Смотреть страницы где упоминается термин расчет грузооборота. Что такое грузооборот, виды и особенности морских перевозок Определить годовой грузооборот формула

Планово –эк расчет во внутризаводском планировании тр-вок производится на базе наибольшего суточного грузооборота, а с учетом неравномерности поступления отправления грузов по формулам

Где -годовой грузооборот

Д- число рабочих дней в году

Кн- коэф. Неравномерности перевозок (=1,1до 3)

Грузопотоки оформляются в виде эпюр и схем

Эпюры хар-ют общ перемещение гр-в пред-тия, напряженность грузопотоков и их напр-ние, они помогают выявить нерацон-е встречные перевозки

Построение эпюры нач-ся с грузопотока сл-щего в наиболее отдаленный пункт в нашем случае откладывается кол-во груза след-го из А в Г затем из Б в Г.

Расчет потребности кол-ва тр-ср-в на предприятии

Кол тр-х средств опред по ф-ле

Где qч-производительность тр-го ср-ва в час, т·ч

Тт- время работы тр-го средства в течении планового периода

Производительность тр ср-ва узнается по формуле:

Где - намин грузоподъемность тр-го средства,т

Кгр- коэф исп-ния грузоподъемности тр-го ср-ва

Ттр- трансп-ный цикл, хар-щий затраты времени на погр-разгр пробег авто средства по маршруту, мин


Понятие складского хозяйства. Место и роль склада в логистической системе

Склад-здания и сооруж,оснащён. спец. технологич. оборудованием для осущ-я всего комплекса операций по приёмке,хранению,распределению поступивших товаров.

Осн.назнач-е склада-концентрация запасов,хранение ихи обеспечение бесперебойного и ритмочного снабжения заказов потребителей.

Складское хоз-во- склад или сов-ть складов,вместе с обслуж. инфраструктурой. Осн. задачи склад.хоз-ва на промышленном предприятии:-орг-ия норм.лбеспечения производства,-обесп-е сохранности и макс.сокращение затрат на хранение.

Склады образуют одну из подсистем логист.цепи. Логист.система формирует организационные и технико-экономические треб-я склада,устанавливает цели и критерииоптимального функцион-я складск.системы.При этом организация складир-я мат-лов оказ-ет существенное влияние на издержки обращения,размер и движение запаса на разл.участках логист.цепи.

Ненативн. сторона складир-я:увелич-е стоимости товаров за счёт издержек на складе.

Создание складских запасов приводит к иммобилизации(замораживанию) значит.фин.ресурсов,воторые могут быть использованы на др.цели.Складир-е оправдано в след.случаях:1)если оно позволяет снизить издержки,2)позволяет улучшить кач-во логист.сервиса,3)позволяет достичь более быстрого реагир-я на спрос,4)позв-ет сэкономить ден.ср-ва на превинтивных закупках

Положит.сторона склад-я:1)обеспеч-ся выравнивание производства,2)созд-ся необходимые технич.и организац.условия для комплектации грузов.


Классификация складов

В завис-ти от места в логист.цепи и роли в процессе товародвиж-я склада бывают: 1)склады предприятний-производителей(в сфере снабжения-хранение сырья,мат-лов,комплектующих и др.продукции произодственного назначения) 2)склады потребителей продукции в сфере произв-ва предназ.для обесп-я непрерывности протекания технологич.процессов.На этих складах хран-ся запасы незавершённого производства.

В зав-ти от роли в проц.пр-ва и подчинённости склада промышл.орг-ии разделяются:

Снабженчесие,кот.подчиняются отделу мат.-технич.снабжения;

Производственные,кот.подчиняются планово-произв. или планово-диспетчерскому отделу и предназн.для хранения полуфабрикатов собственного производства;

Сбытовые,кот.подчиняются отделу сбыта и в кот.хранятся мат.ценности,подлежащие реализации.

В зав-ти от сферы обслуживания склады подразд-ся:

Общезаводские(центральные), -прицеховые(филиалы цеховых складов)

Цеховые(подчиняются начальникам цеха)

3)склады сбытовых орг-ий(в сфере распред-я).Служат для поддержания непрерывности движения товаров из сферы производства в сферу потребления. Их назначение-преобразование производственного ассортимента в торговый и в бесперебойном обеспечении разл.потребителей,вкл. розничную сеть.

