Сколько людей погибло на "Титанике"? Подлинная история катастрофы. Новая версия гибели «Титаника» и самые впечатляющие факты

Версии гибели «Титаника»

Версии и опровержения гибели «Титаника»

Причина гибели «Титаники» все мы знаем и все она известна, это, конечно, столкновение с большим айсбергом. Но, остается много вопросов, почему не отреагировали на предупреждение других судов о приближении льдов, почему было недостаточно шлюпок и так далее. Рассмотрим самые актуальные версии.

Первая версии - это подмена «Титаника». Как выше уже было сказано, у него был брат-близнец «Олимпик», который в последнем плавании получил пробоину в правом боку, так же как и «Титаник». Есть предположение, что компания «Уайт Стар Лайн» решила провернуть грандиозную махинацию. Подлатать на скорую руку старый «Олимпик» и выдать его за новый «Титаник»! Технически это было бы совсем не сложно: поменять местами таблички с названиями судов, да еще предметы интерьера, на которых была нанесена монограмма кораблей - например, столовые приборы. Затем «Олимпик» под видом нового, престижного, широко разрекламированного и, разумеется, честь по чести застрахованного «Титаника» отправится в путешествие через Атлантику, где столкнется (совершенно случайно), с айсбергом. Конечно, топить лайнер никто не собирался - да никто и не верил, что какой-то айсберг способен отправить на дно самое надежное судно в мире. Планировалось устроить небольшое столкновение, после которого корабль не спеша доберется до Нью-Йорка, а его владельцы получат кругленькую страховую сумму, которая придется компании ой как кстати.

В пользу этой версии говорит странное поведение капитана корабля, Эдварда Смита. Почему такой бывалый, опытный морской волк столь небрежно отнесся к безопасности своего судна? Почему он упорно игнорировал поступающие от других кораблей сообщения о дрейфующих айсбергах, и даже сам, кажется, направлял лайнер по курсу, на котором легче всего встретить ледяную гору? Для чего же он делал это, если не для того, чтобы осуществить план «Уайт Стар Лайн»? Еще одним аргументом для теории заговора был тот факт, что промышленник Джон Морган, один из владельцев «Титаника», должен был совершить плавание на борту своего корабля, но за сутки до выхода судна из порта аннулировал свой билет. Есть версия, что магната отговорил плыть наделенный даром предвидения Никола Тесла, разработки которого финансировал Морган.

Опровергнуть теорию заговора оказалось совсем непросто. Убедительные аргументы удалось найти лишь после того, как был обнаружен сам затонувший лайнер. Затонувший лайнер был найден лишь спустя семьдесят три года - останки корабля были обнаружены экспедицией Роберта Балларда в сентябре восемьдесят пятого. Так вот, участниками одной из экспедиций, спускавшимися к погибшему кораблю, были сделаны фотографии гребного винта, на котором отчетливо виден отчеканенный серийный номер «Титаника» - 401 (у его старшего брата номер был ровно 400). Сторонники теории заговора утверждают, правда, что «Олимпик» повредил свой винт после столкновения с крейсером «Хоук», и «Уайт Стар Лайн» заменила его винтом с недостроенного тогда еще «Титаника». Но номер 401 находят и на других деталях затонувшего корабля, так что обвинение в спланированной катастрофе с «Уайт Стар Лайн» можно снять.

Вторя версия - это погоня за «голубой лентой». Все началось давным-давно, когда между Англией и Америкой установилось регулярное морское сообщение, а, значит, и начала разгораться конкуренция между судовладельческими компаниями. Чем быстрее судно пересекало Атлантику, тем большей популярностью оно пользовалось. В 1840 году компанией «Кунард» был придуман приз для судов, установивших рекорд скорости: теперь корабль, пересекающий Атлантический океан быстрее всех своих предшественников, получал в награду «Голубую ленту Атлантики».

Собственно, никакого материального приза не существовало. Победитель не получал денежной премии, капитану не вручался памятный кубок, который можно поставить на видное место в кают-компании. Но корабль приобретал нечто большее - бесценный престиж, который не добудешь иными средствами. Кроме почёта в морских кругах, обладатель премии получал контракт на перевозку почты, в том числе и дипломатической, между Америкой и Европой, а это весьма доходная статья судоходства. Да и вообще - смотрите сами: если вы богатый бизнесмен, может быть, даже миллионер, на каком корабле вы предпочтете путешествовать? Разве не на самом престижном и самом быстроходном?

На момент выхода «Титаника» из Саутгемптона «Голубой лентой» владела «Мавритания» - судно, принадлежавшее главному конкуренту «Уайт Стар Лайн». Естественно, мириться с этим было нельзя, и «Уайт Стар Лайн» решила делать ставку на своего фаворита. Завоевание «Голубой ленты» «Титаником» стало бы триумфом этой корпорации, позволяющим поправить ее пошатнувшееся положение: у кавалера Ленты Всея Атлантики обычно было в четыре раза больше пассажиров, чем у иных подобных кораблей.

Из-за угрозы столкновения с плавучими льдами предписанный маршрут «Титаника» ,да и любого другого судна, следующего тем же курсом, пролегал не по прямой, а делал небольшой крюк, огибая опасный океанский участок, где дрейфует большинство айсбергов. Разумеется, этот маневр удлиняет дорогу. Вот почему может показаться, что капитан Смит вел свой корабль прямо в скопище айсбергов - ему просто нужно было срезать путь и во что бы то ни стало добыть «Голубую ленту». Именно поэтому «Титаник» шел на большой скорости более 21 узлов и не снизил скорости даже после того, как получил с других судов несколько радиограмм-предупреждений о ледовой опасности. Пусть беспокоятся другие корабли - а «Титанику» страшиться нечего. В «вороньем гнезде» - специальной наблюдательной площадке на передней мачте - находятся два впередсмотрящих, которые в случае опасности смогут в мгновение ока сообщить о ней на капитанский мостик с помощью телефонной связи: «Титаник» оборудован по последнему слову техники. А если столкновение и произойдет, что ж, это значит только лишь, что рекорд будет установлен в другой раз. Опасности для корабля айсберги не представляют - ведь известно, что «Титаник» совершенно непотопляем. Его трюм разделен на шестнадцать водонепроницаемых отсеков, так что если вдруг он и получит пробоину, то водой заполнится, лишь один из отсеков, и судно спокойно продолжит свой путь. Что один - лайнер не потонет, даже если будет заполнено четыре отсека! А такие повреждения корабль может получить лишь на войне.

Что ж, не зря гордыня - один из смертных грехов. Она сыграла с «Титаником» злую шутку: айсберг повредил шесть отсеков - на один больше, чем было допустимо.

Но как же лед смог проломить сталь корабельной обшивки? В середине девяностых кусок обшивки «Титаника» был поднят на поверхность и подвергнут тесту на хрупкость: лист металла, закрепленный в зажимах, должен был выдержать удар тридцатикилограммового маятника. Для сравнения был испытан также кусок стали, используемый в судостроении сегодня. Перед экспериментом оба образца были помещены в спиртовую ванну с температурой чуть больше градуса - именно такой была океанская вода в ту роковую ночь. Современный металл вышел из испытания с честью: под ударом молота он прогнулся, но остался цел. Поднятый же со дна раскололся на две части. Может быть, он стал таким хрупким, пролежав восемьдесят лет на дне океана? Исследователям удалось добыть на белфастской судоверфи, где строился «Титаник», образец стали тех лет. Тест на прочность он перенес ничуть не лучше своего собрата. Заключение экспертов гласило: сталь, использованная в конструкции «Титаника», была очень низкого качества, с большой примесью серы, что делало ее хрупкой при низких температурах. Увы, в начале двадцатого века уровень развития металлургии был далек от сегодняшнего. Если бы обшивка лайнера была выполнена из высококачественной стали, корпус от удара просто прогнулся бы внутрь, и трагедии удалось бы избежать.

Третья версия - это пожар в трюме. Двадцатого сентября 1987 года французское телевидение поведало миру сенсационную новость: причиной гибели «Титаника», оказывается, стал пожар, вспыхнувший в трюме злополучного лайнера, а вовсе не столкновение с айсбергом. Судя по всему, уверяли сторонники новой гипотезы, в одном из угольных хранилищ корабля произошло самовозгорание угля (что ж, это и в самом деле возможно), пожар распространился на весь трюм, добрался до паровых котлов, которые от этого взорвались, отчего судно и пошло ко дну. А айсберга - так он просто оказался случайно поблизости, вот и был обвинен в крушении лайнера.

Да, действительно, пожар на «Титанике» был - и это уже не догадки, а установленный факт. Однако мог ли он послужить причиной катастрофы? Нет. Вообще, пожар в угольном бункере пароходов того времени вещь довольно привычная. Уголь при таком пожаре не пылает, не горит, а тихо тлеет, иногда в течение нескольких дней. Боролись с такими пожарами самым простым способом - вне очереди сжигали тлеющий уголь в пароходных топках. Так что пожар в угольном трюме - явление, конечно, неприятное, но, как правило, никаких серьезных бед кораблю не сулящее. И уж точно не при каких обстоятельствах не способное произвести таких чудовищных разрушений, какие приписывают ему сторонники версии гибели «Титаника» от пламени. Тем более что пожар на судне был потушен еще до выхода его в последний рейс. Бункер был опустошен и осмотрен специалистами верфи, где стоял «Титаник». Кажется, самым серьезным последствием пожара была легкая деформация одной из водонепроницаемых переборок, что никак не могло сказаться на судьбе лайнера.

Четвертая версия - «Титаник» потопила немецкая торпеда.

1912 год. До Первой мировой остается два года, и перспектива вооруженного конфликта между Германией и Великобританией становится все более вероятной. Германия является обладателем нескольких десятков субмарин, которые во время войны развернут безжалостную охоту за вражескими судами, пытающимися пересечь океан. Например, поводом к вступлению Америки в войну станет то, что подлодка U-20 потопит в 1915 году «Лузитанию» - близняшку той самой «Мавритании», что установила рекорд скорости и завоевала «Голубую ленту Атлантики».

Основываясь на этих фактах, некоторые западные издания предложили в середине девяностых свою версию гибели «Титаника»: торпедная атака германской подводной лодкой, тайно сопровождавшей лайнер. Целью атаки была дискредитация британского флота, славящегося своей мощью на весь мир. В соответствии с этой теорией «Титаник» то ли вообще не сталкивался с айсбергом, то ли получил в столкновении весьма незначительные повреждения и остался бы на плаву, если бы германцы не добили корабль торпедой.

Что же можно сказать в пользу этой версии.

Во-первых, столкновение с айсбергом было - это не подлежит сомнению. Палубу судна даже засыпало снегом и ледяной крошкой. Веселые пассажиры затеяли играть ледышками в футбол - что судно обречено, станет ясно позже. Само столкновение прошло на удивление тихо - из пассажиров его почти никто не почувствовал. Торпеда же, согласитесь, вряд ли могла взорваться совершенно бесшумно, тем более что некоторые уверяют, будто субмарина выпустила по кораблю целых шесть торпед. Сторонники теории германской атаки утверждают, правда, что люди в шлюпках слышали страшный грохот перед самым погружением «Титаника» - ну так это было спустя два с половиной часа, когда над водой осталась лишь задранная в небо корма и гибель судна не вызывала никаких сомнений. Вряд ли немцы выпустили бы торпеду по почти затонувшему кораблю. А грохот, который слышали спасшиеся, объяснялся тем, что корма «Титаника» поднялась практически вертикально и со своих мест сорвались огромные паровые котлы. Также не стоит забывать, что примерно в эти же минуты «Титаник» разломился пополам - киль не выдержал веса поднявшейся кормы (правда, узнают об этом только после обнаружения лайнера на дне: разлом произошел ниже уровня воды), а это тоже вряд ли произошло бесшумно. Да и с чего вдруг германцы за два года до начала войны стали бы топить пассажирский лайнер? Это представляется, мягко говоря, сомнительным.

Пятая и самая интересная и не доказуема - проклятие египетской мумии.

В восьмидесятых годах девятнадцатого века близ Каира была обнаружена прекрасно сохранившаяся мумия времен Аменхотепа IV, по имени Амен-Оту. При жизни мумия была знаменитой прорицательницей, и поэтому после смерти удостоилась пышного захоронения: с драгоценностями, фигурками богов, и, конечно, волшебными амулетами. Среди них было изображение Осириса, украшенное надписью: «Очнись от своего обморока, и твой взгляд сокрушит каждого, кто встанет на твоем пути». Другие, правда, настаивали, что написано было «Восстань из праха, и один лишь взор твоих глаз восторжествует над любыми казнями против тебя». Вот когда третьи робко предположили, что ничего такого на мумии написано не было, тут уж точно было ясно, что это глупости.

Мумия была приобретена каким-то коллекционером, затем другим, третьим, причем все предыдущие владельцы, разумеется, погибали при самых загадочных и таинственных обстоятельствах. Владельцам мумий, как всем известно, положено погибать, причем, страшной или неожиданной смертью.

Эту мумию приобрел в британском музее некий американский миллионер и отправил в свою американскую резиденцию на борту корабля. Этим кораблем стал «Титаник», так на борту появилась загадочная мумия. Саркофагом в пути служил обыкновенный ящик, и хранился он около капитанского мостика. Мистики разных стран уверяют, что капитан Эдвард Смит, не устоял перед искушением и заглянул в этот ящик с мумией: глаза их встретились и сбылось чудовищное проклятие. Иначе, как объяснить, что в голове у капитана помутилось, и он собственной бестрепетной рукой направил «Титаник» прямо на верную смерть. Какая-то странная теория.

Итак, если логически мыслить, могла бы мумия сообразить, что непосредственным следствием того, что корабль протаранит айсберг, явится гибель ее тела - в океанской воде оно вряд ли уцелеет больше, чем на несколько дней. А разрушение тела - самое страшное, что может произойти с мумией: ее душе некуда станет возвращаться. Так что если бы мумия действительно обладала магической силой, в ее интересах было бы оберегать «Титаник» как зеницу своего волшебного ока.

Как бы там ни было, но мумия погибла в океанской пучине, исчезла без остатка, и вступиться за свое честное имя не может; этим беззастенчиво пользуется желтая пресса, регулярно публикующая обвинения в ее адрес под однообразными заголовками: «Сенсация! «Титаник» погубило проклятие фараонов!». Оставим это на совести журналистов. А может и наоборот этим и нашла свой покой.

Мумия была не единственной исторической реликвией, погибшей на борту «Титаника». Для искусства гораздо трагичней гибель в Атлантическом океане подлинного манускрипта Омара Хайяма «Рубайят» - реликвии, которой поистине не было цены.

«Титаник», трудно найти человека, которому было бы совсем ничего не известно о печальной судьбе самого большого и роскошного корабля начала XX века. О затонувшем в ледяных водах лайнере написано множество книг, снято семнадцать художественных фильмов и два телесериала. Есть даже мюзикл «Титаник» и опера-реквием.

Самым же знаменитым произведением масскультуры об этой катастрофе является оскароносный двухсотмиллионный блокбастер Джеймса Камерона. Кроме одиннадцати «Оскаров», фильм Камерона «Титаник» может похвастаться еще одним достижением. Дотошные киноведы-историки насчитали в этом блокбастере ни много ни мало 157 ошибок.

Самый знаменитый прокол - это электронные часы на руке одного из утопающих, которых в 1912 году просто не могло быть. Не могло быть у собак из фильма специальных поводков: изобретенных лишь в 1970 году. Прокол получился и со статуей Свободы. В фильме она такого же цвета, как и сейчас - зеленого. Но в 1912 году - она была еще коричневой, а зеленой стала только через 35 лет после создания, то есть в 1921 году.

Крупнейшие морские катастрофы

Во многом благодаря именно этому фильму, многие люди во всем мире думают, что гибель «Титаника» была крупнейшей морской катастрофой в истории человечества. Однако это не что иное, как заблуждение.

Во время гибели «Титаника» морская пучина поглотила 1513 человек. Но в 1940 году немецкие бомбардировщики потопили у побережья Франции британский транспорт «Ланкастрия», на борту которого находилось около семи тысяч человек. Образовавшаяся на месте гибели корабля гигантская воронка засосала более 4500 человек - в три раза больше, чем унесла катастрофа «Титаника» в 1912 году.

Еще большее количество жертв было при гибели немецкого лайнера «Вильгельм Густлофф», торпедированного в 1945 году советской подводной лодкой под командованием Маринеско. Тогда погибло, согласно официальной версии, 7700 человек. Другая советская лодка потопила немецкий транспорт «Гойя», на котором было от 5 до 7 тысяч человек. А британская авиация отправила ко дну лайнер «Кап Аркона», вместе с 5 тысячами заключенных.

Стоит отметить и то, что и в мирное время были морские катастрофы, число жертв которых было больше, чем во время гибели «Титаника». В 1987 году при столкновении парома «Дона Пас» с танкером у берегов Филиппин погибло около 4 тысяч человек.

Вернемся к тайне гибели «Титаника». Есть несколько экзотических версий о причинах гибели «Титаника».

По одной, все дело было в пробоине от торпеды, выпущенной немецкой подводной лодкой. По другой, корабль погубил пожар в трюме. Согласно третьей, во всем повинна мумия Амен-Оту, знаменитой египетской прорицательницы времен фараона Аменхотепа IV, которую перевозили на лайнере. Но общепринятой была версия о том, что «Титаник» затонул от столкновения с айсбергом, следствием которого была огромная пробоина в корпусе корабля длиной 90 м.

Новое о гибели «Титаника»

Однако относительно недавние исследования останков «Титаника» доказали, что и это заблуждение. Айсберг, скорее всего, был, но что касается дыры в корпусе… Вначале ученые не обнаружили никаких следов масштабной пробоины. Но не все было еще ясно, потому как нос корабля увяз в иле и не весь низ корабля был доступен для исследователей.

Позднее, погребенный под 20-метровым слоем ила, низ лайнера обследовали с помощью ультразвука. И что же? И снова никаких следов грандиозной пробоины. Зато нашлась цепочка из шести небольших отверстий суммарной площадью около… квадратного метра. Именно они и погубили «самое надежное судно в мире», как называли «Титаник» перед его первым и последним плаванием.

Прошло уже более 100 лет со времен ужасной катастрофы одного из крупнейших лайнеров своего времени. Но до сих пор мир не знает всех тайн, которые скрывает огромный, и казалось бы, нерушимый «Титаник». Как затонул корабль, расскажет материал.

Борьба гигантов

ХХ век стал столетием технического прогресса. Небоскребы, машины, кино - все развивалось со сверхъестественной скоростью. Процесс затронул и корабли.

На рынке в начале 1900-х годов сложилась большая конкуренция из-за клиентов между двумя крупными компаниями. «Кунард Лайн» и «Уайт Стар Лайн» - два враждебных трансатлантических перевозчика, уже несколько лет подряд соревновались за право лидера в своей сфере. открыло для компаний интересные возможности, поэтому с годами их корабли становились все больше, быстрее и пышнее.

То, почему и как тонул «Титаник», до сих пор остается загадкой. Существует много версий. Самая смелая из них - афера. Ее провела вышеназванная компания «Стар Лайн».

Но открыл мир удивительных лайнеров «Кунард Лайн». По их заказу было построено два необыкновенных парохода «Мавритания» и «Лузитания». Публика была поражена их величием. Длина около 240 м, ширина 25 м, высота от ватерлинии до шлюпочной палубы 18 м. (Но уже через несколько лет размеры «Титаника» превзошли эти параметры). Два близнеца гиганты были спущены на воду в 1906 и в 1907 годах. Они завоевывали первые места в престижных конкурсах и били все рекорды скорости.

Для конкурентов «Кунард Лайн» стало делом чести дать достойный ответ.

Судьба тройки

«Уайт Стар Лайн» была основана в 1845 году. В годы золотой лихорадки зарабатывала тем, что осуществляла рейсы из Британии в Австралию. На протяжении всех лет компания соперничала с «Кунард Лайн». Поэтому, после того как на воду были спущены «Лузитания» и «Мавритания», перед инженерами «Стар Лайн» была поставлена ​​задача создать фантастические проекты, которые превзойдут детища конкурентов. Окончательное решение было принято в 1909 году. Так возникла идея трех кораблей класса «Олимпик». Заказ выполняла компания «Харленд энд Вулф».

Эта морская организация славилась на весь мир качеством производимых судов, комфортом и роскошью. Скорость в приоритете не стояла. Несколько раз «Стар Лайн» доказывала не словом, а делом, что заботится о клиентах. Так, в 1909 году, при столкновении двух лайнеров, их корабль простоял на воде еще двое суток, чем доказал свое качество. Тем не менее, тройку “Олимпик” постигло несчастье. неоднократно попадало в аварии. Так, в 1911 году оно столкнулось с крейсером «Хоук», от чего получило 14-метровую пробоину и пошло в ремонт. Постигло несчастье и “Титаник”. На дне океана он оказался в 1912 году. «Британик» застала Первая мировая война, где он исполнял роль госпиталя, а в 1916 году подорвался на немецкой мине.

Чудо морей

Сейчас можно смело сказать, что большие амбиции стали причиной, по которой произошло крушение «Титаника».

Строительство второго из трех судов класса «Олимпик» не обошлось без жертв. Над проектом трудились 1500 человек. Условия были непростые. О безопасности заботились мало. В связи с тем, что работать приходилось на высоте, много строителей срывались. Около 250 человек получили серьезные травмы. Раны восьми мужчин были несовместимы с жизнью.

Размеры «Титаника» поражали. Его длина составляла 269 м, ширина 28 м, высота 18 м. Он мог развивать скорость до 23 узлов.

В день, когда лайнер спускали на воду, на набережной собралось 10 000 зрителей, среди которых были VIP-гости и пресса, чтобы увидеть необыкновенно большое судно,

Предварительно была объявлена ​​дата первого рейса. Плавание было запланировано на 20 марта 1912 года. Но из-за столкновения первого судна в сентябре 1911-го с крейсером «Хоук» часть работников перебросили на «Олимпик». Автоматически рейс перенесли на 10 апреля. Именно с этого числа начинается судьбоносная история «Титаника».

Роковой билет

Его высоту приравнивали к одиннадцатиэтажному дому, а длина составляла четыре квартала города. Телефоны, лифты, собственная электрическая сетка, сад, больница, магазины - все это помещалось на корабле. Шикарные залы, изысканные рестораны, библиотека, бассейн и спортзал - все было доступно высшему обществу, пассажирам первого класса. Другие клиенты жили скромнее. Самые дорогие билеты стоили, с пересчетом на сегодняшний курс, более 50 000 долларов. Экономный вариант от

История «Титаника» - это история разных слоев тогдашнего общества. Дорогие каюты занимали успешные, знаменитые личности. Билеты во второй класс покупали инженеры, журналисты, представители духовенства. Самые дешевые палубы были для эмигрантов.

Посадка началась в 9:30 утра 10 апреля в Лондоне. После нескольких плановых остановок лайнер взял курс на Нью-Йорк. В общей сложности на борт сели 2208 человек.

Трагическая встреча

Сразу после выхода в океан команда поняла, что на корабле нет биноклей. Ключ от ящика, в котором их держали, отсутствовал. Судно следовало по наиболее безопасному маршруту. Его выбирали в зависимости от сезона. Весной вода была полна айсбергов, но они теоретически не могли сильно повредить лайнер. Тем не менее, капитан отдал приказ гнать на всех парах «Титаник». Как затонул корабль, который, по словам владельцев, невозможно было потопить, позже рассказывали пассажиры, которым посчастливилось выжить.

Первые дни плавания были тихими. Но уже 14 апреля радисты получили неоднократные предупреждения об айсбергах, которые в большей степени проигнорировали. Кроме этого, к ночи значительно опустилась температура. Как известно, команда обходилась без биноклей, также такой грандиозный корабль не был оборудован прожекторами. Поэтому вперёдсмотрящий заметил айсберг только в 650 метрах от себя. Мужчина подал сигнал на мостик, где первый помощник Мёрдок отдал приказ: «Повернуть влево» и «Пустить задний ход». Далее последовала команда: «Вправо». Но неповоротливое судно было медленным в маневрах. Борт столкнулся с айсбергом. Именно поэтому произошло крушение «Титаника».

Не услышанный сигнал бедствия

Столкновение случилось в 23:40, когда люди уже почти все спали. На верхней палубе удар был незаметен. Но низ потрясло изрядно. Лед продырявил 5 отделов, они мгновенно начали заполняться водой. В целом, длина дыры составила 90 метров. Конструктор заявил, что с такими повреждениями судно продержится чуть больше часа. Экипаж готовился к срочной эвакуации. Радисты передавали сигнал SOS.

Капитан отдал приказ сажать в шлюпки женщин и детей. Сама команда также хотела выжить, поэтому сильные моряки брали в руки весла. В первую очередь спасались богатые пассажиры «Титаника». Но мест для всех не хватало.

С самого начала лайнер не был достаточно укомплектован всем необходимым. Максимум, спастись могло 1100 человек. В первые минуты было совершенно неощутимо, что корабль начал идти ко дну, поэтому расслабленные пассажиры не понимали, что происходит, и неохотно лезли в полупустые шлюпки.

Последние мгновения чудо-корабля

Когда нос лайнера сильно наклонился, возросла массовая паника среди пассажиров.

Третий класс оставили закрытыми в своей части. Начались беспорядки, и люди в ужасе пытались спастись, кто как мог. Охрана пыталась навести порядок и пугала толпу выстрелами из пистолетов.

В то время рядом проходил пароход «Калифорниэн», но он не принял сигнал о помощи от соседнего судна. Их радист проспал сообщения. Как тонул «Титаник», и с какой скоростью он шел ко дну, знала только «Карпатия», которая с направилась в их сторону.

Несмотря на подаваемые сигналы бедствия, самостоятельные попытки спастись не прекращались. Насосы откачивали воду, еще была электроэнергия. В 2:15 упала труба. Далее погас свет. Специалисты считают, что лайнер разорвало пополам, потому что носовая часть набрала воды и опустилась. Корма сначала поднялась вверх, а затем под давлением собственного веса корабль разломило.

Холод в бездне

Нос тонул быстро. Корма за несколько минут также пошла под воду. Но при этом ее обшивка, корпус, мебель всплывали наверх. В 2:20 полностью оказалось под водой великое судно «Титаник». Как затонул корабль, сегодня показывают десятки художественных и документальных фильмов.

Некоторые пассажиры усердно пытались выжить. Десятки спрыгивали в жилетах в черную бездну. Но к человеку океан был безжалостен. Практически все замерзли насмерть. Через некоторое время две шлюпки вернулись, но в живых на месте происшествия остались единицы. Через час прибыла «Карпатия» и подобрала тех, кто остался.

Вместе с кораблем на дно пошел капитан. Спаслось 712 человек из всех, купивших билет на «Титаник». Погибшие 1496, в основном, были представителями третьего класса, люди, которые в этом путешествии хотели прикоснуться к чему-то несбыточному и желаемому.

Афера века

Два судна класса «Олимпик» строились по одному проекту. После того как первый корабль ушел в плавание, наружу вылезли все его недостатки. Так, руководство приняло решение добавить в «Титаник» некоторые детали. Уменьшили место для прогулок, достроили каюты. К ресторану присоединили кафе. Чтобы защитить пассажиров от плохой погоды, палубу закрыли. В результате появилось внешнее отличие, хотя раньше его нельзя было отличить от лайнера «Олимпик».

Версию того, что «Титаник» под водой оказался не случайно, обнародовал Робин Рардинер, ас в вопросах судоходства. По его теории, в плавание был отправлен старший и избитый «Олимпик».

Подмена корабля

Первый лайнер был спущен на воду без страховки. Пережив несколько аварий, он стал неприятным грузом для компании. Постоянные ремонты требовали колоссальных средств. После повреждений, нанесенных ему крейсеом, судно снова отправили в отпуск. Тогда было решено заменить старый корабль новым, который был застрахован и очень похож на «Титаник». Как затонул лайнер, известно, но мало кто знает, что после трагедии компания «Уайт Стар Лайн» получила круглую компенсацию.

Устроить катастрофу было не тяжело. Оба судна находились в одном месте. «Олимпику» сделали косметический ремонт, перестроили палубу и приклеили новое имя. Дыру залатали дешевой сталью, которая слабеет в ледяной воде.

Подтверждение теории

Важным доказательством правдивости версии есть неоспоримые факты. Например, то, что мировые магнаты и успешные, богатые люди резко и беспричинно отказались от долгожданного путешествия накануне. Среди них был и владелец компании Джон Пирпонт Морган. Всего 55 клиентов первого класса аннулировали билеты. Также с лайнера были сняты все дорогостоящие картины, украшения, золотые запасы и сокровища. Возникает мысль, что привилегированные пассажиры «Титаника» знали какую-то тайну.

Интересно, что капитаном назначили Эдварда Джона Смита, который до сих пор ходил на «Олимпике». Неоднократно он отмечал, что это его последний рейс в жизни. Окружающие воспринимали слова буквально, поскольку моряк собирался идти на пенсию. Исследователи считают, что это было наказание командору за прошлые ошибки на предыдущем корабле.

Много вопросов возникает и из-за первого помощника капитана Уильяма Мёрдока, который приказал поворачивать влево и включить задний ход. Правильным решением в такой ситуации стало бы идти прямо и помять нос. В таком случае «Титаник» на дне не оказался бы.

Проклятие мумии

Годами ходили истории о том, что на борту остались несметные сокровища. Среди них и мумия провидицы фараона Аменхотепа. Еще 3000 лет назад женщина предсказала, что ее тело будет падать под воду и это произойдет под крики невинно погибших людей. Но скептики не считают пророчество правдивым, хотя и не исключают того, что тайны «Титаника» еще не открыты.

Существует и такая версия: катастрофу запланировали, чтобы приостановить техническое Но эта теория еще менее правдоподобна, чем миф о мумии.

Развалины лежат на глубине 3750 метров. К лайнеру осуществляли десятки грандиозных погружений. В группе исследователей неоднократно был и Джеймс Кэмерон - кинорежиссер знаменитого фильма.

Прошло столетие, а тайны «Титаника» до сих пор интересуют и будоражат человечество.

Легендарный первый рейс "Титаника" должен был стать главным торжественным событием 1912 года, но вместо этого он стал наиболее трагическим в истории. Нелепое столкновение с айсбергом, неорганизованная эвакуация людей, почти полторы тысячи погибших - таким оказалось единственное плавание лайнера.

История создания корабля

Банальное соперничество послужило стимулом для начала строительства "Титаника". Идея создания лайнера лучше, чем у компании-конкурента, пришла в голову владельца британской судоходной фирмы «Уайт Стар Лайн» Брюса Исмея. Это случилось после того, как их главный соперник «Кунард Лайн» в 1906 году отправил в плавание свой самый крупный на тот момент корабль под названием «Лузитания».

Строительство лайнера началось в 1909 году. Над его созданием трудились около трех тысяч специалистов, было потрачено свыше семи миллионов долларов. Последние работы завершили в 1911 году, и в это же время состоялся долгожданный спуск лайнера на воду.

Многие люди, и богатые, и бедные, стремились получить заветный билет на этот рейс, но никто и не подозревал, что уже через несколько дней после отплытия мировая общественность будет обсуждать только одно - сколько людей погибло на "Титанике".

Несмотря на то что компании «Уайт Стар Лайн» удалось превзойти конкурента в судостроительстве, последующая нанесла по репутации фирмы. В 1934 году она была полностью поглощена компанией «Кунард Лайн».

Первое плавание «непотопляемого»

Торжественное отплытие роскошного корабля стало самым ожидаемым событием 1912 года. Билеты достать было очень сложно, а распроданы они были еще задолго до запланированного рейса. Но как позже выяснилось, тем, кто обменял или перепродал свои билеты, крупно повезло, и они не пожалели, что не оказались на корабле, когда узнали, сколько людей погибло на "Титанике".

Первый и последний рейс крупнейшего лайнера компании «Уайт Стар Лайн» был назначен на 10 апреля 1912 года. Отплытие корабля состоялось в 12 часов по местному времени, а уже через 4 дня, 14 апреля 1912 года, произошла трагедия - злополучное столкновение с айсбергом.

Трагическое предвидение гибели "Титаника"

Вымышленная история о в которая впоследствии оказалась пророческой, была написана британским журналистом Уильямом Томасом Стедом в 1886 году. Своей публикацией автор хотел привлечь внимание общественности к необходимости пересмотра навигационных правил, а именно требовал обеспечить количество мест в корабельных шлюпках, соответствующее числу пассажиров.

Через несколько лет Стед снова вернулся к аналогичной теме в новой истории о крушении корабля в Атлантическом океане, которое произошло в результате столкновения с айсбергом. Гибель людей, находящихся на лайнере, произошла из-за отсутствия требуемого количества шлюпок.

Сколько людей погибло на "Титанике": состав утонувших и выживших

Прошло уже более 100 лет со дня самого обсуждаемого кораблекрушения XX века, но каждый раз в ходе очередных выясняются новые обстоятельства трагедии и появляются уточненные списки погибших и выживших в результате гибели лайнера.

Данная таблица дает нам исчерпывающую информацию. Соотношение того, сколько погибло на "Титанике" женщин и детей, больше всего говорит о неорганизованности эвакуации. Процент спасшихся представительниц слабого пола превышает даже количество выживших детей. В результате кораблекрушения погибло 80 % мужчин, большинству из них просто не хватило места в спасательных шлюпках. Высокий процент погибших среди детей. Это были в основном представители низшего класса, которым не удалось вовремя выбраться на палубу для эвакуации.

Как спасали людей из высшего общества? Классовая дискриминация на "Титанике"

Как только стало понятно, что держаться кораблю на воде осталось недолго, капитан "Титаника" Эдвард Джон Смит отдал распоряжение сажать в спасательные шлюпки женщин и детей. При этом выход на палубу для пассажиров III класса был ограничен. Таким образом, преимущество в спасении отдавалось представителям высшего общества.

Большое число погибших людей стало поводом того, что вот уже 100 лет не прекращаются расследования и судебные споры. Все специалисты отмечают, что на борту при эвакуации имела место и классовой принадлежности. Одновременно с этим количество спасшихся членов экипажа было больше, чем представителей III класса. Вместо того чтобы помогать пассажирам садиться в шлюпки, они спасались первыми.

Как происходила эвакуация людей с "Титаника"?

Неорганизованная должным образом эвакуация людей до сих пор считается главной причиной массовой гибели людей. Факт того, сколько человек погибло во время крушения "Титаника", свидетельствует о полном отсутствии какого-либо контроля над этим процессом. В 20 спасательных шлюпках могло разместиться не менее 1178 человек. Но в начале эвакуации их спускали на воду заполненными наполовину, и не только женщинами и детьми, а также целыми семьями, и даже с ручными собачками. В результате этого наполняемость шлюпок составила всего 60 %.

Общее количество пассажиров корабля за исключением членов экипажа составило 1316 человек, то есть у капитана была возможность спасти 90 % пассажиров. Люди III класса смогли пробраться на палубу только к концу эвакуации, и поэтому даже членов экипажа в итоге спаслось больше. Многочисленные выяснения причин и фактов кораблекрушения подтверждают, что ответственность за то, сколько погибло на "Титанике" человек, полностью возлагается на капитана лайнера.

Воспоминания очевидцев трагедии

Все те, кто вытянул из тонущего корабля в спасательную шлюпку, получили незабываемые впечатления от первого и последнего рейса лайнера «Титаник». Факты, количество погибших, причины катастрофы удалось получить благодаря их показаниям. Воспоминания некоторых выживших пассажиров были опубликованы и навсегда останутся в истории.

В 2009 году ушла из жизни Миллвина Дин - последняя женщина из спасшихся пассажиров "Титаника". На момент кораблекрушения ей было всего два с половиной месяца. Отец ее погиб на тонущем лайнере, а мать с братом спаслись вместе с ней. И хотя воспоминания о той страшной ночи у женщины не сохранились в памяти, катастрофа произвела на нее такое глубокое впечатление, что она навсегда отказалась от посещения места крушения корабля и никогда не смотрела художественные и документальные фильмы о "Титанике".

В 2006 году на английском аукционе, где было представлено около 300 экспонатов с Титаника, за 47 тысяч фунтов были реализованы мемуары Эллен Черчилль Кэнди, которая была одной из пассажирок злополучного рейса.

Помогли в составлении реальной картины произошедшей катастрофы опубликованные воспоминания еще одной англичанки - Элизабет Шутс. Она была гувернанткой у одной из пассажирок I класса. В своих мемуарах Элизабет указала, что в спасательной шлюпке, на которую ее эвакуировали, было всего 36 человек, то есть только половина от общего количества имеющихся мест.

Косвенные причины крушения корабля

Во всех источниках информации о "Титанике" главной причиной его гибели указывается столкновение с айсбергом. Но как выяснилось позже, этому событию сопутствовали несколько косвенных обстоятельств.

В ходе изучения причин катастрофы со дна океана была поднята на поверхность часть обшивки корабля. Кусок стали подвергли испытаниям, и учеными доказано, что металл, из которого сделан корпус лайнера, был низкого качества. Это послужило еще одним обстоятельством крушения и причиной того, сколько людей погибло на "Титанике".

Идеально гладкая поверхность воды не позволила вовремя обнаружить айсберг. Даже небольшого ветра было бы достаточно, чтобы волны, бьющиеся о лед, позволили обнаружить его раньше, чем произошло столкновение.

Неудовлетворительная работа радистов, вовремя не сообщивших капитану о дрейфующих в океане льдах, слишком большая скорость движения, не позволившая быстро сменить курс корабля, - все эти причины вместе привели к трагическим событиям на "Титанике".

Гибель "Титаника" - страшное кораблекрушение ХХ века

Сказка, превратившаяся в боль и ужас, - так можно охарактеризовать первое и последнее плавание лайнера «Титаник». Подлинная история катастрофы даже через сто лет является предметом споров и расследований. Гибель почти полутора тысяч людей при незаполненных спасательных шлюпках до сих пор остается необъяснимой. С каждым годом называются все новые причины кораблекрушения, но ни одна из них уже не способна вернуть потерянных человеческих жизней.

14 апреля 1912 года в 23 часа 40 минут «Титаник» столкнулся с айсбергом. В результате скользящего столкновения с ледяной глыбой обшивка правого борта гигантского судна на протяжении ста метров была повреждена, и в пять водонепроницаемых отсеков «Титаника» начала поступать вода. В шестом отсеке течь была незначительная. Но 16 отсеков, на которые был разделен трюм, хоть и считались водонепроницаемыми, их переборки не были сверху герметично соединены с палубами, и вода по мере заполнения одного отсека переливалась в другой. Этим и объясняется постепенно увеличивавшийся дифферент (наклон судна в продольной плоскости) на нос “Титаника”, что в итоге и привело к гибели гиганта.

Однако в том-то и состоит зловещее обаяние этой истории, что далеко не все согласны с официальной версией гибели. Существуют и другие версии - одна другой причудливей.

Начнем с того, что в настоящее время официальной версией считается такая: судно погибло не просто из-за столкновения с айсбергом, а по причине большой скорости, с которой шел «Титаник».

А теперь - альтернативные версии, каждая из которых имеет своих приверженцев во всемирном клубе любителей тайн.

1. Пожар в угольном отсеке, возникший еще до отплытия и спровоцировавший сначала взрыв, а потом и столкновение с айсбергом.
Эта существовала достаточно давно, но один из экспертов, посвятивший изучению истории «Титаника» более 20 лет, Рэй Бостон, выдвинул новые доказательства этой теории. По его словам, пожар в шестом трюме судна возник еще 2 апреля, и потушить его так и не удалось. Владелец судна Джон Пирпонт Морган решил, что «Титаник» быстро доберется до Нью-Йорка, высадит пассажиров, а затем огонь будет потушен. Корабль вышел в море с пожаром на борту, и во время плавания произошел взрыв. Высокую скорость «Титаника» в ночное время, когда опасность столкновения со льдами была особенно высока, можно объяснить опасениями капитана Эдварда Джона Смита, что его судно взлетит на воздух еще до прибытия в Нью-Йорк. Несмотря на многочисленные предупреждения других кораблей о льдах, Смит не снизил скорость, в результате чего «Титаник» столкнулся с айсбергом.

2. Теория заговора: это вовсе не «Титаник» ! Эта версия была выдвинута специалистами по изучению причин гибели судна Робином Гардинером и Дэном Ван Дер Ваттом, опубликованной в книге “Загадка Титаника”. Согласно этой теории, затонувшим судном является вовсе не «Титаник», а его брат-близнец “Олимпик”. Эти суда на вид практически ничем не отличались друг от друга. 20 сентября 1911 года “Олимпик” столкнулся с крейсером Британского флота “Хоук”, в результате чего оба корабля были серьезно повреждены. Собственники «Олимпика» понесли большие убытки, так как тех повреждений, которые были нанесены «Олимпику», оказалось недостаточно для страховой выплаты. Теория основывается на предположении о возможном мошенничестве с целью получения владельцами «Титаника» страховых выплат. Согласно этой версии, владельцы «Титаника» намерено направили «Олимпик» в район возможного появления льдов и при этом убедили капитана не снижать скорость, чтобы корабль получил серьезные повреждения при столкновении с ледяной глыбой. Эту версию поначалу подкрепляло то, что со дна Атлантического океана, где лежит «Титаник», было поднято достаточно большое количество предметов, но не было найдено ничего, что несло бы на себе название “Титаник”. Эта теория была опровергнута после того, как на поверхность подняли детали, на которых был выбит бортовой (строительный) номер «Титаника» - 401. У«Олимпика» же бортовой номер был 400. Кроме того, отчеканенный бортовой номер «Титаника» был обнаружен и на гребном винте затонувшего судна. И даже несмотря на это, у теории заговора все еще остается ряд последователей.

3. «Титаник» был торпедирован немецкой подводной лодкой. Существует версия, что «Титаник» затонул вовсе не от тех повреждений, что нанес ему айсберг, а от торпеды, выпущенной немецкой подводной лодкой, причем с целью получения все той же страховой выплаты. А командиром подводной лодки, который согласился быть участником аферы, был родственник одного из владельцев «Титаника». Но у данной теории не существует крепких аргументов в ее пользу. Если бы торпеда как-то повредила корпус «Титаника», это не осталось бы незамеченным как пассажирами, так и членами экипажа.

4. Мистическая версия: проклятие фараонов. Доподлинно известно, что один из историков, лорд Кэнтервиль перевозил на «Титанике» в деревянном ящике прекрасно сохранившуюся египетскую мумию жрицы - прорицательницы. Поскольку мумия имела достаточно высокую историческую и культурную ценность, она была помещена не в трюм, а размещена непосредственно возле капитанского мостика. Суть теории заключается в том, что мумия оказала влияние на рассудок капитана Смита, который, несмотря на многочисленные предупреждения о льдах в том районе, где плыл «Титаник», не сбросил скорость и тем самым обрек судно на верную гибель. В пользу этой версии говорят известные случаи загадочной гибели людей, побеспокоивших покой древних захоронений, в особенности - мумифицированных египетских правителей. Причем смерти были связаны именно с помутнением рассудка, в результате которого люди совершали неадекватные действия, часто имели место случаи суицида. Фараоны приложили руку к гибели «Титаника»?

5. Ошибка рулевого. Одна из последних версий гибели Титаника заслуживает особого внимания. Она появилась после того, как был опубликован роман внучки второго помощника капитана «Титаника» Ч.Лайтоллера леди Паттен “На вес золота”. Согласно версии, выдвинутой Паттен в своей книге , у судна было достаточно времени, чтобы уклониться от препятствия, но рулевой Роберт Хитченс запаниковал и повернул штурвал не в ту сторону. Катастрофическая ошибка привела к тому, что айсберг нанес судну повреждения, ставшие для него смертельными. Правда о том, что на самом деле произошло в ту роковую ночь, держалась в секрете в семье Лайтоллера - самого старшего из выживших офицеров «Титаника» и единственного из выживших, кто точно знал, что стало причиной гибели судна. Лайтоллер скрыл эту информацию из опасений того, что компания «Уайт Стар Лайн», которой принадлежало судно, обанкротится, и его коллеги потеряют работу. Единственным человеком, кому Лайтоллер рассказал правду, была его жена Сильвия, которая и передала слова мужа своей внучке. Кроме того, по утверждению Паттен, столь большой и надежный лайнер, как «Титаник», затонул так быстро потому, что после столкновения с ледяной глыбой он не был сразу остановлен, и скорость поступления воды в трюмы возросла в сотни раз. Лайнер не был сразу остановлен, потому что управляющий компании “Уайт Стар Лайн” Брюс Исмей убедил капитана продолжать плавание. Он опасался того, что инцидент может нанести немалый материальный урон возглавляемой им компании.

6. Погоня за «Голубой лентой Атлантики». Существовало и до сих пор существует немало сторонников этой теории, в особенности среди писателей, так как она появилась именно в писательских кругах. “Голубая лента Атлантики” - престижный приз в судоходстве , присуждаемый океанским лайнерам за рекордную скорость пересечения Северной Атлантики. Во времена «Титаника» этим призом обладало судно “Мавритания” компании “Кунард”, которая, кстати, являлась и учредителем этой премии, а также главным конкурентом компании “Уайт Стар Лайн”. В защиту этой теории выдвигается мнение, что президент компании, которой принадлежал «Титаник», Исмей подбивал капитана «Титаника» Смита прибыть в Нью-Йорк на день раньше положенного срока и получить почетный приз. Этим якобы и объясняется высокая скорость судна в опасном районе Атлантики. Но эта теория легко может быть опровергнута, потому что «Титаник» просто физически не смог бы развить ту скорость в 26 узлов, на которой “Мавритания” компании “Кунард” поставила рекорд, продержавшийся, кстати, еще более 10 лет после катастрофы в Атлантике.