Борцы с хэллоуином в рф неправильно понимают подоплеку праздника

На территории одних школ России Хэллоуин официально запрещен, на территории других спокойно отмечается. Православная церковь и мусульмане резко против этого, в Краснодаре по случаю Хэллоуина даже создан специальный «православный патруль», но менее популярным действо от этого не становится. В чем же причина такого положения дел?

Дебаты о том, что это за праздник такой – Хэллоуин – и стоит ли перенимать России эту западную традицию, ведутся уже не первый год, как минимум с начала «нулевых», а то и раньше. Представители традиционных российских религий, в первую очередь Русской православной церкви и исламской уммы, категорически против. Но, невзирая на это, Хэллоуин продолжает отмечаться если не повсеместно и официально, то в рамках частных и коммерческих инициатив довольно широко.

С Хэллоуином, православные!

«Вампирские клыки с кристаллами Сваровски у тебя или модный мобильный телефон – какая, по большому счету, разница?»

В этом году День всех святых неожиданно стал предметом околополитической повестки. Губернатор Крыма Сергей Аксенов заявил, что в школах полуострова никаких мероприятий, связанных с Хэллоуином, быть не должно в принципе. Проследить за выполнением своего требования он обязал Министерство образования республики. «Специалисты – педагоги, психологи – высказывают обоснованные опасения, что игры с образами зла могут быть опасны для неокрепшей детской психики», – он.

Вопрос по данному поводу журналисты впоследствии адресовали пресс-секретарю президента России. Дмитрий Песков уведомил, что данная тема в Кремле вообще не обсуждается, так как «полно других вопросов на повестке дня». «А вообще, это не совсем наш праздник, и, судя по всему, формально такого празднования ни в каких школах нет», – он.

Формально Песков не совсем точен. Мероприятия, связанные с праздником, проводятся и в некоторых школах, например, на Сахалине «в рамках знакомства с традициями англоязычных стран ». Такая формулировка представителей церкви обычно не успокаивает.

Одним из первых публичных высказываний на тему праздника стала реплика отца Всеволода Чаплина в 2003-м: «Когда как бы в шутку обращаются к злой силе, прославляют ее, заигрывают с ней, это отражается на судьбе человека, потому что приучает его к мысли о допустимости зла, о нормальности греха, о том, что нечистая сила – это нечто приятное, веселое или, по крайней мере, неопасное».

Фото

В 2011 году протодиакон Андрей Кураев, который частенько транслирует по общественным вопросам иную точку зрения, нежели Чаплин, Чаплина весьма однозначно поддержал. «Для Католической церкви это День всех святых, праздник рая, а здесь предлагается, напротив, что-то радикально антихристианское вспомянуть и натянуть на себя данную харю. Может, и можно было бы играть в эти хари в обществе традиционно христианском, где есть представление о норме. Когда есть норма, то можно и пошутить. А здесь, напротив, происходит возвеличивание того, что считают исключением из нормы, и эту анормальность дают в качество нормы», – подчеркнул он.

А в прошлом году о Хэллоуине в числе прочих резко высказался и отец Димитрий Смирнов: «Люди надевают маски бесов, всяческое кривляние, отвратительное поведение – это скорее похоже на всякие ужастики, нежели на праздник всех святых. Это совершенно выхолощенная европейская традиция. У нас в России совершенно другая традиция. У нас даже, когда в некоторых районах России ходили ряженые – на Рождество, это носило более милые формы, и то Церковь всегда говорила о том, что совершенно неприемлемо всякое паясничанье в высокоторжественный и святой день, когда Христос пришел на землю ».

В этом же монологе отец протоиерей задает риторический вопрос: а почему бы тогда в России наряду с Хэллоуином не прославлять индийского бога Ганешу? И как в воду глядел – вопрос оказался не риторическим. В 2015-м резонансным событием в религиоведческих кругах стало проведение в ряде регионов страны «индийского фестиваля красок Холи». Это мероприятие с очень четким индуистским и религиозным контекстом, и в нем тоже идет речь о борьбе божеств с демонами. В общем, некие попытки культурной инфильтрации имеют место быть не только с Запада, но и с Востока.

Накануне нынешнего Хэллоуина ряд богословов тоже высказались вполне определенно. И не только православных. Например, имам-хатыб Белой мечети Татарстана Руслан хазрат Фархутдинов заявил : «Ребенку необходимо объяснить смысл этого праздника. Любой адекватный человек, отличающий белое от черного, понимает, что никакой пользы от этого праздника нет. Если детям нужны чудеса, то их лучше искать в христианстве и исламе. Иисус Христос и Магомет сотворили много чудес. Они были пророками, и Господь наградил их даром творить чудеса. А в омерзительном сатанинском празднике Хэллоуине нет ничего чудесного. Наоборот, он угнетает детскую психику. Сейчас идет насаждение чужой идеологии, близкой по духу самому шайтану – сатане. Но надо объяснить детям, что в сатанизме не стоит искать чудеса – их надо искать в традиционных религиях».

Вторит словам имама клирик Татарстанской митрополии, иерей Сергий Карпухин: «У российских народов своя культура и свои религиозные традиции, поэтому для нас Хэллоуин – это не праздник. Хэллоуин насаждается извне, с Запада. Русская православная церковь четко говорит, что этот праздник языческий и бесовский, поэтому христиане не должны его отмечать. Мы должны соблюдать свои традиции, в том числе и религиозные».

Согласен с этими тезисами и скандально известный депутат питерского Закса Виталий Милонов, который придумал , чем заменить празднование Хэллоуина в России. По его словам, «если в том же парке имени Бабушкина позвать диаспоры – чеченскую, татарскую, крымско-татарскую, эвенков – и сказать: «Ребята, давайте так – приходите и делайте фестиваль своих кухонь», знаете, сколько людей придет с удовольствием? И с детьми, и без детей, и пенсионеры».

