С точки зрения их идейно-политической ориентации различаются. Идейно-политическая ориентация движений Подходы к пониманию сущности политических партий

РАЗДЕЛ I. Научные основы изучения молодежных движений и организаций Российской Федерации. Историография и источниковая база диссертации.11

РАЗДЕЛ II. Поиск новой модели государственной молодежной политики в Российской Федерации в 1992-2003 гг.75

РАЗДЕЛ III. Исторические условия и социально-политическая среда формирования российских молодежных организаций в 1992-2003 гг.150

РАЗДЕЛ IV. Традиционные и новые направления в неформальном движении российской молодежи в переходный период 1992-2003 г.204

РАЗДЕЛ V. Теория и практика организации спортивного движения российской молодежи в период системных реформ 1992-2003 гг.247

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Организационные формы и идейно-политическая направленность молодежных движений и организаций Российской Федерации в 1992-2003 гг.»

Актуальность темы исследования. В современных условиях модернизации России, расширения информационной среды и строительства гражданского общества заметно возросла значимость социализации подрастающего поколения, обеспечения исторической преемственности в общественном развитии. Молодежь быстрее старшего поколения улавливает новые требования времени, активнее включается в модернизационные процессы. Изменение устоявшихся традиций оказывает неоднозначное влияние на формирование духовно-нравственной, политической культуры молодых людей, взаимоотношения поколений. Развитие общественной инициативы молодежи, ее активное включение в социальную практику, преодоление негативных явлений в молодежной среде - настоятельная потребность современного общества.

За последние два десятилетия в молодежной среде был накоплен богатый опыт психологической адаптации к новой-социально-экономической и политической реальности переходного периода, осмысление которого чрезвычайно важно в свете изменений, произошедших в стране и обществе после распада СССР. Старшее поколение, признавая отсутствие в своей культуре моделей будущего, все с большей надеждой смотрит на молодых. Общественно-политическая активность молодежи во многом определяет перспективы развития нации, темпы ее включения в глобализирующееся мировое сообщество. Высокая адаптивность подрастающего поколения способствует преодолению межнациональных, религиозных и иных барьеров, препятствующих углублению интеграционных процессов в мире.

Завершение на современном этапе переходного периода российской истории выдвигает новые требования к деятельности органов власти, отвечающих за разработку и реализацию молодежной политики. Суть проблемы состоит в противоречии между возросшими социальными потребностями молодого поколения (образование, работа, быт, отдых) и реальными возможностями для их удовлетворения. Подтверждением такого противоречия является не только сложное социально-экономическое положение молодежи, но и возросшая политическая активность различных молодежных организаций («Молодая гвардия», «Наши», «Идущие вместе»), способных оказывать влияние на принятие важных политических решений.

В молодежном движении 1992-2003 гг. ярко отразились основные противоречия переходного периода, имущественное расслоение общества, борьба различных политических сил, поиск духовных альтернатив развития постсоветской России. Без учета сложных процессов, происходивших в молодежной среде, невозможно правильное понимание исследуемой эпохи, объективная оценка перемен, произошедших в общественно-политической жизни России в 1992-2003 гг.

Анализ состояния научной разработки темы исследования, проведенный в первом разделе диссертации, показал, что среди работ историков молодежного движения преобладают исследования политических настроений молодежи, уровня и качества ее образования, особенностей уровня жизни и ценностных ориентаций. Однако поставленная в данной работе конкретная проблема научного анализа организационных форм и идейно-политической направленности молодежных движений и организаций Российской Федерации до сих пор еще не стала предметом специального рассмотрения в рамках докторской диссертации.

Научный анализ исторического опыта формирования молодежных организаций, движений и объединений в России, форм и методов их работы с подрастающим поколением, практики их взаимоотношений с государственными и общественными организациями, а также политическими партиями еще только начинается. На современном этапе существует необходимость теоретического осмысления, обобщения всего ценного, что есть в историческом опыте молодежных движений. В этой связи возрастает значение дальнейших научных исследований по истории молодежных организаций России, многие аспекты развития которых еще не получили достаточного освещения у отечественных исследователей.

Цель и задачи исследования. В диссертационной работе ставится цель проанализировать организационные формы и идейно-политическую направленность молодежных движений и организаций Российской Федерации в переходный период формирования новой государственности (1992-2003 гг.).

Исходя из поставленной цели, для более полного раскрытия темы в работе поставлены следующие задачи:

Выявить основные теоретические и методологические подходы исторической науки к исследованию отечественного молодежного движения рубежа ХХ-ХХ1 вв., а также с привлечением широкого круга литературы и источников определить главные тенденции в развитии историографии данной темы;

Проанализировать модель государственной молодежной политики Российской Федерации, сложившуюся в период смены вектора общественно-политического развития в 1992-2003 гг.;

Показать исторические условия и социально-политическую среду, в которых происходило формирование новых российских молодежных организаций в 1992-2003 гг.;

Рассмотреть традиционные и новые направления в неформальном движении российской молодежи в переходный период 1992-2003 гг.;

С привлечением обширного круга источников и литературы проанализировать организацию спортивного движения российской молодежи в период системных реформ 1992-2003 гг.;

Хронологические рамки исследования охватывают крайне противоречивый, оригинальный и судьбоносный этап в истории Российской Федерации с 1992 до 2003 гг. После распада СССР в начале 1990-х гг. была практически полностью демонтирована прежняя система взаимодействия органов власти и молодежных организаций. В первой половине 1990-х гг. государственная политика Российской Федерации не только на практике, но даже на уровне программы не предполагала учета различных молодежных инициатив, создания гражданских союзов, молодежных военно-патриотических обществ, спортивных организаций и поисковых движений. В условиях отсутствия государственного патернализма, молодое поколение искало новые формы социального самоутверждения, часто отличные от принятых в обществе стандартов. Контуры новой российской политики в отношении молодежных движений и организаций в общих чертах сформировались только к началу 2000-х гг., что и определило выбор верхних границ исследования.

Научная новизна диссертации заключается в комплексном исследовании организационных форм и идейно-политической направленности молодежных движений и организаций Российской Федерации в переходный период 1992-2003 гг. Новаторство работы определяется широким использованием материалов текущих архивов Российской Федерации, которые отразили фундаментальные перемены в мировоззрении, культуре и образе жизни российской молодежи в эпоху системных реформ.

Автор подчеркивает, что на начальном этапе реформ 1990-х гг. подрастающее поколение, как наиболее активная часть социума, оказалось в наибольшей степени охвачено новыми идеями демократии, свободы слова и строительства рыночной экономики. Освобождение от опеки комсомольских и партийных организаций привело к идейно-политической поляризации молодежи, стремившейся к самоорганизации в рамках различных политических, правозащитных, экологических, религиозных, студенческих и иных движений.

