Почвы, растительность, животный мир. Морфологические признаки почв

Разнообразие климата и рельефа определило также разнообразие почв, растительности и животного мира страны. Я не случайно объединил эти три темы: растительность не может существовать без почв, и в то же время для образования почвы необходим перегной (остатки флоры или иной органики). Являясь важнейшим звеном любой цепи питания, именно растения определяют фауну того или иного региона.

На формирование биосферы решающее влияние оказало расположение тех или иных зон: от этого зависит и количество тепла, и годовое выпадение осадков.

Расположение природных зон приблизительно соответствует изменению географических широт, но эта зависимость относительно точно просматривается только в Европейской части России и в Западной Сибири. На Урале, в возвышенных областях Восточной Сибири, в горных районах Дальнего Востока и юго-востока страны широтные закономерности выражены менее отчетливо: там более характерно изменение типов почв, растительности и животного мира в зависимости от высоты места над уровнем моря /2, c.310/. На территории России выделяют следующие природные зоны:

Зона арктических пустынь на островах Ледовитого Океана (Земля Франца-Иосифа, остров Врангеля, Новосибирские острова). Для этой части страны характерно крайне незначительное количество тепла и малое выпадение осадков. Почвы почти не развиты, чем обусловлена и бедность растительности. В свободных ото льда местах встречаются лишайники, а также небольшое количество цветковых растений. Однолетние растения отсутствуют: из-за сурового климата и небольшого количества солнечных дней семена не успевают созреть за одно лето /4, c.103/. Видовой состав животного мира очень однообразен (прежде всего - из-за скудности источников пищи), хотя некоторые виды встречаются в довольно большом количестве. Здесь обитают белый медведь, тюлень и морской котик (все они питаются рыбой), полярная сова /4, c.112/.

Тундра проходит по северному побережью России. Ширина этого пояса невелика и составляет порядка 100-200 км. Очень небольшое количество солнечного излучения (южная граница тундры почти нигде не выходит за полярный круг) и избыточное переувлажнение вследствие небольшого испарения определили природу этого пояса.

Тундрово-глеевые почвы маломощны, для них характерно наличие на поверхности незначительного торфянисто - перегнойного горизонта, ниже которого расположен сильно переувлажненный и плохо проветриваемый глеевой горизонт. И неудивительно, среди растительности преобладают неприхотливые мхи и лишайники, кустарнички и отчасти кустарники. Для тундровой флоры характерны низкорослость и господство многолетников. Карликовый рост, стелющиеся и подушкообразные формы позволяют растениям наиболее полно использовать тепло приземного слоя воздуха и зимовать под защитой даже тонкого снегового покрова /4, c.104/.

Особенностью тундры является бедность видового состава животных, но вместе с тем - большая численность особей некоторых видов. Лишь немногие смогли приспособиться к существованию в этих суровых условиях: лемминги, песец, северный олень, белая куропатка, полярная сова, заяц-беляк, волк. Летом в тундре появляется масса перелетных птиц /4, c.112/.

Лесотундра неширокой полосой протянулась между тундрой и тайгой /2, c.314/. Располагаясь южнее тундры, лесотундра получает больше солнечного тепла, ее почва богаче перегноем. Осадков выпадает гораздо больше, чем испаряется. Характерным является сочетание тундровых и лесных сообществ растений и животных, а также почв. Для растительного мира лесотундры, помимо мхов, лишайников и кустарников, характерны также обширные луга (используемые как оленьи пастбища) и редкостойные леса. В северной части пояса они встречаются только по склонам речных долин, но по мере продвижения к югу деревья попадаются все чаще и чаще. Для Кольского полуострова характерны береза и сосна, для остальной части Русской равнины - ель, для Западной Сибири - сибирская, а для Восточной - даурская лиственница, к которой на Дальнем Востоке примешивается тополь /4, c.105/.

Природные ресурсы тундры и лесотундры весьма невелики (если не считать полезных ископаемых), но этот край имеет важное значение как естественная жизненная среда коренных народов российского севера. Традиционным направлением в хозяйстве являются оленеводство, добыча морских и пушных животных. В лесотундре можно также выращивать в открытом грунте картофель, капусту, репу, редис, салат, зеленый лук /4, c.106/.

Лесная зона является самой крупной по площади и одной из наиболее экономически важных природных зон России. Леса распространены там, где средняя температура самого теплого месяца в году превышает +10°С, а увлажнение избыточное или достаточное /3, c.223/.

Лесной полосе соответствуют относительно богатые перегноем лесные подзолистые и болотные почвы (кроме типичных подзолистых, в местах с густым травяным покровом развиваются дерново-подзолистые почвы), а также торфяно-болотные и болотно-глеевые почвы. Наиболее распространены в России хвойные леса, которые делятся на темнохвойные (еловые, пихтовые, кедровые) и светлохвойные (сосновые, лиственничные). Темнохвойные леса преобладают к западу от Енисея, где климат отличается умеренной континентальностью и достаточной влажностью. Восточнее, в районах резко континентального климата, более характерны светлохвойные, преимущественно лиственничные леса с примесью березы и осины. Сосновые леса приурочены к песчаным и щебнистым почвам /4, c.106-107/.

По мере продвижения к югу в западных районах России появляются широколиственные породы (дуб, липа, ясень, клен), и леса приобретают смешанный характер. Широколиственные леса занимают самые благоприятные для произрастания территории с мягкой зимой, влажным и достаточно продолжительным летом. Они распространены на Восточно-Европейской равнине, в южной части Дальнего Востока. Это наиболее богатые по числу видов и сложные по строению леса /4, c.107/.

Для лесов характерно ярусное распределение животных. Многие животные встречаются и в хвойных, и в широколиственных лесах (медведь, волк, рысь, лесная куница, белка и др.). Отдельные виды приурочены только к хвойным (бурундук, соболь, клесты, глухарь, рябчик), другие только к широколиственным лесам (косуля, кабан, черный хоре и др.)/4, c.114/.

Значение лесов в жизни России трудно переоценить: они не только служат источниками древесины и мехов, не только обеспечивают кислородом огромные пространства страны - леса оказали неоценимое влияние и на культуру, и на миросозерцание, и на историю народа. Можно, конечно, возразить, что все это - сплошная мистика, но не будь у России ее необъятных лесов, менталитет народа был бы другим.

К сожалению, вопросу охраны лесов не уделяется того внимания, которого он заслуживает. Экономика почти всегда берет верх над экологией, и миллионы гектаров леса каждый год приносятся в жертву сиюминутным целям. Но нельзя забывать, что сейчас с (экономической точки зрения) страна проедает капитал, восстановить который не смогут и наши внуки. К сожалению, в Эстонии эта проблема стоит не менее остро.

Лесостепь - неширокая полоса между степной и лесостепной зонами - расположена к югу от лесов в равнинных западных частях страны. Наиболее распространенный здесь тип почв - выщелоченные черноземы - благоприятствует произрастанию богатой луговой растительности, однако встречаются здесь и лесные участки. В лесостепи Русской равнины они преимущественно состоят из дуба, в Западной Сибири - из березы /4,c.108/. Животный мир представлен в основном некрупными животными, характерными для степей (грызуны, полевки, суслики, тушканчики, хомяк, сурок), а также некоторыми видами лесных животных /4, 115/.

Зона степей проходит широкой полосой по Русской равнине и Западно-Сибирской низменности. В Восточной Сибири встречаются отдельные степные участки в межгорных котловинах и некоторых горных районах Забайкалья. Степи распространены в районах недостаточного и неустойчивого увлажнения. Этот фактор, а также наличие очень богатых гумусом черноземов и сформировали природу степей. Типичными степными растениями являются дерновинные злаки с узкими листьями (что препятствует излишнему испарению): разные виды ковылей, типчак, тонконог. Наряду с ними в составе степных сообщества всегда присутствует разнотравье. Там, где коэффициент увлажнения близок к 1 (в основном, в западной части страны), встречается много луговых растений /4, c.109-110/.

Животные степей обеспечены кормом, но вынуждены приспосабливаться к недостатку естественных укрытий. Многие животные живут большими колониями (сурки, суслики и другие грызуны) или стадами (сайгаки). Из птиц встречаются перепел, жаворонок, орлы, дрофа /4, c.116/.

Экономическое значение степи трудно переоценить: плодородная почва позволяет получить солидные урожаи, и в настоящее время большая часть степи (особенно в более увлажненной европейской части страны) используется под пашню /2, c.322/.

Экосистема степи претерпела значительные изменения в результате хозяйственной деятельности человека, и изменения эти отнюдь не всегда шли ей на пользу: стремление получить максимальный урожай часто приводило к тому, что в результате непрерывного использования почвы истощались, а бесконтрольное внесение химикатов еще больше усугубляло проблему. Там же, где естественная растительность сохранилась, она сильно нарушена в результате выпаса скота /8, с.91/. Нельзя забывать про печальный опыт Казахстана, где огромные пространства целины, дававшие сравнительно недавно невиданные прежде урожаи, в настоящее время находятся в угрожающем состоянии.

