Презентация по биологии ассоциативная память. Память человека и способы ее улучшения. Чтобы сохранить гибкость памяти, следуй заповедям

Слайд 2

Память - форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая, возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения.

Слайд 3

Основные процессы памяти: заучивание, сохранение, воспроизведение, узнавание, забывание.

Слайд 4

Виды памяти

1. Непроизвольная память (информация запоминается сама собой без специального заучивания, а в ходе выполнения деятельности, в ходе работы над информацией). Сильно развита в детстве, у взрослых ослабевает.

Слайд 5

2. Произвольная память (информация запоминается целенаправленно с помощью специальных приемов). Эффективность произвольной памяти зависит: 1) От целей запоминания (насколько прочно, долго человек хочет запомнить). Если цель - выучить, чтобы сдать экзамен, то вскоре после экзамена многое забудется, если цель - выучить надолго, для будущей профессиональной деятельности, то информация мало забывается. 2) От приемов заучивания. Приемы заучивания бывают: а) Механическое дословное многократное повторение работает механическая память, тратится много сил, времени, а результаты низкие. Механическая память - это память, основанная на повторении материала без его осмысливания.

Слайд 6

Долговременная память обеспечивает длительное сохранение информации: бывает двух типов: ДП с сознательным доступом и ДП закрытая (доступ при гипнозе, и т.п.) Оперативная память проявляется в ходе выполнения какой-либо деятельности, когда сохраняется информация.

Слайд 7

Промежуточная память - в течении нескольких часов хранится, накапливается, а во время ночного сна отводится организмом для очищения промежуточной памяти и категоризации информации, накопленной за прошедший день, переводя ее в долговременную память.

Слайд 8

Как улучшить память

Читайте книги. На качество памяти большое влияние оказывает то, чему мы уделяем больше времени – просмотру телевизора или чтению книг. Понятно, что не в пользу телевидения все складывается, тут мы пассивны. А во время чтения книг мы включаем моторную и зрительную память, отделы мозга, контролирующие ассоциативное, абстрактное и логическое мышление.)

Слайд 9

2) Высыпайтесь. Во время сна мозг оценивает произошедшее за день и решает, что из этого оставить в памяти. Нарушенный сон влияет на способность нормально выстраивать запоминания.

Слайд 10

3)Ходите с закрытыми глазами Лоуренс Катц, профессор из США, разработал упражнения, которые называют нейробикой или фитнесом для мозга. Если вам предстоит многое запомнить или выучить наизусть, сначала выполните привычные для вас действия (например, примите душ, оденьтесь, приведите себя в порядок) с закрытыми глазами. Чем активнее клетки мозга, тем больше они выделяют вещество нейтрофин, который обеспечивает жизнедеятельность мозга.

Посмотреть все слайды

, Школьная психологическая служба , Социальная педагогика , Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9

Презентация к уроку














Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цели урока:

  • Познакомить учащихся с познавательным процессом “память”, дать его общую характеристику;
  • Раскрыть физиологический механизм этого процесса, определить и дать характеристику основным видам памяти человека;
  • Познакомить с основными процессами памяти и условиями успешного запоминания и воспроизведения материала.
  • Провести самодиагностику памяти
  • Развивать у ребят общее представление о познавательной деятельности человека, ее связи с высшей нервной деятельностью, воспитывать интерес к изучаемым дисциплинам.

Оборудование:

  • таблица «Головной мозг»;
  • индивидуальные карточки для активизации деятельности и производства самостоятельных выводов;
  • презентация «Память, виды памяти» для актуализации и облегчения восприятия материала;
  • опорныйконспект урока;
  • карточки-таблицы для проверки домашнего задания на доске

ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ .

ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ «ВОСПРИЯТИЕ И ВНИМАНИЕ – ВАЖНЫЕ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ОРГАНИЗМА»

На доске прикреплены карточки «ВОСПРИЯТИЕ» и «ВНИМАНИЕ», а также характеристики «ПЕРЕКЮЧЕНИЕ», «ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ», КОНЦЕНТРАЦИЯ», «ОБЪЕМ», «АКТИВНОСТЬ», «ОТНОСИТЕЛЬНОСТЬ», «РАСПРЕДЕЛЕНИЕ», «ЦЕЛОСТНОСТЬ». (см. приложение «Таблицы », «Таблицы 1 »)

Учащиеся, выходя к доске, распределяют характеристики по процессам, комментируя и отвечая на возникающие вопросы. Таким образом мы концентрируемся на сути этих явлений.