Не все православные, однако, готовы бороться с западной традицией столь мирным путем. Например, в Краснодаре православные общественники и активисты планируют «провести несколько рейдов по клубам, где будет праздноваться Хэллоуин». Об этом заявил в СМИ лидер «Православного союза» Роман Плюта, пояснив, что «при возникновении каких-либо эксцессов участники патруля планируют делать замечания нарушителям общественной морали». «В случае откровенного пренебрежения правилами общественного поведения активисты намерены обращаться с заявлениями в органы правопорядка – полицию и прокуратуру», – он. В общем-то, благое дело, но почему только в этот праздник? Ввели бы «православный общественный патруль» в каждый пятничный вечер. Поучили бы морали отдыхающих.

В этом контексте куда более позитивной выглядит инициатива с «оправославленным Хэллоуином», который пройдет в Хабаровске. Мероприятие проводит православная молодежь из движения «Курс-Восток». В программе молебен и тыквенный пирог с лекцией о сути праздника Дня всех святых.

Культ потребления

В общем, если пройтись по медиаполю, то вырисовывается довольно странная картина. Ни один из федеральных спикеров ничего хорошего о пресловутом празднике не говорит. Либо плохо, либо ничего. Но очень многие люди продолжают его праздновать. Как и День святого Валентина или святого Патрика, как тот же праздник Холи, уже упоминавшийся выше. Отчего так?

Многие богословы говорят о некоем «навязывании с Запада». Но кто эти «навязыватели» и как вообще можно навязать праздник? Навязать можно тяжелый труд, который из-за самого факта навязывания будут выполняться из-под палки и чисто формально. С тем же Хэллоуином проблема скорее в том, что он красочен, шумен и, безусловно, глуп, как и большинство карнавалов – в этом их задача. Карнавальное действо – это отдых для разума. И его при этом, конечно, не навязывают, а раскручивают коммерчески.

В Европе и США любой праздник, будь то Хэллоуин или Рождество – это, в первую очередь, коммерческий проект, который в рамках каких-то ритуальных условностей единого культа потребления увеличивает добровольные траты населения и, соответственно, прибыль разного рода структур. От магазина тыкв до фабрики ёлочных игрушек – в зависимости от праздника.

Что же до школ, то там это самодеятельное празднование вызвано отчасти тем, что нужно чем-то загрузить отчетность по внеклассной работе. Сахалинский педагог эту остаточную (еще с 90-х годов) тенденцию обозначила с хрестоматийной четкостью: «с традициями знакомим». На практике, добавим мы.

Однако, учитывая медийный резонанс, думается, что в ближайшие пару лет Хэллоуин из школ и прочих учебных заведений уйдет, оставаясь в клубах, барах и пабах, и то далеко не всех. В принципе, наверное, это правильно. Запрещать народу проводить время именно таким образом, если это не нарушает закон, значит, стимулировать массовый интерес. И без того подогреваемый коммерчески.

Но рекомендовать не участвовать – почему бы и нет? В стране свобода слова. Свобода праздников, даже самых экзотических, тоже относится к этому. С религиозной же и, паче чаяния, моральной точки зрения говорить в случае Хэллоуина нужно, скорее, не о сатанизме или оккультизме. Граждане, которые подходят к вопросу этого праздника именно так и называют его, как правило, Самайн, тоже имеются, но это уже отдельная история, которая скорее в компетенции сектоведов, правоохранителей и психиатров (в зависимости от «хардкорности» церемоний, проводимых особо идейными гражданами).

В случае же с Хэллоуином речь, скорее, идет об эклектике постмодерна в рамках стимуляции жажды потребления. Этот потребительский культ потому так легко и проникает везде и всюду, что может мимикрировать под самые разные формы, оставаясь в основе своей простым, максимально материальным и основанным на простых вещах (таких как жажда статуса и успеха) действом. Вампирские клыки с кристаллами Сваровски у тебя или модный мобильный телефон – какая, по большому счету, разница?

– Отец Павел, совсем скоро часть нашего населения устремится в ночные клубы, выйдет на улицы, чтобы отметить «праздник» под названием . О том, что это плохо, всем православным христианам и так известно, поэтому хотелось бы поговорить о другом: как вести себя в той ситуации, когда часть родных и знакомых начинает сходить с ума?

– Мне, как приходскому священнику, неоднократно приходилось слышать вопросы от родителей детей и подростков, которых в школе тем или иным образом втягивают во все это; иногда даже подобная инициатива исходит от администрации школы, от учителей. Особенно празднование характерно для частных учебных заведений. И хотя в школах учатся люди совершенно разных взглядов на жизнь, разных конфессий, с этим, тем не менее, совершенно не считаются. Когда я учился в школе, у нас тоже проводились балы-маскарады, карнавалы, и родители должны были помочь своему ребенку сделать какой-то костюм, чтобы он был в нем на новогоднем или ином балу. Но сейчас устраиваются специальные костюмированные вечеринки с надеванием масок вампиров, зомби, ведьм, всевозможной нечистой силы, и, конечно, дети, не имеющие еще духовного опыта, не очень понимают происходящее. Тем более что они воспринимают все с доверием, раз это исходит от учителя – взрослого, авторитетного человека.

Как в этом случае действовать? Во-первых, как мне кажется, нужно, прежде всего, разобраться в том, что вообще нам навязывают. Наверное, многим из различных источников известно, что имеет чисто языческие корни, хотя формально называется вечером накануне дня Всех святых. На самом деле – это чисто языческий праздник жертвоприношения кельтскому богу смерти во время праздника Самайн. Люди, служащие князю тьмы, надевали на себя маски всевозможных страшилищ, изображая мертвецов, которые вернулись в свои дома, если бог был удовлетворен. Постепенно этот языческий праздник фактически заменил и вытеснил память о празднике Всех святых, отмечаемом Западной Церковью в этот день, и не осталось между ними иной связи, кроме календарной. Так что Хэллоуин не имеет никакого отношения к христианству и является языческим праздником. А для каждого христианина даже формальное участие в язычестве, в языческих обрядах является изменой Христу.

Христианин должен всегда чувствовать свою ответственность за то, что происходит вокруг него, и в первую очередь – за свои собственные поступки. И как сказано в Священном Писании, человек даст ответ на Страшном суде не только за поступок, но даже за каждое праздное слово. Уж тем более за действие, связанное с языческим культом.

