Маленькие сказочные существа. Расы мифологических существ

Добрый день уважаемые любители кино и просто случайно попавшие сюда читатели. Каждый блоггер знает, что необходимо как можно чаще поддерживать активность блога. Но вот незадача - сегодня самый скучный день . 13 июля 2013 года в мире кино ничего не происходит. В связи с таким скучным к тому-же дождливым днем, я немного отойду от темы. Если вы обратили внимание, в моем блоге есть статьи про мистические фильмы. В рамках раздела "" мы сегодня вспомним мифологию и проведем топ женских мифических существ.

Самое интересное, что слово "Банши " мне переводчик перевел как "дух, стоны которого предвещают смерть". В принципе перевод гугла уже раскрыл интригу этого существа. Такую даму лучше не злить, а то ее крик вам обещает недолгую жизнь.

Банши клевые, потому что они принадлежат к Ирландским мифам, а у ирландок прикольный акцент. Если-бы банши были на самом деле, они бы имели крик покруче Нуки из группы Слот (если кто в теме).

Дриады это души деревьев. Отсюда следует две новости. Первое, у деревьев есть души. Просто помню, я нечто такое сказал своей учительнице классе так в 3ьем, а та сказала, что нету у деревьев душ и влепила мне два балла. Надеюсь дриады отомстят моей невежественной в мифологии училке, ну или Банши крикнет ей на ухо.

Ах да, вторая новость. Дриады только женщины - значит все деревья женщины? Немного порыв информации, я нашел ответ на этот вопрос. Дриады принимают форму горячих цыпочек, а сами души бесполые.

Недостаток отношений с Дриадами в том, что они приросли к земле корнями и в кино с такой не сходишь. Зато они бессмертны, пока живо их дерево.

8. Мистическое существо: кентавр

Сразу хочу заметить, что кентавров-женщин практически не упоминают в кино или книгах - что за сексизм по отношению к этим существам? Древние греки не говорили, что Кентавры только мужики - да и как-бы тогда они размножались?

Кентавры довольно известны, чтобы о них рассказывать, но читать этот пост может кто угодно, поэтому: кентавры - это полулюди/полулошади. Кентаврам в наше время было-бы сложно жить. Кругом автомобили, да и курят то тут, то там. А капля никотина...

Гаргона очень древнее существо. По описанию она выглядит как женщина, если не считать змей вместо волос...

Самая известная Гаргона была Медуза-Гаргона, ну та, что пала от рук героя Персея. Я ранее думал, что Гаргона это имя медузы, но нет - выкусите, это название существа.

Гаргоны вымерли уже давно, наверное из за того, что превращали все подряд в камень. Или из за популяризации зеркал, ведь Гаргона может и себя превратить в камень если увидит отражение. Еще один момент на счет волос-змей, что творится у этих существ в зоне бикини? о.О

Закрывает верхнюю пятерку женских мистических существ очень интересный персонаж. Гарпии это крылатые красотки, которые любят воровать детей как ведьмы. Я не знаю, почему во многих фильмах Гарпий показывают монстрами с острющими зубами, когда Греки представляли их изящными девушками?

Гарпии обычно имели длинные роскошные волосы. Гарпия, в принципе, могла и не красть юного паренька, так как тот с радостью сам мог пожелать отправиться в гости к такой дамочке.. Самый минус от отношений с гарпией - ее острые птичьи когти. Спина будет расцарапана будь здоров.

Если проанализировать их пропорции крыльев и тела, то можно сделать вывод, что крылья гарпии не способны поднять тело женщины. Гарпии по факту оказались скорее как курицы, поэтому и вымерли наверное.

Змея? Вот как моя теща выглядела в молодости! Шучу, куда ей до изящества этой мистической змейки...

Все Ламии женщины, и все они представляют из себя демонических существ со змеиным хвостом вместо ног. Эти злобные твари способны принимать облик обычной женщины. Если вы встречали когда-то в своей жизни реальных сучек, может это были Ламии?

Как и гарпии, эти холодные девки падкие на юных парней. Вот только секс их не интересует (напомнить о змеином хвосте?), они предпочитают сожрать в прямом смысле юного парня.

Приманивают эти существа обычно мужское население, соблазняя их. Так что, если вас соблазняет девушка - подумайте дважды, может она окажется еще та змея. (блин, как жизненно - вот греки молодцы.)

Продолжаем змеиную тему. Их часто путают с существами вышеописанными, но, хоть у обоих видов есть змеиных хвост, Наги не демонические существа. Еще одно отличие: Наги бывают и мужиками - это полноценный биологический вид, и размножается он тоже биологически, следовательно бывают как самцы, так и самки. Как именно размножаются змеи, если честно, я не знаю... Хреновый из меня биолог.

Еще у Наг в отличии от Ламий 4 руки. Хоть Наги были всегда дружелюбны к людям, люди наверное их истребили, так как приняли за Ламий.

Сирены походу имеют нереально широкий диапазон голоса, так как приманивают моряков из далека. Интересным фактом является то, что легко можно перепутать женщину-сирену от мужика-сирены (о да, дорогие мои, есть и такие). Выходит, что сирены похожи на корейских проституток...

Вот и подошла к концу попытка преподнести скучную мифологию в забавном развлекательном стиле. Первое место топа достается Суккубу.

Суккубы типичный тип девушек, которые за секс получают все что угодно. Эти демонессы полностью аморально и бесстыдно соблазняют мужчин и делают из них рабов в аду. По легенде рабы Суккубов добывают адское золото, работая в адских шахтах (Ну хоть не в котле варятся как нам обещает католицизм...).

Суккубы обожают веселится и бывают только женщинами. Обычно демонессы соблазнительницы имеют маленькие рожки, копытца и крылья. Крылья не позволяют им летать, а скорее смягчают падение, когда Суккубы прыгают с камня на камень в аду.

Не ищите логики в раздаче мест - ее нет, это просто психологический прием привлечения внимания. Смотрим еще посты.

Каждому человеку знакомо понятие «мифические существа». В детстве все мечтают о чуде, дети искренне верят в прекрасных и добрых эльфов, честных и умелых крестных фей, умных и могущественных волшебников. Взрослым людям полезно иногда отрешиться от внешнего мира и унестись в мир невероятных легенд, где обитают магия и волшебные существа.

Типологии волшебных созданий

Энциклопедия и справочники дают приблизительно одинаковое объяснение термину «волшебные существа» - это персонажи, имеющие нечеловеческое происхождение, определенную магическую силу, которую они применяют как для добрых поступков, так и для злых.

Разные цивилизации имели своих характерных персонажей. Эти волшебные животные принадлежали к конкретному виду и роду, которые определялись, исходя из того, кем были их родители.

Люди старались классифицировать мистических персонажей. Наиболее часто они подразделяются на:

  • добрых и злых;
  • летающих, морских и живущих на земле;
  • полулюди и полубоги;
  • животные и гуманоиды и т. д.

Древние мифические существа классифицируются не только по описанию, но и в алфавитном порядке. Но это непрактично, т. к. в сборнике не учитывается их вид, стиль жизни и воздействие на человека. Самый удобный вариант классификации - по цивилизациям.

Образы древнегреческой мифологии

Греция - это колыбель европейской цивилизации. Древнегреческие мифы открывают дверь в мир немыслимых фантазий.

Чтобы понять всю самобытность культуры эллинов, нужно познакомиться с волшебными существами из их легенд.

