Что происходит во время крещения: последовательность таинства. Памятка приходящему ко крещению

Таинство крещения – один из величайших праздников в жизни каждого ребенка. Православные родители к нему готовятся заблаговременно: выбирают дату, крестных отца и мать, покупают специальный наряд и крестик малышу. Что нужно знать родителям, желающим покрестить ребенка?

Православная Церковь разрешает крестить ребенка в любое время – в пост и в праздник, в среду и в пятницу, в любой из семи дней недели. Не играет роли и время года, хотя некоторые родители предпочитают не крестить ребенка осенью и зимой. Объясняется это тем, что в церкви холодно, а ребенка окунают в холодную воду. Но на самом деле во многих храмах сейчас есть свое отопление или зал для проведения обрядов отапливается непосредственно перед прибытием ребенка, его родителей и гостей таинства. Да и воду священник чаще всего использует подогретую, потому объективных причин откладывать обряд на теплый сезон нет.

Согласно традициям, на Руси ребенка крестили на сороковой день после рождения. Объяснение этому есть вполне житейское. Все мы знаем, что после родов в течение некоторого периода времени в организме женщины происходят закономерные физиологические процессы. Он очищается, а как вы знаете, на время менструации на женщину накладываются определенные ограничения. Потому крещение откладывали на после, чтобы мать ребенка также могла поучаствовать в обряде.

Сейчас или позже: когда лучше крестить ребенка?

Не секрет, что сейчас в мире развелось огромное число разных религий. Некоторые родители намеренно не крестят ребенка в детском возрасте, чтобы «не делать за него важный выбор». Аргументируется это тем, что только в зрелом возрасте человек может осознанно принять веру. Так пусть сегодняшний ребенок это сделает тогда, когда будет к этому готов.

Но откладывая таинство на потом, вы лишаете дитя серьезной защиты. Ведь во время крещения ребенок приобретает своего ангела-хранителя. За крещеных детей может молиться церковь, а это, как вы знаете, большое благо. Именно поэтому перед воцерковленными родителями никогда не стоит вопрос, когда лучше крестить ребенка? Ответ очевиден – как можно раньше.

А когда лучше крестить ребенка с точки зрения детской психологии? Эскулапы говорят, что это возраст до 6-7 месяцев малыша. Позже у ребенка могут возникнуть страхи перед чужими людьми. Что совершенно лишнее во время обряда, ведь крестным родителям и священнику нужно будет брать вашего ребенка на руки.

Можно ли матери присутствовать при крещении ребенка?

Этот вопрос является одним из самых задаваемых настоятелям церкви в период подготовки к таинству крещения. И это понятно, какой матери не хочется присутствовать во время обряда, имеющего огромную роль в жизни ее ребенка? С точки зрения православия мать малыша может участвовать в обряде, при условии, что священник заблаговременно прочтет над ней молитвы сорокового дня или молитвы матери.

Почему же тогда не всем матерям священники разрешают присутствовать на крестинах? Дело все в том, что одни священники читают необходимые молитвы перед таинством и таким образом допускают мать к обряду, другие же – в самом конце, и тогда матери нельзя находиться в церкви до этого момента. И первое, и второе разрешено церковью. Когда будут зачитаны молитвы в каждом конкретном случае, решает священник, но уточнить этот момент можно на подготовительном этапе таинства.

Возможен ли отказ в крещении малыша?

Если оба родителя крещенные и у малыша есть хотя бы один восприемник (то есть крестный родитель) причин для отказа нет. Но, в то же время, вы должны понимать, что крещение ребенка – это особое таинство, а не модная процедура. И к нему должна быть особая подготовка.

Так, если родители ребенка в течение года до даты крестин не посещали храм, не исповедовались и не причащались, им нужно будет это сделать. Дополнительно священник может пригласить для беседы будущих крестных родителей. Им будет рассказано о роли крестных в жизни малыша, какие у них появятся обязательства перед ребенком, крестными родителями которого они в скором будущем станут.

В общем, если вы хотите, чтобы таинство крещения вашего ребенка прошло хорошо, оговорите заблаговременно все эти моменты со священником. И тогда обряд пройдет «без сучка и задоринки» точно в срок.

Что нужно приготовить для обряда?

К таинству крещения, как и к любому другому обряду церкви, нужна специальная подготовка. Об этом мы уже говорили выше. А что нужно сделать, кроме того, как выполнить все просьбы и пожелания священника или настоятеля церкви?

Приготовьте крестильный наряд ребенку. Это может быть белая крестильная рубашечка, наряд на вкус родителей или специальная крыжма. Все это должно быть белого цвета, поскольку именно этот цвет является цветом чистоты души. Кружева, вышивка, аппликации и прочие украшательства на крестильном наряде быть вовсе не обязаны, как считают многие. Это всего лишь дело вкуса конкретных родителей. Что нужно делать с крестильным нарядом после таинства? Его принято хранить и отдать выросшему ребенку перед его свадьбой.

Возьмите большое полотенце и толстые свечи по количеству присутствующих на обряде. Они нужны будут во время прохождения таинства.

Крестики для родителей и крестных, крестик для малыша. Все участвующие в обряде должны иметь нательные крестики, если их у вас нет, вам в церкви могут предложить их приобрести. И конечно, крестик необходимо приберечь для ребенка. Перед таинством крещения священник его освятит, это много времени не займет.

Из какого материала должен быть сделан крестик для ребенка? На ваше усмотрение! Это может быть самый простой крестик из металла, из серебра или золота, как вы пожелаете. Главное, чтобы это был православный крестик, все остальное несущественно.

Крестные родители: Как их выбрать?

Выбор крестных родителей для ребенка – очень важный шаг, немудрено, что некоторые родители обдумывают кандидатуры крестных еще во время беременности женщины. Каковы же требования к восприемникам ребенка с точки зрения православия?

Крестными могут быть только верующие люди, крещенные в православной церкви. На момент таинства у них не должно быть нераскаянных грехов, потому до даты крестин священники приглашают на беседу будущих крестных, просят их исповедоваться.

Идеально, если восприемниками ребенка станут близкие для семьи малыша люди. Ведь им предстоит активно участвовать в жизни ребенка, оказывать на него положительное влияние, воспитывать духовные качества, учить жить по Законам божьим.

Как правильно подготовиться к крещению ребенка? Обряд крещения новорожденного ребенка окутан огромным количеством народных примет, традиций и правил. О самых популярных из них и поговорим: на что нужно обращать внимание в день крещения, а какие народные приметы — не более чем предрассудок? В этой статье мы рассмотрим 30 наиболее популярных правил и примет, которые, возможно помогут родителям определиться с тем, как, когда и зачем крестить малыша.

Крещение детей. Правила, приметы и традиции, связанные с таинством крещения:

  1. Хорошим знаком считается, если ребенок стал меньше плакать после обряда крещения, не такой капризный, стал лучше спать. Также считается, что после крещения у ребенка крепнет здоровье. Не зря советуют не откладывать обряд крещения, если малыш родился слабеньким, недоношенным — в этом случае таинство могут проводить даже в стенах роддома или дома.
  2. Крестный отец должен подарить ребенку крестик, а крестная мать — купить одежду для крещения.
  3. Нельзя вытирать воду с лица малыша после купания — святая вода должна высохнуть на лице сама.
  4. После обряда крещения одежду, в которой был малыш, нельзя стирать. Нужно, чтобы на ней высохла святая вода, а затем оставить и оберегать как талисман на протяжении всей жизни ребенка. Считается, если малыш заболел, его нужно протереть крестильным одеянием — и это поможет ему вылечиться. Также нельзя использовать эту одежду повторно на другом обряде крещения.
  5. Крестильная одежда должна быть исключительно светлого цвета. Как правило, белого. Также допускаются незначительные рисунки, надписи, вышивки на крестильной одежде.
  6. Если ребенок не плачет во время обряда — это очень хорошая примета. Еще лучше, если малыш уснул во время таинства.
  7. Считается, что у ребенка будет счастливая жизнь, если перед крестинами вы услышите церковные колокола.
  8. Нельзя покупать крестик из золота — это металл считается нечистым, грешным. Крестик должен быть серебряным или просто металлическим.
  9. Жизнь ребенка сложится счастливо, если сразу после обряда крещения в храме пройдет венчание.
  10. Плохая примета — переносить на другую дату ранее запланированный обряд крещения ребенка.
  11. Некрещеного младенца нельзя заносить в чужой дом. Ходить в гости с малышом можно только после таинства.
  12. Женщина должна первой крестить мальчика, а муж — девочку. Иначе считается, что крестник заберет у них счастливую семейную жизнь.
  13. Неверующие люди не могут быть крестными, психически больные люди, а также наркоманы и алкоголики.
  14. Дети не могут стать крестными родителями. Девочке должно быть не менее 13 лет, а парню — не менее 15.
  15. Нельзя, чтобы в одной воде (купели) крестили несколько малышей. Это плохая примета.
  16. Плохая примета, если во время обряда священник забывает или путает слова, у него падают из рук предметы.
  17. Между крестной матерью и отцом не должно быть любовной связи — это грех. Также желательно, чтобы они были кровными родственниками.
  18. Беременной женщине нельзя крестить ребенка — иначе часто болеть будет и крестник, и ее собственный малыш.
  19. На крестины ребенку в церкви заказывается или покупается мерная икона. Мерной она называется потому, что соответствует в сантиметрах росту ребенка при рождении. Это должна быть личная икона малыша, молиться перед ней может только ребенок. Считается, что мерная икона является сильным оберегом для ребенка, дает ему защиту.
  20. В церкви крестные не должны садиться — иначе ребенка ждет несчастная судьба.
  21. До крещения малыша не стоит никому показывать, даже родственникам. Считается, что у ребенка еще нет защиты, потому малыша могут сглазить.
  22. Примету, что нельзя отказываться, если вас просят стать крестными родителями, церковь разъясняет так: отказываться — это не грех, а вот окрестить ребенка и не принимать участие в его жизни, духовном развитии — большой грех. Поэтому лучше отказаться, если вы не уверены, что сможете добросовестно выполнять все обязанности крестного отца или матери.
  23. Ребенка нужно окрестить на восьмой или сороковой день жизни, тогда таинство даст малышу очень сильную защиту.
  24. В день крещения у ребенка появляется его ангел-хранитель, поэтому не стоит затягивать с обрядом и окрестить малыша быстрее.
  25. После крещения малыш получает свое второе (церковное) имя, которое нельзя никому озвучивать.
  26. Перед обрядом крещения (как родные, так и крестные) должны прочесть молитву.
  27. Женщину, которую сделала аборт, нельзя приглашать стать крестной матерью.
  28. При крещении у крестной матери должна быть покрыта голова, также нельзя крестить в брюках — это должна быть юбка или платье ниже колен.
  29. Обряд крещения — это таинство, поэтому в нем участвуют малыш и крестные родители, также может присутствовать родной отец. Желательно не приглашать на обряд других родственников и друзей. Они могут поздравить малыша уже на крестинах — это празднование в честь крещения.
  30. Крестить ребенка можно в любой день недели, а также на большие церковные праздники и пост. Однако в народе именно суббота считается наиболее удачным днем для таинства.

«…Аще кто не родится водою и Духом, не может внити в царствие Божие…» (Ин. 3,5).
«…Иже веру имет и крестится, спасен будет: а иже не имет веры, осужден будет…» (Мк. 16, 16)

Церковные Таинства являются Божественным установлением, и совершает их Сам Господь. Таинством называется такое священное действие, в котором видимыми знаками и символами тайно (непостижимым образом) подается человеку благодать Святаго Духа, или спасительная сила Божия.

Само слово «таинство» указывает, что оно не подлежит исследованию разумом, а принимается верующим сердцем.

Дверью в Церковь Христову служит Таинство Крещения: только принявший Крещение человек может стать членом Церкви, и потому это Таинство называется еще «духовным рождением». Для некрещеного человека врата рая закрыты. Сам Господь Иисус Христос сказал Своим ученикам: «Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Божие. (Ин. 3.5) - И перед вознесением на небо благословил их, - Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа…» (Мф 28, 19).

Таинство Крещения состоит из освящения воды и елея, помазания освященным елеем и последующего, самого главного священнодействия, троекратного погружения крещаемого в воду со словами: «Крещается раб Божий (его имя) во имя Отца. Аминь. И Сына. Аминь. И Святаго Духа. Аминь». Вода издревле была символом очищения, а погружение в нее - символом покаяния. Освященный елей, которым во время Таинства помазуется сначала вода, а потом крещаемый, есть символ исцеления и здоровья, примирения и мира. Свечи изображают свет правой веры; кадило - благоухание Святого Духа. Белые одежды новокрещенного - освобожденную от власти греха и сатаны новую жизнь или душу христианина, которую он должен хранить незапятнанной; и, наконец, нательный крест – крестное последование Христу и знак веры в Его победу.

Требования к участникам Таинства Крещения младенцев

Младенцы не могут осознанно приступить к Таинству Крещения, поэтому крещение детей совершается по вере родителей и восприемников (крестных родителей), которые становятся полноправными участниками этого Таинства наряду с младенцами.

К Таинствам Церкви допускаются только крещеные люди православного вероисповедания не отпавшие от церковного общения. Отпадение от Церкви происходит не только вследствие совершения тяжких (смертных) грехов, но и в тех случаях, когда люди достаточно долго не приступали к Таинствам Святаго Причащения и Покаяния. Не Причащался – фактически не желал иметь части с Богом. «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (Ин. 6, 53-54). Поэтому прежде участия в Таинстве Крещения таким отпавшим от церковного общения людям надо воссоединиться с Церковью через покаяние. В Таинстве Исповеди человек получает прощение за содеянные грехи и воссоединяется со Святой Соборной и Апостольской Церковью. Здесь следует отметить, что Покаяние подразумевает не только перечисление содеянных грехов, но и твердое решение изменить свою жизнь. По гречески покаяние звучит как «метанойя», что буквально переводится как «перемена ума». Перемена ума - это осознание противности твоего нынешнего состояния и желание переродиться, желание измениться к лучшему, что исключает формальное отношение к этому Таинству.

Эти подготовительные требования относятся не только к родным родителям ребенка (в крайнем случае, к одному из них), но и к крестным родителям. Кроме того, приступающий к Таинствам Церкви, несомненно, должен знать основы Православного вероисповедания: во что он верит и на Кого уповает. Поэтому, как минимум, необходимо хорошо понимать толкование на Символ Веры и прочитать хотя бы одно Евангелие (например, от Марка).

Крещение младенцев без подготовки родителей допустимо только «страха ради смертного», т.е. в случае угрозы жизни ребенка (тяжелая болезнь, срочная сложная операция).

Если Вы живете полноценной церковной жизнью и приступали к Таинству Святого Причастия не позднее, чем год назад, то непосредственно перед крещением младенца исповедоваться и причащаться не обязательно.

Обряд, предшествующий крещению,- прочтение очистительной молитвы над матерями

В течение первых сорока дней после рождения ребенка матери «по обыкновенному закону естественного очищения», являющемуся для нее как бы печатью первородного проклятия женщине, воспрещается вход в храм. На сороковой день мать предстоит у входа в храм, держа на руках младенца, готовая принести его и свое материнство Богу. В своих молитвах Церковь объединяет два материнства: человеческое и материнство Пречистой Девы, родившей истинного Законоположника. Молитва наполняет человеческое материнство неповторимой радостью и полнотой Божественного Материнства Марии. Младенец, которого Она носила и с которым как Мать была полностью соединена, исполнил Ее благодатью. Теперь эта благодать наполняет Церковь, и ее получает каждая мать, приносящая свое дитя Богу.

Что происходит во время крещения?

Слово «крещение» означает «погружение». Главным действием крещения является троекратное погружение крещаемого в воду, что символизирует собой трехдневное пребывание Христа во гробе, после которого совершилось Воскресение.

Каждый крещаемый повторяет путь Христа. Подобно тому, как Христос умер на Кресте в жертву за наши грехи, в таинстве крещения мы умираем для греховной жизни и творения воли сатаны, чтобы затем воскреснуть для жизни с Богом. Все наше естество при этом обновляется до самых своих оснований. Нам оставляются все наши грехи, в которых мы искренне раскаялись.

Если крестится младенец, то у него должны быть крестные родители, в обязанности которых входит христианское воспитание своих крестников. За них они дадут строгий ответ на Суде Божием. Тот, кто согласился стать крестным, должен осознать, что он принимает на себя огромную ответственность за ребенка, и если будет нерадиво исполнять свои обязанности, то будет строго наказан.

Чтобы дать ребенку христианское воспитание, сами крестные должны жить христианской жизнью, молиться за своего крестника.

Крестные родители - восприемники

Обычай иметь восприемников при Крещении восходит к древнейшему Апостольскому Преданию. Греческое слово «анадехоменос» (восприемник) имеет также значение «поручитель за должника». Святой Иоанн Златоуст в одной из своих огласительных бесед так разъясняет роль восприемников: «Если хотите, обратим слово и к восприемникам вашим, чтобы могли увидеть и они, какого удостоятся вознаграждения, если проявят о вас великое усердие, и, напротив, какое им последует осуждение, если они впадут в беспечность. Подумай, возлюбленный, о тех, кто принял поручительство о деньгах, что они большей подвергаются опасности, чем должник, взявший деньги. Ибо если должник явится благоразумным, то поручителю облегчит бремя; если же станет неразумным, то ему большую опасность уготовит. Поэтому и некий мудрец наставляет, говоря: «Если поручишься, заботься, как обязанный заплатить» (Сир. 8, 16). Если же принявшие поручительство о деньгах считают себя ответственными, то насколько же больше те, кто причастен к духовному, те, кто приняли поручительство о добродетели, должны проявить великую заботу, убеждая, советуя, исправляя, проявляя отеческую любовь. И пусть они не думают, что происходящее не имеет для них значения, но пусть узнают точно, что и они станут соучастниками славы, если своими наставлениями приведут наставляемых к пути добродетели; а если впадут в праздность, будет им многое осуждение. Ибо потому существует обычай называть их отцами духовными, чтобы они узнавали через сами дела, какую любовь должны проявить в наставлении о духовном. И если похвально привести к рвению о добродетели тех, кто никак не является родственником, то насколько же более должны исполнить положенное в отношении того, кого мы принимаем как чадо духовное. Узнали теперь и вы, восприемники, что немалая вам угрожает опасность, если впадете в беспечность».

Родителям необходимо помнить, что к решению окрестить ребенка они должны приложить сознательное обещание Богу воспитывать его по правилам Православной Церкви. Но, кроме их обязательства, требуется и обязательство крестных родителей. Оно выражается в крещенском обете крестных за младенца перед Богом и Церковью: «отрицаюсь от сатаны, сочетаюсь Христу». Поэтому при крещении младенца особое внимание нужно обратить на крестных и на их веру.

Вообще, необходимым считается только один восприемник: мужчина для крещаемого лица мужского пола или женщина для лица женского пола. Но, по сложившейся традиции, бывает двое восприемников: мужчина и женщина.

При крещении младенцев восприемники держат на руках своих крестных детей на протяжении всего Таинства. Предпочтительно, чтобы мальчика держал крестный отец, а девочку крестная мать, но если это затруднительно, то можно держать по очереди. После троекратного погружения младенца в купель он передается на руки крестному или крестной (в зависимости от пола крещаемого). Именно потому, что после погружения в купель крестный (-ая) принимает младенца из рук священника, и пошло славянское название восприемник. Тем самым он на всю жизнь берет на себя обязанность воспитывать ребенка в православном духе и ответ за это воспитание будет давать на Страшном Суде. Крестные родители стараются научить крестников вере и благочестию, приобщают к Таинствам православной церкви и до конца своих дней молятся за них.

Часто люди несерьезно подходят к избранию крестных родителей для своего ребенка. Огромное большинство крестных не соответствуют минимальным требованиям Церкви: не знают ни одной молитвы, не читали Евангелие, не умеют правильно перекреститься, не носят креста. Такой восприемник станет для ребенка лишь формальным крестным, хотя Церковь возлагает на него большую ответственность за духовное воспитание новокрещаемого.

Совершенно недопустимо, чтобы крестными становились люди, отпавшие от Церкви вследствие совершения тяжких (смертных) грехов. (Наиболее «обычные» из них - это блуд (плотская близость мужчин и женщин без заключения законного брака), прелюбодеяние (измена мужу, жене), аборты (убийство собственных детей), ответственность за которые разделяет и мужчина. Также тяжким грехом является измена Господу Богу через обращение к другим религиям, сектам, духовным целителям, экстрасенсам, колдунам, предсказателям, астрологам и пр.) . Прежде участия в Таинствах Церкви таким людям надо воссоединиться с Церковью через покаяние в Таинстве Исповеди.

Это относится не только к крестным, но и к родителям. Для тех, кто не воцерковлен, исповедь обязательна!

Нужно понимать, что выбирать восприемников родители должны в зависимости от тех духовных качеств, которые захотят увидеть в будущем в своем ребенке. Поэтому просить стать крестными нужно именно тех людей, которые отвечают этим качествам. Родителям также нужно помнить и о том, что, предлагая другим людям быть крестными, они накладывают на них большую ответственность, касающуюся воспитания ребенка в православной вере.

Поэтому, прежде чем предложить кому-то стать крестными родителями своего ребенка, нужно определить для себя: сможет ли данный человек понести такую ответственность, не будет ли это лишним грехом, за который придется держать ответ на Страшном Суде.

При том, что восприемники отвечают перед Богом за воспитание своих крестников, родители несут всю полноту ответственности за духовное, душевное и телесное развитие своих детей, и крестные являются лишь помощниками в этом.

Впоследствии, по достижении ребенком сознательного возраста, восприемник должен объяснить ему основы Православной веры, водить его к Причастию и заботиться о его нравственном и духовном состоянии. Это еще раз показывает, что нужно выбирать крестных из людей крещеных и православно верующих, знакомых с содержанием Священного Писания, живущих церковной жизнью в ее Таинствах.

Желательно, чтобы за некоторое время до крещения ребенка крестные родители исповедовались и причастились.

Желательно, чтобы от участия в Таинстве Крещения в качестве восприемников были отстранены дети, так как они еще сами слишком мало знают и не могут быть истинными воспитателями своего крестника. Не допускаются к восприемничеству монахи и монахини, также и родители не могут быть восприемниками собственных детей.

В духовном родстве брак запрещен между восприемниками и воспринятыми в Таинстве Крещения, а также с родителями воспринятых. То есть крестный отец и крестная мать не могут вступать в брак ни с крестниками или крестницами, ни с их родными по крови отцами и матерями. Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же крещаемого) могут состоять в браке между собой.

Чин оглашения

Совершению крещения предшествует чин оглашения, во время которого священник читает запретительные молитвы, направленные против сатаны.

Иерей трижды дует крестообразно на крещаемого, произнося слова: «изгони из него (или из нее) всякого лукавого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в сердце его…». Они являются напоминанием того, что «создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2.7). Далее трижды благословляет и, возложив руку на главу крещаемого, читает молитву. Рука священнослужителя - рука Самого Господа Иисуса Христа, являющаяся жестом защиты и благословения, ибо в будущем этому человеку предстоит смертельная схватка с силами тьмы.

Три запрещения на нечистых духов

Церковь повествует нам о восстании против Бога в сотворенном Им духовном мире части ангелов, обуянных гордыней. И источник зла заключается не в их неведении и несовершенстве, а, напротив, в тех знаниях и совершенстве, которые привели их к искушению гордыней и отпадению. Сатана принадлежал к самым первым и лучшим созданиям Бога. Он был достаточно совершен, мудр и силен, чтобы знать Господа и не подчиниться Ему, восстать против Него, пожелать «свободы» от Него. Но поскольку такая «свобода» (т. е. произвол) невозможна в Царстве Божественной Гармонии, которое существует лишь при добровольном согласии с Волей Бога, сатана и ангелы его изгоняются Богом из этого Царства.

Вот почему при крещении прежде совершается запрещение «сатаны и всех аггелов его». Св. Кирилл Иерусалимский говорит в огласительном поучении: «Содержание сих запрещений следующее: первое - отревает и гонит диавола и всякое его действие страшными для него Божественными именами и таинствами, изгоняя диавола, повелевает и демонам его бежать от человека и не творить ему напастей. Подобным же образом и второе запрещение изгоняет демонов Божественным Именем. Третье запрещение есть вместе и молитва, возносимая Богу, умоляющая всесовершенно изгнать лукавого духа от создания Божия и утвердить его в вере».

Отречение от сатаны

Крещаемый (или крестные родители, если крестится младенец) отрекается от сатаны, т. е. отвергается от греховных привычек и образа жизни, отказывается от гордыни и самоутверждения, сознавая, что некрещеный человек всегда является пленником страстей, сатаны.

Исповедание верности Христу

Однако, сам человек никогда не сможет вести брани с диаволом без союзничества с Христом. Поэтому после объявления войны сатане в чине оглашения следует сочетание с Христом.

Ребенок становится членом Христова воинства. Его оружием будут пост, молитва, участие в церковных таинствах. Ему предстоит сражаться со своими греховными страстями - злом, кроющимся в сердце его.

Крещаемый исповедует веру, читает Символ веры. Если крестится младенец, то за него должен читать Символ Веры восприемник.

СИМВОЛ ВЕРЫ

1Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым.
2И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша.
3Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшаго с небес, и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочеловечшася.
4Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна.
5И воскресшаго в третий день по Писанием.
6И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца.
7И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца.
8И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном споклоняема и сславима, глаголавшаго пророки.
9Во едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь.
10Исповедую едино крещение во оставление грехов.
11Чаю воскресения мертвых,
12и жизни будущаго века. Аминь.

Символ веры содержит все основные христианские истины. В древности человек должен был изучить их прежде крещения. И теперь это необходимое условие при крещении. Если человек не согласен хотя бы в малости с Символом Веры, т.е. не имеет должной веры, то ему нельзя приступать к Таинству Крещения лично и даже крестить собственных детей. Чему он их научит? Ответственность за обучение истинам веры младенцев несут их восприемники и родители и, если они забывают об этом, то совершают тяжкий грех. Подробное толкование на Символ Веры можно найти в любой книге «Закон Божий».

Со времен апостольских христиане пользовались «символами веры» для того, чтобы напоминать самим себе основные истины христианской веры. В древней Церкви существовало несколько кратких символов веры. В IV веке, когда появились ложные учения о Боге Сыне и о Духе Святом, возникла необходимость прежние символы дополнить и уточнить. Таким образом возник ныне употребляемый Православной Церковью Символ веры. Он был составлен Отцами I и II Вселенских Соборов. I Вселенский Собор принял семь членов Символа веры, II - остальные пять. I Вселенский Собор состоялся в 325 г. по Р. X. в Никее для утверждения истинного учения о Сыне Божием против ложного учения Ария, что Сын Божий создан Богом Отцом. II Вселенский Собор - в Константинополе в 381 г. для утверждения истинного учения о Святом Духе против лжеучения Македония, отвергавшего Божественное достоинство Духа Святого. При изучении Символ разделяют на 12 членов. В первом говорится о Боге Отце, далее по седьмой включительно - о Боге Сыне, в восьмом - о Боге Духе Святом, в девятом - о Церкви, в десятом - о крещении, в одиннадцатом - о воскресении мертвых, в двенадцатом - о вечной жизни.

Таинство Крещения

Освящение воды

В начале самого Таинства Крещения священник совершает каждение вокруг купели и читает молитвы на освящение воды, затем благословляет воду, в которой крещаемому предстоит омыть свои грехи. Он трижды осеняет ее крестным знамением, дует на нее, произнося молитву: «Да сокрушатся под знамением образа Креста Твоего все супротивные силы».

Освящение воды для Крещения - одна из важнейших частей чинопоследования, имеющая глубочайшую связь с самим таинством.

В молитвах и действиях при совершении освящения воды для Крещения раскрываются все стороны таинства, показывается его связь с миром и материей, с жизнью во всех ее проявлениях. Вода является древнейшим религиозным символом. С христианской точки зрения представляются важными три основные стороны этой символики. Во-первых, вода - первичная космическая стихия. В начале творения «Дух Божий носился над водой» (Быт. 1, 2). Одновременно она является символом разрушения и смерти. Основа жизни, животворящая сила и, с другой стороны, основа смерти, разрушительная сила - таков двойственный образ воды в христианском богословии. И, наконец, вода - символ очищения, возрождения и обновления. Эта символика пронизывает все священное писание, входит в повествование о творении, грехопадении и спасении. Святой Иоанн Предтеча призывал народ к покаянию и очищению от грехов в водах Иордана, а Сам Господь Иисус Христос, приняв от него Крещение, освятил водную стихию.

Освящение елея

После освящения воды священник читает молитву на освящение елея (масла) и вода помазуется им. Затем священник совершает помазывание крещаемого елеем: лицо, грудь, руки и ноги. В древнем мире елей употреблялся, прежде всего, как лечебное средство. Елей, символизирующий исцеление, свет и радость, был знаком примирения Бога с человеком. Голубь, выпущенный Ноем из ковчега, вернувшись, принес ему масличную ветвь, «и Ной узнал, что вода сошла с земли» (Быт. 8, 11). Итак, в помазании елеем воды и тела крещаемого елей знаменует полноту жизни и радость примирения с Богом, так как «в Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 4-5).

Крещение обновляет и восстанавливает всего человека в его первозданной целостности, примиряет душу и тело. Елеем радования помазуются вода и тело человека для примирения с Богом и в Боге с миром.

Погружение в купель

Сразу после помазания наступает самый главный момент крещения - погружение в купель.

Священник трижды погружает крещаемого в воду со словами: Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца, аминь (первое погружение). И Сына, аминь (второе погружение). И Святаго Духа, аминь (третье погружение). Сразу после погружения на новокрещенного возлагается крест - знак принятия им крестной жертвы Господа Иисуса Христа, веры, что Христос истинно умер и истинно воскрес из мертвых, так что в Нем мы можем умереть для греха по отношению к нашей смертной жизни и стать причастниками - здесь и теперь - жизни вечной.

Облачение новокрещенного

Облачение в «ризу светлу» после Крещения знаменует, прежде всего, возвращение человека к целостности и невинности, которыми он обладал в раю, восстановление его истинной природы, искаженной грехом. Святой Амвросий, епископ Медиоланский, сравнивает эту одежду с блистающими ризами Христа, преобразившегося на горе Фавор. Преобразившийся Христос явил Себя ученикам не в обнаженном виде, но в одежде «белой, как свет», в нетварном сиянии Божественной славы. В таинстве Крещения человек вновь обретает свое изначальное одеяние славы, верующей душе явно и реально открывается основная истина христианства: приняв Крещение, «вы умерли, и жизнь ваша сокрыта со Христом в Боге. Когда же явится Христос, жизнь ваша, тогда и вы явитесь с Ним во славе» (Кол 3, 3-4). Совершается глубочайшая тайна: единение человеческого и Божественного в «обновленной жизни». Благодать, подаваемая человеку в Крещении, как и в остальных таинствах, - это плод жертвенной смерти Христа и Его Воскресения. Она сообщает человеку волю к спасению и силы, чтобы идти по жизни, неся свой крест. И потому Крещение может и должно определяться не образно, не символически, а по существу как смерть и воскресение.

В христианском понимании смерть - это, прежде всего, духовное явление. Можно быть мертвым, еще живя на земле, и быть непричастным смерти, лежа в могиле. Смерть - это отдаленность человека от жизни, то есть от Бога. Господь - единственный Податель жизни и Сама Жизнь. Смерть противоположна не бессмертию, а истинной Жизни, которая была «свет человеков» (Ин. 1,4).

Жизнь без Бога есть духовная смерть, которая превращает человеческую жизнь в одиночество и страдание, наполняет ее страхом и самообманом, обращает человека в рабство греху и злобе, пустоте.

Мы спасены не потому, что веруем в сверхъестественную власть и могущество Господа, так как не такой веры Он хочет от нас. Веровать во Христа означает не только признавать Его, не только получать от Него, но, прежде всего, трудиться во славу Его. Нельзя ожидать помощи от Него, не выполняя Его заповедей и, прежде всего, заповеди любви; нельзя называть Его Господом и преклоняться перед Ним, не исполняя волю Отца Его.

Погружение в воду означает то, что крещаемый умирает для жизни греховной и спогребается со Христом для того, чтобы жить с Ним и в Нем (Рим. 6, 3-11. Кол. 2, 12-13). Это самое главное в таинстве Крещения. Только по благодати Божией мы знаем, что «эта вода есть истинно для нас и гроб, и матерь...» (св. Григорий Нисский).

Таинство Миропомазания

После погружения в купель и облачения в белую одежду священник помазует новопросвещенного святым Миром: запечатлевает «печатью дара Духа Святаго».

Через миропомазание Святой Дух сходит на каждого из нас, исполняя нас силой Божией, как некогда в день пятидесятницы он сошел на учеников Христовых.

Святое миро - это особым образом приготовленное масло, которое раз в год освящается патриархом и затем рассылается по всем епархиям, где архиереи раздают его настоятелям.

Священник помазывает святым миром уже крещеного человека. Помазываются его лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги.

Святым Миром помазываются разные части тела, дабы через помазание освятить всего человека: и его тело, и его душу. Помазывается лоб для снятия позора, покрывшего его по преступлению Адама, и для освящения мыслей наших. Помазываются глаза, чтобы мы не шли ощупью впотьмах по пути порока, но чтобы шли по пути спасения под руководством благодатного света; уши - чтобы наше ухо сделалось чутким к слышанию слова Божия; уста - чтобы они стали способными к вещанию Божественной истины. Помазываются руки для освящения на труд благочестивый, на дела, угодные Богу; ноги - для хождения нашего по стопам заповедей Господних; и грудь - чтобы мы, облекшись благодатию Духа Святого, победили всякую вражескую силу и все могли совершать в укрепляющем нас Иисусе Христе (Флп. 4. 13). Одним словом, освящаются наши мысли, желания, наше сердце и все наше тело, чтобы сделать их способными для новой христианской жизни. Помазание Миром есть видимый знак, печать того, что новокрещенному даруется от Бога Дух Святый. С той минуты, как на нас положена эта священная печать, Дух Святый вступает в обручение, в тесную живую связь с нашей душой. С той же самой минуты мы становимся христианами.

Всякий раз священник повторяет слова: «Печать дара Духа Святаго», а восприемник по окончании помазания отвечает: «Аминь», что значит «Подлинно, истинно».

Миропомазание - новое самостоятельное таинство, хотя оно связано с Крещением и совершается, по правилам Православной Церкви, сразу же после троекратного погружения в купель.

Приобретая через Крещение нового сына, заботливая мать наша - Святая Церковь - без всякого отлагательства начинает прилагать к нему свое попечение. Как в телесной жизни для укрепления сил младенца нужен воздух и пища, так и для родившегося духовно через Крещение нужна особенная, духовная пища. Такую пищу преподает святая Церковь в таинстве Миропомазания, через которое происходит сошествие на нашу душу Святого Духа. Оно подобно сошествию Святого Духа в виде голубя, бывшее при Крещении Господа Иисуса Христа.

Чтение Священного писания и шествие вокруг купели

После Таинства Миропомазания бывает троекратное шествие вокруг купели.

Торжественное обхождение купели с пением «Елицы во Христа креститеся...» есть, прежде всего, выражение радости Церкви о рождении нового ее члена Духом Божиим. С другой стороны, так как круг есть знак вечности, то это шествие показывает, что новопросвещенный выражает желание вечно служить Богу, быть светильником, который ставят не под спудом, но на свечнике (Лк. 8, 16), да светит всем людям своими добрыми делами и просит у Господа сподобить его вечного блаженства. Непосредственно после шествия вокруг купели бывает чтение Апостола и Евангелия. Во время чтения крестные родители стоят с зажженными свечами.

Завершающие обряды Крещения

Завершающие обряды чинопоследования Крещения и Миропомазания - смывание святого Мира и пострижение волос - совершаются сразу же после чтения Евангелия.

Первый обряд - это смывание с тела новокрещенного святого Мира. Теперь могут быть устранены внешние, видимые знаки и символы, потому что отныне только внутреннее усвоение человеком дара благодати, веры и верности поддержит его и даст силу. Христианин должен нести печать дара Духа Святого в своем сердце.

Пострижение волос, которое совершается сразу после смывания с тела новокрещенного святого Мира, с древнейших времен было символом послушания и жертвы. Люди чувствовали в волосах сосредоточение силы и энергии. Этот обряд встречается и в чине посвящения в монашество, и в чине посвящении чтецов. В падшем мире путь к восстановлению Божественной красоты, затемненной, униженной, искаженной, начинается с жертвы Богу, т. е. с принесения Ему с радостью и благодарением того, что в этом мире стало символом красоты - волос. Особенно живо и умилительно раскрывается смысл этой жертвы при Крещении младенцев. Ребенок не может предложить Богу ничего другого, и поэтому отрезаются у него несколько волос с головы со словами: «Постригается раб Божий (раба Божия) [имя] во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

Заключение

Святое Крещение является духовным рождением человека, т.е. началом его духовной жизни, и в ранние годы от родителей и крестных зависит каким будет продолжение. Постарайтесь, чтобы общение Вашего ребенка с Богом продолжилось, прежде всего, в Таинстве Святаго Причащения, в котором человек воистину соединяется с Богом.