4)склады посреднических организаций (трансп.орг-ий) предназн. для времен.складир-я,связанного с экспедицией мат.ценностей.Относят:-склады ж/д станций;-груз.терминалы автотр-та,морских и речных портов,возд.тр-та.

По характеру выполнения операций грузопереработки они относятся к транспортно-перевалочным.

По функцион. назначению все склады делят на 5 разновидностей:

1.склады перевалки груза в транспортных узлах при выполнении смешанных,комбинированных и др. перевозок

2.склады хранения обесп. концентрацию необходимых материалов и их хранение для соответствующего функционир-я производства.

3.склады комиссионирования предназ.для формирования заказав соотв. со специфич.треб-ями клиента

4.склады сохранения обеспечивают сохранность и защиту складируемых изделий

5.спец.склады(тамож.склады,склады временного хранения мат-лов,тары,возвратных отходов)

По конструктивным характеристикам склады подразд-ся на:-закрытые,-полузакрытые,-открытые площадки.

В зав-ти от специфики и номенклатуры хранимых мат-лов:-универсальные,-специализированные склады.

По степени механизации складских операций:-немеханизир-е;-механизиров-е;-автоматизир-е;-автоматические склады.

33 Функции склада

1)Создание необход.ассортимента в соотв. с заказом потребителя(в закуп.и производственной логистике эта функция направлена на обеспечение необходимыми мат.-техническими ресурсами). В распределит.логистике данная ф-ия имеет большее значение,склады торговли осущ.преобраз-е произв. ассортимента в потребительский в соотв.с заказом клиента.Созд.необходимый ассортимент на складе содействует эффективному выполнению заказов потребителей и осуществлению более частых поставок в том объёме,кот.треб-ся клиенту.

2)Складир-е и хранение.Выполнение этой ф-ии позволяет выравнивать временную разницу м/у выпуском продукции и её потреблением,даёт возможность на базе созданных запасов обеспечить непрерывный производственный процесс.Хранение товара в распределительной системе необходимо в связи с сезонностью потребления некоторых товаров.

3)Унитизация партий отгрузки и транспортировка груза.Многие потребители заказывают со складов партии(меньше,чем вагон или меньше,чем трейлер),что значит-но увелич-ет издержки,связ. с доставкой таких грузов.Для сокращения тр.расходов склад может осущ.ф-ию объединения небольших партий грузов для нескольких клиентов для полной загрузки тр.ср-ва.

4)Предоставление услуг.С целью обесп-я более выс.уровня обслуж-я потребителей склады могут оказывать услуги:-подготовка товара для продажи;-проверка функционир-я приборов;-придание продукции товарного вида;-тр-но-экспедиц.услуги.


Процесс складирования

Комплекс складских операций осущ-ся в последовательности:

1)Разгрузка и приёмка груза производится в соответствии с условиями заключённого договора.Технология выполнения указ.работ на складе зависят от характера груза,от типа тр.ср-ва и т.д.В процессе приёмки происходит сверка фактических параметров прибывшего груза с данными товаро-сопроводит.документов.

2)Хранение груза включает обеспечение соответствующих условий и контроль за наличием запаса на складе.Для упорядочен.хранения груза и эконом.его размещения используют систему адресного хранения по принципу фиксированного или свободного выбора места складрования.

3)Комплектация товара в соотв.с запасами потребителей вкл. отбор товара по заказу клиента,подготовка товара к отправке,объедин.отдельныз заказов в партию отправки,погрузка грузов и т.д.

4)Внутрискладская трансп-ка(м/у различными зонами склада).С разгруз.площадки зона приемки – зона хранения,комплектации и на погруз.рамку.Транспорт-ка грузов внутри склада должна осущ-ся по сквозным прямоточным маршрутам.Число перевалок с 1 вида оборуд.на другое должно быть минимальным.

Операт.-производств.деятельность склада на предприятии включает работы по выгрузке,рассортировке и приемке поступивших на склад мат-лов,их размещ-е и хранение,отпуск и доставка потребителям.Доставка грузов на мат.складпроиз-ся в соотв-и с планом завода,мат-лы и изделия на складе принимаются в соотв-и с треб-ми,изложенные в технич.документации. Наиболее часто и в большрм кол-ве потребляемые мат-лы размещаются ближе к отпускным площадкам.

С целью сниж-я трудоёмкости по комплектации мат-лов,перед выдачей их в производство и облегчение контроля за комплексным обеспечением пр-ва материалами принимается групповой метод размещения хранимых материалов,при кот.материалы,вход.в комплект хранятся в близости друг от друга.Ячейки нумеруются и снабжаются табличками с названием и индексом материалов.

Операции,связ. с отпуском материала вкл. отборку,комплектование и соотв.подготовку материала.Подготовка материала-очистка,резка на заготовки и т.д.

Учёи движения запасов мат-ла на складе ведётся с помощью спец.картотеки или с пом.программного обеспечения.Регулир-е уровня запаса осущ-ся по системе с фиксированным размером или периодичностью заказа.

Штат персонала склада опред-ся в завис-ти от трудоёмкости выполняемых складских операций,примен.транспортных ср-в и степени механизации и автоматизации погрузочно-разгр. И др. складских операций.


Расчёт складских площадей

Общая S склада подразд. на след.соствл-е:

Грузов.или полезную, занятую непоср-но мат-и ценностями или устр-ми для их хранения.

Оперативную, занятую промышленными, сортировочными, комплектов.и отпуск. площадками, а так же штабелями стеллажами.

Конструктивную, занят.перегородками, коллонами, лестницами.

Служебную, занят.под конторы и бытовые помещания.

Определение размера грузов. S склада м. производиться 2 методами:

1. По удельным погрузкам

где -полезная S склада,

Макс размер запасов, подлежащих хранению,т

ОбщаяS слада:

Где - коэф использования общей S склада

2. Определение Sсклада с пом-ю объёмных измерителей

Где – площадь занимаемоя одним стелажом,

F1 = 60 ∙ Т

где Т – годовой грузооборот, т/год

При построении графика функции F2 - величина условно-постоянных затрат принимается равной 500 тыс. руб./год.
График функции (Z) строится на основании тарифной ставки за хранение товаров на наемном складе.

Зависимость (Z) (зависимость затрат по хранению товаров на наемном складе от объема грузооборота) определяется по следующей формуле:

(Z) = p Sн 365

где – p = 5 руб.суточная стоимость использования грузовой площади наемного склада (тариф на услуги наемного склада);
365 – число дней хранения на наемном складе за год.
Расчет потребной площади наемного склада выполняется по формуле:
Sн = (З Т) / (Д Н)

где – потребная площадь наемного склада, кв.м.;
З - размер запаса в днях оборота = 80 дней;
Д - число рабочих дней в году = 250;
Н - нагрузка на 1 кв.м. площади при хранении на наемном складе, т/кв.м. = 3 тонны

Для построения графика функции принять следующие значения входящих в формулы показателей:

График функции строится из предположения, что она носит линейный характер. Имеем:


грузооборот в год (Т), тонны F1, руб F2, руб F3, руб Z, руб
0,00
0,11
0,21
0,32
3,65 0,39
3,711 222,66 722,66 0,40 722,4
4,1 0,44
4,2 0,45
4,3 0,46
4,4 0,47
4,5 0,48
0,53
0,64
0,75
0,85
0,96
1,07

Рисунок 3. График грузооборота безразличия

Задача 2. Рассчитать суммарную эффективность от применения складской формы поставки материалов при известных данных. Годовая потребность в материалах 500 тыс. шт., число рабочих дней в году 240, Цена единицы материала 315 руб.. Производственный запас в днях до начала применения складской формы составлял 17 дней, после начала применения сократился до 8 дней. Коэффициент эффективности капитальных вложений 0,27. Суточные расходы по хранению единицы запаса составляют 30% от его цены. Капитальные вложения на 1 тонну хранимого груза 45 руб.



Задача 3. Компания решила использовать склад для расширения рынка сбыта. Руководство предполагает, что годовой грузооборот склада составит 350тыс. тонн при среднем сроке хранения запасов 15 дней. Число рабочих дней в году 268, нагрузка на квадратный метр площади склада 1,5 тонны. Определите целесообразность приобретения компанией собственного склада, если стоимость использования одного квадратного метра площади наемного склада в сутки составляет 4,5 руб. Постоянные затраты, связанные с функционированием собственного склада составляют 1700 тыс. руб.в год. Переменные затраты на единицу хранимого груза 27 руб. Рассчитайте срок окупаемости собственного склада, если затраты на его строительство составляют 5320 тыс. руб.

Раздел 1. Основная характеристика грузооборотов.

Раздел 2. Методы расчёта грузооборота .

