Такие похожие и такие разные «Союз» и «Аполлон. "Союз-Аполлон": стыковка времен разрядки

Экспериментальный полет «Аполлон» - «Союз» (сокр. ЭПАС; более распространенное название - программа «Союз» - «Аполлон»; англ. Apollo-Soyuz Test Project (ASTP)), также известен, как Рукопожатие в космосе - программа совместного экспериментального полета советского космического корабля «Союз-19» и американского космического корабля «Аполлон».


Программа была утверждена 24 мая 1972 года Соглашением между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях.
Директор Центра Проекта "Союз-Апполон" сопровождает русскую делегацию

Основными целями программы были:
испытание элементов совместимой системы сближения на орбите;
Дик и Вэнс на тренировках в барокамере

Во время обучения в Хьюстоне

испытание активно-пассивных стыковочных агрегатов;
Томас Стаффорд на советском тренажере

проверка техники и оборудования для обеспечения перехода космонавтов из корабля в корабль;
Во время тренировок в советском космическом центре

накопление опыта в проведении совместных полетов космических кораблей СССР и США.
Слева направо: астронавты Дональд Слейтон К., Д. Вэнс Бранд и Томас Стаффорд П., космонавты Валерий Кубасов и Алексей Леонов

Пресс-конференция

Никсон знакомится с устройством командного модуля "Апполона" после брифинга

Кроме этого программа предполагала изучение возможности управления ориентацией состыкованных кораблей, проверку межкорабельной связи и координации действий советского и американского центров управления полетами.
Экипажи

Американский:
Томас Стаффорд - командир, 4-й полёт;

Вэнс Бранд - пилот командного модуля, 1-й полёт;

Дональд Слейтон - пилот стыковочного модуля, 1-й полет;

Советский:
Алексей Леонов и Валерий Кубасов, экипаж Союза-19

Алексей Леонов - командир, 2-й полёт;
Валерий Кубасов - бортинженер, 2-й полёт.

Хронология событий
15 июля 1975 года в 15 часов 20 минут с космодрома «Байконур» запущен «Союз-19»;

В 22 часа 50 минут с космодрома на мысе Канаверал запущен «Аполлон» (с помощью ракеты-носителя «Сатурн-1Б»);
Ракета-носитель «Сатурн-1Б» на пусковой установке

Экипаж «Аполлона» позирует возле «Сатурна-1Б» на площадке за день до старта

За день до старта

Перед стартом

Старт

17 июля в 19 часов 12 минут была совершена стыковка «Союза» и «Аполлона»;
«Аполлон» заходит на стыковку

Историческое рукопожатие

19 июля была проведена расстыковка кораблей, после чего, через два витка «Союза», совершена повторная стыковка кораблей, еще через два витка корабли окончательно расстыковались.
Во время совместного полета

Атмосфера на кораблях
В «Аполлоне» люди дышали чистым кислородом под пониженным давлением (≈0,35 атмосферного), а на «Союзе» поддерживалась атмосфера, сходная с земной по составу и давлению. Непосредственный переход из корабля в корабль по этой причине невозможен. Для решения этой проблемы был специально разработан и запущен вместе с «Аполлоном» переходный отсек-шлюз. Для создания переходного отсека использованы наработки по лунному модулю, в частности, использовался тот же стыковочный узел для соединения с кораблём. Роль Слейтона именовалась «пилот переходного отсека». Также давление атмосферы в «Аполлоне» немного подняли, а в «Союзе» снизили до 530 мм рт. ст., повысив содержание кислорода до 40 %. В результате длительность процесса десатурации при шлюзовании сократилась с 8 часов до 30 минут.
Президент Джеральд Форд разговаривает с членами американского экипажа в прямом эфире

Время полета:
«Союз-19» - 5 суток 22 часа 31 минута;
«Аполлон» - 9 суток 1 час 28 минут;
Центр управления полетами во время совместной советско-американской экспедиции

Общее время полета в состыкованном состоянии - 46 часов 36 минут.
Приводнение «Аполлона»

Командный модуль «Аполлона» опускается на палубу USS New Orleans после приводнения в Тихом океане, к западу от Гавайских островов

Память

Ко дню стыковки космических аппаратов фабрика «Новая Заря» и предприятие «Ревлон» (Бронкс) выпустили по одной партии духов «Эпас» («Экспериментальный Полёт „Аполлон“ - „Союз“»), объёмом 100 тыс. флаконов каждая. Упаковка духов была американской, содержимое флакона - русским, с использованием некоторых французских компонентов. Обе партии были моментально распроданы.
Часы "Омега" выпущенные к данному событию

В Советском Союзе в 1975 году были выпущены сигареты «Союз - Аполлон» совместного с США производства, которые пользовались большой популярностью благодаря высокому качеству табака и были в продаже в течение нескольких лет.
Макет Союза-19 в Звездном городке

Нашивка на скафандрах участников экспедиции

Без подписи

Совместный полет космических кораблей двух стран - советского корабля «Союз-19» и американского «Аполлона». Советский корабль «Союз-19» с космонавтами Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым стартовал с космодрома Байконур, а ракета «Сатурн 1-Б» с кораблем «Аполлон» и американскими астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брэндом и Дональдом Слейтоном поднялась с мыса Канаверал во Флориде.

Два дня корабли маневрировали для занятия стыковочной позиции, готовились к беспрецедентной международной космической миссии. 17 июля на высоте 140 миль над Атлантикой корабли состыковались. Леонов в шлюзе приветствовал Стаффорда. «Привет, рад тебя видеть», - ответил Стаффорд по-русски. Затем мужчины обнялись. Экипажи обменялись сувенирами. Для телезрителей мира русские и американские исследователи космоса провели экскурсии по своим кораблям. Они угощали друг друга традиционными блюдами двух держав. Одновременно космонавты совершенствовали процедуру стыковки и проводили научные эксперименты.

Вместе экипажи космических кораблей провели два дня. Программа завершилась успешно: «Союз» спустился на парашюте на твердую землю в Союзе 21 июля, а «Аполлон» приводнился недалеко от Гавайев 25 июля 1975 года.

Космическая пилотируемая программа «Союз-Аполлон»

26-27 октября 1970 года в Москве состоялась первая встреча советских и американских экспертов по проблемам совместимости средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей и станций. На ней были сформированы рабочие группы для выработки и согласования технических требований по обеспечению совместимости кораблей.

В 1971 году состоялся ряд встреч, на которых были рассмотрены технические требования к системам космических кораблей, согласованы принципиальные технические решения и основные положения по обеспечению совместимости технических средств. Также была рассмотрена возможность проведения в середине 1970-х годов пилотируемых полетов на существующих космических кораблях, чтобы испытать создаваемые средства сближения и стыковки.

Генсек Леонид Брежнев от имени Советского Союза поддержал идею совместного полета, высказав основную концепцию: мы за мирное освоение космического пространства, за создание устройств, которые обеспечивают сближение и стыковку кораблей и совместную работу экипажей. Проект «Союз-Аполлон» был не только научным, но и пропагандистским. СССР и США хотели показать человечеству при помощи рукопожатия в космосе - «мы люди доброй воли», всё будет хорошо.