Ребенка можно причащать в любом православном храме. Младенцу (до 7 лет) перед Причастием не требуется исповедь, и не обязательно быть всю службу в храме. Его можно приносить/приводить после начала богослужения в зависимости от его духовного возраста. Совсем маленьких детей можно причащать после кормления (но не сразу после; детям в храме перед причастием не следует давать грызть баранки, сухари и пр.). При кормлении следует исключить мясную пищу. По возможности раньше старайтесь начать причащать детей натощак, приучая их к навыкам поста, т.е. после полуночи в день причастия не следует ребенку давать есть и пить. После 4-х лет причащать можно только натощак.

С раннего возраста старайтесь прививать детям навыки богообщения, знания о вере и Церкви через чтение молитв, Священного Писания для детей (Библия, Святое Евангелие), чтение житий святых, закона Божиего и другой духовной литературы. Научайте детей видеть присутствие Божие во всех проявлениях окружающего нас мира.

Памятка родителям

Для Крещения ребенка необходимо:

1) приобрести в храме:
- освященный крестик на тесемочке (если крестик куплен в ювелирном магазине, то его необходимо освятить);
- крестильную рубашку;
- крестильную икону (обычно покупают крестные): для мальчика - Спасителя, для девочки - Пресвятой Богородицы (эта икона должна быть красивой и дорогой (в меру средств), ведь она будет с ребенком всю жизнь и именно этой иконой вы потом благословите его при вступлении в брак).

2) принести с собой:
- пеленку и полотенце для ребенка;
- бумажную салфетку или платок, чтобы вытирать лицо ребенка.

При Крещении детей мальчику необходим крестный отец, девочке - крестная мать, можно пригласить того и другого. Возраст крестных родителей должен быть старше 16 лет.

Женщинам следует заходить в храм в скромной одежде, без губной помады, иначе, когда Вы будете целовать иконы и крест, на них останутся следы помады. Если в Вашем гардеробе только короткие юбки, т.е. выше колена, то лучше придти в брюках и повязать в храме выдаваемую юбку.

Женщины (мать и крестная) в месячной нечистоте не могут участвовать в таинствах до окончания этих дней.

Если вы хотели бы провести фото- или видеосъемку во время таинства Крещения, то следует заранее спросить на это благословение священника, который будет совершать таинство.

Приложение: молитвы за детей

Ежедневная молитва
Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на детях моих (имена), сохрани их под кровом Твоим, покрый от всякаго лукаваго похотения, отжени от них всякаго врага и супостата, отверзи им уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение сердцам их. Господи, все мы создание Твое, пожалей детей моих (имена) и обрати их на покаяние. Спаси, Господи, и помилуй детей моих (имена), и просвети их ум светом разума Святаго Евангелия Твоего, и настави их на стезю заповедей Твоих, и научи их, Спасе, творити волю Твою, яко Ты еси Бог наш.

Молитва о детях (преподобного Амвросия Оптинского)
Господи, Ты Един вся веси, все можеши и всем хощешь спастись и в разум Истины прийти. Вразуми детей моих (имена) познанием истины Твоея и воли Твоея Святыя и укрепи их ходити по заповедям Твоим и меня, грешную, помилуй.

Молитва ко Господу Иисусу Христу о крестниках
Господи Иисусе Христе, буди милость Твоя на крестниках моих (имена), сохрани их под кровом Твоим, покрый от всякаго лукаваго похотения, отжени от них всякаго врага и супостата, отверзи им уши и очи сердечныя, даруй умиление и смирение сердцам их. Господи, все мы создание Твое, пожалей крестников моих (имена) и обрати их на покаяние.

Спаси, Господи, и помилуй крестников моих (имена), и просвети их ум светом разума Святаго Евангелия Твоего, и настави их на стезю заповедей Твоих, и научи их, Спасе, творити волю Твою, яко Ты еси Бог наш.

Молитва к Божией Матери об обращении заблудшего крестника (святителя Гавриила Новгородского)
О, Всемилостивая Госпоже, Дево Владычице Богородице, Царица Небесная! Ты рождеством Своим спасла род человеческий от вечного мучительства диавола: ибо от Тебя родился Христос, Спаситель наш. Призри Своим милосердием и на сего (имя), лишенного милости Божией и благодати, исходатайствуй Матерним Своим дерзновением и Твоими молитвами у Сына Твоего, Христа Бога нашего, дабы ниспослал благодать Свою свыше на сего погибающего. О, Преблагословенная! Ты надежда ненадежных, Ты отчаянных спасение, да не порадуется враг о душе его!

Верующие православные люди знают о семи христианских таинствах, одним из которых является крещение. Учение говорит о том, что каждому православному необходимо креститься для спасения своей души и обретения после физической смерти Царствия небесного. Божья благодать снисходит на крестившихся, но есть и сложности – каждый, принявший обряд, становится воином Божьего войска, на него обрушиваются силы зла. Чтобы избежать напастей, нужно носить нательный крест.

День крещения очень важен для верующего - он является как бы днем его второго рождения. К этому событию нужно подойти со всей ответственностью. Поговорим о том, что надо малышу для свершения таинства, что купить и взять с собой, что должны делать крестные, как отметить этот праздник дома. Если часть забот по организации церемонии возьмут на себя восприемники (крестные), это будет правильно. Подготовку к празднику проводят все его участники, особенно – родные малыша.

Считается, что ношение нательного крестика оберегает человека от сил зла, а также укрепляет его дух и направляет на истинный путь. Внешний вид или стоимость материала крестика при этом не имеют никакого значения - лишь бы крест был именно православным, а не языческим

Когда лучше крестить младенца?

По обычаю малыша крестят на 8 или 40 день после рождения. Есть обстоятельства, которые могут повлиять на срок крещения грудного ребенка: если малыш болен, болезнь создает угрозу жизни, можно окрестить его раньше. Православие говорит о том, что после крестин у человека появляется ангел-хранитель, который всегда находится за его правым плечом. Он станет оберегать малыша и может его спасти. Считается, что чем больше молитв обращено к ангелу, тем он сильнее будет.

Некоторые предпочитают подождать, пока человечек подрастет и станет покрепче. Обратная сторона медали состоит в том, что пока ребенок грудной, он спит на руках у крестной мамы и спокойно переносит таинство. Чем старше он становится, тем труднее ему простоять спокойно службу. В 2 годика младенец вертится, хочет побегать, выйти на улицу. Это создает сложности священнику и крестным, ведь действо может длиться более часа. Искупать в купели тоже проще грудного малыша.

Первое, что делают мама и папа перед таинством - выбирают малышу духовное имя. В нашей стране сложилась традиция называть младенца в миру не тем именем, какое ему дают при крещении в церкви - это оправданный в православии обычай, поскольку считается, что церковное имя могут знать только мать с отцом, священник и восприемники.

Тогда человечек будет более защищен от жизненных невзгод. В церкви можно договориться, чтобы малыша назвали именем святого, на день которого выпала дата рождения младенца.

Рекомендации по подготовке к обряду крещения маленького ребенка

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Как организовать крестины ребенка? Надо посетить храм, в котором будет проходить процедура. В церковной лавке можно задать интересующие вас вопросы. Служительница церкви в лавке предложит вам почитать брошюру о крещении, где описаны все правила. Дату рождения вашего малыша запишут, также спросят желательное церковное имя младенца, имена его крестных. За церемонию вносится добровольная плата в виде пожертвования, которое идет на нужды храма. Сколько надо платить? Размер пожертвования может быть разным в разных церквях.

Перед таинством крещения крестные обязательно направляются на собеседование с батюшкой. Если вместе с ними придут мама и папа малыша и поучаствуют в беседе, это будет только плюсом. Священник расскажет вам, как совершается крещение малолетнего ребенка, что необходимо взять с собой. Он обязательно спросит на беседе, крещены ли мать с отцом и восприемники малыша. Если нет, то некрещеным следует окреститься до совершения таинства над младенцем. Священник во время беседы даст рекомендации родным малыша, назначит день и время, когда будет проходить крещение ребенка. В этот день следует прийти заранее, чтобы успеть сориентироваться в обстановке, подготовиться. Многие родители приглашают на крестины своего ребенка фотографа, ведут фото- и видеосъемку. Нужно знать, что для записи видео и фотографирования необходимо спросить позволения и благословения у священника.


Больше рассказать о таинстве и наставить крестных сможет батюшка, с котором обязательно проводится предварительная беседа. На нее могут прийти и родители малыша

Кого выбрать в качестве крестных?

Обычно крестными становятся люди одного пола с младенцем: у девочек – женщина, у мальчиков – мужчина. Можно пригласить и двоих крестных разного пола. Тогда у малыша будут духовные отец и мать.

Вопрос, кто достоин стать крестным вашего младенца, очень важен. Крестные становятся вторыми родителями малыша. Подумайте, кто лучше относится к маленькому человечку, кто готов нести за него ответственность, давать ему духовный пример, молиться за него? Чаще всего восприемниками становятся близкие и друзья семьи.

Лучше всего, если крестным станет человек глубоко верующий, знающий и соблюдающий церковные традиции и законы. Этот человек должен часто бывать у вас дома, поскольку он несет ответственность за воспитание маленького человечка, прежде всего – духовное. Он будет рядом с вашим малышом всю жизнь.

Можно выбрать в качестве крестного родную сестру или брата мамы и папы, близкую подругу или друга семьи, бабушку или дедушку малыша.

Восприемники должны креститься сами - это нужно сделать заранее. Родителям необходимо понять, что к вопросу выбора крестных необходимо подойти очень серьезно.

Кто не может стать крестным?

Законы крещения в православной церкви таковы, что крестным не могут стать:

  1. атеисты или иноверцы;
  2. монахи и монахини;
  3. больные психически люди;
  4. дети младше 15 лет;
  5. наркоманы и алкоголики;
  6. неразборчивые в половых связях женщины и мужчины;
  7. супруги или близкие в половом смысле люди;
  8. родители малыша.

Брат и сестра не могут быть крестными друг другу. Если вы крестите близнецов, необходимо делать это не в один и тот же день. Крестные у близнецов вполне могут быть одни и те же.


Если в семье подрастают близнецы, то крестить их нужно в разные дни, а вот еще одна пара крестных для этого не понадобится - достаточно найти двух надежных и благочестивых людей

Памятка для крестных

  • Внешний вид. Восприемники малыша должны придти в церковь со своими нательными крестиками на шее. Если это женщина, она надевает в храм юбку длиной ниже колена и кофту с рукавами. Обязателен для крестной матери головной убор. К одежде мужчины тоже применяются правила нахождения в церкви: нельзя обнажать колени и плечи, то есть даже в жаркое время придется отказаться от шортов с майкой. Мужчина находится в храме с непокрытой головой.
  • Покупки и оплата. Часто спрашивают, кто должен покупать крестик на крещение ребенка? Кто оплачивает процедуру? Существует определенный порядок крещения новорожденного ребенка и подготовки к нему.
    1. Он предполагает, что крестный покупает крестнику крестик, а также оплачивает крещение. Крестная покупает крестик девочке-крестнице. Лучше всего выбрать крестик из обычного металла или из серебра. Золотой крестик применять на церемонии не принято. При выборе крестика обратите внимание на то, чтобы он не мог поранить малыша, пусть у крестика будут овальные края.
    2. Кроме крестика крестной необходимо заранее купить полотенце, крестильную рубашечку и простынь. Она же покупает крыжму – материю, в которой малыша крестят. Материю заботливые матери хранят много лет, поскольку она способствует излечению ребенка от болезни. Больного человечка заворачивают в крыжму, и он начнет поправляться. Хранить ее следует в скрытом от чужих глаз месте, поскольку считается, что через нее можно навести на младенца порчу.
  • Подготовка. Назначенные духовными родителями люди обязаны подготовиться к обряду крещения маленького ребенка и сами. В подготовку входит строгий пост, начинающийся за несколько дней до события, отказ от развлечений и утех. Накануне неплохо принять в храме причастие, перед которым пройти исповедь. В церковь необходимо взять с собой свидетельство о рождении ребеночка. Можно заранее посмотреть видео с крещения, чтобы примерно понимать последовательность событий.
  • Молитва. Восприемники обязаны выучить молитву «Символ веры». Эту молитву трижды читает священник во время таинства крещения ребенка, ее могут попросить прочитать наизусть и крестного.

Нюансы крестин

  • Маленького человечка можно окрестить в любой день недели - в праздники и будни, в пост и в обычный день, но чаще всего крестины проходят в субботу.
  • Восприемникам положено заранее забрать ребеночка у родителей и пойти с ним в церковь в назначенный день и время. Родители подходят вслед за ними. Существует примета о том, что крестный должен разжевать зубок чеснока и дыхнуть в лицо малышу. Таким способом отгоняют от младенца злые силы.
  • На церемонии в храме присутствуют только самые близкие люди – родители мальчика или девочки, принимающих таинство, может быть, бабушка с дедушкой. Остальные могут придти в дом крещеного после обряда и отметить это событие за праздничным столом.
  • Крещение грудного ребенка не всегда происходит в самой церкви. Иногда священник проводит обряд в специально отведенном для этого помещении.
  • Если есть необходимость, родители могут устроить обряд у себя дома или в роддоме. Для этого нужно договориться с батюшкой и оплатить все его расходы по организации таинства.
  • Священник читает молитвы и совершает миропомазание новорожденного. Затем он срезает прядь волос с его головы, как бы принося богу жертву. Потом малыша трижды опускают в купель, батюшка произносит: «Вот крест, дочь моя (сын мой), неси его». Вместе с батюшкой крестный (ая) говорит: «Аминь».
  • Родители ребенка также приходят в церковь, соблюдая православные обычаи. Они одеваются, как принято в храме. Во время обряда мать может помолиться за свое чадо. Такие молитвы наверняка будут услышаны.
  • Вечером на праздник родственники и друзья приходят с подарками. Их выбор зависит от достатка и воображения: игрушки или одежда, предметы ухода за младенцем или иконка святого – покровителя малыша.

Традиционно крещение происходит в помещении храма, однако при некоторых обстоятельствах родители могут попросить о выездной церемонии - например, дома или в родильной палате

Особенности крестин мальчиков и девочек

Крестины девочки и мальчика отличаются мало. Во время обряда крестный носит малыша мужского пола за алтарь, а ребенка женского пола крестная туда не носит. Крестины новорожденной девочки предполагают наличие головного убора, то есть на нее надевают косынку. Когда совершаются крестины маленького мальчика, он находится в храме без головного убора.