  1. Дракайны - это рептилии или змеи женского пола, которые были наделены человеческими чертами. Самые известные дракайны - Ехидна и Ламия.
  2. Ехидна - это дочь Форкиса и Кето. Её рисовали в виде человекоподобного существа. У нее прекрасное, завораживающие девичьей красотой лицо и тело змеи. В ней совмещался подлый характер и красота. Вместе с Тифоном она произвела на свет множество разнообразных чудовищ. Интересен факт, что в честь Ехидны были названы млекопитающее, полностью покрытое иглами, и ядовитая змея. Они обитают на острове в океане, расположенном около Австралии. Миф о Ехидне - это одно из объяснений появления на Земле драконов.
  3. Ламия - царица Ливии, дочь Морского Владыки. Согласно мифу, она была одной из возлюбленных Зевса, за это её возненавидела Гера. Богиня превратила Ламию в чудовище, которое похищает детей. В Древней Греции ламиями именовали упырей и кровососущих, которые гипнотизировали юных девушек и парней, убивали их или выпивали из них кровь. Ламию рисовали женщиной со змеиным телом.
  4. Граи - богини старости, сёстры Горгон. Их имена Ужас (Энио), Тревога (Пефредо) и Дрожь (Дейно). С рождения они были седыми, у них был только один глаз на троих, поэтому пользовались они им по очереди. Согласно мифу о Персее, граи знали месторасположения Горгоны. Чтобы получить эту информацию, а также узнать, где достать шлем-невидимку, крылатые сандалии и сумку, Персей забрал у них глаз.
  5. Пегас - сказочный крылатый конь. В переводе из древнегреческого, его имя обозначало «бурное течение». Согласно мифу, никто до Беллерофонта не мог оседлать этого чудесного белого коня, который при малейшей опасности взмахивал огромными крыльями и уносился за облака. Пегас - любимец поэтов, художников и скульпторов. В его честь названы оружие, созвездие, лучепёрые рыбы.
  6. Горгоны - дочери Кето и её брата Фокиса. Мифология предполагает, что горгон было три: самая известная - Медуза Горгона и её две сестры Сфено и Эвриала. Они вызывали непередаваемый страх. У них были женские тела, покрытые чешуёй, змеи вместо волос, огромные клыки, тело. Все, кто смотрел им в глаза, превращались в камень. В переносном смысле слово «горгона» означает ворчливую и злую женщину.
  7. Химера - чудовище, анатомия которого была устрашающей и удивительной одновременно. Оно было трехголовым: одна - козья, вторая - льва, и вместо хвоста - голова змея. Зверь дышал, огнём уничтожая все, что попадалось ей на пути. Химера была олицетворением вулкана: на его склонах много зелёных пастбищ, наверху логово льва, у основания - змеиные кобла. В честь этого магического существа, были названы отряды рыб. Химера - прообраз горгулий.
  8. Сирена - демонический фольклорный персонаж женского пола, который был рожден от Мельпомены или Терпсихоры и бога Ахелоя. Сирену рисовали в виде полурыбы-полуженщины или полуптицы-полудевы. От своей матери они унаследовали красивую внешность и уникальный сладострастный голос, от отца - дикий нрав. Полубогини нападали на моряков, начиная петь, мужчины теряли разум, направляли свои корабли на скалы и погибали. Беспощадные девы питались телами моряков. Сирены - это музы потустороннего мира, поэтому их изображения часто наносили на надгробные скалы и памятники. Эти мифические существа стали прообразом для целого отряда мифических морских созданий.
  9. Феникс - популярный мифический персонаж, представлен в образе волшебной птицы, имеющей золотисто-алые перья. Феникс - это собирательный образ разных птиц: павлина, цапли, журавля и т. п. Наиболее часто его изображают в виде орла. Отличительным качеством этого сказочного крылатого персонажа было самосожжение и возрождение из пепла. Феникс стал показателем стремления человека к бессмертию. Он излюбленный поэтический символ света. В его честь было названо растение и одно из ярких небесных созвездий.
  10. Гекатонхейры (циклопы) - малоизвестные, но интересные волшебные великаны, внешне похожие на мужчин. Отличительной характеристикой гекатонхейров было в том, что они многоглазые. А на одном теле вмещалось пятьдесят голов. Они жили в подземельях, т. к. сразу после их появления на свет Уран для собственной безопасности заключил их в земле. После полного поражения титанов, гекотонхейры добровольно вызвались охранять вход в место заточения титанов.
  11. Гидра - ещё одно детище женского пола, которое, согласно мифам, было произведено Ехидной и Тифоном. Это опасное и ужасное существо, которое поражало своим описанием. У неё было девять драконьих голов и тело змеи. Одна из этих голов была не убиваемой, т. е. бессмертной. Поэтому она считалась непобедимой, т. к. когда ей отрезали голову на её месте вырастали ещё две. Монстр был постоянно голодным, поэтому она опустошала местные окрестности, сжигая посевы, убивая и поедая попадавшихся на пути животных. Она была огромных размеров: как только мифическое существо поднималось на хвосте, то её было видно далеко за пределами леса. Именем Гидры названо созвездие, спутник планеты Плутон и род кишечнополостные.
  12. Гарпии - доолимпийские существа, являющиеся дочерями Электры и Тавманта. Гарпии изображались как красивые на лицо девушки, имеющие длинные волосы и крылья. Они были постоянно голодные и благодаря своему происхождению неуязвимыми. Во время охоты гарпии спускались с гор в лесные чащи или в поля близ поселений, с пронзительными криками нападали на скот и пожирали животных. Боги посылали их в наказание. Мифические чудовища не давали людям нормально питаться, это происходило вплоть до того момента, пока человек не истощался и умирал. Название «гарпия» присуще крайне жадным, ненасытным, злым женщинам.
  13. Эмпуса - малоизвестная мифическая демонесса, живущая в потустороннем царстве. Она была привидением - вампиром с головой и телом женщины, а нижние конечности у неё были ослиными. Её особенность в том, что она могла принимать различные облики - милых и невинных дев, собак или лошадей. Древние люди считали, что она крала маленьких детей, нападала на одиноких путешественников и высасывала из них кровь. Чтобы прогнать Эмпусу, нужно иметь при себе специальный амулет.
  14. Грифоны - добрые мифические существа, т. к. в мифологии они олицетворяли неусыпное могущество и уникальную проницательность. Это животное с телом льва, огромными и мощными крыльями и головой орла. Глаза у грифона имели золотистый оттенок. Грифон имел простое функциональное назначение - охранять. Древние эллины считали, что эти создания - стражи золотых запасов Азии. Образ грифона, изображали на оружии, монетах и прочих предметах.

Североамериканские магические существа

Америка была колонизирована достаточно поздно. За это европейцы часто называли континент Новым Светом. Но если вернуться к историческим истокам, то и Северная Америк, также богата на канувшие в лету древнейшие цивилизации.

Многие из них безвозвратно исчезли, но разные мифические существа, известны и сейчас. Вот неполный список таковых:

  • Лечуза (Лечуса) - древние жители Техаса так называли ведьму-оборотня с женской головой и телом совы. Лечузы - девушки, которые в обмен на магические силы продали свои души дьяволу. Ночью они превращались в монстров, поэтому их часто видели летающими в поисках наживы. Существует ещё одна версия появления лечузы - это дух умерщвлённой женщины, которая возвращалась для мести. Лечусу сравнивали с такими представительницами древнего мира как гарпии и баньши.
  • Зубные феи - маленькие и очень добрые сказочные персонажи, образ которых активно используется и в современной западной культуре. Согласно легенде, свое название они получили из-за того, что они кладут ребёнку под подушку деньги или подарки взамен на выпавший зуб. Главная польза этого персонажа с крыльями в том, что они призывают ребёнка следить за своим внешним видом и компенсируют утрату зуба. Делать подарок фее можно было в любой день, кроме 25 декабря, т. к. на Рождество, такой подарок, повлечёт за собой смерть феи.
  • Ла Йорона - такое название получила призрачная женщина, оплакивающая своих детей. Её образ очень распространен в Мексике и прилегающих к ней североамериканских штатах. Ла Йорона изображается как бледная женщина в белом, блуждающая возле водоёмов и по пустынным улицам со свёртком в руках. Встреча с ней опасна, т. к. после этого у человека начинались проблемы. Этот образ был популярен у родителей, они запугивали своих непослушных детей, угрожая, что их может забрать Ла Йорона.
  • Кровавая Мери - если открыть атлас, то этот мистический образ связан со штатом Пенсильвания. Здесь появилась легенда, о маленькой и злобной старухе, жившей в чаще леса и занимающейся колдовством. В близлежащих селах и деревнях, начали пропадать дети. Один раз мельник выследил, как его дочь пришла к жилищу Кровавой Мэри. За это односельчане сожгли её на костре. Сгорая, она выкрикнула проклятие. После её смерти вокруг дома были найдены захороненные детские тела. Образ Кровавой Мэри использовался для гаданий в ночь Хэллоуина. В её честь назван коктейль.
  • Чихуатетео - таким словом в мифологии ацтеков называют редких существ, необычных женщин, умерших во время родов и ставших впоследствии вампирами. Роды - она из форм сражения за жизнь. По преданиям, чихуатео сопровождали мужчин-воителей на закате. А ночью они, подобно суккубам, соблазняли представителей сильной половины, высасывая из них энергию, а также похищали детей для утоления жажды. Для очарования и подчинения, чихуатетео могли практиковать магию и колдовские заговоры.
  • Вендиго - злые духи. В древнем мире, люди подразумевали под этим словом «всепоглощающее зло». Вендиго - рослое существо с острыми клыками, безгубым ртом, он ненасытен и черты его силуэта подобны человеческим. Они разделяются на небольшие группы и преследуют своих жертв. Люди, оказавшиеся в лесу, изначально слышат непонятные звуки, ища источник этих звуков, они могли увидеть только мелькающий силуэт. Поразить виндиго обычным оружием невозможно. Его берут только серебряные изделия, ещё он может быть уничтожен огнем.
  • Козлочеловек - гуманоид, который подобен сатиру или фавну. Он описывается как существо с человеческим телом и головой козла. По некоторым данным, его изображают с рогами. Рост до 3,5 м, он нападает на животных и людей.
  • Ходаг - сильное чудовище неопределенного рода. Его описывают как крупное животное, напоминающее носорога, но вместо рога у ходага ромбовидный отросток, благодаря которому сказочный персонаж видит только прямо. Согласно легенде, он питался бульдогами белого окраса. По другому описанию, у него костяные наросты в районе спины и головы.
  • Великий Змей - центральный религиозно-социальный символ племени майя. Змей связан с небесными светилами, по легенде он помогает пересекать пространство небес. Сброс старой кожи - это символика обновления и полноценного возрождения. Его изображали двухголовым. С рогами из его челюстей выходили духи предыдущих поколений.
  • Бейкок - яркий представитель мифологии индейцев рода чероки. Его представляли как истощенного мужчину с алыми огненными глазами. Он был одет в рубище или обычную охотничью одежду. Каждый индеец мог стать бейкоком, если он умер позорно, или совершил плохой поступок: ложь, убийство родных и т. п. Они охотились только на воинов, были быстры и безжалостны. Чтобы прекратить беспредел, нужно собрать кости бейкока и устроить нормальные похороны. Тогда монстр спокойно отправится на отдых в загробный мир.

