Петра – таинственный город в скале. Древний город Петра, Иордания: описание, фото, где находится на карте, как добраться

Этот пост про древний город Петра в Иордании не совсем обычен, потому что в нем не будет традиционного «взгляда» на Петру, как ее обычно видят туристы. Я покажу вам вид на этот древний город из-за кулис и расскажу о его всевозможных способах посещения – в частности и о том, как попасть в Петру бесплатно, войдя, так сказать, с черного хода. Я поделюсь впечатлениями о том, что мы увидели, пройдя таким путем. К сожалению, я тогда почему-то мало фотографировал, поэтому большая часть фотоматериала Воробьева Паши, за что ему большое спасибо.

Кстати, в Петру мы поехали уже после того, как посетили гору Небо и побывали на страусиной ферме в гостях. Про это я писал : почитайте, если интересно.

Древний город Петра в Иордании – что это такое

Думаю, стоит совсем кратко рассказать об этой достопримечательности. Петра – национальное достояние страны, не зря же на марках, которые вклеивают на границе для визы, изображен этот древний город.

По сути Петра – это древний город, окруженный со всех сторон горами, в который можно попасть через двухкилометровый узкий проход. Этот проход называют сик. Многие здания города вырублены в скале, грубо говоря, они сделаны из одного куска камня. Город основали еще до нашей эры и в разное время в нем хозяйничали разные народы. Петра была столицей для Набатейского царства и еще для какого-то более древнего государства. Потом были римляне, византийцы, арабы, крестоносцы. Все они оставляли что-то свое в архитектуре города, отчего здесь особо интересно.

Древний город Петра в Иордании ко всему прочему является Восьмым чудом света и включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Самое известное здание Петры – это Эль-Хазне или казна. Оно вырублено полностью в скале. Ощущаете схожесть слов «казна» и «хазне». Получается, что слово «казна» ненашенское, а прародитель его – арабский язык. Ну, так вот, здание это отлично известно еще и по фильму про Индиану Джонса: правда там по сценарию оно рушится.

Побывать внутри него нам не удалось: нас под сопровождением охранника вывели из этого города за безбилетность. Но про это ниже. Получилась лишь пара фоток. Паша долго еще меня упрекал, что я его плохо сфоткал на фоне этой самой важной историчности. Дык. Ну да, виноват. Но вообще, не наглость ли стоять и позировать, когда тебя под конвоем ведут.

Сколько стоит билет и как посетить древний город Петра в Иордании: разные варианты

Посетить Петру – очень дорогое удовольствие, но есть различные способы.

Купить билет. Банально и дорого. Так как Петру за один час всю не осмотришь, то билеты продаются на один, два, три дня. Соответственно, цена разная. Когда мы были там, то билет стоил около 35 динар на человека. А сейчас, говорят, стоит около 90 динар. Кошмар, конечно, ведь динар дороже даже, чем евро. Если купить билет на три дня, то в четвертый день вы идете бесплатно. Билеты именные. Короче, дорогое удовольствие.

Попросить билет у выходящих. Суть вот в чем. Допустим, кто-то купил билет на три дня для того, чтобы посетить древний город Петра в Иордании, но использовал его только дважды и решил, что на третий и четвертый день он туда уже не пойдет. Значит и билет такому гражданину нужен лишь для сувенира. Он может его просто отдать нуждающимся и малоимущим, то есть нам. После того, как щедрый посетитель Петры отдаст вам билет, он, безусловно, встретит свое счастье. Для этого способа требуется терпение и неплохое знание английского. Надо выцеплять выходящих из Петры и спрашивать у них такой билет. Мы пробовали, но как-то неактивно и несмело, к тому же полное отсутствие знания английского привело нас к мысли, что это не наш вариант.

Купить билет б/у. Тот же самый способ. Отличие заключается в том, что надо не просить отдать вам билет бесплатно, а купить его за полцены у тех же граждан. Кстати, это более реально, если вы в хостеле остановились: там общения с народом больше и малобюджетный путешественник запросто согласится вернуть часть затраченных ресурсов обратно. А еще в хостелах могут висеть объявления о продаже таких билетов. Хотя билет именной, идентичность имени в нем и вашего организма проверяют редко: в Петру идет много посетителей и делать это некогда.

Войти в Петру через черный ход. Бесплатный и самый интересный способ. Нам это удалось: про этот вариант попадания в Петру читайте подробнее ниже.

Как пройти в Петру бесплатно, долго, тяжело, но интересно

Собственно, способ этот придумали не мы. Мы лишь отыскали его в интернете. Суть его заключается в том, что древний город Петра в Иордании имеет несколько путей-входов, и расположены они от главного охраняемого входа достаточно далеко. Фактически у нас была рукописная карта, как блудить между гор, чтоб достигнуть этих проходов. Правда, карта была с большой ошибкой, из-за которой я либо свернул бы себе шею, либо просто вернулся бы обратно, если б мы не разгадали эту ошибку и не исправили ее.

Итак, я привожу то самое описание, которое было у нас, с комментариями о том, как добраться до Петры.

Рукописная карта прохода в Древний город Петру в Иордании с исправленной ошибкой.

Идем вниз по дороге, ведущей к сику (главный билетной вход). Около буржуйского отеля Movenpick поворачиваем направо и движемся по асфальтированной дороге. Идем примерно 3 км и приходим к деревне Умм-Сейхун, все ее знают просто как «Бедуинская деревня». Там живут торговцы сувенирами, которые торгуют в Петре. Около деревни есть тайный вход №1 в Петру. Но он малополезен, потому что известен полиции. Через этот вход в Петру ввозят сувениры.

Через 3 км от деревни находится кемпинг. Он представляет собой площадку песка, огороженную сеткой, а вокруг – горы. Официально около Петры ночевать нельзя: могут выловить менты. Древний город Петра в Иордании имеет охрану и внутри, и снаружи: по периметру с какой-то периодичностью ездят патрули и вылавливают таких, как мы. Мы немного погостили у хозяина – попили чаю, посмотрели, как он еду готовит из помидоров и консервированной фасоли. Посидели у него немного и отправились искать место для ночевки, так как дело к ночи шло.

А ночь там чудная: густая-прегустая темнота, как чернила, и ветер тоже густой. В общем, мы полазили в темноте и нашли проход между двух скал в какой-то каменный «колодец». Он представлял собой достаточно большую площадку, окруженную скалами. Самым интересным в этом месте было то, что ровно посередине этой площадки не было ветра. Немного в сторону отойдешь – там круговерть, а в середину зайдешь – тихо. В этом месте и поставили палатку.

Я проснулся ночью от того, что кто-то фонарем светил сверху на нашу палатку. Немного даже опешил, а потом понял, что это просто полная луна в абсолютно безоблачном небе. На всю жизнь запомнилось!
Утром мы сфотографировали наше место ночевки, съели на завтрак что-то вроде халвы и дальше пошли навстречу потоку событий.

Идем дальше в Древний город Петра в Иордании. Через 2 км подходим к асфальтированному перекрестку. Дорога прямо ведет в долину Разлома, недалеко справа – деревня Бейда, а слева – малоизвестная интересная достопримечательность Малая Петра. Она бесплатна, тоже содержит сик и мини-храм типа Эль-Хазне в большой Петре.

Внимание: ошибка в рукописной карте! Идем по малому сику прямо и приходим к руслу реки между скал. В нашем случае река была пересохшей. Идем вниз по течению и подходим к резкому спуску. Как ни странно, там можно спуститься, только очень осторожно и не после дождя. Поворачиваем направо и проходим через бедуинский лагерь.