Сформировавшиеся на закате перестройки, во многом свободные и независимые, молодые люди открыто реагировали на кризис политической системы, экономическую нестабильность, нарушение прав и свобод граждан. Многие представители подрастающего поколения имели свою четкую гражданскую позицию по актуальным социально-политическим вопросам современности, участвовали в деятельности молодежных объединений, организовывали митинги, выступали на «круглых столах». Общественно-политическая активность молодежи осталась невостребованной новой элитой постсоветской России, занятой политической борьбой и переделом собственности. Молодежь оказалась изолированной от ключевых социально-экономических, духовно-культурных и политических процессов российского общества и осталась на периферии развернувшихся в стране преобразований. Созданные в 1990-е гг. молодежные объединения были мало популярны, не имели устойчивой социальной базы и не пользовались авторитетом и влиянием. Молодежь оставалась разрозненной, необъединен-ной ни идейно, ни организационно.

В середине 1990-х гг. в условиях кризиса переходной эпохи, разрушения ценностей старшего поколения, отсутствия приемлемых идейных ориентиров в молодежной среде закономерно распространились социальное равнодушие, индивидуализм и нигилизм. Значительной части молодежи была свойственна эклектичная картина мира, психическая неустойчивость, непоследовательность, тяга к анархии, максимализм, отрицание опыта прошлых поколений и другие признаки «протестного поведения». С 1993 г. на общем фоне аполитичной молодежи начали выделяться радикальные группировки, представлявшие собой деструктивную социальную силу («Русское Национальное Единство», «Национал-большевистская партия», «Авангард красной молодежи» и др.). Исследование показало, что радикальные, особенно националистические силы более активно проявляли себя в провинции, главным образом, в многонациональных регионах.

Широкий спектр деформаций в политическом и нравственном сознании молодежи автор связывает не только с объективными трудностями переходного времени, но и с отсутствием продуманной государственной молодежной политики, не способной придать новый организационный импульс и идейную направленность разрозненным молодежным движениям. Вполне закономерно, что при вакууме проправительственных молодежных организаций, высокий социально-политический потенциал молодых граждан попытались использовать оппозиционные партии, активно создававшие свои молодежные подразделения («Всероссийский Молодёжный Центр ЛДПР», «Союз коммунистической молодежи РФ», «Молодежное Яблоко» и др.). На протяжении всего исследуемого периода молодежные организации являлись главным кадровым ресурсом для политических партий, общественных движений и государственных структур новой России.

Специфика российского молодежного неформального движения в исследуемый период определялась рядом факторов, в числе которых автор выделяет высокий уровень урбанизации, изменение характера социальной мобильности, низкий уровень жизни основных слоев населения, уклонение части юношей от службы в армии, утрату фундаментальных ценностных оснований, необходимых для поддержания социальной идентичности. На молодежных субкультурах России отразилось воздействие криминализации общества, западной культурной экспансии, тяга к преодолению повседневности, негативных явлений советской эпохи. Широкое развитие неформальных и откровенно антиобщественных движений объясняется не только кризисом переходного периода, но и вступлением Российской Федерации в новую постиндустриальную эпоху, которой свойственны социальные конфликты нового поколения.

В диссертации впервые в комплексе проанализированы негативные последствия сокращения массовых молодежных спортивных соревнований, ранее преследовавших цель укрепления физического и духовного здоровья подрастающего поколения. Коммерциализация сферы физической культуры и туризма сделали спорт элитарным, при этом многие представители подрастающего поколения, особенно из малообеспеченных семей, утратили возможность участвовать в спортивных мероприятиях, способствующих всестороннему развитию их личности. Ликвидация коллективов физической культуры, клубов, других объединений физкультурно-спортивной направленности в значительной степени изменила сложившуюся систему молодежного досуга, механизмов самоорганизации и самореализации нового поколения россиян.

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. российская молодежь первой ощутила завершение кризиса переходного периода, приняв активное участие в новых политических инициативах власти (движение «Наши», «Молодая Гвардия Единой России», «Россия Молодая» и др.). Если в конце 1990-х гг. внимание молодых активистов было направлено, главным образом, на решение актуальных проблем (отсрочка служба в армии, образование, размер стипендий), то в первой половине 2000-х гг. интересы молодежи сосредоточились на общих вопросах политики, проблемах свободы слова, выборов и демократии. Российская молодежь демонстрировала широкий спектр представлений о национальных интересах России, оцениваемых с различных политических позиций («Союз коммунистической молодежи РФ», «Молодежный Союз СПС», «Авангард красной молодежи», «Молодежное движение в защиту прав человека» и др.). Новый импульс образованию российских молодежных организаций придали «Оранжевая революция» на Украине и «Революция роз» в Грузии, в которых активное участие приняли молодые граждане, ставшие «ударной силой» улиц.

Методология исследования. Теоретико-методологическую основу исследования составляет совокупность идей, относящихся к диалектико-материалистическому пониманию истории, сочетание принципов историзма, достоверности, объективности, а также обширный комплекс общенаучных (системный, статистический, социологических исследований и др.) и специальных исторических методов. Принцип историзма позволил проследить в динамике, в развитии политику российской власти в отношении подрастающего поколения, выявить изменения, происходившие в политических ориентациях российской молодежи.

Научно-практическая значимость. Материалы диссертации могут быть использованы при корректировке политики России в отношении современных молодежных движений и организаций. Некоторые выводы и рекомендации исследования могут быть полезны органам власти и организациям, отвечающим за реализацию молодежной политики в современных условиях. Они могут быть использованы в процессе углубленного изучения истории России, при написании школьных и вузовских учебников по истории Отечества.

Апробация диссертационного исследования. Основные положения диссертации были представлены научной общественности в виде монографий, статей и тезисов докладов автора на научных конференциях. О результатах своего научного исследования соискатель докладывал на кафедре истории МШУ.

Структура исследования. Диссертация состоит из введения, пяти разделов, заключения, списка использованных источников и литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

  • История формирования политической активности молодежи СССР и Российской Федерации, 1985-1996 гг. 1999 год, кандидат исторических наук Скулов, Александр Иванович

  • Становление и развитие неформального молодежного движения в СССР, 1945 - 1985 гг. 2002 год, доктор исторических наук Давыдов, Станислав Геннадьевич

  • Формирование молодого поколения в условиях становления советской административной системы: Историческая практика и уроки, 1920 - 1930-е гг. 2003 год, кандидат исторических наук Маковецкая, Юлия Геннадьевна

  • Политическая социализация молодежи в современной России: на примере Ставропольского края 2007 год, кандидат политических наук Помазанова, Вера Николаевна

  • Политический активизм молодежной среды российской эмиграции в 1920-1930-е гг.: Институционализация и идеология 2004 год, кандидат исторических наук Пучков, Станислав Николаевич

Список литературы диссертационного исследования доктор исторических наук Антонова, Татьяна Михайловна, 2010 год

1. Центральный архив Российской оборонно-спортивно-технической организации (РОСТО)

2. Текущий архив Министерства образования и науки РФ Текущий архив Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ

3. Текущий архив Российского Союза Ректоров высших учебных заведений РФ

4. Текущий архив Центра образования «Демократия и развитие» Института молодежи (Ныне МосГУ)

5. И. Документы и материалы Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 25 декабря 1993 г.

7. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы. (Постановление правительства РФ от 16.02.2001 г. №122). М., 2001.

8. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования РФ. М., 1995.

9. Закон Российской Федерации «Об образовании» (новая редакция от 13 января 1996 г.) М.,1996.

10. Закон Российской Федерации «Об образовании» // Высшее образование в России. 1992. №3.