Европейские мифические персонажи

Европа - огромный континент, который вмещает много разных государств и народностей.

Европейская мифология собрала в себе множество сказочных персонажей, которые связаны с древнегреческой цивилизацией и эпохой Средневековья.

Создание Описание
Единорог Волшебное существо в виде коня, изо лба которого выступает рог. Единорог - символ поисков и духовной чистоты. Огромную роль сыграл во многих средневековых сказаниях и легендах. Одна из них гласит, что когда за грех Адам и Ева были изгнаны из Эдемского сада, Бог предоставил выбор единорогу - уйти вместе с людьми или остаться в Раю. Он предпочёл первое, и за свое сочувствие был особенно благословлён. Алхимики сопоставляли стремительных единорогов с одним из элементов - ртутью.
Ундина В западноевропейском фольклоре ундины - духи молодых дев, покончивших жизнь самоубийством из-за неразделенной любви. Их настоящие имена скрывались. Они похожи на сирен. Ундины отличались красивыми внешними данными, роскошными, длинными волосами, которые они часто расчесывали на прибрежных камнях. В некоторых легендах ундины были подобны русалкам, вместо ног у них был рыбий хвост. Скандинавы верили, что попавшие к ундинам не находили путь обратно.
Валькирии Известные представительницы скандинавской мифологии, помощницы Одина. Сначала они считались ангелами смерти и духами сражений. Позже их изображали как щитоносец Одина, дев с золотыми кудрями и светлой кожей. Они служили героям, подавая напитки и еду в Вальхалле.
Банши Мифологические существа из Ирландии. Плакальщицы, одетые в плащи серого цвета, с ярко-красными от слез глазами и белыми волосами. Их язык непонятен для человека. Её плач - это рыдания ребенка, смешанные с волчьим воем и криком гусей. Она умеет менять облик из бледнокожей девушки на уродливую старуху. Банши охраняют представителей древних родов. Но встреча с существом предвещала скорую смерть.
Хюльдра Юная девица из рода троллей, светловолосая, необычайной красоты. Название «хюльдра» означает «скрывающаяся». По традиции её причисляют к нечистой силе. От обычных женщин хюльдру отличал коровий хвост. Если над ней проводили обряд крещения, то она теряла свой хвост. Хюльдра мечтала породниться с человеком, поэтому заманивала мужчин. После знакомства с ней мужчина становился потерянным для мира. Представители мужского пола обучали их разным ремеслам в т. ч. игре на музыкальных инструментах. Некоторым удавалось родить ребенка от мужчины, тогда они обретали бессмертие.

Во все времена люди пытались дать объяснение тому, чем они не могли управлять и во что вмешиваться. Так появилось множество легенд и мифологических персонажей. Разные народы имели приблизительно одинаковое представление о волшебных существах. Поэтому русалочка и ундина, банши и Ла Йорона, идентичны.

10 мифических существ, правда ли они существовали? Как говорится, в каждой шутке присутствует правда. Так же можно сказать и про мифы, которые считаются выдумкой, ведь и в них существует частица реальности. Это только на первый взгляд кажется, что все мифические создания, такие как циклопы, единороги и прочие, были выдуманы в далёкой древности. Приглядевшись внимательнее к этим загадочным животным, можно понять, что люди лишь немного приукрасили существующих в прошлом созданий, и сочинили про них мифы. Вот и разберем 10 мифических существ, и посмотрим, откуда же появились эти легенды.

1. Единороги (Эласмотерии)

Наверное, не встретишь человека, который не представляет себе, как выглядит единорог. Даже маленькие дети прекрасно знают, что единороги – это лошади, изо лба которых торчит один рог. Эти животные всегда ассоциировались с целомудрием и духовной чистотой. Почти во всех мировых культурах единороги описывались в легендах и мифах.

Первые изображения этих необычных созданий были найдены в Индии более 4 тысяч лет назад. Следом за индийским народом единорогов стали описывать в легендах на западе Азии, а затем и в Греции, и в Риме. В пятом веке до нашей эры единороги начали описываться и на Западе. Что самое удивительное, в древности этих животных считали вполне реальными, а мифы выдавали за истории, произошедшие с людьми.

Больше всего из существовавших на свете животных на единорогов похожи эласмотерии. Эти животные обитали в степях Евразии и напоминали наших носорогов. Их сфера обитания находилась чуть южнее, чем у шерстистых носорогов. Это происходило в ледниковый период, в то же время зафиксированы первые наскальные изображения эласмотериев.

Напоминали эти животные наших лошадей, только у эласмотериев был длинный рог на лбу. Исчезли они в тот же период времени, что и остальные обитатели мегафауны Евразии. Однако некоторые учёные до сих пор считают, что эласмотериям удалось выжить и просуществовать ещё долгое время. Именно по их образу и сложили эвенки легенды о быках с чёрным окрасом и большим рогом на лбу.

2. Драконы (Магалания)

В народном творчестве встречается немало рассказов о драконах и их разновидностях. В зависимости от культуры народа менялся и образ этих мифических животных. Так, в Европе драконов описывали, как больших существ, живущих в горах и выдыхающих огонь. Такое описание является для большинства людей классическим. Однако в Китае эти животные описывались совершенно по-другому, и больше напоминали огромных змей. В большинстве случаев в легендах драконы обозначали серьёзное препятствие, которое требовалось побороть, чтобы получить щедрую награду. Также считалось, что победив дракона и, вторгнувшись в его туловище, можно было получить вечную жизнь. То есть, дракон обозначал одновременно и возрождение, и временную смерть.

В мифологических рассказах упоминания о драконах, скорее всего, появились из-за найденных останков динозавров, которые ошибочно были приняты за кости мифических животных. Конечно, легенды о драконах появились не беспочвенно, и в реальности существовали животные, которые послужили поводом для появления мифов.

Самые крупные наземные ящеры, известные в научной сфере, назывались магаланиями. Жили они в плейстоценовой эпохе в Австралии. Доказано, что существовали они с 1,6 млн до 40 000 лет назад. Питались магалании исключительно млекопитающими, причём размеры добычи не имели значения. Местом их обитания являлись негустые леса и травянистые саванны.

Считается, что некоторым разновидностям магаланий удалось дожить до того времени, когда появились древние люди. Оттуда и появились изображения огромных ящеров, длина которых могла достигать до 9 метров, а масса до 2200 килограмм.

3. Кракены (Огромные кальмары)

Исландские моряки с древних времён описывали ужасных монстров, которые напоминали головоногих моллюсков. Именно от моряков тех времён пошли рассказы, о чудовище под названием кракен. Первое упоминание об этом животном зафиксировал натуралист из Дании. По его описаниям это животное было размером с плавучий остров, и обладало такой силой, что могло затянуть своими щупальцами на дно самый громоздкий военный корабль. Также покорители морей боялись водоворотов, которые возникали при резком погружении кракена под воду.

Многие учёные в наши дни убеждены, что кракены существуют до сих пор. Только называют их большими кальмарами и не находят в них ничего мифического. Также имеются подтверждения о жизнедеятельности этих животных, от большого количества рыбаков. Споры ведутся лишь о размерах моллюска. Так, совсем недавно в южных морях учёным удалось обнаружить огромного кальмара, размер которого составлял примерно 14 метров. Также утверждают, что этот моллюск помимо обычных присосок имел заострённые когти на концах щупальцев. Встретившись с таким монстром, даже человек нашего времени мог бы испытать испуг. Что же говорить о средневековых рыбаках, которые в любом случае сочли бы огромного кальмара за мифическое создание.

4. Василиски (Ядовитые змеи)

О василисках существует много легенд и рассказов. В них эти монстры чаще всего описывались, как змеи невообразимых размеров. Яд василиска был смертелен для любого живого существа. Рассказы об этом животном были ещё в первом веке до нашей эры. Однако в то время василиском называли маленькую, тридцати сантиметровую змейку, на голове которой было белое пятнышко. Чуть позже, в III веке василиск приобрёл новый образ и описывался, как пятнадцати сантиметровая змея. Спустя полвека многочисленные авторы легенд стали добавлять василискам всё новые детали, делая из обычной змеи чудовище. Так, у него появилась чёрная чешуя, которая располагалась по всему телу, большие крылья, когти, как у тигров, орлиный клюв, изумрудные глаза и хвост ящерицы. В некоторых случаях василискам даже «одевали» красную корону. Именно о таком существе слагались легенды в Европе тринадцатого века.

Современные учёные выдвигают логичную версию о том, что василиск – это прообраз каких-то видов змей. К примеру, это могла быть всем известная кобра. Довольно свирепое поведение этой змеи, а также способность раздувать капюшон и плевать яд, вполне могли вызвать в головах древних писателей бурную фантазию.

В древнем Египте василиска считали гадюкой с рогами. Именно так он изображался в иероглифах. Многие считают, что это и послужило поводом, для разговоров о короне на голове змеи.

5. Кентавры (Всадники на лошадях)

Разговоры о кентаврах дошли до нас из древней Греции. Их описывали, как существ с лошадиным телом, но при этом с человеческим торсом и головой. Также упоминалось, что кентавры были смертными, как и обычные люди. Встретить их было можно лишь в чаще леса или высоко в горах. Обычные люди опасались этих существ, так как считалось, что кентавры были буйными и несдержанными. В мифологии кентавров описывали по-разному, утверждая, что некоторые из них делились своей мудростью и опытом с людьми, уча и наставляя их. Другие же кентавры были настроены враждебно и постоянно воевали с обычным народом.

Считается, что выдумали этих созданий, люди из кочевых племён, живших на севере. Несмотря на то, что в то время уже существовала цивилизация, и люди научились ездить верхом на лошадях, в некоторых местах об этом не подозревали. Так, первые упоминания о кентаврах приписывают скифам, таврам и касситам. Племена эти жили за счёт скотоводства, в особенности они выращивали свирепых и огромных быков, от которых и был взят нрав для кентавра.

6. Грифоны (Протоцератопсы)

Грифонов описывали, как существ с телами львов и головой, как у орлов. К тому же у этих созданий были огромные и размашистые крылья, большие когти, а также львиные хвосты. В некоторых случаях крылья у грифонов были золотистого цвета, в других же историях они были белоснежными. Характер грифонов описывался неоднозначно: иногда они были воплощением зла, которое невозможно было ничем сдержать, а также они могли быть мудрыми и добрыми покровителями, отвечающими за справедливость.

Первые упоминания об этих мифических животных также появились в древней Греции. Считается, что жителям этой страны о диковинных зверях поведали скифы из Алтая, искавшие в пустыне Гоби золото. Бродя по песчаным просторам, эти люди случайно нашли останки протоцератопса и приняли его за невиданное существо.

В наши дни учёные установили, что описание грифона почти идентично динозаврам этого вида. К примеру, совпадал размер ископаемого и присутствие клюва. К тому же протоцератопсы имели роговой нарост на затылке, который мог со временем распасться и стать похожим на уши и крылья. Это и послужило поводом для появления грифонов во всевозможных мифах и легендах.

7. Снежный человек (Гигантопитек)

У снежного человека имеется огромное количество разных названий. В каких-то местах его знают, как йети, в других бигфут или саскоч. Однако по описаниям снежный человек почти везде одинаковый. Его представляют, как существо подобное человеку, но большого размера. Оно полностью покрыто шерстью и обитает лишь в горах или чащах лесов. Научного доказательства существования этого существа нет, хотя легенды о том, что оно бродит в лесах, существуют и в наше время.

Люди, рассказывающие о своих встречах с йети, утверждают, что у этих монстров мускулистое тело, заострённый череп, непропорционально длинные руки, короткая шея и увесистая, выпирающая нижняя челюсть. Цвет шерсти все описывают по-разному, кому-то она показалась рыжей, кому-то белой или чёрной. Встречались даже особи с седым покровом.

До сих пор среди учёных ведутся споры о том, к какому виду можно отнести снежного человека. Среди правдоподобных предположений есть такое, что это существо является млекопитающим, которое состоит в родстве с человеком и приматом. Появилось оно на свет в доисторический период и каким-то образом смогло выжить. Также есть мнение, что снежный человек – выходец с другой планеты, то есть внеземная форма жизни.

На сегодняшний день большинство мнений сходятся в том, что йети никто иные, как разновидность гигантопитеков. Эти животные являлись человекоподобными обезьянами, рост которых мог достигать до 4 метров.

8. Морской змей (Сельдяной король)

Упоминания о встречах с морским змеем встречаются по всему миру. Как утверждали очевидцы – это мифическое создание напоминало змею и имело большие размеры. Голова у змея была похожа на драконью пасть, в других же источниках она напоминала лошадиную.

Образ морского змея мог возникнуть у людей не только древнего, но и современного мира после встреч с сельдяным королём или с ремень-рыбой. Из-за своей принадлежности к ремнетелым рыбам, сельдяной король обладает лентовидной формой. Однако поражает лишь длина тела, она может достигать до 4 метров. Высота туловища же обычно не превышает 30 см. Конечно, встречаются и более крупные особи, вес которых достигает 250 килограмм, но это большая редкость.

9. Корейские драконы (Титанобоа)

Даже по названию дракона можно понять, что выдумали его в Корее. При этом существо наделили такими чертами, которые характерны именно для этой страны. Корейский дракон представлял собой змеевидное создание, не имеющее крыльев, но зато с большой и длинной бородой. Несмотря на то, что в большинстве стран мира эти животные описывались, как огнедышащие существа, разрушающие всё на своём пути, корейский дракон был миролюбивым созданием. Они были защитниками рисовых полей и водоёмов. Также в Корее верили, что их мифический дракон способен вызвать дождь.

Появление столь удивительного создания подтверждено наукой. В не столь далёком прошлом учёным удалось обнаружить останки змея огромных размеров. Именно этому существу, обитавшему на земле в период с 61,7 до 58,7 млн лет до нашей эры, было дано название Титанобоа. Размеры этой змеи были просто колоссальными – взрослая особь имела длину около 13 метров и весила при этом больше 1 тонны.

10. Циклопы (Карликовые слоны)

Поверья о циклопах пришли из древней Греции. Там они описывались, как человекоподобные существа, имеющие большой рост и всего один глаз. Циклопы упоминались во многих мифах, где их описывали, как агрессивно настроенных созданий, обладающих нечеловеческими силами. В те времена циклопов считали целым народом, проживающим отдельно от всего человечества.

С научной точки зрения, легенды о циклопах появились из-за карликовых слонов. Находя останки этих животных, люди могли принять центральное отверстие на голове слона, за глазницу циклопа.

Теперь мы знаем первооснову и понимаем, какие мифические существа имелись ввиду, когда говорилось о единорогах, драконах и циклопах. Возможно и для других мифов можно найти вполне реальное обоснование?

Домовой — у славянских народов домашний дух, мифологический хозяин и покровитель дома, обеспечивающий нормальную жизнь семьи, плодородие, здоровье людей, животных. Домового стараются подкармливать, оставляют ему на кухне на полу отдельное блюдечко с угощением и водой (или молоком) Домовой, если любит хозяина или хозяйку, не только не причиняет им зла, но и охраняет домашнее благополучие. В противном же случае (что бывает чаще) он начинает пакостить, ломает и прячет вещи,покушается на лампочки в ванной, создает непонятный шум. Может "душить" по ночам хозяина садясь на грудь хозяина и парализуя его. Домовой может менять облик и преследовать своего хозяина при переезде.

Нефилимы (наблюдатели - "сыны Божие") описаны в книге Еноха. Они являются падшими ангелами. Нифилимы были физическими существами, они обучали людей запретным искусствам и взяв в жены жен человеческих рождали новое поколение людей. В Торе и нескольких неканонических еврейских и ранних христианских письмах, нефилим - nephilim означает "которые заставляют других пасть". Нефилимы были гигансткого роста, сила их была огромна как и аппетит. Они стали проедать все человеческие ресурсы, а когда те кончались, могли напасть и на людей. Нефилимы стали воевать и угнетать людей, что явилось огромными разрушениями на земле.

Абаасы - в фольклоре якутских народов, огромное каменное чудовище с железными зубами. Живет в лесной чащобе подальше от людей глаз или под землей. Рождается оно из камня черного цвета, похожего на ребенка. Чем старше он становится тем камень больше похож на ребенка. Сначала каменный ребенок ест все тоже, что едят люди, но когда вырастает он начинает есть самих людей. Иногда упоминаются как антропоморфные одноглазые, однорукие, одноногие чудовища ростом с дерево. Абаасы питаются душами людей и животных, искушают людей, насылают несчастия и болезни, могут лишить рассудка. Часто родственники больного или умершего приносили в жертву Абаасы животное, как бы обменивая его душу на душу человека, которой они угрожают.

Абраксас - Абрасакс имя космологического существа в представлениях гностиков. В раннюю эпоху христианства, в 1—II веках, возникало много еретических сект, пытавшихся сочетать новую религию с язычеством и иудаизмом. По учению одной из них, все сущее зарождается в некоем высшем Царстве света, из которого исходят 365 разрядов духов. Во главе духов стоит Абраксас. Его имя и изображение часто встречаются на геммах и амулетах: существо с человеческим туловищем и петушиной головой, вместо ног — две змеи. В руках Абраксас держит меч и щит.