Вот тут в карте – суровая неточность. Нет смысла идти по течению реки и спускаться вниз. Паша, например, спустился в первую промоину в скале, а дальше, говорит, еще круче и с рюкзаками тяжелыми – проблема. Я не полез даже в первый спуск: не уверен – не суйся. Мы пожалели, что у нас нет веревки. В общем, решили возвращаться к входу в малую Петру. Кстати, вот фото Паши с черепом какого-то животного, который он нашел внизу. Как туда этот череп попал – неясно, наверное, тоже безбилетник.

Так вот идти по руслу реки не обязательно и вниз спускаться тоже. Можно осмотреть Малую Петру и вернуться к входу. Потом надо пройти примерно 300-400 метров по грунтовой дороге, уходящей влево от входа, и тогда вы попадете в бедуинскую деревню – ту самую, про которую в карте написано и в которую якобы можно попасть, только если ползти вниз по руслу реки.

В деревне к нам пристали ребятишки. Вот девочку сфоткали. Вообще они там достаточно предприимчивые. Мы ее сфоткали, а она говорит: «Давай один доллар», – а мы ей шиш. Еще видели, как пасутся на склонах гор овцы: что они там едят, непонятно, одни колючки среди камней. Еще около деревни нашли несколько стреляных гильз. Деревня на самом деле – одно название, непонятно, то ли сараи, то ли хижины. Древний город Петра в Иордании был совсем уже близок.

К безбилетникам там отношение спокойное, но ночью лучше не ходить: злые собаки (как и у входа в Малую Петру). Можно идти прямо по дороге, но там могут быть менты. Следует повернуть направо и идти по полю до обрыва. Потом поворачиваем налево и аккуратно идем по террасе вдоль обрыва. В итоге непременно попадаем к монастырю, который находится в Большой Петре.

По дороге до деревни мы наткнулись на двух парней: видимо, они шли из Петры в деревню. Они пытались нас запугать: мол, ходить здесь нельзя, и все такое. Вообще разговаривали немного нагловато, но потом отвязались и пошли своей дорогой, неся какой-то сверток.

Вот и все, вы в городе Петра. Когда мы спускались с последнего обрыва, чтобы окончательно попасть в город, на нас смотрела какая-то иностранка-туристка. Стоит и глазеет, как два гражданина через «забор лезут».

Помнится еще один момент: спуск был осложнен тем, что Паша в своем рюкзаке всякое хрупкое с собой возил: контрабандный коралл из Египта, кальян и страусиное яйцо, которое ему на страусиной ферме подарили около . Короче, задолбал он со своим рюкзаком. Мой рюкзак просто сбросили, а его так нежно спускали. В общем, Паша, привет тебе, коль прочтешь строки сии, а семье и дитю – здоровья. В гости заезжай.

По Петре мы походили всего часа два от силы. Безбилетников в нас выдали рюкзаки, их надо было просто спрятать и осматривать достопримечательность налегке. А если бы потребовался еще один день для осмотра, то нужно было просто спрятаться в какую-нибудь пещеру, выдолбленную в скале, и переночевать.

Ну, вот примерно такое у нас было незабываемое знакомство с городом Петра в Иордании.

Во-первых, Петра до сих пор изучена лишь на 15% . Во-вторых, и эта малая часть - сплошные загадки. А в-третьих - розовый город Петра, фантастическое совместное творение природы и рук человеческих. Куда более похожа не то на декорации к грандиозному сказочному спектаклю, не то на покинутую столицу инопланетной цивилизации, чем на обычные древние руины.

Петра утраченная и обретенная.

На протяжении своей долгой истории Петра в Иордании сменила нескольких хозяев. Началась она как столица Идумеи. Затем была поглощена Набатейским царством, при нем пережила небывалый расцвет. Есть легенда, что ущелье Сик, ведущее в Петру сквозь скалы - след удара посоха Моисея. Потому оно и извилистое - посох был кривоват. Другая легенда выставляет набатеев весьма жестокими людьми. Якобы они не пустили в свой город, не испытывавший недостатка в воде, евреев, которых Моисей водил по пустыне. Евреев набатеи действительно терпеть не могли. Порой выкупали из плена, чтоб самолично над ними поиздеваться.

За Набатею спорили диадохи - наследники империи Александра Великого. Но она сумела сохранить независимость - до 105 г. н.э., когда сюда явился римский император-воин Марк Ульпий Траян. Спорить с Римом о независимости было бесполезно, и Набатея стала Аравией Петрейской.

В XII столетии здесь побывали крестоносцы. А после XVI века город Петра словно исчез с лица земли, он заброшен и никому не известен.

В 1812 году по Ближнему Востоку путешествовал некий шейх-богослов Ибрагим ибн Абдалла. Поначалу он изучал шариат в сирийском Алеппо, а затем отправился в странствие. Благодаря ему европейцы и узнали, где находится город Петра.

Настоящее имя «араба-богослова» было Иоганн Людвиг Буркхардт. Был он страстный ученый-исследователь и отчаянный авантюрист. История его схожа с историей Колумба. Оба искали одно, а нашли другое, и это «другое» прославило их имена. Искал-то Буркхардт истоки реки Нигер, в этом состояла главная цель его опасного путешествия по мусульманскому Востоку. Для этого он выучил арабский и принял ислам! Но так уж ему повезло - обнаружить меж скалах равнины Арава забытый проход.

На пути в город Петра.

У входа в ущелье Сик («Шахта») - загадочные каменные кубы. Один из которых испещрен будто бы птичьими следами - остатками набатейского орнамента. Кубы считаются гробницами. Их также называют «надгробия джиннов».

Дальше по главной тропе будет странное, будто двухэтажное, строение. Верхний этаж украшен пирамидальными обелисками и кажется древнее, чем нижний. Ибо на нижнем можно видеть вполне классические колонны и ниши для статуй, каменные ложа с трех сторон, как в римском триклинии. Это памятник I в. нашей эры - времени правления последних царей Набатеи, две гробницы, построенные одна над другой.

Фантастическое ущелье Сик извилисто и сжато красновато-коричневыми складчатыми скалами. Так, что местами его ширина составляет всего 2 м. Оно сохранило остатки древних набатейских водопроводов: дамбы, каналов, выбитых в скалах, и даже керамических труб.

Набатейское население знало цену воде в пустыне, и во время сезонных ливней умело собирало и сохраняло ее. И даже торговало ею.

Петра и ее «сказочные» мастера-каменотесы.

Самые яркие (и большие!) достопримечательности Петры в Иордании - Эль Хазне и Ад-Дейр.

Эль Хазне — она же Сокровищница, древний храм в скале. Ад-Дейр - все еще вызывают недоумение исследователей: трудно представить способы их постройки.

Колоссальная Эль Хазне и 45-метровый фасад Ад-Дейра не просто грубо вырублены в камне - они высечены с большим искусством. Но как?

Как работали эти древние каменотесы? Не имея ни инструментария современных строителей, ни самое важное - строительных лесов? В долине Арава не из чего соорудить простейшие деревянные леса. Деревьев-то нет! На чем держались, как укреплялись на скале эти набатейские строители во время работы?

Если хотя бы представить, что использовалась какая-то хитрая система веревочных и ременных креплений, то становится ясно, почему Петра стала великим городом. Даже ремесленники-строители в ней были очень храбрыми людьми. Строители умели работать, вися на такой высоте над опасной каменной поверхностью, когда падение в самом счастливом случае может закончиться увечьями.

Впрочем, большая часть исследователей считает, что при возведении Эль Хазне значительную часть строителей могли составлять иноземцы. И архитектура, и отделка являют собой причудливую смесь самых различных стилистических элементов.

