-ЯТ -а, казач-ОНОК - - казач- АТ -а, волч-ОНОК - - волч-АТ -а . Образование новых слов в этом случае идет от основы мн. ч. (в древности она была общей основой):

теленок - телят-а, теляч-ий, телят-ин-а, и только слова с суффиксами субъективной оценки образуются от основы единственного числа: теленоч-ек.

У слов мать , дочь и слов на -мя типа имя , время тоже по две основы - основа исходной формы и основа косвенных форм (кроме формы вин. п. ед. ч., совпадающей с формой им. п.): мать - мат- ер -и, дочь - доч-ер -и и т. д. Образование новых слов идет от основы косвенных падежей (дочер-ний, матер-инский ) и от основы начальной формы у слов на -мя (врем-енной, сем-енной ).

Две основы (единственного и множественного числа) выделяются в существительных со значением лица по отношению к местности, религиозному учению, национальности, которые в единственном числе имеют суффикс -ин (-анин , -чанин ). У одних существительных он сохраняется в единственном и множественном числе: груз-ин , груз-ин -ы (у этих слов выделяется одна основа), у других утрачивается во множественном числе: болгар-ин - болгар -ы,

татар-ин - татар -ы, славян-ин - славян -е. Тогда в формах единственного и множественного числа следует выделять разные основы, при этом образование новых слов идет от основы множественного числа (татар-ский, славян-ский, болгар-ский).

В отношении основ много особенностей у глаголов. Традиционно

у глаголов выделяется две основы, от которых и происходит образование форм - основа прошедшего времени (или инфинитива) и основа настоящего времени (у глаголов совершенного вида - простого будущего). Основа прошедшего времени определяется по форме прошедшего времени (или инфинитива) путем отбрасывания окончаний и формообразующих суффиксов: выли-ть, выли-л-и ; основа настоящего времени определяется по личным формам настоящего (будущего) времени путем отбрасывания окончаний: читай-ут, выльй-ут .

В очень редких случаях две основы глагола могут совпадать, например, нес -л-и, нес -ти, писа -ть, пиш -ут; кова -ть, кова -л-и, куй -ут ). Иногда у основ настоящего и прошедшего времени бывают разные корни: ше -л, ш -л-и, шед -ш-ий, ид -ут; еха -ть, еха -л-и, ед -ут .

У некоторых глаголов различаются три основы - основа инфинитива, основа прошедшего времени и основа настоящего (будущего) времени. Так бывает у глаголов на -нуть , утрачивающих суффикс -ну - в формах прошедшего времени и имеющих -н - в основе настоящего (будущего) времени (сохну -ть, сох -л-и, сохн -ет ), у глаголов на -ере-ть : тереть - тер-е -ть, тер -л-и, тр -ут . Однако следует иметь в виду, что некоторые лингвисты выделяют в глаголе одну основу, преобразующуюся при формообразовании (см. §5).

У некоторых качественных прилагательных с суффиксами -к- , -ок- , -ек- образование форм сравнительной степени (иногда и превосходной) происходит от основы без этих суффиксов (с чередованием), так что можно говорить о том, что они имеют по две основы: гладк -ий - глаж -е, жидк -ий - жиж -е, редк -ий - реж -е, коротк -ий - короч -е, близк -ий - ближ -е - ближ -айш-ий, низк -ий - ниж -е - ниж -айш-ий, широк -ий - шир -е, далек - ий - даль -ше, тонк -ий - тонь -ше .

В форме сравнительной степени наречий и слов категории состояния (или предикативных наречий) суффиксы сравнительной степени входят в основу, так как они являются синкретическими: они сменяют словообразующий суффикс наречий -о и выражают грамматическое значение сравнительной степени (весел-о - весел-ее, быстр-о - быстр-ее, тих-о - тиш-е ). Поэтому у качественных наречий обычно по две основы - основа положительной и сравнительной степени: весело , веселее и т. п.

При переходе причастий в прилагательные и существительные происходит изменение основы: суффиксы причастий не входят в основу как формообразующие, при переходе же причастий в прилагательные и существительные суффиксы включаются в их основу, ср.: блест -ящ-ий (на солнце) , но блестящ -ий (ответ) ; ран -енн- ый (пулей) и ранен -ый (солдат) .