Грузооборот — это экономический показатель работы транспорта (показатель объёма перевозок грузов), равный произведению массы перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки.

Грузооборот (Freight turnover) - это

Основная характеристика грузооборотов

грузооборот измеряется в тонно-километрах. Например, если разные суда перевезли в течение года 5 млн. тонн груза на среднее расстояние 150 км, то годовой грузооборот составляет 5 Ч 150 = 750 млн. тонно-километров.

Для определения грузооборота масса перевезенного груза в тоннах (отдельно по каждой политической партии груза) умножается на дальность перевозки и полученные произведения суммируются.

Показатель грузооборота используется в планировании и статистике для измерения эффективности труда на транспорте (количество тонно-километров на одного работающего), исходная стоимость перевозок также определяется в расчете на 1 км, так как на перевозку зависят от дальности ее и массы груза.

Для оценки деятельности предприятий транспорта показатель грузооборота не применяется, так как общество заинтересовано в наилучшем удовлетворении потребностей в перевозках при минимизации транспортных издержек, для этих целей используется показатель перевозки (отправки) грузов в тоннах, от перевозок и др.

Распространение передового опыта, в том числе железнодорожников Белоруссии, позволяет увеличить объем полезной работы транспорта без увеличения численности работающих.

Для характеристики грузооборота государства, какой-то территории, определенного направления, реки и т.п. применяются и та и другая единица измерения. А для характеристики грузооборотов какого-либо транспортного узла, станции или иного транспортного объекта, в качестве измерителя применяется только тоннаж.

Грузооборот определяет уровень развития связей, развитие торговли, степень экономической активности в определенный и т.д.

Единицей наблюдения в статистике перевозок грузов является отправка, т.е. Политическая партия груза, перевозка которой оформлена соответствующим документом (договором перевозки). Первичные документы на разных видах транспорта имеют различные названия:

дорожная ведомость - на железнодорожном и речном транспорте;

И манифест - на морском транспорте;

путевой лист и товарно-денежная накладная на товар - на автомобильном транспорте;

сопроводительная ведомость - на воздушном транспорте.

Statistics перевозок грузов разработала систему показателей, которые обеспечивают возможность всесторонней характеристики работы каждого предприятия и единой транспортной сети страны. Эти показатели подразделяются на две группы:

объемные (суммарные);

качественные.

К объемным показателям статистики перевозок грузов относятся:

отправлено (отправление) грузов;

прибыло (прибытие) грузов;

перевезено (перевозка) грузов;

перевезено в прямом смешанном сообщении;

объем выполненной транспортной работы - грузооборот.

Грузооборот представляет собой объем работы при перевозке грузов, исчисляется суммированием произведений массы перевезенных грузов на расстояние перевозки в километрах (милях). Он является одним из основных показателей при оценке эффективности работы транспортного предприятия .

К качественным показателям статистики перевозок грузов относятся:

среднее расстояние перевозки в 1т груза;

средняя густота перевозок 1т груза;

средняя продолжительность перевозки 1т груза;

средняя скорость продвижения 1т груза.

Распределение грузовых перевозок между отдельными видами транспорта зависит от их особенностей и экономического преимущества. Например,

железнодорожный транспорт используется при перевозке больших объемов грузов на большие расстояния;

автомобильный транспорт - в городах и районах на короткие, а также на более дальние расстояния при перевозках ценных и скоропортящихся грузов;

морской транспорт - при перевозках массовых грузов в районах, тяготеющих к внутренним водным и морским бассейнам;

магистральные трубопроводы служат для перекачки газа и сырой черного золота с промыслов на перерабатывающие заводы и для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления и терминалы;

воздушный транспорт используется при перевозке грузов на очень большие расстояния.

Железнодорожный транспорт.

В период остановки навигации на реках железнодорожный транспорт успешно заменяет водный транспорт. Большой объем товарооборота с другими странами осуществляется именно железнодорожным транспортом. А также он занимает I место среди других магистральных видов транспорта.

Автомобильный транспорт.

Автомобильный транспорт наиболее мобилен из всех видов транспорта. Он способен перевозить грузы, как дальние, так и на короткие. Недостатки - большая начальная стоимость и трудоемкость, высокий уровень загрязнения окружающей среды.

Трубопроводный транспорт.

Разнообразие трубопроводного транспорта в зависимости от видов транспортируемых продуктов вызывает необходимость применения группировки (классификации). Магистральные трубопроводы подразделяются на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы. Первые служат для перекачки сырой черного золота с промыслов на перерабатывающие заводы. Вторые - для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления. Третьи - для транспортирования газа. В случае если продуктопровод строго специализирован для транспортировки какого-либо одного вида нефтепродукта, он называется соответственно: керосинопровод, провод, маслопровод, провод. Преимущество трубопроводного транспоПреимуществото у него непрерывна транспортировка и не зависит от природных условий. Большой недостаток в загрязнении окружающей среды.

Морской транспорт.

Морской транспорт способен перевести любые грузы, любых видов и габаритов. В отличие от других видов транспорта, морским перевозят, главным образом, экспортные (46%) и импортные (70%) грузы. Недостатки: зависимость от погодных условий, потребность в дорогих портовых сооружениях и высокая доля затрат на начальные и конечные операции.

Внутренние водные пути.

К ним относятся: реки, озера, водохранилища, каналы, пригодные для судоходства. На внутренних водных путях движение судов допускается не по всей ширине, а только на путях, которые подготовлены для судоходства и которые обозначены навигационными знаками.

Статистический учет перевозок грузов на внутреннем водном транспорте выполняют предприятия внутреннего водного транспорта: порты, пароходства, судовые компании, а также предприятия других отраслей экономики, осуществляющие перевозную работу на коммерческой основе.

Воздушный транспорт.

Воздушным транспортом грузы перевозятся на очень большие расстояния, но этот вид транспорта значительно меньше, чем на другие, применяют для перевоза груза. Им перевозят, как правило, наиболее дорогостоящие грузы: драгоценные меха, дорогая одежда, оружие, медикаменты и т.д. Главное отличие авиации от других видов транспорта заключается в высокой путевой скорости и в большой беспосадочной дальности полета.

Методы расчёта грузооборота

Все расчеты заносятся в статистическую таблицу, которая называется статистическая группировка.

Статистическая группировка - позволяет дать характеристику размера, структуры и взаимосвязи изучаемых явлений, выявить их закономерности.

Методы для расчета:

Ряды динамики (абсолютные и относительные показатели, цепные и базисные и средние величины);

Выборочное наблюдение;

Показатели вариации (дисперсия);

Графическое построение (графики).

Абсолютные показатели - именованные числа, имеющие определенную размеренность и единицы измерения. Они характеризуют показатели на момент времени или за период . В зависимости от различных причин и целей анализа применяются натуральные, условно-натуральные, денежные и трудовые единицы измерения.

Абсолютный прирост - это разность между исследующим уровнем ряда иприростущим (или базисным).

Относительные показатели.

Они характеризуют изменение уровня развития какого-либо явления во времени. Иначе относительные величины динамики называют темпами роста и прироста.

Источники

Википедия - Свободная энциклопедия, WikiPedia

ekoslovar.ru - Экономический словарь

academic.ru - Словарь Академика

guskonstantin.narod.ru - Статьи

bank24.ru - Словарь экономических терминов

kgau.ru - Учебно-методический комплекс


Энциклопедия инвестора . 2013 .

Синонимы :

В условиях финансовых проблем работа экономической службы, с одной стороны, должна быть направлена на минимизацию затрат, с другой — на повышение экономической эффективности работы предприятии. В данной статье рассмотрим вопросы повышения экономической эффективности работы складов.

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ, ОЦЕНИВАЮЩИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ СКЛАДА

К основным функциям склада можно отнести:

  • создание ассортимента в соответствии с потребностью . Функция направлена на обеспечение необходимыми материально-техническими ресурсами (по количеству и качеству) различных фаз производства;
  • cкладирование и хранение . Выполнение этой функции позволяет выравнивать временную разницу между поставками материальных ресурсов и их потреблением, что дает возможность на базе создаваемых запасов обеспечивать непрерывный производственный процесс и бесперебойное снабжение потребителей. Хранение материальных ресурсов необходимо и в связи с сезонным потреблением некоторых материалов;
  • предоставление услуг . С целью обеспечения более высокого уровня обслуживания склады могут оказывать транспортно-экспедиционные услуги, проверять функционирование приборов и оборудования, готовить материалы к производственному потреблению и др.

Оценить работу склада позволяют технико-экономические показатели, характеризующие:

  • эффективность использования площадей склада;
  • интенсивность работы склада;
  • себестоимость складской переработки грузов.

Показатели, характеризующие эффективность использования площадей склада

К показателям данной группы относятся:

  • коэффициент использования складской площади;
  • коэффициент использования объема склада;
  • грузонапряженность.

Коэффициент использования складской площади (К S ) представляет собой отношение полезной (грузовой) площади (S пол) склада к общей площади складского помещения (S общ):

К S = S пол / S общ.

Площадь склада торгового предприятия, непосредственно занятая под хранение товаров, составляет 300 м 2 , общая площадь склада — 1000 м 2 .

Коэффициент использования складской площади:

300 м 2 / 1000 м 2 = 0,3 .

Чтобы повысить значение коэффициента, торговому предприятию целесообразно рассмотреть вопрос об увеличении количества хранимых товаров или о сдаче части площадей склада в аренду либо о заключении договоров хранения с посторонними организациями.

Коэффициент использования объема склада (К V ) характеризует использование не только площади, но и высоты складских помещений:

К V = V пол / V общ,

где V пол — полезный объем, определяемый произведением грузовой площади на полезную высоту (то есть высоту стеллажей, штабелей);

V общ — общий объем склада, определяемый произведением общей площади на основную высоту (то есть высоту от пола склада до выступающих частей перекрытия, ограничивающих складирование груза).

(G ) показывает, какое количество груза располагается одновременно на каждом квадратном метре полезной площади склада:

G = Z max / S пол,

где Z max — максимальный запас материалов, который хранится на складе, т.

Удельная средняя нагрузка на 1 м 2 полезной площади дает возможность сравнить использование складских помещений и их пропускную способность в течение года .

Грузонапряженность 1 м 2 общей площади склада (М ) в течение года определяется по формуле:

М = Г год / S общ,

где Г год — годовой грузооборот склада, т.

Годовой грузооборот склада составляет 1 000 000 т, полезная площадь склада — 1000 м 2 .

Грузонапряженность 1 м 2 общей площади склада:

1 000 000 т / 1000 м 2 = 1000 т/м 2 .

Коэффициент грузонапряженности дает возможность сравнить использование складских помещений и их пропускную способность в различные годы .

Показатели интенсивности работы склада

Показателями интенсивности работы складов являются:

  • складской товарооборот;
  • грузооборот склада;
  • показатели оборачиваемости материалов на складе.

Товарооборот планируется и учитывается в стоимостном выражении и представляет собой объем материальных ценностей, отпускаемых со склада потребителям за определенный период.

Грузооборот склада — отношение товарооборота за определенный период (сутки, месяц, год) к средней стоимости 1 т груза. Исчислять грузооборот склада можно по прибытии или отправлении грузов (односторонний грузооборот).

Формула расчета грузооборота склада (Г ):

Г = Т обор / С ср,

где Т обор — товарооборот за определенный период, руб.;

С ср — средняя стоимость 1 т груза, руб./т.

Удельный грузооборот склада (эффективность полезной площади склада ) (Г уд ) — отношение грузооборота склада к полезной площади склада. Эта величина показывает, сколько тонн товара, прошедшего через склад, приходится на 1 м 2 полезной площади склада:

Г уд = Г / S пол.

Чем выше этот показатель, тем лучше работает склад.

Коэффициент неравномерности загрузки склада (К неравн. загр ) определяется как отношение грузооборота наиболее напряженного месяца (Г напр. мес) к среднемесячному грузообороту склада (Г ср/мес):

К неравн. загр = Г напр. мес / Г ср / мес.

Грузооборот наиболее напряженного месяца (декабря) составляет 10 000 т, среднемесячный грузооборот склада — 5000 т.

Коэффициент неравномерности загрузки склада:

10 000 т / 5000 т = 2.

Владельцу склада следует принять дополнительные меры, чтобы равномерно загрузить склад (нужно искать арендаторов площадей складов, менять логистику поставок и т. п.).

Продолжительность оборота склада (срок хранения ) показывает, через какое количество времени запас товарно-материальных ценностей на складе будет исчерпан (выражается в днях или долях года).

Оборачиваемость склада (коэффициент оборачиваемости грузов ) (К обор ) показывает, как часто содержимое склада полностью обновляется. Эта величина наиболее полно отражает интенсивность работы склада. Формула расчета:

К обор = Q отгр / (T × Q разм),

где Q отгр — количество продукции, отгруженной за период Т, т;

Q разм — общее количество продукции, которое можно разместить на складе, т.

За месяц (30 календарных дней) со склада отгружено 10 000 т продукции, а можно было отгрузить за этот период 20 000 т.

Соответственно, коэффициент оборачиваемости грузов (К обор):

10 000 т / (1 мес. × 20 000 т) = 0,5.

Чем выше данный коэффициент, тем выше интенсивность работы склада.

  • дефекты в изделиях;
  • неверная продукция;
  • неполная поставка;
  • поставка с опозданием;
  • преждевременная поставка.

Н. А. Дубинский,
доц., канд. техн. наук

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале

В литературе по грузовым перевозкам довольно часто встречается такое понятие, как «грузооборот».

Совсем нелишним будет знать, что представляет собой этот термин и в чем он измеряется.

Грузооборот – это общий объем перевезенных грузов (экономический показатель работы транспорта) по определенному объекту (транспортное средство, отрасль, предприятие, государство).

Грузооборот измеряется в тонно-километрах, но зачастую используют показатель суммарного тоннажа перевезенного груза. В масштабах страны или отдельного района для измерения объем перевозок используют сразу обе единицы измерения. Для оценки работоспособности транспортного средства или определенного предприятия используют только суммарный вес груза в тоннах.

В мировом масштабе с помощью грузооборота оцениваются торговые отношения между государствами, а в транспортной отрасли показатель грузооборота определяет пропускную способность отдельных объектов. Увеличение международного оборота грузов означает развитие экономики и торговли. Экономический кризис приводит к снижению объемов перевозимых грузов. Неустойчивость грузооборота между районами или областями указывает на сложности в транспортной системе, в работе фирм, а также на слабые межрегиональные экономические связи.
Показатель грузооборота используют в статистике и планировании для того, чтобы измерить эффективность труда на транспорте.

Грузооборот разных видов транспорта

Чтобы оценить грузооборот конкретного вида транспорта, общий показатель соотносят с показателем в определенной транспортной сфере.


Железнодорожный транспорт.

Достаточно экономный и распространенный вид транспорта. По сети железнодорожных путей в Российской Федерации транспортируется 4/5 всего грузооборота государства. Постоянное развитие и расширение сети путей сообщения дает возможность повышать объемы транспортируемых грузов. Общая оценка грузооборота по стране позволяет резюмировать, что величина расходов на перевозку напрямую зависит от ширины сети железных дорог.

Водный транспорт.

Достаточно выгодный вариант перевозки груза, единственным и главным условием которого является наличие водных путей. Перевозка речным транспортом возможна только летом, так как зимой реки замерзают. В теплое время года по водным путям доставляется 10-15% всего грузооборота страны.

Грузоперевозки по морю

– зачастую международные доставки, на долю которых приходиться от 4% до 7%. Водный транспорт - достаточно экономичный вариант, но его доступность ограничена природными условиями.

Трубопроводный транспорт.

В основном его используют для транспортировки жидких грузов и летучих смесей. По средствам трубопровода передается нефтегазовые производные, аммиак и прочие химические вещества. Львиную долю экспортных поставок нефти и газа в Российской федерации производится по трубопроводу. Прокладка новых трубопроводных трасс определяет увеличение грузооборота в этой отрасли.

Автомобильный транспорт.

Этот способ транспортировки целиком и полностью зависит от наличия автомобильных дорог и их качества. В основном автопоставки носят локальное значение, то есть груз доставляется с одного предприятия на другое, с порта на предприятие и т. д. Перевозка автотранспортом не требует дополнительных погрузочно-разгрузочных работ, которые снижают прибыль, и потому рентабельнее. Автотранспортом груз доставляется к месту назначения без лишних затрат и задержек. Маневренность и многообразие автомобильного транспорта подчеркивает его необходимость для доставок большие расстояния любых объемов грузов.

Воздушный транспорт.

Среди всех видов перевозок он самый дорогой. Главное преимущество – это скорость доставки груза туда, где отсутствуют транспортные сообщения. А таких мест на территории РФ достаточно, что делает грузооборот авиаперевозок достаточно высоким.

Суммарная оценка грузоперевозок по каждому виду транспорта дает возможность определить насколько развита отрасль и ее потребность в обновлении и постройке новых линий сообщения. Еще общая оценка дает возможность выявлять уровень значимости определенной сферы во всем грузообороте.