Завершаем опрос проблемным вопросом «А для чего мы тренируем внимание? Пытаемся сконцентрироваться? Конечно, чтобы понять и ЗАПОМНИТЬ! Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Память. Виды памяти» (слайд 1) Начинаем работать с опорным конспектом, записывая тему урока

ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Работаем над определением памяти. Что это такое? (мозговой штурм). После формулирования, записываем его в конспект.
  2. Попытаемся объяснить, как же идет механизм запоминания (предлагается мозговой штурм, в результате которого возникает схема) (слайд 2). Все моменты дублируем на доске карточками, привлекая детей к самостоятельной работе.
  3. Используя схему строения головного мозга (слайд 3), вспоминаем, какие отделы отвечают за запоминание, прорабатываем еще раз материал, после чего ребята самостоятельно записывают в конспект и заштриховывают на рисунке соответствующие части головного мозга.
  4. Самостоятельная работа учащихся с карточками, с помощью которых разные группы учащихся должны распределить виды памяти в зависимости от действия силы воли, по длительности хранения информации, по степени участия мышления, по характеру преобладающей деятельности (см. приложение «Карточки «Виды памяти»)
  5. Проверяем работу ребят, используя слайды презентации 4, 5.
  6. Минутка отдыха «Поиграем». Ребятам предлагаются различные музыкальные фрагменты и звуки (см. приложение «Звуки для урока »), прослушав которые надо определить, кому принадлежат звуки и вспомнить слова песен.
  7. Теперь предлагается подумать, как же происходит сам процесс памяти (слайд 6)
  8. Лабораторная работа «Определение объема кратковременной памяти». Используя инструктивную карточку конспекта и слайда 7, выполняем работу, определяем объем своей кратковременной памяти, делаем вывод, записывая его. (слайды 8, 9, 10).
  9. А теперь несколько советов, что же делать, чтобы улучшить свою память, облегчить и ускорить процессы запоминания? (слайды 11, 12, 13, 14)
  10. Сразу же проверим, помогают ли данные рекомендации. Каждый ученик получает набор слов, которые он должен связать общей мыслью. (см. приложение «Увязывание образов»). Заслушиваем получившиеся рассказики.

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ

  1. Что мы узнали на уроке
  2. Что такое память?
  3. Какие виды памяти уже вам известны?
  4. Как можно улучшить память, ускорить запоминание?

2 Биологическая память Биологическая память – фундаментальное свойство живой материи приобретать, сохранять и воспроизводить информацию Биологическая память – способность живых существ (или их популяций) воспринимать воздействие извне, закреплять, сохранять и в последующем воспроизводить вызываемые этими воздействиями изменения функционального состояния и структуры (Ашмарин И.П., 1975). Виды биологической памяти на основе этапов эволюции: Генетическая память, Иммунологическая память; Неврологическая память.




4 2. Иммунологическая память Иммунологическая память – способность иммунной системы усиливать защитную реакцию организма на повторное проникновение в него генетически инородных тел (вирусов, бактерий и т.д). В эволюции возникает позже генетической Антигенами называют все инородные для организма вещества вне зависимости от их происхождения. Антитела – иммунные белки, способные разрушать антигены.


5 Формирование иммунного ответа: Принимают участие две системы: система Т- лимфоцитов и система В-лимфоцитов. Система Т- лимфоцитов – обеспечивает клеточную защиту: разрушение чужеродных клеток с помощью специфических клонов лимфоцитов. Центральный орган Т-системы – вилочковая железа (Т- тимус), вырабатывающая различные популяции Т- лимфоцитов (Т - киллеры, Т- хелперы, Т - клеточные рецепторы и т.д). Система В-лимфоцитов относится к костному мозгу, обеспечивает гуморальную защиту, продуцирует В- лимфоциты и плазмоциты (клетки – потомки). Плазмоциты вырабатывают различные иммуноглобулины в качестве антител, встроенных в их мембрану. Обе системы распознают и уничтожают генетически чужеродные тела или вещества.


6 Механизм действия: 1). На мембране Т-лимфоцита киллера находятся антитело подобные рецепторы, распознающие антиген на мембране чужеродной клетки. 2).Т-киллеры прикрепляются к клетке-мишени. 3). Т-киллеры выделяют белок, нарушающий целостность клетки–мишени, что приводит к гибели чужеродной клетки. 4). Т-киллеры открепляются от клетки-мишени, переходят на другую клетку. Процесс повторяется несколько раз. В-лимфоциты не обладают физиологической активностью, ведущей к разрушению антител. При встрече с антигенами к антителам подключается система комплимента, активирующая комплекс антиген-антитело. Это приводит к усилению действия антител, комплекс нарушает целостность мембраны (продырявливает), вызывает воспаление, что приводит к гибели чужеродной клетки.


7 Клонально-селекционная теория иммунитета (Ф.М.Беркет, 1957) Активированный антигеном лимфоцит вступает в процесс деления и дифференцировки и образует клетки, секретирующие антитела. Из одной клетки возникает генетически идентичных клеток (клон), синтезирующих один тип антител, способных специфически распознавать антиген и соединяться с ним. Клоны лимфоцитов-потомков состоят из плазматических клеток, секретирующих антитела и клеток «памяти». Эти клетки при повторяющемся воздействии тем же антигеном способны превращаться в клетки – потомки обоих типов – эффекторные и клетки памяти. Эффекторные клетки живут несколько дней, клетки – памяти – до нескольких десятилетий. При повторной встрече с тем же антигеном распознающие его клетки-памяти создают эффекторные клетки, продуцирующие специфические антитела, одновременно увеличивается количество Т-киллеров. Таким образом, иммунологическая память, используя генетическую память, обеспечивает приспособление организма к многообразию внешней среды


8 3. Неврологическая (нервная) память Совокупность сложных процессов, обеспечивающих формирование адаптивного поведения организма. В основе неврологической памяти лежит способность нервной системы в длительному хранению информации. В эволюции возникла в связи с дифференцировкой нервной системы. В неврологической памяти выделяют генотипическую (врожденную) и фенотипическую память. Генотипическая память обеспечивает у высших животных становление безусловных рефлексов, импринтинга, различных форм врожденного поведения, играющих роль в приспособлении и выживании вида. Фенотипическая память составляет основу адаптивного, индивидуального поведения, формируемого в результате научения. Механизмы фенотипической памяти обеспечивают хранение и извлечение информации, приобретаемой в течении жизни в процессе индивидуального развития.