11. Закон СССР «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР» // Известия. 1991. 6 мая.

13. Лиссабонская декларация по молодежной политике и Брагский план действий в интересах молодежи (А/53/378) Библиотека документов ООН, связанных с молодежью. М., 2002.

14. Материалы V съезда Российского Союза ректоров. М., 1998.

15. Материалы заседания Комиссии по подготовке очередного этапа реформирования системы образования от 9 декабря 1997 г. // Образование в документах. 1998. №2.

16. Национальная доктрина развития образования в России (проект) // Высшее образование в России. 2000. № 2.

17. Нормативные документы в сфере народного образования. М., 1991.

18. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании»: Федеральный закон // Бюллетень Государственного Комитета Российской Федерации по высшему образованию. 1996. №2.

19. О концепции молодежной политики РФ: Парламентские слушания // Магистр, 1998, №2.

20. О структуре и основных направлениях деятельности Минобразования в 1998/99 Учебном году // Образование в документах. 1998. №22.

21. Об утверждении Положения о Комитете РФ по делам молодежи: Постановление Совета Министров. Правительства РФ №36 от 19.01.93 г.

22. Послание Президента РФ Федеральному Собранию. М., 1996.

23. Послание Президента РФ Федеральному Собранию. М., 1998.

24. Послание Президента РФ Федеральному Собранию М., 2000.

25. Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Молодежь России (2001-2005 гг.)» от 27.12.2000 №1015.

26. Постановление президиума ЦК профсоюза работников народного образования и науки от 26 ноября 1997 года // Образование в документах. 1998. №2. С.22.

27. Реформа образования в Российской Федерации: концепция и основные задачи очередного этапа // Учительской газета. 1997. 26 августа.

28. Собрание актов Президента РФ и Правительства РФ (САПП).

29. Собрание законодательства РФ (СЗ РФ).

30. Указ Президента Российской Федерации «О федеральной целевой программе «Молодежь России (1998-2000гг)» от 15.08.98 №890.

31. Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» от 16 мая 1996 г.

32. Указ Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» от 16 сентября 1992 г. № 1075 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. -1992. № 12. - Ст. 924.

33. Указ Президента РФ от 21 апреля 1997 г. № 391 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 16 мая 1996 г. №727 «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи».

34. Федеральная программа «Молодежь России». Утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 18. 06. 1997. № 746.

35. Федеральная программа развития молодежных организаций. Проект. М., 1999.

36. Федеральная целевая программа «Дети России на 2003-2006 годы. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 г. № 732 5.0 полномочном представителе Правительства РФ по делам молодежи. Распоряжение Президента РФ № 39-рп от 29.01.92 г.

37. Федеральный закон РФ «Об общественных объединениях» от 19 мая 1995г. №82-ФЗ // Собрание законодательства РФ.-1995г.- №21.- Ст. 1930.

38. I. Данные статистики Данные социологических исследований «Студенческая молодежь: ценностные ориентации, неформальные структуры». М., 1990 г.

39. Молодежная политика. Сборник информационно-аналитических и нормативных материалов. М., 2003.

40. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник. М., 1994-2000.

41. Россия в цифрах: Краткий стат. сборник. М.: Госкомстат, 1999. Сборник статистических материалов, 1990. М.: Финансы и статистика, 1991.

42. Социальные службы для молодежи (Материалы и документы).- М.,1995.1.. Литература

43. Аверин А.Н. Профессиональная подготовка кадров. М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2008.

44. Аверин А.Н. Социальная политика федеральных органов государственной власти: Учебное пособие. М.: Изд-во РАГС, 2008.

45. Айзенкоп Б.М. Молодежная политика в Российской Федерации. Поиск оптимальных решений. М., 2003.

46. Алексеева В.Г. Неформальные группы подростков в условиях города // Социологические исследования. 1977. - № 3. - С. 61.

47. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2005.

48. Андреева Е.Л., Стровский. Л.Е. Россия и Германия. Уроки трансформации социально ориентированной экономики: монография. М., 2007.

49. Антонова И.Р. Деятельность органов управления, общественных организаций города Москвы по военно-патриотическому воспитанию молодежи в 1992-2002 гг. Дисс. канд. ист. наук. М., 2005.

50. Артюхов A.B. Общее и особенное в развитии семьи Российского Севера. Тюмень: Вып. ТюмГЫУ, 1998.

51. Барановская Н. «По дороге в рай.» или Беглые заметки о жизни и творчестве К.Кинчева. СПб: Новый геликон, 1993.

52. Безбородов А.Б. Пивовар Е.И. Диссидентское и правозащитное движение в СССР (к историографии проблемы) // Рабочий класс и общественное обновление: итог и задачи изучения. Уфа, 1991.

53. Браун Ф. Социальные изменения и образование в России. (Молодежь России на рубеже 90-х). Кн. 2. М., 2002.

54. Бузаров А.Ш., Вознесенский Л.О, Терновой О.И. Поколение застоя. Майкоп, 1992.

55. Бюллетень Государственного комитета по народному образованию. Серия: Профессиональное образование. 1991. №10.

56. Васильева A.A., Калужникова Т.Н. Музыкальный андерграунд Свердловска Екатеринбурга (К проблеме смеховой культуры) // Музыка, музыкальная культура, музыканты Урала. - Екатеринбург: УГК, 1996. -Вып. 1.

57. Ветрова Н.С. Финансирование социальных программ в странах Запада. -М.: Наука, 1993.

58. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи. Екатеринбург-Нижний Тагил: Акад. гуманит. наук, 1996.

59. Власть и оппозиция. Российский политический процесс XX. М.,1995.

60. Военно-патриотическое воспитание: состояние, проблемы, перспективы. Казань. 1997. С. 87.

61. Волгин H.A. Социально-трудовая сфера как основа социальной политики: проблемы теории и практики / Социальная политика России: Актуальные проблемы и перспективы их решения. Под общ. ред. H.A. Волгина, Л.П. Храпылиной, М., 2005.

62. Волгин H.A., Гриценко H.H., Шарков Ф.И. Социальное государство. М., 2003.

63. Волгин H.A., Плаксий В.И. Доходы и занятость: мотивационный аспект. М., 1994.

64. Волков А.П. Пацифизм и защита Отечества.- М., 1992.

65. Воспитание патриотизма и гражданственности. Проблемы методологии. Всесоюзная научно-методич. конф. Тезисы докладов и сообщений. Вып. 2. М., 1991.

66. Гамзатова Л. Традиционная культура и рок: опыт сравнительного анализа // Примитив в искусстве. Грани проблемы: Сб. статей РИИ / Ред,-сост. К. Богемская. М., 1992.

67. Государственная молодежная политика в России. М.: Рос. гос. юнош. б-ка: Всерос. информ.-библ. центр по проблемам молодежи, 2001.

68. Государственная молодежная политика в Российской Федерации. М.: Логос, 2003.

69. Государственная семейная политика в странах Европейского сообщества и США. Сборник обзоров. М.: ИНИОН РАН, 1996.

70. Давыдов С.Г. Инакомыслие в СССР в 50-е первой половине 60-х годов. Дисс. к.и.н. М., 1996.

71. Давыдов С.Г. Становление и развитие неформального молодежного движения в СССР (1945-1985 гг.). М., 2002.

72. Данилин П. Новая молодежная политика. Москва: Европа, 2006.

73. Докторович А. Б. Социально ориентированное развитие общества: теории и методы системного исследования. М.: Издательство «ИКАР», 2003.

74. Дятлов А. Основы теории человеческого капитала. СПб, 1992.

75. Егорова Н.И., Калинина М.А., Попов В.Р. Молодежь в политической жизни России: проблемы, перспективы. СПб, 2007.

76. Емельев Е.А. Воспроизводство общества и человека. М., 2006.

77. Житинский А. Музыка непослушных детей // Театр. 1987. - № 2.

78. Житинский А. Путешествие рок-дилетанта: Музыкальный роман: (История ленингр. рок-клуба). Л.: Лениздат, 1990.

79. Жмачинская И.В. Социальный комплекс региона: экономические основы формирования и функционирования. Н. Новгород: Изд-во Волго-вятской академии государственной службы, 2006.

80. Жуков В.И. Российские преобразования: социология, экономика, политика. 1985 2001 годы. М., 2002.

81. Зайнышев И.Г. Теория и методика социальной работы. М., 1999.

82. Зайцев В.И., Логвинов В.А, Социальная политика государства важнейший инструмент регулирования социальных процессов в рыночном хозяйстве. / Стратегическое планирование. М., 1998.

83. Занятость отдельных социально-демографических групп населения в переходной экономике России. - М., 2006.

84. Зубок Ю. А. Социальная интеграция молодежи в условиях нестабильного общества. М., 1998.

85. Иваненков СП. Молодежь и государство: инновационные подходы. Оренбург: Ком. по делам молодежи Оренбург, обл., 2005.

86. Иванов А.Н. Армия России: состояние и перспективы.- М., 1999. С.194.195.

87. Игнатов В.Г., Нефанов A.B., Беспаленко В.Н. Региональная молодежная политика: проблемы, опыт становления. Ростов-на-Дону, СКАГС, 1992.

88. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. М., 2001.

89. Ильинский И.М. Проблемы воспитания российской молодежи // Всероссийская научно-практическая конференция «Воспитание и развитие личности студента в условиях современного вуза» 2-4 марта 1999 г. М., 1999.

90. Калкутин Д.Л. Деятельность молодежной оппозиции в СССР. 1945 -1964 гг. Курск, 2000.

91. Капелюшников Р. Современные буржуазные концепции формирования рабочей силы. М., 1981. 4.

92. Кирсанова Р. Стиляги. Западная мода 40-50-х годов // Родина. 1998.8.

93. Климантова Г. Семья в процессе трансформации российского общества. М., 2006.

94. Колымагин Б. Из истории самиздата // Новое литературное обозрение. 1994. № 7.

95. Концепция государственной молодежной политики. М., 2002.

96. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. -М., 2001.

97. Котляр А.Э., Кирпа И.Н., Щегорцов В.А. Маргиналы на рынке труда. М., 1998.

98. Криворученко В.К. Молодежь и молодежная политика: термины, понятия. Москва: Изд-во Моск. гуманитар, ун-та, 2006.

99. Куда идет Россия? Трансформация социальной сферы и социальная политика. М., 1998.

100. Куликова И.М. Мультикультурализм как общая тенденция социокультурного развития региона //Северная цивилизация: становление, проблемы, перспективы. Материалы 1 конгресса. Сургут, 1-11 июня 2004 г. -Сургут, 2004.

101. Кунгурцева Г. Ф. Проблема молодежи в новых экономических условиях / Социальные проблемы молодежи в условиях перехода к рыночной экономике и пути их решения. Тезисы докладов научно-практической конференции. Уфа, 1993.

102. Куприянова Г.В. Совершенствование управления государственной молодежной политикой в условиях модернизации российского общества. Москва, 2003.

103. Ланцов В.М., Зиятдинов K.M., Ланцов М.В., Шаймарданова А.Н. Сущность государственной, муниципальной власти, собственности и ЖКХ. Казань: ЗАО «Новое знание», 2006.

104. Лисовский В. Эскиз к портрету. Жизненные планы. Интересы. Стремления советской молодежи (По материалам социологических исследований). М., 1999.

105. Лоншакова Л.А. Высшее образование: проблемы регионализации в современной России. Чита, 2002.

106. Лукин Ю.Ф. Из истории сопротивления тоталитаризму в СССР. М.,1992.

107. Макаров В.В. Социальная работа в сфере содействия трудоустройству различных категорий населения. М., 1997.

108. Маковская Н.В. Внутренний рынок труда предприятия как условие развития человеческого капитала работников: монография. Могилев: МГУ им. A.A. Кулешова, 2007.

109. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т.З.

110. Медицинское страхование и социально-экономическая защиты тру-дянщхся в условиях рыночных отношений (Зарубежный опыт). Казань: ВНИИ социального страхования, 1992.

111. Международная организация труда. Конвенции и рекомендации. 1957-1990. Том П. Женева, 1991, - 2055-256.

112. Международная организация труда. Конвенции и Рекомендации. 1967-1992 гг. Женева: МБТ, 1993.

113. Международная организация труда: конвенции, документы, материалы: справ, пособие / Сост. и авт. предисл. и вступ. ст. З.С. Богаты-ренко. М.: Дело и Сервис, 2007.

114. Мерцалов A.A. Трудовой потенциал российской молодежи. РАУ-М: Луч, 1992.

115. Меськов B.C. В поисках философии гуманитарного образования // Высшее образование в России. 1992. № 4. С. 79.

116. Миграция в новых документах. Выпуск 4 (Библиотека журнала «Социальная защита». Сост. В.Рахманов. РИЦ «Социздат». - М., 2007.

117. Миграция во взаимосвязанном мире. Доклад глобальной комиссии по международной миграции /Перевод с англ. М., 2006.

118. Мировой опыт реформирования пенсионных систем: концептуальные подходы и практические действия. М., Эпикон, 1999.

119. Митев П. Социология лицом к лицу с проблемами молодежи. София,1983.

120. Модернизация от равенства к свободе. СПб., 2007. - 260.

121. Молодежная политика в современной России: состояние и актуальные вопросы совершенствования. / Под общей ред. В.В. Огневой. Орел, 2005.

122. Молодежная политика и молодежное движение в России: 15 лет перемен. Материалы научно-практической конференции "Воспитательныйпроцесс как составная часть деятельности общественных молодежных организаций": Сборник выступлений. М., 2005.

123. Молодежная политика Российской Федерации: проблемы и перспективы: Материалы третьей Всерос. науч.-практ. конф. / Отв. ред. Д. П. Пис-карев. М., 2003.

124. Молодежная политика: Опыт, проблемы, перспективы. Международная научно-практическая конференция. Киев, 1991.

125. Молодежный потенциал региона: опыт социологического анализа. / Под общей ред. Н.М. Байкова, Ю.В. Березутского, Е.В. Букаты и др. Хабаровск, 2001.

126. Молодежь 97: надежды и разочарования. М., 1997. - 62. Молодежь в кризисном социуме /Под ред. Р.Т. Насильуллина. - М. ,1995.

127. Молодежь в России: социальное развитие: Сб. статей / Отв. ред. П.Чупров. М.: Наука, 1992.

128. Молодежь в российских регионах: перспективы гражданского и профессионального становления. / Под общей ред. М.К. Горшкова, A.A. Нелюбина, М., 2006.

129. Молодежь в современном мире: проблемы и суждения: Материалы круглого стола // Вопросы философии. 1990. - № 5.

130. Молодежь и общество на рубеже веков /Под науч. ред. И.М. Ильинского. М., 1999. 243.

131. Молодежь планеты: глобальная ситуация в 90-х годах. Тенденции и перспективы. М., 1999, 54.

132. Молодежь России: Воспитание жизнеспособных поколений. М.,1995.

133. Молодежь России: положение, тенденции, перспективы / Доклад Комитета Российской Федерации по делам молодежи /. М., 1993. Молодежь: Будущее России. - М., 1995.

134. Москвина O.B. Сельский рынок труда и механизмы регулирования. -Новосибирск: РИТ \ «Новосибирск» Новосибирского отделения Союза писателей России, 2008.

135. Мрикаев М.Е. Государственная молодежная политика и проблемы ее реализации: На примере Республики Северная Осетия-Алания. Москва, 2006.

136. Музыкальная социология: начало пути: Материалы круглого с гола // Муз. жизнь. 1989. - №3.

137. Мяло К.Г. Время выбора: Молодежь и общество в поисках альтернативы. М.: Политиздат, 1991.

138. Нехаев В.В. Формирование и реализация молодежной политики в России, 80-90-е гг.: Дис. .докт. ист. наук. М, 1996.

139. Обследование населения по проблемам бедности. М., 2002.

140. Обследование населения по проблемам занятости. Госкомстат РФ. -М., 2005.

141. Одегов Ю.Г., Журавлев П.В. Управление человеческими ресурсами. М., 2002.

142. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры. М., 2000.

143. Осадчая Г.И. Социальная сфера общества: Теория, методология и методика социологического анализа. Автореферат на соискание ученой степени докт. соц. наук. М., 1996. 20.

144. Осипов A.M. Теоретико-методологические проблемы развития социологии образования. Автореф. дис. . докт. социол. н. С.-Петербург. 1999.

145. Осколкова О.Б. Государственная семейная политика в странах Европейского Союза. М.: ИНИОНРАН, 1995.

146. Павлов Б.С, Стажаров A.B., Тарабрина Л.С. Молодежь Крайнего севера на переломе российских реформ. Опыт социологического мониторинга в северном регионе 1992-2005 гг. Екатеринбург Надым., 2005.

147. Парламентское обозрение, выпуск №3 (19). М., Совет Федерации. Февраль 2006 г.

148. Переверзев М.П. Экономические основы работы с молодежью. М., Инфра М., 2008.

149. Пирожков В.Ф. Криминальная субкультура, психологическая интерпретация функций, содержания, атрибутики // Психологический журнал. -1994. №2.

150. Плаксий С.И. Качество высшего образования. М., 2003.

151. Поликовская JI. Мы предчувствие.Предтеча. М., 1997.

152. Положение молодежи в России, аналитический доклад. М., 2005.

153. Положение молодежи и реализация государственной молодежной политики в Российской Федерации. М., 2002.

154. Понкин И.В. Правовые системы светскости государства и образования. М., 2003.

155. Попов В.Г. Социальная адаптация молодежи в начальный период перехода к рыночный отношениям: Учеб. пособие. Екатеринбург, 1994. >:

156. Попов В.Г. Социокультурные ориентации и адаптация молодежи к общественным преобразованиям в современной России. Дисс. на соиск. уч. степени докт социол. наук. Екатеринбург, 1997.

157. Постижение культуры: Ежегодник. Вып. 5-6. М.: Российский институт культурологии. - 1996.

158. Постмодернизм и культура: Материалы круглого стола // Вопросы философии. 1993. № 3.

159. Пригожий И.Р. Философия нестабильности М., 2006.

160. Приступко В.А. Исторический опыт советского государства и общества по вовлечению студенческой и учащейся молодежи в решение народнохозяйственных задач посредством движения студенческих отрядов. 1959-1990 годы: Автореф. дис. . канд. ист. н. М., 1998.

161. Путин В. Главная задача - сбережение нации. Послание Президента России Федеральному собранию 2006. 10 мая. 9.

162. Пучков М.В. Теория и практика организации работы с молодежью. Орел., 2004.

163. Ракитский Б.В., Ракитская Г.Я. Труд; современная теория и методология: Монография / Под общ. ред. H.A. Волгина. М.: Изд-во РАГС, 2007.

164. Регионы России. Социально-экономические показатели. Госкомстат РФ. М., 2003.

165. Ремашевская Н.М. Социальные проблемы в условиях формирования рыночных отношений в России. «Хотелось как лучше, а получилось как всегда» /Экономические реформы в России и КНР: проблемы и перспективы. М., 2000. 165.

166. Реформирование социальной сферы в условиях перехода к рыночной экономике. М., 1998. 5.

167. Роик В.Д. Социальная защита: управление условиями и охраной труда (опыт зарубежных стран). М.: Изд-во НИИ труда, 1992. "

168. Роик В.Д. Социальное страхование: история, проблема, пути совершенствования. М.: ИТМТРФ, 1994.

169. Рок-музыка: Дискуссия // Музыкальная жизнь. 1987. № 11.

170. Савченко И.П. Молодежная политика как социальное управление. Ростов- на-Дону: СКНЦ ВШ, 2002.

171. Семенова В.В. Социально-исторические аспекты проблемы неформальных объединений молодежи // Неформальная волна. М., 1990.

172. Система профессионального образования в Российской Федерации. -М., 2001.

173. Славкин 3. Памятник неизвестному стиляге. М., 1996.

174. Слуцкий Е.В. Молодежная политика на рубеже веков -.Вопросы теории и практики. СПб. :ИРЭ РАН:НАЮ, 1999.

175. Слуцкий Е.Г. Молодежь и молодежная политика в социально-экономическом развитии региона. Санкт-Петербург, 1999.

176. Советское общество. Возникновение, развитие, исторический финал. Т.2. М., 1997.

177. Соколов А.К. Социальная история России новейшего времени: проблемы методологии и источниковедения // Социальная история. Ежегодник. 1998/99. М.: РОССПЭН, 1999.

178. Состояние и перспективы развития детского и молодежного движения в Российской Федерации. М., 2005.

179. Состояние регионального рынка труда в Ямало-Ненецком автономном округе в 2005 году. Салехард, 2006.

180. Социальная защита населения в регионе. Под общ. ред. д-ра. социол. наук. В.Г. Попова. Екатеринбург, 1999.

181. Социальная защита пожилых и несовершеннолетних граждан. Пермь, 1999.

182. Социальная политика / Под общ. ред. H.A. Волгина. М., 2004."

183. Социальная политика в регионах России. М., 1998. 4.

184. Социальная политика и социальная ответственность предприятия. -М.: Издательство «Альфа-Пресс», 2008.

185. Социальная политика переходного общества. М., 1997.

186. Социальная политика России: Актуальные проблемы и перспективы их решения / Под общ. ред. H.A. Волгина, Л.Г1. Храпылиной. М., 2005.

187. Социальная работа: Российский энциклопедический словарь. М.: Изд-во МГСУ «Союз», 1997.

188. Социальная сфера России. Ст. сб. М., 1996.

189. Социальное обеспечение в зарубежных странах. М.: Изд-во НОИИ труда, 1989.

190. Социальное обеспечение: вопросы, задачи и перспективы, Женева: МБТ, 2001.

191. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. Январь-май 2008г. Махачкала., 2008г.

192. Социология и психология труда.2-е изд., стереот. /Под ред.П.А. Зла-тина. М.: МГИУ, 2007.

193. Социология молодежи: проблемы политической культуры: Сб. статей / Сост. Бегинин В.И. Саратов: Изд-во Саратов, ун-та, 1994.

194. Стабилизация численности населения России (возможность и направления демографической политики). М., 2001.

195. Стратегия государственной молодежной политики Российской Федерации М., 2006.

196. Субкультуры и этносы в художественной жизни / Отв. ред. К.Б.Соколов. СПб: Изд-во «Дмитрий Буланин», 1996.

197. Сулемов A.B. Взаимоотношения политических партий и молодежных организаций в 70-80-х годах: Опыт и современные проблемы. М., 1993.

198. Торлопов В.А. Социальное государство в России: идеалы, реалии, перспективы. СПб: Изд-во РГГХУ им. А.И. Герцена, 1999.

199. Тоффлер А. Футурошок. М., 1997.

200. Традиционная культура и мир детства: Материалы международ, науч. конф. Ульяновск, 1994. - Часть I.

201. Ушаков М.В. Молодежь в современном российском обществе. М., 2001г.

202. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения М., 1968.

203. Федотова В.Г. Анархия и порядок в контексте российского посткоммунистического развития // Вопросы философии. 1998. - № 5.

204. Филиппов А. Социолог о молодежи. СПб., 1997. 6. Харчев А.Г. Социология воспитания: (О некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности). М.: Политиздат, 1990.

205. Ховрин А.Ю. Государственная молодежная политика: синтез патернализма и социального партнерства // Социально-гуманитарные знание. 2007. №1.

206. Цыкина Т.В. Региональная молодежная политика: проблемы ее реализации. Саратов: Три А, 2003.

207. Чирун СП. Молодежная политика в современном российском обществе. Кемерево, 2001.

208. Шевцова JI. Разгерметизация элиты // Ведомости. 2006. 31 июля. С4, Шербаков А.И. Мдинарадзе М.Г. Основы демографии и государственной политики народонаселения. М., 2005.

209. Шереги Ф.Э. Социология образования: прикладные исследования. М., 2001.

210. Шерер Ф.М., Д. Росс. Структура отраслевых рынков М.: Инфра-М,1997.

211. Шомина Е.С. Жители и дома: организация третьего сектора в жилищной сфере. М., 1999.

212. Шубан А. Россия-2020: будущее страны в условиях глобальных перемен. М., 2005.

213. Шутов Д.А. Социальные противоречия в условиях глобализма. М.,2004.

214. Щеглова Труд детей: права и гарантии защиты от эксплуатации // Человек и труд. 2003. №3.

215. Щегорцев A.A., Щегорцев В.А. Советская молодежь: эволюция политических взглядов. М., 1990.

216. Щербаков А.И. Производительность труда: проблемы и перспективы. М., 2004.

217. Экономика и общество. Сб. научных трудов. Пермь, 1998. Экономическая безопасность Российской Федерации: в 2т. СПб: Лань, 2001.

218. Экономические и социальные стратегии среднего класса. Московский центр Карнеги. М., 2002.

219. Ювенология и ювенальная политика в 21 веке: опыт комплексного междисциплинарного исследования. Под ред.Е.Г. Слуцкого. СПб., 2004.

220. Юдин В.П. Социальная защита: понятие, сущность, границы. Казань: Изд-во КГУ, 1995.

221. Яковец Ю.А. Формирование поколений XXI века в России. М.,2004.

222. Яковлев Л.С. Проблемы исторического опыта формирования молодого поколения в СССР (1961 1986). Саратов, 1991.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

Страница 1

Идейно-политическая ориентация движений гораздо шире, а цели намного конкретнее, чем у партий.

Существуют различные типы политических партий. Под типом партии в политологии понимается система ее существенных признаков, в которых выражаются социальная природа, идейная основа, главная социально-ролевая функция партии, особенности ее внутреннего устройства и преобладающий характер методов деятельности. Необходимо отметить, что в целом типология политических партий достаточно условна. В конкретной политической действительности партия может иметь характерные черты разных типов партий.

Типология (классификация) партий

По социальной направленности программы

и деятельности

Социал-демократические;либерально-демократические; коммунистические;

классовые; националистические; расовые;

фашистские; религиозные; государственно-патриотические; народные

По идейным основаниям деятельности

Доктринальные (защита своей идеологии);

прагматические (ориентирующиеся на практическую целе­сообразность действий); харизматические (объединяющиеся вокруг кон­кретного политического лидера)

По методам выполнения программы

Революционные (стремящиеся к радикальному качественному преобразованию общества);

реформаторские (стремящиеся к улучшению общественной жизни без резких структурных изменений)

По характеру политических действий

Реакционные; консервативные; умеренные;

радикальные; экстремистские

По представительству в высших органах

государственной власти и отношению

к официальной политике

Правящие; оппозиционные (легальные, полулегальные и нелегальные)

По месту в политическом спектре

Левые; центристские; правые

По стилю общения между партийными

лидерами и рядовыми членами

Демократические;

антидемократические

По организационной структуре

Парламентские (в качестве первичных образований выступают территориальные комитеты);

лейбористские (представляющие собой разновидность парламентских партий, допускающих коллективное членство, в том числе трудовых коллективов); авангардные (построенные на принципах демократического централизма и тер­риториально-производственного объединения своих членов)

По характеру членства

Кадровые (отличающиеся немногочисленностью, свободным членством, организационной рыхлостью); массовые (стремящиеся вовлечь в свои ряды большее число членов, упрочить связи, укрепить структуру)

По виду партийного руководства

Коллективного руководства; руководства с отчетливо выраженным верховенством лидера;

личностного руководства; консенсусного руководства

Это позволяет участвовать в движении людям, имеющим разные политические взгляды, но поддерживающим конкретную политическую цель, ради достижения которой создается и действует движение. Это же обусловливает способность движений приобретать большой размах.

У движений, как правило, отсутствует единая программа, устав. Они отличаются непостоянным числом участников, обычно не имеют сильного центра, единой структуры, дисциплины. Они опираются на неорганизованные массы, могут также поддерживаться различными общественными организациями и автономными ассоциациями некоторых партий. Ядром движений могут быть как самостоятельные инициативные группы, так и комитеты или комиссии, созданные партиями. В целом же основой движений являются солидарность и добрая воля их участников.


либерализм и неолиберализм, консерватизм и неоконсерватизм, марксизм и социал-демократизм.

Либерализм (от лат. ИЪегаНз - свободный) является одним из самых ранних и наиболее распространенных идейно-политических течений. Его идейно-теоретические корни и первые опыты практи ческого воплощения (в Англии и США) относятся к периоду борьбы против феодального способа производства, политической системы абсолютизма, духовного правления церкви (конец XVII- XVIII вв.), а творцами «классического» либерализма являются Локк, Вольтер, Кант, Монтескье, Смит, Джефферсон и др. Либерализм идеологически обосновал становление и формирование самостоя тельного индивида в лице нарождающегося буржуа. Ядро класси ческого либерализма составляют следующие положения:

существование неотъемлемых прав человека (на жизнь, свободу, собственность);

автономия индивидуальной воли;

договорной характер отношений между индивидом и госу дарством;

ограничение сферы влияния государства;

защита от государственного вмешательства в личную жизнь личности и свободу ее действий в рамках закона во всех сферах общественной жизни.

Основными принципами либерализма являются:

абсолютная ценность личности и ее стремление к свободе как социальной выгоде, то есть пользы для всего общества;

закон как сфера реализации свободы, закрепляющий равные права отдельного человека и других людей, и как гарантия безопасности;

господство закона, а не людей;

разделение власти как условие господства закона, независи мость судебной власти, подчинение политической власти судебной;

верховенство закона как инструмента социального контроля;

Приоритет прав человека над правами государства. Главной ценностью либерализма является свобода. Свобода

провозглашается ценностью во всех идеологических доктринах, однако ее конкретное толкование существенно различается. Свобода в либерализме - это свобода индивида от средневековой зависимости, от государства, от цехов. В политике требование свободы означало право действий по собственной воле и, прежде всего, право в полной мере пользоваться неотъемлемыми правами человека, ограниченными лишь свободой других.

Экономическая доктрина классического либерализма основы вается на нескольких положениях: право человека на собственность, свободный рынок, свободная конкуренция, независимость эконо мической деятельности от государства. В соответствии с этим госу дарство выполняет только одну функцию - охраны собственности, функцию «ночного сторожа».

Неолиберализм. Прежде всего, это касается нового понимания социальной и эко номической роли государства. К его функциям сторонники неоли берализма включили активную защиту свободы предпринима тельства, рыночных отношений, конкуренции от возрастающей угрозы монополизма в разных сферах. Эту роль государство выполняет путем принятия антимонопольного или антитрес товского законодательства, поддержкой мелких и средних предпри нимателей, предпринимателей-новаторов, которые подвергаются наибольшему риску.

Неолибералы начали вменять в обязанность государства разра ботку общей стратегии развития экономики и путей ее реализации. С признанием государства равноправным собственником сформи ровалась идея плюрализма форм собственности. Важнейшей функцией государства, как считают неолибералы, является социальная защита, особенно тех групп и слоев населения, которые испытывают значительные трудности.

Таким образом, различие между неолиберализмом и классичес ким либерализмом состоит в разном понимании роли государства. Если в прошлом либералы выступали против вмешательства государства в экономическую и социальную жизнь, то неолибералы отводят государству значительную роль в решении общественных проблем.

Сущность неолиберализма сводится к следующему:

1) частная собственность имеет справедливую социальную при роду, поскольку в ее создании, приумножении, охране принимают участие не только собственники;

2) государство вправе регулировать частнособственнические отношения. В связи с этим важное место в неолиберализме занимает проблема манипулирования производственно-рыночным механиз мом спроса и предложений в концепции планирования;

3) неолиберализм создает и реализует теорию соучастия работ ников в управлении (на производстве создаются наблюдательные советы за деятельностью администрации с участием работников);

провозглашаемая неолибералами концепция «государства благосостояния» предусматривает: каждому члену общества уста навливается прожиточный минимум; государственная политика должна способствовать экономической стабильности и предотвра щать социальные потрясения; одна из важнейших целей обществен ной политики - полная занятость населения;

провозглашена концепция социальной справедливости, которая основывается на принципе награды индивида за усердие и талант и одновременно учитывает необходимость перераспре деления общественного богатства в интересах незащищенных групп населения.

Консерватизм. Термин «консерватизм» имеет два основных значения: сохранение и поддержка того, что является для человека ценным; В течение длительного времени термин «консерватизм» в нашем обществе определялся как реакционное направление в политике и связывался с негативным оттенком, приверженностью ко всему застарелому неизменному в обществен ной жизни. Однако в последнее время к этому идейно-политичес кому течению появился стойкий интерес, стремление переосмыслить его идейные устои.

Основателем интеллектуальной консервативной традиции по праву считают Эдмунда Берка - ярого ненавистника Великой фран цузской революции. В дальнейшем видными представителями консерватив ной мысли были Ф. Де Шатобан, Б. Дизраели, О. Фон Бисмарк, И. А. Ильин и др. Все они противопоставляли устоявшиеся традиции, социальные институты, существовавшие в течение столетий общественные порядки идеям глубочайших потрясений, революционного низвержения всего того, что накапливалось веками. Коротко говоря, консерватизм - антипод революции. .

Нравственный абсолютизм, признание существования незыблемых нравственных идеалов и ценностей личности, которые должны формироваться всеми способами общественного и госу дарственного воздействия

Традиционализм - составляющий фундамент любого здоро вого общества. Общественные реформы должны опираться на созданные всеми прежними поколениями духовные традиции и цен ности. Связь с политическим реализмом. Политическая практика, счи тают консерваторы, не должна опираться на голые теоретические схемы. Реформы, которые проводятся в обществе, должны быть рассчитаны не на абстрактного человека, а на реальных людей, из плоти и крови, образ жизни которых, устоявшиеся привычки нельзя внезапно изменить без больших несчастий.

Позитивное отношение к идее равенства людей перед богом. Равенство существует в области морали и добродетели, возможно даже политическое равенство. Но консерватизм не приемлет социального равенства. Никакое общество немыслимо без иерархии и, следовательно, неравенства

Неоконсерватизм (Запад, серед. 70х, М. Фримен, Ф. фон Хайек

Сторонники неоконсерватизма сосредоточили внимание на таких глубинных процессах, как потребность экономики в ослаб лении государственного регулирования и поощрении предприни мательской инициативы, расширении сферы деятельности кон курентных рыночных отношений. Как идеология, особенно как политическое течение, неоконсерватизм синтезировал принципы либерализма (рынок, конкуренция и др.) с традиционными ценностями консерватизма (семья, культура, мораль, и др.). Социальной базой неоконсерватизма является «новый средний класс», заинтересованный во внедрении в экономику достижений научно-технической революции и формировании так называемого «молодого капитала», который получил развитие в современных сферах экономики - электроника, авиация и др.

Анализируя разные формы современного неоконсерватизма, политологи выделяются три его разновидности:

Либерально-консервативный, четко выраженный в Великобри тании и США. Эта форма неоконсерватизма утверждает максималь но тесные связи между рыночной экономикой, индивидуальной свободой и властью закона.

Христианско-демократический, в котором акцент сделан на ценности христианского морального порядка. В отличие от либе рально-консервативного, христианско-демократическая разновид ность утверждает государственное регулирование поведения людей, поддержку концепции организованного общества. В последние годы наблюдается сближение этих двух разновидностей (ХДС/ХСС в Германии).

3. Авторитарный, отстаивающий идею могущества государства, необходимого для защиты консервативных ценностей. За государ ством признается право вторгаться в экономику. Представителями этой формы неоконсерватизма считаются голлисты во Франции, организация Фианна файл в Ирландии и др.

