Асеев Николай Николаевич — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация. Биография асеева николая николаевича

Асеев Николай Николаевич – известный советский поэт и сценарист. Один из ярчайших представителей футуризма в России. Был не раз награжден советской властью за свои стихотворения, в том числе и Сталинской премией.

Детство и юность

Сразу оговоримся, Асеев – это псевдоним. Настоящая фамилия писателя – Штальбаум. Часто публиковал свои произведения под другими именами: Иволга, Н. А. Буль-Буль, Нав Фундаментальников.
Николай Асеев, биография которого представлена здесь, родился 27 июня 1889 года во Львове (Курская губерния). Его отец Николай Николаевич был страховым агентом, а мать, Елена Пинская, скончалась в молодости, когда сыну было всего 8 лет. Вскоре после этого отец женился второй раз.
Свое детство будущий писатель провел у деда по матери, Николая Павловича Пинского, который был заядлыми рыбаком и охотником, обожал фольклор, особенно песни, и слыл превосходным рассказчиком. Его бабушка, жена Пинского, родилась крепостной, которую и выкупил будущий муж, влюбившись в девушку во время своих охотничьих прогулок.
В 1909 году Асеев окончил Курское реальное училище. После этого поступил в московский Коммерческий институт. Также посещал филологический факультет Московского университета, где слушал лекции.

Первые публикации

Николай Асеев опубликовал первые свои произведения в 1911 году. Московская литературная жизнь захлестнула поэта. В это время он - частый гость «брюсовских вечеров» и ужинов у Вячеслава Иванова. На одной из встреч познакомился с Пастернаком, который покорил юного писателя своими произведениями.
В 1914 год в альманахе «Лирика» публикуется подборка асеевских стихов. С этого момента начинается активная литературная жизнь поэта. И уже через четыре года было издано 5 его сборников: «Зор», «Ночная флейта», «Леторей», «Оксана», «Четвертая книга стихов».

Война и революция

Во время Первой мировой Николай Асеев был призван в армию. Сначала его отправляют в Мариуполь, где проходит боевая подготовка. Затем посылают в составе полка в сторону Австрийского фронта. В это время он серьезно заболевает – начинается воспаление легких, осложненное туберкулезом. Асеева признают негодным к службе и отсылают в тыл. После выздоровления поэта снова отправили на фронт, где он прослужил до 1917 года, когда его избрали в члены Совета солдатских депутатов.
Разгорелась Февральская революция. Полк писателя отказался воевать. Асеев, взяв семью, отправляется на Дальний Восток. Путь его пролегал через голодную и послевоенную, охваченную мятежом страну. Свои скитания он описал в очерке «Октябрь на Дальнем», который принес ему первым настоящий литературный успех.

Поселившись во Владивостоке, писатель начал сотрудничать с новой газетой «Крестьянин и рабочий». В это время стало известно об Октябрьской революции, Асеев принял с радостью эту новость. Вскоре ему пришло приглашение от Луначарского переехать в Москву. И в 1922 Асеев перебирается в столицу. Здесь он встречается с Маяковским, который имел очень большое на него влияние.

Жизнь в Москве

В Москве Николай Асеев продолжает писать, выпускает несколько сборников: «Совет ветров», «Стальной соловей». В 20-х годах были опубликованы революционные поэмы и стихи писателя: «Чернышевский», «Лирическое отступление», «Синие гусары», «Свердловская буря».
В эти же годы Асеев отправляется в путешествие на Запад, из которого возвращается в 1928. После этого он пишет несколько стихов-впечатлений: «Рим», «Дорога», «Форум-Капитолий». После гибели Маяковского поэт опубликовал поэму «Маяковский начинает».

Последние годы и смерть

Во время Великой Отечественной Николай Асеев продолжает работать. Многие его произведения называют настоящей военной хроникой. Среди таких стихотворений: «Пламя победы», «Радиосводки», «В последний час», «Полет пули» и пр.
В 1961 году выходит книга писателя «Зачем и кому нужна поэзия», которой он подводит итоги своей жизни и творческого пути.
Скончался Асеев 16 июля 1963 года в Москве. Был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Стихотворения Асеева раннего периода

Несмотря на то что Асеева относят к футуристам, начинал он как символист. В юности был сильно увлечен Верленом, Гофманом и Оскаром Уайльдом. Не удивительно, что в стихотворениях этого времени он предстает романтиком-декадентом.
Поэт в эти годы примыкает к группе «Центрифуга», представители которой пытались соединить кубо-футуризм, только набирающий обороты, и «чистую» классическую лирику. Асеев с презрением относился к «трезвенно-меркантильному» миру обывателей. Окружающую действительность он описывал как «страшную морду», которая «осыпается пачками рублей». Мечта поэта – убежать из этого мира с возлюбленной и «не встречать ни друзей, ни домочадцев». Первую мировую Асеев воспринял как долгожданное крушение мещанского устоявшегося порядка: «пусть рушатся камни зданий в огне».
Кроме этих мотивов в стихотворениях поэта присутствуют образы из русских сказок и славянской мифологии, а также запорожские напевы.

Период революции

Николай Асеев – поэт-новатор. Большое влияние на него оказали Маяковский и В. Хлебников. Они сыграли главную роль в формировании его стиля. Во время революции Асеев находился во Владивостоке. Отсюда он начинает прославлять Советскую Россию. Поэт обращается к классическим деревенским образам: синь, лен, пашни, черешни, ковыли, покос и пр.
Еще в дореволюционных стихах Асеев предсказывал скорое торжество нового порядка. Поэтому переворот он воспринял с восторгом. Старую культуру он называет «ушедшей тучей», которая наконец-то «отгремела». Новый же мир стал «выходом из старого, предощущением, возможностью». Таким образом, поэт воспринимает революцию как стихийную силу, разгромившую мещанский уклад и давшую возможность для развития.

Послереволюционный период

После переезда в столицу мировоззрение Асеева несколько меняется. Революция из призрачного идеала превращается в совершившееся действие, результаты которой можно оценить. В произведениях появляется тема индустриализации, которая неразрывно связана с творчеством.
Писатель всегда тяготел к экспериментам, поэтому часто испытывал на себе влияние различных литературных течений. Например, древнерусские мотивы, заимствования у Гумилева, Гофмана, Блока, Хлебникова.
По своей тематике от предыдущих произведений отличается поэма «Лирическое отступление», написанная в 1924 года. В сочинении звучат тревожные, драматичные и взволнованные ноты. Асеев упрекает своих современников в том, что они не отошли от мещанства и все еще тянутся к бытовому благополучию, не думая о всеобщем благе. Эта поэма была высоко оценена современниками, а позднее стала считаться классикой 20 века.
Второе известное произведение этого периода – сюита «Синие гусары», которая была посвящена памяти декабристов. В произведении Асеев описывает подготовку восстания и трагическое завершение задуманного.

В 1929 году вышла книга «Дневник поэта». В этой книге на задний план уходят эстетические искания, а вперед выступает лиричность окружающего мира и бытовой стороны жизни. Вновь возвращается к романтическому пафосу Николай Асеев.
Самые известные стихи перечислим ниже:

    «Я знаю: все печали…»;«Контратака»;«Предгрозье»;«Что такое счастье?»;«Об обыкновенных»;«Песня славы»;«Каждый раз, как смотришь в воду…»;«Счастье»;«Памятник»;«Созидателю»;«Снегири».

Поздний этап творчества

Во второй половине 20-х ищет нового героя Николай Асеев. Стихи этого времени свидетельствуют о том, что поэт начинает воспевать рабочего, поэзии же, говорит он, нужно учиться «у станка и комбайна». Выходят несколько стихотворений, в которых воспеваются трудовой коллективизм, народная жизнь и обычная работа простых людей. Среди таких произведений можно назвать «Курские края», «Электриада», «Песня о нефти».
30-е годы знаменуются для Асеева продолжением жанровых поисков. В частности, он разрабатывает международные фельетоны на политические темы: «Берлинский май», «Надежда человечества». Одновременно с этим поэт занимается переводами.
Во время Великой Отечественной его произведения печатаются на страницах фронтовых и центральных газет. В стихах этого периода главное место занимает патриотизм и вера в победу в войне.
В послевоенные годы Асеев уделял большое внимание теоретической части поэзии. Часто публиковал в газетах статьи на литературные темы и издал несколько книг.

