Социальная (общественная) деятельность и ее структура. Деятельность социальная взрослых и детей: описание, особенности и виды Субъект социальной деятельности и сознательности

По замечанию К. Маркса, общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу. Социальная связь - это совокупность объективных фактов, условий, определяющих совместную деятельность людей в конкретное время для достижения тех или иных целей. В любых видах деятельности и на различных уровнях общественной жизни происходит взаимодействие между людьми (даже если они не находятся в непосредственном, личном контакте), поэтому оно является основой социальной жизни общества.

Социальные взаимодействия - это система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других людей.

В качестве основы любого взаимодействия, структурным компонентом деятельности выступает социальное действие. Всякое действие есть одновременно и обусловленное и обусловливающее. «Социальное действие» является исходным понятием в любой социальной теории.

М. Вебер, например, считал, что социология «есть наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие».

Социальное действие - это не всякий поступок, а конкретный акт деятельности общественного субъекта (индивида, группы, движения) по преобразованию социальной ситуации в соответствии с его потребностями, целями и реализуемый посредством изменения установок других людей или общностей. Вебер отмечает, что «действием» мы называем действие человека (независимо от того, носит оно внешний или внутренний характер, сводится ли к невмешательству или терпеливому принятию), если и поскольку действующий индивид или индивиды связывают с ним субъективный смысл. «Социальным» мы называем такое действие, которое по предполагаемому действующим лицом или действующими лицами смыслу соотносится с действием других людей и ориентируется на него».

М. Вебер выделяет четыре типа социального действия, которые составляют основу социальной жизни, определяют характер самого общества, отличающиеся в зависимости от степени рациональности, содержащейся в них:

1) целерациональное действие (основано на совпадении смысла действия и смысла действующего);

2) ценностно-рациональное действие (основано на безусловной вере людей в определенные ценности, представления о должном);

3) аффективное действие (основано на эмоциональном состоянии действующего субъекта, не является целеполагающим, осмысленным);

4) традиционное действие (основано на привычных для сообщества нормах, обычаях, традициях, состоит из повседневных практик, совершаемых почти автоматически).

М. Вебер подчеркивал, что «понимающая социология» должна изучать только осмысленные действия людей.

Продуктивной в научном плане представляется теория социального действия современного немецкого исследователя Ю. Хабермаса. Общество он рассматривает как продукт человеческого взаимодействия. Основой социальной жизни, по его мнению, выступают: труд (в его основе лежит инструментальная рациональность, которая имеет стратегический характер и нацелена на максимальную эффективность) и межчеловеческая коммуникация (в ее основе лежит коммуникативная рациональность, стремление к взаимопониманию и согласованию взглядов, что может быть достигнуто в процессе открытых дискуссий между равными партнерами, дискурсивной практики). Общество складывается из взаимодействия «системы», состоящей из институтов, и «жизненного мира», включающего в себя спонтанные практики и значения, признанные членами группы. Отсюда Хабермас типологизирует социальное действие на четыре группы:

1. Стратегическое действие. Под ним понимается действие, управляемое эгоистическими целями. Оно рационально в той степени, в какой субъект действия избирает наиболее эффективное средство получения желаемого. Это предполагает отношение участников стратегического действия к другим лицам как к объективированным средствам или препятствиям на пути к выбранной цели.

2. Нормативное действие. Под ним понимается социальное действие, нацеленное на создание взаимовыгодных ситуаций. Это достигается через подчинение действия властных структур, организаций разделяемым ценностям и нормам.

3. Драматургическое действие. Его целью выступает «представление самого себя» или создание публичного имиджа.

4. Коммуникативное действие. Его целью выступает свободное соглашение участников для достижения совместных результатов в определенной ситуации.

Ю. Хабермас считает, что современное постиндустриальное общество способствовало смещению акцентов с экономической на другие сферы жизнедеятельности - культурную, коммуникационную, что и стало источником социального развития.

Социальная деятельность предполагает активное отношение к миру, в ходе которого происходит, во-первых, его целесообразное изменение и преобразование на основе усвоения и развития наличных форм культуры, во-вторых, преобразование внутреннего мира самого человека. Таким образом, деятельность по своему содержанию есть не что иное, как производство материальных и культурных ценностей, разнообразных форм общения людей, преобразование социальных условий и отношений, а также развитие самого человека.

Социальную деятельность можно условно дифференцировать на практическую (ее цель - преобразование действительности) и духовную (ее цель - отражение действительности).

Деятельность также разделяют на живую и опредмеченную, которые взаимодополняют друг друга. Этот процесс включает в себя следующие составляющие: сам процесс деятельности, цель, средство и результат. Следует подчеркнуть, что все четыре составляющих должны быть согласованы и сбалансированы. Однако господствующее положение, определяющее все другие стороны единства, занимает цель как идеальное, мысленное предвосхищение результата деятельности, как духовный образ деятельности, ее проект. Цель представляет собой предвидение самой деятельности, ее результата, итога. Средство подчиняется цели, оно существует ради цели, и поэтому средство является определенностью самой цели. Цель есть идеальное, мысленное предварение результата деятельности и путей его осуществления с помощью определенных средств.

Взаимодействия могут быть устойчивыми, многоразовыми, постоянными. В ходе устойчивого взаимодействия взаимоожидания людей постоянно изменяются, однако складывается определенный набор устойчивых социальных ожиданий, придающих взаимодействию достаточно упорядоченный, устойчивый, предсказуемый характер. Такой тип связи называют общественными отношениями.

Говоря об «общественном отношении», необходимо учитывать, что социальное взаимодействие рассматривается в контексте условий этого взаимодействия. Общественные отношения проявляются в человеческой деятельности. Вне деятельности людей не может существовать социальная реальность. Деятельность, как определенный тип отношения к действительности, определяется историческими социокультурными программами.