  • Большие обелиски явно созданы египтянами или под сильным египетским влиянием.
  • Статуя богини (предположительно Исиды или Тихэ). Очень уж александрийская.
  • А происхождение колонн и вовсе сомнений не вызывает - капители. Отделанные гибко изогнутыми ветвями и листьями, даже школьник узнает как принадлежность коринфских колонн.
  • Фасад здания украшен фигурами крылатых сфинксов (снова Египет!), льва (Исида? Кибела?). Змей — уж этих кто только не изображал в античные времена! И танцующих дев, похожих на амазонок.

Любопытно, что Сокровищницей прозвали Эль Хазне с его 4-метровой высоты урной над портиком. В которой якобы хранилась казна фараонов (да, слово «казна» произошло от «хазне»). Но над фасадом «монастыря» Ад Дейр тоже есть урна, и ее высота целых 10 м.

До сих пор не установлено, для каких целей использовалось здание, сейчас носящее имя Ад Дейр, самое большое строение города Петра. Храм? Но какого божества, если никаких признаков поклонения божеству тут не наблюдается - ни алтаря, ни статуй. Гробница одного из последних царей Набатеи? Похоже, царь был духовным наследником египетских фараонов. Те тоже старались построить себе усыпальницы еще больше, чем пирамиды тех, кто правил до них.

А вот «монастырем» Ад Дейр прозван за многочисленные кресты, вырезанные на задней стене. Может быть, тут когда-то скрывались первые христиане, преследуемые за веру.

Прочие древние «жемчужины» Петры.

Если вы задумали нанять арабского проводника и побродить по Петре самостоятельно. Купите карту и заранее наметьте свой маршрут, чтоб увидеть то, что интересно именно вам.

Интересные достопримечательности города:

  • Театр. Он находится в 300 м слева от выхода из ущелья Сик в Петру. Театр, построенный в I в.н.э. в правление царя Аретаса IV, похож на греческие и римские театры. 40 рядов спускающихся вниз сидений, вырубленных в камне. Вмещал он от 6000 до 8000 тысяч зрителей. Можно только догадываться, какими именно зрелищами наслаждался здесь набатейский царь.
  • Дворец Девы, он же Каср Аль-Бинт. Возведен в I в. до н.э. как святилище. Жившая при нем царская дочь якобы страдала от нехватки воды и заявила, что свяжет свою жизнь только с тем, кто сумеет провести к ее жилищу драгоценную влагу. Ни дать ни взять современная практичная девица, не желающая замуж за того, кто «кран починить не умеет»! Судя по найденным при раскопках Каср Аль-Бинт каналам и стоку, царская дочь все же дождалась своего «водопроводчика».
  • Высокий жертвенник. В 200 м от Эль Хазне есть указатель, согласно которому нужно идти. Эта достопримечательность для упорных и выносливых. Подниматься к алтарю в гору придется по скальной лестнице, и займет это «шествие» чуть больше получаса. Почувствуете себя древним жрецом - они-то регулярно преодолевали этот подъем. Правда, мы до сих пор не знаем, какому божеству и какие жертвы здесь приносились.

Петра сегодня: город туристов.

Экскурсионные туры в Петру всегда популярны, несмотря на то, что путешествие по древнему городу требует изрядной выносливости. Хорошей обуви, наличия солнцезащитного крема, головного убора и бутылки воды.

Стоимость номеров в гостиницах Вади-Муса зависит от «звездности». Можно найти место за 15 иорданских динаров за ночь. Можно остановиться в отеле, где ночевка обойдется в 80 JOD и выше.

Примерная цена экскурсии в Петру, Иордания - 60-200$. Это индивидуальная экскурсия с гидом за группу 6 человек, длительностью от 6 до 9 часов.

Город Петра - мировое культурное достояние, поэтому никаких поездок на авто в его пределах. Местные жители предлагают гужевой транспорт (повозки), а для подъемов в горы - верблюдов и осликов. Не переплачивайте местным больше 10 JOD. Они любят поторговаться с наивными туристами.

Ночь в Петре.

Есть возможность посетить удивительный город Петра ночью. С 20.30 до 22.00 по понедельникам, средам и четвергам.

Вы увидите Петру, освещенную множеством свечей, услышите музыку бедуинов, посидите на коврике внутри Эль Хазне выпьете душистого местного чая. Можете представить себе в это время выражение лица одного из набатейских царей, увидевшего каких-то кочевников, рассевшихся в его сокровищнице.

Петра в миниатюре.

В Малую Петру можно подняться по бетонной дороге от арабского селения Вади-Муса. Где-то через 2 км по дороге будут развалины главного замка крестоносцев Петры, Аль-Вуайра. Сами Христовы воины звали его по-французски — Le Vaux Moise. В переводе — Моисеева долина. Так зовется теперь, но по-арабски - деревня у Петры.

В Малой Петре тоже можно увидеть остатки набатейского водопровода, а также исследовать систему тропинок и лестниц, соединяющих между собой три ущелья.

Уже писал про это чудо, но тут нашел еще фото и материал. Собрал в кучу и выложил еще раз. Любуйтесь.

Около 2 500 лет назад в Иордании был построен красивейший город, наречённый Петрой.

Это была столица Набатейского царства, процветающего 200 лет и завоёванного римлянами, после чего город канул в лету.

Цивилизация исчезла, а сокровища набатеев найдены не были. Куда же они исчезли?

Сокровищница Петры

Набатеи построили загадочную Петру, и теперь туристы восхищённо замирают при встрече с городом в скале. Сведения о Набатейском государстве дошли через труды Диодора, Страбона и Иосифа Флавия, упоминаются в древнекитайских источниках о Великом Шёлковом Пути.

Но сведений о происхождении самих набатеев нет. Оставлены лишь догадки. Они могут быть потомками Измаила (у него был сын Набайот), сына Авраама, или потерянным Израилевым коленом со времён разрушения Первого Храма. А может, они — секта (набатеян, основавших после Потопа город Вавилон, или, по мнению Е.Блаватской, — мистическая каста, посвящённая богу Тайной Мудрости?

У ранних набатеев правил языческий культ. Главными божествами их пантеона были Душара и его женская параллель Аллат, мать всех богов. Финал надгробной надписи, дошедшей до нас, гласит: «и будет мавзолей этот священным и заповедным в соответствии с обычаем о священном и заповедном, которое посвящается Душаре и объявляется заповедным у набатеев и саламиев».

Во времена римского господства Аллат отождествлялась с Афиной, Венерой, Душара — с Зевсом и Дионисом. А позднегреческое повествование Епифания проводит аналогию рождества Христова и Душары, празднующихся в один и тот же день.

Будущее Набатейское государство охватило центральную и южную части современной Иордании, южную и юго-восточную часть Израиля (Аравийская впадина), центральный и южный Негев, вплотную прилегавший к Иудейскому царству. Во II веке до н.э. в истории набатеев происходит мощный скачок. В течение столетия этот народ из кочевого превращается в оседлый.

Набатеи прославились как искусные зодчие. Кроме того, они лучше других народов освоили ирригационную науку. Аравийская пустыня цвела садами только при набатеях.

Большинство жителей царства становились торговцами. Теперь они сами назначали цены, взимали пошлину. Своей столицей они сделали Петру, расположенную на пересечении трёх главных торговых путей, где и хранят, по преданию, несметные богатства.

Разговаривая на проарабском языке, набатеи создают письменность на арамейском, которая позже значительно повлияет на арабскую. Сами набатеи к концу царства переходят на греческий язык.

Царствующих поначалу шейхов сменяют цари, которые стремятся к полной обожествлённой власти. Арета IV титулует себя как «тот, кто возлюбил свой народ». Набатейская элита роднится с иудейской. Мать царя Ирода — набатейская царица.

Столица царства Петра была ключевым транзитным узлом, в котором сходились все караванные пути древнего мира. Египтяне везли свой товар в Римскую империю и Аравию. Аравийцы распространяли через Петру ладан и мирру по всему свету. А они в те времена ценились выше выше золота.

Набатейский город был не просто караван-сараем на пути купцов. Он исполнял роль биржи. Многие купцы не решались идти дальше через пустыни и сдавали товар жителям Петры, а те потом его продавали. Здесь ходили монеты собственной чеканки.

Двести лет расцветала Набатея. В 106 году н.э. наступает конец независимого государства. Нелёгкой победы добился римский император Троян. С IV века н.э. Набатея постепенно растворяется в христианской Византии и бесследно исчезает в Средневековье.

Только бедуины имеют право проживать в Петре

Тайна священного грааля

Уже полтора года в жаркой Иордании, в старинном городе Петра работает экспедиция российских археологов. Наши специалисты исследуют подземелья легендарного города. Именно в них, согласно некоторым источникам, могут скрываться несметные богатства набатеев.

Город построен на высоком архитектурном уровне: вызывает восхищение мастерство древних инженеров, которые сумели выдолбить в песчаных скалах пещеры так, чтобы они не засыпались и не вымывались. Арабские искусствоведы до сих пор не верят, что Петру вообще могли построить люди. Им непонятно, какие методы были использованы набатеями-кочевниками при таком высокотехнологичном строительстве. Город был построен очень быстро и также быстро заселился. Его расцвет пришёлся на I век до нашей эры, а последнее упоминание датируется VII веком после Рождества Христова.

В скалах встречаются жилые апартаменты и квартиры. Почти везде есть места для молитв: с одной стороны в камне выемки, чтобы удобнее было стоять, а напротив — иконы. Имеется грандиозный амфитеатр, вмещающий около 3 000 человек и служивший местом для пышных похорон.

По одной из версий, в Петре хранится часть сокровищ фараонов. По другой — там спрятано духовное сокровище — священный Грааль, в поисках которого сюда приходили крестоносцы. Историки утверждают, что набатеи и сами вполне могли накопить достаточно золота и драгоценностей.

Сегодня основное занятие местных жителей-бедуинов — торговля. Они торгуют в основном кустарными сувенирами для туристов, не представляющими художественной или иной ценности. А их предки не разменивались на торговлю безделушками и самодельным ширпотребом, предпочитая товары из золота, серебра, драгоценных камней.

В городе то тут, то там откапывают небольшие кувшины с сокровищами. В сувенирных лавках можно купить украшения — браслеты, ожерелья — со стилизованными под старину монетами. Да и туристы постоянно находят в песках что-нибудь античное — осколки глиняной посуды, погребальных урн. Тех, кто серьёзно интересуется нумизматикой, отправляют к чёрным археологам, несмотря на то, что нелегальная археология в Иордании сурово наказывается. Однако трудно удержаться, когда где-то рядом прячутся тайники, и никто не хочет верить, что в таком богатом городе не осталось настоящих сокровищ.

Город мертвых

Основное место, давно облюбованное кладоискателями, — Аль Хазне. В переводе с арабского — казна или сокровищница. В поисках золота бедуины даже расстреляли из ружей фасад здания. Интересно, что верхушку этого здания венчает большой каменный горшок. Местные жители не могут понять, зачем понадобилось украшать величественное здание обыкновенным горшком, место которому в гончарной мастерской. Среди бедуинов ходит легенда, что в нём как раз спрятаны древние сокровища. Говорят, что в горшок стоит удачно попасть, и тогда меткого стрелка буквально осыплет золотом и драгоценными камнями. Но это лишь легенда.

Но где же тогда сокровища, которые, несмотря на все попытки, так и не удаётся найти, и были ли они вообще? Заместитель директора Института востоковедения РАН по научной части доктор экономических наук Владимир Исаев считает, что с учётом положения Петры в древнем мире в ней по определению должны были храниться несметные богатства. Однако учёный предположил, что их давно разграбили. Той же версии придерживается и искусствовед Лев Масиель Санчес. Он уверен, что ценности постепенно уносили с собой сами жители Петры, покидающие вымирающий город, после того как в III веке основные торговые пути стали смещаться на север, в Пальмиру.

Королевские гробницы в Петре

Иорданские же гиды утверждают, что наследие великих набатеев никуда не делось из Петры. Они говорят о том, что под видимой частью города есть целый комплекс пещер, в котором как раз и спрятана казна набатеев.

К настоящему времени учёные исследовали лишь малую часть каменного города. Раскопаны те здания, что находятся близко от поверхности земли. Только недавно, буквально в последние годы, археологи начали пробираться вглубь. И сразу же были вознаграждены: заложив раскоп перед Аль Хазне, учёные нашли неизвестные до сих пор захоронения. Похоже, Петра лишь сейчас начинает открывать свои главные тайны.

Пещеры Петры

Люди все еще живут в пещерах Петры

Монастырь в Петре, Иордания

Петра ночью

Проход в долину возможен через ущелья, расположенные на севере и на юге, тогда как с востока и запада скалы отвесно обрываются, образуя естественные стены до 60 м в высоту. В 2007 году Петра был признан одним из новых семи «чудес света».

В наши дни около полумиллиона туристов приезжают в Иорданию каждый год, чтобы посмотреть на Петру, строения которого свидетельствуют о его славном прошлом. Когда туристы проходят по прохладному каньону Сик длиной в километр, за поворотом им открывается Сокровищница — величественное здание с фасадом, высеченным из огромной скалы.

Это одно из наиболее хорошо сохранившихся сооружений первого века. Здание венчает огромная урна из камня, в которой якобы хранилось золото и драгоценные камни,— отсюда и происходит название «Сокровищница».

Каньон постепенно расширяется, и туристы попадают в естественный амфитеатр, в песчаниковых стенах которого множество пещер. Но главное, что бросается в глаза,— это выдолбленные в скалах склепы. Колоннада и амфитеатр свидетельствуют о присутствии римлян в городе в первом и втором веках. Бедуины предлагают уставшим туристам проехаться на верблюде, продают сувениры и поят свои стада коз у городских источников, воды которых утоляют жажду людей и животных.

Петра - это древний город, жемчужина Иордании. Находится в одном километре от города Эйлат.

Город Петра был столицей древнего Набатейского государства, возникшего в VII веке до нашей эры. Значительная часть архитектурных объектов Петры высечено прямо в скалах из красного песчаника.

В древности город располагался на перекрестке важных торговых путей, что обеспечивало ему процветание. Но после открытия морских торговых путей город пришел в упадок. Постепенно пески укрывали от глаз удивительную архитектуру Петры. Забытая на столетия, она была открыта только в XIX веке.

Сейчас величественные сооружения древней столицы привлекают около полумиллиона туристов ежегодно.

Византийская церковь

Петра является впечатляющим набатейским древним городом в Западной Иордании. Все ее великолепные массивные фасады, высеченные из красного песчаника, и окружающий суровый ландшафт, усеянный историческими памятниками, - настоящий рай для путешественников. Петра была и является большим религиозным городом. Здесь находится много гробниц, храмов, святилищ и алтарей.

Одной из таких жемчужин является Византийская церковь. Она была сооружена на римских развалинах около 450 года нашей эры. Церковь представляла собой трехнефную базилику общей площадью около 400 квадратных метров. Все проходы храма вымощены удивительно сохранившейся мозаикой с изображением местных и мифических животных. Крестообразная купель находилась в окружении четырех колонн, возможно, поддерживающих купол. Около 600 года нашей эры церковь перенесла крупный пожар и была заброшена, пока не была окончательно разрушена землетрясениями.

Ее раскопки начались в 1992 году, археологами были обнаружены 152 папирусных свитка. Византийская церковь является уникальным историческим памятником древней цивилизации и представляет огромный интерес для туристов.

А какие достопримечательности Петры вам понравились? Рядом с фотограйией есть иконки, кликнув по которым вы можете оценить то или иное место.

Каньон Сик

Каньон Сик расположен в Иордании, его длина - полтора километра, и заканчивается он руинами Аль Хазне. Ранее это ущелье служило главным входом в древний город и использовалось королевскими караванами.

В самом начале каньона можно видеть остатки каменной арки. Здесь стояли массивные ворота римского легиона, позволяющие наглухо блокировать проход и держать оборону минимальными силами.

Известен Карак еще с древнейших времен. Замок представляет собой огромный лабиринт с мрачными сводами и нескончаемыми проходами. Он находится так высоко, что из его окон можно увидеть Мертвое море.

Карак находится на так называемой «Царской дороге» (или «дороге Царей»), караванном пути между Сирией и Египтом. Не зря многие века за эту территорию велись кровопролитные войны.

Замок построен крестоносцами в 1136 году. Крепость Карак стала в то время главным центром крестоносцев в этом районе. Позже он стал укрепленным пунктом Мамлюков и Айюбидов.

Основное в Караке - это многочисленные тоннели, подземные ходы, лабиринты, комнаты. Заплутать в них очень легко и к тому же, интересно. В некоторых местах просто кромешная темнота, поэтому фонарик будет не лишним.

Гробница с урной

Гробница с урной – одно из многочисленных уникальных сооружений Петры. Это одна из пяти так называемых Королевских гробниц, которые служили для захоронения королей и высокопоставленных особ. Она получила свое название из-за урны, которой увенчан центральный фронтон.

Гробница сооружена на высокой горе и доминирует среди соседних фасадов. Чтобы сюда подняться, следует преодолеть несколько лестничных пролетов. Предположительно, это гробница короля Малха II, умершего в 70 году нашей эры. Внушительный фасад выдержал испытание временем. Гробница стоит на открытой платформе, вдоль северной террасы расположено несколько пар колонн. Внутренняя камера довольно внушительна, ее площадь около 400 квадратных метров.

В 477 году гробница была преобразована в церковь, о чем свидетельствует запись освящения на задней стене зала. Это внушительное сооружение пользуется огромной популярностью у туристов. К услугам посетителей здесь имеется кафе с широким выбором прохладительных напитков и уютный отель, расположенный в нескольких километрах езды отсюда.

Гробница Aneisho

Гробница Aneisho – одна из многочисленных достопримечательностей Петры. Она была создана около 50 года нашей эры. Памятник расположен на возвышенности, поэтому сразу привлекает внимание.

Это величественное сооружение названо именем брата набатейской королевы Шагилат. Оно имеет красивый фасад с двойным карнизом. В его структуре переплетаются греческий, египетский и набатейский архитектурные стили. Гробница представляла собой двухъярусное помещение общей площадью около 400 квадратных метров. Здесь была оборудована комната с массивным столом и двумя скамьями, в которой проводились священные праздники с чествованием умерших.

Это место представляет огромный интерес для посетителей. Рядом с гробницей находится небольшое кафе с широким выбором прохладительных напитков. Уютный отель расположен в нескольких километрах езды, здесь можно остановиться на время экскурсионного тура.

Самые популярные достопримечательности в Петре с описанием и фотографиями на любой вкус. Выбирайте лучшие места для посещения известных мест Петры на нашем сайте.

Индивидуальные и групповые

Еще достопримечательности Петры

В самые «жаркие» дни, например в пятницу или праздник, Петра принимает до 3000 посетителей. В обычный день - 1500 человек. Если туристов меньше 1000, день считается тихим. Так что постарайтесь не приезжать в пятницу или выходной, если не любите толпы. Однако, надо сказать, город столь велик, что вы всегда найдете малолюдное место.

Сколько времени здесь провести

В деревне Вади-Муса, обслуживающей Петру, - не больше 1200 спальных мест, поэтому многие приезжают на однодневную экскурсию из Акабы или Аммана. Для обстоятельного осмотра имеет смысл провести в городе хотя бы две ночи, а еще лучше - три, чтобы посвятить два дня целиком осмотру города.

Как добраться

Петра находится в 260 км от Аммана, поездка туда занимает 3,5 часа по Пустынному хайвею и 6 часов - по Королевскому хайвею. Дневные экскурсии на автобусе компании JETT отправляются в 6.00 (зимой в 6.30) и возвращаются в 15.30 (зимой в 15.00) . В стоимость билета входит обед в Петре; входной билет оплачивается отдельно.

Панорама Петры

Входной билет

Учтите, что цены на посещение взлетели до астрономических высот: в феврале 2007 г. однодневный билет стоил 21 динар, двухдневный - 26, а трехдневный - 31 динар. Дети до 15 лет проходят бесплатно. В конце 1980-х годов входной билет стоил всего 1 динар. Въезд на лошади обойдется вам дополнительно в 7 динаров, а на автомобиле - в 20 динаров.

Туристы на верблюдах

Подготовка к посещению

Прежде всего, вы должны находиться в хорошей физической форме, чтобы быть в состоянии осмотреть все, что может предложить город: вам предстоит много ходить, подниматься по неровным дорожкам и неудобной поверхности. Кроме того, очень важна обувь. Она должна быть удобной и способной вынести длительное соприкосновение с необработанной поверхностью.

Следующая не менее важная вещь - защита от солнца. Наденьте свободную, не прилегающую к телу одежду, головной убор, запаситесь солнцезащитным кремом. Вам также понадобится вода. Возьмите с собой маленькую бутылочку во избежание обезвоживания. Из еды - что-нибудь небольшое и не тающее, вроде орехов или хлопьев.

Наплыв туристов

Сервис

Сегодня в городе нет недостатка в киосках с прохладительными напитками; есть несколько хороших ресторанов, сосредоточенных в районе Каср Аль-Бинт, в часе ходьбы от входа. Однако цены там довольно высокие, так что, возможно, вы предпочтете взять с собой не слишком тяжелую еду. Туалетов здесь немного, и все они находятся в ресторанах.

Фотосъемки

Не забудьте взять с собой фотоаппарат, ведь Петра - одно из самых фотогеничных мест в мире. При съемке важно учесть угол падения солнечных лучей. Солнце освещает фасад Сокровищницы с 9.00 до 10.00 зимой и с 8.30 до 9.30 летом. Что же касается второго монументального фасада, Ад-Дейр, солнце не попадает на него до 14.00.

Петра: от входа по Сику

Баб-ас-Сик (Ворота в Сик)

Пройдя через входные ворота, в течение первых 15-20 минут вы будете идти по широкой, открытой долине. Первые достопримечательности, которые вы здесь увидите, - надгробия джиннов (джинны - персонажи арабского фольклора, аналогичные нашим призракам или духам) . Это группа из трех отдельно стоящих каменных кубов справа от дороги. Считается, что это надгробия. Самый большой блок украшен глубокой резьбой в виде орнамента из «вороньих следов» - распространенный набатейский рисунок и фирменный знак Петры.

Обелиск в скале

Продолжая двигаться по главной тропе, вы придете к обелиску, вырезанному в скале, слева от вас. Он относится к I в. н. э., периоду правления последних набатейских королей, и демонстрирует следы самых разнообразных влияний - египетского в обелисках, напоминающих пирамиды, и классического в колоннах, фронтонах и нишах для статуй. На самом деле это две гробницы одна на другой: верхняя с четырьмя обелисками и нижняя в форме триклиния с вырубленными в скале скамьями с трех сторон.

Сик

Узкое ущелье

После того как тропа сделает последний изгиб вправо по долине, вы подойдете непосредственно к Сику, поднявшись по небольшому склону дамбы, а затем спустившись на уровень ущелья. Эта дамба была построена для того, чтобы обозначить и обезопасить вход в Сик, после того как в 1963 г. здесь в паводок утонула группа туристов.

Во времена набатеев Сик был по всей длине вымощен известняком - от этой «мостовой» сегодня остались лишь фрагменты. В самой узкой части ширина Сика всего 2 м, отчего возвышающиеся по обеим его сторонам 100-метровые скалы выглядят еще более впечатляюще. Цвета скал здесь в основном красно-коричневые; время, ветер и дождь привели к эрозии и придали им причудливые формы. Во многих местах можно увидеть фрагменты каменных лестниц, ведущих к заброшенным святилищам, спрятанным в скалах.

Дамба

Системы водоснабжения

Сооружая дамбу у входа в Сик, строители обнаружили следы древней набатейской дамбы и водоканалов; им удалось в какой-то степени «опереться» на эти сооружения при возведении новых. Очевидно, набатейцы также хотели использовать Сик как круглогодичный вход в город, для чего необходимо было обезопасить его от зимних паводков. Они также изобрели работоспособную систему водоснабжения: вода поступала по каналам, выбитым в скалах по обе стороны от Сика, - эти каналы можно увидеть и сейчас, в частности слева, на высоте человеческого роста. А справа сохранилось несколько керамических труб.

Петра: от сокровищницы до высокого жертвенника

Сокровищница (Аль-Хазне)

Прогулка по Сику займет почти полчаса, но обычно она кажется дольше из-за многочисленных изгибов и поворотов тропы, а также потому, что вы редко увидите перед собой больше 20 м пути. Тем лучше вам запомнится момент, когда перед вами внезапно предстанет ярко освещенный фасад Сокровищницы в конце темного ущелья.

Бедуины называют Сокровищницу «Аль-Джерра» («Урна») - над ее портиком высится 4-метровая урна. Местное поверье гласит, что в этой урне хранятся сокровища фараонов. Урна - наименее сохранившаяся деталь фасада; она испещрена следами винтовочных выстрелов - варварских попыток разрушить ее и извлечь сокровища.

На самом деле, так же как и весь памятник, урна высечена в скале. Скрытое расположение Сокровищницы позволило сохраниться другим архитектурным элементам фасада - декоративным фризам и статуям.

Изначальное назначение здания и дата его строительства долгое время оставались тайной. Некоторые ученые относили его к I в. до н. э., другие - к I-II вв. н. э. Однако современные ученые склоняются к мнению, что оно было возведено во времена правления Аретаса IV, умершего в 40 г. н. э. Есть мнение, что это было святилище Тихе (Исиды) , богини, изображенной в центре фронтона с рогом изобилия в руках. По другой версии, это надгробие царя.



Большинство ученых убеждены, что в возведении Сокровищницы принимали участие иностранные рабочие и архитекторы - иначе невозможно объяснить сочетание столь разнообразных элементов в набатейском дизайне. Колонны и капители - коринфские, огромные обелиски - египетские, а статуя Тихе (Исиды) явно носит следы александрийского влияния (Петра активно торговала с Александрией) . На фасаде здания можно увидеть фигуры крылатых сфинксов, льва, пантеры, змей и танцующих амазонок. По контрасту, интерьер очень прост, чтобы не сказать, аскетичен.



В 200 м от Сокровищницы вы увидите указатель, следуя которому, придете к этому удивительному памятнику. Крутой подъем по ступеням, выбитым в скале, и проход по коридору займут около 35 минут; впечатляющий переход в иной мир - полный тишины и удаленный от сердца Петры. Вы словно участвуете в ритуальном шествии - и действительно, тем же путем когда-то шли жрецы, ведя процессии к месту жертвоприношения. Два 7-метровых обелиска отмечают вход в это святилище, расположенное за разрушенной крепостью. На вершине песчаниковой горы - алтарь; к нему ведут ступени, от него отходят желоба для стока крови жертвенных животных.

Ничего конкретного о церемониях, проводившихся здесь, неизвестно, но вид с алтаря открывается потрясающий - можно разглядеть даже крошечную гробницу Аарона на горе Джебель-Гарун (гора Аарона) , почитаемую мусульманами и посещаемую христианскими паломниками.


Петра: от театра к Ад-Дейру

Театр

В 300 м слева от Сика находится театр. Несмотря на то что здание сильно повреждено эрозией, оно все еще впечатляет своими размерами и удивляет масштабами работы, которая потребовалась для того, чтобы высечь в скальной породе 40 рядов сидений. Так же как Сокровищница, он был возведен во времена Аретаса IV (I в. н. э.) . Позже он был перестроен римлянами, захватившими Петру в 106 г., но вся работа каменщиков пошла насмарку вследствие страшного землетрясения 363 г. Театр вмещал около 8000 зрителей.

Каср Аль-Бинт (Дворец Девы)

Этот храм, доминирующий в Нижнем городе, - важнейший набатейский храм Петры. Он был построен в I в. до н. э. «Дева», которой он посвящен, предположительно была дочерью фараона, жившей в храме, но страдавшей от недостатка воды. Она объявила, что выйдет замуж за человека, который обеспечит водоснабжение дворца. Вероятно, такой умелец нашелся, потому что при раскопках были обнаружены выбитые в камне каналы и водосток у подножия дворца.


Импозантный фасад сложен из блоков песчаника; его высота местами достигает 25 м. В центре храма находится святая святых, где раньше стояла статуя божества. Бюсты людей, стоявшие в нишах, были уничтожены в пылу борьбы с язычеством. Во времена римлян храм пришел в запустение, в византийский период и Средние века здесь были жилые помещения и конюшни.

Ад-Дейр (Монастырь)

Подъем к Ад-Дейру - для многих самая запоминающаяся часть прогулки по Петре. Вокруг открываются великолепные панорамные виды. В течение двух с половиной часов вы совершаете шествие по кругу от Каср Аль-Бинта мимо гробницы Львиного Триклиния, скального святилища (Каттар-ад-Дейр) и раннехристианского эрмитажа.


Неожиданно вы оказываетесь на краю огромной открытой песчаной террасы, а справа от вас возвышается колоссальный скальный фасад Ад-Дейра, при виде которого вы чувствуете себя пигмеем. Его высота 45 м, ширина - 50 м. Это самый большой монумент Петры. Высота урны наверху фасада - 10 м. Название «Монастырь» происходит от множества крестов, вырезанных на задней стене, что позволяет предположить, что это сооружение использовалось первыми христианами в IV в., привлеченными его уединенным расположением.

Первоначально это, скорее всего, был набатейский храм, однако некоторые ученые склонны считать это недостроенной гробницей одного из набатейских царей (о том, что гробница не достроена, свидетельствует отсутствие в нишах каких-либо статуй или иных украшений) . Так же как Сокровищница, это здание датируется I в. н. э. Оно выдержано в том же стиле, хотя камень, использованный для Ад-Дейра, более желтый, а его линии более смелые и внушительные. Покорители вершин не смогут отказать себе в удовольствии взобраться к урне по полуразрушенным ступеням слева от фасада.

Гробницы Петры

В окрестностях Петры было обнаружено около 107 гробниц со скамьями внутри, и ученые предполагают, что некоторые из них использовались не только в специфических, но и в утилитарных целях - там ели и даже спали.

Гробницы Петры

Скрытые уголки Петры

Несмотря на то что Петру ежедневно посещают 1500 туристов, на ее территории, занимающей 200 км², есть много уголков, где вам гарантировано уединение. Ниже мы расскажем о некоторых из них.

Аль-Мадрас

Если вы приедете в Петру поздно вечером и у вас останется несколько часов светового дня, эта экскурсия к святилищу Аль-Мадраса станет идеальным и нестандартным выбором.


Купите двухдневный входной билет, чтобы иметь возможность попасть в город на следующее утро. Тропа в Аль-Мадрас уходит влево, не доходя Сика - там, где основная дорога уходит вправо. Здесь есть указатель, и тропа начинается сразу за ним, огибает невысокую каменную стену и косо уходит на юго-запад, к группе скалистых утесов. Пройдя через лесок и затем мимо каменных пирамид, вы выйдете к высеченной в камне лестнице, разбитой, но широкой. За 10 минут вы преодолеете несколько ее пролетов и подойдете к поросшему травой святилищу с каменными надгробиями, цистернами, нишами и лестницами, ведущими еще выше - к двум бассейнам и жертвеннику, или «высокому месту», как его называют в Петре. Со всех сторон отсюда открываются великолепные виды, особенно на закате.

Джебель-Гарун и Сабра

Сабра - это отдельно стоящий набатейский пригород Петры, в нем есть даже собственный театр. За два часа можно добраться сюда от Каср Аль-Бинт, расположенного на территории Петры, пешком или на лошади. Пейзажи, которыми вы сможете полюбоваться по дороге, прекрасны - вы минуете несколько вади и горных вершин, в том числе Джебель-Гарун с его белым святилищем и гробницей первосвященника Аарона на вершине высотой 1396 м.


Чтобы взобраться туда от Каср Аль-Бинт, понадобится два часа, но дорога здесь непростая, лучше взять проводника. Весь путь, кроме последних 20 минут, можно проделать на лошади.

Сама гробница была восстановлена султаном мамлюков Каль-Ауном в XIII в., а до тех пор там жили монахи Греческой православной церкви. Сейчас она закрыта и до сих пор почитаема как священная усыпальница мусульманами и христианами. Рассказ о смерти Аарона содержится в Библии (Числа, 20:23-29) .

Эта экскурсия рассчитана на целый день; вам понадобится проводник. Необходимо также запастись водой и едой.

Эту экскурсию вы также можете совершить на собственном транспорте, если прибыли в Петру слишком поздно для осмотра основных достопримечательностей, но пара часов дневного времени у вас еще осталась. Малая Петра (известная также как Сик-эль-Баред) - хорошее «введение» в Петру, это как бы ее миниатюрный пригород, который большинство туристов не посещают. Бетонная дорога оснащена указателями с самого начала подъема - от Вади-Муса; ее протяженность - 10 км к северу. Через 2 км дорога начинает идти в гору; взгляните налево, на разрушенные останки Аль-Вуайра, главного замка крестоносцев Петры. Он был построен в XII в., и крестоносцы назвали его Le Vaux Moise, что означает «Долина Моисея» (по-арабски - «Вади Мусса») .


Бетонное покрытие заканчивается у железных ворот - это вход в Малую Петру; ворота впечатляют своей компактностью - три узких прохода ведут в три ущелья. Везде видны следы набатейской системы водоснабжения и ступени, которые приведут вас к таинственным жертвенникам. В конце третьего ущелья по последней лестнице вы пройдете на открытую террасу и далее - к примыкающей долине. Это необычное соединение между собой всех трех долин с помощью лестничных пролетов и сети тропинок, несомненно, удивит вас. Открыто: в течение светового дня. Вход свободный.

От Каср Аль-Бинт, расположенного на территории Петры, можно совершить дерзкий и непростой бросок на Умм-аль-Биара, высокий скальный массив, доминирующий над всей долиной Петры. Немногие туристы отваживаются на это, и лучше взять местного проводника, так как подъем сложный. Просто договоритесь с мальчиком из обслуги - он будет только рад помочь вам за небольшую плату.


На обратный путь в Каср Аль-Бинт уйдет три часа и полчаса - на осмотр вершины.

Часть пути вы будете подниматься по потрясающей каменной лестнице, лучшей в Петре, испытав все чувства участника ритуальной процессии: лестница зигзагообразна. Выше она заблокирована упавшими скалами, и оставшуюся часть подъема вам придется преодолевать, карабкаясь на четвереньках по крутым узким тропинкам. На удивительно широкой вершине вас ждут развалины поселения эдомитов - коренных жителей Петры, - датируемого VII в. до н. э., обнаруженные при раскопках 1960 г. британскими археологами - еду и воду им доставляли на вертолетах. С крайней западной точки вершины открывается прекрасный вид на Вади-Араба и Джебель-Гарун - лучший вулканический пейзаж, который вы когда-либо видели.

Заповедник Вади-Муджиб


Этот заповедник, занимающий территорию 212 км² между Королевским хайвеем и Мертвым морем, предоставляет возможности для пеших походов, в том числе лучший приключенческий маршрут в Иордании - 36-километровый двухдневный поход вдоль р. Муджиб. Заявки на участие во всех походах нужно присылать заранее в Королевское общество охраны природы (www.rscn.org.jo) . Вход и въезд в заповедник без предварительной договоренности запрещен.

Разнообразие флоры и фауны в этих заповедных местах поражает. Здесь живут редкий сирийский волк, лисица Бланфорда, египетский мангуст, пятнистая гиена, каракал и множество видов змей, в том числе ядовитая пустынная кобра и гадюка. Есть в заповеднике огороженные территории для находящихся под угрозой вымирания нубийских ибисов - несколько особей уже выпущены на свободу. Здесь можно полюбоваться самым девственным в Иордании пейзажем вади и получить незабываемые впечатления. Можно - с предварительного разрешения администрации - раскинуть палаточный лагерь и пожить несколько дней.

Заповедник Вади-Муджиб

Короткая прогулка по Петре

Эта прогулка по основным достопримечательностям Петры рассчитана на целый день, если гулять не спеша, часто останавливаясь для отдыха. Если физическая нагрузка слишком тяжела для вас, воспользуйтесь конным экипажем или возьмите лошадь напрокат. Таким образом можно добраться до Сокровищницы, а потом на ослике доехать до Ад-Дейра. Молодые люди, предлагающие услуги «гужевого транспорта», встретятся вам в изобилии.

Протяженность прогулки - 6 км. Лучшее время для ее начала - 8.30 утра. Возвращение из последнего пункта - Ад-Дейра - с многочисленными остановками займет 2-3 часа, так что вернетесь к входу не позже 6 вечера.

Спуститесь от отеля к туристическому центру, за которым расположена билетная касса; здесь надо купить дневной билет, который предъявляется при входе в Петру.


Надгробия джиннов и обелиск (Djinn Blocks and Obelisk Tomb)

После легкой 10-минутной прогулки вниз по склону вы придете к трем гигантским каменным глыбам (слева) - эти странные полые многоэтажные сооружения служили надгробиями. Чуть дальше слева вы увидите высеченный в скале обелиск - первый образец сооружений, которые в изобилии встречаются в городе.

Сик (Siq)

По этому узкому ущелью стоит пройти не спеша - тут есть на что посмотреть. Уделите полчаса осмотру руин водопровода и разноцветных скал.

Выход из ущелья расположен напротив Сокровищницы.

Сокровищница (Treasury)

Это самая известная из достопримечательностей Петры. Фасад Сокровищницы производит ошеломительное впечатление. Если хотите сделать лучшие снимки, сюда стоит прийти между 9 и 10 утра. Идите по главной извивающейся широкой тропе, ведущей к Театру (слева) .