Одним из наиболее влиятельных современных идейно-полити ческих течений, характерных для рабочего и демократического движения, является социал-демократия(Т. Мора, Т. Кампанеллы, Р. Оуэна, Ш. Фурье, А. Сен-Симона).

В середине XIX века попытку дать научное обоснование идеологии социализма предприняли К. Маркс и Ф. Энгельс, на базе учения которых сформировалось идеологическое течение - марк сизм. На протяжении нескольких десятилетий марксизм оставался идеологией рабочего класса и был связан с его движением.

Марксизм особое внимание уделял революционным методам перехода от капитализма к социализму, обоснованию диктатуры пролетариата.

В отличие от марксизма, социал-демократическая идеология исходит из приоритета постепенности исторической эволюции общества в сторону социализма, сохраняя при этом социальный и межгосударственный мир. Основоположниками социал-демокра тической идеологии являются Э. Бернштейн и К. Каутский. Они решительно пересмотрели важнейшие марксистские положения, которые уже не соответствовали, с их точки зрения, новым условиям борьбы пролетариата за свои права; ввели понятие «демократи ческий социализм», в котором аккумулировали систему своих взгля дов. В концепции демократического социализма они отбросили марксистское учение о кризисе капитализма и обнищании народных масс, а также необходимость пролетарской революции. Современные социальные институты стали настолько гибкие и спо собные к развитию, что они достойны не уничтожения, а дальней шего развития и совершенствования. Социалисты не стремятся захватывать власть насильственными способами, а будут исполь зовать лишь законные способы в борьбе за власть. Отказались они также и от тезиса диктатуры пролетариата, ибо классовая диктатура присуща, по их мнению, может быть только обществу с невысокой политической культурой.

В целом социал-демократия - сторонник социального про гресса. Она поддерживает такие требования трудящихся, как снижение безработицы, уровня инфляции, совершенствование социального законодательства, защита демократических и проф союзных прав и т. д. Однако единого проекта общественного устройства у нее пока нет. По словам В. Брандта, «социал-демо кратическое движение характеризуется многообразием подходов к социализму и отказом от какой-либо доминирующей модели».

Социал-демократы, особенно те, которые находятся во власти, сделали существенный вклад в дело создания развернутой системы социальной защищенности, которая регулируется государством. Так, в Швеции, где социал-демократы были у власти в течение многих десятилетий, рабочая неделя длится 40 часов, оплачиваемый отпуск - 5 недель; по больничному листу выплачивается 90% от зарплаты, причем больным лекарство отпускают по символической цене; жилье - на каждого шведа положена 1 комната и плюс - общая на семью; в школах бесплатные учебники, горячие завтраки. По затратам на образование Швеция занимает 1-е место в мире. Не случайно социал-демократические партии имеют много своих единомышленников не только среди работников, но и других широких слоев общества.

Вместе с тем ряд факторов серьезно подорвал влияние социал-демократии как идеологического течения. Неосуществимыми оказались многие положения доктрин «демократического социа лизма» и «общества всеобщего благосостояния». Социал-демократия оказалась неспособной дать адекватную оценку роли «среднего класса», социальных последствий научно-технической революции. Важную роль в ослаблении авторитета социал-демократии сыграл крах тоталитарных режимов, которые рассматривались обществен ным мнением как поражение близкой к социал-демократии идеологии.

Фашизм - (от итал. - связка, пучок, объединение) - крайне реакционное, антидемокртическое, правоэкстремистское идейно-политическое течение, направленное на установление открытой террористической диктатуры, жестокое подавление демократи ческих прав и свобод оппозиции и прогрессивных движений. Фашизм возник в 1919 году в Италии, а затем в Германии, Португа лии, Испании, Болгарии и других странах Центральной и Восточной Европы.

Фашистская идеология была своеобразной реакцией на все общий кризис, который охватил западное общество после Пер вой мировой войны. Дегуманизация труда, массовое переселение жителей деревни в город, политический кризис как следствие непринятия новых демократических режимов, злоупотребление и коррупция в демократических государствах, интеллектуальный и духовный кризис - все это способствовало расширению идеоло гии фашизма. В Германии, которая потерпела поражение в Первой мировой войне, для возникновения фашизма были и дополнитель ные причины: унижение, которое испытывала немецкая нация по поводу выплаты репараций странам-победителям. Именно в то время широко распространялись лозунги, согласно которым Герма ния «превыше всех» и «превыше всего», что быстро подогревало реваншистские настроения.

Черты фашизма:

1) безусловная доминанта национального интереса над какими-либо иными, то есть интернациональными или общечеловеческими;

2) утверждение особой миссии данного народа (избранного, согласно философии Ницше) в создании справедливого порядка либо во всем мире, либо, как минимум, в зоне «геополитических интересов» данного народа. Отсюда - принцип разделения мира на сферы влияния, что составляло важнейший элемент известного пакта стран фашистской «оси»;

) отвержение демократической системы как формы государ ственного устройства в пользу сильной диктаторской власти, каковая в интересах всей нации обеспечивает справедливый поря док и гарантирует благополучие всем слоям населения, включая малоимущих и нетрудоспособных (отсюда «социализм»);

) установление особого, национального кодекса нравственных и моральных принципов, решительное отрицание каких-либо общечеловеческих нравственных норм;

) утверждение принципов использования силы (военной силы, репрессивного режима страны и в зоне геополитических интересов данной нации) для подавления инакомыслия и тем более сопротив ления установленному порядку путем практических действий;

) безудержная демагогия как стиль пропаганды, то есть обраще ние к обыденным интересам простых людей и обозначение в за висимости от ситуации национального противника (люди другой расы, иных политических взглядов, иного вероисповедания и т. д.);

) культ харизматического лидера, вождя, каковой наделяется чертами прозорливости, данной свыше, безусловной преданностью национальным интересам, решительностью, неподкупностью и чувством безусловной справедливости в рамках национального кодекса нравственных принципов

И для современного фашизма (национал-социализма) одной из центральных идей является попытка перенести на общество право сильнейших, которое господствует в природе и соответствует законам природы, оправдывает власть сильнейших над слабыми. Такая идеология восхваляет войну, которая якобы сплачивает нацию, оправдывает территориальные претензии к другим народам, поощряет идею завоевания «жизненного пространства» и т. д.

настоящее время фашистская идеология значительно утратила свое влияние, хотя ее рецидивы встречаются в различных странах в виде расизма, антисемитизма и других учений и течений, утверж дающих расовое или национальное превосходство. Действия неофашистских групп и движений создавали и могут создать серьезную угрозу демократии в разных странах, служат источником политических кризисов и напряженности.

Итак, если иметь в виду современный спектр идейно-полити ческих течений, то на его правом крыле (с тенденцией к центру) находится консерватизм и неоконсерватизм, на левом (тоже с тенденцией к центру) - либерализм, неолиберализм, социал-демократия. Именно эти идейно-политические течения представ ляют важнейшие политические силы, которые определяют полити ческую жизнь в большинстве цивилизованных государств. Кроме них, в мире действуют и другие течения, оказывающие большее или меньшее влияние на происходящие политические процессы.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.