Те общественные отношения между людьми, которые складываются в экономической жизни (по поводу средств производства и их использования в производственно-трудовой деятельности), носят название экономических.

Общественные отношения, складывающиеся в политической сфере жизнедеятельности (по поводу власти), позволяющие осуществлять управление социумом, называются политическими.

Духовные отношения, формирующие духовно-культурную сферу, позволяют человеку реализовывать духовные потребности, способствуют нормативному регулированию общества в целом.

Собственно социальные отношения, составляющие социальную сферу, возникают «из взаимодействий, направленных на достижение разного рода ценностей», регламентируют потребление и распределение различных благ для удовлетворения жизненных потребностей людей. Социальные взаимодействия составляют основу не только общественных отношений, но и образуют социальные институты и социальные общности.


Природа живого по определению рациональна. Это главное условие развития жизни на Земле, хода ее эволюции. Не будем вслед за многими авторами, в частности Питиримом Сорокиным, подробно анализировать соотношение мотивов
человека и животных - это предмет самостоятельного исследования. Остановимся на том, что выделило человека из животного мира и стало причиной возникновения социальной организации общества. Мотивы животных (по крайней мере высших) - самосохранение, достижение наиболее высокого уровня физиологического потребления (потребление пищи, необходимый для комфортного существования размер контролируемой территории и т. д.), минимизация физических затрат, продолжение рода, достижение доминирующего положения в стае - очень напоминают мотивы людей.
При этом так же, как люди, звери конкурируют за эти ценности, применяют силу, чтобы обеспечить себе приоритетный доступ к ним, иногда создают в ходе этой борьбы достаточно сложные системы власти-подчинения. Тем не менее неизмеримо более сложная социальная организация человеческого общества очевидна. Причиной возникновения сложного, высокоразвитого социального мира являются принципиально новые способы удовлетворения потребностей человека.
Способы реализации мотивов животными детерминированы их инстинктами. Это относится и к социальной организации животных. Новое может появиться в основном в процессе изменения окружающей среды и естественного отбора. Освоение разными видами животных новых навыков ограничено только первыми годами жизни (причем к инновациям способны только отдельные виды) и носит очень примитивный характер. Взрослые животные в основном перестают быть способными не только к инновациям, но и к обучению.
Существует очень интересная, хотя и не бесспорная теория происхождения человека, выделения его из животного мира, принадлежащая покойному профессору Поршневу , . Основное ее положение заключается в том, что Homo sapiens произошел в результате не естественного, а искусственного отбора в среде палеантропов, то есть в процессе взаимодействия и борьбы разных вариантов видов проточеловека, промежуточных между обезьяной и Homo sapiens. Автор, не будучи профессиональным антропологом, не берется обсуждать тео
рию Поршнева в целом, но обращает внимание на ту ее часть, которая кажется наиболее интересной.
По Поршневу, человек отделился от животного мира, встал на качественно более высокий уровень развития в результате появления речи, которая изначально служила прежде всего инструментом манипулятивного подчинения одних особей другими (здесь мы опускаем спорные рассуждения Поршнева о каннибализме как цели этого использования).
Продолжая рассуждения Поршнева, нетрудно заметить, что помимо манипуляции речь послужила человеку и для другой цели, тоже не имеющей аналогов в животном мире. Она создала основу для появления специфической способности человека совершенствовать свои знания о реальности и передавать их будущим поколениям.
Согласно теории творческой эволюции Карла Поппера , в противоположность животным, которые, приспосабливаются к окружающему миру через механизм естественного отбора, человек адаптируется к среде обитания путем эволюции, совершенствования знаний, создания более адекватной картины реальности. Развивая рассуждения Поппера, можно констатировать, что человек приспосабливает к себе окружающий мир (таким образом приспосабливаясь к нему), воздействуя на него с помощью творческой деятельности. Человек самостоятельно получает новые знания о реальности, на основе этого создает более совершенные методы удовлетворения своих внутренних потребностей, а затем передает эти знания и методы будущим поколениям. Новые поколения индивидов в свою очередь на основе полученной информации приобретают еще более полные знания и создают более совершенные инструменты для реализации своих мотивов. Так с каждым поколением знания расширяются, а методы совершенствуются.
Это явление, назовем его всемирным творческим процессом, является основой повышения уровня удовлетворения материальных, интеллектуальных и эстетических потребностей людей и взаимосвязанного с этим совершенствования создаваемой ими социальной организации.

Однако очевидно, что история человечества идет не так гладко и поступательно, как было бы в случае бесперебойного творческого процесса. Это связано с тем, что творческий процесс дуален и инициирует два вида социальной деятельности, находящихся в динамическом противоречии.
Человек способен самостоятельно создавать новые инструменты удовлетворения своих потребностей, находить и передавать потомкам новые способы достижения целей - все это интеллектуальная деятельность. Ее можно разделить по результату на два вида - манипуляцию и творческую деятельность. Язык как средство коммуникации, хранения и передачи информации - необходимый инструмент и того, и другого рода деятельности.
Творческая деятельность двигает процесс вперед, манипу- лятивная - препятствует этому движению. Этим объясняются нелинейность и флуктуации творческого процесса.
В процессе творческой деятельности человек преобразует и обогащает окружающий мир, создавая новые и новые ценности и инструменты, обеспечивающие их преумножение. Важнейшее направление творческой деятельности в сфере социальной организации общества - рационализация социальных инструментов, она обеспечивает увеличение темпов развития творческого процесса.
Параллельно с этим человек в ходе манипулятивной деятельности с помощью изобретения новых инструментов принуждения и обмана пытается удовлетворять свои потребностей за счет интересов других индивидов, использовать для этого их жизненные ресурсы. Манипуляция приводит к нарушению естественной рациональности индивидов, к неэквивалентному, нерациональному для участников процесса перераспределению первичных ценностей, то есть к использованию одними индивидами жизненных ресурсов других вопреки рациональным интересам используемых.
Манипулятивная деятельность заставляет индивида расходовать интеллектуальные ресурсы, которые в результате этого пропадают для творчества. Индивиды, подвергающие
ся манипуляции, также зачастую отторгаются от возможностей творческой деятельности, так как манипуляторы, исходя из собственных социальных интересов, ограничивают их свободное творческое самовыражение. Таким образом, манипуляция вытесняет творчество из деятельности как манипуляторов, так и манипулируемых. В результате этого затрудняется творческая самореализация индивидов, высвобождение творческого потенциала общества, развитие творческого процесса.
У манипуляции и творческой деятельности как действий высшего порядка есть подчиненные простые действия по обеспечению реализации заложенных в них программ. В первом случае это механическая манипуляция (воспроизводство созданных манипулятивных схем) и насилие, во втором - механический труд, результат которого - простое воспроизводство материальных ценностей.
Общество, давая социальные преференции за различные виды деятельности, стимулирует в разной степени и творческую, и манипулятивную деятельность, и механическое воспроизводство. Рационализация общества неизбежно приводит к изменению оценки в пользу более высокого признания творческой деятельности.
При обозначении деятельности как творческой или мани- пулятивной имеется в виду только ее фактический результат, а не замысел или оценка окружающих. Если результат - создание новых ценностей или рационализация их перераспределения, деятельность может быть определена как творческая. Если результат - использование других индивидов, перераспределение, не ведущее к рационализации, деятельность может быть определена как манипулятивная. Причем имеются в виду конкретные действия, а не деятели, ведь за время социальной жизни человек зачастую совершает различные социальные действия, выполняет различные функции. Кроме того, оценка действий возможна только в контексте уровня развития общества. Ведь одни и те же действия в обществах с разным уровнем развития могут вести к совершенно разным результатам - двигать творческий процесс
или служить инструментом манипуляции, то есть препятствовать его развитию.
Творческая деятельность всегда наиболее продуктивна в долгосрочной перспективе. Она является причиной прогресса, нелинейного роста количества и качества первичных ценностей. Успешная творческая деятельность одних людей дает основу для еще более успешной аналогичной деятельности новых поколений в будущем и поэтому представляет ценность для членов общества еще и с точки зрения инстинкта наследования.
В реальной социальной деятельности индивид при разных обстоятельствах или одновременно руководствуется и социальной, и, хотя в меньшей степени, творческой мотивацией. Творческая деятельность осуществляется под воздействием и социальной, и творческой мотиваций. Манйпулятивная деятельность, так же как и механический труд, как не способная привести к творческой самореализации, осуществляется только под воздействием социальной мотивации.
При этом надо учитывать, что такова мотивация деятельности рационального индивида, не подверженного манипуляции. Под влиянием внешней манипуляции индивид может совершать любые перечисленные действия, в том числе и сам манипулировать другими индивидами.
При манипулятивной функциональной, в том числе профессиональной, деятельности уровень материального благосостояния индивида повышается за счет его понижения у других индивидов (происходит перераспределение при сохранении или снижении общего объема благ). При соответствующей деятельности по творческой (идеальной) мотивации материальное благосостояние индивида улучшается без ухудшения положения других индивидов (в экономической науке это называется «улучшение по Парето») за счет роста материального благосостояния общества в целом.
Чем ближе в обществе векторы социальной и творческой реализации, то есть чем больше стимулируется в обществе творческая деятельность, тем выше динамика роста совокупного общественного благосостояния.

Виды СОЦИАЛЬНОЙ деятельности, их мотивация
И РЕЗУЛЬТАТЫ


Вид
деятельности

Мотивация
деятельности

Результат (функция) деятельности в статике

Результат (функция) деятельности в динамике

Творческая
деятельность

Творческая (идеальная) мотивация. Социальная мотивация

Создание новых ценностей и инструментов их воспроизводства

Развитие творческого процесса, рост общественного благосостояния

Рационализация
перераспределения
ценностей

Механический труд

Социальная
мотивация

Механическое
воспроизводство
ценностей

Поддержание
общественного
благосостояния

Манипулятивная
деятельность

Социальная
мотивация

Манипулятивное
перераспределение
ценностей

Торможение
творческого
процесса

Творчество, механический труд и самореализация

Отсутствие возможностей для полноценной реализации творческого потенциала делает социальную жизнь человека ущербной независимо от его статусных успехов.
Известный филолог и писатель, один из прозорливейших людей своего времени, Лидия Гинзбург писала в дневниках: «Человеку может надоесть все, кроме творчества. Человеку надоедает любовь, слава, богатство, почести, роскошь, искусство, путешествия, друзья - решительно все. То есть все это при известных условиях может перестать быть целеустремлением, - но только не собственное творчество. Этого не бывает, как не бывает, чтобы человеку надоело спать или утолять голод и жажду... Творчество есть совершено органическая, неотъемлемая воля к личному действию, связанная с самой сущностью жизненного процесса» ( к разд. 1).
Противопоставление творчества как акта свободного волеизъявления и труда как действия, определенного социальными обстоятельствами, достаточно часто встречается в современной науке. На первый взгляд такое противопоставление помогает разделить свободную творческую реализацию и поденный интеллектуальный труд ради куска хлеба. Однако свободное творчество и принудительный труд существуют не в разных взаимно непро
ницаемых сферах. Творчество растворено в труде и может проявляться в той или иной степени практически в любой трудовой деятельности. При этом возможности для проявления творческой активности различаются в зависимости от вида труда. От минимальных, которые дает качественная работа рабочего на конвейере, больших возможностей, имеющихся у талантливого плотника или столяра, и до высоких, например, у программиста или очень высоких в труде ученого и писателя.
Индивиды склонны привносить элементы свободного творчества даже в самую однообразную работу. Так, Н. В. Гоголь в «Шинели» описывает, как Акакий Акакиевич Башмачкин сумел превратить в творческий процесс простую переписку документов. Кстати, образ Башмачкина - творческой личности, практически не замеченный критиками, очень ярко демонстрирует силу творческого инстинкта, проявляющегося даже в самых неожиданных обстоятельствах. «Он служил ревностно, - нет, он служил с любовью. Там, в этом переписыванье, ему виделся какой-то свой разнообразный и приятный мир. Наслаждение выражалось на лице его; некоторые буквы у него были фавориты, до которых если он добирался, то был сам не свой: и подсмеивался, и подмигивал, и помогал губами, так что в лице его, казалось, можно было прочесть всякую букву, которую выводило перо его... Написавшись всласть, он ложился спать, улыбаясь заранее при мысли о завтрашнем дне: что-то бог пошлет переписывать завтра?» - так описывает Гоголь жизнь своего героя. И пусть кто-то скажет, что этот человек не достиг творческой самореализации, конечно, на скромном уровне, соответствующем его способностям и виду деятельности!
Любая творческая работа подвержена влиянию социальных обстоятельств. Если они заставляют индивида заниматься деятельностью в творческом плане менее перспективной, чем позволяют его способности, индивид воспринимает эту работу как принудительный труд, затрудняющий его полноценную творческую самореализацию. Зная или чувствуя, что он способен, но лишен возможности заниматься более творчески насыщенным видом деятельности, индивид будет воспринимать этот свой труд как насилие над собственным интеллектом. Однако и в этом случае индивид чаще всего вносит в поденный труд свой талант, элементы творчества.

Отдельно можно сказать о соотношении интеллектуальной и творческой деятельности. В случае если интеллектуальный труд не носит характера манипуляции, он всегда имеет творческий характер. Результаты даже не соответствующей уровню таланта индивида интеллектуальной (но не манипулятивной) работы ради социальных преференций всегда являются творческим продуктом (к примеру, фельетоны М. Булгакова). Однако подобная деятельность, как показывает практика, в отличие от свободного творческого труда не может приносить индивидам полноценное творческое удовлетворение.

Развитие любого общества напрямую зависит от деятельности его членов в любой из сфер – экономической, социальной, культурной, духовной, бытовой, научной, политической, производственной или других. В зависимости от того, к какой отрасли принадлежат люди, они состоят во взаимоотношениях друг с другом, находясь в рамках своего социального пространства.

В результате этого взаимодействия образуется социальная сфера общества. В прошлом каждый ее слой отгораживался от других своими традициями, правилами или правами. Например, попасть в знатные слои общества ранее можно было только по праву рождения.

Социальная система

Каждое общество развивается по системам, свойственным непосредственно ему. Оно состоит не только из социальных субъектов, но и вмещает все формы человеческой жизнедеятельности. Общество – очень сложная организация, включающая в себя многочисленные подсистемы, которые в совокупности представляют сферы социальной деятельности его членов.

Когда между его субъектами налаживаются устойчивые отношения, формируется общественная жизнь, включающая в себя:

  • многочисленные виды человеческой деятельности (религиозную, образовательную, политическую и другие);
  • социальные институты, например, партии, школы, церкви, семьи и т.д.;
  • различного направления связи между людьми, например, в экономической, политической или других сферах;

Современный человек может находиться в разных социальных областях одновременно и соприкасаться с другими людьми какими-либо сторонами жизни.

Например, официант (низкая социальная ступень) в дорогом ресторане связан с представителями знатной элиты, обслуживая их за столом.

Сферы общественной жизни

Видов человеческой деятельности много, но всех их можно условно поделить на 4 основные категории:

  • социальная сфера касается взаимоотношений различных слоев общества;
  • экономическая – имеет отношение к действиям, связанным с материальными благами ;
  • политической сфере присущи движения различных классов в рамках их гражданских прав и предпочтений;
  • духовная складывается из отношений людей к различным видам материальных, интеллектуальных, религиозных и моральных ценностей.

Каждая из этих категорий подразделяется на свои сферы, в каждой из которой происходит человеческая деятельность, ограниченная ее рамками. В современном обществе нет резких границ между разными социальными областями, поэтому один и тот же индивидуум может находиться сразу в нескольких из них.

Например, во времена рабства или крепостного права эти грани существовали, и то, что мог господин, не позволялось смерду. Сегодня человек может работать в разных сферах, придерживаться определенных политических взглядов, выбирать религию и иметь противоречивое мнение о материальных благах.

Экономическая область общественной деятельности

Социально-экономическая сфера занимается производством, обменом, распределением и потреблением различных материальных благ. Человеческая деятельность при этом направлена на претворение в жизнь научно-технических достижений путем межпроизводственных отношений людей, обмена опытом и информацией и перераспределения ценностей.

Эта сфера является пространством, в рамках которого формируется хозяйственная жизнь общества, основанная на взаимодействии всех отраслей как внутренней, так и международной экономики. В этой области реализуются как материальная заинтересованность индивидуума в результатах своего труда, так и его творческие способности под руководством институтов управления.

Без этой сферы невозможно развитие ни одной страны. Как только экономика приходит в упадок, тот час начинают разрушаться другие области общественной жизни.

Политическая сфера

В любом обществе, на какой бы ступени развития оно не находилось, происходят политические противостояния. Они являются результатом того, что различные партии, социальные группы и национальные общности стремятся занять главенствующую ступень на политической лестнице.

Каждый индивидуум в отдельности стремится оказать влияние на процессы, которые происходят в стране. Чтобы это можно было осуществить, они объединяются в партии, соответствующие их гражданской позиции и воплощают свою политическую волю.

Эта сфера общественной жизни играет важную роль в формировании здоровой конкуренции между различными партиями, и тем самым влияет на демократическое развитие стран, где люди открыто высказывают свое мнение.

Область духовной деятельности

Духовная сфера представляет собой отношение людей в обществе к тем ценностям, которые создаются, распространяются и усваиваются всеми его членами. К ним относятся не только материальные объекты (живопись, скульптура, архитектура, литература), но и интеллектуальные (музыка, достижения науки, человеческие знания и моральные нормы).

Духовная сфера сопровождала человека на всем пути развития цивилизаций и проявлялась в искусстве, воспитании, религиях и многом другом.

Человек в структуре общества

Социальная сфера – это область взаимоотношения людей, входящих в различные классовые и национальные группы. Их целостность определяется демографическими (старики, молодежь), профессиональными (врачи, юристы, учителя и т. д.) и другими признаками, чье социальное обеспечение должно соблюдаться с учетом прав всех членов общества.

Основным направлением в этой сфере является создание оптимальных условий жизни для каждого человека, его здоровья, образования, трудовой деятельности и социальной справедливости для всех слоев населения, какое бы классовое разделение ни существовало в стране.

В зависимости от того, насколько удовлетворены потребности каждого индивидуума в отдельности, а также семей, нацменьшинств, религиозных и рабочих коллективов, можно судить о благосостоянии общества в целом.

Основные статьи расходов в социальной сфере

Бюджет любой страны состоит из множества статей, регламентирующих куда направляются и как распределяются деньги налогоплательщиков, но только в высокоразвитых обществах большая часть этих средств идет на социальные программы.

Основные статьи расходов, которые должны быть заложены в бюджете, это:

  • здравоохранение;
  • образование;
  • культура;
  • жилищно-коммунальные объекты;
  • социальные программы по защите прав и обеспечения граждан.

С появлением первых общин, а в дальнейшем государств, образовались примитивные системы по защите и поддержки бедных слоев населения.

Например, в некоторых странах древности было принято отдавать часть урожая или произведенных товаров в общую казну. Эти средства распределялись между бедняками в трудные времена, например, в неурожайные годы или во время войны.

Социальные модели стран мира

В зависимости от того, насколько государство имеет или не имеет влияние на процессы распределения благ во всех слоях общества, оно разделяется на несколько моделей:

  1. Патерналистская система, при которой население полностью зависит от государства и подчиняется его воле. Социальная сфера жизни людей в такой стране может быть крайне низкой (Куба, Россия, Северная Корея и другие), а люди воспринимаются как «винтики» в системе, которые можно наказывать, уничтожать, поощрять. В этой модели общества население полностью перекладывает ответственность за свою жизнь на правительство.
  2. Шведская модель считается одной из самых прогрессивных в мире, так как экономика в ней на 95% строится на частном капитале, но социальная сфера полностью контролируется государством, которое распределяет большую часть бюджета в здравоохранение, образование и социальные программы. В Швеции бесплатные не только школы и высшие учебные учреждения, но и медицина для детей и молодежи до 21 года. Поэтому в этой стране одни из самых высоких налогов в мире (60%) и лучшее качество жизни.
  3. Социально настроенные модели характеризует достаточно большое влияние государства на поддержку и регулирование социальных программ. В таких странах создают особые условия для ведения малого и среднего бизнеса, вводятся налоговые льготы для предпринимателей, так как основным направлением развития подобной модели является поощрение людей брать инициативу по улучшению качества жизни в свои руки. Ярким примером подобных обществ являются Германия, Австрия, Франция, Италия, Испания и Португалия.

Развитие социальной сферы в любой из этих моделей напрямую зависи строя и состояния экономики, которые существуют в стране.

Сфера культуры

В зависимости от того, на какой ступени развития находится социально-культурная сфера страны, можно в целом судить о благосостоянии ее граждан. Именно в этой области находятся все важные для качественной жизнедеятельности людей отрасли:

  • здравоохранение – количество бесплатных больниц и клиник по сравнению с платным медицинским обслуживанием и его качество;
  • культура – посещение объектов с предметами достояния народа должен быть доступно всем слоям населения. Так же важна защита интеллектуальной собственности деятелей культуры и достойная оплата их труда и творчества;
  • образование – доступность и уровень бесплатного школьного и высшего образования для всех слоев населения;
  • спорт и физическое воспитание – это область культуры, главной задачей которой является поддержание здоровья и красоты, увеличение продолжительности жизни населения;
  • социальное обеспечение – это программы, направленные на помощь малоимущим людям или многодетным семьям.

Если во внутренней политике государства, как культурная, так и социальная сфера занимают ведущее место, то его население процветает.

Цель социальной деятельности

Управление социальной сферой осуществляется институтами власти и находящимися в их ведомствах учреждениями. Объекты, производящие контроль по организации и выполнению программ, необходимых для улучшения качества жизни членов общества, делятся на региональные, областные или местные.

Цель социальной деятельности этих учреждений:

  • охрана здоровья и жизни людей;
  • обеспечение их жильем;
  • равные права для всех на образование и работу;
  • обеспечение после выхода человека на пенсию;
  • право на самовыражение и творческое развитие.

Экономика социальной сферы напрямую зависит от того, как осуществляется распределение товаров и услуг различными органами управления. В развитых странах этим занимается государство, прослеживая уровень жизни всех слоев населения.

Назначение социальной деятельности

Социальная сфера по своему целевому назначению заключается:

  • в развитии человеческих ресурсов ;
  • обслуживание населения на бытовом, торговом, жилищном и других уровнях;
  • социальная защита по системе оказания материальной помощи, страхования, обеспечения условий труда и жизни.

Особое внимание и поддержка должна уделяться тем органам власти и организациям, которые занимаются распределением социальных благ в обществе.

Деятельность социальная - динамическая система активного взаимодействия личности, социальной группы или общества с окружающим миром, в процессе которого осуществляется целесообразное изменение и преобразование природной и социальной среды, самого человека.

Социологический словарь Socium . 2003 .

Смотреть что такое "Деятельность социальная" в других словарях:

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ - совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (об во, класс, группа, личность) в различн. сферах и на различн. уровнях соц. организации об ва, преследующих определенные соц. цели и интересы и использующих во имя достижения… … Российская социологическая энциклопедия

    СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ - концептуально автономная область филос. познания, обращенная на общество, историю и человека как субъекта социокультурных взаимодействий. В истории филос. мысли выделяются два типа социального философствования, исходящие из разного понимания… … Философская энциклопедия

    деятельность - целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта. В качестве объяснительного принципа психики категория Д. используется при изучении различных областей психической реальности (психология познавательных процессов, мо …

    Социальная инженерия (социология) - Социальная инженерия это совокупность подходов прикладных социальных наук, которые ориентированы на целенаправленное изменение организационных структур, определяющих человеческое поведение и обеспечивающих контроль за ним. На становление и… … Википедия

    Социальная организация - общества (от позднелат. organizio формирую, сообщаю стройный вид < лат. organum орудие, инструмент) установленный в обществе нормативный социальный порядок, а также деятельность, направленная на его поддержание или приведение к нему. Под… … Википедия

    Социальная политика - Социальная политика политика в области социального развития и социального обеспечения; система проводимых субъектом хозяйствования (обычно государством) мероприятий, направленных на улучшение качества и уровня жизни определённых социальных… … Википедия

    Социальная инженерия (проектирование) - Социальная инженерия деятельность направленная на изучение, прогнозирование и проектирование развития социальных систем (групп, общностей, организаций). В отечественной науке и практике управления впервые этот термин употребил в начале ХХ века… … Википедия

    социальная психология - наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные фактом их включения в социальные группы, а также психологические характеристики самих этих групп. В течение длительного периода социально психологические идеи… … Большая психологическая энциклопедия

    СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ - наука, изучающая закономерности поведения и деятельности людей, обусловленные их включением в социальные группы, а также психологич. характеристики этих групп. С. п. возникла в сер. 19 в. на стыке психологии и социологии. Ко 2 й… … Философская энциклопедия

    Социальная защита - в широком смысле деятельность государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач социальной политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену… … Финансовый словарь

Книги

  • Социальная педагогика. Учебник и практикум для академического бакалавриата , Соколова Н.А. Издатель: ЮРАЙТ , Производитель: ЮРАЙТ , Купить за 1093 грн (только Украина)
  • Социальная педагогика Учебник и практикум , Соколова Н. (ред.) , В учебнике рассматриваются теоретические, методологические и технологические аспекты социальной педагогики, а также дается характеристика отдельным категориямклиентов социальной работы. Курс…

Становление любой профессиональной деятельности, тем более тех ее видов, которые связаны с общением людей, представляет длительный и неоднозначный процесс. История формирования социальной работы как профессиональной деятельности является красноречивым свидетельством этого. На основе издаваемых (начиная с 1750 г. до н. э. в Вавилоне) кодексов справедливости, гражданских актов, призывающих к любви к ближнему, заботе о бедных и т. д., в разных странах в разное время формировался особый вид деятельности - социальная работа.

Предпосылками для ее становления во всем цивилизованном мире являются попечительство, благотворительность, совместный соборный труд, бескорыстное служение различных общин, братств клерикального и светского характера, а также различные формы социальной помощи и поддержки человека, оказавшегося в сложной жизненной ситуации.

Как самостоятельный вид профессиональной деятельности социальная работа в России конституировалась только в 1991 г., когда постановлением Госкомтруда СССР от 23 апреля 1991 г. № 92 в квалификационный справочник должностей была включена должность “специалист по социальной работе”. Эта должность, установленная для всех отраслей народного хозяйства, стала эквивалентом принятой в мире должности “социальный работник”.

Постановлением Министерства труда РФ от 12 октября 1994 г. № 66 дана тарифно-квалификационная характеристика должности “специалист по социальной работе” в новой редакции, в которой его обязанности расширены.

Рассматривая содержание и структуру социальной работы как вида деятельности, надо исходить, с одной стороны, из общепринятой философской и психологической трактовки деятельности, а с другой - учитывать специфические особенности и факторы, характеризующие ее. Л. П. Буева определяет деятельность как способ существования и развития общества и человека, всестороннего процесса преобразования им окружающей природной и социальной реальности, включая его самого, в соответствии с его потребностями, целями и задачами. Среди основных признаков деятельности она выделяет следующие: целенаправленность, преобразующий и созидательный характер, предметность, детерминированность общественными условиями, обмен деятельностью, общение действующих индивидов .

В исследовании М. С. Кагана дан морфологический анализ деятельности (преобразовательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная деятельность) . Автор выделяет три основных элемента деятельности: субъект, который направляет свою активность на объекты или другие субъекты; объект, на который направлена эта активность; сама активность, которая выражается в установлении субъектом коммуникативного взаимодействия с другими.

По Б. Г. Ананьеву , деятельность имеет многоуровневый характер: во-первых, целостная деятельность как исторически сложившаяся система программ, операций и средств производства, материальных и духовных ценностей общества; во-вторых, деятельность как отдельный акт-действие, включающий в себя цель, мотивы ее выдвижения и способы достижения; в-третьих, деятельность на уровне макродвижений, из которых посредством опредмечивания и построения программ строятся действия; в-четвертых, деятельность на уровне микродвижений, из которых строятся макродвижения.

В этом случае первые два уровня соответствуют рассмотрению деятельности человека как субъекта социального общества, как личности, а последние уровни определяют деятельность человека как природного индивида. Наряду с понятием деятельности в научной литературе часто используется понятие “поведение”.

Разнообразие подходов к рассмотрению понятия деятельности и толкования самого термина способствует появлению множества оснований для классификаций различных форм и типов деятельности. Исходя из этого можно говорить о правовой деятельности, медицинской, производственной и т. д.

Социальная деятельность, цель которой состоит в поддержании жизнеобеспечения и социального функционирования личности, а также создании социального благополучия в обществе, является пространством осуществления социальной работы.

Можно выделить ряд конкретных видов деятельности социального работника. К ним относятся: психологическая, педагогическая, организаторская, управленческая и др. Но при этом надо иметь в виду, что тот или иной вид деятельности преобладает в зависимости от основных функций того или иного социального специалиста.

Любая социальная активность (и социальная работа в том числе) обладает такими компонентами, как цель, средства, условия. Цель социальной работы как деятельности - это гармонизация социальных отношений в обществе, содействие индивидам в защите их социальных прав. Однако следует иметь в виду, что существуют различные основания для возникновения разных видов и форм социальной работы. Одним из таких оснований могут выступать сферы социальной практики. И в этом случае можно говорить о социальной работе в образовании, здравоохранении, сфере досуга и т. д. Другим основанием могут служить социально-демографические или психологические особенности клиентов социальной работы - женщины, молодежь, группы социального риска, лица, склонные к суициду, и т. д. Третьим - характер проблем, встающих перед социальными работниками. Во всех этих случаях будет происходить конкретизация целей социальной работы (например, от профилактики до коррекции).

Для каждого вида социальной работы также будут конкретизироваться, включая различные уровни и сферы (от федерального до местного), условия ее осуществления: политические, экономические, социально-психологические и этнонациональные. Средства в данном случае могут рассматриваться как социальные институты, методы осуществления социальной работы. В этой связи особое значение имеет выделение оснований для типологии социальных служб, организации практической социальной работы.

В основе классификации различных видов и форм социальной работы могут лежать различные основания (это в какой-то степени связано с наличием разных подходов к пониманию сущности и характера социальной работы как деятельности), но все они в конечном счете сводятся к следующим:

  • работа с проблемой клиента;
  • работа с другими службами, учреждениями, организациями;
  • работа по разрешению социальной проблемы.

Эти три формы в свою очередь классифицируются по видам социальной работы. Так, в первом случае можем говорить, с одной стороны, о характере проблемы клиента (развод, потеря работы, смерть близкого человека, инвалидность и т. п.), с другой - об особенностях клиента, так как в качестве клиента может выступать и индивид, и группа, в том числе и общество как большая социальная группа, с третьей - о бедности, наркомании, алкоголизме, бездомности.

Во втором случае, с одной стороны, речь идет о сфере деятельности, в процессе которой возникают проблемы взаимодействия с иными службами, учреждениями, ассоциациями (например, сфера образования, здравоохранения, быта и т. д.), с другой - о статусе этих организаций (государственные, общественные, благотворительные, частные и т. д.).

Выбрав в качестве логического основания для классификации тип клиента со спецификой его социальных проблем, можно говорить о следующих службах:

  • а) служба социальной помощи населению, одной из целей которой является выявление семей, групп социального риска (многодетных, неполных, студенческих, имеющих инвалида, проживающих в неблагоприятных жилищных условиях, асоциального поведения родителей и детей, одиноких, престарелых) и оказание им содействия в получении материальной, медицинской, юридической, психолого-педагогической, социально- бытовой и иной необходимой помощи; выявление у взрослых и детей социальных, личных и ситуативных трудностей; помощь в их преодолении путем поддержки, защиты, коррекции и реабилитации; привлечение в необходимых случаях с этой целью специалистов - юристов, психологов, педагогов и др.;
  • б) служба социальной реабилитации, целью которой является социальная помощь лицам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, вернувшимся из мест лишения свободы, закрытых учебно-воспитательных и лечебно-воспитательных учреждений;
  • в) службы по оказанию различных видов помощи семье: семейные консультации, службы знакомств, различные виды семейного просвещения и самообразования, сексологические кабинеты, педиатрические кабинеты, педагогические консультации и др.

Основанием для классификации может также выступить сфера деятельности:

  • а) служба социальнобытовой помощи, целью которой прежде всего является расширение спектра предоставляемых услуг престарелым, одиноким, инвалидам; содействие строительству для данной категории людей специальных жилых домов; развитие и совершенствование системы обеспечения инвалидов протезно-ортопедической помощью и специальными изделиями для компенсации дефекта и облегчения быта;
  • б) служба социальной профилактики отклоняющегося поведения, целью которой является работа по предупреждению преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, бродяжничества, правонарушений и других асоциальных явлений среди несовершеннолетних; содействие созданию и функционированию в учебных заведениях системы профилактики социальной дезадаптации.

Основным документом, на основе которого осуществляется деятельность сотрудников социальной службы, является положение, разработанное на основе действующего законодательства и содержащее следующие основные разделы:

  • общие положения (в этом разделе определяются статус социальной службы, источники ее финансирования);
  • задачи (выделяются основные задачи, обусловливающие специфику деятельности службы);
  • основные направления деятельности;
  • технологии.

В настоящее время существуют более десяти типовых положений различных социальных служб. В каждом из них в той или иной форме присутствуют эти основные четыре раздела.

Одни специалисты, рассматривающие социальную работу как деятельность, осуществляемую на уровне индивида, группы, общества, склонны к формированию концепции, охватывающей все сферы и формы социальной помощи, поддержки, заботы о нуждах людей. Другие, признающие социальную работу деятельностью, направленной на социальную поддержку либо групп риска, либо слабых слоев общества, находящихся в сложном положении (например, нетрудоспособных, семей с детьми, молодежи и т. д.), как бы отождествляют концепции социальной помощи и социальные проекты (программы) по осуществлению и реализации конкретных форм этой помощи.

Важным фактором развития социальной работы в современном обществе стала стандартизация, определяющая понятийный аппарат, нормативы, функции, принципы социальной защиты населения в обществе.

В условиях новых социально-экономических отношений в обществе меняется содержание социальной работы. Она становится важным атрибутом социальной политики государства.

Модель социальной защиты населения, сложившаяся 20 лет назад для решения чрезвычайных задач обеспечения выживания людей в трудных ситуациях, становится важным фактором их социального развития.

Можно признать, что сформированная в этот период практически заново система успешно поддержала значительные группы населения, дезорганизованные и отброшенные за грань выживания радикальными социально-экономическими преобразованиями “лихих девяностых”. Получила большое развитие инфраструктура услуг по надомному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов. Сотни тысяч пожилых людей смогли в преклонном возрасте жить в своих жилищах, в привычном окружении, сохраняя соседские связи и социальные контакты.

Требования времени предполагают усиление внимания к вопросам концептуального изменения и модернизации социальной политики. На практике это означает:

  • отказ от патернализма;
  • частичное разгосударствление социальной сферы;
  • формирование рынка социальных услуг;
  • появление нового субъекта в социальной политике - самого человека (ранее он был преимущественно объектом);
  • переход от преимущественно социальной поддержки к преимущественно социальному страхованию.

Либерализация социальной сферы усиливает многосубъект- ность социальной политики: помимо государства в ней участвуют также общественные институты, предприятия и корпорации. Наконец, субъектом социальной политики может быть отдельная семья, реализующая свои социальные права, формирующая стратегию своего развития.

Следует иметь в виду, что предстоящие изменения в системе социальной работы, на пороге которых мы стоим и которые именно нам предстоит осуществлять, касаются как формирования нового облика социального работника, так и воспитания нового потребителя социальных услуг - свободного от иждивенчества, способного к ответственности за себя и своих близких, умеющего находить социальную информацию и избирательно оценивать предлагаемые социальные услуги.

Хотя значительная часть населения по-прежнему нуждается в поддержке государства, до настоящего времени, к сожалению, не сформулированы представления о том, как именно следует уходить от старой распределительной системы социальной помощи, какими средствами побуждать людей самостоятельно инвестировать свой труд, средства, энергию и предприимчивость в социальную защищенность себя и своей семьи.

Социальные тенденции в деятельности государства в современных условиях имеют свои противоречия.

С одной стороны, государство объективно заинтересовано в снижении социальной нагрузки на бюджет, более рациональном использовании выделяемых средств. С другой - задачи современного социального развития требуют значительных ресурсов для оказания адекватных мер поддержки индивидов. В связи с этим социальные расходы государства как на федеральном, так и на региональном уровнях должны быть оптимальными, а требования адресности являются императивом в организации социальной работы.

Задачи социальной работы - не просто устранить идеологическое несоответствие нерыночного сектора и развивающейся рыночной экономики, но и вывести систему социальной защиты населения на новые направления развития, более высокий качественный уровень их оказания.

20 лет назад в соответствии с постановлением Госкомтруда СССР в стране была введена профессия “специалист по социальной работе”.

Праздник День социального работника учрежден Указом Президента Российской Федерации от 27.10.2000 г. № 1796 “О Дне социального работника”. День 8 июня для праздника выбран не случайно. Именно 8 июня в 1701 г. Петр I издал Указ “Об определении в домовыя Святейшего Патриарха богаделен для нищих, больных и престарелых” (о создании при церквях богаделен для нищих, больных и престарелых).

В начале 90-х гг. прошлого столетия в условиях резкого ухудшения жизни миллионов граждан социальные работники обеспечили выживание пожилых людей, нуждавшихся в постоянной помощи, безнадзорных и беспризорных детей, инвалидов и беженцев. Их труд позволил снизить уровень социальной напряженности в обществе.

В связи с этим возрастает и роль социальных работников в обществе, которую трудно переоценить. Они обеспечивают реализацию социальной политики, направленную на сохранение и поддержание социальной стабильности в обществе. Благодаря им люди получают реальную поддержку, а зачастую вновь обретают возможность и желание жить. Их чуткость и отзывчивость, терпение и душевное тепло, щедрость и милосердие сглаживают одиночество, боль и страдания людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Модернизация - это не только разработка и использование новой техники и технологий, основанных на достижениях современной науки. Главное - это модернизация сознания людей, социальных работников, которые должны понимать смысл проводимых преобразований и иметь мотивацию к их успешной реализации.

  • См.: Буева Л. П. Человек: деятельность и общение. М., 1978.
  • См.: Каган М. С. Человеческая деятельность. Опыт системного анализа. М., 1974.
  • См.: Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. Л., 1968.