9 Временная организация памяти: Важным является отражение в памяти фактора времени. Энграмма – след памяти, сформированный в результате обучения (Термин предложен зоологом Дж. Янгом в 50 е годы XIX в). Становление энграммы осуществляется в несколько этапов, различающихся по механизмам фиксации энграммы, степени устойчивости энграммы и по объему сохраняемой информации. Два основных процесса – консолидация и реверберация. Консолидация – процесс, приводящий к закреплению энграммы. Реверберация – механизм консолидации, основанный на многократном пробегании нервных импульсов по замкнутым цепям нейронов. Длительность консолидации – интервал времени, необходимый для перехода следа памяти из кратковременного хранения (в котором он находится в виде реверберирующей импульсной активности), в долгосрочную.




11 1). Сенсорная память (иконическая, эхоическая память) Характеризуется наиболее коротким периодом удержания информации в виде сенсорных следов, после действующего стимула. Стимул - на уровне сенсорной клетки приводит к формированию рецептивного поля - что является первичным следом памяти в нервной системе. Емкость иконического хранения информации: для зрительного стимула – 9 элементов в течении 250 мс; для звука – около 12 с. Сенсорная память непроизвольна, непродолжительна. В течение этого времени происходит процесс опознания объекта.


12 2. Краткосрочная память Следующий этап формирования энграммы. Временное разрешение – до 10 мин. Информация удерживается в системе кратковременной памяти для ее обработки и выбора наиболее значимой для организма в данный момент времени. Свойство – нестойкость и подверженность нарушениям, что может приводить к ретроградной амнезии. Основные характеристики кратковременной памяти: Необходима для перехода следа в долговременную Кратковременная память быстро угасает Объем кратковременной памяти ограничен Физиологическая роль – закрепление энграммы за счет избирательного повышения эффективности синаптической передачи и повышения возбуждения постсинаптических нейронов.




14 Система памяти у улитки Aplysia Повторная стимуляция сенсорной терминали вызывает постепенное уменьшение потенциала нейрона вплоть до полного его исчезновения. Возникшее привыкание появляется из-за малой биологической значимости сигналов. Если болевые стимулы раздражают облегчающую терминаль каждый раз, когда стимулируется сенсорная терминаль, то сигналы в постсинаптическом нейроне становятся всё более сильными и продолжают оставаться сильными в течение минут, часов, дней без дальнейшей стимуляции облегчающей терминали. Две пресинаптические терминали: от сенсорного нейрона оканчивается на поверхности стимулируемого нейрона сенсорная; терминаль, являющаяся пресинаптическим окончанием, лежит на поверхности сенсорной терминали, это облегчающая терминаль.


15 4. Долговременная память (ДП) Вид памяти, обеспечивающий удержание и хранение информации продолжительное время (практически не ограниченное), сохранение умений и навыков. В долговременную память Энграмма переходит примерно через 45 мин. Процесс перехода информации из кратковременной памяти в долговременную память называется процессом консолидации памяти. Энграмма устойчива, не подвержена разрушению. Объем хранимой информации и время ее хранения практически не ограничены.


16 Молекулярные механизмы ДП (экспрессия генов) 2 стадии активации синтеза регуляторных и эффекторных белков. Эффекторные белки определяют хранение информации в организме, Регуляторные белки – присоединяясь к ДНК или отделяясь от нее, контролируют экспрессию генов. Внешнее воздействие приводит к изменению экстраклеточной среды клетки, вызывает в геноме каскадную реакцию, в которой выделяют две фазы активации синтеза белков и РНК. 1. Первая фаза активации: соответствует индукции специфических регуляторных генов из класса ранних генов. Известно около 100 ранних генов. Продуктами большинства ранних генов – являются регуляторные белки. Под влиянием серотонина и ц-АМФ создается 15 белков. Активность этих белков наступает через мин после воздействия, кратковременна (от 1 до 3-х часов) – этот процесс соответствует кратковременной и промежуточной памяти. 2) На стадии кратковременной памяти происходит взаимодействие нейромедиатора и мембранных рецепторов.