24 мая 1972 года в советской столице председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин и американский президент Ричард Никсон подписали «Соглашение между ССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях». Соглашение предусматривало пилотируемые полеты советского и американского кораблей в 1975 году с проведением стыковки с взаимным переходом космонавтов.

Основными целями программы были: испытание элементов совместимой системы сближения на орбите; испытание стыковочного аппарата; проверка техники и оборудования для обеспечения перехода людей с одного корабля на другой; создание перспективного универсального спасательного средства; накопление опыта в проведении совместных полетов космических аппаратов СССР и США. Кроме того, планировали изучить управление ориентацией состыкованных кораблей, корабельную связь, координацию действий советского и американского центров управления полётами, а также возможность спасательных операций в космосе.

Техническими директорами экспериментального проекта «Союз-Аполлон» (ЭПАС) были назначены со стороны СССР член-корреспондент Академии наук Константин Бушуев, а со стороны США - Глинн Ланни. Руководителями полета были назначены лётчик-космонавт СССР Алексей Елисеев и Питер Франк.

Для совместной проработки технических решений были созданы смешанные советско-американские рабочие группы. Советским и американским специалистам необходимо было решить проблемы связанных с обеспечением совместимости средств взаимного поиска и сближения космических аппаратов, их стыковочных средств, систем жизнеобеспечения и оборудования для взаимного перехода из одного корабля в другой, средств связи и управления полётом и т. д.

Специально для совместного полета разработали универсальный стыковочный узел - лепестковый или андрогинно-периферийный. Андрогинно-периферийный агрегат стыковки (АПАС) стыковаться со стыковочным кольцом любого другого АПАС, так как обе стороны андрогинны. Каждый такой стыковочный агрегат может выполнять и активную, и пассивную роль, поэтому они полностью взаимозаменяемы.

Серьёзную проблему при стыковке космических кораблей представлял вопрос об общей атмосфере. Американцы проектировали «Аполлон» под атмосферу чистого кислорода при низком давлении (280 миллиметров ртутного столба). Советские же космические аппараты летали с бортовой атмосферой, которая по составу и давлению была близка земной. Чтобы решить эту задачу, к американскому космическому кораблю приделали дополнительный отсек, в котором после стыковки двух космических аппаратов параметры атмосферы сближались с атмосферой в советском космическом корабле. В «Союзе» для этого снизили давление до 520 миллиметров ртутного столба. При этом командный модуль американского корабля с одним оставшимся там космонавтом должен был герметизироваться. Кроме того, обычные костюмы советских космонавтов были пожароопасными в атмосфере «Аполлона» из-за повышенного содержания кислорода в ней. Чтобы решить эту проблему, в СССР в кратчайшие сроки создали полимер, который превосходил заграничные аналоги. Из этого полимера создали термостойкую ткань для костюмов советских космонавтов.

В марте 1973 года Национальное управление по воздухоплаванию и исследованию космического пространства (НАСА) объявило состав экипажей корабля «Аполлон». В основной экипаж вошли Томас Стаффорд (командир), Вэнс Бранд и Дональд Слейтон, в дублирующий - Алан Бин, Рональд Эванс и Джек Лаусма. Через два месяца был определен советский экипаж: Алексей Леонов и Валерий Кубасов. Во второй экипаж вошли Анатолий Филипченко и Николай Рукавишников, в третий - Владимир Джанибеков и Борис Андреев, в четвёртый - Юрий Романенко и Александр Иванченков.


Слева направо: Слейтон, Стаффорд, Бранд, Леонов, Кубасов

Выбор Леонова в качестве «лица Советского Союза» был вполне понятен. Леонов был самым опытным и известным нашим космонавтом после Гагарина. Он первым совершил выход в открытый космос. При этом Леонов показал огромное самообладание, когда не смог обратно попасть в космический корабль из-за того, что скафандр раздулся и не пролезал в шлюзовой люк. Для нештатных ситуаций это была идеальная кандидатура. К тому же он отличался юмором, высокой коммуникабельностью, сразу же подружившись с астронавтами на совместных тренировках. В результате Леонов лучшим образом подходил для репортажей с борта корабля и последующих интервью на Земле.

В СССР построили для программы шесть экземпляров кораблей 7К-ТМ, из них четыре совершили полёты по программе ЭПАС. Три корабля совершили испытательные полёты: два беспилотных (под названиями «Космос-638», «Космос-672») в апреле и августе 1974 года и один пилотируемый полёт «Союз-16» в декабре 1974 года. В экипаж «Союза-16» вошли Анатолий Филипченко (командир) и Николай Рукавишников (бортинженер). Пятый корабль подготовили для возможной спасательной экспедиции. В Америке испытательных полетов и резервных кораблей не производили.

Завершающий этап проекта начался 15 июля 1975 года. В этот день были запущены корабли «Союз-19» и «Аполлон». Советский корабль стартовал 15:20 по московскому времени. На «Союзе», после проверки бортовых систем, был проведён первый из двух манёвров формирования монтажной орбиты. Затем начали снижение давления из жилых отсеков, давление в корабле стало 520 мм рт. ст. Старт корабля «Аполлон» был произведён через 7,5 ч после старта «Союза» - в 22:50.

16 июля после перестроения отсеков корабля «Аполлон» и отделения его от второй ступени ракеты-носителя он был переведён на круговую орбиту высотой 165 км. Затем американский корабль выполнил первый фазирующий манёвр, чтобы установить скорость, необходимую для обеспечения стыковки кораблей на 36-м витке «Союза». Экипаж советского корабля провёл первый этап ремонта бортовой телевизионной системы, отказ которой был обнаружен перед стартом. Вечером был проведён первый телерепортаж с борта «Союза-19». Экипаж провёл второй манёвр формирования монтажной орбиты. В результате двух манёвров была сформирована монтажная орбита со следующими параметрами: минимальная высота - 222,65 км, максимальная высота - 225,4 км. Экипаж также проверил работу системы ориентации и управления движением в режиме программных разворотов и стабилизации для процесса стыковки.

17 июля корабль «Аполлон» выполнил второй фазирующий манёвр, после чего параметры его орбиты стали: минимальная высота - 165 км, максимальная высота - 186 км. Вэнс Бранд сообщил, что видит «Союз». Расстояние между кораблями составляло около 400 км, между «Союзом» и «Аполлоном» была установлена радиосвязь. В 16:30 началось построение ориентации перед стыковкой кораблей. Стыковка (касание) произошла в 19:09. После проверки герметичности и сближения параметров атмосферы в 22:19 произошло символическое рукопожатие командиров корабле. Встреча Алексея Леонова, Валерия Кубасова, Томаса Стафффорда и Дональда Слейтона в корабле «Союз-19» произошла точно про графику и наблюдалась на Земле по телевидению.