«Корень слова 2 класс» - Цветок, цветной, зацветать. Вес, весовой, взвешивать. 3. Как определить корень в слове? Белок, белый, белить. В лесу работает лесник. Под берёзой растёт подберёзовик. В саду работает садовник. Однокоренные слова. 2. Что такое корень слова? Под осиной растёт подосиновик. Корень слова. Муравьи живут в мура- вейнике.

«Корень биология» - Лишайники.; учебник для учащихся 6 класса общеобразовательных учреждений. Развивающая: Сравнивать строение и развитие стержневой и мочковатой корневых систем. Органы цветковых растений. Развивать творческое мышление и монологическую речь. Разъяснять особенности строения и функции корня, строение и образование корневых систем.

«Орфограммы корня» - Правописание согласных в корне слова. Устный диктант Объясните орфограммы. Что такое орфограмма? На какие 4 группы делятся чередующиеся гласные в корне? Согласные в корне. Найдите ошибки. Проверяемые безударные гласные. Корень или нет? Глагольная форма ли нет? И-Ы после Ц. Объясните устно орфограммы.

Блест-блист. Раст-ращ-рос. Бир-бер. Кос-кас. Корни с чредованием гласных. Клан-клон. Пер-пир. Мы с чередованием корни, Учат дети нас упорно. Зор-зар. Мер-мир. Лаг-лож. Гор-гар.

«Однокоренные слова с корнем» - Умные совята – Совята у совушки. Осина – осинка, подосиновик, осиновый, осинник. Горняк – работник горной промышленности. Добывает полезные ископаемые. Учиться находить однокоренные слова, выделять корень. Очень сильно. Оса. Задача урока: Подосиновик. Правило. Однокоренные слова. Урок по русскому языку во 2 классе по программе развивающего обучения.

«6 класс корень» - Подведение итогов работы: Увеличение расстояния между делениями на конце корня на второй день. Информационные ресурсы. Грибы. Определение зоны роста корня. «Биология. Растения. Этапы проведения опыта: Бактерии. Помещение проростка в банку, где создана влажная камера. Прорастание семян фасоли, гороха с хорошо развитыми зародышевыми корешками.

-ГОР- гор елый, загор еть (-ГАР- под ударением загар )

-ЗАР - зар ница, зар я (-ЗОР- под ударением зорька ) Исключение: зоревать

-КЛОН - преклон ение, склон иться (под ударением –КЛАН-КЛОН)

-ТВОР - притвор иться, столпотвор ение (под ударением –ТВАР-ТВОР)Исключение: утварь

  1. Запоминаем, как выглядят следующие корни:

-ЛАГ – ЛОЖ- полаг ать – полож ение Исключение: пОлог

-РАСТ – РАЩ – РОС- раст ение, выращ енный, подрос ла

Исключение:росток, росточек, ростовщик, Ростов, Ростислав, отрасль, отраслевой. (ПодросткОвый – от подрОсток, где О под ударением. На вырост – приставка вы оттянула на себя ударение.)

-СКАК – СКОЧ - скак ать – вскоч ить

Исключение: скачок, скачу, скачи, скачкообразный

-НИМ – НЯ- сним ать - сня ть

-ЖИМ – ЖА- сжим ать - сжа ть

-ЧИН – ЧА- начин ать – нача ть

-КЛИН – КЛЯ- проклин ать - проклят ие

-НИМ – НЯ- поним ать – поня ть

примин ать - примя ть

  1. Корни, в которых чередующаяся гласная зависит от суффикса А :

-БЕР – БИРА- убер у - убир аю

-ДЕР – ДИРА- удер ет - удир аю

-ПЕР – ПИРА- запер - запир ать

-ТЕР – ТИРА- вытер - протир ать

-МЕР – МИРА- замер еть - замир ать

-СТЕЛ – СТИЛА- постел ить - застил ать

-БЛЕСТ – БЛИСТА- заблест еть - блист ательные

-ЖЕГ – ЖИГА- выжег - прижиг ать

-ЧЕТ – ЧИТА- вычет ы - вычит ание

Исключение: сочетать, сочетание

-КОС – КАСА-кос нулся – кас ался

  1. Корни, в которых правописание чередующейся гласной зависит от смысла слова

-МАК – МОК- мак ать, обмак нуть («погрузить в жидкость»)

промоч ить, вымок нуть («набрать влагу, стать мокрым»)

-РАВН – РОВН- уравн ение, сравн ить («одинаковый, равный»)

заровн ять яму, разровн ять грядку («сделать ровной поверхность»)

-ПЛОВ - ПЛАВ - «О» только в словах плов ец, плов чиха

«А» в остальных словах поплав ок, жук-плав унец и др.