17 Молекулярные механизмы ДП 3) На стадии промежуточной памяти – происходит действие протеинкиназ, которые фосфорилирует пресинаптические белки ионных каналов. Ранние гены контролируют транскрипцию поздних генов, которые являются для них мишенями. Регуляторные белки (продукты ранних генов) продуцируют экспрессию поздних генов – морфорегуляторных. Эти гены определяют вторую фазу синтеза РНК и белков. 2. Вторая фаза синтеза РНК и белков – обуславливает рост и изменение клеточных связей в структурах мозга. Вторая волна активности появляется через 3 часа после воздействия и длится около 5 часов. Включает синтез 4-х новых белков, через 24 часа – еще 2-х белков. Долговременная память формируется после экспрессии поздних генов и зависит от индукции новых генов через вторичных посредников. Предполагают, что ранние эффекторные гены отвечают за синтез белков, которые сохраняют информацию в течение дней. Поздние эффекторные гены поддерживают информацию в течение недель и месяцев.


18 Организация памяти В иконической памяти на основе деятельности анализаторов возникают сенсорный след. Эти следы составляют содержание сенсорной памяти. Далее сенсорная информация поступает в высшие отделы головного мозга. В корковых зонах, а также в гиппокампе и лимбической системе происходит анализ, сортировка и переработка сигналов, с целью выделения из них новой для организма информации. Гиппокамп в совокупности с медиальной частью височной доли играет роль в процессе консолидации следов памяти.




20 Организация памяти Функции гиппокампа: выполняет роль селективного входного фильтра: классифицирует все сигналы и отбрасывает случайные, участвует в извлечении следов из долговременной памяти под влиянием мотивационного возбуждения. При поражении гиппокампа возникает корсаковский синдром, при котором больной при сравнительной сохранности следов долговременной памяти утрачивает память на текущие события. Роль височной области предположительно состоит в том, что она устанавливает связь с местами хранения следов памяти в других отделах мозга, в первую очередь, в коре больших полушарий.


21 Системы регуляции памяти Выделяются два уровня регуляции памяти: 1) неспецифический уровень: ретикулярная формация, гипоталамус, неспецифический таламус, гиппокамп и лобная кора; 2) модально-специфический, связанный с деятельностью анализаторных систем.


22 Состояние энграммы: восстановление энграммы 1). Спонтанное восстановление памяти. В клинической практике – случае восстановления временно утраченной памяти. 2). Восстановление действием второго электрошока - комбинация « стимул – наказание (используемый при обучении) – электрошок» 3). Метод напоминания - перед тестированием сохранения навыка животным предъявляли электрическое раздражение, силой, меньше силы «наказания». Восстанавливающее действие не зависит от интервала времени между тестированием и предъявлением «напоминания». Роль напоминания может выполнять обстановка. 4). Метод ознакомления - перед обучение животное помещали в экспериментальную камеру и давали время для ознакомления с ней, после применения амнестического агента ретроградная амнезия не наступала.


23 Положения теории активной памяти Активная память – совокупность активированных старых и новых энграмм. Активная Энграмма – след памяти, существующий на уровне электрической активности определенных нервных элементов. А) Новые энграммы формируются в процессе обучения. В момент образования они аналогичны энграммам кратковременной памяти по способности к быстрому угасанию, небольшому объему хранимой информации, возможности разрушения. Б) Старые энграммы – извлекаются из долговременной памяти. Могут находиться в активном и неактивном (латентном) состоянии. В поведении реализуется Энграмма, находящаяся в активном состоянии. Повторная активация энграмм может происходить: а) спонтанно, б) под влиянием внешних и внутренних факторов (например – под воздействием неспецифической активации), в) под воздействие модулирующих систем мозга, которые определяют уровень бодрствования, внимания, эмоционального возбуждения. М-м: Актуализацию следов памяти связывают с префронтальной корой мозга. Информация, хранящаяся в теменной (система «Где») и височной коре (система «Что»), поступает на нейроны префронтальной коры, которые выполняют роль кратковременного буфера для оперативного использования во время когнитивной и исполнительной деятельности. Использование старых актуализированных энграмм определяют как рабочую или оперативную память.


24 Формы памяти Процедурная (имплицитная) память – запоминание моторных навыков – память на действия. Определяется как знание того, что нужно делать. Формируется непроизвольно, требует неоднократных повторений, хранит информацию о причинно- следственных связях между событиями, но без поддержки соответствующим подкреплением склонна к угасанию. Декларативная (эксплицитная) память – основана на оперировании с понятиями. Это память на лица, предметы, события. Память произвольна, так как предполагает наличие знания об объекте запоминания. Процесс запоминания происходит быстро. Непроизвольная память - проявляется в тех случаях, когда не ставится специальная задача запоминания информации. Произвольная память - связана с сознательным целевым запоминанием информации Эмоциональная память – запоминание эмоциональных компонентов поведенческого акта и субъективных переживаний человека.


25 Формы памяти Образная память – хранение информации виде образов: предметов, явлений и событий, сохраняющих пространственно временные характеристики. Выделяют модально-специфические виды памяти в зависимости от модальности образа: слуховая, зрительная, осязательная, вкусовая, обонятельная образная память. Уровень развития этих видов памяти у разных людей различен. Явление получило название эйдетизм (человек в нужный момент способен воспроизвести во всех деталях ранее виденное). Отличие эйдетического образа от обычного в том, что человек как бы продолжает воспринимать образ в его отсутствие. Предполагается, что физиологическую основу эйдетических образов составляет остаточное возбуждение зрительного анализатора. Вербальная память – система запоминания, основанная на смысловых характеристиках понятий. Организация памяти основана на кодовом описании понятий и слов, обозначающих эти понятия.


26 Формы памяти Логическая память – базируется на причинно-следственном характере запоминания информации, на использовании логических ассоциаций. Ассоциативная память – связана с запоминанием информации на основе последовательности ассоциаций, когда одно событие вызывает в памяти другие, связанные с ним на основе разных аналогий, сравнений и т.д. Эпизодическая память – на датированные во времени эпизоды и события из индивидуальной жизни человека. Строится на основе временных ассоциаций, последовательности событий во времени.



1 слайд

2 слайд

Закон контекста При ассоциативном связывании информации с уже знакомыми понятиями новое усваивается лучше. Закон торможения При изучении похожих понятий наблюдается эффект "перекрытия" старой информации новой. Закон оптимальной длины ряда Длина запоминаемого ряда для лучшего запоминания не должна намного превышать объём кратковременной памяти. Закон края Лучше всего запоминается информация, представленная в начале и в конце. Закон повторения Лучше всего запоминается информация, которую повторили несколько раз. Закон незавершённости Лучше всего запоминаются незавершённые действия, задачи, недосказанные фразы и т.д.

3 слайд

Свойства памяти Точность Объём Скорость процессов запоминания Скорость процессов воспроизведения Скорость процессов забывания

4 слайд

5 слайд

Закономерности памяти Память имеет объём, ограниченный количеством стабильных процессов, являющихся опорными при создании ассоциаций (связей, отношений) Успешность припоминания зависит от способности переключать внимание на опорные процессы, восстанавливать их. Основной приём: достаточное количество и частота повторений. Имеет место такая закономерность, как кривая забывания.

6 слайд

Типологии памяти Существуют различные типологии памяти: по сенсорной модальности - зрительная (визуальная) память, моторная (кинестетическая) память, звуковая (аудиальная) память, вкусовая память, болевая память; по содержанию - образная память, моторная память, эмоциональная память; по временным характеристикам - долговременная память, кратковременная память, ультракратковременная память;

7 слайд

8 слайд

Память Память - одна из психических функций и видов умственной деятельности, предназначенная сохранять, накапливать и воспроизводить информацию. Способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности.

9 слайд

Афоризмы на тему девичьей памяти: Девичья память не плохо помнит, она просто умеет забывать то, что ей не нужно. Девичья память - когда не помнишь с кем и когда становишься женщиной. Девичья память - это не амнезия, это редактура в пользу пола.

10 слайд

Девичья память По мнению медиков, на память женщин, которым обычно приписывают девичью память, влияет характерный для них месячный цикл. Ещё одной причиной является беременность. В организме будущей матери активно вырабатывается гормон беременности - прогестерон. Под его влиянием меняется эмоциональное состояние женщины, её жизненные приоритеты и способность к запоминанию.

11 слайд

Фотографическая память Эйдети зм (более известен как фотографическая память) (от др.-греч. εἶδος - образ, внешний вид) - особый характер памяти, преимущественно на зрительные впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ воспринятого ранее предмета или явления.

12 слайд

Детская амнезия Особо выделяется детская амнезия - потеря памяти на события раннего детства. По-видимому, этот вид амнезии связан с незрелостью гиппокампальных связей, либо с использованием других методов кодирования «ключей» к памяти в этом возрасте. Впрочем, есть данные, что воспоминания первых лет жизни (и даже внутриутробного существования) могут быть частично актуализированы в изменённых состояниях сознания

13 слайд

Виды нарушения памяти Гипомнезии - ослабление памяти. Ослабление памяти может возникнуть с возрастом или/и как следствие какого-либо мозгового заболевания (склероза мозговых сосудов, эпилепсии и т. д.). Гипермнезии - аномальное обострение памяти по сравнению с нормальными показателями, наблюдается гораздо реже. Люди, отличающиеся этой особенностью, забывают события с большим трудом (Шерешевский) Парамнезии, которые подразумевают ложные или искаженные воспоминания, а также смещение настоящего и прошлого, реального и воображаемого.

14 слайд

Процессы памяти Забывание - потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забываем то, что незначимо. Забывание может быть частичным (воспроизведение не полностью или с ошибкой) и полным (невозможность воспроизведения и узнавания). Выделяют временное и длительное забывание.

15 слайд

Нарушения памяти Большое количество знаний об устройстве и работе памяти, которое сейчас имеется, было получено при изучении феноменов её нарушения. Нарушения памяти -амнезии - могут быть вызваны различными причинами. В 1887 русский психиатр С. С. Корсаков в своей публикации «Об алкогольном параличе» впервые описал картину грубых расстройств памяти, возникающих при сильном алкогольном отравлении. Открытие под названием «корсаковский синдром» прочно вошло в научную литературу. В настоящее время все нарушения памяти делятся на:

16 слайд

Процессы памяти Воспроизведение и узнавание - процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание - опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном образ всплывает в голове без усилий человека. Если в процессе воспроизведения возникают затруднения, то идёт процесс припоминания. Отбор элементов, нужных с точки зрения требуемой задачи. Воспроизведенная информация не является точной копией того, что запечатлено в памяти. Информация всегда преобразовывается, перестраивается.

17 слайд

18 слайд

Процессы памяти Запоминание - это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятие, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Основу запоминания составляет связь материала со смыслом в одно целое. Установление смысловых связей - результат работы мышления над содержанием запоминаемого материала. Хранение - процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение. Сохранение опыта дает возможность для обучения человека, развития его перцептивных (внутренних оценок, восприятия мира) процессов, мышления и речи.

19 слайд

Мнемотехнические приёмы запоминания: Образование смысловых фраз из начальных букв запоминаемой информации. Рифмизация. Запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных. Нахождение ярких необычных ассоциаций (картинки, фразы), которые соединяются с запоминаемой информацией. Метод Цицерона на пространственное воображение. Метод Айвазовского основан на тренировке зрительной памяти. Методы запоминания цифр: закономерности; знакомые числа.

20 слайд

23 слайд

24 слайд

Психологи советуют делать несколько повторений: Режим рационального повторения: Если есть два дня первое повторение - сразу по окончании чтения; второе повторение - через 20 минут после первого повторения; третье повторение - через 8 часов после второго; четвертое повторение - через 24 часа после третьего. Если нужно помнить очень долго первое повторение - сразу после запоминания; второе повторение - через 20-30 минут после первого повторения; третье повторение - через 1 день после второго; четвертое повторение - через 2 - 3 недели после третьего; пятое повторение - через 2 - 3 месяца после четвертого повторения Осмысленное запоминание в 9 раз быстрее механического заучивания (в своих опытах Эббингауз заучивал текст «Дон-Жуана» Байрона и равный по объему список бессмысленных слогов). Эббингаузу также принадлежит открытие «эффекта края» - явления, показывающего, что лучше всего запоминается материал, находящийся в начале и в конце.

25 слайд

Рекорды памяти Южноафриканский политический деятель Ян Христиан Смэтс в преклонном возрасте выучил наизусть 5000 книг, а бирманец Виситтабм Вумса в 1974 прочел наизусть 6000 страниц буддийских канонических текстов. Японец Хидеаки Томоери назвал по памяти число "пи" с точностью до 40 000 знаков после запятой. Мехмед Али Халиси из Анкары 14 октября 1967 года прочел на память 6666 стихов Корана за шесть часов. Совершенство памяти Мехмеда было удостоверено дюжиной присутствовавших при чтении академиков. Валерий Лавриненко запоминает 100 знаков за две с половиной минуты, а 200 - за три, делая при этом максимум две-три ошибки. Он воспроизводит числа в любом порядке и опишет внешность людей, предложивших эти числа. Особенно полезна память на телефонные номера. Китаец Гу Янлинь в свои 26 лет помнит 15 тысяч телефонных номеров Харбина. Паула Прентис, оператор справочной службы на Тасмании, помнит 128603 номера телефонов абонентов, их имена, адреса, названия учреждений. Американка Барбара Мур исполнила на пианино по памяти 1852 песни. "Концерт" ее продолжался с 25 октября по 13 ноября 1988 года! Кассир польского футбольного клуба «Гурник» Леопольд Хелд помнил не только все результаты, все подробности игр клуба, но и общую сумму дохода от каждого из этих матчей за все 12 лет своей работы.

ПАМЯТЬ ПАМЯТЬ - способность к закреплению, сохранению и последующему воспроизведению прошлого опыта. ПАМЯТЬ - способность к закреплению, сохранению и последующему воспроизведению прошлого опыта. Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, Память обеспечивает накопление впечатлений об окружающем мире, служит основой приобретения знаний, навыков умений и их использования в дальнейшей жизни. служит основой приобретения знаний, навыков умений и их использования в дальнейшей жизни. Она необходимое условие единства личности, ее целостности и самого существования человека. Она необходимое условие единства личности, ее целостности и самого существования человека.


Для развития памяти необходимо иметь в виду следующее: - Память развивается в процессе деятельности, требующей Запоминания; - Память развивается в процессе деятельности, требующей Запоминания; - Лучше запоминается то, что связано с интересами личности; - Лучше запоминается то, что связано с интересами личности; - Чем активнее и самостоятельнее человек, тем лучше Развивается вид памяти, необходимый для его деятельности; - Чем активнее и самостоятельнее человек, тем лучше Развивается вид памяти, необходимый для его деятельности; - Логическая связь мыслей способствует запоминанию. - Логическая связь мыслей способствует запоминанию.






Процессы памяти В памяти различают четыре основных процесса: В памяти различают четыре основных процесса: 1. Запоминание; 1. Запоминание; 2. Сохранение. 2. Сохранение. 3. Забывание. 3. Забывание. 4. Восстановление. 4. Восстановление. Главным из которых является запоминание. Главным из которых является запоминание.


Виды памяти: Различают несколько видов памяти: Различают несколько видов памяти: по степени волевой регуляции: по степени волевой регуляции: 1. Непроизвольная- 1. Непроизвольная- процесс удержания информации происходит сам по себе. процесс удержания информации происходит сам по себе. 2. Произвольная 2. Произвольная - человек ставит перед собой задачу запоминания информации. - человек ставит перед собой задачу запоминания информации.


Виды памяти: По объекту запоминания: По объекту запоминания: 3. Словесно-логическая – 3. Словесно-логическая – запоминание словесных формулировок, математических символов, теоретических положений. запоминание словесных формулировок, математических символов, теоретических положений. 4. Наглядно-образная – 4. Наглядно-образная – запоминание наглядных и чувственных образов: звуков, лиц, цветов, природных явлений. запоминание наглядных и чувственных образов: звуков, лиц, цветов, природных явлений.


Длительность сохранения информации Долговременная - сохранение информации на длительный период времени. Долговременная - сохранение информации на длительный период времени. Кратковременная- сохранение информации на непродолжительный период времени. Кратковременная- сохранение информации на непродолжительный период времени. Оперативная- проявляется в процессе выполнения отдельных операций (рабочая смесь между кратковременной и долговременной памятью). Оперативная- проявляется в процессе выполнения отдельных операций (рабочая смесь между кратковременной и долговременной памятью).


Значение некоторых видов памяти в профессиональной деятельности Значение некоторых видов памяти в профессиональной деятельности Вид памяти Необходима в профессиях Вид памяти Необходима в профессиях Произвольная - Во всех Произвольная - Во всех Непроизвольная Во всех Непроизвольная Во всех Кратковременная Кассир, машинистка, стенографист, оператор, диспетчер Кратковременная Кассир, машинистка, стенографист, оператор, диспетчер Оперативная Диспетчер, следователь, регулировщик аппаратуры, водитель автотранспорта Оперативная Диспетчер, следователь, регулировщик аппаратуры, водитель автотранспорта Долговременная Учитель, воспитатель, врач, журналист, поэт, дипломат Долговременная Учитель, воспитатель, врач, журналист, поэт, дипломат Тактильная (осязательная) Часовой мастер, хирург, электрик, скульптор, акробат Тактильная (осязательная) Часовой мастер, хирург, электрик, скульптор, акробат Слуховая Музыкант, чтец, слесарь, тракторист Слуховая Музыкант, чтец, слесарь, тракторист Зрительная Летчик, водитель, модельер, режиссер, фотограф Зрительная Летчик, водитель, модельер, режиссер, фотограф Эмоциональная Артист, писатель, композитор Эмоциональная Артист, писатель, композитор Двигательная Спортсмен, токарь, летчик, водитель Двигательная Спортсмен, токарь, летчик, водитель


Гигиена памяти мнемотехника Правила гигиены памяти. Приемы мнемотехники и способы тренировки памяти. Правила гигиены памяти. Приемы мнемотехники и способы тренировки памяти. Мнемотехника –это искусство запоминания. Мнемотехника –это искусство запоминания. Условием постоянной готовности памяти к запоминанию является соблюдение следующих правил гигиены памяти: Условием постоянной готовности памяти к запоминанию является соблюдение следующих правил гигиены памяти: а) мини-перерывы через каждые 4045 мин интенсивной умственной работы; а) мини-перерывы через каждые 4045 мин интенсивной умственной работы; б) большие перерывы на 1520 мин через каждые 22,5 ч с физической разминкой; б) большие перерывы на 1520 мин через каждые 22,5 ч с физической разминкой; в) полноценный регулярный сон; в) полноценный регулярный сон; г) ритмическое полноценное питание; г) ритмическое полноценное питание; д) отказ от кофе, чая при утомлении. д) отказ от кофе, чая при утомлении. Приемы мнемотехники: Приемы мнемотехники: в 1-й день 2-3 повторения; в 1-й день 2-3 повторения; во 2-й 1-2 повторения; во 2-й 1-2 повторения; в 4, б, 9-й и т. д. по одному повторению. в 4, б, 9-й и т. д. по одному повторению.


Способы запоминания Способ Цицерона Способ Цицерона для людей с хорошо развитой двигательной, кинестетической памятью. для людей с хорошо развитой двигательной, кинестетической памятью. Представьте, что вы обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Представьте, что вы обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Предметы, которые вам необходимо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Предметы, которые вам необходимо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить их вы сможете найти, опять представив себя обходящим комнату, Вспомнить их вы сможете найти, опять представив себя обходящим комнату, предметы будут на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе». предметы будут на тех местах, где вы их расположили при предыдущем «обходе».


Способы запоминания Группировка. Группировка. Провести смысловое соотношение между словами запоминаемого списка, Провести смысловое соотношение между словами запоминаемого списка, например, по количеству элементов в каждом из объектов: например, по количеству элементов в каждом из объектов: карандаш (похож на цифру 1), карандаш (похож на цифру 1), очки (2 стекла), очки (2 стекла), люстра (3 лампочки), люстра (3 лампочки), стул (4 ножки), стул (4 ножки), звезда (5 лучей), звезда (5 лучей), жук (6 ног). жук (6 ног).