18-19 июля космонавты совершенствовали процедуру стыковки и проводили научные эксперименты. 21 июля спускаемый аппарат корабля «Союз-19» совершил мягкую посадку вблизи города Аркалык в Казахстане. Советский экипаж благополучно вернулся на Землю. 25 июля командный модуль корабля «Аполлон» приводнился в Тихом океане.

Таким образом, в процессе совместного полёта кораблей «Союз-19» и «Аполлон» были выполнены основные задачи программы, в том числе сближение и стыковка кораблей, переходы членов экипажей из корабля в корабль, взаимодействие Центров управления полётом и экипажей, а также совместные научные эксперименты. Следующий совместный пилотируемый полёт состоялся лишь через 20 лет в рамках программы «Мир» - «Шаттл».

(Из приветственного слова к экипажам космических кораблей «Союз» и «Аполлон» генерального секретаря ЦК КПСС Л.И.Брежнева)

Советско-американский космический полёт «Союз» - «Аполлон» (ЭПАС) стал важным событием в истории мировой космонавтики. В период разрядки международной напряженности в 1972-1975 гг. СССР и США запустили первую совместную космическую пилотируемую программу.

Исторические предпосылки

Контакты между советскими и американскими учёными в области освоения космоса начались сразу после запусков первых искусственных спутников Земли. В то время эти контакты сводились, главным образом, к обмену полученными научными результатами на различных международных конференциях и симпозиумах. Первое двустороннее соглашение между Академией наук СССР и Национальным управлением США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) было заключено 8 июня 1962 года. Однако сотрудничество в 60-х годах было ограниченным и не соответствовало масштабам национальных космических программ двух великих держав. Тем не менее, оно создало основу для расширения, как взаимных контактов, так и для совместных исследований и экспериментов в освоении космоса.

Первые шаги к сотрудничеству

Сдвиг в сторону развития и углубления советско-американского сотрудничества в освоении космоса наметился в 1970 – 1971 годах, когда состоялся ряд встреч учёных и технических специалистов обеих стран. Первая такая встреча по проблемам совместимости средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей и станций проходила в Москве 26 – 27 октября 1970 года. Возглавлял советскую делегацию председатель Совета «Интеркосмос» при Академии наук СССР академик Б.Н.Петров, американскую – директор Центра пилотируемых космических полётов НАСА (ныне Космический центр имени Л.Джонсона) доктор Р.Гилрут. Тогда же были образованы рабочие группы для выработки и согласования технических требований по обеспечению совместимости этих средств.

Следующие встречи советских и американских специалистов состоялись в июне и ноябре 1971 года в Москве и Хьюстоне. Делегации по-прежнему возглавляли Б.Н.Петров и Р.Гилрут. На встречах были рассмотрены технические требования к системам космических кораблей, согласованы принципиальные технические решения и основные положения по обеспечению совместимости технических средств, а также рассмотрена возможность осуществления в середине 70-х годов пилотируемых полётов на существующих космических кораблях для испытания создаваемых средств сближения и стыковки.

Начало практических действий

Практическое начало экспериментальному проекту «Союз – Аполлон» было положено 6 апреля 1972 года «Итоговым документом встречи представителей Академии наук СССР и НАСА США по вопросу создания совместимых средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей и станций СССР и США».

24 мая 1972 года в Москве председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин и президент США Р.Никсон подписали «Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединёнными Штатами Америки о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях» . В этом Соглашении, в частности, в третьей статье записано:

  • «Стороны договорились о проведении работ по созданию совместимых средств сближения и стыковки советских и американских пилотируемых космических кораблей и станций с целью повышения безопасности полётов человека в космос и обеспечения возможности осуществления в дальнейшем совместных научных экспериментов. Первый экспериментальный полёт для испытания таких средств, предусматривающий стыковку советского космического корабля типа «Союз» и американского космического корабля типа «Аполлон» с взаимным переходом космонавтов, намечено провести в течение 1975 года».

Соглашение определяло развитие сотрудничества и по другим направлениям, таким как космическая метеорология, изучение природной среды, исследование околоземного космического пространства, Луны и планет, космическая биология и медицина. Однако центральное место занимал совместный полёт пилотируемых космических кораблей.

Рабочие встречи специалистов

На очередной встрече советских и американских специалистов, которая состоялась в Хьюстоне 6–18 июля 1972 года, был намечен план полёта кораблей «Союз» и «Аполлон» в 1975 году. Первым стартует корабль «Союз» с двумя космонавтами, примерно через 7,5 часа стартует корабль «Аполлон» с тремя астронавтами. Через сутки (окончательный вариант – через двое суток) после старта корабля «Аполлон» производятся сближение и стыковка. Длительность полёта кораблей в состыкованном состоянии – около двух суток.

Схема полёта космических кораблей «Союз» и «Аполлон»

Тип стыковочного устройства – андрогинный. С целью определения объёма работ, их выполнения и координации было создано пять рабочих групп по следующим направлениям совместной деятельности:

  1. Общая увязка проекта и программа проведения полёта (руководители: от СССР – В.А.Тимченко; от США – П.Франк).
  2. Управление движением (руководители: от СССР – В.П. Легостаев; от США – Д. Читем, Г. Смит).
  3. Конструкция стыковочного устройства (руководители: от СССР – В.С.Сыромятников; от США – Д.Уэйд, Р.Уайт).
  4. Связь и слежение (руководители: от СССР – Б.В.Никитин; от США – Р.Дитц).
  5. Обеспечение жизнедеятельности и переходов экипажей (руководители: от СССР – И.В.Лавров, Ю.С. Долгополов; от США – Р.Смайли, У.Гай).

Для обеспечения необходимого уровня совместимости взаимодействующих систем и оборудования каждой рабочей группой были установлены сроки и объём проведения основных работ по своим направлениям, включая требования к взаимодействующим системам, состав и сроки испытаний, определён необходимый объём документации.

Встречи советско-американских рабочих групп состоялись в Москве 9–19 октября 1972 года. Возглавляли эти группы технические директора проекта ЭПАС Константин Давыдович Бушуев, член-корреспондент АН СССР, и доктор Гленн С.Ланни (НАСА). В состав рабочих групп были включены советский космонавт Алексей Станиславович Елисеев и американский астронавт Томас Стаффорд. Определена дата начала полёта 15 июля 1975 года .

Центр управления полётами ЦНИИмаш – первая открытая организация в ракетно-космической отрасли страны

Для обеспечения реализации проекта ЭПАС 5 января 1973 года выходит постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 25-8, в котором выражается согласие с предложением Министерства общего машиностроения СССР и АН СССР об образовании на базе Координационно-вычислительного центра (КВЦ) ЦНИИ машиностроения Советского центра управления полётом (СЦУП) с новым комплексом технических средств. В виде исключения постановление разрешало допуск в СЦУП американских специалистов, участвующих в подготовке и проведении совместного космического эксперимента.