Слово «крещение» (по-гречески «ваптисис») значит «погружение». Главным действием Крещения является троекратное погружение крещаемого в воду, что символизирует собой трехдневное пребывание Христа во гробе, после которого совершилось Воскресение.

Каждый крещаемый повторяет путь Христа: умирает, чтобы затем воскреснуть. Умирает для греховной жизни и сатаны и воскресает, чтобы начать новую жизнь, жизнь с Богом. Все его естество при этом обновляется до самых своих оснований. Ему оставляются все его грехи, которые он совершил до Крещения.

Человек отрекается от сатаны и соединяется со Христом, становясь членом Церкви.

Если крестится младенец, то у него должны быть крестные родители, в обязанности которых входит христианское воспитание своих крестников. За них они дадут строгий ответ на суде Божием. Тот, кто согласился стать крестным, должен осознать, что он принимает на себя огромную ответственность за ребенка, которого крестит, и если будет нерадиво исполнять свои обязанности, то будет строго наказан.

Чтобы дать ребенку христианское воспитание, сами крестные должны жить христианской жизнью, молиться за своего крестника.

Рассмотрим более подробно, что происходит с человеком во время Крещения и к чему он обязывается после его принятия. Для этого используем текст чинопоследования этого Таинства.

Совершению Крещения предшествует чин оглашения, во время которого священник читает запретительные молитвы, направленный против сатаны. В них священник именем Божиим запрещает диаволу господствовать в сердце крещающегося, прогоняет его прочь от человека. Человек нарицается «новоизбранным воином Христа Бога нашего».

После этих молитв священник дует на уста крещаемого, его лоб и грудь, произнося слова: «Изгони из него (или из нее) всякого лукавого и нечистого духа, скрытого и гнездящегося в его сердце...».

Крещаемый (или крестные родители, если крестится младенец) поворачивается лицом на запад, и священник спрашивает:

– Отрекаешься ли ты от сатаны, всех его дел и всех его ангелов, всего его служения и всей его гордыни?

Крещаемый отвечает:

– Отрекаюсь.

Так повторяется трижды. Затем священник так же трижды спрашивает:

– Отрекся ли ты сатаны?

И крещаемый отвечает:

– Отрекся.

Священник говорит:

– И дунь, и плюнь на него.

Крещенный должен дунуть и плюнуть перед собой в знак своего презрения к сатане. Таким образом крещаемый объявляет диаволу войну. Его оружием будут пост, молитва, участие в церковных таинствах, и прежде всего Таинстве Евхаристии. Ему предстоит сражаться со своими страстями, злом, кроющимся в душе.

Наградой за победу будет жизнь вечная. Поражение тоже будет вечным – оно будет состоять в нескончаемых муках в преисподней вместе с сатаной и его ангелами.

Однако сам человек никогда не сможет вести брани с диаволом – без союзничества со Христом. Поэтому после объявления войны сатане в чине оглашения следует сочетание со Христом. Священник спрашивает:

– Сочетаешься ли ты со Христом?

Крещаемый отвечает:

– Сочетаюсь.

После этого священник спрашивает:

– Сочетался ли ты со Христом?

Крещаемый отвечает:

– Сочетался.

Священник спрашивает:

– И веруешь ли Ему?

Крещаемый отвечает:

– Верую Ему как Царю и Богу, – и затем читает Символ Веры.

После этого начинается сам чин Крещения. Священник благословляет воду, в которой крещаемому предстоит омыть свои грехи. Он трижды осеняет ее крестным знамением, дует на нее, произнося молитву:

«Да сокрушится под знамением образа Твоего креста все противные силы» .

Затем еще после некоторых молитв и священнодействий священник помазывает крещаемого маслом: лоб, грудь и плечи. Масло -символ милости, и в данном случае милости Божией по отношению к кающемуся грешнику. При помазании маслом также имеется в виду притча о Добром Самарянине, рассказанная Спасителем. В этой притче Добрый Самарянин, который был прообразом Христа, помазал человека, «впавшего в разбойники», маслом, чтобы он исцелился.

Затем, наконец, наступает самый главный момент – само Крещение.Священник трижды погружает крещаемого в воду со словами:

– Крещается раб Божий (называется имя) во имя Отца, Аминь (первое погружение). И Сына, Аминь (второе погружение). И Святаго Духа, Аминь (третье погружение).

После Крещения совершается Миропомазание, которое имеет следующий смысл.

В день Пятидесятницы, как уже было сказано выше, на учеников Христовых сошел Дух Святой. Через Миропомазание Дух Святой сходит на каждого из нас, исполняя нас силой Божией.

Святое Миро – это особым образом приготовленное масло, которое раз в год освящается Патриархом и затем рассылается по всем епархиям, где архиереи раздают его священникам. Это великая святыня.

Священник помазывает Святым Миром уже крещенного человека, а именно: его лоб, глаза, ноздри, уста, уши, грудь, руки и ноги. Всякий раз он повторяет слова:

Печать дара Духа Святаго. Аминь.

Через это священнодействие на человека сходит Дух Святой.

Затем читается Священное Писание, еще несколько молитв, и чин Крещения можно считать завершенным.

Однако человек, выходя из храма, должен помнить, что его христианская жизнь только начинается, что он отрекся от сатаны и сочетался со Христом. Теперь у него должна начаться другая жизнь...

Крещение есть начало новой жизни. Человек должен принести плоды Крещения, а для этого нужен труд. Крещение ко многому обязывает человека. Прежде всего оно обязывает его к борьбе с самим собой: со своими страстями, дурными наклонностями, в общем, со своим «ветхим человеком», который ненавидит других людей, злобствует, завидует, гордится, презирает, обманывает, блудодействует и т.д.

Крещение также обязывает человека вести церковную жизнь, которая прежде всего заключается в участии в Таинстве Евхаристии – причащении Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа. Это Таинство совершается в православных храмах во время Божественной Литургии. После принятия Крещения человек должен прийти в храм для воцерковления, после чего он уже может участвовать в Евхаристии.

Евхаристия является стержнем церковной жизни. Господь наш Иисус Христос во время каждой православной литургии дает людям Себя Самого в причащение. Люди причащаются Его Плоти и Крови, чтобы быть в постоянном единении с Ним. Без участия в Евхаристии человек не может надеяться на свое спасение.

Каждый истинно верующий во Христа должен регулярно участвовать в Евхаристии. Предварительно он обязан очистить свою совесть через Таинство Покаяния, несколько дней попоститься, подкрепляя пост усиленной молитвой. И затем, испросив разрешения у священника, причаститься Пречистых Таин Христовых.

Маленьких детей родители или крестные должны приносить на причастие как можно чаще. Им особой подготовки не требуется, так как они и без этого чисты. Единственное, что нужно – это чтобы дети причащались натощак, с утра ничего не поев.

Еще одним важнейшим условием духовной жизни является молитва. Человек, принявший Крещение, обязывается к молитве.

Молитва есть обращение человека к Богу. В ней он испрашивает у Господа милости, просит прощения грехов, помощи в трудностях, благодарит Бога за Его благодеяния к себе. Молитва есть пища для души, без которой та умирает от духовного голода.

Молиться нужно постоянно. Обычно все православные христиане утром и вечером читают так называемые «Утреннее» и «Вечернее правило», которые содержатся в «Молитвословах». Днем можно молиться «молитвой Иисусовой»:

Господи, Иисусе Христе, помилуй мя.

Или, более пространно: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного .

Эта молитва удобна тем, что ею можно молиться везде: на улице, на работе, в пути.В любом случае о своем молитвенном правиле нужно посоветоваться со священником.