Вспоминаются жития мучеников за веру, которым предлагали формально (это известно из протоколов) отречься от креста. Им говорили: «Оставайтесь христианами, кланяйтесь Христу, молитесь Ему. Не надо даже никакого отречения произносить, просто опустите благовония на жертвенник Зевсу или Артемиде… Этим самым вы засвидетельствуете свое примирение с язычеством и законопослушность нашим языческим законам…» Но христиане не шли на это никогда, они понимали, что даже молчанием предается Бог, а не то что прямым участием в языческом культе.

Здесь – то же самое: нас пытаются втянуть в совершенно чуждое нам по культуре и по идеологии действие, чужое и по нашей национальной принадлежности, и по вероисповеданию. Мы, православные христиане, не можем участвовать в языческих обрядах. Известно, что данный «праздник» вышел из ирландских и кельтских культов и распространен в англоязычных странах, а нам-то он зачем?

Почему в Америке он настолько популярен? Когда происходит некое явление массового безумия, беснования, всегда следует задать вопрос: кому это выгодно? Это очень легко выяснить, потому что есть реальные цифры. Ежегодно шоу, аттракционы, связанные с Хэллоуином, дают доход от 300 до 500 млн. долларов, и это только в США. А ведь в других англоязычных странах этот праздник тоже весьма распространен. Только в 2006 году доходы от продажи костюмов, масок вампиров, оборотней и прочей нечисти в тех же Соединенных Штатах составили около 5 млн. долларов. Понятно, что Хэллоуин кроме совершенно безбожной, оккультной, темной основы имеет и чисто коммерческую составляющую, как и . Это такой маркетинговый ход, необходимый определенной группе лиц, чтобы продать побольше товаров и развлечений.

Хотелось бы подчеркнуть еще раз, что в любом случае даже формальное участие в язычестве всегда очень и было равносильно измене вере.

– Но в некоторых школах могут настаивать на участии в Хэллоуине и православных детей – вместе со всеми другими одноклассниками. Что должны предпринять православные родители, чтобы уберечь своих чад от этого?

– Я думаю, что этот праздник совершенно не обязателен для всех, он не имеет никакого отношения к системе образования. Поэтому можно просто уклониться от участия в нем под каким-то предлогом или напрямую объясниться с учителями. Во времена не столь отдаленные многие мужественные верующие люди шли даже на то, что не соглашались на вступление своих детей в пионеры. Почему? Потому что там было нужно принести клятву «жить, учиться и бороться, как завещал великий Ленин, как учит Коммунистическая партия», красное знамя целовать, то есть тоже пройти своего рода языческие обряды посвящения. Некоторые принимали это, повязывали пионерский галстук, некоторые – стойкие люди – нет. Все зависело от степени веры и личного мужества. Но сейчас все гораздо проще: мы свободны в своем выборе. В нынешнее лукавое время, когда мир глубоко агрессивен духовности и нравственности, наша задача – все время в детях наших воспитывать твердость и силу духа, показывать, что христианин – это человек, который не может вести себя как все, жить как все, даже если никакого осуждения его поступкам нет. Как говорил преподобный Варсонофий Оптинский : «Старайся жить, как Бог велит, а не как все живут, потому что мир во зле лежит». Мир во зле лежит – это как раз про наше время.

Каждое время имеет свои вызовы. Советский период, например, имел какую-то нравственность, порядочность, но делал свои вызовы – коммунистические, атеистические, и задача родителей была показать детям, почему учителя – вроде бы люди авторитетные, уважаемые – иногда говорят неправду и не всегда их нужно слушаться. Помню, когда я учился в школе, у нас вплоть до конца 1980-х годов был уголок атеиста. По непонятной причине помещался он в кабинете химии, там были собраны какие-то атеистические книжки и брошюрки. Сейчас время затишья, время, про которое можно сказать словами Александра Васильевича Суворова: «Тяжело в учении – легко в бою», время, когда мы должны учиться противостоять этим вызовам и привыкнуть к тому, что вера наша ни под каким предлогом не должна быть скрываема, что мы не должны ее стесняться. Наоборот, сейчас мы должны воспитать детей в том, что это совершенно естественно – зайдя, например, в кафе, помолиться перед едой; проходя мимо храма, перекреститься на церковь. Этому я стараюсь учить своих детей. Если за это над нами кто-то смеется, то это не комплекс неполноценности в нас воспитывает, а умение противостоять, наращивать броню, тренировать силу воли. И наоборот, когда человек плывет по течению, он является слабым. Кто верен в малом, тот и в большом будет верен, а кто в малом не верен, тот проявит слабость и в другой ситуации.

И, может, будет еще предложен какой-то другой праздник, гораздо худший. Мы не знаем, что нас ожидает в будущем, «что день грядущий нам готовит», хотя все равно известно, что мировая история должна закончиться большими гонениями на христиан и . Может быть, мы не доживем до этого, может быть, наши дети или внуки до этого доживут. И наша задача – воспитать воинов Христовых, а не безвольных хлюпиков, которые будут толерантны к любой инфекции.

– Какими словами ребенку объяснить, что Хэллоуин – это не просто веселье? И как ему привить понимание того, что это чуждая нам традиция?

– В Интернете, в других источниках очень , о его языческих, оккультных корнях – в наше время информация очень доступна. Но если мы хотим ребенку что-то запретить, несомненно, мы должны обосновать наш запрет. От ребенка просто окриком, принуждением ничего не добьешься. Мы должны с ним разговаривать как с личностью, как с взрослым человеком – обоснованно, аргументированно. Поэтому необходимо собрать побольше информации и провести с чадом беседу. У меня есть знакомый папа – можно сказать, подвижник семейного воспитания: у него не только свои, но и приемные дети, очень большая семья. Так вот, он регулярно после ужина проводит по вечерам беседы со всем своим многочисленным семейством: о вреде сквернословия, курения, винопития и т. д. – и это дает свои плоды. Тем самым он наносит вот такие упреждающие удары, потому что знает: дети все равно с этим столкнутся. Тем более это обязательно надо делать, если уже видишь у своих детей какие-то подобные проявления. Так что с детьми надо беседовать, и, конечно, рассказывать им о своих праздниках, о своих традициях.