Полупустыней является Прикаспийская низменность. Из растений здесь встречаются полыни, солянки, степные злаки. Растительный покров разрежен. Из-за недостатка влаги значение полупустынь в сельском хозяйстве невелико, хотя они и используются как пастбища /4, c.110/.

Я уже упоминал о том, что в горных районах (область высокой поясности) на смену широтному распределению зон приходит высотное. Так, в горных районах Южной Сибири за степным поясом у основания хребтов следует пояс хвойных лесов, а еще выше - пояс гольцевой растительности. На Северном Кавказе разнотравье черноземных степей в предгорьях сменяется на высоте 600-800 м. дубовыми лесами бурых горно-лесных почвах, а затем - поясом хвойных лесов. Выше границы лесного пояса (2000 - 2200 м.) на горно-луговых почвах доминируют субальпийские и альпийские луга, а самые высокие участки горных хребтов вообще лишены растительности. Сходную картину (хотя и с некоторыми вариациями) можно наблюдать и в других местах (Урал, Восточная Сибирь, Алтай) /4, c.111/.

ВАРИАНТ 1

А1. Рыхлый поверхностный слой суши, образующийся в течение длительного времени в процессе взаимодействия материнской породы, растений, животных, микроорганизмов, климата и рельефе, называется…

1. земной корой

2. перегнойным горизонтом

3. литосферой

А2. Впервые отличил почвенный слой от остальных частей земной коры как «особое естественно-историческое тело»…

1. русский ученый Василий Васильевич Докучаев

2. английский естествоиспытатель

3. австрийский естествоиспытатель Грегор Иоанн Мендель

4. немецкий естествоиспытатель Александр Гумбольдт

А3. Какое из положений является верным?

1. плодородие почвы – это насыщенность ее перегноем

2. комковатая структура почвы наиболее благоприятна для развития сельскохозяйственных культур

3. горные породы, на которых образуются почвы, не влияют на свойства почвы

4. питательные вещества таежно-мерзлотных почв проникают глубоко, так как мерзлота мешает промыванию грунта

А4. Разнообразные подзолистые почвы преобладают…

1. в Сибири

2. на небольших участках севера страны

3. в южных районах Русской и Западно-Сибирской равнины

4. в европейской части России

А5. Черноземные почвы формируются в природной зоне…

3. широколиственных лесов

4. полупустынь

А6. Почвы, в механической части которых присутствуют и песчаные и глинистые частицы, но песчаные частицы преобладают над глинистыми, называются:

1. песчаные

2. супесчаные

3. глинистые

4. суглинистые

А7. Под лесными участками лесостепи и в широколиственных лесах формируются почвы…

1. каштановые

2. подзолистые

3. серые лесные

4. тундрово-глеевые

А8. На юге страны расположены почвы…

1. таежные и горно-таежные

2. тундрово-глеевые

3. дерново-подзолистые

4. черноземные и каштановые

В1. Определите тип почв по описанию: «Для данного типа почв характерно малое количество гумуса, они не плодородны, маломощны, плохо развиты, имеют гелеевый слой. Из-за этих особенностей почвы не используются для земледелия».

Ответ:________________

В2.

Термин

1. почвенный профиль

2. мелиорация

3. механический состав почвы

4. интенсивное земледелие

Понятие

А. Соотношение в почве твердых минеральных частиц разного размера

Б. Получение максимального урожая сельскохозяйственной продукции при минимальных затратах труда и средств, сохранение и наращивание плодородия почв

Г. Комплекс мер по коренному улучшению качества земли с целью повышения ее плодородия

Д. Последовательная смена типов почв при движении от экватора к полюсам

В3. Назовите тип почв, который формируется в следующих природных условиях: «Субарктический тип климата. Постоянное и избыточное увлажнение, низкие температуры, короткое лето, нехватка кислорода».

Ответ: ______________

В4. Согласны ли с тем, что в России почвы размещаются согласно закону широтной зональности, потому что в ней существует большая протяженность страны с севера на юг.

Ответ: _____________

С1. Какие проблемы может вызывать неграмотная мелиорации земель в разных местных природных условиях: в засушливых областях и в районе заболоченных земель и болот? Дайте развернутый ответ на вопрос.