Баку - "Пожиратель снов" в японской мифологии добрый дух, поедающее плохие сны. Его можно вызвать, если написать его имя на бумажке и положить ее под подушку. В одно время изображения Баку висели в японских домах, а его имя было написано на подушках. Верили, что если Баку заставить съесть дурной сон, то он имел силу превратить сон в удачный.
Есть рассказы, где Баку выглядит не очень добрым. Съедая все сны и мечты, он лишал спящих благоприятных воздействий, а то и вовсе лишал их сна.

Алконост (алконст) — в русском искусстве и легендах райская птица с головой девы. Часто упоминается и изображается вместе с другой райской птицей Сирин. Образ Алконоста восходит к греческому мифу о девушке Алкионе, превращённой богами в зимородка. Самое раннее изображение Алконоста встречается в книжной миниатюре XII века. Алконст безопасное и редкое существо живущие ближе к морю.По народному сказанию, утром на Яблочный Спас прилетает в яблоневый сад птица Сирин, которая грустит и плачет. А после полудня прилетает в яблоневый сад птица Алконост, которая радуется и смеётся. Птица смахивает с крыльев живую росу и преображаются плоды, в них появляется удивительная сила — все плоды на яблонях с этого момента становятся целительными

Абнауаю-- в абхазской мифологии («лесной человек»). Гигантское свирепое существо, отличающееся необычайной физической силой и яростью. Все тело Абнауаю покрыто длинной шерстью, похожей на щетину, у него огромные когти; глаза и нос - как у людей. Обитает в дремучих лесах (существовало поверье, что в каждом лесном ущелье живёт один Абнауаю). Встреча с Абнауаю опасна, у взрослого Абнауаю на груди у него топорообразный стальной выступ: прижимая к груди жертву, он рассекает её пополам. Абнауаю заранее знает имя охотника или пастуха, с которым он встретится.

Цербер (Дух преисподней) — в греческой мифологии огромный пёс Подземного царства, охраняющий вход в загробную жизнь.Чтобы души умерших могли войти в подземное царство, они должны принести Церберу дары — мёд и ячменное печенье. Задача Цербера — не допускать в царство мёртвых живых людей, желающих вызволить оттуда своих возлюбленных. Одним из немногочисленных живых людей, которым удалось проникнуть в подземное царство и выйти из него невредимым, был Орфей, игравший прекрасную музыку на лире. Одним из подвигов Геракла, которые ему приказали совершить боги, было вывести Цербера в город Тиринф.

Грифон - крылатые чудовища с львиным туловищем и головой орла, стражи золота в разных мифологиях. Грифоны, грифы, в греческой мифологии чудовищные птицы с орлиным клювом и телом льва; они. - «собаки Зевса» - стерегут золото в стране гипербореев, охраняя его от одноглазых аримаспов (Aeschyl. Prom. 803 след.). Среди сказочных обитателей севера - исседонов, аримаспов, гипербореев, Геродот упоминает и Грифонов (Herodot. IV 13).
Свои грифоны есть и в славянской мифологии. В частности известно, что они охраняют сокровища Рипейских гор.

Вуивр, Вуивра. Франция. Король, или королева змей; во лбу - сверкающий камень, ярко-красный рубин; облик огненного змея; хранитель подземных сокровищ; можно увидеть летящим по небу летними ночами; обиталища - заброшенные замки, крепостях, донжоны и др.; его изображения - в скульптурных композициях романских памятников; когда купается, камень оставляет на берегу, и кто исхитрится завладеть рубином, станет сказочно богатым - получит часть подземных сокровищ, которые охраняет змей.

Дубовики - в кельтской мифологии злые волшебные существа, живущие в кронах и стволах дубов.
Каждому человеку, проходящему мимо их жилища, они предлагают вкусные кушанья и подарки.
Ни в коем случае не следует брать у них еду, а тем более пробовать её на вкус, поскольку пища, приготовленная дубовиками, очень ядовита. По ночам дубовики нередко отправляются на поиски добычи.
Следует знать, что проходить мимо недавно срубленного дуба особенно опасно: дубовики, обитавшие в нём, рассержены и могут натворить немало бед.

Чёрт (в старом правописании «чорт») — злой, игривый и похотливый дух в славянской мифологии. В книжной традиции, согласно Большой советской энциклопедии, слово чёрт является синонимом для понятия бес. Черт социален и чаще всего выходит на охоту с группами чертей. Черта привлекают пьющие люди. Когда черт находит такого человека, он старается сделать все, чтоб человек пил еще больше доводя его до состояния полного безумия. Сам процесс их материализации, известный в народе как «напиться до чертиков», красочно и детально описан в одном из рассказов Владимира Набокова. «Длительным, упорным, одиноким пьянством, - сообщал знаменитый прозаик, - я довел себя до пошлейших видений, а именно: я начал видеть чертей». Если человек бросает пить, черт начинает чахнуть не получая ожидаемой подпитки.

Ырка в славянской мифологии - злой ночной дух с глазами на темном лице, светящимися как у кошки, особенно опасен в ночь на Ивана Купалу и только в поле, потому что лешие не пускают его в лес. Им становится самоубийца. Нападает на одиноких путников, выпивает у них кровь. Укрут, его помощник, приносит ему шалунов в мешке, у которых Ырка выпивал жизнь. Очень боится костра, к огню не подходит. Чтобы спастись от него, нельзя оглядываться, даже если окликают знакомым голосом, не отвечать ничего, сказать трижды "чур меня" или прочесть молитву "Отче наш".

Сульде «жизненная сила», в мифологии монгольских народов одна из душ человека, с которой связана его жизненная и духовная сила. Сульде правителя является духом — хранителем народа; его материальное воплощение — знамя правителя, которое само по себе становится объектом культа, оберегается подданными правителя. Во время войн для поднятия ратного духа армии Сульде-знамёнам приносились человеческие жертвы. Особо почитались Сульди-знамена Чингисхана и некоторых других ханов. Персонаж шаманского пантеона монголов Сульде-тенгри, покровитель людей, по-видимому, связан генетически с Сульде Чингисхана.

Анзуд - в шумеро-аккадской мифологии божественная птица, орел с львиной головой. Анзуд - посредник между богами и людьми, одновременно воплощая доброе и злое начала. Когда бог Энлиль снял во время умывания свои инсигнии, Анзуд украл таблички судеб и улетел с ними в горы. Анзуд хотел стать могущественнее всех богов, но своим поступком нарушил ход вещей и божественных законов. В догонку за птицей пустился бог войны Нинурта. Он выстрелил в Анзуда из лука, но таблички Энлиля исцелили рану. Нинурте удалось поразить птицу только со второй попытки или даже с третьей попытки (в различных версиях мифа по разному) .

Баг - в английской мифологиии духи. Согласно легендам, баг - «детское» страшилище, даже в наше время англичанки пугают им своих детей.
Обычно эти существа имеют вид косматых чудищ со спутанной клочковатой шерстью. Многие английские дети верят, что баги могут проникнуть в комнаты, воспользовавшись открытыми печными трубами. Однако, несмотря на довольно устрашающую внешность, эти существа совершенно не агрессивны и практически безвредны, поскольку у них нет ни острых зубов, ни длинных когтей. Напугать они могут только одним способом - скорчив страшную уродливую рожу, растопырив лапы и подняв шерсть на загривке.

Альрауны - в фольклоре европейских народов крохотные существа, обитающее в корнях мандрагоры, очертания которых напоминают собой человеческие фигурки. Альрауны дружелюбны к людям, однако не прочь подшутить, порой -весьма жестоко. Это оборотни, способные перекидываться в кошек, червей и даже в маленьких детей. Позже альрауны поменяли образ жизни: им настолько понравились тепло и уют в людских домах, что они стали переселяться туда. Перед тем как перебраться на новое место, альрауны, как правило, испытывают людей: рассыпают по полу всякий мусор, кидают в молоко комья земли или куски коровьего кизяка. Если люди не выметают мусора и выпивают молоко, альраун понимает - здесь вполне можно обосноваться. Прогнать его практически невозможно. Даже если дом сгорел, и люди куда-либо переезжают, альраун следует за ними. К Альрауну нужно было относиться с большой заботой из-за его волшебных свойств. Надо было обертывать или одевать его в белые одежды с золотым поясом, купать каждую пятницу, и держать в коробке, иначе Альраун, начинал вопить для внимания. Альрауны использовались в волшебных ритуалах. Предполагалось так что что они приносят большую удачу, на подобии талисмана - четырехлистника. Но владение ими несло риск судебного преследования в колдовства, и в 1630 три женщины были казнены в Гамбурге по этому обвинению. Из-за большого спроса на Альраунов они часто вырезались из корней брионии, так как подлинные мандрагоры было трудно найти. Они были экспортированы из Германии в различные страны, в том числе и в Англию, времен господства Генри VIII.

Власти - в христианских мифологических представлениях ангельские существа. Власти могут быть как благими силами, так и приспешниками зла. Среди девяти ангельских чинов власти замыкают вторую триаду, в которую кроме них входят еще господства и силы. Как сказано у Псевдо-Дионисия, "наименование святых Властей знаменует равный Божественным Господствам и Силам, стройный и способный к принятию Божественных озарений Чин и устройство премирного духовного владычества, не употребляющее самовластно во зло дарованные владычественные силы, но свободно и благочинно к Божественному как само восходящее, так и других свято к Нему приводящее и, сколько возможно, уподобляющееся Источнику и Подателю всякой власти и изображающее Его... в совершенно истинном употреблении своей владыческой силы".

Гаргулья - плод средневековой мифологии. Слово «гаргулья» происходит от старофранцузского gargouille - глотка, и своим звучанием имитирует булькающий звук, возникающий при полоскании горла. Гаргульи восседающие на фасадах католических соборов представлялись двойственно. С одной стороны они были как древние сфинксы охранными статуями, способными в момент опасности оживать и защищать храм или особняк, с другой стороны, когда их размещали на храмах этим показывалось, что из этого святого места бежит вся нечисть, так как она не может вынести храмовой чистоты.

Гримы - по средневековым европейским поверьям обитали на всей территории Европы. Чаще всего их можно увидеть на старых кладбищах, расположенных вблизи церквей. Поэтому страшных существ ещё называют церковными гримами.
Эти монстры могут принимать разнообразные обличья, но чаще всего они превращаются в огромных собак с угольно-черной шерстью и светящимися в темноте глазами. Увидеть страшилищ можно только в дождливую или пасмурную погоду, обычно они появляются на кладбище ближе к вечеру, а также днём во время похорон. Они часто воют под окнами заболевших людей, предвещая их скорую кончину. Нередко какой-нибудь грим, не боящийся высоты, забирается ночью на церковную колокольню и начинает звонить во все колокола, что в народе считается очень нехорошей приметой.

Шогготы - существа упоминаемые в известной мистической книге "Аль Азиф" известной более как "Некрономикон", написанной сумасшедшим поэтом Абдул Альхазредом. Примерно треть книги, посвящена управлению шогготами, которых представляют как бесформенных "угрей" из пузырей протоплазмы. Древние боги создали их в качестве слуг, но шогготы, обладая разумом, быстро вышли из подчинения и с тех пор действуют по собственной воле и ради своих странных непонятных целей. Говорят, что эти сущетсва часто возникают в наркотических видениях, но там они не подаются контролю человека.

Ювха, в мифологии туркмен и узбеков Хорезма, башкир и казанских татар (Юха) демонический персонаж, связанный с водной стихией. Ювха - прекрасная девушка, в которую превращается, прожив много (у татар - 100 или 1000) лет, Согласно мифам туркмен и узбеков Хорезма, Ювха выходит замуж за человека, поставив ему предварительно ряд условий, например не смотреть, как она расчёсывает волосы, не гладить по спине, совершать омовение после близости. Нарушив условия, муж обнаруживает змеиную чешую на её спине, видит, как, расчёсывая волосы, она снимает голову. Если не погубить Ювху, она съест своего мужа.

Упыри - (рус.; укр. упирь, белорус. ynip, др.-рус. Упирь), в славянской мифологии мертвец, нападающий на людей и животных. По ночам Упырь встаёт из могилы и в облике налитого кровью мертвеца или зооморфного существа убивает людей и животных, высасывает кровь, после чего жертва или погибает или сама может стать Упырем. По народным поверьям, упырями становились люди, умершие "неестественной смертью" - насильственно убиенные, спившиеся пьяницы, самоубийцы и также колдуны. Считалось, что земля не принимает таких мертвецов и потому они вынуждены скитаться по миру и причинять вред живым. Подобных покойников хоронили вне кладбища и подальше от жилья.

Шаркань, в венгерской мифологии дракон со змеевидным телом и крыльями. Можно разграничить два слоя представлений о Шарканье. Один из них, связанный с европейской традицией, представлен преимущественно в сказках, где Шаркань - свирепое чудовище с большим количеством (три, семь, девять, двенадцать) голов, противник героя в битве, часто - обитатель волшебного замка. С другой стороны, известны поверья об одноголовом Шарканье как об одном из помощников колдуна (шамана) талтоша.

Феникс - бессмертная птица олицетворяющая цикличность мира. Феникс покровитель юбилеев, или больших временных циклов. Геродот излагает с подчеркнутым скептицизмом первоначальную версию легенды:
"Есть там другая священная птица, имя ей Феникс. Сам я никогда ее не видел, кроме как нарисованной, ибо в Египте она появляется редко, один раз в 500 лет, как говорят жители Гелиополиса. По их словам, она прилетает, когда умирает ее отец (то есть она сама) Ежели изображения верно показывают ее размеры и величину и наружность, оперение у нее частью золотистое,частью красное. Облик ее и размеры напоминают орла." Птица эта не размножается, а возрождается после смерти из собственного пепла.

Оборотень - Werewolf - чудовище существующее во многих мифологических системах. Подразумевается человек умеющий превращаться в животных либо наоборот. Животное умеющее обращаться в людей. Таким умением часто обладают демоны, божества и духи. Классическим же оборотнем считается волк. Именно с ним связывают все ассоциации рождаемые словом оборотень. Это изменение может произойти как пожеланию оборотня, так и непроизвольно, вызванное, например, определенными лунными циклами.

Вендиго — дух-людоед в мифах оджибве и некоторых других алгонкинских племён. Служитл предостережением против любых излишеств человеческого поведения. Племя инуитов называет это существо различными именами, среди которых Виндиго, Витиго, Витико. Вендиго наслаждаются охотой и любит нападать на охотников. Одинокий путник, оказавшийся в лесу, начинает слышать странные звуки. Он оглядывается в поисках источника, но ничего не видит, кроме мелькания чего-то, что двигается слишком быстро, чтоб его мог засечь человеческий глаз. Когда путник начинает в страхе убегать, Вендиго атакует. Он могуществен и силён, как никто другой. Может подражать голосам людей. Кроме этого Вендиго никогда не перестаёт охотиться наевшись.

Инкубы — в средневековой европейской мифологии мужские демоны, домогающиеся женской любви. Слово инкубус происходит от латинского «инкубаре», что в переводе означит «возлежать». Согласно старинным книгам, инкубус - это падшие ангелы, демоны, увлекающиеся спящими женщинами. Инкубусы проявляли в интимных делах столь завидную энергию, что на свет являлись целые народы. Например, гунны, которые, по средневековым поверьям, были потомками «отверженных женщин» готов и нечистой силы.

Леший— хозяин леса, лесной дух,в мифологии восточных славян. Это главный хозяин леса, он следит, чтобы никто в его хозяйстве не навредил. К хорошим людям относится хорошо, помогает выйти из леса, к не слишком хорошим — плохо: путает, заставляет ходить кругами. Он поет голосом без слов, бьёт в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет.Леший может представать в различных растительных, животных, человеческих и смешанных образах, может быть невидимым. Чаще всего предстаёт одиноким существом. На зиму покидает лес, проваливаясь под землю.

Баба-яга — персонаж славянской мифологии и фольклора,хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, охранительница границ царства Смерти. В ряде сказок уподобляется ведьме, колдунье. Чаще всего — отрицательный персонаж, но иногда выступает в качестве помощницы героя. Баба-яга обладает несколькими устойчивыми атрибутами: она умеет колдовать, летать в ступе, обитает на границе леса, в избушке на курьих ножках окружённой забором из человеческих костей с черепами. Она заманивает к себе добрых молодцев и маленьких детей, якобы для того, чтобы их съесть.

Мифологический жанр (от греч. слова mythos - предание) — жанр искусства, посвященный событиям и героям, о которых рассказывают мифы древних народов. Мифы, легенды и предания есть у всех народов мира, они составляют важный источник художественного творчества.

Мифологический жанр формируется в эпоху Возрождения, когда античные легенды дали богатейшие сюжеты для картин С. Боттичелли, А. Мантеньи, Джорджоне, фресок Рафаэля.
В 17-ом — начале 19-го века значительно расширяется представление о картинах мифологического жанра. Они служат для воплощения высокого художественного идеала (Н. Пуссен, П. Рубенс), сближают с жизнью (Д. Веласкес, Рембрандт, Н.Пуссен, П. Батони), создают праздничное зрелище (Ф. Буше, Дж. Б. Тьеполо).

В 19 веке мифологический жанр служит нормой высокого, идеального искусства. Наряду с темами античной мифологии в 19-ом и 20-ом веках в изобразительном искусстве и скульптуре стали популярны темы германских, кельтских, индийских и славянских мифов.
На рубеже 20-го века символизм и стиль модерн оживили интерес к мифологическому жанру (Г. Моро, М. Дени, В. Васнецов, М. Врубель). Он получил современное переосмысление в графике П. Пикассо. См. подробнее Исторический жанр.

Мифические существа, чудовища и сказочные животные
Страх древнего человека перед могущественными силами природы воплощался в мифологических образах исполинских или мерзких чудовищ.

Созданные богатым воображением древних, они сочетали части тела знакомых животных, например голову льва или хвост змеи. Составленное из разнородных частей тело лишь подчеркивало чудовищность этих отвратительных существ. Многие из них считались обитателями морских пучин, олицетворяя враждебную мощь водной стихии.

В античной мифологии чудовища представлены редким богатством форм, цветов и размеров, чаще они безобразны, иногда — волшебно-прекрасны; нередко это полулюди-полузвери, а порой совершенно фантастические создания.

Амазонки

Амазонки, в греческой мифологии племя женщин-воительниц, ведущих свой род от бога войны Ареса и наяды Гармонии. Обитали они в Малой Азии или в предгорьях Кавказа. Считается, что их имя происходит от названия обычая выжигать у девочек левую грудь для более удобного владения боевым луком.

Древние греки верили, что эти свирепые красавицы в определенное время года вступали в брак с мужчинами из других племен. Рожденных мальчиков они отдавали отцам или убивали, а девочек воспитывали в воинственном духе. Во время Троянской войны амазонки сражались на стороне троянцев, поэтому храбрец Ахилл, грек, победив в схватке их царицу Пенфисилею, рьяно опровергал слухи о любовной связи с ней.

Статные воительницы привлекали не одного Ахилла. В битвах с амазонками участвовали Геракл и Тесей, который похитил царицу амазонок Антиопу, женился на ней и с ее помощью отразил вторжение дев-воительниц в Аттику.

Один из двенадцати знаменитых подвигов Геракла состоял в похищении волшебного пояса царицы амазонок, красавицы Ипполиты, что потребовало от героя немалого самообладания.

Волхвы и Маги

Волхвы(волшебники, маги, чародеи, колдуны) – особый класс людей («мудрецов»), пользовавшийся большим влиянием в древности. Мудрость и сила волхвов заключалась в знании ими тайн, недоступных обыкновенным людям. Смотря по степени культурного развития народа, его маги или мудрецы могли представлять собою разные степени «мудрости» – от простого невежественного знахарства до действительно научного знания.

Кедригерн и другие маги
Дин Моррисси
В истории волхвов упомянаеться о истории пророчества, о евангельском указании на то, что во время рождения Христа в Иерусалим «пришли с востока волхвы и спрашивали, где родившийся царь Иудейский» (Матфей, II, 1 и 2). Что это были за люди, из какой страны и какой религии – на это евангелист не дает никаких указаний.
Но дальнейшее заявление этих волхвов, что они пришли в Иерусалим, потому что видели на Востоке звезду родившегося царя иудейского, которому и прибыли поклониться, показывает, что они принадлежали к разряду тех восточных волхвов, которые занимались астрономическими наблюдениями.
По возвращении в свою страну они предались созерцательной жизни и молитве, и когда апостолы рассеялись для проповеди Евангелия по всему миру, то апостол Фома встретил их в Парфии, где они приняли от него крещение и сами сделались проповедниками новой веры. Легенда говорит, что их мощи впоследствии были найдены царицей Еленой, положены были сначала в Константинополе, но оттуда перенесены были в Медиолан (Милан), а затем в Кельн, где их черепа, как святыня, хранятся и доселе. В честь их на Западе установлен был праздник, известный под названием праздника трех царей (6 января) и они сделались вообще покровителями путешественников.

Гарпии

Гарпии, в греческой мифологии дочери морского божества Тавманта и океаниды Электры, число которых колеблется от двух до пяти. Обычно они изображаются виде отвратительных полуптиц-полуженщин.

Гарпии
Брюс Пеннингтон

В мифах говорится о гарпиях как о злобных похитительницах детей и человеческих душ. От гарпии Подарги и бога западного ветра Зефира родились божественные быстроногие кони Ахилла. По преданию, гарпии некогда обитали в пещерах Крита, а позднее — в царстве мертвых.

Гномы в мифологии народов Западной Европы маленькие человечки, обитающие под землей, в горах или в лесу. Ростом они были с ребенка или с палец, но обладали сверхъестественной силой; у них длинные бороды, а иногда козлиные ноги или гусиные лапы.

Жили гномы гораздо дольше, чем люди. В недрах земли человечки хранили свои сокровища — драгоценные каменья и металлы. Гномы — искусные кузнецы и могли выковать волшебные кольца, мечи и т. п. Они часто выступали как доброжелательные советчики людей, хотя черные гномы иногда похищали красивых девушек.

Гоблины

В мифологии Западной Европы гоблинами называют озорных уродливых существ, живущих под землей, в пещерах, не переносящих солнечного света, ведущих активную ночную жизнь. Происхождение слова гоблин по-видимому связано с духом Gobelinus, который обитал в землях Эвре и упоминания о котором встречаются в рукописях XIII века.

Приспособившись к жизни под землей, представители этого народа стали весьма выносливыми существами. Они могли обходиться без пищи целую неделю и при этом не теряли сил. Они также сумели значительно развить свои знания и умения, стали хитрыми и изобретательными и научились создавать такие вещи, которые ни один смертный не имел возможности сделать.

Считается, что гоблины обожают причинять людям мелкие пакости - насылать ночные кошмары, нервировать шумом, разбивать посуду с молоком, давить куриные яйца, выдувать сажу из печи в чистый дом, напускать на людей мух, комаров и ос, задувать свечи и портить молоко.

Горгоны

Горгоны, в греческой мифологии чудовища, дочери морских божеств Форкия и Кето, внучки богини-земли Геи и моря Понта. Их три сестры: Сфено, Эвриала и Медуза; последняя, в отличие от старших, существо смертное.

Сестры обитали на крайнем западе, у берегов мировой реки Океан, поблизости от сада Гесперид. Их вид внушал ужас: крылатые создания, покрытые чешуей, со змеями вместо волос, клыкастой пастью, со взором, обращающим в камень все живое.

Персей, освободитель красавицы Андромеды, обезглавил спящую Медузу, глядя на ее отражение в блестящем медном щите, подаренном ему Афиной. Из крови Медузы появился крылатый конь Пегас, плод ее связи с владыкой моря Посейдоном, который ударом копыта по горе Геликон выбил источник, дарующий вдохновение поэтам.

Горгоны (В. Богурэ)

Демоны и Бесы

Демон, в греческой религии и мифологии воплощение обобщенного представления о неопределенной бесформенной божественной силе, злой или благостной, определяющей судьбу человека.

В православном христианстве «демонов» обычно обличают «бесами».
Бесы, в древнеславянской мифологии — злые духи. Слово «Бесы» — общеславянское, восходит к индоевропейскому bhoi-dho-s — «вызывающий страх». Следы древнего значения сохранились в архаичных фольклорных текстах, особенно заговорах. В христианских представлениях бесы — слуги и шпионы дьявола, они — воины его нечистого войска, противостоят Св. Троице и небесному воинству во главе с архистратигом Михаилом. Они — враги человеческого рода

В мифологии восточных славян — белорусов, русских, украинцев — общее название всех низших демонологических существ и духов, таких, как злыдни, черти, бесы и т. д. — нечистая сила, нечисть.

По народным верованиям, нечисть создана Богом или Сатаной, а по поверьям — она появляется из некрещенных детей или детей, рожденных от сношения с нечистой силой, а также самоубийц. Считалось, что дьявол и черт могут вылупиться из петушиного яйца, носимого под мышкой слева. Нечисть вездесуща, однако ее излюбленными местами являлись пустоши, чащобы, болота; перекрестки, мосты, ямы, водовороты, омуты; "нечистые" деревья — верба, орех, груша; подполья и чердаки, место под печью, бани; названы представители нечисти соответственно: леший, полевик, водяной, болотник, домовой, овинник, банник, подпольник и т. д.

ДЕМОНЫ АДА

Страх перед нечистью заставлял людей не ходить в лес и поле в Русальную неделю, не выходить из дому в полночь, не оставлять открытой посуду с водой и едой, закрывать колыбель, завешивать зеркало и т. п. Однако человек иногда вступал в союз с нечистой силой, например гадал, сняв крест, лечил с помощью заговоров, насылал порчу. Этим занимались ведьмы, колдуны, знахари и т. п .

Суета сует — Всё суета

Натюрморты vanitas выделились в независимый жанр около 1550 года.

Драконы

Первые упоминания о драконах относятся к древнейшей шумерской культуре. В старинных преданиях встречаются описания дракона, как удивительного существа, не похожего ни на одно животное и в то же время имеющего сходство со многими из них.

Образ Дракона появляется почти во всех мифах о сотворении мира. Священные тексты древних народов отождествляют его с первозданной силой земли, изначальным Хаосом, который вступает в борьбу с Творцом.

Символ дракона — это эмблема воинов на парфянских и римских штандартах, национальная эмблема Уэльса, хранитель, изображенный на носах кораблей древних викингов. У римлян дракон был значком когорты, отсюда современное dragon, драгун.

Символ дракона — символ высшей власти у кельтов, символ китайского императора: его лицо именовалось Лицом Дракона, а трон — Троном Дракона.