Сейчас мы видим, как одна идеология, которая имела свои праздники, рухнула, и людям понадобились какие-то другие псевдопразднования, потому что «душа хочет праздника», как говорил главный герой фильма В. Шукшина. Но этот персонаж, как и современный, оторванный от духовных корней человек, не знал, в чем настоящий праздник, что такое подлинная . А желание праздника, радости, чего-то яркого, каких-то переживаний, эмоций – обычное человеческое желание. И тем более этого жаждет детская душа. Детские впечатления о праздниках всю жизнь вспоминаются. Помните, у И. Шмелева , в его знаменитых книгах «Лето Господне» и «Богомолье», самыми радостными, запоминающимися воспоминаниями детства предстают именно праздники?

Мы, православные, – счастливые люди: недостатка в праздниках у нас нет. Только надо позаботиться об организации празднований. Например, скооперироваться с другими родителями и во время каникул организовать рождественский и пасхальный праздники для детей на приходе, со спектаклем, концертом, раздачей подарков. На выпустить птиц после службы. У нас в храме приходские детишки каждый год обязательно помогают в Великую субботу при освящении куличей, поют кондак праздника и ходят с батюшкой, собирая в корзинку пожертвования – яйца и куличи. И конечно, ребенок должен почувствовать атмосферу праздника дома. Если детям будет интересно и радостно дома с родителями, братьями, сестрами и друзьями, они не захотят уже убегать на какие-то сомнительные школьные вечеринки.

Когда человек вступает во взрослую жизнь, что в основном остается из детства? Что-то такое яркое, позитивное. Плохое забывается – хорошее остается. И дай Бог, чтобы у наших детей было воспоминание о ночном пасхальном крестном ходе, о праздновании , о том, как вместе ездили с родителями в какую-нибудь поездку, например по Золотому кольцу, какие посетили святыни, как искупались в источниках. Вот это должно остаться в детской памяти, а не страшные уродливые маски и какие-то беснования.

Мне кажется, у любого нормального человека все эти беснования иных чувств, кроме отвращения, не вызывают. Хотя, конечно, у некоторых людей есть тяга ко всяким ужасам, миру инфернальному. А к чему это приводит, еще Николай Васильевич Гоголь очень хорошо описал в своей повести «Вий»: Хома Брут проявил любопытство, посмотрел на Вия, хотя ему был внутренний голос не глядеть, – и тем самым открыл двери нечистой силе, которая прорвалась через защищающий его барьер… Что дальше произошло, мы знаем. У каждого человека есть, конечно, определенная такая тяга к неизведанному, но это влечение совсем нездоровое и небезопасное.

– А какие примеры привести, объясняя, почему нельзя на себя надевать личины ведьм, вампиров, вурдалаков и просто нечистой силы?

– Иногда нам говорят, что, конечно, есть сатанисты, есть оккультисты, которые совершенно реально во все это верят, в этом упражняются, служат сатане и совершенно сознательно являются реальными почитателями нечистой силы, а – это всего лишь некое шоу… Мол, и в Америке в нечисть тоже не верят. Но там, по-моему, скорее всего вообще ни о чем не задумываются: просто срабатывает очень мощная реклама, очень мощная пропаганда Хэллоуина. Но они все-таки связаны своими корнями с этим праздником, в отличие от нас. У нас в России тоже сохранились некоторые рудименты язычества: гадание на святках, сжигание масленицы, пляски на Ивана Купалу – и с этим тоже надо бороться.

Так вот, кто-то может сказать, что все это несерьезно, понарошку, и нет разницы, надевать костюм вампира или, скажем, костюм Чебурашки на утреннике. Однако разница большая. Не будем забывать, что для ребенка игра и реальность всегда немножко переплетены. Например, подсесть ребенку на компьютерную игру гораздо легче, чем взрослому, который и психически крепче, и для него виртуальная игровая реальность и реальность обычная всегда имеют четкую границу. А для ребенка эта грань очень сильно размыта, поэтому на нем даже косвенное участие в языческих обрядах может серьезно сказаться.

Мне приходилось беседовать с людьми творческими, с актерами, которые занимаются лицедейством. Лицедейство – это надевание какой-то личины, маски для того, чтобы дальше изображать что-то, представление какого-то образа. И вот даже для этих людей подобное не проходит бесследно. Эти люди в общем-то по-своему несчастны, потому что, с одной стороны, они очень чувствительные, они тянутся к вере, им даже легче, может быть, прийти к вере, к Богу, чем людям каких-то технических специальностей, более приземленным, – но духовную жизнь им вести гораздо сложнее, потому что им, чтобы войти в какой-то образ, особенно если человек является профессиональным актером, требуется перевоплощение, а не формальное вхождение. Одна женщина, которая раньше была актрисой, мне рассказывала, что сейчас она от этого отошла, занялась другой деятельностью потому, что необходимые перевоплощения, вживание в образ, работа над ролью очень сильно мешали ее духовной жизни. Скажем, если человек играет героя-любовника, ему самому иногда нужно переживать те же страстные эмоции, влюбленность, которую он собирается играть. Некоторые актеры становятся просто влюбленнозависимыми. Не случайно у актеров, актрис создание полноценной семьи, отношений на всю жизнь – очень-очень большая редкость, потому что они постоянно влюбляются то в одного, то в другого, то в третьего и уже не могут жить без этого. Бывает, что они заигрываются: играя любовников на сцене, на одной съемочной площадке, часто становятся любовниками и в жизни.

Так что даже на нервную систему взрослого человека, с уже сложившейся психикой, на его психическое и духовное, в первую очередь, здоровье лицедейство очень сильно влияет. Он становится уже своего рода носителем того образа, который воплощает, особенно темного. И очень многие верующие актеры отказываются, когда им предлагают играть нечистую силу; среди актеров также очень распространено, например, предубеждение к сценам, где надо играть собственную смерть: существует мнение, что это может плохо кончиться.