Контрольная работа по теме «Почвы России», 8 класс

ВАРИАНТ 2

А1. Основным фактором, определяющим плодородие почвы, является содержание в ней:

2. воздуха

4. живых организмов

А2. Процесс разрушения почв называется…

1. эрозией

2. рекультивацией

3. мелиорацией

4. бедлендом

А3. Почвы, в которых присутствуют глинистые и песчаные частицы, но в механической части которых глинистые частицы преобладают над песчаными, называется…

1. глинистые

2. суглинистые

3. песчаные

4. супесчаные

А4. Почвы с зернистой структурой, мощным гумусовым горизонтом, высоким плодородием, называются…

1. каштановые

2. подзолистые

4. черноземы

А5. Наиболее распространенные типы почв России, формирующиеся в основном под хвойными лесами, называются…

1. дерново-подзолистые

2. подзолистые

3. серые лесные

4. черноземы

А6. Интенсивное земледелие подразумевает:

1. сохранение и наращивание плодородия почв

2. применение залежного земледелия

3. расширение площади обрабатываемых земель

4. распашку земель вдоль склонов

А7. Самой плодородной почвой в России является:

1. каштановая

2. подзолистая

3. серая лесная

4. черноземная

А8. Маломощными (1-5 см) органогенным горизонтом и пятнистым распространением отличаются почвы…

1. тундрово-глеевые

2. арктические

3. каштановые

4. подзолистые

В1. Определите тип почв по описанию: «В данной почве содержится мало гумуса (меньше 1 %), малое количество перегноя; часто они бывают засолены. Мерами по улучшению этих почв являются умеренное орошение, промыв почвы в сочетании с дренированием, защита от ветровой эрозии».

Ответ:________________

В2. Установите соответствие между термином и понятием: Ответы запишите БУКВАМИ в порядке возрастания цифр:

Термин

1. гумус, перегной

2. рекультивация

3. зональное размещение почв

4. плодородие

Понятие

А. Способность почвы обеспечивать растения питательными веществами и влагой в количестве, необходимом для полного развития растений

Б. Последовательная смена типов почв при движении от экватора к полюсам

В. Вертикальный разрез почвы с определенным набором горизонтов

Г. Полное или частичное восстановление земель, нарушенных хозяйственной деятельностью человека

Д. Основная часть органического вещества почвы, представляющая собой бесформенную темноокрашенную массу с остатками растений и животных, придающая почве плодородие

В3. Назовите тип почв, который формируется в следующих природных условиях: «Континентальный климат. Крайне сухо, мало осадков, большое испарение. В данных условиях почвы содержат малое количество перегноя, большое количество солей».

Ответ: ______________

В4. Согласны ли с тем, что в России почвы размещаются согласно закону широтной зональности, потому что в ней существует большая протяженность страны с запада на восток?

Ответ: _____________

С1. Чем опасно для здоровья загрязнение и отравление почв? Дайте развернутый ответ, приведя не менее двух доводов.

Ответы к заданиям контрольной работы по теме «Почвы России»

Таблица 1

Вариант 1

С1. Проводя мелиорацию, необходимо учитывать местные природные условия. Избыточный полив в засушливых областях может привести к вторичному засолению почв. Осушение заболоченных земель и болот – к обмелению малых рек, к их исчезновению, возгоранию торфяников, лесным пожарам, гибели людей и животных.

Вариант 2

С1. Избыток вредных веществ может накапливаться в выращиваемых на зараженных почвах растениях и в организме выпасаемых животных. Конечным звеном этой цепи могут оказаться люди. Плохие продукты питания отрицательно сказываются на нашем здоровье.

Критерии оценивания заданий контрольной работы (тестирования)

Правильные ответы на вопросы части А и В оцениваются в 1 балл. Часть С – задания, требующие развернутого ответа, оцениваются в соответствии с критериями, приведенными в таблице 2.

Максимальное количество баллов - 16. Отметка «5» - 14-16 б., «4» - 10-13 б., «3» - 7-9 б., «2» - менее 7 б.

Источники информации для составления теста:

Волобуев, 8 класс. Технология тематического тестирования. – Р-н-Д,: Феникс, 2007. – 224 с. Полякова заданий и упражнений по географии, 8 класс. К учебнику «География России. 8-9 классы». - М.: Экзамен, 2009 - 157 с.

Закономерности размещения почв.

Более 100 лет назад В.В.Докучаев установил, что размещение основных типов почв по поверхности Земли подчинено закону зональности.

Важнейшей причиной зональности почв является изменение климата, его главных характеристик- режима увлажнения и температурного режима.

В нашей стране широтная зональность выражена ярче. Это связано с большой протяженностью территории по меридиану и с преобладанием равнинного рельефа.

Задание 1 - заполнить таблицу.

Природная зона Типы почв Содержание гумуса

Свойства

почвы

Условия почвообразования
1. Арктическая пустыня Часто отсутствуют или арктический Не плодородная
2.Тундра Тундрово-глеевые

Маломощные,

имеют слой глеевой

А) Тайга

Промывные,

кислые

Б) тайга Вост.Сибири

Малоплодородные

холодные

В) смешанные

Более плодородные

Г)широколиственные

леса

4. Степи Самые плодородные почвы, зернистая структура
5. Полупустыни Засоление почв

Изучением почв занимается почвоведение. Основоположником этой науки заслуженно является В.В. Докучаев, всемирно известный русский ученый. Он проделал огромную работу по изучению почв России.

Задание 2. Определите факторы влияющие на образование почв.

…………………….. Горные породы …………………………

ПОЧВА:

Рельеф ……………………. …………………………….

Тестовые задания

1. Основатель науки о почвах:

а) М. В. Ломоносов; б) В. В. Докучаев; в) В. А. Обручев.

2. Какие почвы называют тяжелыми?

а) песчаные; б) глинистые; в) суглинистые.

3. Чернозем - самая плодородная почва, так как:

а) в ней содержится больше гумуса;

б) почва хорошо увлажнена;

в) она дает высокие урожаи.

4. Почвенная карта дает информацию:

а) о распространении типов почв; б) о механическом составе почв;

в) об увлажнении почв.

Взаимопроверка

1. Чернозем — самая плодородная почва, т.к.:

а) в ней содержится больше гумуса; б) почва хорошо увлажнена; в) она дает высокие урожаи.

2. Почвенная карта дает информацию:

а) о распространении типов почв; б) о механическом составе почв; в) об увлажнении почв.

3. Найдите соответствия типа почв природной зоне:

1. Тундра а) подзолистые

2. Тайга б) черноземы

3. Степь в) тундрово-глеевые

4. Почему в России распространение почв подчиняется закону широтной зональности?

а) Россия имеет равнинный рельеф;

б) на территории преобладает горный рельеф;

в) Россия вытянута с севера на юг.

5. Какие почвы формируются под лесами?

а) черноземы; б) подзолистые, серые лесные; в) солонцы.

6. В какой природной зоне происходит накопление солей в почве?

а) в степях; б) в лесной; в) в полупустынях.

7. В какой природной зоне происходит наибольшее накопление гумуса в почве?

а) в степях; б) в тундре; в) в лесной.

8. Карликовость почвенного профиля характерна для почв:

а) дерново-подзолистой; б) тундрово-глеевой; в) чернозема.

9. Главное свойство почвы:

а) засоленность; б) плодородие; в) переувлажненность.

10. Закону широтной зональности не подчиняются почвы:

а) черноземы; б) аллювиальные; в) дерново-подзолистые

Ключ к тесту

1 — а; 2 — а; 3 — 1в, 2а, 3б; 4 — в; 5 — б;

ВАРИАНТ1.

1.В.В.Докучаев называл почву «зеркалом « природы. Почва отражает компоненты природы:

а) климат;

б) растительность;

в) животный мир;

г) рельеф;

д) горные породы;

е) грунтовые воды;

ж) деятельность человека;

з) все перечисленное. +

2 На процесс образования гумуса в почве влияет:

а) количество и состав органического вещества;

б) скорость разложения органического вещества;

в) воздуха;

г) увлажнение;

д) почвенные микроорганизмы;

е) все перечисленное. +

3.Определите какая растительность соответствует почвам:

1.Тундрово-глеевые г а)травянистая степь

2.Подзолистые б б) таежные леса

3.Дерново-подзолистые в в) смешанные леса

4. Черноземы а г) мхи и кустарнички

4.Развитию эрозии способствует:

а) преобладание участков со значит. уклонами земной поверхности; +

б) преобладание плоских участков земной поверхности;

в) густая и разреженная растительность;

г) медленное и интенсивное снеготаяние;

д) моросящие и ливневые дожди.

5.Определите, к какому типу относятся данные почвы в зависимости от соотношения песчаных и глинистых частиц:

а)песок- 70-80% ; глина 20-30% - 3.

б)песок – менее 25%; глина – более 75% - 1.

в)песок –более 90%; глина – менее 10% - 4.

г)песок – 50-70%; глина – 30-50% - 2.

1. Глинистая. 3.Супесчаные.

2.Суглинистая. 4.Песчаные.

6.Тяжелыми называются почвы:

а) глинистые; +

б) песчаные;

в) суглинистые.

7.Черноземы формируются в районах, где климатические условия характеризуются:

а) в районах, где увлажнение близко к достаточному (К= 0,55-1); +

б) в районах, где увлажнение превышает испарение (К > 1);

в) там, где среднегодовые температуры отрицательны.

8.Мерзлотно-таежные почвы формируются в условиях:

А) субарктического климата;

б) умеренно континентального;

в) континентального;

г) резко- континентального.

9.Солончаки чаще всего встречаются:

а) в лесостепи;

б) в степи;

в) в полупустыне; +

г) в пустыне.

10. Определите, отчего возникает эрозия почв.

а) смыв верхнего слоя почвы;

б) выдувание верхнего слоя почвы;

г) сплошной растительный покров;

д) высокие температуры;

е) размывание почвы (поверхностные углубления);

ж)уплотнение почвы.

11. Способ повышения сборов урожая сельскохозяйственных культур лучше:

а) расширение площади пахотных земель; +

б) мелиорация пахотных земель.

Тематический тестовый контроль.

Тесты по теме «Почвы и почвенные ресурсы»

ВАРИАНТ 2.

1.Почвой называют:

а) самостоятельный компонент природы;

б) особое уникальное природное тело;

в) верхний плодородный слой Земли;

г) продукт взаимодействия органической и неорганической природы;

д) результат взаимодействия всех компонентов природы;

е) все перечисленное. +

2. Определите отличия подзолистой почвы от серой лесной:

а) формируется под таежными лесами; +

б) в условиях достаточного увлажнения;

в) мощность гумусового горизонта меньше; +

г) перегнойный процесс проходит быстрее;

д) есть горизонт вымывания. +

3.Для развития растений лучше структура почвы:

А) песчаной;

б) суглинистой; +

в) глинистой.

4. Почвы, распространенные на территории со скудным увлажнением:

а) черноземы;

б) каштановые;

в) бурые; +

г) серые лесные.

5.Процесс разрушения почвы под действием ветра и воды называется:

а) мелиорацией;

б) эрозией; +

в) рекультивацией;

г) агротехникой.

6.Органические вещества попадают в почву благодаря:

а) микроорганизмам; +

б) животным;

в) воздуху атмосферы;

г) текучим водам.

7.Определите соответствие почв и природных зон:

1.Тундра. а) каштановые; 6.

2.Тайга. б) подзолистые; 2.

3.Смешанные леса. в)бурые; 7

4.Широколиственные леса. г)глеевые; 1.

5.Лесостепи. д) серые; 4.

6.Степи. е) дерново- подзолистые; 3.

7.Полупустыни. ж)черноземы. 5.

8.Слой почвы, особенно богатый перегноем, называется:

а) горизонтом вымывания;

б) материнской породой;

в) горизонтом вмывания;

г) гумусовым горизонтом. +

9. Чаще всего осушение земель проводят в регионах:

а) в северном;

б) в северо-западном; +

г) в центральном; +

д) в южном.

10.Особенно много оврагов образуется в природных зонах:

а) в лесной;

б) в лесостепной;

в) в степной

г) в полупустыне

11.Определите, какие почвы формируются в области с коэффициентом увлажнения = 1 или близким к 1:

а) черноземы; +

б) каштановые;

в) бурые;

г) серые лесные. +

М. Б. Айчанова, МБОУ " Астрахановкая ООШ", с.Астрахановка, Тюльганский район., Оренбургская область

ПОЧВЫ, РАСТИТЕЛЬНОСТЬ И ЖИВОТНЫЙ МИР

Почвы

Условия почвообразования. Образование и развитие почв тесно связано со всеми остальными компонентами природы. В.В. Докучаев назвал почву "зеркалом и произведением ландшафта" , подчеркнув тем самым, что она является результатом взаимодействия всех компонентов и, как в зеркале, отражает это взаимодействие. Все компоненты природы участвуют в формировании почв, поэтому все они были названы В.В. Докучаевым в качестве факторов почвообразования; к ним же были добавлены фактор времени и деятельность человека. Неудивительно поэтому, что основатель генетического почвоведения В.В. Докучаев является одновременно и одним из основоположников учения о ландшафте (ландшафтоведения). Учение о почвах России В.В. Докучаев впервые изложил в своем классическом труде "Русский чернозем" (1883).

Изучение почв нашей страны продолжили многочисленные ученики и последователи Докучаева: Н.М. Сибирцев, С.С. Неуструев, П.А. Костычев, К.Д. Глинка, Л.И. Прасолов, Г.Н. Высоцкий, Б.Б. Полынов, И.П. Герасимов, М.А. Глазовская, В.А. Ковда, В.М. Фридланд и др.

Трудами почвоведов установлено, что почвенный покров России удивительно пестр. Это обусловлено тем, что нет ни одного компонента природы, который бы не влиял на почвы, а каждый из них весьма изменчив в пространстве. Особенно сильное влияние на почвообразование оказывают климат, растительность и горные (материнские) породы, а на размещение почв очень велико влияние рельефа . Отсюда и огромная пестрота почвенного покрова.

Направленность и интенсивность почвообразовательных процессов, а следовательно, и типы почв зависят от энергетических ресурсов (затрат тепла на почвообразование), водного режима почв, поступления органики в почву и скорости ее разложения, количества микроорганизмов, участвующих в процессах почвообразования. Все эти характеристики в той или иной степени зависят от климата, поэтому все они в самых общих чертах обнаруживают зональность.

В северной части страны развитие почвообразовательных процессов лимитируется прежде всего энергетическими ресурсами. Нарастание тепла при движении с севера на юг влечет за собой увеличение органики, поступающей с ежегодным спадом в почву, и количества микроорганизмов, участвующих в ее переработке; поэтому возрастает интенсивность почвообразовательных процессов и количество гумуса в почвах. Оптимальные условия для почвообразования создаются в полосе нейтрального баланса тепла и влаги, поэтому здесь формируются самые плодородные, богатые гумусом почвы - черноземы.

При дальнейшем продвижении к югу процессы почвообразования уже лимитируются недостатком влаги. Именно с этим связано уменьшение прироста биомассы и, как следствие, все меньшее поступление органики, а отсюда и сокращение количества микроорганизмов, питательной средой для которых служит органическое вещество. Сокращается и суммарная затрата энергетических ресурсов на почвообразовательные процессы, так как основная их часть (до 95%) расходуется на испарение почвенной влаги, а влаги в почвах при продвижении к югу становится все меньше и меньше. Уменьшение количества влаги при возрастании температур обусловливает небольшую глубину промачивания грунта и, следовательно, малую мощность почвенного профиля.

Термодинамические условия в совокупности с количеством микроорганизмов определяют интенсивность биохимических процессов, а их направленность в значительной степени зависит от типов водного режима почв.

Промывной режим обусловливает вынос большинства химических элементов из почвенного профиля, т.е. преобладание выщелачивания; при непромывном режиме выносятся лишь наиболее подвижные элементы и происходит накопление гумуса; выпотной режим способствует накоплению подвижных соединений, т.е. засолению почв. Эти основные типы водного режима почв сменяют друг друга при движении с севера на юг, т.е. обнаруживают зональность в своем распространении.

Застойный режим, как и промывной, характерен для гумидного климата, но при этом он чаще обнаруживает приуроченность к депрессиям рельефа. Особенно широко этот режим распространен на низких равнинах с близким залеганием грунтовых вод. Мерзлотный режим типичен для тундр, но за Енисеем очень широко распространен и в тайге. Таким образом, два последних типа, сохраняя в своем распространении зональность как основную закономерность, обнаруживают и определенные черты секторности.

Зональность в развитии почвообразовательных процессов определяет размещение типов почв по территории России. В целом зональность почв выражена достаточно отчетливо, что обусловлено большой площадью страны, значительной протяженностью территории с севера на юг, компактностью суши и преобладанием равнинного рельефа. Особенно ярко она проявляется в почвенном покрове Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин. В то же время в восточных районах, где преобладают более значительные высоты, а часто и горный рельеф, где распространена многолетняя мерзлота, зональность несколько затушевывается.

Вариант 1.

Почва отличается от горной породы:

а) плодородием б) увлажнением в) твердостью

Плодородие почвы зависит от наличия в почве:

а) влаги б) минеральных солей в) воздуха г) гумуса

Выберите принадлежащее В. В.Докучаеву емкое определение почвы:

а) кладовая минералов б) зеркало ландшафта

в) источник жизни г) наследие веков

Материнская порода – это горизонт:

а) А1 б) А2 в) В г) С

На каких грунтах образуются легкие почвы?

