Первые русские князья. Великие князья древней руси

Киевская Русь - средневековое государство, возникшее в IX в. Первые великие князья поместили свою резиденцию в городе Киеве, который, по легенде, был основан в VI в. тремя братьями - Кием, Щеком и Хоривом. Государство быстро вступило в фазу расцвета и заняло важное международное положение. Этому способствовало установление политических и торговых отношений с такими могущественными соседями, как Византия и Хазарский каганат.

Правление Аскольда

Название «Русская земля» закрепилось за государством со столицей в Киеве во время правления Аскольда (IX в.). В «Повести временных лет» его имя упоминается рядом с Диром - старшим братом. На сегодняшний день нет каких-либо сведений о его правлении. Это дает основание ряду историков (например, Рыбакову Б. А.) ассоциировать имя Дир с еще одним прозвищем Аскольда. Кроме того, до сих пор остается нерешенным вопрос о происхождении первых киевских правителей. Некоторые исследователи считают их варяжскими воеводами, другие выводят происхождение из полян (потомков Кия).

«Повесть временных лет» дает некоторые важные сведения о правлении Аскольда. В 860 г. он совершил удачный поход в Византию и даже около недели держал в облоге Константинополь. По легенде, именно он заставил византийского правителя признать Русь независимым государством. Но в 882 г. Аскольд был убит Олегом, который затем сел на киевский престол.

Правление Олега

Олег - первый Великий князь Киевский, правивший в 882-912 гг. По преданию, он получил власть в Новгороде от Рюрика в 879 г. как регент его маленького сына, а затем перенес резиденцию в Киев. В 885 г. Олег присоединил к своему княжеству земли радимичей, славенов и кривичей, после чего совершил поход на уличей и тиверцев. В 907 г. он выступил против могущественной Византии. Блестящая победа Олега детально описана Нестором в его труде. князя не только способствовал усилению позиций Руси на международной арене, а и открыл доступ к беспошлинной торговле с Византийской империей. Новая победа Олега в Константинополе в 911 г. подтвердила привилегии русских купцов.

Именно этими событиями заканчивается этап становления нового государства с центром в Киеве и начинается период его наивысшего расцвета.

Правление Игоря и Ольги

После смерти Олега к власти приходит сын Рюрика - Игорь (912-945 гг.). Как и его предшественнику, Игорю пришлось столкнуть с неповиновением князей подчиненных племенных союзов. Его правление начинается столкновением с древлянами, уличами и тиверцами, которых великий князь обложил непосильной данью. Такая политика и определила его скорую смерть от рук взбунтовавшихся древлян. По легенде, когда Игорь в очередной раз пришел собирать дань, они наклонили две березы, привязали к их верхушкам его ноги и отпустили.

После смерти князя на престол взошла его жена Ольга (945-964 гг.). Главной целью ее политики была месть за смерть мужа. Она подавила все антирюриковские настроения древлян и окончательно подчинила их своей власти. Кроме того, с именем Ольги Великой связана первая попытка крестить Киевскую Русь, которая оказалась неудачной. Политику, направленную на провозглашение христианства государственной религией, продолжили следующие великие князья.

Правление Святослава

Святослав - сын Игоря и Ольги - правил в 964-980 гг. Он вел активную завоевательную внешнюю политику и почти не заботился о внутренних проблемах государства. Сначала во время его отсутствия управлением занималась Ольга, а после ее смерти делами трех частей государства (Киев, древлянская земля и Новгород) заведовали великие русские князья Ярополк, Олег и Владимир.

Святослав совершил успешный поход на Хазарский каганат. Перед его дружиной не устояли такие мощные крепости, как Семендер, Саркел, Итиль. В 967 г. он начал Балканскую кампанию. Святослав овладел территориями в нижнем течении Дуная, захватил Переяслав и посадил там своего наместника. В следующем походе на Балканы ему удалось подчинить фактически всю Болгарию. Но по дороге домой дружина Святослава была разбита печенегами, состоявшими в сговоре с императором Византии. В облоге погиб и великий князь.

Правление Владимира Великого

Владимир был внебрачным сыном Святослава, так как родился от Малуши - ключницы княгини Ольги. Отец посадил будущего великого правителя на престол в Новгороде, но в ходе междоусобиц ему удалось захватить киевский престол. Придя к власти, Владимир упорядочил управление территориями и искоренил на землях подчиненных племен какие-либо признаки местной знати. Именно при нем произошла замена родоплеменного деления Киевской Руси территориальным.

На объединенных Владимиром землях проживало множество этнических групп и народов. В таких условиях правителю сложно было удерживать территориальную целостность государства, даже с помощью оружия. Это привело к необходимости идеологического обоснования прав Владимира на управление всеми племенами. Поэтому князь решил реформировать язычество, поставив в Киеве, недалеко от того места, где располагались дворцы великих князей, идолов самых почитаемых славянских богов.

Крещение Руси

Попытка реформировать язычество оказалась неудачной. После этого Владимир позвал к себе правителей разных племенных союзов, исповедовавших ислам, юдаизм, христианство и т. д. Выслушав их предложения о новой государственной религии, князь отправляется в византийский Херсонес. После удачного похода Владимир заявил о своем намерении жениться на византийской принцессе Анне, но, поскольку это было невозможно, пока он исповедовал язычество, князь крестился. Вернувшись в Киев, правитель разослал по городу гонцов с распоряжением всем жителям на следующий день прийти к Днепру. 19 января 988 г. люди вошли в реку, где их крестили византийские священники. По сути, было насильным.

Новая вера не сразу стала общегосударственной. Сначала к христианству примыкали жители больших городов, а в церквях вплоть до XII в. существовали специальные места для крещения взрослых.

Значение провозглашения христианства государственной религией

Оказало огромное влияние на дальнейшее развитие государства. Во-первых, это привело к тому, что великие русские князья укрепили свою власть над разобщенными племенами и народами. Во-вторых, возросла роль государства на международной арене. Принятие христианства позволило установить тесные связи с Византийской империей, Чехией, Польшей, Германской империей, Болгарией и Римом. Также это способствовало тому, что военные походы великие князья Руси уже не использовали как главный способ осуществления внешнеполитических планов.

Правление Ярослава Мудрого

Ярослав Мудрый объединил Киевскую Русь под своей властью в 1036 г. После многолетних междоусобиц новому правителю пришлось заново утверждаться на этих землях. Ему удалось вернуть червенские города, основать в Чудской земле город Юрьев и окончательно разбить печенегов в 1037-м. В честь победы над этим союзом Ярослав приказал заложить величайший храм - Софию Киевскую.

Кроме того, он первым составил сборник законов государства - «Правду Ярослава». Следует отметить, что до него правители древней Руси (великие князья Игорь, Святослав, Владимир) утверждали свою власть с помощью силы, а не права и закона. Ярослав занимался строительством храмов (Юрьев монастырь, Софийский собор, Киево-печерский монастырь) и поддерживал авторитетом княжеской власти еще некрепкую церковную организацию. В 1051 г. он назначил первого митрополита из русичей - Илариона. У власти великий князь оставался 37 лет и умер в 1054 году.

Правление Ярославичей

После смерти Ярослава Мудрого самые важные земли находились в руках его старших сыновей - Изяслава, Святослава и Всеволода. Изначально великие князья правили государством достаточно слаженно. Они успешно воевали против тюркоязычных племен торков, но в 1068 г. на речке Альте потерпели сокрушительное поражение в битве с половцами. Это привело к тому, что Изяслав был изгнан из Киева и бежал к польскому королю Болеславу Второму. В 1069 г. он с помощью союзнических войск вновь занял столицу.

В 1072 г. великие князья Руси собрались на вече в Вышгороде, где был утвержден знаменитый свод русских законов «Правда Ярославичей». После этого начинается длительный период междоусобных войн. В 1078 году киевский престол занял Всеволод. После его смерти в 1093 году к власти пришел а два сына Всеволода - Владимир Мономах и Ростислав - стали править в Чернигове и Переяславе.

Правление Владимира Мономаха

После смерти Святополка в киевляне пригласили на престол Владимира Мономаха. Главную цель своей политики он видел в централизации государственной власти и в укреплении единства Руси. Для установления мирных отношений с разными князьями он использовал династические браки. Именно благодаря этому и дальновидной внутренней политике ему удалось успешно контролировать огромную территорию Руси в течение 12 лет. Кроме того, династические браки объединяли киевское государство с Византией, Норвегией, Англией, Данией, Германской империей, Швецией и Венгрией.

При великом князе Владимире Мономахе обустраивалась столица Руси, в частности был возведен мост через Днепр. Умер правитель в 1125 году, после чего начался длительный период раздробленности и упадка государства.

Великие князья Древней Руси в период раздробленности

Что же было дальше? Во время феодальной раздробленности каждые 6-8 лет менялись правители древней Руси. Великие князья (киевские, черниговские, новгородские, переяславские, ростово-суздальские, смоленские) боролись за главный престол с оружием в руках. Дольше всех правили государством Святослав и Рюрик, которые принадлежали к самому влиятельному роду Ольговичей и Ростиславовичей.

В Черниговско-Северском княжестве власть находилась в руках династии Олеговичей и Давидовичей. Поскольку эти земли более всех были подвержены экспансии половцев, правителям удавалось сдерживать их завоевательные походы благодаря заключению династических браков.

Переяславское княжество даже в период раздробленности было полностью зависимо от Киева. Наивысший расцвет этих территорий связывают с именем Владимира Глебовича.

Усиление Московского княжества

После упадка Киева главная роль переходит к Его правители заимствовали себе титул, который носили великие князья Руси.

Усиление Московского княжества связано с именем Даниила (младший Ему удалось подчинить себе г. Коломну, и г. Можайск. В результате присоединения последнего важный торговый путь и водная артерия р. Москва оказалась в пределах территории Даниила.

Правление Ивана Калиты

В 1325 году к власти пришел князь Иван Данилович Калита. Он совершил поход на Тверь и разгромил ее, тем самым устранив своего сильного соперника. В 1328 г. он получил от монгольского хана ярлык на Владимирское княжество. В его правление Москва прочно закрепила свое превосходство в Северо-Восточной Руси. Кроме того, в это время складывается тесный союз великокняжеской власти и церкви, который сыграл значительную роль в образовании централизованного государства. Митрополит Петр перенес свою резиденцию из Владимира в Москву, которая стала важнейшим религиозным центром.

В отношениях с монгольскими ханами Иван Калита проводил политику лавирования и исправной выплаты дани. Сбор средств с населения проводился с заметной жесткостью, что привело к аккумулированию в руках правителя значительных богатств. Именно во время княжества Калиты была заложена основа могущества Москвы. Его сын Семен уже претендовал на титул «Великий князь всея Руси».

Объединение земель вокруг Москвы

В период правления Калиты Москве удалось оправиться от череды междоусобных войн и заложить основы эффективной хозяйственной и экономической систем. Это могущество было поддержано возведением в 1367 году Кремля, который представлял собой военно-оборонительную крепость.

В средине XIV в. в борьбу за главенство на русской земле включаются князья Суздальско-Нижегородского и Рязанского княжеств. Но основным противником Москвы по-прежнему оставалась Тверь. Соперники могущественного княжества нередко искали поддержки у монгольского хана или у Литвы.

Объединение русских земель вокруг Москвы связано с именем Дмитрия Ивановича Донского, который осадил Тверь и добился признания своей власти.

Куликовская битва

Во второй половине XIV в. великие князья России направляют все свои силы на борьбу с монгольским ханом Мамаем. Летом 1380 г. он со своим войском подошел к южным границам Рязани. В противовес ему Дмитрий Иванович выставил 120-тысячную дружину, которая двинулась в направлении Дона.

8 сентября 1380 г. русское войско заняло позиции на Куликовом поле, и в этот же день состоялась решающая битва - одно из крупнейших сражений в средневековой истории.

Разгром монгол ускорил распад Золотой Орды и укрепил значение Москвы как центра объединения русских земель.

Первые правители Древней Руси (от образования государства - до периода феодальной раздробленности).

Родоначальник династии Рюриковичей, первый древнерусский князь.
Согласно "Повести временных лет" призван на княжение в 862 г. ильменскими словенами, чудью и весью из варяжских земель.
Княжил сначала в Ладоге, а затем во всех новгородских землях.
Перед смертью передал власть своему родственнику (или старшему дружиннику) - Олегу.


Первый реальный правитель Древней Руси, объединивший земли славянских племен вдоль пути "из варяг в греки".
В 882 г. захватил Киев и сделал его столицей древнерусского государства, убив княживших там ранее Аскольда и Дира.
Подчинил себе племена древлян, северян, радимичей.
Упрочил внешнеполитическое положение. В 907 г. совершил успешный военный поход на Константинополь, итогом которого стали выгодные для Руси два мирных договора (907 и 911 г.г.).



Расширил границы Древнерусского государства, подчинив племя уличей и способствовав основанию русских поселений на Таманском полуострове.
Отразил набеги кочевников-печенегов.
Организовал военные походы против Византии:
1) 941 г. - закончился неудачей;
2) 944 г. - заключение взаимовыгодного договора.
Убит древлянами при сборе дани в 945 г.


Жена князя Игоря, правила на Руси в период малолетства сына Святослава и во время его военных походов.
Впервые установила четкий порядок сбора дани ("полюдья") путем введения:
1) уроков определения точных размеров дани;
2) погостов - установления мест сбора дани.
Посетила в 957 г. Византию и приняла христианство под именем Елена.
В 968 г. руководила защитой Киева от печенегов.

Сын князя Игоря и княгини Ольги.
Инициатор и руководитель многих военных походов:
- Разгром Хазарского каганата и его столицы Итиль (965 г.)
- Походы в Дунайскую Булгарию. Войны с Византией (968 - 971 г.г.)
- Военные столкновения с печенегами (969 - 972 г.г.)
- Договор между Русью и Византией (971 г.)
Убит печенегами во время возвращения из Болгарии в 972 г. на днепровских порогах.

В 972 - 980 г.г. происходит первая междоусобная война за власть между сыновьями Святослава - Владимиром и Ярополком. Владимир побеждает и утверждается на киевском престоле.
980 г. - Владимир проводит языческую реформу. Создается пантеон языческих богов во главе с Перуном. Попытка приспособить язычество к потребностям Древнерусского государства и общества завершилась неудачей.
988 г. - принятие христианства на Руси.
(Причины принятия христианства:
- необходимость укрепления власти киевского князя и потребность государственного объединения на новой духовной основе;
- оправдание социального неравенства;
- необходимость приобщения Руси к общеевропейским политическим реалиям, духовным и культурным ценностям.
Значение принятия христианства:
- укрепило государство и власть князя;
- повысило международный авторитет Руси;
- способствовало приобщению Руси к византийской культуре.)
При Владимире идет дальнейшее расширение и укрепление Древнерусского государства. Владимир окончательно покорил радимичей, совершил удачные походы против поляков, печенегов, основал новые крепости-города: Переяславль, Белгород и др.

Утвердился на киевском престоле после длительных усобиц со Святополком Окаянным (прозвище получил после убийства своих братьев Бориса и Глеба, в дальнейшем причисленных к лику святых) и Мстиславом Тмутараканским.
Способствовал расцвету Древнерусского государства, покровительствовал просвещению и строительству.
Способствовал возвышению международного авторитета Руси. Установил широкие династические связи с европейскими и византийским дворами.
Осуществил военные походы:
- в Прибалтику;
- в польско-литовские земли;
- в Византию.
Окончательно разгромил печенегов.
Князь Ярослав Мудрый - основатель письменного русского законодательства ("Русская Правда", "Правда Ярослава").



Внук Ярослава Мудрого, сын князя Всеволода Первого и Марии, дочери византийского императора Константина Девятого Мономаха. Князь смоленский (с 1067 г.), черниговский (с 1078 г.), переяславский (с 1093 г.), великий киевский князь (с 1113 г.).
Князь Владимир Мономах - организатор успешных походов пртив половцев (1103, 1109, 1111 г.г.)
Выступал за единство Руси. Участник съезда древнерусских князей в Любече (1097 г.), на котором рассматривались вопросы пагубности междоусобиц, принципы владения и наследования княжеских земель.
Был призван на княжение в Киев во время народного восстания 1113 г., последовавшего после смерти Святополка Второго. Княжил до 1125 г.
Ввел в действие "Устав Владимира Мономаха", где в законодательном порядке были ограничены проценты по займам и запрещено обращать в рабство отрабатывающих долг зависимых людей.
Остановил распад Древнерусского государства. Написал "Поучение", в котором осуждал усобицы и призывал к единству русской земли.
Продолжил политику укрепления династических связей с Европой. Был женат на дочери английского короля Харольда Второго - Гите.



Сын Владимира Мономаха. Князь новгородский (1088 - 1093 и 1095 - 1117 г.г.), ростовский и смоленский (1093 - 1095 г.г.), белгородский и соправитель Владимира Мономаха в Киеве (1117 - 1125 г.г.). С 1125 по 1132 г.г. - единовластный киевский правитель.
Продолжил политику Владимира Мономаха и сумел сохранить единое Древнерусское государство.
Присоединил к Киеву Полоцкое княжество в 1127 г.
Организовал успешные походы против половцев, Литвы, черниговского князя Олега Святославовича.
После его смерти почти все княжества выходят из повиновения Киеву. Наступает удельный период - феодальная раздробленность.

Период древней Руси берет свое начало с древних времен, с появления первых племен славян. Но наиболее важным событием является призвание на княжение в Новгороде князя Рюрика в 862 году. Рюрик приехал не один, а с братьями, Трувор правил в Изборске, а Синеус в Белоозере.

В 879 году Рюрик умирает, у него остается сын Игорь, который из-за своего возраста не может править государством. Власть переходит в руки товарища Рюрика - Олегу. Олег в 882 году объединяет Новгород и Киев, тем самым основав Русь. В 907 и 911 году состоялись походы князя Олега на Царьград (столицу Византии). Эти походы были успешными и подняли авторитет государства.

В 912 году власть переходит к князю Игорю (сыну Рюрика). Правление Игоря символизирует успешную деятельность государства на международной арене. В 944 году Игорю заключил договор с Византией. Однако успеха во внутренней политике достичь не удалось. Поэтому Игорь был убит древлянами в 945 году после попытки собрать дань повторно (данная версия наиболее популярна у современных историков).

Следующим периодом в истории Руси является период правления княгине Ольги, желающей отомстить за убийство мужа. Правила она приблизительно до 960 года. В 957 году она посетила Византию, где по легенде приняла христианство. Затем власть взял ее сын Святослав. Он знаменит своими походами, которые начались 964 году и закончились в 972 году. После Святослава власть на Руси перешла в руки Владимиру, который правил с 980 года по 1015 год.

Правление Владимира наиболее знаменито тем, что именно он крестил Русь в 988 году. Скорее всего, это самое значимое событие периоды древнерусского государства. Установление официальной религии было необходимо в большей степени для объединения Руси под одной верой, укрепление княжеского авторитета и авторитета государства на международной арене.

После Владимира был период междоусобиц, в которых победил Ярослав, получивший прозвище Мудрый. Он правил начиная с 1019 и заканчивая 1054 годами. Период его правления характерен более развитой культурой, искусством, архитектурой и наукой. При Ярославе Мудром появился первый свод законов, который назывался «Русская правда». Таким образом он основал законодательство Руси.

Затем основным событием в истории нашего государства был Любечский съезд русских князей, который состоялся в 1097 году. Его целью были поддержание стабильности, целостности и единства государства, совместная борьба против врагов и недоброжелателей.

В 1113 году к власти приходит Владимир Мономах. Его основным трудом было «Поучение детям», где он описывал, как стоит жить. В целом период правления Владимира Мономаха ознаменовал окончание периода древнерусского государства и ознаменовал появление периода феодальной раздробленности Руси, который начался в начале XII века, а закончился в конце XV века.

Период древнерусского государства положил начало для все истории России, основал первое централизованное государство не территории Восточно европейской равнины. Именно при этом периоде Русь получила единую религию, которая является одной из лидирующих в нашей стране и сегодня. В целом период, не смотря на свою жестокость, принес многое для развития дальнейших социальных отношений в государстве, заложил основы для законодательства и культуры нашего государства.

Но самым главным событием древнерусского государства стало образование единой княжеской династии, которая служила и управляла государство в течение нескольких столетий, тем самым власть на Руси стала постоянной, основанной на воле князя, а затем и царя.

  • Жизнь и творчество Кондратия Рылеева

    Кондратий Федорович Рылеев (1795-1826 гг.) является одним из известных русских поэтов, примкнувших к восстанию декабристов.

    Космос, ракета, первый полет. Когда говорим об этом, то даже и не подразумеваем, что в этой области много сделал гениальный ученый Сергей Павлович Королев.

Рюрик……………………………………………………………………………..…3

Князь Олег……………………………………………………………………………..……..5

Князь Игорь……………………………………………………………………………..……7

Княгиня Ольга………………………………………………………………………………….9

Князь Святослав………………………………………………………………………..……13

Князь Ярополк………………………………………………………………………………16

Князь Владимир………………………………………………………………………..…..17

Литература…………………………………………………………………………..19

"История в некотором смысле есть священная книга народов:
главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности;
скрижал откровений и правил; завет предков к потомству;
дополнение настоящего и пример будущего.»

Н. М. Карамзин

Рюрик

Образование Русского государства относится к 862 г., и это событие связывают с именами Рюрика и его братьев Синеуса и Трувора. Возможно, эти имена появились из легенд, но они дошли до нас со слов Нестора (XI и начало XII века), Сильвестра (умер в 1123 г) и других летописцев. Среди «других» чаще всего называют легендарного летописца Иоакима. На него ссылается и историк В. Н. Татищев, когда пишет: «Северные писатели русских государей древних несколько имен по случаям посторонним без всех обстоятельств вспоминают, а может у них какие-либо и обстоятельства находятся, да новые писатели, выбирая из оных, пренебрегли и оставили в закрытии». Однако Н. М. Карамзин считает, что имя Иоакима вымышленное. Среди «закрытых» князей Татищев называет Гостомысла, у которого якобы было четверо сыновей и три дочери. Сыновья умерли, не оставив детей, а от средней дочери, бывшей замужем за финским королем, родился сын Рюрик. Гостомысл, по Нестору, умер в 860 г. В данном случае Татищев использовал так называемую Иоакимовскую летопись, приписываемую им новгородскому епископу Иоакиму. Большинство же современных историков считает, что эта летопись составлена значительно позже, в XVII в. Но легенда устойчива и о ней не сказать нельзя.

Итак, если верить Нестору, трое варяжских братьев появились на Руси в 862 г. Они были приглашены на правление новгородцами (ильменскими словенами), а также кривичами, весью чудью. Но, как доказывает виднейший знаток русского летописания академик А.А. Шахматов, легенда о призвании варяжских князей имеет новгородское происхождение и записана в летопись только в начале XII в. Князья названы братьями, что отразило союз трех племен - словенского (славянского), финского (веси) и кривичей.

Окруженные многочисленной скандинавской дружиной, эти честолюбивые варяги навсегда оставили отечество. Рюрик прибыл в Новгород, Синеус - на Белоозеро, недалеко от современного Белоозерска, в область финского народа веси, а Трувор - в Изборск, город кривичей. Смоленск и Полоцк оставались еще независимыми и не принимали участия в призвании варягов.

Следовательно, как повествует Н.М. Карамзин, «держава трех владетелей, соединенных узами родства и взаимной пользы, простиралась только от Эстонии и Ключей Славянских, где видим остатки Изборска. То есть речь идет о бывшей С.-Петербургской, Эстляндской, Новгородской и Псковской губерниях».

Через два года, после кончины Синеуса и Трувора (по некоторым источникам, братьев убили в 864 г), их старший брат Рюрик, присоединив области к своему княжеству, основал российскую монархию.«Уже пределы ее достигли на востоке до нынешней Ярославской и Нижегородской губерний, а на юге - до Западной Двины; уже меря, мурома и полочане зависели от Рюрика» Н.М. Карамзин).

К этому времени летописцы относят следующее важное событие. Двое из приближенных Рюрика - Аскольд и Дир, - возможно, недовольные им, отправились с небольшой дружиной из Новгорода в Царьград (Константинополь) искать счастья. По пути туда на высоком берегу Днепра они увидели маленький городок и спросили, чей он. Им ответили, что строители его, три брата, давно скончались и что миролюбивые жители платят дань хазарам. Это был Киев. Аскольд и Дир завладели городком, пригласили из Новгорода многих жителей и начали властвовать в Киеве.

Следовательно, как пишет Н.М. Карамзин, «...варяги основали две самодержавные области на Руси: Рюрик - на севере, Аскольд и Дир - на юге».

В 866 г. славяне, возглавляемые Аскольдом и Диром, напали на Византийскую империю. Вооружив 200 судов, эти витязи, издревле опытные в плаваниях, проникли по судоходному Днепру и Русскому (Черному) морю на территорию Византии. Они огнем и мечом опустошили окрестности Царьграда, затем осадили столицу с моря. Империя впервые увидела своих грозных неприятелей, и в первый раз с ужасом было произнесено слово «русич» («русский»). Узнав о нападении на страну, ее император Михаил III поспешил к столице (в это время он был вне страны). Но не так-то просто было одолеть нападавших. Однако помогло чудо. Начался шторм, и легкие ладьи русичей рассеяло по морю. Византийцы были спасены. Немногие воины вернулись в Киев.

Рюрик единовластно княжил в Новгороде 15 лет. Он скончался в 879 г., вручив правление княжеством и малолетнего сына Игоря своему родственнику Олегу.

Память о Рюрике как о первом правителе Руси осталась бессмертной в нашей истории. Главным делом его княжения было объединение некоторых финских племен и славянского народа в единую державу, в результате с течением времени весь, мурома, меря слились со славянами, приняв их обычаи, язык и веру. Таким образом, Рюрик считается родоначальником русских князей.

Князь Олег

Весть об успехе Рюрика привлекла многих варягов на Русь. Вероятно, среди его окружения находился и Олег, ставший править Северной Русью после смерти Рюрика. Олег пошел завоевывать в 882 г. днепровские земли, захватил Смоленск - город вольных кривичей, и древний город Любеч (на Днепре). Олег хитростью овладел Киевом и убил Аскольда и Дира, а полянам он показал маленького Игоря, сказав при этом: «Вот сын Рюрика - ваш князь».

Судоходный Днепр, удобство иметь сношения с разными богатыми странами - с греческим Херсоном (в Крыму), хазарской Тавридой, Болгарией, Византией пленили Олега, и он сказал:»Да будет Киев матерью городов Российских» (летопись).

Обширные русские владения еще не имели устойчивых внутренних связей. Между Новгородом и Киевом жили независимые от Руси народы. Ильменские славяне граничили с весью, весь - с мерей, меря - с муромой и кривичами. В 883 г. Олег покорил древлян (река Припять), в 884 г. - днепровских северян, в 885 г. - радимичей (река Сож). Таким образом, подчинив соседние народы и уничтожив господство кагана хазарского, Олег соединил земли Новгорода и Киева. Затем он завоевал земли по берегам реки Сулы (соседние с черниговскими), часть полоцких и волынских земель.

На Киев напали угры (венгры), некогда обитавшие близ Каменного пояса (Урала), а в IX в. - восточнее Киева. Они искали новые места жительства. Олег без военных столкновений пропустил этот народ. Венгры переправились через Днепр и завладели землями между Днестром и Дунаем.

К этому времени Игорь, сын Рюрика, возмужал. Приученный с детства к повиновению, он не дерзал требовать своего наследия от властолюбивого Олега, окруженного блеском побед, славой завоеваний и храбрыми товарищами, которые считали его власть законной, ибо он сумел возвеличить государство.

В 903 г. Олег избрал для Игоря супругу, легендарную Ольгу, славную в то время одними женскими прелестями и благонравием. Ее привезли в Киев из Плескова (ныне Псков). Так писал Нестор. По другим источникам, Ольга была варяжского простого рода и жила в веси, недалеко от Пскова. Свое имя она приняла, по мнению Н.М. Карамзина, от имени Олега, в знак его дружбы к ней или в знак Игоревой к нему любви.

Олег решил напасть на Византию. В 907 г. он собрал две тысячи судов по сорок воинов на каждом судне. Конница шла берегом. Олег разорил эту страну, расправлялся жестоко с жителями («море крови»), осадил Царьград (Константинополь). Византийцы поспешили откупиться. Победитель потребовал от них по двенадцать гривен на каждого воина флота. Византийцы удовлетворили просьбу Олега, после чего был заключен мир (911 г). Вернувшись из этого похода, русичи привезли на родину много золота, дорогих тканей, вина и всякого другого богатства.

Этот мир, выгодный русским, был утвержден священными обрядами веры: император клялся Евангелием, Олег со своими воинами - оружием и богами славянского народа - Перуном и Волосом. В знак победы Олег повесил свой щит на воротах Царьграда и возвратился в Киев. Народ тепло встретил Олега и единодушно назвал его вещим, то есть мудрым.

Затем Олег отправил в Византию своих послов (и как повествуют поздние пересказы летописей) с грамотой, из которой видно, что русские уже не представлялись дикими варварами. Они знали святость чести и имели свои законы, утверждавшие личную безопасность, собственность, право наследия, силу завещаний, вели внутреннюю и внешнюю торговлю.

Олег, смиренный летами, хотел уже тишины и наслаждения всеобщим миром. Никто из соседей не дерзал прервать его спокойствие. И в старости он казался грозным. Волхвы предсказали Олегу смерть от его коня. С того времени он перестал садиться на своего любимца. Прошло четыре года. Как-то осенью князь вспомнил о предсказании мудреца и посмеялся над ним, так как коня уже давно не было в живых. Олег захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп, сказал: «Его ли мне бояться?» Но в черепе была змея. Она ужалила князя, и герой скончался. Можно верить или не верить, что Олег в самом деле был ужален змеей, но такая легенда дошла до нашего времени из прошлого. Народ оплакивал Олега. Присоединив к своей державе богатейшие земли, князь был истинным основателем ее величия.

Если владения Рюрика простирались от Эстонии и Волхова до Белоозера, устья Оки и города Ростова, то Олег завоевал все земли от Смоленска, рек Сулы, Днестра до самых Карпат.

Олег, княжив 33 года, умер в глубокой старости. Тело князя погребено на горе Щековице, и киевские жители, современники Нестора, звали это место Олеговой могилой (другим предполагаемым местом захоронения Олега считается Старая Ладога).

Некоторые современные отечественные историки пытаются по-новому истолковать знаменитую летопись Нестора «Повесть временных лет», говоря, в частности, о «приписывании» Олегу многих побед над соседними племенами и заслуге присоединения к Руси обширных земель. Не соглашаются они также с тем, что именно Олег совершил поход на Царьград, отдавая лавры первенства Аскольду и смещая дату события с 907 на 860 г.

Можно, конечно, сеять сомнения, но не надо забывать, что Нестор описывал происходившее на девять веков раньше нас и смотрел на эти события глазами и историка, и современникагорь уже в зрелом возрасте принял власть.

Князь Игорь

Смерть Олега ободрила побежденных древлян, и они в 913 г. попытались освободиться от Киева. Игорь усмирил их и прибавил дань. Но вскоре новые враги, сильные числом, страшные дерзостью и грабительством, явились на Русь. Это были печенеги. Они, как и другие народы, - гунны, угры, булгары, авары, - пришли с востока. Всех этих народов, кроме угров, больше нет в Европе.

Печенеги вели кочевой образ жизни, занимались грабежом. Они надеялись опустошить Киев, но встретились с сильным войском и вынуждены были удалиться в Бессарабию. Этот народ наводил ужас на соседей. Византийцы за золото и деньги использовали печенегов против угров, булгар и особенно славян. Почти два века в землях южнее Руси господствовали печенеги. Заключив мир с Игорем, они пять лет не тревожили русских, но с 920 г., как пишет Нестор, начали вторгаться в просторы Руси.

Княжение Игоря не ознаменовалось никакими великими событиями до 941 г., до войны русских с византийцами. Игорь, как и Олег, хотел прославить свое княжение воинскими подвигами. Если верить летописцам, то Игорь на десяти тысячах судов в 941 г. вошел в Русское (Черное) море. Он опустошил окраины Царьграда, обратил в пепел храмы, селения, монастыри. Но вскоре подошли византийские войска и флот. Они нанесли Игорю ощутимый урон и он с большими потерями покинул империю.

Игорь не унывал. Он хотел отомстить византийцам. В 943 - 944 гг. состоялся новый поход на Византию, но та откупилась богатыми дарами. Игорь возвратился в Киев. В 944 г. Русь и Византия заключили мир.

К старости Игорь действительно хотел мира. Но корыстолюбие дружины не позволило ему насладиться спокойствием. «Мы босы и наги, - говорили воины Игорю, - поди в дань с нами, да и мы, вместе с тобой, будем довольны». Ходить «в дань» значило собирать налоги.

Осенью 945 г. Игорь с дружиной отправился к древлянам. Там они изрядно пограбили местное население. Большая часть войска была отправлена в Киев, а Игорь еще хотел «побродить» по древлянской земле и пограбить народ. Но древляне, доведенные до крайности, напали на Игоря, привязали его к двум деревьям и разорвали надвое. Войско тоже было уничтожено. Во главе восставших древлян стоял князь Мал.

Так бесславно закончил свою жизнь Игорь. Он не имел в войне с византийцами тех успехов, какие добился Олег. Не было у Игоря и свойств его предшественника, но он сохранил целостность державы, основанной Рюриком и Олегом, отстоял честь и выгоды в договорах с Византией.

Однако народ укорял Игоря за то, что тот дал возможность опасным печенегам утвердиться по соседству с русскими и за то, что этот князь любил собирать со своих людей чрезмерную дань.

Объединив восточнославянские земли, отстояв их от натиска чужеземцев, Олег придал княжеской власти невиданный доселе авторитет и международный престиж. Теперь он принимает на себя титул князя всех князей, или великого князя. Остальные же властители отдельных русских княжений становятся его данниками, вассалами, хотя и сохраняют еще права по управлению в своих княжествах.

Русь появилась на свет как объединенное восточнославянское государство. По своим масштабам оно не уступало империи Карла Великого или территории Византийской империи. Однако многие его районы были мало заселены и плохо пригодны для жизни. Слишком велика была и разница в уровне развития различных частей государства. Появившись сразу как многоэтническое образование, это государство не отличалось поэтому той прочностью, которая характеризовала государства, где население было в основном однонациональным.

Княгиня Ольга

Хотя историки не выделяют правление Ольги особо, но своими мудрыми делами она заслужила большой похвалы, так как достойно представляла Русь во всех внешних сношениях и умело правила страной. Вероятно, с помощью боярина Асмуда - воспитателя Святослава (сына Ольги и Игоря),и Свенельда - воеводы, Ольга смогла овладеть кормилом государства. Прежде всего она наказала убийц Игоря. Возможно, летописец Нестор сообщает не совсем правдоподобные факты о мести, хитрости и мудрости Ольги, но они вошли в нашу историю.

Древляне, гордясь убийством Игоря как победой, и презирая малолетнего Святослава, задумали властвовать над Киевом и хотели, чтобы их князь Мал женился на Ольге. Двадцать знаменитых древлянских послов в ладье приплыли к Киеву. Ольга с лаской приняла их. На следующий день, велев вырыть глубокую могилу, она заживо похоронила всех древлянских послов вместе с ладьей.

Затем Ольга направила к Малу своего гонца, чтобы он прислал к ней более знаменитых мужей. Древляне так и сделали. По старому обычаю для гостей истопили баню, а затем их там всех заперли и сожгли.

Ольга сообщила о своей готовности прибыть к древлянам, чтобы совершить брак с Малом. Правительница подошла к городу Искоростень, где погиб Игорь, оросила слезами его могилу и совершила тризну. После этого у древлян началось веселое пиршество. Удалившись, Ольга подала знак своим воинам, и пять тысяч древлян полегли у могилы Игоря.

В 946 г. Ольга, вернувшись в Киев, собрала многочисленное войско и выступила против своих врагов, наказанных хитростью, но пока еще не силой. Маленький Святослав начал сражение. Копье, брошенное в неприятеля слабой детской рукой, упало к ногам его коня, но полководцы Асмуд и Свенельд ободрили воинов примером юного героя с восклицанием «Друзья! Станем за князя!». И они устремились в битву.

Устрашенные жители хотели спастись бегством, но все они попали в руки воинов Ольги. Некоторых старейшин она осудила на смерть, других забрала в рабство, остальные должны были платить дань.

Ольга с сыном Святославом объехала всю древлянскую землю, облагая народ данью в пользу казны. Но жители самого Искоростеня третью часть дани платили лично Ольге, в ее собственный удел, в Вышгород, основанный, возможно, Олегом и данный Ольге как невесте или супруге князя. Этот город находился в семи верстах от Киева, на высоком берегу Днепра.

На следующий год Ольга поехала в Северную Русь, оставив Святослава в Киеве. Княгиня посетила Новгородские земли. Она разделила Русь на несколько волостей, сделала, без сомнения, все необходимое для государственного блага и оставила знаки своей попечительной мудрости. Через 150 лет народ с признательностью вспоминал об этом благодетельном путешествии Ольги, и во времена Нестора горожане Пскова хранили ее сани, как драгоценную вещь. Вероятно, что княгиня, рожденная в Пскове, даровала жителям этого города привилегии. А вот в соседнем городе, более древнем, Изборске, облагаемом налогом, жизнь как-то угасла, и он потерял былую славу. Утвердив внутренний порядок, Ольга возвратилась в Киев, к сыну Святославу. Там она несколько лет жила в мире и спокойствии.

Ольга была язычницей, но в 957 г. она решила принять христианскую веру, для чего поехала в Царьград.Ольга сама возглавила пышное и многолюдное посольство, состоявшее более чем из ста человек, не считая обслуги, корабельщиков. Ольга была принята по самому высокому рангу. Ее пригласили в императорские покои на обед, была она принята и императрицей. В ходе бесед император Константин Багрянородный и Ольга подтвердили действие прежнего договора, как и военный союз двух государств, направленный в первую очередь против арабов и Хазарии.

Крещение княгини Ольги. Важным вопросом переговоров стало крещение русской княгини.

К середине IX в. почти все крупные государства Западной Европы, а также часть народов Балканского полуострова и Кавказа приняли христианство - одни по римскому, другие - по византийскому образцу. Христианство приобщало государства и народы к новой цивилизации, обогащало их духовную культуру, поднимало на более высокий уровень престиж крестившихся государственных деятелей.

Но для языческого мира процесс этот был непростым и болезненным. Вот почему в большинстве стран принятие христианства проходило в несколько этапов, имело различные формы. Во Франкском государстве король Хлодвиг принял христианство вместе с дружиной еще на рубеже V - VI вв. Цель крещения была ясна: получить помощь со стороны папского Рима в борьбе с сильными противниками в еще языческой Европе. Основная часть франкского общества еще долгое время оставалась языческой и лишь позднее была христианизирована. В Англии в VII в. короли принимали личное крещение, но потом под влиянием языческой оппозиции отрекались от него, а затем снова крестились. В Болгарии IX в. к христианству вместе с Борисом I перешло все население. Там корни христианства под влиянием соседней Византии были весьма глубоки.

Ольга выбрала для себя в качестве образца крещение английских королей. Она, будучи весьма прозорливой правительницей, понимала, что дальнейшее укрепление государственного престижа страны и династии было немыслимо без принятия христианства. Но она понимала и сложности этого процесса на Руси с его мощной языческой традицией, с большой приверженностью народа и части правящих кругов к старой религии. В крупных городах среди купечества, горожан, части боярства было уже немало христиан и они имели равные права с язычниками. Но чем дальше от центра государства, тем влияние языческих порядков, а главное - языческих волхвов было сильнее. Поэтому Ольга решила принять личное крещение, положив этому процессу начало в княжеской среде.

К тому же и в нравственном отношении княгиня была уже подготовлена к этому акту. Пережив трагическую смерть мужа, кровавые бои с древлянами, уничтожение в огне их столицы, Ольга могла обратиться за ответом на тревожившие ее человеческие вопросы к новой религии, которая как раз настраивалась на внутренний мир человека и пыталась ответить на его извечные вопросы о смысле бытия и своем месте в мире. Если язычество искало ответы на все вечные вопросы вне человека, в могучих действиях сил природы, христианство обращалось к миру человеческих чувств и человеческого разума.

Крещение Ольга обставила с подобающей для великого государства пышностью. Крещение происходило в храме святой Софии. Ее крестным отцом был сам император, а крестил ее патриарх. Ольга приняла в крещении имя Елены, в честь матери Константина Великого, византийского императора, сделавшего в IV в. христианство официальной религией империи. После крещения Ольга была принята патриархом и имела с ним беседу о вере.

По возвращении в Киев Ольга пыталась склонить к христианству Святослава, говоря, что за князем крещение примет и дружина. Но Святослав, будучи ярым язычником, поклонявшимся дружинному богу Перуну, отказал ей.

Через несколько лет после поездки в Константинополь Ольга направила посольство к германскому императору Отгону I. Цель посольства была двоякой - установить постоянные политические отношения с Германией и укрепить религиозные связи. Ревностный христианин, Оттон I направил в Киев христианских миссионеров. Ольга продолжала свою линию. Однако киевские язычники выгнали миссионеров из города и едва не перебили их.

Умирая, княгиня завещала не справлять на ее могиле языческую тризну, а похоронить по христианскому обряду.

Умерла Ольга в 969 г. Народ назвал ее хитрой, церковь - святой, история - мудрой. Русские князья до времени Ольги воевали, она же государством правила. Уверенный в мудрости матери, Святослав и в зрелом возрасте оставлял ей внутреннее правление, беспрестанно занимаясь войнами. При Ольге Русь стала известной в самых отдаленных странах Европы.

Князь Святослав

Возмужав, Святослав стал думать о подвигах и завоеваниях. Он пылал ревностью отличить себя делами и возобновить славу русского оружия, столь счастливого при Олеге. Святослав собрал войско. Среди своих воинов жил он, как и они, в суровых условиях: ел конину, сам жарил ее, пренебрегал холодом и ненастьем северного климата, не знал шатра, спал под открытым небом. Гордый Святослав всегда соблюдал правила истинно рыцарской чести - никогда не нападал врасплох. Это ему принадлежат слова: «Иду на вы» (на врага).

В 964 г. Святослав покорил вятичей, которые платили дань Хазарскому каганату. Племя вятичей вошло в состав славянских народов Древней Руси, освободившись от гнета хазар. Прожив зиму на реке Итиль (Волга), весной 965 г. Святослав стремительно напал на столицу Хазарии город Итиль (Балангиар) и»одолел»его. Жители города разбежались. Столица хазар оказалась пуста.

В 965 г. воины Святослава вошли в земли ясов (осетин) и касогов (черкесов). Штурмом покорили хазарскую крепость Семикару и вышли к Сурожскому (Азовскому) морю. Несмотря на то, что здесь стояли мощные крепости Тмутаракань и Корчев (Керчь), их защитники не стали сражаться со Святославом. Они, прогнав хазарских наместников, перешли на сторону русичей. Святослав не стал пока беспокоить греческую Тавриду (Крым), так как не хотел ссориться с Византией.

Свои силы князь направил на неприступную крепость Саркел (Белая Вежа). Штурмом одолев крепость, Святослав покорил и этот хазарский город, тем самым значительно ослабил своих давних врагов - хазар и печенегов. Трофеи были большими, великой была слава древнерусского полководца.

В 967 г. с 60 тысячами воинов Святослав пошел войной на Болгарию. Перешли Дунай. Города сдались победителю. Болгарский царь Петр умер»от горести". Русский князь начал властвовать в древней Мизии. Там он жил, не думая, что его собственная столица находится в опасности. На Русь в 968 г. напали печенеги. Они подошли к Киеву, где находилась Ольга с детьми Святослава. В осажденном городе не хватало воды. Одному воину удалось пробраться из Киева к войску русичей и сообщить о бедствии. Святослав отомстил печенегам.

Вскоре Святослав снова устремился к берегам Дуная. Ольга просила сына немного подождать, не покидать ее, так как чувствовала себя плохо. Но он не послушал совета. Через четыре дня Ольга умерла. После смерти матери Святослав мог уже свободно исполнить свое безрассудное намерение - перенести столицу государства на берега Дуная. Он отдал Киев сыну Ярополку, другому сыну, Олегу - Древлянскую землю. У Святослава был еще третий сын - Владимир, родившийся от Ольгиной ключницы, прислуги Малуши. Новгородцы избрали его себе в князья.

Святослав вторично завоевал Болгарию, но вмешались византийцы, которые боялись грозного соседа. Византийский император Иоанн Цимисхий, опытный полководец и дипломат, начал переговоры со Святославом. Но русский витязь отклонил мирные условия и уходить из Болгарии не собирался. Тогда Цимисхий начал вооружаться. Навстречу Святославу выступили прославленные византийские полководцы Варда Склир и патриций Петр. Весной 970 г., не став дожидаться прихода неприятеля, Святослав сам вступил во Фракию - коренную византийскую землю. На стороне русичей воевали также болгары, печенеги. Всадники Святослава смяли конницу Склира.

Русичи и болгарские отряды взяли Адрианополь. Бой под стенами города магистр Склир проиграл начисто. Дорогу на столицу Византии Константинополь защищать практически было некому. Объединенные силы «варваров», как их называли византийцы, под руководством Святослава перешли Македонию, разгромили войско магистра Иоанна Куркуаса и разорили всю страну.

У Цимисхия оставался один шанс - дипломатия. И он его использовал. Прибывшие византийские послы «выкупили» мир богатыми дарами и расходами на военные нужды. Святослав дал слово не вмешиваться больше в болгарские дела.

Но не таков был Цимисхий. 12 апреля 971 г. императорские полки неожиданно окружили столицу Болгарии - город Преслав, который защищал небольшой гарнизон русичей. В ожесточенных сражениях все они погибли. 17 апреля Цимисхий быстрым маршем подошел к Доростолу, где находился князь Святослав. Немногочисленное его войско показало образцы мужества и стойкости. Настоящее воинское искусство защиты и нападения продемонстрировал Святослав. Непрекращающиеся сражения шли до 22 июля. Было потеряно почти все войско русов - 15 тысяч убитых, но воинское счастье было все-таки на стороне Святослава. Цимисхий сам запросил мира (видимо, против него зрел заговор, и он вынужден был спасать свой трон).

По сказаниям, Святослав был среднего роста, довольно строен, но мрачен и дик видом, имел грудь широкую, шею толстую, голубые глаза, брови густые, нос плоский, длинные усы, бороду редкую и на голове один клок волос, в знак его благородства в ухе висела золотая серьга, украшенная двумя жемчужинами и рубином.

Святослав возвращался в Киев с отрядом изнуренных воинов. По мнению Нестора, жители Переяславца дали знать печенегам, что русский князь возвращается в Киев с великим богатством и малочисленной дружиной.

Несмотря на небольшое число изнуренных воинов, гордый Святослав решил сразиться с печенегами у порогов Днепра. В этом бою он и погиб (972 г.). Князь печенегов Куря, отрубив голову Святославу, из черепа сделал чашу. Только немногие русские воины во главе с воеводой Свенельдом спаслись и принесли в Киев горестную весть о гибели князя.

Таким образом, скончался знаменитый ратоборец. Но он, образец великих полководцев, как пишет Н.М. Карамзин, не является великим государем, так как славу побед уважал больше государственного блага, и характером своим, пленяя воображение стихотворца, заслуживает укоризну историка.

Князь Ярополк

По смерти Святослава Ярополк княжил в Киеве. Олег - в Древлянской земле, Владимир - в Новгороде. Ярополк не имел власти над уделами своих братьев. Вскоре открылись пагубные последствия такого раздела, и брат пошел на брата. Ярополк решил идти на земли древлян и присоединить их к Киеву. Олег собрал воинов и выступил навстречу брату (977 г.), но его войско было разбито, а сам он погиб. Ярополк искренне оплакивал смерть брата.

Собрав дружину, Владимир через два года возвратился в Новгород и сменил наперсников Ярополка, сказав им с гордостью: «Идите к брату моему: да знает он, что я против него вооружаюсь, и да готовится отразить меня!» (летопись).

У Ярополка в Полоцке была прелестная невеста Рогнеда. Владимир, готовясь отнять у брата державу, хотел лишить его и невесты, и через послов потребовал ее руки. Рогнеда, верная Ярополку, ответила, что не может соединиться браком с сыном рабыни. Раздраженный Владимир взял Полоцк, умертвил отца Рогнеды - Рогволода, двух его сыновей и женился на Рогнеде. Затем он пошел к Киеву. Ярополк закрылся в городе, а потом покинул его, уйдя в город Родню (где Рось впадает в Днепр).

Через некоторое время Ярополк, слабый духом, при содействии своего воеводы Блуда, вошедшего в сговор с Владимиром, пришел к нему. «Предатель ввел легковерного Государя своего в жилище брата, как в вертеп разбойников, и запер дверь, чтобы дружина княжеская не могла войти за ними: там два наемника племени Варяжского пронзили мечами грудь Ярополкову...» Н.М. Карамзин).

Таким образом, старший сын знаменитого Святослава, быв четыре года киевским владетелем и три года главой всей Руси, «оставил для истории одну память добродушного, но слабого человека».

Ярополк был женатым еще при своем отце, но сватался и за Рогнеду: многоженство не считалось беззаконием в языческой Руси.

Князь Владимир

Владимир скоро доказал, что родился быть государем великим. Он изъявил отменное усердие к языческим богам, соорудив нового Перуна с серебряной головой. На берегу Волхова был поставлен вновь отстроенный богатый город Перунов.

Владимир не страшился войн. Он взял города Червень, Перемышль и другие, в 982 - 983 гг. завоевал Галицию. Смирил бунт вятичей, не желавших платить дань, покорил страну ятвягов - мужественного латышского народа. Далее владения Руси были расширены до самого Варяжского (Балтийского) моря. В 984 г. радимичи подняли бунт, Владимир покорил их. В 985 г. были побеждены камские булгары, которые обещали жить с русскими в мире и дружбе.

Владимир уже давно отторг свою первую жену Рогнеду. Она решила отомстить - убить мужа, но ей это сделать не удалось: Владимир отослал Рогнеду с сыном Изяславом в город, построенный для них и названный Изяславлем.

Русь стала заметным государством в Европе. Магометане, иудеи, католики, греки предлагали свою веру. Владимир отправил десять благоразумных мужей в разные страны, чтобы они изучили различные веры и предложили лучшую. По их мнению, лучшей оказалась православная вера.

В 988 г., собрав многочисленное войско, Владимир пошел на судах к греческому Херсону (на месте Севастополя), чтобы принять христианскую веру, но своеобразным путем - используя силу оружия. Осадили город, - изнуренные жаждой (после порчи Владимиром начинавшегося за городскими стенами водопровода) горожане сдались. Затем Владимир объявил византийским императорам Василию и Константину, что он желает быть супругом их сестры, юной царевны Анны. В случае отказа обещал взять Константинополь. Брак состоялся.

В том же 988 г. на Руси было принято христианство - важная веха в истории нашего государства. В Киеве возвели первую церковь Св. Василия. Для детей открыли училища (церковные книги еще в IX в. были переведены Кириллом и Мефодием), которые были первыми просветительскими учреждениями на Руси.

Для защиты страны на юге от печенегов Владимир построил по рекам Десна, Остер, Трубеж, Сула, Стугна города и населил их новгородскими славянами, кривичами, чудью, вятичами. Укрепил Киев белой стеной, так как очень любил этот город.

В 993 г. русичи воевали с белыми хорватами, обитавшими на границах Галиции, а также с печенегами. Война с печенегами окончилась единоборством русского юноши небольшого роста, но большой силы и великана-печенега. «Выбрали место: единоборцы схватились. Русич крепкими мышцами своими давнул печенега, и мертвого ударил о землю...» (из летописи). Радостный Владимир в память этого случая заложил на берегу Трубежа город и назвал его Переяславлем: ибо юноша «переял» у врагов «славу» (возможно, легенда).

В течение трех лет (994 - 996 гг.) на Руси войны не было. В Киеве построили первый каменный храм, посвященный Богоматери.

Судьба не пощадила Владимира в старости: перед своей кончиной ему надлежало увидеть с горестью, что властолюбие вооружает не только брата против брата, но и сына против отца. Взбунтовался в 1014 г. Ярослав (правивший в Новгород). Чтобы усмирить мятежного Ярослава, великий князь во главе войска поставил любимого сына Бориса, князя Ростовского.

Во время этих событий Владимир скончался в Берестове (под Киевом) в загородном дворце, не избрав наследника и оставив кормило государства на волю рока... Несмотря на слабое от природы здоровье, он дожил до старости.

Князь Владимир заслужил в истории имя Великого, или Святого. Его княжение ознаменовалось принятием православной веры, расширением государства. Он ввел просвещение, построил города, учредил училища, в том числе художественные.

Слава Владимира осталась в былинах и сказках о Добрыне Новгородском, Александре с золотой гривой, Илье Муромце, сильном Рахдае.

Литература

1. Костомаров Н.И «Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей»

2..Соловьев С.М. «Сочинения. Книга I»

3. Карамзин Н.М. «Предания веков: сказания, легенды, рассказы из «Истории государства Российского», М.: изд. "Правда", 1989 год.

4. Ключевский В.О. «Краткое пособие по русской истории», М.: изд. «Рассвет»,1992 год.

21 сентября 862 года жители Новгородского княжества призвали править братьев варягов: Рюрика, Синеуса и Трувора. Именно эту дату принято считать началом государства Русь . От Рюрика берет начало династия русских правителей, прозванных Рюриковичами. Эта династия правила государством больше семи с половиной веков. Мы вспомнили самых значимых представителей этой фамилии.

1. Рюрик Варяжский. Хотя новгородский князь Рюрик Варяжский и не стал единовластным правителем объединенного государства, он навсегда вошел в историю, как основатель династии первых русских самодержавцев. В годы его правления к Руси стали присоединяться финские земли, а также территории некоторых разрозненных славянских племен. Отсюда следовало и культурное объединение восточных славян, что способствовало образованию новой политической формации - государства. По мнению исследователя С. Соловьева , именно с Рюрика началась важная деятельность русских князей - постороение городов, сосредоточение народонаселения. Первые шаги Рюрика в образовании древнерусского государства закончил уже князь Олег Вещий.

2. Владимир Святославич Красное Солнышко. Вклад этого Великого князя в развитие Киевской Руси трудно переоценить. Именно он вошел в историю как креститель Руси. Проповедники многих религий хотели склонить князя к своей вере, но он отправил своих послов в разные земли, а по их возвращении выслушал каждого и отдал предпочтение христианству. Владимиру понравились обряды этой веры. Завоевав христианский город, Херсон Владимир взял в жены императорскую царевну Анну и принял святое крещение. Идолы языческих богов по приказу князя изрубили и сожгли. Новую веру простые люди приняли, крестившись в водах Днепра . Так, 1 августа 988 года русский народ вслед за правителем принял христианство. Только жители Новгорода воспротивились новой вере. Тогда новгородцев крестили при помощи дружины. Однако в то же время на Руси создавались и первые специальные богословские училища, где непросвященные боярские отраки изучали божественные книги, переведенные с греческого языка Кириллом и Мефодием.


3. Ярослав Владимирович Мудрый. Прозвище "Мудрый" Великий князь Ярослав получил от народа за свое мудрое правление. Его считают создателем первого свода законов и гражданских уставов "Русская правда". До этого в древней Руси не было законов, прописанных в едином сборнике. Это один из самых важных шагов в построении государственности. До наших дней сохраниись древние списки этих законов, которые дают представление о жизни наших предков. По словам летописца, Ярослав был "хромоног, но ум у него был добрый и на рати он был храбр". Эти слова доказывает и тот факт, что при Ярославе Мудром русские войска покончили с набегами кочевого племени печенегов. Также был заключен мир с Византийской империей.


Прозвище "Мудрый" Великий князь Ярослав получил от народа за свое мудрое правление

4. Владимир Всеволодович Мономах. Его княжение было периодом последнего усиления Древнерусского государства. Мономах хорошо знал, что для спокойствия государства надо сделать так, чтобы внешним врагам было неповадно нападать на Русь. За свою жизнь он совершил 83 военных похода, заключил 19 мирных договоров с половцами, взял в плен больше сотни половецких князей и всех отпустил, казнил более 200 князей. Военные успехи Великого князя Владимира Мономаха и его детей прославили его имя во всем мире. Греческая империя трепетала от имени Мономаха. Император Алексий Комнин после завоевания сыном Владимира Мстиславом Фракии даже прислал в Киев великие дары - символы власти: сердоликовую чашу Августа-кесаря, Крест Животворящего дерева, венец, золотую цепь и бармы деда Владимира Константина Мономаха. Дары привез митрополит Эфесский. Он же провозгласил Мономаха российским правителем. С тех пор шапка Мономаха, цепь, скипетр и бармы были непременными атрибутами в день венчания русских правителей и передавались от государя к государю.


5. Всеволод III Юрьевич Большое Гнездо. Это десятый сын Великого князя Юрия Долгорукого, который образовал город Москву , и младший брат князя Андрея Боголюбского. При нём Великое северное княжество Владимирское достигло наивысшего могущества и окончательно стало преобладать над южным Киевским княжеством. Причины успеха политики Всеволода - опора на новые города: Владимир, Переславль -Залесский, Дмитров , Городец , Кострому , Тверь , где боярство до него было относительно слабым, а также опора на дворянство. При нем перестала существовть Киевская, и окончательно оформилась Владимиро-Суздальская Русь. Всеволод имел большое потомство - 12 детей (в том числе 8 сыновей), поэтому получил прозвище "Большое Гнездо". Неизвестный автор «Слова о полку Игореве » отмечал: его войско «Волгу может вёслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать».


6. Александр Ярославич Невский. Согласно "канонической" версии Александр Невский сыграл исключительную роль в русской истории. Во время его правления Русь подвергалась ударам с двух сторон: католического Запада и татар с Востока . Невский показал недюженный талант полководца и дипломата, заключив союз с наиболее сильным врагом - татарами. Отразив нападение немцев, он защитил православие от католической экспансии. За веру Великого князя, за любовь к отечеству, за сохранение целостности Руси православная церковь причислила Александра к лику святых.


7. Иван Данилович Калита. Этот Великий князь прославился тем, что при нем началось возвышение Московской Руси. Москва при Иване Калите стала настоящей столицей русского государства. По наставлению Метрополита Петра, Иван Калита в 1326 году заложил в Москве первый каменный храм Успения Богоматери. С тех пор русская митрополия переехала из Владимира в Москву, что возвысило этот город над другими во Владимирском княжестве. Иван Калита стал первым князем, который получил в Золотой Орде ярлык на великое княжение. Тем самым он все больше укреплял роль столицы государства за Москвой. Позже за серебро он выкупал у Орды ярлыки на княжение в других русских городах, присоединяя их к Московскому княжеству.


8. Дмитрий Иванович Донской. Донским Великого Московского князя Дмитрия Ивановича прозвали после первой серьезной победы над татарами в Куликовской битве в 1380 году. После ряда значительных военных побед над Золотой Ордой она не решалась на битву с русскими в открытом поле. К этому времени Московское княжество стало одним из главных центров объединения русских земель. В городе был построен белокаменный Московский Кремль.


9. Иван III Васильевич. В ходе правления этого Великого князя и Державного государя произошло немало определяющих судьбу русского государства событий. Во-первых, произошло объединение значительной части разрозненных русских земель вокруг Москвы. Этот город окончательно становится центром общерусского государства. Во-вторых, было достигнуто окончательное освобождение страны из-под власти ордынских ханов. После стояния на реке Угре Русь окончательно сбросила с себя татаро-монгольское иго. В-третьих, при правлении Ивана III территория Руси увеличилась в пять раз и стала составлять порядка двух миллионов квадратных километров. Также был принят Судебник - свод законов государства, и проведён ряд реформ, заложивших основы поместной системы землевладения. Государем была учреждена первая на Руси почта, в городах появились городские управы, было запрещено пьянство, существенно усилилось вооружение войск.


10. Иван IV Васильевич. Именно этого правителя прозвали Грозным . Он возглавлял российское государство дольше всех правителей: 50 лет и 105 дней. Вклад этого царя в историю Руси трудно переоценить. При нем прекратились боярские усобицы, а территория государства приросла практически на 100 процентов - с 2,8 миллионов квадратных километров до 5,4 миллионов. Русское государство стало размером больше всей остальной Европы . Он нанёс поражение работорговым ханствам Казанскому и Астраханскому, присоединил эти территории к Руси. Также при нем были присоединены Западная Cибирь , Область войска Донского , Башкирия , земли Ногайской Орды. Иван Грозный вступил в дипломатические и военные отношения с Донским и Терско-Гребенским казачествами. Иоанн IV Васильевич создал регулярное стрелецкое войско, первую русскую военную флотилию на Балтике . Особенно хочется отметить создание судебника 1550 года. Сборник законов периода сословной монархии в России - первый в русской истории нормативно-правовой акт, провозглашенный единственным источником права. Он содержал в себе 100 статей. При Иване Грозном в России появилась первая типография (Печатный двор). При нем же была введена выборность местной администрации, создана сеть начальных школ, создана почтовая служба и первая в Европе пожарная команда.