(Но: плыв уны – слои почвы)

Проверяя корни с безударными гласными, помним:

  1. Нельзя проверять безударную гласную с помощью глагола с суффиксом -ИВА-ЫВА - (Пример: спрОсить – спрАшивать, опОздать – опАздывать).
  2. В корне может произойти чередование согласных, слова при этом все равно остаются однокоренными: мерц ающий –мерк нет, просвещ ение – свет.
  3. Не подбирайте слова только по созвучию: вИнегрет – вИнный, огрОмный, грОмадный – грОм . Такой способ годится для запоминания правописания. Но слова вИнегрет, огрОмный, грОмадный словарные, гласные в этих корнях непроверяемые. Слова стАдион и стАдия не являются однокоренными (их связывает глубокое прошлое, а мы можем искать проверочные слова только в современном русском языке), следовательно, стАдион – словарное слово.
  4. Слова аква рель, моно графия, хроно логия непроверяемые (в русском языке нет слов аква, моно, хроно и т. п.).
  5. Различайте омонимичные корни: примир ять (мир ный) врагов; пример ять (пример ка) платье. В этих корнях гласные безударные. Корень с чередованием -МЕР – МИРА- имеет другое значение: замер - замирать .

В этих словах нет чередования в корне: росинка, сложность, возгордиться, сдержаться, терзание, побережье, спиртовой, покоситься, накосить, гористый (участок).

  1. Нельзя в качестве проверки использовать искусственно созданное слово: экстрЕмальный (экстрим – слово молодежного сленга).
  2. В слове пАлисадник нет иноязычного ПОЛИ, как в словах поликлиника, полифония.
  3. ИнтЕллЕкт интЕллИ генту необходим, но корни этих слов различаются.
  4. непроверяемая безударная гласная

Приводим таблицу, слова из которой чаще всего встречаются на экзамене.

А авангард, авантюра, адвокат, альманах, аннотация, аномалия, антагонизм, апартаменты, аплодисменты, апелляция
Б багаж, бойкот
В вакансия, великолепный, ветеринар, винегрет
Г габариты, гарнизон, горизонт
Д дезертир, декларация, дефицит, дилетант, директива, досконально
И игнорировать, иждивенец, интеллигентный, инквизиция
К кавычки, каламбур, календарь, каморка, карнавал, катастрофа, коварный, колдовать, комбинезон, компетентный, компоновать, компромисс, конституционный, конфорка, корифей, косметология, критерий
Л лелеять
М меридиан, меценат, мотивация
Н наваждение, ностальгия
О оригинальный
П палисадник, панорама, парадокс, пессимист, поролон, предварительный, привередливый, привилегия, примитивный, приоритет, пьедестал
Р реабилитация, регламент, резиденция, репетиция, реставрировать
С семинар, сертификат, сиреневый, стипендия, стремиться, суверенитет
У утрамбовать
Ф факультет, филармония, фестиваль
Ш шоколад, шовинизм, шоссе, шествовать
Э экипаж, экспонат, эксперимент, экскаватор, элемент, эксплуатация, экстремальный, экспедиция, эрудиция


Задание 9 . Ъ-Ь / приставки ПРЕ-ПРИ/ С-З на конце приставок/ гласные в приставках.

Цели:

  • установить тождество и разность корневых морфем,
  • ориентировать учащихся на общность и отличие в лексическом значении и буквенного (фонемного) состава омонимичных и синонимичных корней слов.

Задача: научить дифференцировать слова с одним и тем же корнем и слова с синонимичными и омонимичными корнями или “кусками” основ.

Тип урока: урок-исследование

ХОД УРОКА

I. Эмоциональный настрой

Цель: создание психологического комфорта учащихся для самостоятельной творческой деятельности на уроке.

Учитель: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха. Сейчас мы с помощью фантазии попробуем представить, как достичь успеха в любом деле. Подумайте о том, чему бы вы хотели научиться или чтобы вы хотели делать лучше, чем сейчас. Постарайтесь увидеть, как великолепно вы это делаете и запомните свои внутренние ощущения и чувства при этом. Представьте, что окружающие тоже радуются за вас. Сохраните эти ощущения, они помогут вам успешно работать. Сделайте глубокий выдох и откройте глаза.

II. Ситуация успеха

Цель: демонстрация теоретических знаний и практических умений по применению известных способов проверки орфограмм слабых и сильных позиций в корнях слов.

Теоретические знания учащихся проверяются на моделях.

Учитель: Давайте, проведем экскурсию по Лестнице знаний и увидим, чего мы достигли.

Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.

Д.И.Писарев

Лестница жизни полна заноз, и больше всего они впиваются, когда вы сползаете по ней вниз.

У. Браунелл

Учащиеся заслушивают сообщения представителей групп и оценивают их по шкале “правильность”, “интерес”.

Учитель: Обратите внимание на то, какие мудрые мысли записал робот Сам Самыч рядом с Лестницей знаний. Почему именно их приготовил Сам Самыч для вас? Назовите ключевые слова в каждой мудрой мысли. Как они могут быть связаны с содержанием урока?

Практические умения учащихся проверяются в задании “Корректура”:

Учитель: Найдите 3 ошибки в работе ученика.

Речь маей мамочки напаминает жюрчяние речьки.

Учитель провоцирует учащихся на неверный ответ, так как ошибок больше 5. Задания-ловушки учат детей самостоятельному ответу. Это своеобразный метод портативной диагностики и коррекции имитационно-репродуктивных ориентаций в классе. При этом происходит воспитание привычки доверять себе и не считать всякое слово истиной в последней инстанции.

Учащиеся с легкостью находят все ошибки и записывают высказывание в тетрадь.

Учитель: Что общего у слов речь, речка?

Учащиеся говорят, что данные слова - это слова, называющие предметы, женского рода, единственного числа, корни одинаковые реч- реч и находятся в сильной позиции.

III. Ситуация “интеллектуального конфликта”

Цель: обнаружение дефицита знаний в новой конкретно-практической задаче.

Учитель: Расшифруйте анаграмму.

[ч’] [и] [р’] [о] [ф] [к] [а]

Учитель: Сделайте фонемную, буквенную запись слова речевка.

<р’ э ч’_ в к а >
реч_ вка

Учитель: Как проверили орфограмму слабой позиции в корне? (Корнем слова речь .)

– Почему никто не воспользовался корнем слова речка ?

Учитель: Но вы только что говорили, что корни слов речь и речка одинаковые. Значит, каждый из них может служить проверкой орфограммы слабой позиции в корне слова речевка .

Учащиеся сталкиваются с ситуацией, когда, с одной стороны, буквенная запись корней одинаковая, а, с другой, “работа” (лексическое значение) разная. Таким образом, возник вопрос: что это за корни? Если не выяснить, что это за корни, то при проверке орфограммы слабой позиции в корне, можно нарушить закон письма (орфограмма слабой позиции в корне проверяется тем же корнем в сильной позиции). А нарушение закона ведет к ошибкам.

Учитель: С какой проблемой столкнулись? Проблема, в какой части слова? В чем опасность таких корней?

IV. Постановка учебной задачи №1

Цель: организация коллективной дискуссии, способствующей взаимодействию учащихся в группах; запуск процессов теоретического исследования и рефлексии.

Учитель: Какой вопрос будем решать на уроке? Сформулируйте задачу урока.

Задача: Что это за корни?

V. Фиксация проблемы в графическом виде на доске

Цель: осознание учащимися сущности проблемы через фиксацию в графико-знаковой форме.

Учитель: Смоделируйте задачу урока.

На доске появляется несколько моделей, из которых путем анализа остается наиболее точная.

Учитель: Для чего надо знать: что это за корни?

VI. Исследование № 1

Цель: установление полного совпадения корневой морфемы слов речь-речка, выявление отличий в значении и общности буквенного (фонемного) состава омонимичных корней.

Учащиеся проводят сравнительный анализ слов. Записывают их в транскрипции, буквенном виде, сопоставляют корни, лексическое значение, чтобы найти ответ на поставленный вопрос.

Моделирование (в группах)

Учитель: Составьте модель корней данных слов.

Учащиеся вывешивают результаты групповой работы на доску. Затем анализируют их, задают вопросы представителям групп, вносят коррективы. Такое обсуждение учит мыслить учащихся.
Таким образом, на доске остается висеть наиболее точная модель.

Учитель: Можно ли утверждать, что это одни и те же корни? (Нет)

– Не кажется ли вам, что когда-то мы встречались с похожей моделью?

– Как можно назвать корни, у которых лексическое значение разное, а звучат и пишутся одинаково?

Вывод: это – корни-омонимы.

Рефлексия

Учитель: Как ответим на вопрос урока? (Это – корни-омонимы.)

– Открытие зафиксируем на новой ступеньке Лестницы знаний.

Учитель: Расскажите всё, что знаете о корнях слов речка, речь .

Учащиеся, используя модель, доказывают, что у слов речь , речка корни – омонимы, проверочным корнем к речевке может быть только речь .

Учитель: Зачем надо знать корни-омонимы? Приведите примеры слов с омонимичными корнями.

Учитель: Итак, есть корни-омонимы. Может быть, появились новые вопросы?

Учащиеся выдвигают гипотезу, что если есть корни-омонимы, то, может быть, есть и корни-синонимы.

VII. Постановка учебной задачи № 2

Цель: фиксация гипотезы в словесной и графико- знаковой форме для осознания сущности новой учебной задачи.

Учитель: На какой вопрос будем искать ответ? (Есть ли корни-синонимы?)

Фиксация новой учебной задачи

Учитель: Сам Самыч загадал слова для очередного исследования. Кто это?

Учащиеся, не задумываясь, отвечают, что это собака. Учитель не охотно соглашается, предлагает подсказку ведущего передачи “Поле чудес” Якубовича.

Домашнее животное, то же что и собака, самец собаки.

Учитель: (Собака – пес)

Учитель: Какие слова имеем для изучения? (Собака – пес)

– Какая часть этих слов нас интересует сейчас? (Корень)

VIII. Исследование № 2

Цель: определение признаков синонимичных корней.

Учащиеся самостоятельно выбирают форму работы для изучения слов собака- пес по имеющемуся плану. По окончании исследования, учитель предлагает сверить свои работы с работой ученика из другого класса. В ходе обсуждения становится ясно, что ученик справился с заданием.

Моделирование

Учитель: Составьте модель корней.

Представители групп, пар вывешивают на доску модели. Потом анализируют согласно плану (корни в транскрипции, буквенной записи, по лексическому значению) и отмечают наиболее точный вариант модели.

Учитель: Какое название можно дать корням, у которых лексическое значение близкое, а звучат и пишутся по-разному? (Это корни – синонимы.)

Рефлексия

Учитель: На какой вопрос искали ответ?

– Подтвердилась гипотеза? (Да, есть и корни-синонимы)

На новой ступеньке Лестницы знаний появляются корни-омонимы и корни-синонимы.

Учитель: Зачем надо знать корни-омонимы и корни-синонимы? (Для того, чтобы безошибочно находить проверку орфограмм слабых позиций в корне слова.)

– Приведите примеры синонимичных и омонимичных корней.

IX. Исследование № 3

Цель: нахождение признаков слов с одним и тем же корнем.

Учитель: расшифруйте слова, решив примеры.

Ключ:

1 2 3 4 5 6 7 8 9
с м е л ы й о т ь

Девочкам: 36 – 24 = (12) см, 18 + 16 = (34)ел, 73 – 17 = (56) ый --- смелый
Мальчикам: 54 – 42 = (12) см, 98 – 64 = (34)ел, 45 + 26 = (71)ос, 128 – 39=(89)ть---- смелость

– В результате решения примеров учащиеся получили слова смелый и смелость .