В средневековой алхимии — первоматерия (или иначе мировая субстанция) обозначалась древнейшим алхимическим символом — змеей-драконом, кусающим себя за хвост и называющимся уроборос ("пожиратель хвоста"). Изображение уробороса сопровождали подписью "Все в Едином или Единое во всем". А Творение называли круговым (circulare) или колесом (rota). В Средневековье, при изображении дракона "заимствовали" разные части тела у различных животных, и, подобно сфинксу, дракон был символом единения четырех стихий.

Один из наиболее распространенных мифологических сюжетов — сражение с драконом

Битва с драконом символизирует те трудности, которые человеку необходимо преодолеть, чтобы овладеть сокровищами внутреннего знания, одержать победу над своей низменной, темной природой и достичь самообладания.

Кентавры

Кентавры, в греческой мифологии дикие существа, полулюди-полукони, обитатели гор и лесных чащ. Они рождены от Иксиона, сына Ареса, и тучи, принявшей по воле Зевса облик Геры, на которую покушался Иксион. Жили они в Фессалии, питались мясом, пьянствовали и славились буйным нравом. Кентавры без устали сражались со своими соседями лапифами, пытаясь похитить для себя жен из этого племени. Побежденные Гераклом, они расселились по всей Греции. Кентавры смертны, бессмертен был только Хирон

Хирон , в отличие от всех кентавров, был искушен в музыке, медицине, охоте и военном искусстве, а также славился своей добротой. Он дружил с Аполлоном и воспитал ряд греческих героев, в числе которых были Ахилл, Геракл, Тесей и Ясон, обучал врачеванию самого Асклепия. Хирон был нечаянно ранен Гераклом стрелой, отравленной ядом лернейской гидры. Страдая от неизлечимой рапы, кентавр жаждал смерти и отказался от бессмертия в обмен на освобождение Зевсом Прометея. Зевс поселил Хирона на небе в виде созвездия Кентавра.

Самая популярная из легенд, где фигурируют кентавры, — легенда о "кентавромахии" - битве кентавров с пригласившими их на свадьбу лапифами. Для гостей вино было в новинку. На пиру захмелевший кентавр Эвритион оскорбил царя лапифов Пирифоя, пытаясь похитить его невесту Гипподамию. "Кентавромахию" Фидий или его ученик изобразил в Парфеноне, Овидий воспел в книге XII "Метаморфоз", она вдохновила Рубенса, Пьеро ди Козимо, Себастьяно Риччи, Якобо Бассано, Шарля Лебрена и других художников.

Живописец Джордано, Лука изобразил сюжет известной истории битвы лапифов с кентаврами, которые решили похитить дочь царя лапифо

РЕНИ ГВИДО Деянира, похищаемая

Нимфы и Русалки

Нимфы, в греческой мифологии божества природы, ее живительных и плодоносных сил в образе прекрасных девушек. Самые древние, мелиады, родились из капель крови оскопленного Урана. Различают нимф водных (океаниды, нереиды, наяды), озер и болот (лимнады), гор (орестиады), рощ (альсеиды), деревьев (дриады, гамадриады) и т. д.

Нереида
Дж. У. Уотерхаус 1901

Нимфы, обладательницы древней мудрости, тайн жизни и смерти, врачевательницы и пророчицы, от браков с богами рождали героев и прорицателей, например Axилла, Эака, Тиресия. Красавицы, которые обычно обитали вдали от Олимпа, по велению Зевса призывались в чертоги отца богов и людей.


GHEYN Jacob de II - Neptune And Amphitrite

Из мифов, связанных с нимфами и нереидами, наиболее известен миф о Посейдоне и Амфитрите. Однажды Посейдон увидел у берега острова Наксос как водят хоровод сестры-нереиды, дочери морского вещего старца Нерея. Пленился Посейдон красотой одной из сестер - прекрасной Амфитритой, и хотел увезти ее на своей колеснице. Но Амфитрита укрылась у титана Атласа, который держит на своих могучих плечах небесный свод. Долго не мог найти Посейдон прекрасную Амфитриту, дочь Нерея. Наконец открыл ему ее убежище дельфин. За эту услугу Посейдон поместил дельфина в число небесных созвездий. Посейдон похитил у Атласа прекрасную дочь Нерея и женился на ней.


Herbert James Draper. Морские мелодии, 1904





Сатиры

Сатир в изгнании Брюс Пеннингтон

Сатиры, в греческой мифологии духи лесов, демоны плодородия, вместе с силенами входившие в свиту Диониса, в культе которого они играли решающую роль. Эти падкие на вино создания бородаты, покрыты шерстью, длинноволосы, с торчащими рожками или лошадиными ушами, хвостами и копытами; однако торс и голова у них человеческие.

Хитрые, задиристые и похотливые, сатиры резвились в лесах, гонялись за нимфами и менадами, устраивали злые каверзы людям. Известен миф о сатире Марсии, который, подобрав флейту, брошенную богиней Афиной, вызвал на музыкальное состязание самого Аполлона. Соперничество между ними кончилось тем, что бог не только победил Марсия, но и живьем содрал с несчастного кожу.

Тролли

Етуны, турсы, в скандинавской мифологии великаны, в позднейшей скандинавской традиции — тролли. С одной стороны — это древние исполины, первонаселенцы мира, по времени предшествующие богам и людям.

С другой стороны, ётуны — это жители холодной каменистой страны на северной и восточной окраинах земли (Ётунхейм, Утгард), представители стихийных демонических природных сил

Тролли, в германо-скандинавской мифологии злобные великаны, которые обитали в недрах гор, где они хранили свои несметные сокровища. Считалось, что эти необычайно уродливые существа обладали огромной силой, однако были весьма глупы. Тролли, как правило, старались навредить человеку, похищали его скот, уничтожали лес, вытаптывали поля, разрушали дороги и мосты, занимались людоедством. Более поздняя традиция уподобляет троллей различным демоническим существам, в том числе и гномам.


Феи

Феи, по поверьям кельтских и романских народов - фантастические существа женского пола, волшебницы. Феи, в европейской мифологии - женщины, обладающие волшебными знаниями и могуществом. Феи, обычно, добрые волшебницы, но есть и "темные" феи.

Существует множество легенд, сказок и великих произведений искусства, в которых феи творят добрые дела, становятся покровительницами принцев и принцесс, а иногда и сами выступают в роли жен королей или героев.

Согласно валлийских легенд феи существовали в облике обычных людей, временами прекрасных, но иногда и ужасных. По своему желанию, творя волшебство, они могли принять вид благородного животного, цветка, света или могли стать невидимыми для людей.

Происхождение слова фея остается неизвестным, но в мифологиях европейских стран оно весьма схоже. Слову фея в Испании и Италии соответствуют "fada" и "fata". Очевидно, они являются производными от латинского слова "fatum", то есть судьба, рок, что являлось признанием умения предсказывать и даже управлять человеческой судьбой. Во Франции слово "fee" происходит от старофранцузского "feer", которое видимо появилось на основе латинского "fatare", означавшее "очаровывать, околдовывать". Это слово говорит о способности фей изменять обычный мир людей. От этого же слова происходит английское слово "faerie" - "волшебное царство", которое включает в себя искусство колдовства и весь мир фей.

Эльфы

Эльфы, в мифологии германских и скандинавских народов духи, представления о которых восходят к низшим природным духам. Подобно альвам, эльфы иногда делятся на светлых и темных. Светлые эльфы в средневековой демонологии — добрые духи воздуха, атмосферы, красивые маленькие человечки (ростом с дюйм) в шапочках из цветков, обитатели деревьев, которые, в таком случае, нельзя рубить.

Они любили водить хороводы при лунном свете; музыка этих сказочных существ зачаровывала слушателей. Миром светлых эльфов был Апьвхейм. Светлые эльфы занимались прядением и ткачеством, их нитки — летающая паутина; они имели своих королей, вели войны и т. п. Темные эльфы — гномы, подземные кузнецы, хранящие в недрах гор сокровища. В средневековой демонологии эльфами иногда называли низших духов природных стихий: саламандр (духов огня), сильфов (духов воздуха), ундин (духов воды), гномов (духов земли)

Дошедшие до наших дней мифы полны драматичных историй о богах и героях, сражавшихся с драконами, гигантскими змеями и злобными демонами

В славянской мифологии известно множество мифов о животных и птицах, а также существах, наделенных причудливой внешностью — полуптицы-полуженщины, человекокони — и необычайными свойствами. Прежде всего это волк-оборотень, волкодлак. Славяне верили, что колдуны могут заклятием обратить в зверя любого человека. Это и напоминающий кентавра резвый получеловек-полуконь Полкан; чудесные полуптицы-полудевы Сирин и Алконост, Гамаюн и Стратим.

Интересно поверье, бытующее у южных славян, будто на заре времен все животные были людьми, но тех из них, кто совершил преступление, обратили в зверей. Взамен дара речи они получили дар предвидения и понимания того, что чувствует человек.










ПО ТЕМЕ



ЗА ГРАНЬЮ