Диагностика Дневник самоопределения стр.7. Дневник самоопределения стр.7. Слуховое запоминание. Слуховое запоминание. Зрительное запоминание Зрительное запоминание Моторно-слуховое запоминание. Моторно-слуховое запоминание. Зрительно-моторно-слуховое запоминание. Зрительно-моторно-слуховое запоминание. Смысловое и механическое запоминание Смысловое и механическое запоминание (методика стр.127) (методика стр.127) Пиктограмма (методика стр. 138) Пиктограмма (методика стр. 138) Определение доминирующего вида памяти. Определение доминирующего вида памяти.


Диагностика наглядно-образной памяти Диагностика наглядно-образной памяти Посмотри на рисунок 20 секунд. Через 20 секунд нарисуй или запиши в течение 1 мин., те образы которые запомнил. Посмотри на рисунок 20 секунд. Через 20 секунд нарисуй или запиши в течение 1 мин., те образы которые запомнил.







Обработка данных Коэффициент типа памяти- количество правильно воспроизведенных слов разделить на 10. Коэффициент типа памяти- количество правильно воспроизведенных слов разделить на 10. Слуховая Слуховая Зрительная Зрительная Моторно-слуховая Моторно-слуховая Зрительно-моторно-слуховая Зрительно-моторно-слуховая


Способы запоминания Образование смысловых фраз из близких по звучанию слов. Образование смысловых фраз из близких по звучанию слов. Слова упорядочиваются с помощью рифмы, причем лучше, если объекты по сюжету будут активно действовать. Слова упорядочиваются с помощью рифмы, причем лучше, если объекты по сюжету будут активно действовать. Из слов Из слов шар, желток, шар, желток, медь, самовар, медь, самовар, бритва, товар бритва, товар можно составить фразу: можно составить фразу: Бритве шар принес товар желтый медный самовар. Бритве шар принес товар желтый медный самовар.




Приемы тренировки памяти Метод Айвазовского. Метод Айвазовского. Посмотрите внимательно на предмет, часть пейзажа или на идущего навстречу человека. Посмотрите внимательно на предмет, часть пейзажа или на идущего навстречу человека. В течение 35 с постарайтесь как можно лучше, во всех подробностях запомнить объект. В течение 35 с постарайтесь как можно лучше, во всех подробностях запомнить объект. Закройте глаза постарайтесь добиться максимально четкого и яркого представления объекта, Закройте глаза постарайтесь добиться максимально четкого и яркого представления объекта, рассмотрите детали изображения. рассмотрите детали изображения. Задавайте себе вопросы о подробностях объекта и ответьте на них по изображению. Задавайте себе вопросы о подробностях объекта и ответьте на них по изображению. Опять откройте глаза на 1 с, дополните образ. Опять откройте глаза на 1 с, дополните образ. И так несколько раз. И так несколько раз.


Метод спичек. Метод спичек. Метод спичек. Бросьте на стол 45 спичек. В течение 23 с запоминайте их расположение. Бросьте на стол 45 спичек. В течение 23 с запоминайте их расположение. Воссоздайте изображение с закрытыми глазами (или на левой ладони). Воссоздайте изображение с закрытыми глазами (или на левой ладони). Если не все удалось запомнить, посмотрите на спички еще 1 с и воссоздайте образ точнее. Если не все удалось запомнить, посмотрите на спички еще 1 с и воссоздайте образ точнее. Ежедневно увеличивайте количество спичек на одну. Ежедневно увеличивайте количество спичек на одну. Когда достигнете 1214 штук, опять начните с 4 5, но уже с запоминанием расположения спичечных головок. Когда достигнете 1214 штук, опять начните с 4 5, но уже с запоминанием расположения спичечных головок.


Анализ событий дня. Анализ событий дня. Анализ событий дня. Вечером перед сном в течение 57 мин в очень быстром темпе восстановите цепь основных событий дня с мысленным воспроизведением образов новых знакомых, Вечером перед сном в течение 57 мин в очень быстром темпе восстановите цепь основных событий дня с мысленным воспроизведением образов новых знакомых, их имен, манеры поведения, телефонов. их имен, манеры поведения, телефонов. Старайтесь воссоздать все именно в том порядке, как это происходило, Старайтесь воссоздать все именно в том порядке, как это происходило, с точным и ярким воспроизведением имевших место ощущений. с точным и ярким воспроизведением имевших место ощущений.


Упражнения для освоения некоторых приемов мнемотехники. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.


Мнемотехника Упражнение 1. Упражнение 1. Положите на стол 7 предметов и покройте их платком. Положите на стол 7 предметов и покройте их платком. Снимите платок. Сосчитайте до десяти, Снимите платок. Сосчитайте до десяти, затем, опять закрыв вещи, постарайтесь как можно точнее описать на бумаге виденные предметы. затем, опять закрыв вещи, постарайтесь как можно точнее описать на бумаге виденные предметы. Со временем число предметов может быть доведено до пятнадцати. Со временем число предметов может быть доведено до пятнадцати.