Учитель: выясните, что это за корни у данных слов.

Учащиеся исследуют корни и приходят к выводу, что это ни омонимичные, ни синонимичные корни. У данных слов корни по всем параметрам одинаковые.

Учитель: А что же это за корни?

Вывод: это слова с одинаковыми корнями.

Учитель: Какие корни считаются одинаковыми? Приведите примеры слов с одинаковыми корнями. Для чего надо знать слова с одинаковыми и разными корнями? Таким образом, на Лестнице знаний появляется модель одинаковых корней.

Рефлексия

Цель: оценка качества состоявшегося исследования, определение уровня осмысления учащимися учебной деятельности путем выполнения тестовой работы и творческого задания.

Учитель: выясните, какие корни у пар слов из стихотворения.

Почему стоят швейцары
В ресторанах у дверей?
Разве плохо дедам старым
Там, в Швейцарии своей?

Почему не подстригает
Детвору проворный стриж,
А весь день себе летает,
Ловит мошек возле крыш?

Почему же коз не доит
Знаменитый козодой?
Вот о чем, пожалуй, стоит
Поразмыслить нам с тобой!

Почему ужом назвали
Сторожила здешних луж?
Никого ведь не ужалил
Безобидный черный уж!

Люди попросту не знают –
Вот, попробуй, объясни,
Почему же не линяют
От воды в реке лини?

Нет, не зря все так назвали,
Сам подумай и пойми,
Чтобы мы с тобою стали
Любопытными людьми!

Л. Кондрашенко

Вывод: корни-омонимы.

Учитель: Зачем надо знать корни-омонимы?

Тестово-диагностическая работа

1. Это слова с одним и тем же корнем? ("+" – да, "–" – нет)

1 вариант

А. Дорога, дорогая, дорожный, подорожник.
Б. Соль, солонка, солить, соленый.

2 вариант

А. Медь, медный, медяк, медовый.
Б. Осина, осинник, подосиновик, осиновый.

2. Являются ли корни данных слов омонимами? ("+" – да, "–" – нет)

1 вариант

водить – водичка;
трава – травинка.

2 вариант

нос – носить;
домовой – домик.

3. Являются ли корни данных слов синонимами? ("+" – да, "–" – нет)

1 вариант

А. Вода, водитель;
Б. Дождливый, мокрый;
В. Робкий, пугливый.

2 вариант

А. Слеза, слезливый;
Б. Пурга, буран;
В. Зной, жара.

4. Найди третье лишнее слово. Вычеркни его карандашом.

1 вариант

Вода, водить, водный;
Сталевар, самовар, бульвар;
Смелость, смельчак, герой;
Заморозки, зарево, морозит.

2 вариант

Гусь, гусеница, гуськом;
Шиповник, шипит, шипы;
Печник, печальный, опечалился;
Скорость, скорлупа, скорый.

Заполни пропуски в словах:

1 вариант

Раск_лоть орех- раск_лить докрасна;
Пол_скать ребенка- пол_скать белье.

2 вариант

Посв_тить фонариком- посв_тить другу;
Пос_деть у костра- пос_деть от горя.

Учащиеся выполняют тестовую работу, производят взаимопроверку, осуществляют коррекцию по устранению ошибок.

Итоговая рефлексия

  • Какую из мудрых мыслей, записанных у Лестницы знаний, можно взять для эпилога нашего урока? Почему? Запишите.
  • Работа в группах помогла выяснить какой вопрос?
  • Какие корни слов называются омонимами, синонимами?
  • Что еще узнали помимо омонимичных и синонимичных корней?
  • Когда понадобится знание корней-омонимов, корней-синонимов, одинаковых корней?
  • Как оцениваете работу товарищей?
  • Оцените свою работу в тетради по критериям: правильность, трудность, интерес.

Домашнее задание

Цель: рефлексия знаний по теме: “Слова с одинаковыми и разными корнями”, развитие творческих способностей, интереса к языковым явлениям.

На выбор:

  1. Репкин В.В. (учебник) упр. 129 (вставить подходящие слова).
  2. Придумать задание для “соседа” с корнями-омонимами.
  3. Сочинить историю с корнями-омонимами (корнями-синонимами).