Во исполнение этого постановления были выпущены приказы министра общего машиностроения СССР № 13 от 12 января 1973 года и директора ЦНИИ машиностроения № 2 от 25 января 1973 года об организации работ по обеспечению экспериментального полёта космических кораблей «Союз» и «Аполлон» и созданию на базе КВЦ советского ЦУПа по управлению полётом корабля «Союз», модернизированного для проекта ЭПАС.

Таким образом, ЦУП ЦНИИмаш стал первой открытой организацией в ракетно-космической отрасли страны.

Персональная ответственность за подготовку ЦУП к работам по программе ЭПАС и информирование общественности об этих работах была возложена на директора ЦНИИмаш Юрия Александровича Мозжорина (). Иностранным специалистам его представляли как директора Советского центра управления полётом. Начальник ЦУП Альберт Васильевич Милицин при этом назывался заместителем директора Центра.

Экипажи корабля «Аполлон»

В марте 1973 года НАСА объявило состав основного и дублирующего экипажей корабля «Аполлон»:

основной экипаж – Томас Пэттен Стаффорд (Thomas Patten Stafford), Вэнс Дево Бранд (Vance Devoe Brand) и Дональд Кент Слейтон (Donald Kent Slayton);

дублирующий экипаж – Алан Лаверн Бин (Alan Lavern Bean), Рональд Эллвин Эванс (Ronald Ellwin Evans) и Джек Роберт Лусма (Jack Robert Lousma).

Управление космическими кораблями

Тогда же было принято решение, что каждый корабль будет управляться своим ЦУП.

Для выбора последовательности запуска кораблей (первым стартует «Союз», затем – «Аполлон») учитывалось, что участок выведения корабля «Союз» проходит над населённой территорией СССР. Поскольку ступени ракеты-носителя (РН) падают на Землю, азимут запуска и программа выведения строго увязаны с расположением населённых пунктов. Так как плоскости орбит должны совпадать, то при наличии разбросов параметров орбиты первого корабля совмещение плоскостей орбит можно произвести изменением азимута запуска второго корабля. Участок выведения корабля «Аполлон» проходит над океаном, и это позволяет вносить необходимые коррективы. Кроме того, учитывались условия посадки кораблей в случае задержки старта и некоторые другие соображения.

СССР готовил к совместному полёту два корабля «Союз». Запуск второго корабля состоялся бы в случае:

  • аварийной ситуации, требующей досрочной посадки корабля «Союз» до стыковки его с кораблём «Аполлон»;
  • невывода корабля «Аполлон» на орбиту в течение пяти суток полёта корабля «Союз».

При сближении на орбите активная роль отводилась кораблю «Аполлон».

Схема стыковки космических кораблей «Союз» и «Аполлон»

Советская сторона высказала предложение об изменении состава атмосферы в корабле «Союз» для облегчения операций по переходу в корабль «Аполлон». В кораблях «Союз» использовалась обычная земная атмосфера и по составу, и по давлению, американцы в программе «Аполлон» с целью снижения массовых характеристик предпочли кислородную атмосферу при давлении около 260 мм рт. ст. Предложение советской стороны облегчало, но не снимало проблемы переходов членов экипажей из корабля в корабль при такой существенной разнице в атмосферах кораблей. Для окончательного решения проблемы специалистам НАСА потребовалось разработать и создать стыковочный модуль, который одновременно играл роль шлюзового отсека при выполнении этих операций.

Экипажи корабля «Союз»

В мае 1973 года были определены экипажи корабля «Союз»:

  • первый экипаж – Леонов Алексей Архипович и Кубасов Валерий Николаевич;
  • второй экипаж – Филипченко Анатолий Васильевич и Рукавишников Николай Николаевич;
  • третий экипаж – Джанибеков Владимир Александрович и Андреев Борис Дмитриевич;
  • четвёртый экипаж – Романенко Юрий Викторович и Иванченков Александр Сергеевич.

Встречи российских и американских специалистов

18 октября 1973 года в Москве состоялась встреча учёных и специалистов СССР и США с советскими и американскими журналистами. Во встрече принимали участие руководители полёта Алексей Станиславович Елисеев (СССР) и Пит Франк (США).

В проекте «Союз» – «Аполлон» Баллистический центр (БЦ) ЦНИИ машиностроения, возглавляемый Игорем Константиновичем Бажиновым, впервые становится головным по пилотируемым программам. До этого он исполнял роль дублирующего Центра, а головным был БЦ НИИ-4 Министерства обороны. И.К.Бажинов назначается заместителем руководителя полёта корабля «Союз» по баллистическому обеспечению.

Тренировки экипажей

В ноябре 1973 года в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина прошли первые тренировки полных составов всех экипажей, объявленных для совместного полёта кораблей «Союз» и «Аполлон».

Эмблема

В марте 1974 года АН СССР и НАСА США утвердили эмблему совместного полёта кораблей «Союз» и «Аполлон».

Хроника событий проекта

В 1974 году советский ЦУП на практике показал себя полноценным Центром, способным решать все задачи,связанные с управлением полётов космических аппаратов. Первыми аппаратами, управление которыми полностью осуществлялось из ЦУПа ЦНИИмаш, стали беспилотные корабли «Союз», модернизированные для программы ЭПАС. Они проходили лётно-конструкторские испытания под названием искусственных спутников Земли «Космос-638» и «Космос-672». Потом была генеральная репетиция – полёт пилотируемого корабля «Союз-16».

В соответствии с советской программой подготовки к совместному космическому эксперименту с 2 по 8 декабря 1974 года был осуществлён полёт модернизированного корабля «Союз-16» с экипажем – Анатолий Васильевич Филипченко (командир) и Николай Николаевич Рукавишников (бортинженер). В ходе этого полёта проводились испытания системы обеспечения жизнедеятельности (в частности, сброс давления в отсеках корабля до 520 мм рт. ст.), испытания автоматики и отдельных узлов стыковочного агрегата, отработка методики выполнения некоторых совместных научных экспериментов и проведение односторонних экспериментов, формирование монтажной орбиты с высотой 225 километров и др.

Завершающий этап проекта начался 15 июля 1975 года запуском кораблей «Союз-19» и «Аполлон». Экипаж «Союза-19» составляли космонавты Алексей Архипович Леонов (командир) и Валерий Николаевич Кубасов (бортинженер); экипаж «Аполлона» – астронавты Томас Стаффорд (командир), Вэнс Бранд (пилот командного модуля) и Дональд Слейтон (пилот стыковочного модуля). 17 июля корабли состыковались, став прообразом будущей международной космической станции.

Основные экипажи кораблей «Аполлон» и «Союз»: Д.Слейтон, Т.Стаффорд, В.Бранд, А.Леонов, В.Кубасов

Во время этого экспериментального полёта были выполнены все основные задачи программы: сближение и стыковка кораблей, переходы членов экипажей из корабля в корабль, взаимодействие Центров управления полётом, а также выполнены все запланированные совместные научные эксперименты. Экипаж «Союза-19» возвратился на Землю 21 июля, экипаж «Аполлона» – 25 июля.

Проект «Союз–Аполлон» вошёл в историю как важный этап на пути освоения космоса объединёнными усилиями разных стран.

Электрические модели кораблей«Аполлон» и «Союз-19».
Справа внизу виден подлинный спускаемый аппарат «Союза-19».
РКК "Энергия", г. Королев. Фото Юрия Паршинцева.

А вот спускаемый аппарат «Союза-19»
крупным планом - с личными подписями
космонавтов Леонова и Кубасова.
РКК "Энергия", г. Королёв, Музей космонавтики.
Фото Сергея Горбунова.

15 июля 1975 г. в 15 часов 20 минут московского времени с космодрома Байконур был произведен запуск КК «Союз-19» с Алексеем Леоновым и Валерием Кубасовым на борту, а через семь с половиной часов с Восточного испытательного полигона на мысе Канаверал (США) был запущен КК «Аполлон» с астронавтами Томасом Стаффордом, Вэнсом Брандом и Дональдом Слейтоном.

Программа ЭПАС – Экспериментальный полет «Аполлон-Союз» – была успешно выполнена, хотя осуществлялась двумя соперничающими космическими державами в эпоху «холодной войны». Впервые за всю историю космоплавания на околоземной орбите была создана и функционировала в течение двух суток космическая система из состыкованных кораблей двух стран с международным экипажем на борту. Мировая общественность, видные политические деятели разных стран рассматривали совместный советско-американский эксперимент «Союз-Аполлон» как важное историческое событие, открывающее новую эру в исследовании космического пространства, и существенный вклад в улучшение советско-американских отношений и всего международного климата.

Первая встреча советских и американских специалистов по проблемам совместимости средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей и станций проходила в Москве 26-27 октября 1970 года. Тогда же были образованы рабочие группы для выработки и согласования технических требований по обеспечению совместимости этих средств.

Практическое начало экспериментальному проекту «Союз–Аполлон» было положено 6 апреля 1972 года «Итоговым документом встречи представителей Академии наук СССР и НАСА США по вопросу создания совместимых средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей и станций СССР и США».

24 мая 1972 года в Москве председатель Совета Министров СССР А.Н.Косыгин и президент США Р.Никсон подписали «Соглашение между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединёнными Штатами Америки о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях». В этом «Соглашении», в частности, в третьей статье записано: «Стороны договорились о проведении работ по созданию совместимых средств сближения и стыковки советских и американских пилотируемых космических кораблей и станций с целью повышения безопасности полётов человека в космос и обеспечения возможности осуществления в дальнейшем совместных научных экспериментов. Первый экспериментальный полёт для испытания таких средств, предусматривающих стыковку советского космического корабля типа «Союз» и американского космического корабля типа «Аполлон» с взаимным переходом космонавтов, намечено провести в течение 1975 года».

Соглашение определяло развитие сотрудничества и по другим направлениям, таким, как метеорология, изучение природной среды, исследование околоземного космического пространства, Луны и планет, космическая биология и медицина. Однако центральное место занимал совместный полёт пилотируемых космических кораблей.

Техническими директорами экспериментального проекта «Союз–Аполлон» были назначены с советской стороны член-корреспондент АН СССР Константин Давыдович Бушуев и с американской – Глинн Ланни, руководителями полёта соответственно – лётчик-космонавт СССР Алексей Станиславович Елисеев и Питер Франк.

В марте 1973 года НАСА объявило состав экипажей корабля «Аполлон». В основной экипаж вошли Томас Стаффорд, Вэнс Бранд и Дональд Слейтон, в дублирующий – Алан Бин, Рональд Эванс и Джек Лаусма. Спустя два месяца были определены экипажи корабля «Союз». Первый экипаж – Леонов Алексей Архипович и Кубасов Валерий Николаевич, второй – Филипченко Анатолий Васильевич и Рукавишников Николай Николаевич, третий – Джанибеков Владимир Александрович и Андреев Борис Дмитриевич, четвёртый – Романенко Юрий Викторович и Иванченков Александр Сергеевич.

В соответствии с советской программой подготовки к совместному космическому эксперименту с 2 по 8 декабря 1974 года был осуществлён полёт модернизированного корабля «Союз-16» с экипажем – Анатолий Филипченко (командир) и Николай Рукавишников (бортинженер). В ходе этого полёта проводились испытания системы обеспечения жизнедеятельности (в частности, сброс давления в отсеках корабля до 520 мм рт. ст.), испытания автоматической системы и отдельных узлов стыковочного агрегата, отработка методики выполнения некоторых совместных научных экспериментов и проведение односторонних экспериментов, формирование монтажной орбиты с высотой 225 км и др.

Завершающий этап проекта начался 15 июля 1975 года запуском кораблей «Союз-19» и «Аполлон». Экипаж «Союза-19» составляли космонавты Алексей Леонов (командир) и Валерий Кубасов (бортинженер), экипаж «Аполлона» – астронавты Томас Стаффорд (командир), Вэнс Бранд (пилот командного модуля) и Дональд Слейтон (пилот стыковочного модуля). 17 июля корабли состыковались, став прообразом будущей международной космической станции.

Во время этого экспериментального полёта были выполнены все основные задачи программы: сближение и стыковка кораблей, переходы членов экипажей из корабля в корабль, взаимодействие Центров управления полётом, а также выполнены все запланированные совместные научные эксперименты. Экипаж «Союза-19» возвратился на Землю 21 июля, экипаж «Аполлона» – 25 июля.

Хроника совместного полёта

Время московское декретное (в скобках – полётное)

Космический корабль «Союз-19» стартовал с космодрома Байконур 15 июля 1975 года в 15:20:00,005 (00:00:00) и был выведен на околоземную орбиту в 15:28:49,8 (00:08:49,8). Начальная орбита корабля имела следующие параметры: минимальная высота – 186,5 км, максимальная высота – 222,1 км, период обращения – 88,528 мин, наклонение – 51,78°.

Командир корабля «Союз-19» – Алексей Леонов, бортинженер – Валерий Кубасов.

После окончания комплексной проверки бортовых систем был проведён первый из двух манёвров формирования монтажной орбиты. СКДУ была включена в 29:51:30,5 (05:31:30,5) и отработала заданный импульс – 3,6 м/с. Параметры орбиты после манёвра: минимальная высота – 192 км, максимальная высота – 228 км, период обращения – 88,63 мин, наклонение – 51,78°.

В 21:37 (06:17) экипаж корабля «Союз-19» начал снижение давления из жилых отсеков. Эта операция, после которой давление в корабле стало 520 мм рт. ст., прошла без замечаний.

В соответствии с программой полёта старт корабля «Аполлон» был произведён через 7,5 ч после старта «Союза» – в 22:50:01 (07:30:01). Начальная орбита корабля имела следующие параметры: минимальная высота – 153 км, максимальная высота – 170 км. Отставание от «Союза» – около 6000 км.

Командир корабля «Аполлон» – Томас Стаффорд, пилот командного модуля – Вэнс Бранд, пилот стыковочного модуля – Дональд Слейтон.

После перестроения отсеков корабля «Аполлон» и отделения его от второй ступени ракеты-носителя в 02:35 (11:15) он был переведён на круговую орбиту высотой 165 км.

Дополнительно к запланированной программе экипаж корабля «Союз-19» провёл первый этап ремонта бортовой телевизионной системы, отказ которой был обнаружен перед стартом и не позволил вести телепередачи с борта корабля в первый день полёта.

Сон космонавтов начался позже запланированного – около 03:20 (12:00).

В 04:31:28 (13:11:28) корабль «Аполлон» выполнил первый фазирующий манёвр, чтобы установить скорость, необходимую для обеспечения стыковки кораблей на 36-м витке «Союза». После манёра параметры орбиты «Аполлона»: минимальная высота – 170 км, максимальная высота – 230 км.

Во второй день полёта экипаж корабля «Союз-19» продолжил работы с телевизионной системой, провел некоторые эксперименты, в том числе один по совместной программе (АС-1 «Зонообразующие грибки») и начал готовиться ко второму манёвру формирования монтажной орбиты. СКДУ была включена в 15:43:40,8 (24:23:40,8) и отработала заданный импульс – 11,8 м/с. Ориентация и программный разворот прошли без замечаний.

В результате двух манёвров была сформирована монтажная орбита со следующими параметрами: минимальная высота – 222,65 км, максимальная высота – 225,4 км, период обращения – 88,92 мин, наклонение – 51,79°.

Затем космонавты провели проверку работы системы ориентации и управления движением в режиме программных разворотов и стабилизации для номинального процесса стыковки. Проверка прошла без замечаний.

После этой проверки в период времени 18:25–19:20 (27:05–28:00) космонавты закончили ремонтные работы с телевизионной системой. В 19:25 (28:05) была включена цветная телекамера и проведён первый телерепортаж с борта «Союза-19».

В 20:30 (29:10) был проведён корректирующий сброс давления из отсеков корабля до 500 мм рт. ст.

В конце суток космонавты занимались проведением научных экспериментов.

Период отдыха у экипажа корабля «Союз-19» начался в 01:50 (34:30).

Свой третий рабочий день космонавты начали с научных экспериментов.

В 15:54:04 (48:34:04) корабль «Аполлон» выполнил второй фазирующий манёвр, после чего параметры его орбиты стали: минимальная высота – 165 км, максимальная высота – 186 км.

В 16:01 (48:41) Вэнс Бранд сообщил, что он наблюдает корабль «Союз» через секстант. Расстояние между кораблями составляло около 400 км.

В 16:04 (48:44) между кораблями была установлена радиосвязь.

Построение ориентации перед стыковкой кораблей началось в 16:30 (49:10). Установленная орбитальная ориентация поддерживалась затем в течение 4,5 ч с хорошей точностью.

В 16:38:03 (49:18:03) «Аполлон» провёл комбинированный манёвр коррекции и перешёл на орбиту с параметрами: минимальная высота – 186 км, максимальная высота – 206 км.

В 17:15:04 (49:55:04) «Аполлон» выполнил коэллиптический манёвр, в результате его орбита стала иметь следующие параметры: минимальная высота – 294 км, максимальная высота – 205 км. При этом по высоте орбиты он находился на 20 км ниже орбиты «Союза».

В 18:14:25 (50:54:25) началась конечная фаза сближения кораблей. «Аполлон», раньше сзади догонявший «Союз», вышел на 1,5 км впереди него.

Время 18:34:23 (51:14:23), по данным ФАИ, считается началом группового полёта, при этом расстояние между кораблями было менее 10 км.

В 19:03 (51:43) корабль «Союз-19» был переведён в режим инерциальной стабилизации и произвёл программный разворот вокруг продольной оси на 60°.

Стыковка (касание) кораблей «Союз-19» и «Аполлон» зафиксирована в 19:09:08,1 (51:49:08,1), обжатие стыка – в 19:12:12,1 (51:52:12,1), почти на 3 минуты ранее запланированного времени.

Первая стыковка была успешно осуществлена при использовании стыковочного агрегата «Аполлона» в активном состоянии, т.е. с выдвинутым кольцом с направляющими. Условия начального контакта между кораблями оценивались с помощью телеметрической информации и киносъёмок. Скорость сближения «Аполлона» при контакте была приблизительно 0,25 м/с и боковое смещение кораблей около 0,082 м. Существенных угловых рассогласований кораблей не обнаружено.

После грубой проверки герметичности в корабле «Союз-19» в 19:35 (52:15) был открыт люк между спускаемым аппаратом и бытовым отсеком и 19:38 (52:18) начата точная проверка герметичности. В 20:00 (52:40) тоннель между стыковочным модулем «Аполлона» и бытовым отсеком «Союза» был наддут до 250 мм рт. ст.

Все подготовительные операции по обеспечению первого перехода были закончены в запланированное время, и в 22:12 (54:52) космонавты открыли люк бытового отсека «Союза». Люк стыковочного модуля «Аполлона» был открыт в 22:17:29 (54:57:29). Символическое рукопожатие командиров кораблей зафиксировано в 22:19:25 (54:59:25).

Встреча Алексея Леонова, Валерия Кубасова, Томаса Стафффорда и Дональда Слейтона в корабле «Союз-19» произошла точно по программе и наблюдалась на Земле по телевидению. Во время первого перехода были проведены запланированные телерепортажи, кинофотосъёмки, обмен флагами СССР и США, передача флага ООН, обмен сувенирами, подписание свидетельства ФАИ о первой стыковке двух космических кораблей разных стран на орбите, совместный обед. Кубасов и Слейтон провели первую совместную фазу эксперимента АС-3 «Универсальная печь».

При последующих операциях по возвращению астронавтов в корабль «Аполлон» после закрытия в 01:56 (58:36) люка бытового отсека «Союза» был отмечен рост давления в тоннеле между стыковочным модулем и бытовым отсеком (после сброса давления в тоннеле до 250 мм рт. ст.) около 1 мм рт. ст..?мин.

Экипажи кораблей провели повторное открытие люков стыковочного модуля и бытового отсека и сброс давления из тоннеля между ними.

Последующий анализ, проведённый советским и американским Центрами управления полётом, показал влияние температурных колебаний при сбросе давления на последующие измерения, что не было учтено при предполётной подготовке. Методика проверки герметичности тоннеля между стыковочным модулем «Аполлона» и бытовым отсеком «Союза» была изменена.

В связи с этими затруднениями период отдыха космонавтов начался в 03:50 (60:30) на 1,5 ч позднее запланированного времени. В дальнейшем при проверке герметичности тоннеля между стыковочным модулем и бытовым отсеком по изменённой методике трудностей не возникало.

На следующий день космонавты провели научные эксперименты. Затем начались операции второго перехода.

Люк бытового отсека космонавты открыли в 12:45 (69:25). В корабль «Союз-19» перешёл Вэнс Бранд, а в корабль «Аполлон» – Алексей Леонов.

Люк бытового отсека «Союза» был закрыт в 13:30 (70:10), и начался второй период совместной деятельности экипажей. Во время этого периода члены экипажей, перешедшие в другой корабль, были подробно ознакомлены с оборудованием и системами другого корабля, провели совместные телерепортажи и кинофотосъемки, символическую деятельность, физические упражнения. Второй период совместной деятельности длился 6 ч 14 мин.

При третьем переходе люк бытового отсека «Союза» был открыт в 18:57 (75:37) и закрыт в 19:28 (76:08). Во время третьего периода совместной деятельности в корабле «Союз-19» находились Алексей Леонов и Томас Стаффорд, в корабле «Аполлон» – Вэнс Бранд, Дональд Слейтон и Валерий Кубасов. Космонавты и астронавты провели совместный эксперимент АС-3 «Микробный обмен», обменялись семенами растений. В 20:30–21:00 (77:10–77:40) была проведена совместная пресс-конференция экипажей.

При заключительном, четвёртом, переходе космонавтов и астронавтов (возвращение в свои корабли) люк бытового отсека «Союза» был открыт в 22:49 (79:29).

В 00:05 (80:45) люки между кораблями были закрыты, и на этом закончилась совместная деятельность смешанных экипажей. Последний, третий, период совместной деятельности продолжался 5 ч 08 мин.

После закрытия люков бытового отсека «Союза» и стыковочного модуля «Аполлона» при четвёртом переходе давление из тоннеля между бытовым отсеком и стыковочным модулем было сброшено до 50 мм рт. ст., проверена герметичность обоих люков, затем давление в тоннеле между ними сбросили до нуля.

Период отдыха космонавтов начался в 02:30 (83:10).

В начале очередного рабочего дня космонавты провели научные эксперименты, наддули жилые отсеки корабля «Союз-19» до 800 мм рт. ст. и стали готовиться к расстыковке.

Корабли расстыковались в 15:03:21 (95:43:21). Этап полёта в состыкованном состоянии длился 43 ч 54 мин 11 с.

Через 15 с после расстыковки «Аполлон» начал выполнять первый из двух манёвров ухода от корабля «Союз», обеспечивающих эксперимент АС-4 «Искусственное солнечное затмение». Максимальное расстояние между кораблями составило 220 м. Во время этого эксперимента корабль «Аполлон» закрывал собой Солнце, а экипаж корабля «Союз-19» фотографировал. Всего было сделано 150 снимков. После этого «Аполлон» начал повторное сближение с «Союзом».

Вторая (тестовая) стыковка, при которой активным был стыковочный агрегат «Союза-19», произведена в 15:33:40 (96:13:40). Обжатие стыка закончилось в 15:40:35 (96:20:35). Кольцо с направляющими стыковочного агрегата корабля «Аполлон» при этом было втянуто. По данным телеметрической информации, при контакте скорость сближения находилась в пределах 0,15–0,18 м/с, угловое рассогласование продольных осей составляло 0,7°, рассогласование по крену 2°, боковое смещение 0,07–0,1 м.

Интервал времени между касанием и сцепкой составил 0,6 с. В течение 6 с после сцепки зафиксировано нерасчётное возмущение угловых скоростей «Союза» за счёт работы двигателей корабля «Аполлон» до 2,2 °/спо рысканию и до 0,7 °/спо тангажу. Стыковочный агрегат «Союза» успешно самортизировал полученный возмущения, выровнял корабли, и через 42 с после сцепки автоматически началось стягивание. В ходе стягивания, на 174 с после сцепки, непосредственно перед входом направляющих штырей в гнёзда, вновь было отмечено нерасчётное возмущение кораблей. Угловые скорости «Союза» доходили до 0,7 °/спо рысканию и до 2 °/спо тангажу. Корабль «Аполлон» в это время с помощью ручного управления совершал незапланированные манёвры по рысканию и тангажу, которые вызвали соответствующие возмущения. После касания стыковочных шпангоутов автоматически начали закрываться замки, и стык был обжат в 15:40:35 (96:20:35). Продолжительность процесса механической стыковки составила 6 мин 55 с. Проверка давления между уплотнениями стыка подтвердила его герметичность. Стыковочное устройство работало без замечаний.

После проведения всех проверок экипаж «Союза-19» начал готовиться к окончательной расстыковке.

Команда на окончательную расстыковку была выдана в 18:23 (99:03). Расхождение кораблей началось в 18:26:12,5 (99:06:12,5). Второй раз в состыкованном состоянии корабля находились 2 ч 52 мин 33 с.

После окончательной расстыковки в течение 16 мин «Аполлон» поддерживал расстояние между кораблями около 20 м, затем он выполнил манёвр, необходимый для проведения эксперимента АС-5 «Ультрафиолетовое поглощение». Сбор данных по этому эксперименту проводился на расстоянии 150 и 500 м по уголковым отражателям, установленным на «Союзе». В 21:42:27 (102:22:27) «Аполлон» совершил манёвр ухода в плоскости орбиты с импульсом 0,6 м/с. В результате этого в 23:09 (109:49) он прошёл над «Союзом» на расстоянии 1000 м и вновь проёл сбор данных для эксперимента «Ультрафиолетовое поглощение».

Совместный этап полёта завершился манёвром ухода и сбором данных на расстоянии 1000 м. В это время «Аполлон» следовал за «Союзом» при скорости увеличения дальности примерно 9 км за виток.

За окончание группового полёта кораблей, по данным ФАИ, принято время 23:43:40 (110:23:40), когда расстояние между кораблями стало более 10 км.

Экипаж корабля «Союз-19» отдыхал с 01:20 до 07:10 (106:00–113:50).

Затем по программе подготовки к спуску они провели тестовые включения бортовых систем корабля.

Тестовое включение СКДУ было в 13:29:00,8 (118:09:00,8), отработан импульс – 1,5 м/с. Проверка прошла без замечаний.

День возвращения экипажа корабля «Союз-19» на Землю.

В 13:10:21 (141:50:21) была включена СКДУ корабля, обеспечившая отработку заданного импульса. Ориентация и стабилизация при спуске были точными.

Спускаемый аппарат корабля «Союз-19» совершил мягкую посадку вблизи города Аркалык в Казахстане в 13:50:51 (142:30:51). Процесс приземления и выход экипажа из спускаемого аппарата передавались по телевидению в реальном масштабе времени.

После завершения совместных операций на околоземной орбите с кораблём «Союз-19» корабль «Аполлон» продолжил самостоятельный полёт для выполнения экспериментов, предусмотренных американской программой.

В процессе совместного полёта кораблей «Союз-19» и «Аполлон» выполнены основные задачи программы, в том числе сближение и стыковка кораблей, переходы членов экипажей из корабля в корабль, взаимодействие Центров управления полётом и экипажей, а также совместные научные эксперименты

Использованы материалы сайта http://www.mcc.rsa.ru/apollon_sojuz.htm

Стыковка советского "Союза" и американского "Аполлона" должна была стать символом сближения двух сверхдержав во время "разрядки" в Холодной войне. Для того, что "рукопожатие в космосе" состоялось, специалистам обеих стран пришлось решить множество сложнейших технических задач, главная их которых - несовместимость систем жизнеобеспечения кораблей.

Подготовка к исторической стыковке "Союза" и "Аполлона" длилась почти 3 года. Впервые о возможности сотрудничества в космосе США и СССР заговорили в начале 70-ых годов. В ноябре 1970-го ученые и специалисты двух стран собрались в столице Советского союза, где говорили о совместимости средств сближения и стыковки пилотируемых космических кораблей и станций. Спустя год Москва и Хьюстон перешли к обсуждению и согласованию конкретных технических решений, а в мае 1972 года программа совместного полета для отработки стыковки на орбите была окончательно утверждена.

Космическим специалистам обеих стран предстояло решить сразу несколько проблем. Главная из них заключалась в том, что системы жизнеобеспечения американского и советского кораблей были несовместными. "Союз" летал с атмосферой, близкой по составу и давлению к земной, в то время как "Аполлон" проектировался под атмосферу чистого кислорода при низком давлении. Из-за этого шлюзовой переход из корабля в корабль был невозможен.

Решили эту проблему путем понижения давления в "Союзе" до 520 миллиметров ртутного столба, повышения давления на борту "Аполлона" и создания отдельного переходного отсека. В нем была атмосфера, идентичная той, что была на корабле, на который осуществлялся переход.


Томас Стаффорд,
командир экипажа "Аполлона".

Родился 17 сентября 1930 года в Оклахоме. Возраст на момент полета — 44 года.

В составе экспедиции "Аполлон-10" летал на Луну. Вместе с Юджином Сернаном отстыковывал лунный модуль и сближался с поверхностью, но на сам спутник Земли не высаживался.


Вэнс Бранд , пилот командного модуля.

Родился 9 мая 1931 года в Колорадо. Возраст на момент полета — 44 года.

В качестве пилота командного модуля (остающегося на окололунной орбите в ходе экспедиций) входил в дублирующий экипаж корабля "Аполлон-15". Участие в миссии "Союз-Аполлон" стало его первым полетом в космос.


Дональд Слейтон , пилот стыковочного модуля.

Родился 1 марта 1924 года в штате Висконсин. Возраст на момент полета — 51 год.

В НАСА занимал должность заместителя директора по подготовке экипажей. Единственный из первой семерки американских астронавтов, который до миссии "Союз-Аполлон" ни разу не бывал в космосе.


Алексей Леонов , командир экипажа "Союза".

Родился 30 мая 1934 года в селе Листвянка Западно-Сибирского края РСФСР. Возраст на момент полета — 41 год.

18-19 марта 1965 года первый раз отправился в космос в качестве второго пилота на космическом корабле "Восход-2". Совершил продолжительностью 12 минут 9 секунд.


Валерий Кубасов , бортинженер.

Родился 7 января 1935 года в городе Вязники Владимирской области. Возраст на момент полета — 40 лет.

Свой первый полёт осуществил с 11 по 16 октября 1969 года в качестве бортинженера корабля "Союз-6". Во время полета впервые в мире были проведены эксперименты по проведению сварочных работ в космосе.

По плану, оба корабля должны были стартовать с разницей в несколько часов. 15 июля 1975 года в 15:20 запущен "Союз", а в 22:50 с мыса Канаверал стартовал "Аполлон". Американский корабль выводила на орбиту ракета-носитель "Сатурн-1Б".



Такая очередность объяснялась тем, что участок выведения "Союза" проходил над населенной территорией СССР и азимут запуска и программа выведения были увязаны с расположением населенных пунктов. Участок выведения "Аполлон" же проходил над океаном, что позволяло вносить необходимые коррективы для совмещение плоскостей орбит.

По первоначальной задумке, и "Союз" и "Аполлон" должны были сутки провести на орбите до стыковки, однако сближение началось только через двое суток. Активная роль отводилась американскому кораблю. При этом управление совместным полетом осуществлялось с помощью станций слежения советского и американского центров управления полетами. Между ними была установлена прямая телевизионная, телефонная и телеграфная связь.

17 июля в 19:12 произошла стыковка кораблей. Начался процесс выравнивая атмосфер. После того как люк шлюзового тоннеля отдраили, Леонов и Стаффорд пожали друг другу руки.

В состыкованном состоянии "Союз" и "Аполлон" провели около двух суток. За это время экипажи познакомились с оборудованием обоих кораблей, провели научные эксперименты, в том числе изучили влияния невесомости, перегрузок и космического излучения на основные биологические ритмы.


Один из экспериментов, впрочем, закончился неудачно. Вот что позже рассказывал Алексей Леонов: "У меня была колба с собой с мальками рыб, закачана была вода и кислород на 10 дней, хватало им. Но, когда мы сбросили давление с 760 до 550, подстраиваясь под их давление, эти колбы, конечно, лопнули. Жидкость ещё там была, но кислород весь вышел. И, конечно, рыбки погибли в этом биологическом эксперименте. В бортжурнале написано: "Как себя чувствуют рыбки? Хорошо, они все погибли".

Много времени экипажи уделяли телетрансляциям на Землю. Во время одной из них Леонов решил пошутить над своими американскими коллегами.

"Я с Земли взял этикетки водки "Столичная водка", "Старая водка" и на тубы наклеил. Сели за стол, я даю каждому по тубе водки: "Давайте, ребят", мне говорят: "Нельзя". Согласно традиции русской кухни, это хорошо для желудка. Клюнули. Значит, открыли, чин-чин. И потом вот крупный план мы сняли, Дик Слейтон берет, и он ошалел: а там борщ! Вот эта была шутка человеческая такая, и до сих пор никто не верит, что мы на самом деле борщ ели, а не пили водку", - смеясь, вспоминает советский космонавт.

Через двое суток, 19 июля, "Союз" и "Аполлон" расстыковались. Но лишь для того, чтобы через два витка вокруг Земли вновь соединиться. Вместе корабли провели еще два витка, после чего уже окончательно разъединились и продолжили самостоятельный полет.



В общей сложности, полет советского космического корабля "Союз" продлился 5 суток 22 часа 31 минуту. Спускаемая капсула с Леоновым и Кубасовым приземлилась вблизи города Аркалык в Казахстане. Полет американского "Аполлона" продлился почти вдвое дольше - 9 суток 1 час 28 минут. 25 июля спускаемый отсек с тремя астронавтами успешно приводнился в Тихом океане.


Историческая стыковка американского и советского кораблей прошла успешно и должна была стать символом сближения двух сверхдержав. Однако этого не произошло. Полет "Союз-Аполлон" оказался последним шагом навстречу друг другу не только в космосе, но и на Земле. Спустя несколько лет закончился период так называемой "разрядки" в Холодной войне, в 1979 году началась Афганская война, а с ней и новый виток противостояния двух сверхдержав. Однако этот двухдневный совместный полет и годы подготовки к нему позволили найти решения, которые используются до сих пор.