а) на глинистых б) на суглинистых в) на супесчаных г) на песчаных

Среди четырех факторов почвообразования определите ведущий:

а) режим увлажнения б) температура воздуха

в) особенность рельефа г) живые организмы

Определите преобладающий в европейской части России тип почв:

а) подзолистые б) черноземы в) бурые г) лесные

Какая структура почвы наиболее благоприятна для развития сельскохозяйственных растений?

а) песчаная б) комковатая в) тонкослоистая г) монолитная

Какое количество пищи получает человечество с обработанной земли?

а) 30% б) 50% в) 70% г) 90%

Какое из названных мероприятий не является основным видом сельскохозяйственной мелиорации?

а) осушение и орошение б) борьба с эрозией

в) химическая мелиорация г) физическая мелиорация

11. Найдите соответствие:

1) тундра а) подзолистые

2) тайга б) мерзлотно-таежные

3) смешанный лес в) черноземы

4) степь г) бурые, серо-бурые

Тест по теме «Почва и почвенные ресурсы» 8 класс

Вариант 2.

Назовите основное качество почвы:

а) рыхлость б) органичность в) плодородие г) сохранность

Поставщиком основной массы органического вещества в почву служат:

а) растения б) насекомые в) млекопитающие

Основатель науки о почвах:

а) М. В. Ломоносов б) В. В. Докучаев в) В. А. Обручев

Какой механический состав имеют почвы, которые содержат 58% песка?

а) супесь б) песок в) суглинок г) глина

Какие почвы называют тяжелыми?

а) песчаные б) глинистые в) суглинистые

Назовите главных естественных врагов почв:

а) переувлажнение б) водная и ветровая эрозия

в) перевыпас скота г) обильные снегопады

Какие почвы образуются в степях:

а) подзолистые б) черноземы в) бурые г) серые

В каком месте почва наиболее загрязнена тяжелыми металлами?

а) внутри и вокруг больших городов б) вокруг крупных сел

в) у подножья гор г) на поймах крупных рек

Почвенная карта дает информацию:

а) о распространении типов почв б) о механическом составе почв

в) об увлажнении почв

Как можно повысить плодородие почв?

а) правильной, культурной обработкой почв б) созданием защитных лесополос

в) переменой выращиваемых культур г) изъятием земель из севооборота

Найдите соответствие:

1) тундра а) подзолистые

2) тайга б) мерзлотно-таежные

3) смешанный лес в) черноземы

4) степь г) бурые, серо-бурые

5) полупустыня д) серые лесные

6) лиственничная тайга е) тундрово-глеевые

Ответы

Вариант 1. Вариант 2.

16, 15 – «5»

14, 13, 12 –«4»

11, 10, 9, 8 –«3»

7 – «2»

Если домашнее задание на тему: » Тест по географии «Почва и почвенные ресурсы» 8 класс оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
    • Свежие новости

      • Категории

      • Новости

      • Сочинения по теме

          - 3 - МАОУ «Чердынская вечерняя (сменная) ОШ» Учитель: Микова Н. И. Класс: 8 Тема «Почвы и почвенные ресурсы» Цели и задачи урока: Сформировать понятия о Фамилия, имя, отчество: Якубжанова Мухабат Миртемировна Место работы: МБОУ СОШ №41 пос. Новогорный Озерского городского округа Челябинской области. Должность: учитель начальных классов. Кроссворды Утверждаю: Директор МОУ СОШ с. Татаурова Приказ № Рассмотрено и согласовано На заседании педсовета Протокол № Программа элективного курса «Я хозяин родной земли» Составитель программы учитель МКОУ ООШ с. Фамилия, имя, отчество: Якубжанова Мухабат Миртемировна Место работы: МБОУ СОШ №41 пос. Новогорный Озерского городского округа Челябинской области. Должность: учитель начальных классов. Кроссворды МБОУ «Каратузская СОШ» План работы ФСК «Единство» и объединений ДО На зимних каникулах 2014- учебного года
      • Рейтинг сочинений

          Пастух у Ручейка пел жалобно, в тоске, Свою беду и свой урон невозвратимый: Ягненок у него любимый Недавно утонул в

          Сюжетно-ролевые игры для детей. Сценарии игр. С выдумкой идем по жизни Эта игра выявит самого наблюдательного игрока и позволит им

          Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

          Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

          Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое