Откровение Св. Иоанна Богослова: "Вавилонская блудница на звере багряном". Вавилонская блудница, дракон и ангелы Жена, облеченная в солнце

8. Зверь, которого ты видел, был, и нет его, и выйдет из бездны, и пойдет в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни от начала мира, видя, что зверь был, и нет его, и явится.

Трудность при толковании этих слов заключается в том, что в 17-ой главе Откровения слово зверь заключает в себе два значения. С одной стороны слово зверь означает восьмого царя (антихриста), который был одним из семи царей и должен снова вернуться к власти: «И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, и из числа семи, и пойдет в погибель» (строка 11). А с другой стороны, слово зверь означает богопротивное государство, на котором сидит блудница, которое также изображается в виде железного царства в 7-ой главе Книги пророка Даниила. Это царство должно быть разрушено при десяти царях, однако потом восстановится в составе трех (четырех) государств: «Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были пред ним» (Дан. 7: 8).

Ипполит Римский:

В приложении к истории СССР эти слова означают, что седьмой царь Михаил Горбачев должен снова вернуться к власти, когда будет восстановлен разрушенный СССР в составе России, Белоруссии, Украины и, может быть, Казахстана. Об этом же говорится в 13-ой главе Откровения: «И я видел, что одна из голов зверя как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела» (Откр. 13: 3).

«Московские Новости» N 4, 1993:

«В интервью журналу «Шпигель» Михаил Горбачев заявил, что он готов вновь вернуться в политику... Какое же новое место видит для себя Горбачев? Если судить по интервью в «Шпигеле», пока экс-президент не нашел той политической партии, которая могла бы сыграть для него роль локомотива для рывка в современную политическую жизнь. Горбачев лишь критикует ныне действующую власть. И только. Но вспомним: в свое время его товарищу по партии Борису Ельцину хватило этого, чтобы вернуться в политику. В их судьбах слишком много связного, чтобы пренебречь этой параллелью. Как знать, может быть, Михаил Горбачев и сохраняет шанс вернуться в большую политику до тех пор, пока ее делает Борис Ельцин?»

Первую попытку вернуться к власти Михаил Горбачев предпринял на президентских выборах в России в 1996 году.

«Советская Россия», 14.01.1995:

«В последнее время появился ряд публикаций, из которых явствует, что Михаил Сергеевич Горбачев всерьез готовится принять участие в президентских выборах. По-человечески понять его можно: свой политический ресурс он еще не выработал, энергия в нем еще клокочет, здоровья не занимать. Можно сказать, политик в самом расцвете сил – и вдруг не у дел. Его можно понять даже и в том случае, если он намерен просто использовать предвыборную трибуну для того, чтобы выговориться, объясниться с народом, чего ему не дали сделать, лишив в одночасье должности президента СССР. По-моему, его мучает один вопрос: что народ считает ельцинские реформы прямым продолжением и следствием горбачевской перестройки, а ему не хотелось бы этого, он сейчас повсюду доказывает, что ничего подобного ни в мыслях, ни в планах у него не было. Сам факт, что Горбачев считает для себя возможным снова претендовать на лидерство, говорит о неадекватности его представлений о самом себе, о своей роли в российской истории и об отношении народа к собственной персоне. Трудно сказать, на что именно он рассчитывает,– может, на то, что после Ельцина грехи Горбачева покажутся избирателям не столь уж чудовищными, что сравнение двух давних соперников будет в его пользу. Не знаю. Знаю другое: немного найдется в России людей (если вообще найдутся), которые захотят поверить ему еще раз. В лучшем случае его могут пожалеть, как всегда жалеют на Руси отторгнутых. Но избрать президентом, это, по-моему, исключено. Странно, что он этого не понимает.»

Участие Горбачева в президентских выборах 1996 года, действительно, подтвердило его низкую популярность в России. За него проголосовало всего лишь 0,51 процента. Но, не смотря на свое поражение, М.С.Горбачев зарегистрировал в 2000 году свою новую объединенную социал-демократическую партию (РОСДП).

«Партия Горбачева получила свидетельство о регистрации... Учредительный съезд партии прошел 11 марта 2000 года в Московской области. В работе учредительного съезда приняли участие 220 человек из 70 регионов страны. Основной задачей партии, определил съезд, является борьба за власть, и поэтому партия будет выдвигать своих кандидатов на будущих парламентских выборах.»

Не смотря на то, что партия Горбачева не смогла даже выставить кандидатов на парламентских выборах 2004 и 2007 года, Михаил Горбачев намерен участвовать в парламентских выборах 2011 года.

Горбачёв основал новое политическое движение: Российские социал-демократы во главе с Михаилом Горбачёвым проводят учредительный съезд своей организации. Так они начали готовиться к парламентским выборам, но не 2007, а 2011 года, передает НТВ. Приверженцы социально-демократических взглядов не исключают, что к следующей избирательной кампании станут партией. Бывший глава СССР Горбачёв уточнил, с чем будет бороться этот пока общественный союз.

Михаил Горбачёв: «Страна ведет реформы в рамках капиталистической направленности, и нам не надо воевать с этими реформами. Нам надо выступать против нарушений принципов социальной справедливости. Мы должны действовать в рамках государства».

Журналистов интересовал вопрос: собирается ли Горбачёв участвовать в президентских выборах в марте 2008 года. На это бывший советский лидер коротко ответил: «Нет».»

«Бывший президент СССР Михаил Горбачев и бывший депутат Госдумы Александр Лебедев намерены создать партию и участвовать в парламентских выборах 2011 года. Как заявил Лебедев в интервью The New York Times, рабочее название партии - Независимая демократическая партия России. В Союзе социал-демократов, возглавляемом Михаилом Горбачевым, подтвердили наличие таких планов.»

Предсказать результаты голосования за партию Горбачева в 2011 году также не очень сложно. Эта партия не пройдет в Гос. Думу именно благодаря Горбачеву, деятельность которого на посту президента СССР всем давно хорошо известна. Естественно возникает вопрос: зачем Михаил Горбачев тратит свое личное время, здоровье и, кстати, немалые деньги на дело заведомо безнадежное? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно принять во внимание деятельность Горбачева на международной арене. Так мало кому известно, что находящийся в Сан-Франциско на Западном побережье США американский филиал Фонда Горбачева, получивший в 1995 году название Мировой Форум, в настоящее время является главным масонским плацдармом по созданию Мирового правительства.

«Известия», 09.05.1992:

«Выступая в Вестминстерском колледже в Фултоне, где 46 лет назад Уинстон Черчилль произнес свою знаменитую речь о «железном занавесе», Михаил Горбачев призвал к созданию «всемирного правительства» усилив ООН и изменив структуру этой организации. По его словам, в новой эпохе это позволит влиять на события и обеспечить продолжительный и устойчивый мир»


«Горбачев выдвигает идею консенсуса между будущим мировым правительством и национальными государствами, предлагая последним отказаться от своего суверенитета в пользу международных законов, которые будут диктовать всем жителям Земли «общие верования, ценности, стандарты, образ жизни», сформулированные группой мировых лидеров...

Согласно планам членов Мирового Форума, персональный состав мирового правительства будет определяться не народами нашей планеты, а на секретных заседаниях таких мондиалистских структур, как Бильдербергский клуб, Совет по международным отношениям и Трехсторонняя комиссия».

Другим "достижением" Горбачева является создание в 1995 году Организации Объединенных Религий, которая призвана взять под контроль все религии мира. Именно Фонд Горбачева (США) поставил в 1993 году вопрос о необходимости создания международной организации, которая, по сути, является прототипом будущей церкви антихриста, а в 1995 году Фонд Горбачева провел в Сан-Франциско встречу на тему: «Мировые религии и намечающаяся глобальная цивилизация». Главная мысль встречи: «контроль над мировыми религиями - контроль над человечеством».