Театр (Theatre)

Здание высечено в скале, цвета поразительны, а акустика до сих пор великолепна, что вам продемонстрируют многочисленные группы туристов.

Продолжайте двигаться по главной тропе - она заканчивается у входа в Нижний город; здесь вы найдете несколько ресторанов.

Нижний город (Lower Town)

Здесь можно осмотреть ряд интересных зданий; обратите внимание на Каср Аль-Бинт. Осмотрев все, что сочтете нужным, отдохните и пообедайте в каком-нибудь ресторане.

От моста через вади, недалеко от ресторана «Basin», узкая скалистая тропинка ведет вправо, она поднимается, извиваясь, к Ад-Дейру; послеполуденное солнце выгодно освещает его фасад.

Ад-Дейр (Ad-Deir)

Этот монастырь - вторая по значимости достопримечательность Петры.

Поверните обратно к Нижнему городу и возвращайтесь мимо Театра и Сокровищницы; снова войдите в Сик и вернитесь к воротам, через которые вы входили в город.

Ад-Дейр

Долгая прогулка по Петре

Прогулка охватывает максимально возможное число достопримечательностей, которое можно осмотреть за день, особенно в случае, если вы решите проделать весь путь по Сику пешком. Это прекрасное «введение» в Петру, в том числе и два долгих подъема: один - утром, второй - после полудня. Маршрут рассчитан на хороший уровень физической подготовки, и на нем меньше остановок для отдыха, чем на коротком маршруте.

Общая протяженность прогулки - около 9 км. Идеальное время выхода - не позже 8 часов утра, тогда вы вернетесь около 6 вечера.

Идите по дорожке от входа 700 м, пока не увидите маленькую тропинку, сворачивающую налево, за обелиском, но не доходя дамбы. Она ведет вверх, в Аль-Мадрас. Ее длина 400 м.

Аль-Мадрас (Al-Madras)

Этот крюк и подъем по нескольким лестничным пролетам, выбитым в скале, стоит сделать, чтобы увидеть место совершения древних культов.

Вернитесь на основную тропу и двигайтесь по ней дальше, к Сику.


Сик (Siq)

Чтобы медленно пройти по Сику, потребуется около 25 минут. За это время вы сможете осмотреть его и насладиться уникальным ощущением, которое испытаете, когда ущелье сузится.

Сик выведет вас прямо к Сокровищнице.

Сокровищница (Treasury)

Потрясающий фасад этого здания - самое знаменитое, что есть в Петре. Здесь стоит задержаться, помня при этом, что лучшее освещение - между 9 и 10 утра. В 200 м за Сокровищницей вы увидите указатель «налево»: по истертым каменным ступеням вы поднимитесь к Высокому жертвеннику.


Высокий жертвенник (High Place of Sacrifice)

«Церемониальный подъем» займет около 35 минут. Перед вами два обелиска, над которыми расположены алтарь и собственно жертвенник, оборудованный на вершине скалы.

Вернитесь к обелискам и идите, не сворачивая, по маленькой тропинке вперед, влево, к театру. Тропинка приведет вас к лестнице, ведущей вниз, к узкому каменному коридору, мимо фонтана со львом, к Вади-Фараза.

Вади-Фараза

Вади-Фараза (Wadi Farasa)

У подножия лестницы вы увидите Садовое надгробие с прекрасным классическим фасадом. Лестница справа от него ведет к огромной цистерне. Ниже находятся еще несколько надгробий, выбитых в скале. Отсюда вам придется 30 минут идти под палящим солнцем на север, к Нижнему городу и самому интересному зданию - Каср Аль-Бинт.

Нижний город

Нижний город (Lower Town)

Здесь вы можете отдохнуть и пообедать в одном из ресторанов, наслаждаясь видом окрестностей. От моста через вади за рестораном «Basin» идите по маленькой скалистой тропинке, вьющейся вверх по склону, направо. Примерно через час вы придете ко второму замечательному монументу Петры.

Ад-Аейр (Ad Deir)

Этот великолепный фасад смотрит на запад, поэтому его лучше созерцать при послеполуденном солнце. Те, кто еще не устал от подъемов, могут подняться направо, к центральной урне, начав подъем со скал по левую сторону от фасада.

Вернитесь той же дорогой в Нижний город, мимо колоннад Кардо Максимус, осматривая другие монументальные фасады по дороге к Сокровищнице. Вернитесь к воротам по Сику пешком или воспользуйтесь «гужевым транспортом».

История Петры


Кочевые племена набатеев двинулись из Северной Аравии на север, в страну, обозначенную в Библии как Эдом, в начале VI в. до н.э., постепенно вытесняя коренное эдомитское население. Они проявили себя как могущественная и независимая сила к IV в. до н. э. К тому времени их базой стала Петра. Ее привлекательность была очевидна: естественная защищенность, безопасное водоснабжение, плодородные земли, благоприятные для земледелия и скотоводства, - и все это в дополнение к стратегически выгодному расположению на пересечении торговых путей, по которым шли караваны с шелком и специями на север и восток. Название «набатеи» произошло от арабского корня «набат», означающего «сердце», «средоточие».


Набатейские боги

Они принесли с собой с Аравийского полуострова свой языческий культ. Их основными богами были бог Душара и богиня Аль-Узза. Она была богиней плодородия, покровительницей караванов и воплощением утренней звезды, а он, чье имя буквально переводилось как «из Шарры», носил имя гор Шарра в районе Петры. В Ветхом Завете эти горы называются Сеир, и одно из имен Иеговы - «Открывшийся в Сеире» (Второзаконие) - позволяет предположить идентичность этих богов. Греки позже уподобили Аушара Дионису. Многочисленных идолов Душары и Аль-Уззы можно встретить в Петре повсюду в виде каменных блоков или обелисков.

Набатейский темперамент

Современники характеризовали набатейцев как людей миролюбивых и трудолюбивых. В классических трудах Страбона, историка I в. до н. э., описываются мирные, усердные люди, чьи города не обнесены стенами. Если на них нападали, они предпочитали тактические, а не военные решения, подкупая агрессоров ценными подарками.

Эта тактика имела успех у греков и римлян, и в продолжение всей бурной истории региона набатейцам удалось остаться в большой степени независимыми. Когда в 106 г. умер последний набатейский король, Петра вошла в состав римской провинции Аравия и стала ее столицей.

При римлянах и после них

Римляне вошли в город и перестроили его, проложив главную улицу, выстроив вдоль нее колоннаду, возведя храмы и термы. Начиная со II в. до н. э. «полномочия» Петры как города, лежащего на пересечении основных караванных путей, перешли к римской Пальмире, так как караванные пути изменили направление и протянулись дальше на север. Соответственно богатства перестали притекать сюда. Здесь рано воцарилось христианство, вследствие чего к IV в. н. э. в Петре уже был свой епископ, а одна из набатейских гробниц была превращена в церковь.

Население сократилось в последующие несколько столетий; до XII в., когда здесь ненадолго остановились крестоносцы, о Петре вообще ничего не было слышно. Крестоносцы построили здесь два замка. До XIX в. город был предан забвению и воспринимался образованными европейцами как мифический город сказочных богатств, нечто вроде Атлантиды. Он был «открыт» в 1812 г. молодым англо-швейцарским исследователем Иоганном Людвигом Буркхардтом (1784-1817) , который, притворившись мусульманином, вошел в город под предлогом принести жертву Аарону. Так и случилось, что Буркхардт стал первым европейцем, увидевшим через шесть веков фасад Сокровищницы.