«Я не могу без тебя жить»: анализ стихотворения

Стихотворение было написано в 1960 году, поэтому его относят к поздней поэзии Асеева. Тема любви нехарактерна для творчества писателя и является скорее исключением, чем правилом. У стиха есть название – «Простые строки». Оно не всегда упоминается в сборниках, но имеет ключевое значения для осмысления произведения.
Сюжета у стихотворения как такового нет. В нем только описывается чувство – лирический герой признается в любви. Он говорит о том, что без возлюбленной ему ничего не нужно в этом мире. Асеев пишет о настоящей пламенной любви, но озаглавливает стихотворения «Простые строчки». Этим поэт хотел сказать, что для окружающих его исповедь не является каким-то откровением, подобные слова произносили многие. Но для самого лирического героя его чувства сильны и невероятны.
«Я не могу без тебя жить» - одно из известнейших стихотворений Асеева. Этим оно обязано своей лиричности и искренности.

Асеев Николай Николаевич (1889 - 1963), поэт. Родился 28 июня (10 июля н.с.) в городе Льгов Курской области в семье страхового агента. Детские годы провел в доме деда, Николая Павловича Пинского, охотника и рыболова, любителя народных песен и сказок и замечательного рассказчика.


В 1909 закончил Курское реальное училище, поступает в Коммерческий институт в Москве и одновременно слушает лекции на филологическом факультете Московского университета. В 1911 опубликовал свои первые стихи.

Литературная жизнь Москвы захватила молодого поэта, он посещает брюсовские "вечера", "ужины" Вяч. Иванова, знакомится с Б. Пастернаком, который покорил его всем: и внешностью, и стихами, и музыкой.

С 1913, когда в альманахе "Лирика" появляется подборка стихов Асеева, начинается его активная литературная деятельность. Через 4 года он издал пять сборников оригинальных стихотворений: "Ночная флейта" (1913), "Зор" (1914), "Оксана" (1916), "Леторей", (1915), "Четвертая книга стихов" (1916).

Начинается первая мировая война, и Асеева призывают на военную службу. В Мариуполе он проходит обучение в запасном полку, который вскоре отправляют ближе к Австрийскому фронту. Заболевает воспалением легких, осложнившимся вспышкой туберкулеза. Его признают негодным к службе и отправляют домой на поправку; через год он проходит переосвидетельствование, и его снова направляют в полк, где он пробыл до февраля 1917, когда был избран в Совет солдатских депутатов.

Началась Февральская революция, полк отказался идти на фронт.

Асеев вместе с женой "двинулся" на Дальний Восток. Этот длинный путь через фронтовую, голодную, мятежную страну стал его путем в большую поэзию (очерк "Октябрь на Дальнем"). Во Владивостоке он сотрудничал в газете "Крестьянин и рабочий" - органе Совета рабочих и крестьянских депутатов. Октябрьскую революцию, о которой узнал во Владивостоке, принял безоговорочно.

По предложению Луначарского Асеев был вызван в Москву и в 1922 он туда приезжает. Возобновляет знакомство с Маяковским, который имел на него большое влияние. Выходят сборники его стихов: "Стальной соловей" (1922), "Совет ветров" (1923). С 1923 Асеев участвовал в литературной группе "Леф" (левый фронт искусств), возглавлявшейся Маяковским. До конца жизни Маяковский поддерживал его, помогал издавать его книги.

В 1920-е годы вышли поэмы "Лирическое отступление", "Свердловская буря", стихи о русских революционерах ("Синие гусары", "Чернышевский"). В 1928, после поездки за границу, написал стихи о Западе ("Дорога", "Рим", "Форум-Капитолий" и др.).

Перед войной Асеев публикует поэму "Маяковский начинается" ("...я написал о нем поэму, чтобы хоть отчасти выполнить свой долг перед ним. Без него мне стало труднее...", - писал Асеев).

Многие его военные стихи и поэмы - страницы поэтической хроники Отечественной войны: "Радиосводки" (1942), "Полет пуль", "В последний час"(1944), "Пламя победы" и др. В 1961 книгой "Зачем и кому нужна поэзия" (1961) Асеев подводит итоги своего творчества и своей жизни. В 1963 поэт умирает.

Асеев Николай Николаевич (1889-1963), русский поэт. В поэмах «Буденный» (1923), «Двадцать шесть» (1924), «Семен Проскаков» (1928) - романтическая героизация революции. От формальной изощренности первых сборников («Зор», 1914) пришел к лирико-философскому осмыслению действительности («Раздумья», 1955; «Лад», 1961). В поэме «Маяковский начинается» (1940; Государственная премия СССР, 1941) создал образ поэта, борющегося за новое искусство. Книга размышлений о поэзии, воспоминания «Зачем и кому нужна поэзия» (1961).

Асеев Николай Николаевич , русский поэт.

Годы учебы

Родом из обедневших дворян. Отец - страховой агент. Родители оказали большое влияние на развитие личности будущего поэта. Рано лишившись матери, Асеев воспитывался у деда - помещика и страстного любителя русского фольклора. Окончив Курское реальное училище (1907), поступил в Московский коммерческий институт (1908-10), затем перешел в Харьковский университет; одно время был вольнослушателем Московского университета (историко-филологический факультет).

«Выученик символистов»

С 1908 печатался в журнале «Весна», в 1912-14 - в журналах «Заветы», «Новый журнал для всех», «Проталинка», в альманахе «Первоцвет». Непродолжительное время был секретарем в журнале «Русский архив».

На раннее творчество поэта оказали влияние символисты, прежде всего К. Д. Бальмонт, а также немецкие романтики (Э. Т. А. Гофман). Был знаком с В. Я. Брюсовым, Вяч. И. Ивановым, С. П. Бобровым. «Выученик символистов, отталкивавшийся от них, как ребенок отталкивается от стены, держась за которую он учится ходить» - писал о себе Асеев в книге «Проза поэта» (1930).

Несамостоятельность первых публикаций (1911) позволила поэту В. Шершеневичу назвать их «символической дешевкой». Но книги «Ночная флейта» (1914) и особенно «Оксана» (1916), посвященная Ксении Синяковой - красвице-жене поэта (с 1917) и единственной спутнице всей его жизни, свидетельствовали о незаурядном поэтическом даре Асеева. «...Среди молодежи..., возводившей косноязычие в добродетель и оригинальной поневоле, только двое, Асеев и Цветаева, выражались по-человечески» - писал позже Б. Л. Пастернак. Вместе с Пастернаком входил в близкую к футуристам группу «Центрифуга».

Маяковский и Хлебников в жизни Асеева

Во время Первой мировой войны в 1915 был призван в армию, служил в запасном полку в Мариуполе; освобожден от службы в связи с открывшимся туберкулезом, но в феврале 1917, несмотря на болезнь, был призван вновь. Служил в пехотном запасном полку в Гайсине, где был избран в Совет солдатских депутатов. Направленный в юнкерское училище, он вместе с женой уехал (вернее, сбежал) во Владивосток, где примкнул к футуристической группе «Творчество». Работал в советских учреждениях, в 1918 читал лекции о новейших русских поэтах в Японии. В 1922 вернулся в Москву. В это время им была создана поэма «Буденный». Большой популярностью стали пользоваться песни композитора А. А. Давиденко, написанные на стихи Асеева: «Конная Буденного», «Первая конная», «Винтовочка».

В 1923 вошел в ЛЕФ - литературную группу, возглавляемую В. В. Маяковским. Дружба с Маяковским, с которым Асеев познакомился, скорее всего, в 1914 изменила не только его поэтическую манеру, но и саму жизнь. Он стал как бы «тенью» великого поэта, хотя ни мироощущением своим, ни песенным складом, ни прозрачностью стиха не был близок громоподобному Маяковскому. Велимир Хлебников, чье словотворчество родственно русскому фольклору, был ему гораздо ближе. В «Лирическом отступлении» (1924) и «Синих гусарах» (1926), поэтических вершинах Асеева, особенно выразительна звукопись; хотя Асеев заявлял, что он «лирик по складу души, по самой строчечной сути», лирика в этих вещах приглушена, звук явно сильнее мысли и чувства.

После самоубийства Маяковского Асеев одно время выдвигался властью на роль первого поэта, получил за поэму «Маяковский начинается» (1940) Сталинскую (Государственную) премию (1941). Но по мере того как советская эпоха теряла внешние бодряческие черты, интерес к Асееву падал. При жизни он выпустил около 80 книг, в том числе несколько эссеистических, в которых проявил себя тонким ценителем стихов. В последнем прижизненном сборнике «Лад» (1961) отказался от новаторской формы стиха.

Помимо поэзии, Асеев страстно увлекался картами и бегами.

Смена общественного строя и его кардинальные трансформации стали для одних русских писателей мощным стимулом в творчестве, для других — началом кризиса. Слишком впечатляющим оказалось превращение революционной свободы творчества в строгую идеологическую организованность сталинской пролетарской литературы.

Николай Асеев - один из тех, кто мучительно пережил это. Некоторые исследователи творчества поэта отмечают, что официальное признание потребовало от него жертв, размер которых оказался слишком велик.

Родом из глубинки

Он родился 28 июня 1889 года в Курской губернии, в маленьком провинциальном Льгове, в небогатой дворянской семье. Его отец - то ли страховой агент, то ли агроном. Некоторые источники указывают фамилию отца поэта как Штальбаум, другие утверждают, что его фамилия писалась как Ассеев. Большее влияние на будущего литератора оказал дед по материнской линии - Николай Павлович Пинский, у которого жил юный Николай Асеев после ранней потери матери и вторичной женитьбы отца.

Дед обладал талантом замечательного рассказчика, знал много народных сказок и песен. Он любил природу, охотно приобщал внука к рыбалке и охоте, без которых не представлял жизни. Увлекательной была история его женитьбы — он выкупил будущую бабку поэта из крепостной неволи, влюбившись в молодую крестьянку, встреченную им во время охоты. Рассказы о прежних временах очень любил слушать будущий литератор Николай Асеев — биография бабки Варвары Степановны увлекала его романтическим сюжетом.

В Москву

В 1907 году Николай окончил реальное училище в губернском Курске и вскоре уехал в Москву, чтобы продолжить образование в столичном университете. К тому времени он уже осознал, что занятия писательством - это то, чему он хотел бы посвятить жизнь. Став вольнослушателем на историко-филологическом факультете Московского университета, Николай Асеев окунулся в бурную литературную жизнь Первопрестольной. Его творения печатаются в журналах и альманахах, которые во множестве появлялись в Москве: «Проталинка», «Весна», «Заветы», «Первоцвет».

Как поэт, Николай Асеев прошел периоды увлечения символизмом, став одним из учредителей творческих групп «Лирика» и «Лирень». В Москве и в Харькове, где он продолжал образование, молодой человек сблизился с поэтами и писателями, исповедующими различные новые формы словотворчества: В. Брюсовым, В. Ивановым, В. Хлебниковым, Б. Пастернаком. В стихах Асеева того периода явственно ощущается интерес к национально-архаическим традициям, к словотворчеству футуристического характера.

Бурное время революции

С момента начала Первой мировой Николай Асеев на себе испытал масштаб общественных катаклизмов. Он был призван в действующую армию, где оказался в самой гуще революционных событий. Был выбран в Совет солдатских депутатов и принимал участие в массовом братании с противником, в оставлении ненавистных окопов. Асеев оказался на Дальнем Востоке, где продолжал участвовать в творческом процессе, создав литературно-художественное объединение футуристического толка «Балаганчик».

В текстах Асеева — от предреволюционных до постоктябрьских — виден весь путь трансформации его поэтического языка. В первой книге, которую опубликовал Николай Асеев («Ночная флейта»,1914 г.), — изысканность символов и эпатажность футуризма, в сборниках «Зор» (1914), «Леторей» (1915) — новаторство словотворчества, в книгах «Бомба» (1921), «Стальной соловей» (1922), «Совет ветров» (1923) — острые ожидания социальных изменений и оптимизм романтических революционных надежд.

«Маяковский начинается»

С 1922 года Николай Николаевич Асеев, биография которого с 1914 года - череда переездов по всей стране — от Харькова до Владивостока, — окончательно поселяется в Москве. Он был вызван с Дальнего Востока по личному указанию Наркома просвещения А. В. Луначарского. В столице Асеев вместе с Маяковским и составляет ядро «Левого фронта искусств» (ЛЕФ) — творческого объединения, считавшего себя единственным достойным представителем нового искусства.

Творческое взаимодействие и личная дружба с Владимиром Маяковским - важнейшее событие в жизни Асеева. Впитывая революционный накал стихов Маяковского, поэт создал несколько произведений крупного формата и отчетливой идейной направленности. К ним относятся поэмы «Свердловская буря» (1924), «Семен Проскаков» (1928) и сделавшая его по-настоящему знаменитым «Поэма о двадцати шести бакинских комиссарах» (1925).

Высоко оценили читатели и коллеги поэтические воспоминания о друге и наставнике, написанные Асеевым через 10 лет после трагической гибели Владимира Владимировича, в 1940 году — «Маяковский начинается». Это манифест верности убеждениям молодости, дань уважения великому современнику.

За и против, плюс и минус

Всего поэт выпустил около 80 поэтических сборников, стал лауреатом многочисленных премий и официальных наград. Асеев прожил внешне безмятежную жизнь. Но при внимательном рассмотрении его творчества можно обнаружить некую двойственность, которой нельзя было избежать любому, кто занимался таким важным в идеологическом смысле делом, как советская литература.

В советских учебниках присутствовал поэт-классик, апологет соцреализма, переводивший стихи Мао-Цзе Дуна, - Николай Асеев. «Простые строки» - стихи тонкого лирика, которому не чужды формалистические поиски, — тоже Асеев. Маститый советский литератор, верный линии партии, которого дочь Марины Цветаевой — Ариадна Эфрон — прямо обвиняла в равнодушии, приведшим её мать к самоубийству, - сталинский лауреат Асеев. Человек, бросившийся хлопотать о московской прописке для сына Цветаевой, бесстрашно защищавший перед Хрущевым молодых поэтов, - это тоже Асеев.

Расставлять знаки, выносить оценки - личное дело каждого, дело истории...

Асеев Николай Николаевич

Г. Лелевич

Асеев Николай Николаевич — совр. русский поэт. В войну 1914-1918 мобилизован. После Октябрьской революции живет во Владивостоке, работает на бирже труда, затем в полулегальной советской газете, печатает там антиинтервенционистские политические фельетоны, в то же время организует литературное общество «Балаганчик», преследующее чисто богемные цели. Вернувшись в Москву, А. стал одним из виднейших поэтов и теоретиков «Лефа» (см.).

А. дебютировал книжкой стихов в 1914. Вот как А. рисует свой предреволюционный облик: «я, двадцатисемилетний поэт, выученик символистов... я, увлекавшийся переводами Маллармэ, Верлена и Вьеле Гриффена, благоговевший перед Теодором Амедеем Гофманом, восторженно носивший в сердце силу и выдержку горестной судьбы Оскара Уайльда, одним словом, я — рафинированный интеллигент». В первых же книгах А. выступил как типичный декадент-романтик. А. примкнул к группе С. Боброва «Центрифуга», пытавшейся сочетать классическую «чистую» лирику с техническими завоеваниями молодого еще тогда кубо-футуризма.

Богемный характер творчества молодого А. быть может ярче всего сказался в образах «Океании» (небоночное кафе, полуголая луна, возлежащая на синей покатой софе, дежурящая звезда, подающая устриц) или «Нового утра» (курят ангелы сигары, вчерашняя ночь — старая кокотка). А. презирал трезвенно-меркантильный мир. Ему казалось, что «мир — только страшная морда», он мечтал с любимой «из мира убежать», «чтобы вечно не встречаться ни друзьям, ни домочадцам». Он скорбел, что «жизнь осыпается пачками рублей». Он провозглашал свою особность, свою несвязанность с миром меркантильного мещанства — «меня не заманишь ты в клерки». И войну 1914-1918 А. радостно воспринял как грандиозное крушение устоявшегося мещанского уклада («Время Европу расшвырять. Пусть рушатся камни зданий в огне, пусть исказится за чертою черта поношенной морды мира»). В дореволюционных стихах А., кроме всего этого, чувствовалась романтика запорожских песен («Песни сотен», «Песня Ондрия»), образы русских сказок («Еще! Исковерканный страхом»), славянская мифология («Над Гоплой»). Эти элементы, усилившиеся под бесспорным влиянием В. Хлебникова, (см.), окрасили в свои цвета на первых порах и асеевское восприятие революции. Он славит из Владивостока Советскую Россию («Россия издали») в деревенских образах: лен, синь, черные пашни, ковыли, черешни, зеленя, покос. Еще до революции А. провидел «судьбу грядущую свою, протоптанную Пугачевым», а в торжествующей революции А. разглядел «Степана Тимофеевича». В этом стилизованном и бунтарском восприятии революции сказался восторг индивидуалиста из богемы, дождавшегося крушения ненавистного ему мещанского уклада. Вот как А. рисует свое послеоктябрьское настроение: «Старая культура отгремела за плечами, как ушедшая туча. Возврата к ней для меня, недостаточно приросшего к ней, недостаточно пустившего в нее корни, быть не могло; на моих чувствах и мыслях не были еще набиты мозоли привычек. И радость от изменения поношенных черт мирового лица несла меня в сторону нового. Это новое не было миросозерцанием. Оно для меня, да и для большинства окружавших, скорее было выходом из старого, возможностью, предощущением, тем, что выражалось в коротеньком определении „хуже не будет“, определении, ставившем многих на невозвратный путь».

Это восприятие революции со стороны стихийного разгрома мещанского уклада выразилось в большой силе ненависти к реакционной обывательщине («Мы пели песни») и в значительной беспомощности при выявлении положительных стремлений революции (стершиеся штампы — правда, кривда, свобода, народ, враги народа и т. д.).

С переездом в Москву — центр пролетарской революции — А. сумел разглядеть и иные стороны революционной борьбы, революционных сдвигов. Еще до 1917 в стихотворении А. «Заржавленная лира» встречается «завод стальных гибчайших песен», но там — это случайная ассоциация, не связанная ни с мироощущением автора, ни с тематикой, ни с системой образов. Но этот случайный старый мотив развертывается в целую программу в прекрасном стихотворении «О нем». «О нем» и «Гастев» означали конец восприятия Октябрьской революции как новой разиновщины и начало творческого приближения к подлинно пролетарскому, индустриальному Октябрю. Асееву, как и его «стальному соловью», захотелось в одно ярмо «с гудящими всласть заводами». А. приветствует Гастева, как «Овидия горняков, шахтеров, слесарей». А. сознает огромную разницу между своим мировосприятием и мировосприятием пролетарского авангарда («Мы — мещане. Стоит ли стараться, из подвалов наших, из мансард, мукой бесконечных операций нарезать эпоху на сердца?»), но в то же время провозглашает: «Нет. Никто б не мог меня поссорить с будущим, зовущим за собой».

На этом третьем этапе своего творчества (первый — 1912-1917, второй — 1918-1922, третий — 1923 и дальше) А. выступает как романтик, преданный делу пролетарской революции, но задыхающийся в революционных буднях. А. кажется, что «стало — очень похоже на прежнюю канитель», он с ужасом слышит, «как томно скулит Травиата со всех бесконечных эстрад». Поэта пугает не кажущееся или действительное наступление антипролетарских социальных сил, а цепкость мещанских бытовых навыков и старой эстетики. Богемные корни этого — в большей мере эстетического и бытового, чем политического — подхода к революционным будням — очевидны. Поэма «Лирическое отступление» особенно характерна для А. последнего периода. Призывы быть на-чеку против вкрадчивых, внешне-лойяльных, идущих не штурмом, а тихой сапой, врагов, неискоренимая, органическая ненависть к варварству мещанского быта, калечащего и грязнящего всякое сильное чувство, всякое человеческое переживание, — таковы сильные стороны поэмы. Явная переоценка эстетических и бытовых моментов, отчаяние, ощущение, что «день революции сгаснет в неясном рассветном бреду», что «крашено рыжим цветом, а не красным — время», — таковы ее вывихи. Но в другой поэме, «Свердловская буря», А. разглядел то, чего не заметил в «Лирическом отступлении»: «проросший сквозь нэп строевой молодняк», который «не сдастся на милость врага» и «прождет — пока не избудем буден». К числу лучших стихотворений А. за последние годы, кроме названных, принадлежат: поэма «Черный принц», «Русская сказка», «Синие гусары» и т. д.

А. — один из лучших современных мастеров стиха. А. напевнее и лиричнее Маяковского, хотя нередко пользуется ораторским синтаксисом и лозунговостью последнего. Сам А. говорит о своих стихах как «о напеве» («Полярное путешествие»), а «Свердловскую бурю» начинает признанием: «Я лирик по складу своей души, по самой строчечной сути».

Первый значительный опыт А. в области стихотворного повествования — поэма «Семен Проскаков», созданная к десятилетию Октябрьской революции и разработавшая подлинную биографию пролетария-партизана, героя гражданской войны. «Семен Проскаков» — шаг вперед к овладению конкретным революционным материалом. И это повествование А. насквозь лирично.

Для стиха А. характерна «установка на звук и ритм» (И. Аксенов). А. любит «звуковые повторы внутри фразы, доходящие до почти полного совпадения звуков слов, близких одно к другому» (Г. Горбачев). Подобно Б. Пастернаку, А. охотно сближает в стихе слова по звуковым ассоциациям: «Я запретил бы „Продажу овса и сена“... Ведь это пахнет убийством отца и сына», «Матерой материк», «Солнце опалом на пальце», «Стекало с стекольных», «Тебе бы не повесть, а поезд, тебе б не рассказ, а раскат» и т. д. Редкое звуковое мастерство А. хранит однако отпечаток декадентского прошлого. Чрезмерная изощренность звукового строя стихотворений А. нередко противоречит их идейному и эмоциональному содержанию, нередко затемняет смысл, делая целые строфы непонятными. Эти недостатки свойственны даже агитационным стихотворениям А. Искусственность эта особенно явственна в рифмах А. Декадентски футуристический формализм приводит порою к совершенно нестерпимым срывам. Таков размен революционной трагедии на дешевые аллитерации в стихотворении «Тайга» («Тебя расстреляли, меня — расстреляли, и выстрелов трели ударились в дали, а даль растерялась — растрелилась даль»).

Трагедия А. — трагедия литературного попутчика, искренне рвущегося к революции, но отягощенного богемно-футуристическим прошлым.

Список литературы

I. Ночная флейта, М., 1914

Зор, М., 1914

Ой кониндан окейн, М., 1915

Океания, М., 1916

Бомба, Владивосток, 1921

Стальной соловей, М., 1922

Софрон на фронте, М., 1922

Буденный, М., 1923

Совет ветров, М., 1923, Избрань, М., 1923

Октябрьские песни, М., 1925

Поэмы, М. — Л., 1925

Самое лучшее, М., 1926

Изморозь, М. — Л., 1927

Семен Проскаков, М. — Л., 1928. Критические статьи печатались в «Красной нови», «Печати и революции», «Лефе», «Новом лефе», «Новом мире», «Октябре» и альманахе «Удар». Интересны воспоминания А. — «Октябрь на Дальнем» («Новый леф», № 8-9), 1927.

II. Брюсов В. Я., Вчера, сегодня и завтра русской поэзии, журн. «Печать и революция», № 7, 1922

Гусман Б., 100 поэтов, М., 1923

Родов С., В литературных боях, М., 1926

Селивановский А., «На литературном посту», № 2, 1927

Горбачев, Г., Современная русская литература, Л., 1928.