«Разработка и рабочие обсуждения проекта Организации Объединенных Религий осуществлялись в американской резиденции Фонда Горбачева, располагающейся в Сан-Франциско, на территории бывшей военной базы США Президио. Именно здесь в сентябре 1995 года собрался первый Всемирный форум Фонда Горбачева, на котором было заявлено, что его главной целью является положить начало пятилетнему процессу изложения «фундаментальных приоритетов, ценностей и действий, необходимых для руководства человечеством на пути развития первой глобальной цивилизации». Разрушитель великой страны Горбачев выступил с идеей "глобального мозгового треста" - элитного предводительства - для обеспечения руководства человечеством».

Притом, что М.С.Горбачев намерен объединить под своим крылом практически все религии, религиозные взгляды самого Горбачева представляются очень странными. Он, с одной стороны, постоянно сравнивает себя с Господом Иисусом Христом, а, с другой стороны, заявляет, что является атеистом.

«Советская Россия», 18.06.1992:

«ИЗРАИЛЬСКАЯ печать встретила Михаила Горбачева такими словами: «Самый великий человек в мире посетил израильскую землю не считая Моисея. Но он же оказался самым незамеченным, поскольку история оставила его позади себя». Свое путешествие по Израилю Горбачев, одетый в костюм «сафари», как отмечает Би-би-си, начал с весьма символического посещения церкви на озере Киннерет, той самой церкви, где Иисус накормил хлебом пять тысяч страждущих. «Я пошел той дорогой, которую избрал наш великий предшественник,– сказал Горбачев корреспонденту радио,– Я – последний коммунист, который воздал дань уважения первому коммунисту Иисусу Христу».

Создание Мирового правительства невозможно себе представить без участия в нем России. Но добровольный отказ России от государственного суверенитета или, проще сказать, от свободы возможен лишь под прикрытием восстановления СССР. Поэтому вектор своих усилий М.С.Горбачев направил на воссоздание СССР в составе четырех государств:

М.С.Горбачев, 5.07.1994:

«Моя позиция и оценка таковы. Союз и необходим и возможен. В пользу этого говорят стратегические, экономические, культурные факторы. Страна жива, несмотря на то, что уже два с половиной года ее рвут на куски. Да, началось это еще раньше, в те времена, когда я был Президентом страны. Я уже об этом не раз говорил – моя ответственность огромна. Больше того – это моя самая большая боль, и никто уже меня не сможет освободить от ответственности за все произошедшее. Это мой крест до конца жизни. И я имею в виду не только Союз, но и все реформы. Я лично считаю, что сейчас реальна постановка и выдвижение идеи плотного союза четырех государств: трех славянских и Казахстана. Пусть СНГ живет по своим правилам и своим законам. Но надо сразу решительно заявить: «Вот плотный, настоящий союз. Вот форма сотрудничества этих государств. Вот ядро». Политологи, с которыми я встречаюсь ежемесячно, десять месяцев подряд делают опросы в четырех республиках; славянских и в Казахстане и 72-75 процентов опрошенных выступают за возрождение Союза.» (Из выступления М.С.Горбачева на парламентских слушаниях 5 июля 1994 года)


Об этом же твердил А.И.Солженицын:

«Как я писал в «Обустройстве»; наилучшее решение вопроса – это государственный Союз трех славянских республик и Казахстана. И в Беловежском соглашении, судя по прессе, Кравчук и обещал коллегам реальный неразрывный Союз, «прозрачные» границы, единую армию и валюту. Но все это оказалось лишь кратковременным обманом.»

А поскольку для Горбачева остается возможность вернуться к власти на волне восстановления СССР, ему просто необходимо оставаться в российской публичной политике до тех пор, пока сами стечения обстоятельств не дадут ему такой шанс. Поэтому выступая по санкт-петербургскому телевидению (26.04.1994) с критикой политики, проводимой исполнительной властью в России, Михаил Горбачев предложил им уйти в отставку. По мнению Горбачева «сроки, отпущенные на то, чтобы решать социально-экономические проблемы, стоящие перед страной, в рамках демократического процесса, уже прошли». В заключение сказал Горбачев: «С распадом страны смириться нельзя»,– и следует говорить о восстановлении («реинтеграции») нового Союза. О своей роли в этом процессе Горбачев сказал буквально следующее:

Михаил Горбачев:

«О моей роли? Я готов добавить к тому, что я делаю в пользу налаживания сотрудничества, ибо начнут взрываться такие мины, что потрясут все пространство СНГ и Европы и мир! Это очень все серьезно! И я готов участвовать в этом процессе. Я не ждал и не собираюсь ждать. Я буду действовать. Как действовал, так и буду. Потому что я не снимаю с себя моральную ответственность за все то, что происходит в нашей стране и вокруг нее. И, более того, меня заботит и европейский процесс и все остальное.»

Нам сегодня уже очевидно, что те самые взрывы мин, которые, по словам Горбачева, «потрясут все пространство СНГ и Европы и мир», это - давно уже запланированный «мировой закулисой» мировой экономический кризис, который в итоге заставит правительства России, Украины, Белоруссии и Казахстана снова собраться в Союз, однако не на добровольной основе, а для того, чтоб войти принудительно в состав Мирового правительства. Именно этот сценарий восстановления СССР в составе трех (четырех) государств предсказан нам в Книге пророка Даниила: «Я смотрел на эти рога, и вот, вышел между ними еще небольшой рог, и три из прежних рогов с корнем исторгнуты были пред ним, и вот, в этом роге были глаза, как глаза человеческие, и уста, говорящие высокомерно» (Дан. 7: 8).

Ипполит Римский:

«Даниил говорит: рассмотрел зверя того, и десять рогов у него, из них же выйдет другой малый рог, и три рога, которые перед ним, исторгнет. Сим показывается никто другой, как антихрист... Ибо это есть четвертый зверь, которого глава поражена и опять исцелена: потому что эта империя имеет разрушиться, или хотя придет в уничижение и разделится на десять царств,– тогда этот антихрист, на все будучи хитр, как бы уврачует ее и возобновит.»


«Советская Россия» - 31.12.1992:

«Выступая в пред- новогодней передаче «Итоги» в декабре 1992 года, Михаил Горбачев заявил: «Все мы живем в эпоху Горбачева, для которой не настал даже полдень. Все еще впереди!»,– без тени смущения и с пафосом восклицал Михаил Горбачев.»

Наверное самая известная сказка в мире про героя, который убивает дракона и освобождает девушку прекрасную, которую отдали на съедение змею-дракону! История дракона на этом как бы заканчивается, герой продолжает совершать всякие героические подвиги дальше, а вот история девушки как то растворяется как утренний туман! Не хорошо это как то...
Героя мы знаем под разными именами, их бесчисленное множество, личность убивающая дракона и освобождающая девушку прекрасную это одна и та же личность, имена разные, а личность то одна!
Дракон он и есть дракон чего с ним возиться, умер и ладно!
Остается девушка, вот её судьба в разных вариантах сказки разная и раз об этом особо не распространяются значит она и есть самый интересный объект!
Есть один вариант сказки где девушка и дракон, как бы совмещены в одно действие, девушка едет куда то на друконе, у дракона как и положено несколько - шесть семь, змеевидных голов, а в руке девушка держит чашу с чем то! Это ВАВИЛОНСКАЯ БЛУДНИЦА! Начал я именно с этого варианта сказки потому что о нем все слышали, но ни кто ни чего не знает, что за блудница такая!
Вавило́нская блудни́ца (лат. Babyloniacus fornicaria, вавилонская шлюха) - образ в христианской эсхатологии, основанный на книге Откровения Иоанна Богослова. Образ вавилонской блудницы и объяснение связанной с ней символики стали предметом многочисленных богословских толкований и споров.


Считается что первоисточником образа вавилонской блудницы является Откровение Иоанна Богослова (вторая половина I века). Явившийся Иоанну Богослову ангел предлагает ему увидеть «суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином её блудодеяния упивались живущие на земле» (Откр. 17:1-2). Ангел ведёт его в пустыню, где он:
«увидел жену, сидящую на звере багряном, преисполненном именами богохульными, с семью головами и десятью рогами. И жена облечена была в порфиру и багряницу, украшена золотом, драгоценными камнями и жемчугом, и держала золотую чашу в руке своей, наполненную мерзостями и нечистотою блудодейства её; и на челе её написано имя: тайна, Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным. Я видел, что жена упоена была кровью святых и кровью свидетелей Иисусовых, и видя её, дивился удивлением великим."

Какую информацию мы можем получить из этого описания?
Девушка не простая, явно царского рода, имя её тайна!!! то есть сразу в первоисточнике оговаривается имя - тайна и все, забудьте и думать!!!Вавилон великий как бы то же тесно с ней связан... ну и чаша не пойми с чем.... гадость короче всякая и даже интересоваться что же в этой чаше не стоит, гадость и все! Я дам несколько разных изображений что бы понять что не все так однозначно туманно есть интересные детали!












Ну во первых сама девушка в короне и даже не простой, а тройной папской (этот момент очено важен и мы еще о нем поговорим!), во вторых её поклоняются цари, в третьих действие происходит на фоне города крепости и часто на фоне боевых действий и в третьих сам зверь - дракон то же не прост - у него на головах короны!!!

Кончина как известно этого зверя ясна - приходит герой флаг которого красный крест на белом фоне и колбасил дракона, убивает его! А что же с девушкой?

Блудницу вместе с драконом то же оказывается убивают причем убивают ангелы! К ангелам мы еще вернемся....

Все не ясно как бы все сказочно и не имеет конкретных привязок к личностям, сказки короче! А что если нам поискать Вавилон, да не просто так, а что бы там был и дракон и крепость и башня вавилонская и девушка с драконом - змеем!
Не поверите но такое место есть, даже название свое не сменил!
Ва́вель (польск. Wawel) - холм и архитектурный комплекс в Кракове, на левом берегу Вислы. Высота - 228 метров над уровнем моря. Находится на территории административного района Дзельница I Старе-Място.
На вавельском холме расположен комплекс архитектурных памятников, из которых важнейшие - Королевский замок и кафедральный собор Святых Станислава и Вацлава. Вавель - символ Польши и место, имеющее особое значение для польского народа. Архитектурный комплекс находится под управлением учреждения культуры «Королевский замок на Вавеле - Государственное собрание искусства».https://ru.wikipedia.org/wiki/Вавель

Есть там и зверь - дракон!!! Ва́вельский драко́н (польск. smok wawelski) - легендарный дракон, якобы живший в пещере (называемой Драконьей ямой) у подножия Вавельского холма в Кракове.



Обратите внимание как изображен Вавель - крепость у воды!

Кра́ков (польск. Kraków (инф.) [ˈkrakuf], полное официальное название - Столичный королевский город Краков (польск. Stołeczne Królewskie Miasto Kraków, лат. Cracovia, нем. Krakau) - город на юге Польши, расположенный на реке Висле . Население насчитывает 766 739 жителей (2017), вместе с ближайшими пригородами - свыше 1 млн. Второй по населению (ненамного опережает Лодзь) и площади город Польши после Варшавы. Административный центр Малопольского воеводства, центр архиепархии.
Столица Польши с 1038 по 1596 год, до 1734 года - место коронации польских королей. Богат историческими памятниками, центр города занесён в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Один из крупнейших научных, культурных, экономических и религиозных центров Польши, популярное место туризма.

Вот старинные изображения Кракова...

Ну а где же башня скажете вы? Есть, есть башня! Если не рассматривать фантастические изображения Вавилонской башни где она до небес а посмотреть более реалистические средневековые так сказать то картина выходит вполне понятная.











С одной стороны вроде бы строят обычную крепость с башнями а с другой стороны какая то присутствует настойчиво витая конструкция с дорожками на верх! Но пока я покажу еще одну картинку, где есть еще характерные особенности именно Кракова!
Картина называется "Tower_of_Babel"

Обратите внимание на задний план, там виднеются такие горушки правильной формы! Это не просто горушки это знаменитые Краковские курганы!!!https://ru.wikipedia.org/wiki/Курган_Крака
Самый старый это курган Крака, но есть еще курганы!!!

Но самый главный и интересный нам курган это "могила Костюшко!!!"

Вот она настоящая Вавилонская башня!!!https://ru.wikipedia.org/wiki/Курган_Костюшко_(Краков)









И не надо думать друзья мои что это какой то там древний курган приспособили под могилу Костюшко, нет это народная "Польская" традиция сохранилась практически до наших дней!!!
Курган Пилсудского также известный как Курган независимости или Курган свободы (польск. Kopiec Piłsudskiego) - искусственный холм, созданный в 1934-1937 годах в Кракове, Польша. Курган находится на вершине самого высокого краковского холма Совинец. Назван в честь Юзефа Пилсудского - польского национального лидера и борца за независимость. Это самая крупная из четырёх искусственных насыпей в Кракове наряду с курганами Крака (Кракуса) (помните сказку про Еруслана Лазоревича, он был из царства Кракауса - Картауса - рыжего уса), Ванды и Костюшко.https://ru.wikipedia.org/wiki/Курган_Пилсудского

Ну да ладно, давайте все же поищем девушку невинно убиенную, может и её могила найдется?
Точно я не нашел конечно же, ну так что бы на ней было написано - могила Вавилонской блудницы, в миру такая то... нет, но есть курган Ванды.
Курган Ванды (польск. Kopiec Wandy) - искусственный холм, курган, находящийся в краковском районе Нова Хута на улице Уястек Могильски. Курган был сооружён предположительно в VII-VIII веках и посвящён легендарной княгине Ванде, которая была дочерью князя Крака. Княжна Ванда является неофициальным символом Новой Хуты. Согласно легенде Ванда, не желая выходить замуж за нелюбимого человека, покончила с собой, утопившись в Висле, и её тело было захоронено в этом кургане.
Ванда - легендарная дочь князя Крака, основателя Кракова. После смерти отца стала княжной поляков, но совершила самоубийство, чтобы избежать нежелательного брака.Согласно наиболее популярному варианту, Ванда, польская принцесса, после смерти отца стала княжной поляков. Она отказалась выйти замуж за немецкого принца , который из-за этого вторгся в Польшу, но атака была отбита. Однако Ванда совершила самоубийство - утопилась в реке Висла, чтобы принц не вторгался в её страну. Другая версия говорит о том, что немецкий принц победил поляков и хотел жениться на Ванде, чтобы закрепить свои завоевания. Есть также вариант, что Ванда утопилась в жертву языческим богам.
Ну и последняя, самая загадочная на мой взгляд деталь всей этой истории - чаша!
Были некие воинственно религиозные деятели у которых символ был ЧАША! ПРИЧЕМ ИСТОРИКИ СОВЕРШЕННО НЕ ПОНИМАЮТ ПОЧЕМУ и что же это за чаша такая!
Кто догадается чей это символ, и причем тут мои любимые гуси и польша дам конфетку!!!

С девушкой княжной Польской мы еще разберемся, она архи важна, как и с ангелами!

Ну а для затравки интереса вот вам три символа найдите между ними связь:::-))))



В этой главе чрезвычайно живо и образно рисуется гибель Вавилона — великой блудницы, которая сопровождалась, с одной стороны, плачем царей земных, блудодействовавших с нею, и купцов земных, продававших ей разного рода драгоценные товары, а с другой, радостью на небе по поводу справедливого суда Божия. Некоторые современные толкователи полагают, что этот Вавилон действительно будет каким-то громадным городом, мировым центром, столицею царства антихриста, который будет отличаться богатством и вместе с тем крайней развращенностью нравов, чем вообще всегда отличались большие и богатые города. И по си́хъ ви́дѣхъ (после этого я увидел) и́на Ангела сходя́ща съ небесé, имýща о́бласть вéлiю (власть великую), и земля́ просвѣти́ся (осветилась) от слáвы егó . Казалось бы, приближаются Божьи Суды и мрак отчаяния должен окутать землю. Но мы видим великий свет. Вот этот великий свет, который озаряет мир перед сокрушением царства Вавилона, — это последний призыв Евангельской проповеди, который прозвучит перед разрушением всемирного Вавилона. В Священном Писании говорится о том, что перед кончиной мира будет последнее великое свидетельство о Христе, то есть проповедь Евангелия в последний раз наполнит всю нашу планету. Поэтому великий свет надо понимать как свет просвещения. Обычно, перед тем как тучам сгуститься, небо становится ярким, и потом контраст все начинает резко темнеть, и наступает мрак. Словосочетание «иной Ангел» очень часто встречается в Книге Откровение. По мнению богословов, Ангелы приходят с каким-то одним поручением. И потом их сменяют другие Ангелы, каждый из которых имеет свое собственное поручение от Бога. И возопи́ въ крѣ́пости (сильно), глáсомъ вéлiимъ (громким) глагóля: падé, падé (пал) Вавилóнъ вели́кiй, и бы́сть (сделался) жили́ще бѣсóмъ и храни́тель (пристанище) вся́кому дýху нечи́сту, и храни́лище всѣ́хъ пти́цъ нечи́стыхъ и ненави́димыхъ (отвратительных) я́ко от винá я́рости любодѣя́нiя своегó напои́ вся́ язы́ки. Словосочетание «пал, пал» свидетельствует о падении неких святынь Вавилона. Любое Божье пророчество по-своему очень актуально, то есть оно имеет значение к тем текущим событиям современной истории, которые мы переживаем. Оно имеет значение и для прошедших событий, то есть в каждом поколении христиане видели свое сокрушение Вавилона. И в таком глобальном смысле каждое пророчество имеет особое отношение к окончательному свершению того, о чем оно свидетельствует. В истолковании святого Андрея Кесарийского сказано: «Подобное же пророчествовал Исаия о Вавилоне, столице халдеев, взятой Киром и персами, что он будет в запустении и наполнится зверями и нечистыми духами ибо зверям и нечистым духам свойственно стремление в пустыню». Начало 18 главы Книги Откровение это некая панихида по Вавилону, но панихида в таком саркастическом смысле. В Писании содержится описание гибели тех царств, которые реально погибли, царства Едома, царства Вавилона, царства Ниневии, но все эти характеристики в то же время относятся и к гибели последнего царства. Того последнего бастиона сил зла, которые противостанут Богу, но будут уничтожены в огне Армагеддона. Христос обращал внимание на то или иное событие современности и всегда старался давать духовное истолкование тем или иным событиям.

«Ярость блудодеяния» — вот это словосочетание свидетельствует о неистовстве извращений в последние времена. Как Варсонофий и Иоанн пишут, особенно яростным будет всплеск содомских извращений в последние времена. Но, с другой стороны, «ярость блудодеяния» в духовном смысле это ярость религиозных заблуждений. Блуд это неверность жены к жениху, это неверность Церкви своему Небесному Жениху. Блудница в Книге Откровения это неверная религиозная система, которая отступает от истин Православия и отождествляется со всемирным Вавилоном. Мы отходим от магистральной, системной линии классического богословия, которое сформулировалось в XIX веке. Поэтому, если у вас стоит вопрос, по каким книгам изучать богословие, отдавайте предпочтение дореволюционным книгам, их переиздают, особенно в монастырях. Эти дореволюционные авторы более чисты, более целомудренны в вопросах веры, к тому же цензура очень внимательно, ревностно относилась к каким-то частным мнениям и выхолащивала их из работ этих авторов. Так что «яростное вино блудодеяния» это не только те сексуальные революции, которые сотрясали западный мир, а теперь сотрясают Россию, но это и всевозможные богословские мудрствования. И цáрiе зéмстiи съ нéю любы́ дѣ́яша, и купцы́ зéмстiи от си́лы пи́щи ея́ (от великой роскоши ее) разбогатѣ́ша . Все эти «цари земные», которые брали взаймы у этого торгового Вавилона, и все «купцы земные» то есть какой-то международный экономический центр, этот падший Вавилон, все они в печали. Св. Андрей Кесарийский пишет: «Этот город вследствие избытка своего неправедного богатства, пребывая в роскоши, гордости и пренебрежении к излишнему, сам был причиной обогащения земных купцов». Неправедное богатство это, прежде всего, те средства, которые люди получают от ростовщичества. И слы́шахъ глáсъ и́нъ съ небесé, глагóлющь: изыди́те изъ нея́, лю́дiе Мои́, да не причаститéся (не соучаствовать) грѣхóмъ ея́ и от я́звъ ея́ да не вреди́теся, я́ко прилѣпи́шася (дошли) грѣси́ ея́ дáже до небесé, и помянý Бóгъ непрáвды ея́ . Призыв к выходу из Вавилона, это доминирующая тема всей 18 главы. «Выйди от нее», то есть от вавилонской блудницы. Сначала звучит призыв выйти из Вавилона, никак не отождествлять себя с этой лукавой системой вещей, отделиться от них, чтобы не получить вместе с ними воздаяние, чтобы не испить вместе с ними чашу гнева. И когда призыв к исходу прозвучал, говорится: Воздади́те éй, я́ко и тá воздадé вáмъ, и усугýбите éй сугýбо (вдвое) по дѣлóмъ ея́: чáшею, éюже черпá вáмъ [вино], черпли́те éй сугýбо. Ели́ко прослáвися и разсвирѣ́пѣ (роскошествовала), толи́ко дади́те éй мýкъ и рыдáнiй: я́ко въ сéрдцы своéмъ глагóлетъ, я́ко сѣжý цари́цею, и вдовá нѣ́смь, и рыдáнiя не и́мамъ ви́дѣти . Св. Андрей Кесарийский так объясняет словосочетание «вдвое воздайте ей по делам ее»: «Это говорится или к неповинным, претерпевшим много зла от правителей того города, потому что они своим терпением скорбей служат причиной большего наказания своих мучителей». Этот призыв «воздайте» обращен к тем, которые много уже претерпели от этого всемирного Вавилона. Вавилонская блудница сидит и говорит: «я не вдова», то есть она как бы имитирует религиозность и говорит: «Я не вдова, у меня есть Небесный Жених». Но она вдова, потому что Бог «умер» в западном мире. Они, точнее, умерли для Бога. Если проанализировать западное богословие, то мы уйдем в мертвое богословие. Там понятие Бога изгоняется из жизни. Сначала они отказываются от веры в чудеса, потом они отказываются от исповедания нравственных начал в догматах. И все это кончается тем, что религиозность умирает. Сегó рáди (за то, то есть вот за эту самоуверенность) во еди́нъ дéнь прiи́дутъ я́звы (казни) éй, смéрть и плáчь и глáдъ, и огнéмъ сожженá бýдетъ, я́ко крѣ́покъ Госпóдь Бóгъ судя́й éй (судящий ее). Они уже чувствуют, что это к ним приближается, они опасаются ядерного терроризма. Вспомним опять пророка Исайю (см.: Ис. 50: 11). И далее мы читаем о том, как рыдают, видя гибель торгового центра, этого всемирного Вавилона, разные люди: И возрыдáютъ и восплáчутся ея́ цáрiе зéмстiи, любы́ дѣ́явшiи съ нéю и разсвирѣ́пѣвшiи (роскошествовавшие), егдá ýзрятъ ды́мъ запалéнiя (от пожара) ея́, издалéча стоя́ще за стрáхъ мýкъ ея́ (от страха мучений ее), глагóлюще: гóре, гóре, грáдъ вели́кiй Вавилóнъ, грáдъ крѣ́пкiй, я́ко во еди́нъ чáсъ прiи́де сýдъ твóй . В один час, пал, пал, все гибнет, все сокрушается, все уничтожается. Св. Андрей Кесарийский поясняет: «Мы думаем, что царями земными называются начальники». Начальники, то есть люди, которые начальники в своих странах, которые завязаны на торговых системах всемирного Вавилона. И купцы́ зéмстiи возрыдáютъ и восплáчутся о нéмъ, я́ко бремéнъ (товаров) и́хъ никтóже купýетъ ктомý , торговый центр не перепродает уже товаров, никто не покупает ничего: бремéнъ злáта и сребрá, и кáменiя драгáго и би́сера, и ви́сса и порфи́ры, и шéлка и червéни (торговый процесс остановился во всем мире), и вся́каго дрéва Ѳии́нна (благовонного), и вся́каго сосýда изъ кóсти слонóвыя, и вся́каго сосýда от дрéва честнáго, и мѣ́дяна и желѣ́зна и мрáморна, и кори́цы и ѳимiáма, и ми́ра и Ливáна, и винá и елéа, и семидáла и пшени́цы, и скотá и овéцъ, и кóней и колесни́цъ, и тѣлéсъ и дýшъ человѣ́ческихъ . Какая-то товарно-сырьевая биржа, всё перепокупают, всё перепродают, и вдруг все это рушится. Те люди, которые привыкли делать себе капитал на этих биржах, вдруг понимают, что они остались ни с чем. Все эти спекулянты, которые наживаются на эксплуатации людей, потерпят полное фиаско. Далее сказано, чем еще торгует этот Вавилон: «и коней и колесниц, и тел и душ человеческих». Оказывается, не только колесницы, машины, на которых перемещаются люди, станут товаром, но и тела человеческие, человеческие души. Андрей Кесарийский, живший в очень древние времена пишет об этих колесницах и конях: «Употребление коней, колесниц и тел тоже, говорит, излишне. Колесницы это всякого рода экипажи, потому что латинское слово redium означает повозку». Всякого рода экипажи. Андрей Кесарийский тоже, похоже, был в пророческом духе, он видел эти автомобили всякого рода и даже ссылается на латинское слово «redium», чтобы показать, что будет что-то такое неожиданное, то есть необычные какие-то колесницы. И продажа тел и душ человеческих. Сейчас существует международный банк человеческих органов. И овóщи похотéй (плодов, угодных для) души́ твоея́ отидóша (удалилось) от тебé, и вся́ тýчная и свѣ́тлая (блистательное) отидóша от тебé, и ктомý не и́маши обрѣсти́ и́хъ. Купцы́ си́ми обогáщшеся от нея́, издалéча стáнутъ за стрáхъ мучéнiя ея́, рыдáюще и плáчущеся, и глагóлюще: гóре, гóре, грáдъ вели́кiй, облечéнный ви́ссомъ и порфи́рою и червлени́цею, и позлащéный злáтомъ и кáменiемъ драги́мъ и би́серомъ я́ко во еди́нъ чáсъ поги́бе толи́ко богáтство. И вся́къ кóрмчiй, и вся́къ плáваяй въ кораблéхъ, и вся́къ ели́къ въ мóри дѣ́лаяй (на море торгующие), издалéча стáша . Видите, те, которые как вампиры обогащались за счет страданий других, будут сокрушены гневом Бога. Мы видим, что эта столица Вавилона находится на берегу моря, и все корабли становятся вдали, наблюдают, что там происходит. И вопiя́ху, ви́дяще ды́мъ раждежéнiя (от пожара) егó, глагóлюще: кíй (какой город) подóбенъ грáду вели́кому? А какой сейчас самый великий город? Нью-Йорк. Огромный город. Самый богатый город мира. Но это не значит, что всемирный Вавилон - обязательно Нью-Йорк. В свое время это был Рим, в свое время это был тот самый Вавилон, который так и назывался Вавилоном. Ниневия была всемирным Вавилоном, Едом был всемирным Вавилоном. Египет был всемирным Вавилоном. Если наши времена не последние, не дай Бог, чтобы Москва стала всемирным Вавилоном, это было бы очень печально. И положи́ша пéрсть (посыпали пеплом) на главáхъ свои́хъ, и возопи́ша плáчущеся и рыдáюще, глагóлюще: гóре, гóре, грáдъ вели́кiй, въ нéмже обогати́шася вси́ имýщiи корабли́ въ мóри, от чéсти (богатства) егó: я́ко еди́нѣмъ часóмъ запустѣ́ . «Опустел в один час». А далее говорятся радостные слова, это уже слова, обращенные к верующим людям: Весели́ся о сéмъ, небо, и святíи апóстоли и прорóцы, я́ко суди́ Бóгъ сýдъ вáшъ от негó (ибо совершил Бог суд ваш над ним; Откр. 18:20). То есть для верующих это будет духовное веселье. Духовное веселье это не злорадство. Это, прежде всего, радость за себя, что смог выжить в лукавые, тяжелые времена, но это и радость о том, что справедливость все-таки восторжествовала. Те люди, которые торговали телами, человеческими органами, человеческой непорочностью, целомудрием, которые всех обобрали, получат жестокое, но заслуженное наказание. То есть, это будет торжество справедливости Божьих судов, Божьих законов, Божьих уставов и постановлений. Пророки будут веселиться, потому что изреченное ими исполнилось, апостолы будут веселиться, потому что всё, что они изрекли над Вавилоном, исполнилось, и все увидят, как точно Откровение Библии, которое мы избрали для себя мерилом, относительно которого и оцениваем все происходящее на земле. В последних стихах этой главы (21‒23) указывается на внезапность кары Божией, которая постигнет этот город: И взя́тъ еди́нъ Ангелъ крѣ́покъ кáмень вели́къ я́ко жéрновъ и вéрже въ мóре, глагóля: тáко стремлéнiемъ ввéрженъ бýдетъ Вавилóнъ грáдъ вели́кiй, и не и́мать обрѣсти́ся ктомý . Гибель его произойдет так же быстро, как жернов погружается в море, и гибель эта будет столь поразительна, что от города не останется ни малейших следов, на что образно указывается в словах: и глáсъ гудéцъ и мусикíй, и пискáтелей и трýбъ не и́мать слы́шатися ктомý въ тебѣ́: и вся́къ хитрéцъ вся́кiя хи́трости не обря́щется ктомý (и голоса играющих на гуслях и поющих и играющих на свирелях и трубящих трубами уже не слышно будет) въ тебѣ́, и шýмъ жéрновный не бýдетъ слы́шанъ въ тебѣ́, и свѣ́тъ свѣти́лника не и́мать свѣти́ти въ тебѣ́ ктомý, и глáсъ женихá и невѣ́сты не и́мать слы́шанъ бы́ти въ тебѣ́ ктомý . Самые страшные слова «голоса жениха и невесты не будет уже слышно в тебе», то есть диалога Церкви со своим Женихом Христом уже не будет слышно во всемирном Вавилоне. Общество станет абсолютно безблагодатным. Храмы будут, но в них не будет никакой благодати. Священники будут служить, но голоса Невесты и Жениха уже никто не услышит. Это будут мертвые церкви, мертвые религиозные системы, это будет умерший для Бога мир. Это самое страшное когда не будет слышно голоса Жениха и Невесты. А то, что все их трубы, музыкальные программы перестанут играть, звучать так слава Богу, что весь этот цирк закончится!.. Они хотят, чтобы святая Россия превратилась в некое Лимпопо, в банановую республику. Тут будут ходить люди совершенно деградировавшие, по западному образцу. Тут будет звучать музыка, заглушающая совесть, она окончательно заглушит остатки морали в душах людей. И у нас будет страшный мир, если Россия пойдет по такому пути. Но Россия должна восстать. Россия будет маленькая, как святые Отцы предсказывали, но она будет духовно богатая. Духовно богатая. То есть материально мы с вами вряд ли поднимемся, но вот духовное богатство будет. Когда последний великий свет воссияет, он воссияет и благодаря России. Каждый православный народ сыграет свою роль. Просто Россия должна сыграть свою роль в этом регионе, евразийском, и мы должны, каждый, начиная с себя, выполнить ту миссию, которую Господь нам поручает, без всякой гордости национальной и национального превозношения. Яко (ибо) купцы́ твои́ бѣ́ша вельмóжи зéмстiи . Это было написано в I веке. Купцы были в Риме самые презренные люди. «Вельможи земли», владыки земли были императоры, аристократы. Когда купцы стали властелинами земли? Ну, скажем так, в западном мире: конец XVII - начало XVIII века, а в России, значит, где-то конец XVIII - начало XIX века. А здесь это предсказано Иоанном Богословом: торгаши, купцы станут вельможами земли, возникнет новая аристократия, новое экономическое дворянство. Дворяне не по по происхождению, а дворяне по кошельку; у кого больше денег, тот и более знатный, более благородный, а как он эти деньги заработал уже никого не волнует. Яко волхвовáнiи твои́ми прельщéни бы́ша вси́ язы́цы. То есть оккультизмом. Это будет религия, грядущая религия антихриста. Антихрист будет оккультный мессия. Поэтому старайтесь не участвовать ни в каких оккультных движениях, дистанцируйтесь от них решительно, выступайте против оккультизма, потому что оккультизм это религия последних времен, бесовская религия. В последнем, 24-м стихе указывается еще, как на причину гибели Вавилона, то, что въ нéмъ крóвь прорóческа и святы́хъ обрѣ́теся (найдена) и всѣ́хъ избiéнныхъ (убитых) на земли́ . Вавилон будет нести персональную ответственность за убийство святых, пророков проповедников, апостолов Христа, апостолов последних времен, и всех народов. Вот, «всех убитых на земле» во всех тех войнах, которые будет вести всемирный Вавилон не только против святых и пророков, но и против всех народов. Ради своих экономических интересов, нефтяных интересов, они будут нападать, они уже нападают на целые страны. И они будут уничтожать множество людей. Почему их убьют? Потому что эти люди, живя в Вавилоне, духовно выйдут из него. «Выйти из Вавилона» не значит уехать из Нью-Йорка, «выйти из Вавилона» это не уехать из Москвы. Выйти из Вавилона это значит, живя в миру, быть совершенно чуждым греховному миру. Находясь среди волков, оставаться овцою Христа, как Господь говорил: Я посылаю вас, как овец среди волков (Мф. 10: 16). Выход из Вавилона это единственная благоприятная альтернатива в деле нашего спасения. И другого выхода у нас нет. То есть, мы должны дистанцироваться от культуры всемирного Вавилона их музыки, их литературы, поэзии, прозы, от их научных гипотез, от религии Вавилона, от этой оккультной религии, от всего этого мы должны дистанцироваться. Мы должны стараться наших детей отгородить от тлетворного влияния Вавилона. И чтобы этого достичь, нам надо опираться на народ Божий. Пожилые люди хранители веры. Молодые просто как мухи слетаются на всякие ереси, это совершенно очевидно. Люди пожилого поколения теперь хранители веры в России. Надо прямо сказать, что мы не сберегли веру в той чистоте, в которой бы нам хотелось. Это предсказывал Игнатий Брянчанинов, он говорил, что в последние времена духовничества практически не будет. «Спасайтесь по книгам», то есть читайте книги святых отцов и по ним спасайтесь. Вы несете знание веры как священную хоругвь. Ваша старость, ваши седины вот истинное украшение Церкви.

Мы, несомненно, увидим, что это трудная и шокирующая книга; но, в то же время, в высшей степени целесообразно изучать ее до тех пор, пока она не даст нам свое благословение и не раскроет своих богатств.

Это пророчество гибели Рима. Во всем Откровении Рим называется Вавилоном. В древности пророки представляли себе Вавилон воплощением власти, похоти, роскоши и греха; в представлении первых христиан-иудеев, Вавилон, казалось, возродился в похоти, роскоши и безнравственности Рима.

Падение Вавилона перед войсками персидского царя Кира было одним из самых потрясающих событий древней истории. Сами слова, которые употребляет автор Откровения, являются эхом слов, которыми древние пророки предсказывали падение Вавилона. «Пал, пал Вавилон, — говорил Исаия, — и все идолы богов его лежат на земле разбитые» (Ис. 21,9). «Внезапно пал Вавилон, — говорил Иеремия, — и разбился» (Иер. 51,8).

Здесь сказано, что Вавилон напоил все народы яростным вином блуда своего. В этой фразе слились воедино две ветхозаветные идеи. В Иер. 51,7 сказано о Вавилоне: «Вавилон был золотою чашею в руке Господа, опьянявшего всю землю; народы пили из нее вино и безумствовали». Идея сводится к тому, что Вавилон был разлагающей, развращающей силой, завлекшей все народы в какую-то безумную безнравственность. Подразумевается под этим картина блудницей, спаивающая мужчину, чтобы совратить его, чтобы он уже не мог противостоять ее уловкам. Таким же был Рим, подобный блестящей блуднице, совращающей весь мир. А вторая картина — чаши гнева Божия. Иов говорит о порочном человеке: «Пусть он сам пьет от гнева Вседержителя» (Иов. 21,20). Псалмопевец говорит о нечестивцах, которые должны пить из чаши, полной смешения, что в руке у Господа (Пс. 74,9). Пророк Исаия говорит о Иерусалиме, который выпил из рук Господа чашу ярости Его (Ис. 51,17). Бог наставляет Иеремию взять из руки Его чашу с вином ярости Его и напоить из нее все народы (Иер. 25,15).

Можно перефразировать это и сказать, что Вавилон напоил народы вином, которое совращает людей к блудодеянию и влечет за собой гнев Божий.

А за всем этим стоит извечная истина, что народ или человек, которые оказывают дурное влияние, не избегут карающего гнева Божия.

ГИБЕЛЬ ЧЕЛОВЕКА, ОТРЕКШЕГОСЯ ОТ СВОЕГО ГОСПОДА

Уже предупреждены все о силе зверя и о начертаниях и знаках, которые зверь стремится поставить на людях (гл. 13). А теперь предупреждение тем, кто в эпоху испытаний изменит и собьется с пути истинного.

Замечательно, что это самое неистовое предупреждение из всех. Страшнее всех смертей и осуждений, говорит Откровение, смерть и осуждение за отступничество. Дело в том, что в тот момент Церковь боролась за самое свое существование. Чтобы Церковь могла пребывать, каждый христианин должен был быть готов встретить любые страдания и испытания, темницу и смерть. Если уступит каждый христианин, Церковь погибнет. И нынче каждый христианин все еще очень важен, но нынче он не всегда должен быть готовым умереть за нее, но он должен агитировать за нее своей хорошей жизнью.

Осуждение и гибель отступников представляется в самых ужасных картинах, какие только могли себе когда-либо представить люди на этой земле — в картинах гибели Содома и Гоморры. «Вот дым поднимается с земли, как дым из печи» (Быт. 19,28). Иоанн вторит словам пророка Исаии, описывающего день мщения Господа: «И превратятся реки его [Едома] в смолу, и прах его в серу, и будет земля его горящею смолою. Не будет гаснуть ни днем, ни ночью; вечно будет восходить дым ее; будет от рода в род оставаться опустелою; во веки веков никто не пройдет по ней» (Ис. 34,8-10).

ВЕРНЫЙ ОСТАТОК

После жутких пророчеств грядущих ужасов и страшных предупреждений неверным, идет милосердное обетование.

Блаженны мертвые, умирающие в Господе. Идея смерти в Господе встречается в Новом Завете не один раз. Так, Павел говорит о мертвых во Христе (1 Фес. 4,16) и умерших во Христе (1 Кор. 15,18). Значение этих фраз таково: те, кто обрел свою смерть, тем не менее пребывают в единении со Христом. Все стремились разъединить человека с Христом, но величайшее ожидает тех, кто обрел свой конец, будучи нераздельным с возлюбленным своим Господом.

Им обещан покой. Они отдохнут от своих трудов. Покой слаще всего именно после напряженного труда.

Дела их идут вслед за ними. На первый взгляд может показаться, что Откровение проповедует спасение через дела.

Но надо подходить осторожно к тому, что Иоанн понимает под делами. Он говорит о делах ефесян — труд и терпение (2,2); о делах фиатирян — любовь, служение, вера, терпение (2,19). Под делами он имеет в виду характер. Он, в действительности, говорит: «Когда вы покидаете эту землю, вы можете зять с собой лишь себя. Если вы, придя к концу, все еще одно с Христом, вы возьмете с собой характер, проверенный и испытанный, подобный золоту; характер, в котором отражается Сам Христос; и, если вы возьмете с собой в потусторонний мир такой характер — вы блаженны».

ЖАТВА ПРАВОСУДИЯ

Глава заканчивается видением суда, нарисованном в хорошо знакомым иудеям картинах.

Видение начинается с картины победоносной фигуры подобного Сыну Человеческому, которая восходит в Дан. 7,13.14: «Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему».

Суд описан в символах жатвы. Когда пророк Иоиль хочет сказать, что суд близок, он говорит: «Пустите в дело серпы, ибо жатва созрела» (Иоил. 3,13). «Когда же созреет плод, — говорит Иисус, — немедленно посылает серп, потому что настала жатва» (Мар. 4,29); и в притче о пшенице и плевелах Иисус прибегает к картине жатвы, говоря о суде (Мат. 13,24-30.37-43).

В видении Иоанна суд представлен как сбор урожая винограда и точило — устройство для давления винограда, которое состоит из двух корыт, соединенных друг с другом лотком для стока. Корыта делаются из большого куска камня, или из обожженного кирпича. Виноград закладывали в корыто, которое находится несколько выше, и давили ногами, а сок стекал по лотку в нижнее корыто. В Ветхом Завете суд Божий часто сравнивается с давлением винограда. «Всех сильных моих Господь низложил среди меня… как в точиле истоптал Господь деву, дочь Иуды» (Плач. 1,15). «Я топтал точило один, и из народов никого не было со Мною; и Я топтал их во гневе Моем и попирал их в ярости Моей; кровь их брызгала на ризы Мои» (Ис. 63,3).

Таким образом, здесь суд обрисован в двух хорошо знакомых картинах урожая и точила. И к этому добавлена еще одна знакомая картина. Давление винограда будет происходить за пределами города, то есть Иерусалима. И в Ветхом Завете и в написанных между двумя Заветами книгах проходит мысль, что язычники будут приведены к Иерусалиму и там будет произведен над ними суд. У пророка Иоиля есть такая картина: все народы будут собраны в долину Иосафата и там Бог произведет над ними суд (Иоил. 3,2.12). У пророка Захарии тоже есть картина последнего приступа язычников на Иерусалиме, где будет произведен последний суд (Зах. 14,1-4).

В этом отрывке есть два трудных места. Во-первых, жатву совершает и некто, подобный Сыну Человеческому, и один ангел. В подобном Сыну Человеческому мы можем видеть Воскресшего и Победоносного Господа, собирающего Своих людей, а ангел с острым серпом собирает жатву среди тех, кто будет осужден.

Далее, говорится, что кровь поднялась до узд конских и растеклась на тысячу шестьсот стадий. Этому еще никто не нашел сколько-нибудь удовлетворительного объяснения. Наиболее удовлетворительным является объяснение, что тысяча шестьсот стадий почти соответствуют протяженности Палестины с севера на юг, а это значит, что прилив суда перехлестнет через край и распространится на всю землю. В таком случае это будет символизировать полноту суда.

Первоисточником образа вавилонской блудницы является Откровение Иоанна Богослова, глава 17 (вторая половина I века). Явившийся Иоанну Богослову ангел предлагает ему увидеть (Откр. ). Ангел ведёт его в пустыню, где он:

«суд над великою блудницею, сидящею на водах многих; с нею блудодействовали цари земные, и вином её блудодеяния упивались живущие на земле»

В указанном отрывке жена на звере называется «Вавилон великий, мать блудницам и мерзостям земным » (др.-греч. Βαβυλὼν ἡ μεγάλη, ἡ μήτηρ τῶν πορνῶν καὶ τῶν βδελυγμάτων τῆς γῆς ), а ниже и просто «блудница» (ἡ πόρνη), от чего и произошло её прозвание «Вавилонская блудница » (хотя дословно такого словосочетания в тексте Апокалипсиса нет). В последующем рассказе ангел поясняет символическое значение этого образа:

В 18-й главе Апокалипсиса Иоанн Богослов описывает падение блудницы: «пал, пал Вавилон великий» (Откр. ). В качестве кары, постигшей Вавилонскую блудницу, называется огонь (Откр. ).

В этом рассказе Иоанна образ блудницы полностью олицетворён в Вавилоне (по-гречески город - πόλις - женского рода), а порой встречаются следующие фразы: (Откр. )

«…видя дым от пожара её, возопили, говоря: какой город подобен городу великому!»

В качестве исторического прообраза блудницы из видения Иоанна, по мнению исследователей, могут выступать:

Каждая вавилонянка должна однажды в жизни садиться в святилище Афродиты (Милитты) и отдаваться за деньги чужестранцу… В священном участке Афродиты сидит множество женщин с повязками из верёвочных жгутов на головах. Сидящая здесь женщина не может возвратиться домой, пока какой-нибудь чужестранец не бросит ей в подол деньги и не соединится с ней за пределами священного участка… После соития, исполнив священный долг богине, она уходит домой и затем уже ни за какие деньги не овладеешь ей вторично.

Откровение Иоанна Богослова рисует события от Первого до Второго пришествия Христа . Судьбы человечества и Церкви изображены в Откровении с помощью метафор , сложных для понимания и допускающих разнообразные толкования. Из всех образов Откровения жена блудница - один из самых загадочных . Образ не связан с какой-либо конкретной женщиной - блудница воспринимается как символ страны, города, народа, отвратившегося от Бога .

С образом блудницы у богословов связываются различные города и империи. Наиболее распространённым толкованием является соответствие образа блудницы Риму или Римской империи (как считал Б. Бауэр ; этой же точки зрения придерживались советские историки религии Я. Ленцман , И. Крывелев , И. Свенцицкая ). Также существует мнение, что этим городом является Иерусалим или Москва (у старообрядцев).

Вавилонская блудница едет верхом на семиглавом звере (гравюра Альбрехта Дюрера)

Впервые образ блудницы появляется в Книге пророка Исаии , где, осуждая пороки Иерусалима , пророк восклицает:

различные семена слова от осквернивших святость таинств и от всеявших учения нечестия на растление душ

Поскольку время написания Апокалипсиса совпадает со временем разрушения Иерусалима и Иерусалимского храма , имевших большое значение для раннего христианства, это позволяет предположить, что в данном сочинении отражены современные автору события . Первым исследователем, выдвинувшим такую гипотезу, стал Фермен Абози . Он увидел в семи горах, упоминаемых в Откр. , семь холмов на которых стоит Иерусалим , а падение Вавилона счёл описанием разрушения Иерусалима римским императором Титом в 70 году . Аналогичные выводы были сделаны французским богословом Жаном Гардуэном . Профессор Александр Колесников отмечает, что Отцы Церкви понимают под Вавилоном Иерусалим, который, согласно предсказаниям, станет столицей Антихриста. Подтверждение этой версии Колесников видит также в том, что пришедшее на смену старому миру Царство славы Божией автор Откровения называет «Иерусалимом новым», тем самым противопоставляя его «Иерусалиму земному» .

Но намного более распространённым является другое мнение. Комментируя книгу Откровения, христианские богословы обычно считают, что вавилонская блудница представляет собой «» . Это мнение основано на словах Иоанна Богослова : (Откр. ).

город антихристианскаго царства, который может быть назван Вавилоном или Римом по сходству своей культуры и по своему боговраждебному развращающему влиянию на другие народы «Жена же, которую ты видел, есть великий город, царствующий над земными царями»

Мнения о том, что блудница представляет собой Рим или Римскую империю, придерживались:

Подробное обоснование соответствия образа блудницы древнему Риму содержится в комментарии Уильяма Баркли к Новому Завету. Он пишет, что тайна, написанная на её челе (Откр. ), заключается в том, что «» . В его толковании семь голов зверя понимаются как семь холмов, на которых стоит Рим или как семь его императоров (от Августа до Домициана , исключая недолго правивших Гальбу , Отона и Вителлия) .

Вавилон значит Рим; что неведомо постороннему, то хорошо знает христианский читатель. Всё, что сказано о Вавилоне, в действительности относится к Риму

Ирина Свенцицкая отмечает, что Откровение было написано после первого гонения на христиан, инициированного Нероном и подавления Иудейского восстания , и в образе блудницы представлен Рим, вызывавший в то время особую ненависть .

Оригинальная трактовка города, из которого происходит блудница, содержится у Иоанна Кронштадтского : «» . Его последователи в качестве аргументов указывают на то, что Лондон - родина масонства , источник революций и столица мировой империи . Православный писатель и конспиролог Сергей Нилус имел схожие воззрения и настаивал, что Вавилонская блудница - это масонство без конкретной географической привязки.

В наши исторические времена к такому типу скорее подходит Лондон , который претендует на всемирное господство, и купцы его, вельможи земли, мечтают управлять миром

Известный толкователь Откровения архиепископ Андрей Кесарийский (VI-VII века) особо отмечает, что хотя некоторые видят в блуднице именно город Рим «». Семь царств, которые претендовали на мировое господство, по мнению Андрея: Ассирийское, Мидийское, Вавилонское, Персидское, Македонское и Римское (республика и империя) . Однако он считает, что блудница:

как расположенный на семи холмах; семью же главами носящего её зверя считали семь нечестивейших из всех царей, которые от Домициана до Диоклетиана преследовали Церковь вообще земное царство, как бы в одном теле представляемое, или же город, имеющий царствовать даже до пришествия антихриста

При этом он особо подчёркивает, что то, что блудница есть образ города, сказал Иоанну ангел и поэтому «подробное о сём исследование совершенно излишне », однако в период Реформации появились протестантские толкования образа блудницы как падшей Римско-католической церкви .

Более поздние богословы, жившие в Византийской империи или уже в Новое время , не акцентируют в своих трудах связь блудницы и какого-либо конкретного города:

Очень многие богословы считали, а иные и доселе считают предвестником пришествия антихриста либо полное разрушение и уничтожение Римской империи, либо сильный упадок ея. Но история учения об антихристе показывает, что, чем дальше шло время, тем более терял значение этот взгляд; потому что Римская империя давно распалась, совершенно уничтожена и теперь не существует даже по имени, а между тем антихрист не явился

Современный богослов, епископ Александр (Милеант) , считает, что Иоанн, описывая роскошь блудницы, говорит о Риме, то же касается и связанных с блудницей символов (семь голов зверя, десять его рогов). Однако, по его мнению, «» . Епископ считает, что вся полнота символики 17-й главы книги Откровения, рассказывающей о блуднице и её падении, станет очевидна только после пришествия Антихриста .

многие черты апокалипсического Вавилона не применимы к древнему Риму и, очевидно, относятся к столице антихриста

Богословы отмечают взаимную связь блудницы и зверя, их общую деятельность и проявления . Поэтому богатство и красота блудницы не вечные - с одного дня в другой, с одного часа в другой, она будет брошена в бедность, наготу и одиночество, подобно зверю, который (Откр. ). При этом десять рогов зверя (иногда понимаются как десять царей подчинённых Вавилону царств ) по воле Бога ополчатся на блудницу, «разорят её, и обнажат, и плоть её съедят, и сожгут её в огне» (Откр. ). Баркли отмечает, что в этом проявляется саморазрушительная природа зла .

«пойдёт в погибель; и удивятся те из живущих на земле, имена которых не вписаны в книгу жизни… видя, что зверь был, и нет его»

По мнению Колесникова, жена-блудница символизирует царство Антихриста, её изображение в Откровении он объясняет следующим образом: «зверь багряный» представляет сатану; «воды многие» - подчинённые народы и племена; «порфира» - царскую власть; «багряница» - кровопролитие; «золотая чаша» - ложные учения, насаждаемые царством антихриста .

После суда над блудницей наступит ликование, о котором пишет Иоанн: (Откр. ). Суд над блудницей, по мнению богословов, будет являться предвозвещением конца света и наступления Божьего суда .

«После сего я услышал на небе громкий голос…: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! …Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки её»

Более поздние ветви христианства и основанные на христианстве новые религиозные движения стали рассматривать вавилонскую блудницу как образ отпавшей от веры Церкви. В различное время вавилонской блудницей называли Католическую, Православную или Протестантские церкви.

протестанты - не что иное, как „Вавилонская блудница“, которую Господь осудил устами Иоанна Богослова

После церковного раскола русские старообрядцы начали искать в современных им событиях признаки конца света. Образ Вавилонской блудницы стал у них ассоциироваться с Москвой (как построенной на семи холмах), патриархом Никоном и Русской церковью