Повторюсь: человек за каждое праздное слово – не только за праздное действие – несет ответственность перед Богом.

Ничто не проходит бесследно. Любой человек, который смотрел фильм ужасов, тоже долго находится под впечатлением от увиденного, его долго потом преследуют эти образы, являются во снах. На то и эффект, чтоб пощекотать нервы человеку и серьезно повлиять на его ум, на его подсознание.

А личное участие в язычестве, оккультизме, даже просто формальное, безо всякой к тому веры, не может пройти даром. Люди открывают ворота этим самым сущностям, которых изображают, в которых дети пытаются играть, надевая личины демонов, вампиров и прочей нечисти.

Интерес к инфернальной, демонической теме не проходит бесследно. В Китае были запрещены несколько фильмов ужасов, поскольку школьники стали копировать поведение их персонажей. У нас в России группа подростков, насмотревшись фильмов про вампиров, заманила в лес девушку, убила ее и выпила кровь.

Так что наша задача как родителей, как воспитателей непременно следить за тем, что смотрят наши дети, с кем они общаются, в какие игры они играют и какие праздники отмечают.

Что общего у света с тьмою?
Какое согласие между Христом и Велиаром?»
(2 Кор. 6:14-15)


К ак известно, приближается этот мерзкий праздник, навязанный нам западом. Хочется предупредить всех православных, чтобы их не затянули случайно на это мракобесие. Ведь Хэллоуин был запрещён Православной церковью ещё во времена Российской империи. Долгое время праздник был под запретом, так как он имеет языческое происхождение. Самое ужасное, что после распада СССР этот праздник сейчас все активнее культивируется в России. Несомненно, что подобная тенденция свидетельствует о все возрастающей повсеместно пропаганде сатанизма. Посмотрим, откуда идут корни этого «праздника».
«П раздник Хеллоуин» ведёт начало от кельтского ритуального празднества Самхаина, усвоенного переселившимися в Британию германскими племенами (англы, саксы и юты) после VI века нашей эры. Хеллоуин стал одним из основных народных праздников в Британской Ирландии. В XIX веке волны ирландской эмиграции принесли праздник в США, где он отмечается с 1846 года. В США праздник получил особое распространение благодаря гей-сообществу. В 1970-х годах в Сан-Франциско стало популярным шоу трансвеститов в гей-кварталах города. Они надевали яркие театральные костюмы и проводили парад по улице района. Со временем подобные мероприятия стали проводиться повсеместно, с участием детей, или подростков. Традиция костюмирования была стилизована под существующие образы монстров и персонажей детских страшилок.
Х эллоуин имеет очень богатую атрибутику, интерес к которой активно эксплуатируется современными компаниями-производителями товаров для детей (костюмы, маски, конфеты, украшения и т. д.). Стремлением различных компаний (преимущественно американских) повысить свою прибыльность во многом объясняется распространение Хэллоуина за пределами США, поскольку в этой стране рынок товаров для Хэллоуин уже перенасыщен.
О дним из основных атрибутов «праздника» является «светильник Джека» в виде головы вырезанной из тыквы с подсветкой. Карнизы, балконы и входы домов обычно украшаются искусственной паутиной, пауками, летучими мышами, ведьмами, совами, котами, ведьмиными мётлами и т. д.
К остюмы для Хэллоуина основаны также на темах колдовства и его образов в кинематографе и литературе. Дети, одетые в костюмы и маски, отправляются клянчить сладости у домовладельцев, произнося при этом традиционную фразу «Trick or Treat!» - «конфеты или жизнь!». Особенно популярны наряды ведьм, магов, колдунов, вампиров, покойников, оборотней, привидений, русалок, фей, эльфов, различных ночных животных (кошка, летучая мышь, волк и др.) Проводятся вечеринки, карнавалы, сопровождаемые зловещей, кладбищенской музыкой, завываниями волков, уханьем сов и другими звуками, записанными в аудио или видеоформате. Популярны развешанные плакаты и разложенные книги с изображением Дракулы, ведьм, вампиров и их символикой (осиновый кол, чёрные чётки и др.).
П олучается, наступила новая эра адской пропаганды. Пропаганды социального оккультизма! Если раньше прикоснуться к тайнам магии могла лишь небольшая часть общества, то теперь дверная ручка в мир бесов сделана достаточно низко, чтобы даже ребенок, без особых усилий, мог ее открыть.
О ккультизм начинается с конфет, ярких маскарадных костюмов, оранжевых огней и «безобидных» касперов, беспомощно болтающихся на деревьях. Детская мечта перемазаться сажой и попугать кого-либо, стала необыкновенно доступна! Ребенок уже не пугается зла! Кладбища, скелеты, окровавленные зомби уже не вызывают естественное чувство отторжения. Все, что годами воспринималось, как исчадие ада теперь вызывает веселие. Оказывается, зло может быть добрым, и даже необходимым. Это называется, выпустить адреналин в кровь. Вы обратили внимание, что дети любят играть в прятки и при этом пугать друг друга выкриками? Большинство аттракционов предлагают «рискнуть здоровьем». Вас скинут головой вниз, перекрутят, спустят с крутых горок, провезут по темной пещере с таинственными шорохами и внезапными выкриками египетских мумий, вы подвергнитесь нападению кладбищенских мертвецов. Крик, визг настолько естественны при этом, ведь именно за такое «удовольствие» вы и заплатили!
И лишь подрастая, мы понимаем, что не существует Деда Мороза, и Кащей Бессмертный не такой уж бессмертный. Подростку становиться скучно! Поиск такого адреналина еще более усиливается и вот здесь, как волшебная палочка-выручалочка приходит «добрый праздник» Хеллоин. Он приносит легкую ностальгию по детству и при этом дает возможность провести это время совсем не по-детски.
Р усская Православная Церковь не благословляет своим чадам участие в языческом празднике Хэллоуин в любой форме по ряду причин:
1. Происхождение, форма и сущность этого «праздника смерти» - языческие и несовместимы с верой в Воскресшего Христа - Победителя ада и смерти. Истоки его относят к поверьям древних кельтов, которые считали, что в эту ночь открывалась дверь в потусторонний мир и обитатели ада проникали на землю. Прославляя языческого бога Самхаина (Повелителя Смерти), древние кельты приносили ему жертвоприношения, уповая на то, что «задобренный» Самхаин разрешит душам умерших посетить в этот день свои дома. Отсюда и берет начало укоренившийся в языческом мире обычай бродить в ночь на Хэллоуин разряженными в костюмы привидений, ведьм и всяких других духов, символизирующих общение с загробным миром и нечистой силой.
2. Хэллоуин является кощунственным глумлением над днем Всех Святых и над самими святыми: в день, когда воспоминаются святые, христиане одевают на себя костюмы бесов, что в соответствии с церковными канонами является тяжким грехом.
3. Кроме того, само празднование дня Всех Святых 1 ноября для православных христиан является неприемлемым, ибо Православная Церковь отмечает день Всех Святых не 1 ноября (в этот день память всех святых с 835 г. празднует Западная Церковь), а в воскресенье, следующее за праздником Пятидесятницы, т. е. в начале лета.
4. Вся символика этого праздника неприемлема для православного христианина, ибо являет собой подмену христианских ценностей и представлений антихристианскими: гадания, колдовство, олицетворение смерти и духов зла, языческие обряды принесения жертв злым духам, обычай выставлять тыкву с вырезанной на ней страшной рожицей, служащей образом мёртвых, а также розыгрыши сомнительного характера. Ассоциативная связь между дикими «обрядами» Хэллоуина и сатанистскими культами настолько очевидна, что даже в самих США многие считают Хэллоуин праздником сатанистов.
5. Хэллоуин является средством дегуманизации и демонизации детского сознания, вводя моду на атрибутику и одежду с изображением смерти, разрушения, дисгармонии, поэтизируя жестокость. Игра в демоническое мироощущение, как и всякая игра для ребенка, связана с примериванием на себя образа героя. Дети копируют человеческие жертвоприношения сатанистов, глумятся над человеческими страданиями и смертью - это не может пройти бесследно ни для их психического состояния, ни для личностного развития. Снятие естественных для человеческой и особенно ранимой детской психики табу и внутренней цензуры на глумление над смертью и страданиями человека, на использование даже в игровой форме крови жертв в качестве лакомства, актов вандализма и пр. приводит к серьезным психическим и личностным нарушениям ребенка.
П ри этом все убеждения в том, что Хэллоуин и подобные ему праздники, несмотря на свои явные языческие истоки и идолопоклонническую сущность, безвредны, невинны и не имеют большого значения, подрывает тем самым традиционные духовные устои. Если по какой-либо причине православный христианин был втянут в кощунственные обряды этого праздника, ему необходимо принести пред Богом искреннее покаяние на исповеди.
О ффициально зарегистрированная американская церковь сатаны открыто провозгласила Хэллоуин своим основным праздником. Для них целью празднования, завершающегося самой главной черной мессой года, ставится демонстрация своего поклонения и преданности дьяволу. Помимо сатанистов, его избрали своим главным праздником и те, кто в наши дни сознательно предает себя на служению злу - колдуны, ведьмы, всеразличные реставраторы древних языческих культов. Ночь Хэллоуина для них - время одного из четырех основных шабашей.
Н е смотря на все это, Хэллоуин потихоньку начинает становиться всенародным праздником. (Почему бы это?) Социологи считают принятие обществом подобных праздников самой тревожной приметой нашего времени. По их мнению, празднование Хэллоуина и подобных ему мероприятий говорит о кризисе культуры. Люди просто перестают различать добро и зло.
Т радиции этого праздника, представляемые безобидным весельем, на самом деле являются древними обрядами имитации мертвых, приношением жертв духам, напрямую связанным с сатаной. В этот «шуточный праздник» Вам представляется «редкая возможность» почувствовать себя демоном, поступать как демон...
П равда, интересная перспектива?
Д ля верующих такие слова звучат как предательство. Это предательство Бога, измена собственной культуре. Есть поступки, которые даже играючи делать нельзя. Например, играть в террористов, захвативших заложников... Также и игра в Хэллоуин с обязательным жертвоприношением демонам - есть духовное предательство. Вспомните, почему детям запрещено играть со спичками - можно устроить пожар, с электричеством - потому что может ударить током, с ножом - чтобы ненароком не порезаться. Наступило время, когда общество, в котором мы живем, с восторгом готовится к «празднику» Halloween. Однако далеко не всем известно, что он из себя представляет, каково его происхождение и сущность и почему он противоречит учению Церкви.

Праздник Halloween появился среди кельтских племен Англии, Ирландии и северной Франции (Галлии) в дохристианскую эпоху. Являясь язычниками, кельты верили в зарождение жизни из смерти. Начало «нового» года, новой жизни вообще, они отмечали глубокой осенью, в ночь с 31-го октября на 1-ое ноября, когда начиналась пора холода, тьмы и смерти. В эту ночь они прославляли языческого бога Самхаина, почитаемого ими как Повелителя Смерти. В канун «новогоднего торжества» друиды (кельтские жрецы) тушили домашние очаги, огни, костры, светильники. Вечером следующего дня они зажигали огромный костер, на котором совершались жертвоприношения князю тьмы и смерти. Друиды верили, что если Самхаин останется довольным жертвенными воздаяниями своих верных, он разрешит душам умерших посетить в этот день свои дома. Отсюда и берет начало укоренившийся в языческом мире обычай бродить в ночь на Halloween разряженными в костюмы приведений, ведьм и всяких других духов, символизирующих общение с загробным миром и нечистой силой.

Важной частью языческого культа является также и «забава» Trick-or-Treat, представляющая собой ритуализированный акт приношения темным силам, состоящим на службе у Самхаина. Считалось, что души умерших, воцарившиеся в мире тьмы, холода и смерти, в день своего посещения мира живых испытывают неутолимый голод. Поэтому кельские язычники готовили угощения блуждающим во мраке ночи духам, ибо верили, что если они не будут умилостивлены приношениями, то гнев и проклятия Самхаина обрушатся на людей.

Вот каков истинный смысл этого языческого праздника. Совершенно очевидно, что православному христианину невозможно принимать участие в подобных «торжествах,» ибо это есть прямое выражениe идолопоклонничества, измена Господу Богу нашему и нашей Св. Церкви. Принимая участите в ритуале подражания мёртвым, скитаясь во мраке ночи и выпрашивая или раздавая угощения, мы проявляем желание войти в общение с мёртвыми, чей повелитель уже не Самхаин, но сам Сатана, Лукавый, восставший против Господа Бога. Раздавая угощения, мы не просто дарим конфетки невинным детям, но преподносим дар в память и честь Самхаина, а значит, и Сатаны.

Есть и другие обычаи, относящиеся к Наlloween, от которых нам следует отойти. Например, всевозможные гадания, пророчества, колдовство и ворожба или обычай выставлять тыкву с вырезанной на ней страшной рожицей и зажженной внутри свечой, называемый «Jack O’Lantern» (Джек Лампадный). В тыквы (а в древние времена использовались и другие овощи) приносили «новый» огонь от священного костра, а рожица на тыкве служила образом мёртвых. Такой «священный светильник», горевший всю ночь, является бесовским извращением святой лампады, зажжённой перед образом Спасителя и Его угодников. Даже украшение дома подобной тыквой с «весёлой» рожицей уже является участием в языческом празднике смерти.

Святые отцы раннехристианской Церкви, которая в то время была строго православной, старались противостоять языческой традиции кельтов и установили в этот же день христианский праздник Всех Святых (в Восточной Церкви поминание Всех Святых совершается в первое воскресенье Пятидесятницы). От праздника Всех Святых и происходит слово Halloween – т.е. Аll Hallows’ Even, что значит «канун Всех Святых», которое со временем сократилось до «Hallow E’En.» К сожалению, по незнанию или невежеству людей, языческое празднество, отмечаемое в один день с христианским праздником Всех Святых (на Западе), стали ошибочно называть Halloween.

На усилия Церкви побороть языческий праздник антихристиански настроенные люди ответили еще большим проявлением ревности в этот вечер. Mнoгие обряды совершались при осквернении и издевательстве над христианскими богослужениями, наряжались скелетами в насмешку над почитанием Церковью мощей святых, украденные кресты и даже Св. Дары употреблялись для кощунственных действий. Обычай выпрашивания подаяний превратился в систематические преследования христиан, которые в силу своих убеждений не могли принимать участие в празднике, посвященному князю тьмы и смерти.

Приверженность западного общества языческому празднику свидетельствует о том, что попытки Западной церкви заменить языческое празднование христианским праздником и понятиями не имели успеха. Но почему языческий культ, явно противоречащий православной вере, так прочно укоренился среди многих христиан? Причины всего этого коренятся прежде всего в духовной апатии и вялости христиан, которые обильно питают безбожие, атеизм и богоотступничество. Общество, убеждая нас в том, что Halloween и подобные ему праздники, несмотря на свои явные языческие истоки и идолопоклонническую сущность, безвредны, невинны и не имеют большого значения, подрывает тем самым наши духовные устои, способствует распространению маловерия и атеизма.

«Праздник» Halloween подрывает самые устои Св. Церкви, основанной на крови мучеников, отказавшихся хоть как-либо почитать или служить идолам. Св. Церковь должна занять строгую позицию противления подобным явлениям, раз нам Христос Спаситель сказал, что Господь Бог нам Судия во всех наших поступках и убеждениях и что наши дела могут быть или «ЗА БОГА» или «ПРОТИВ БОГА». Нет среднего «нейтрального» пути.

Сегодня мы являемся свидетелями зарождения сатанинских культов. В ночь на 1-е ноября совершаются сатанинские «службы», имеются сведения о похищении и убиении служителями Сатаны маленьких детей. Теперь сатанисты уже приступили и к ритуальному убиению православных священнослужителей, как неоднократно случалось в штате Калифорния… Везде Сатана протягивает сети с целью поймать как можно больше невинных людей. Газетные лавки полны печатного материала о спиритизме, сверхъестественных явлениях, сеансах, пророчествах и всевозможных действах, вдохновляемых бесами. Все эти дела служат Сатане, ибо они исходят не от Духа Святого, но от духа прискорбного мира сего.

Ника Кравчук

Почему Церковь запрещает праздновать Хэллоуин?

Что общего имеет сатанинский подтекст праздника Хэллоуин с Днем всех святых? Какой опасности подвергаются подростки и молодежь, переодевающиеся в костюмы ведьм и чертей? Отпускать детей на хэллоуинскую вечеринку или лучше убедить не идти?

Что 31 октября отмечали кельты?

История праздника Хэллоуин — яркий пример борьбы Тьмы и Света, Зла и Добра. Он берет начало с кельтских племен Англии, Ирландии и северной Франции (Галлии), со времен язычества.

В ночь с 31 октября кельты праздновали Самайн — начало нового года. В этот день не существовало границ между земным и потусторонним мирами: боги спокойно входили в человеческую жизнь. Вот только все эти божества имели скверный характер: жестокие, они вечно противостояли друг другу и воевали. У людей был только один вариант временно откупиться: принести жертву.

Кельтские жрецы — друиды — тушили свет во всех его проявлениях (костры, светильники). Вечером следующего дня они разжигали огромнейший огонь, на котором и приносили жертвы Самхаину — богу смерти и тьмы. Если говорить откровенно, то сатане как князю тьмы.

Если Самхаин останется довольным, то умершие смогут побывать в гостях у живых — верили кельты. Кроме этого, считалось, что души усопших были ужасно голодными. Их надо было обязательно накормить, иначе бог смерти разгневается и обязательно накажет людей. Поэтому готовили всевозможные угощения.

Не видите ли параллелей с современным празднованием Хэллоуина?

  • Люди переодеваются в привидений, ведьм и разных духов, символизирующих души усопших.
  • Бродят целую ночь.
  • Выпрашивают сладости (trick-or-treating) — неслучайно это выражение буквально переводится как «неприятность или угощение». Казалось бы безобидное угощение детей на самом деле берет свое начало в умилостивлении голодных душ умерших родственников.

Отношение Церкви к Хэллоуину, или Между праздником тьмы и Днем всех святых

Но как с таким днем тьмы, смерти и страха мог увязаться светлый праздник всех святых, отмечаемый Западной Церковью? Это связано с приходом в Ирландию христианства. Важнейшую роль в этом сыграл всем известный святой Патрик.

В праздник Белтейн, отмечаемый 1 мая, было запрещено зажигать огонь, пока друиды не приготовят костер для сожжения жертвоприношений. Но святой Патрик ослушался и разжег костер, что символизировал Божественный Свет. Именно он противостоял тьме, страху и смерти.

Через каких-то полгода Ирландия очень поменялась. И там, где раньше царил страх, теперь проповедовалась любовь. Праздник, который раньше ассоциировался со страхом и смертью, стал Днем всех святых, которые остановили силы Самайна и духов тьмы.

А уже в IX столетии Папа Григорий IV объявил этот праздник общим для всех католиков. Даже само название Halloween — это сокращенный вариант от Аll Hallows" Eve — канун всех святых.

Чем опасен праздник Хэллоуин?

Современное отмечание 31 октября — возвращение к языческим корням. Под, казалось бы, яркой и запоминающейся забавой на самом деле прячутся жуткие вещи. Если быть полностью откровенными, то сатанинские. Почему?

Во-первых, участниками их становятся обычно подростки и молодежь, которые:

  • часто не имеют окрепшего собственного мнения и легко поддаются влиянию авторитетов и настроению массы;
  • желают выделяться на фоне других;
  • активные, хотят все попробовать;
  • вступили в период заострения греховности.

Они попросту не понимают, в чем кроется опасность.

Во-вторых, уже само наследование темных сил опасно для человека. Именно поэтому отношение Церкви к Хэллоуину имеет негативный характер.

Наверняка вам приходилось слышать рассказы актеров, которые играли роли темных сил или людей, увязших в каком-то грехе. Когда ты пытаешься изобразить это, то уже сам невольно наследуешь такие повадки.

А что будет, если молодая девушка оденется в костюм ведьмы, начнет громко хохотать, привлекать внимание парней своим неприличным поведением? Или юноша оденется в какого-то духа злобы? Ведь мало просто примерить костюм, нужно еще как-то вжиться в роль для лучшего эффекта, чтобы все друзья поняли, как мне это идет!

Все события так или иначе влияют на человека. Ничего не проходит бесследно. К сожалению, и бурное отмечание Хэллоуина, костюмы, лицедейство и всеобщее настроение также.

Часто такие вечеринки могут заканчиваться алкогольным опьянением и блудом. Может быть еще хуже. Некоторое время в Америке молодежь даже начинала хулиганить, например, разбивать стекла. Чтобы это остановить, бойскауты придумали движение с лозунгом «Sane Halloween!».

В Швеции в связи с возгоранием помещения пострадало более 200 школьников, отмечавших 31 октября.

Не так давно американская Церковь Сатаны решила «попиариться», назвав этот праздник «своим». Это никто не посчитал угрозой, но разве после таких фактов может измениться негативное отношение Церкви к Хэллоуину?

Специально не хотелось бы противопоставлять нашу культуру американской и говорить о том, что чужие праздники пришли к нам, нам что-то навязывают. Мы сами выбираем, принимать это или нет.

Хотелось бы заострить внимание на другом — на извращении понимания добра и зла. Праздник Хэллоуин вместе с костюмами вурдалаков, томатным соком вместо крови, мелкими проявлениями насилия (якобы «для забавы)», печеньками в виде гробов и черепов уже негативно влияет на ребенка. Ему начинает казаться, что все это нормально и даже хорошо.

Детские психологи, психотерапевты, священники сталкиваются с разными последствиями: неврозы, кошмары, постоянные страхи, боязнь пребывать наедине.

Известны даже истории, когда вот такое «невинное» переодевание в лукавых духов могло привести к беснованию, когда в человека реально вселялся злой дух. Человек один раз решил «по приколу» изобразить действие зла, вляпался в грязь. Кому-то получается легко отчистить ее, а другому даже дорогие пятновыводители и химчистки не помогут. Поэтому лучше изначально не пачкаться.

Кому выгодно массовое беснование?

Кому же все-таки выгоден современный праздник Хэллоуин как возвращение к язычеству? Можно ответить одним словом: дьяволу. А действует он через людей.

С одной стороны, искушает молодежь, частично развращает ее, провоцирует на неприличное поведение, блуд и разврат. Конечно, многое зависит от компании. Для кого-то Хэллоуин превратится в веселую вечеринку, с тыквами, костюмами и хорошим настроением — вроде бы все прилично. А для других — это ночь испытания всевозможными пороками.

С другой стороны, лукавый искушает и организаторов таких мероприятий, людей, которые устанавливают нереальные цены за костюмы ведьм и вампиров. Например, в этом году американцы планируют потратить $6,9 млрд. на отмечание и костюмы. Кстати, о последних.

Лукавый еще имеет один способ поискушать людей — потянуть за крючок зависти и гордости. Мол, у твоего соседа такой дорогой костюм, а как же ты? Разве не купишь себе что-то не хуже? Или даже лучше? Ты ведь должен выглядеть достойнее всех! И насколько проще, если во всем этом не участвовать.

Ищем альтернативы

Если в школе готовится костюмированная вечеринка и вы понимаете, что от участия в ней ребенку будет только хуже, поговорите с классным руководителем и подумайте об альтернативе.

Дети хотят праздника — так устройте им это в семейном кругу. Пусть мама испечет пирог, дети ей в этом помогут, папа постарается прийти с работы пораньше. Можно провести это время вместе, не спеша поговорить об учебе, планах на лето, книгах, идеях для совместного путешествия и… истории праздника Хэллоуин.

Можно даже собраться вместе с другими семьями, которые не одобряют современную символику Halloween и устроить свой праздник. Светлый и добрый. Ведь именно победу над тьмой он символизировал тогда, когда в Западной Церкви стал Днем всех святых.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще