Плохого не придумает. Почему "Том Сойер Фест" - вредная затея? Фестиваль восстановления исторической среды том сойер фест

11 июня в Казани стартует фестиваль во восстановлению исторической среды «Том Сойер Фест». За два месяца силами волонтеров отремонтируют три дома. О деталях проекта нам рассказала координатор фестиваля Мария Шаронова. Присоединиться к команде волонтеров можно, заполнив анкету на странице мероприятия в социальной сети.

Как самарский проект «Том Сойер Фест» оказался в Казани?

22 и 23 апреля в Казани проходил IV съезд градозащитных организаций России, посвящённые 50-летию учреждения ВООПИиК. На него приехал Андрей Кочетков, главный редактор самарского издания «Другой Город» и идеолог городского фестиваля восстановления исторической среды «Том Сойер Фест». Он выступил на съезде, как рок-звезда, взорвал зал. Идеей загорелись ребята из Общества охраны памятников, Олеся Балтусова и все, кто там был. Балтусова взяла на себя все самые важные организационные функции - занималась выбором домов, переговорами с инвесторами, жителями, согласованиями. Я тоже была на съезде. Я подключилась к работе после того, как стало понятно, что в Казани это сделать возможно. Мы знакомы с Андреем почти пять лет, раньше работали по привозам музыкантов и организации автобусных туров, поэтому можно сказать, что это продолжение сотрудничества. С Андреем очень приятно сотрудничать и мне захотелось продолжать делать что-то полезное вместе.

Поддерживаете ли вы контакты с самарскими организаторами?

Когда после съезда стало ясно, что фестивалю быть и у нас в Казани все складывается, Андрей провел очень большую консультацию: что нужно, что не нужно, какие ошибки могут быть и на что обратить внимание особенно. Мы всегда на связи и созваниваемся по разным техническим и организационным вопросам. Когда мы запустимся, планируется обмен волонтерами и опытом - казанцы поедут в Самару, а самарцы - в Казань. Наши фестивали начинаются почти в одно время. В Казани старт «Том Сойера» 11 июня, а в Самаре 9 июня.


В чем заключается суть проекта?

«Том Сойер» - это фестиваль по реновации исторической среды. Поэтому мы берем на разработку средовые объекты, которые не являются памятниками истории, потому что любой ремонт памятника сопряжен с большими законодательными ограничениями. В Казани в этом году мы взяли три дома: №№ 78, 80 по улице Волкова и № 16 по улице Ульянова-Ленина. У этих домов есть собственники, то есть нам не грозит снос или перестройка этих домов. Важно отметить, что все, что мы делаем, не является реставрацией (но мы, конечно же, советуемся с профессионалами), а как и заявлено, воссозданием среды. Подобный опыт был в Томске, так что можно сказать, что проект оригинальный и новаторский. Мне кажется, это важное дело, в Казани много домов в подвешенном состоянии. Они ветшают, но хотелось бы сохранить их, показать, что деревянные дома - это, то самобытное, живое и настоящее, чем можно гордиться, показывать туристам, друзьям и детям.

Организаторами фестиваля в Казани является общество охраны памятников ТРО ВООПИиК и журнал «Казань». Фестиваль длительный, потому что речь идет о реальной работе. Но в рамках него мы планируем делать экскурсии, мастер-классы, небольшие события вроде лекций, концертов, каких-то партнерских мероприятий. В этом плане мы открыты для сотрудничества. 11 июня, в день открытия фестиваля, проведем презентацию книги Владимира Курашова «Старая Казань», ожидаем приезда Андрея Кочеткова из Самары.

Речь идет о старых домах, поэтому важно узнать, кто делает чертежи, определяет цветовую гамму, технологии и прочее?

Чертежи и визуализацию готовят профессиональные архитекторы-реставраторы Фарида Забирова, Анастасия Анцигина. Они безвозмездно разработали концепцию восстановления домов, создали визуализацию и 3D-модели. Это делалось на основе старинных чертежей, которые нам предоставили собственники. И мы получили согласование на проведение работ Исполнительном комитете Казани. Нам также помогают Ирина Карпова, старший преподаватель кафедры реставрации и реконструкции архитектурного наследия КГАСУ, и Андрей Винокуров, реставратор произведений из дерева высшей категории, председателя Татарстанского регионального отделения Союза реставраторов России.

На всех домах силами волонтеров мы будем счищать старую краску, грунтовать, красить. С помощью профессионалов будем снимать наличники, реконструировать их и резьбу на домах. Также будут установлены водостоки, а в доме на Волкова, 78 планируем полностью реконструировать веранду. Сейчас она почти вся прогнила. Но это, конечно, будут делать профессионалы. Рядом с домом по Волкова, 80 еще планируем благоустроить территорию.

Что ожидает волонтера на месте?

На площадке каждый день будет присутствовать строитель. Конечно же, у нас будет инструктаж и полное соблюдение техники безопасности. Каски, маски, страховка, вот это все. И каждой работе научим, расскажем и покажем. Применение найдем каждому человеку, не нужно бояться к нам приходить.

На какие средства приобретаются материалы и инструменты?

Это спонсорские средства. Наши спонсоры строительная компания «Парнёръ и К», столярное производство «Стройдвор», основными материалами нас снабжает компания Tikkurila. Они же помогали и на самарском «Том Сойер Фесте».

Просчитываете ли вы разные сценарии развития событий? А если будет мало волонтеров или, наоборот, много?

Да, мы думали об этом. Если будет много людей, то будем распределять их по работам и объектам. Если мало, то будем работать с теми, кто придет, даже если это будет один или два человека. Но я думаю, что в Казани проблем с волонтерами быть не должно. Тема охраны памятников истории здесь всегда стоит на повестке дня и люди более или менее подключены к этому.

Фестиваль должен продлиться два месяца. Это фиксированное время или возможны варианты (по готовности домов, например)?

Два месяца - это предварительное время, конечно же. Мы планируем запускаться в два подхода - сначала сделать дом на Ульянова-Ленина, потом перейти на Волкова. Если выявятся какие-то неожиданные факторы (все же речь идет о вековых домах), то будем работать дольше или привлекать дополнительные силы, в зависимости от характера форс-мажора. Но вообще их быть не должно, мы не раз осматривали дома с разными специалистами и снаружи, и изнутри, и в целом понятно, что нас ожидает.

Самарский опыт

«Том Сойер Фест» впервые проходил в Самаре в прошлом году с 22 июня по 21 сентября 2015 года. Тогда активисты во главе с Андреем Кочетковым отремонтировали три дома (два деревянных, один каменный). Ремонт трех домов, расположенных рядом на улице Льва Толстого, обошелся в сумму чуть более 1 000 000 рублей. За весь период фестиваля в работах приняли участие 125 волонтеров.

Режиссер Демиан Моргачев

Алмаз Загрутдинов

Как все началось?

Я убежденный пешеход и очень люблю гулять пешком. Однажды в детстве папа провел меня по историческому центру города. Мы смотрели на наличники, резьбу старых домиков, на фасады. Я полюбил эту среду, потому что она гуманная: это пространство, которое соразмерно человеку, оно не давит. Очень хорошее место для пешеходов - часто меняются фасады, узоры, украшения на домах - это создает ритм прогулки по городской улице. Чего не скажешь о квартальной панельной современной застройке. Историческая среда - это уникальный маркер локальной идентичности (наряду с Волгой, например), с которой у Самары большие п роблемы. Если мы лишимся этой идентичности, город еще больше потеряет свою ценность для потенциальных жителей.

Важно, что у нас есть небо в центре города. Мы живем в городе с очень красивым небом, с прекрасными закатами, порой с невероятными картинами из облаков, у нас достаточно много солнечных дней. Небо для нас - это очень важно. Когда начинает все застраиваться высотками, небо мы теряем. Я не противник нового строительства в старом центре. Скорее, сторонник деликатного отношения к исторической среде. Одна воткнутая высотка высасывает жизнь из целого квартала. Историческая среда начинает загибаться, потому что жители сразу теряют ряд преимуществ, которыми обладали. Начиная с инсоляции (на дома падает тень от многоэтажного здания) и заканчивая шумными парковками. Обособленная жизнь двориков на этом завершается.

А что такое, по-вашему, историческая среда?

Нужно отличать памятники и объекты культурного наследия от исторической среды как таковой. Вокруг памятников еще что-то происходит, они находятся под охраной, частично реставрируются. Но нужно понимать, что если около памятника с охранной зоной построить, например, новый спальный квартал, памятник потеряет 99% своей ценности. Это как драгоценный антиквариат поставить на пластиковую полку. Мы пытаемся сохранить ощущение старинного города, которое у нас здесь есть. В других городах своя специфика. В Казани, например, историческая среда почти полностью уничтожена. Они цепляются за оставшиеся островки, которые для них сверхценны. В Самаре другая проблема: остались огромные объемы, но ни у кого нет реализуемых идей, что с ними делать. Для власти это в первую очередь ветхое и аварийное жилье, от которого нужно избавиться, потому что это их головная боль. Уровень эстетического развития, увы, у чиновников низкий. Когда заводится разговор о сохранении зон исторического центра, начинается обычная для них история: все показывают друг на друга пальцем. Облправительство посылает в мэрию, мэрия - в районные администрации. Депутаты говорят: а что мы можем сделать? Понятно, что этот процесс может бесконечно идти, пока центр будет гореть, сноситься и уничтожаться. Для крупных девелоперов это пустая земля. Они смотрят на нее как на нефтяную скважину, где живут какие-то туземцы, которых можно быстро согнать. К счастью, сейчас появляется общественная инициатива, небольшой бизнес, который в этой среде хочет жить и развиваться.

Авантюра

Как возник «Том Сойер фест»?

Название придумал Андрей Чернов - ученый, математик, урбанист. Мы давно вынашивали планы заняться восстановлением домов, много проводили консультаций, звонили в разные города, пытались понять, как все это можно сделать… И как-то в ноябре, самом ужасном самарском месяце, мы собрались и решили: надо что-то делать. Андрей сказал: «Давайте хотя бы заборы красить! Устроим Том Сойер фест!» И у меня эти две вещи сразу между собой срослись. Название придало правильный п осыл, настроение всему проекту: это немножко игра, авантюра. Потом начали выплывать любопытные параллели. Том Сойер, как известно, жил в городе Санкт-Петер бурге. Действие происходило на Миссисипи, у нас Волга. Оказалось, что когда жил Марк Твен, по Волге ходил корабль с названием «Миссисипи».

То есть все началось с покраски?

Да! Мы хотели показать, как могут выглядеть эти дома, если за ними хоть немного ухаживать. Но первоначальная идея постепенно изменилась. Мы подумали: а зачем дома красить, если они через три года облезут? М ожет быть, лучше сделать так, чтобы результат продержался десять лет? И раз уж взялись за это, то, может, и частично реставрировать?

По какому принципу вы выбираете дома?

Первым был дом № 34 на улице Льва Толстого, который мы выбрали из-за роскошной резьбы. Он очень печально выглядел, но когда начали разбираться, поняли, что в порядок все привести довольно легко. Соседний 36-й дом казался ужасным, но когда срубили штукатурку советского времени, обнажилась итальянского вида красная кирпичная кладка. В плане преображения этот дом стал нашим любимцем.

Есть ли аналоги у вашего проекта?

В Томске действовали программы по сохранению деревянного зодчества на уровнях городской и областной администраций. Это один из немногих городов в стране, где был накоплен какой-то серьезный опыт: речь идет уже о сотнях объектов. Они понимали, что и как нужно делать, сколько это будет стоить, если не воровать. Мы с ними консультировались на начальных этапах. А сейчас пошла «обраточка»: в этом году они запускают в Томске «Том Сойер фест», хотят попробовать восстанавливать историческую среду волонтерскими силами. Есть еще, например, волонтерское движение по сохранению церквей Русского Севера. Но я о нем узнал уже после старта нашего феста, в прошлом году.

Вернуть право на город

Как бы вы охарактеризовали ваших волонтеров?

Это горожане в полном смысле этого слова. Люди, которые готовы отстаивать свои ценности в городской среде и вкладываться в развитие места своего обитания. А люди, у которых город заканчивается на входной двери в свою квартиру, - это жители. К счастью, сейчас больше людей понимает ценность исторической среды.

Легко ли было привлечь таких участников в проект?

Нам было легко, потому что у «Другого города» уже была своя аудитория. Все, кто интересовался сохранением среды, так или иначе были вовлечены в нашу повестку. Есть ядро - около двадцати человек. В основном это люди, которые два лета подряд в ежедневном режиме работали на объектах. Но мы считаем, что даже если человек пришел на 15 минут и что-то сделал, это очень важно. Он преодолел барьер, вернул себе право на город. Человек, который что-то починил или дал 200 рублей, уже причастен к происходящему.

Какова ваша роль в «Том Сойер фесте»?

У нас горизонтальная структура. И деятельность основана на настоящем, а не фиктивном волонтерстве. Она не подразумевает жесткого диктата. Это проект в той же мере мой, как и каждого волонтера, что в нем участвует. Только функции у нас чуть-чуть разные. Мои главные задачи - вводить некоторые правила, периодически задумываться: а все ли мы правильно делаем. Если нет, то остановиться и посмотреть на все это с другой стороны.

А что вы называете фиктивным волонтерством?

Когда какой-нибудь условный мэр сгоняет бюджетников поработать. Галочку поставили - и хорошо. Была такая история: горадминистрация «присела» на каких-то предпринимателей и обязала их покрасить один дом на Полевой улице. Они покрасили. И все говорили нам: вот вы по месяцу один дом делаете, а они за три дня управились. Но через полтора месяца тот дом облез.

Не ждут чуда

С какими проблемами сталкиваетесь в ходе работы?

Поначалу нам казалось, что мы сейчас придем, сделаем красиво, и все будут счастливы. Но жилье в Самаре коммунальное. Очень неоднородно поделено на куски, там живут разные люди с разными интересами. В этом году у нас будет очень «левацкий» фестиваль в смысле ухода от архитектуры, смещения градуса интереса в сторону жителей. Мы прошли с волонтерами пешком несколько кварталов и искали участки, благоустроенные жителями.

Нашли?

Их на самом деле огромное количество, но они теряются в общей массе: где-то что-то покрашено, убрано, сколочено. Мы дома выбирали по принципу активных жильцов, которые уже вкладываются и готовы нас принять с распростертыми объятиями. А не чтобы мы ходили и увещевали: ребята, посмотрите как красиво.

То есть были конфликты с жителями этих домов?

Безвыходных конфликтов не было. Но казусы случались. Например, однажды ремонтировали дом. Там в коммунальной квартире живут брат и сестра. Они поссорились и десять лет друг с другом не разговаривают. В доме была лестница, которая не использовалась из-за сломанной двери. На самом деле это был еще один очень удобный вход в дом. Мы начали ремонтировать, мужчина где-то нашел дверь, а его сестра начала делать все поперек. Все, что ему хорошо, ей плохо. Мы долго этот конфликт пытались урегулировать, потеряли кучу времени, которое могли бы потратить на работу. Это не уникальная ситуация: в питерских коммуналках то же самое происходило. Другое дело, что в Петербурге есть ощущение ценности исторической среды в центре, поэтому туда приходит бизнес, коммуналки выкупаются. У нас тоже есть случаи, когда люди выкупали комнаты в коммуналках. Такие дома находятся в прекрасном состоянии, когда у них появляется собственник. Когда у людей сохраняется ощущение собственности, владения своим домом, они за ним больше ухаживают, заботятся о территории.

Как вас встречали жильцы, когда вы первый раз пришли на объект?

Сначала люди не могли понять, кто мы такие и зачем нам это нужно, принимали за городские службы. Прошлым летом произошел комичный случай: на фестиваль приехали французы, захотели поработать. Мы только пришли на место, переоделись. Тут во двор забегает взъерошенная тетка в халате и начинает орать: «Мне ваш Меркушкин (губернатор Самарской области. - «РР») обещал четыре года назад все отремонтировать, почему вы здесь?!» Французы в шоке. Женщине очень долго пришлось объяснять, что мы не имеем отношения к тому, что им обещали. Этим людям постоянно что-то обещают и не выполняют. Тянется это десятилетиями, и кредит доверия к кому бы то ни было у них очень низкий. С другой стороны, по 40 лет их увещевают что все будет снесено, и они сильно этим деморализованы.

«В этом году у нас будет очень “левацкий” фестиваль в смысле ухода от архитектуры, смещения градуса интереса в сторону жителей. Мы дома выбирали по принципу активных жильцов, которые уже вкладываются и готовы нас принять с распростертыми объятиями»

Однако есть пример горожанина Славы Вершинина, который продал квартиру, купил дом на Молодогвардейской, начал его ремонтировать. Это вызвало интерес у всего квартала. К нему приходили со словами: «Ты что, дурак, нас же снесут!» Люди там по сорок лет живут, жизнь уже прошла, а они все ждут сноса. После Славы там начался движ: соседи тоже стали делать ремонт. Ну сколько на самом деле можно сидеть и ждать чуда?

Место тусовки

Что самое сложное в вашем проекте?

Самое трудное - чтобы место жило после того, как мы оттуда уйдем. Чтобы там что-то изменилось, кроме фасадов. Я очень надеялся, когда мы начинали работы на улице Льва Толстого, что туда придет новый ритейл - более качественный. Потому что на этом отрезке кроме разливаек и сосисок в тесте ничего другого никогда больше не продавалось за всю историю города. Месяц назад там открылись два кафе. Конечно, это нельзя назвать целиком нашей заслугой. Но отчасти благодаря нам там появился дополнительный пешеходный трафик, мы привлекли внимание к этому месту. Теперь к этим домам водят экскурсии, хотя раньше они даже не считались достопримечательностью. На Галактионовской улице у дизайнера Веры Закржевской пошел бизнес. Туда тоже водят экскурсии, она проводит у себя дома святочные гадания. Если жители видят свою личную выгоду в происходящем, они и дальше будут заботиться о своих домах.

ботиться о своих домах.Важно эту среду еще и внутри менять. У нас было много провалов, когда мы пытались запустить проекты, связанные с заинтересованностью жителей. Многие все еще являются как раз этими самыми «жителями», а не горожанами. Им ничего не интересно - они сидят, смотрят телик и пьют пиво. Два с половиной года - всего ничего для такой работы. Но мы многому научились.

Как изменился фестиваль за два года?

Я был на форуме Живых городов, где мнепосчастливилось задать вопросы Эмиру Кустурице. Он построил деревню Дрвенград, где воссоздано сербское деревянное зодчество. Кустурица сказал, что главное - насыщать историческое пространство культурой. Я понял, что нам этого не хватало, а самарские дворики - это самая благодатная среда. Мы начали проводить концерты, лекции, мастер-классы, кинопоказы «не отходя от кассы». И фестиваль стал выглядеть подругому. Выставки появились и арт-объекты: самарский художник Андрей Сяйлев совместно с волонтерами создал на стене одного из домов панно «Тетрис» - портрет Самары 2016 года, состоящий более чем из 800 фрагментов, напечатанных на плитке фотографий домов города. Или возьмем пример той же Веры Закржевской. Мы когда пришли во двор рядом с ее домом, там стоял выброшенный диван, недалеко магазин «Горилка». Естественно, диван стал местом встречи местных алкашей. Через два с половиной месяца там начались кинопоказы (диван мы выбросили, сколотили скамьи), и история изменилась. Алкаши перестали приходить, им стало некомфортно: какие-то постоянные акции, люди, экскурсии.

Когда вы планируете начать фестиваль в этом году?

В этом году начнем раньше, потому что в прошлом попали впросак с погодой, из-за чего сильно затянулась концовка. Начнем сразу после майских и постараемся к 1 сентября закончить. Другим городам мы тоже всегда советуем ориентироваться на климатические условия. Если лето северное - дождливое и короткое, то лучше не браться сразу за большое количество объектов. Ведь задача - не замучить волонтеров, а обеспечить условия: чтобы работали в хорошую погоду, получали удовольствие от общения, знакомств, вообще от происходящего. Проявлять под дождем чудеса героизма - это прекрасно, но с волонтерами в такой ситуации работать нельзя.

В чем секрет успеха фестиваля?

Это место тусовки. Мы специально не привлекаем никакие уже созданные волонтерские организации, не дай бог, чтобы кого-то пригоняли насильно. Когда люди понимают, зачем туда идут, они неминуемо начинают знакомиться друг с другом, они друг другу интересны… Создается тусовка. Это весело. У нас огромное количество людей в городе, которые не знакомы. Я лет десять назад самонадеянно думал, что знаю всех людей в Самаре, которых стоит знать. Ничего подобного! В этом вся соль: человек одновременно и тусит, и отдыхает, и понимает, что не зря проводит время. А в сентябре он будет ходить мимо этих домов и чувствовать себя хорошо.

«Город по мне»

Какие города планируют провести «Том Сойер фест» в этом году?

Думаю, что будет больше десяти городов. Томск, Димитровград, Вологда уже готовятся. Калуга сообщила, что начинает подготовку. Иркутск и Красноярск - создается впечатление, что там будет все хорошо. Запуск планируется и в небольших городах - в Чувашии, Кировской области. Ну и в Саратове, с которым вечно путают Самару.

Чего, по-вашему, не хватает Самаре?

Очень серьезная проблема - стагнация, отсутствие развития. На моих глазах за последние лет десять Самара архаизировалась. Многие города развивались, а Самара потихоньку «схлопывалась». У нас сейчас достаточно проблематично вести диалог с властью: она живет в каком-то своем мире. Из-за этого уходит бизнес. Низкий потолок роста для специалистов, поэтому люди отсюда уезжают. Город очень отстает от других миллионников. Мы теряем высококлассных специалистов, художников в своем деле, которые нужны городу как легкие. Например, в Самаре сильная архитектурная школа. Только здесь мастерам заняться нечем. Коробки, которые тут строят, - в них архитектуры нет.

Так все плохо?

Я не фаталист, думаю, все может измениться. В конце концов, мы здесь живем, любим этот город, сделали свой выбор, хотя было много возможностей уехать. Самара для меня - крайне комфортная среда. Это город по мне. Так что надо что-то делать, чтобы здесь было интереснее жить! Думаю, что Самара заслуживает ста таких проектов, как «Том Сойер фест».

«ТОМ СОЙЕР ФЕСТ»: ЧТО СДЕЛАНО

За два года работы фестиваля в Самаре волонтеры восстановили семь домов. Один из них, знаменитый самарский «Дом с жар-птицей», является объектом культурного наследия. Участники фестиваля отремонтировали и покрасили фасады, восстановили резной декор наличников, заменили кровли. После «Том Сойер феста» в городе возникли новые экскурсионные маршруты и интересные артобъект ы: трансформаторная будка у дома № 38 на улице Льва Толстого «превратилась» в аквариум, населенный волжской рыбой, а на кирпичной стене дома № 91 по улице Галактионовской появилось панно «Тетрис».

Проект получил признание ЮНЕСКО и выиграл грант президента России. В 2016 году фестиваль прошел в Казани и Бузулуке, и в этом году продолжит свое шествие по стране.

Том Сойер зовет калужан покрасить старый дом

Тема сохранения исторической городской застройки в таких старых городах, как Калуга, не теряет актуальности никогда.

Старинные особняки, огромные храмы и даже целые улицы в центре города нуждаются в реконструкции. Краеведы бьют тревогу, в бюджетах не находится средств, а старая Калуга продолжает разрушаться.

На этом уже привычном фоне идея взяться за сохранение исторической городской застройки силами общественности выглядит свежо. Предложили ее активисты пришедшего к нам из Самары «Том Сойер Феста». Фестиваль стал инициативой СРОО «За информационное общество» в 2015 году. За первые два года существования в трёх городах России силами волонтёров на средства спонсоров и пожертвования горожан было восстановлено 11 зданий, а также на исторических территориях были созданы элементы благоустройства и арт-объекты. В 2016 году организаторы получили несколько запросов из других регионов с просьбой помочь запустить инициативу у них. Так было принято решение провести в марте 2017 года в Самаре конференцию для всех желающих, на которой собралось более 70 активистов из разных городов. Эксперты объяснили, как с минимальными трудозатратами запустить «Том Сойер Фест» в новых населённых пунктах, а также чем фестиваль полезен новым для него территориям.

В Калуге за организацию волонтеров взялись в туристско-информационном центре «Калужский край». А начать они собираются с дома, о котором, кажется, все забыли.

Маленький зеленый домик

Эта ветхая одноэтажка известна как «Дом архитектора Яковлева», что не совсем соответствует действительности. Александр Артемьевич был «гражданским инженером» - в начале прошлого века так называли на инженеров-проектировщиков в строительстве, которые при этом не являются военными. Его вклад в нынешний архитектурный облик Калуги не то чтобы велик, но заметен. Он производил расчеты и руководил строительством таких важных для нашего города зданий, как синагога и Пушкинское училище (сейчас это школа № 6). Но архитектором этих зданий он не был.
Его личный особняк на улице Никольской (с 1912 года - Луначарского),похоже, единственная архитектурная работа Яковлева. И работа, нужно признать, отличная. Правда, сейчас понять это почти невозможно: дом захирел до такой степени, что только специалисты могут угадать в нем представителя редкого архитектурного стиля.

Есть два варианта – сетовать, что старая Калуга безвозвратно исчезает под напором беспощадного времени и застройщиков, а власти находят какие-то отговорки, чтобы сохранить культурное наследие. Второй вариант – заняться сохранением старины самостоятельно.

Идея фестиваля сохранения исторической среды «Том Сойер Фест» проста: силами волонтёров восстановить деревянные дома, не имеющие статуса объекта культурного наследия, но имеющие ценность для архитектурного облика и истории города. Полной реконструкции фестиваль не предполагает, работы, скорее, косметические: покрасить стены, заменить ветхие декоративные элементы, выпрямить то, что совсем искривилось. Облагородить внешний вид и привлечь внимание общественности. Все, как в известном эпизоде, где красил забор Том Сойер из бессмертного романа Марка Твена.

"...Том снова принялся белить и ответил небрежно:
– Что ж, может, работа, а может, и не работа. Я знаю только одно – Тому Сойеру она по душе.

– Да брось ты, уж будто бы тебе так нравится белить!

– Нравится? А почему же нет? Небось не каждый день нашему брату достается белить забор!"

Конечно, такой дом, если привести его в порядок, может стать интересным туристическим объектом, - рассказывает Даниил Кузнецов, координатор «Том Сойер Феста» в Калуге и директор ТИЦ «Калужский край». – Но для нас этот проект не туристический и даже не архитектурный. Мы хотим предложить калужанам новую форму участия в жизни города. Показать, что, для того чтобы сделать что-нибудь полезное для своего родного города, не нужно ждать официального субботника или указания сверху. Многое можно сделать самостоятельно. Самарцы за пару лет отремонтировали около 10 домов. «Том Сойер Фест» с успехом идет в Казани и Бузлуке. В этом году к этому списку прибавятся другие города, в том числе Калуга. Уверен, что у нас получится не хуже.

Нельзя просто так взять и отремонтировать старый дом

Памятники архитектуры охраняются государством. В большинстве случаев это означает, что в этих зданиях ничего нельзя менять и даже ремонтировать. Любые строительные или ремонтные работы в таких памятниках должны проводиться с разрешения компетентных органов и людьми с особыми допусками и квалификацией.

Дом архитектора Яковлева тем и удобен «Том Сойер Фесту», что из реестра архитектурных памятников выведен. В начале 2000-х этот участок Луначарского собирались застраивать, и занимающий место особняк был признан экспертами слишком ветхим, чтобы пытаться его сохранить. С застройкой что-то не заладилось, а исключенный из-за ветхости особняк простоял больше 10 лет.

Тем не менее, прежде чем приступать даже к косметическому ремонту такого дома, нужен совет профессионалов. И таковой нашелся. Собственно, он и предложил организаторам взяться за дом на Луначарского, 3.

«Том Сойер фест» - фестиваль восстановления исторической среды силами волонтеров на деньги спонсоров. Организаторы начинали с трех домов на улице Льва Толстого в Самаре, а сегодня здания с историей отреставрируют в 25 (!) городах России - 16 мая открывается уже четвертый по счету сезон. «Большая Деревня» встретилась с идеологом проекта Андреем Кочетковым и узнала, кто уничтожает Старую Самару и смогут ли ее спасти активисты, как изменится фестиваль в этом году и почему это история про людей, а не про архитектуру.

Почему появился «Том Сойер фест»

«Том Сойер фест» возник в 2015 году, когда Самара еще только начинала готовиться к Чемпионату мира по футболу FIFA-2018. Город спешно обновляли, но изменения касались в большей степени дорог и крупных «туристических» объектов: именно тогда стартовала реконструкция Московского шоссе, на площади Славы нагромоздили «стену плача», а тротуары принялись массово закатывать в плитку. При этом центр Самары и его каменно-деревянная архитектура оставались незамеченными - городские власти словно игнорировали историческую застройку. Если же с ней взаимодействовали, то довольно небрежно: фасады домов, например, заливали из краскопульта, нанося краску поверх векового слоя грибка и грязи. Старый центр требовал более бережного отношения - и дело не только в приближающемся Чемпионате.

Отреставрированный дом по адресу Льва Толстого, 36

Андрей Кочетков

Организтор «Том Сойер фест»

В городе есть территории, которые уже не спасти - не столько от времени, сколько от застройщиков. В центральной части сильнее всего пострадал район Полевой. Он расселен и застроен, здесь соседствуют новостройки и заброшки, большая часть земли расторгована - в общем, образовалась совершенно непонятная среда. Но и говорить: «Ладно, тут вы все окончательно испортили, так что стройте дальше», - тоже неправильно, потому что при таком отношении граница исторического центра и дальше будет сдвигаться. С противоположной стороны старый город подъедает застройка у Речпорта, и с другого берега Волги отлично видно, как он становится все меньше. Но есть и нетронутые места: сейчас очень милым становится район за площадью Революции. Там сохранилась аутентичность, которую еще не разрушили ковровым благоустройством, и туда переезжает много интересных людей - потому что для центра цены там не самые высокие. У этого района большой потенциал в плане развития за счет того, что там набирается критическая масса новых людей, новая формация.

Есть три пути спасения исторической застройки. Во-первых, законодательный. Для центра нужно принять нормальную концепцию исторического поселения, с границами и четко прописанными нормативами, которые не будут коррупционно емкими. Второй метод спасения - это активизм. Всем почему-то кажется, что на общественный резонанс власти не реагируют, но нет, они дофига реагируют на него: если в поддержку чего-либо не происходит движа, на это никто не обратит внимания. Третий момент - реальное, а не декларативное желание высших уровней власти что-то сохранять. В разных регионах мы видим, как со сменой губернаторов и мэров риторика и действия по отношению к исторической среде меняются. Не сильно, но все же перемены есть, и это очень важный фактор.

Как фестиваль стал всероссийским

Идеологом проекта стал историк, урбанист и экс-главред интернет-журнала «Другой город» Андрей Кочетков. Сама идея не возникла внезапно: по словам Андрея, большую роль в этом сыграли блоги Николая Кирсанова из Томска и Юлии Тереховой. Они занимались восстановлением заброшенных и разрушенных деревянных домов и фиксировали свои достижения в ЖЖ. Благодаря этим примерам организаторам феста стало понятно, что работа с восстановлением - вещь возможная.

За полгода до запуска фестиваль успел выиграть городской конкурс идей, заручиться поддержкой администрации и запартнериться с Самарской гильдией строителей, компанией «Берег» и ООО «СПМУ-Пенетрон». Тогда же его заметила компания Tikkurila, которая сама предложила краску. Для старта выбрали три дома на Льва Толстого - № 34, 36 и 38. Они расположены прямо напротив филармонии, на центральной улице старого города - организаторы рассчитывали сделать их своеобразной витриной для узнаваемости феста. Профессиональные архитекторы-реставраторы Иван Стафеев, Андрей Савинов и Яна Котельникова безвозмездно разработали концепцию их восстановления, создали визуализацию и 3D-модели и согласовали их с жильцами, которые после переговоров одобрили начинания активистов. Старт первого сезона «ТСФ» состоялся 22 июня 2015 года.

Отреставрированный дом в рамках «Том Сойер фест» Казань. Адрес: Волкова, 42

Отреставрированный дом в рамках «Том Сойер фест» Хвалынск. Адрес: Республики, 152

В 2016 году волонтеры взяли в работу уже четыре дома. Идея восстановления исторического центра оказалась заразительной, и принять участие в фестивале, помимо Самары, захотели Казань и Бузулук. К 2017 году фестиваль разросся настолько, что прошел в 11 городах России: Самаре, Казани, Бузулуке, Калуге, Саратове, Хвалынске, Димитровграде, Томске, Боровске, Костроме и Оренбурге. За этот год волонтеры восстановили в общей сложности 29 зданий и создали 6 арт-объектов. В этом году организаторы открывают четвертый сезон фестиваля - уже на 25 городов.

Андрей Кочетков

Когда мы только начинали заниматься «Том Сойер фестом», нас пугали проблемы в основном материальные: например, у дома на Льва Толстого был ужасный пристрой, с которым мы совершенно не понимали как справиться. Затем мы поняли, что основная проблема в собственниках, которые не заботятся о своих домах вообще никак. Кому-то лень забить два гвоздя, потому что это коммуналка. Кто-то просто утратил навыки содержания жилья в правильном состоянии. Сейчас жители этих домов не понимают очевидные вещи, которые приводят к фатальным последствиям - например, в советское время повсеместно заделывали продухи (вентиляционные отверстия в цоколе, способствующие удалению влаги из подпольного пространства - прим.ред.). И потом удивляются, почему у них что-то начинает разваливаться.

Посмотрите на США - большая часть населения живет в деревянных домах, в том числе и старых, - и там эта культура ухода за ними существует. В штатах существуют специальные компании, которые об этих зданиях заботятся и понимают, как это делать, там деревянная застройка считается престижной. У нас такого практически нет, но, слава богу, начали появляться люди, которые вникают в эту историю. Есть возможность возродить эти навыки владения домом и вернуть их обитателям.

Как на фестиваль обратили внимание в ЮНЕСКО

В первый же год «Том Сойер фест» выиграл проводившийся администрацией городской конкурс идей, а в следующем ЮНЕСКО признала его успешной местной инициативой в области работы с жителями. В октябре 2016-го в Эквадоре проходила конференция ООН Habitat III. Ее посвятили жилищному строительству и устойчивому развитию городов. На конференции ЮНЕСКО представила доклад, в котором рассказала о практиках из 111 населенных пунктов, расположенных на всех континентах, кроме Антарктиды. Единственным вошедшим в подборку кейсом из России стала Самара и «Том Сойер фест», - эксперты признали стратегию «мягкого обновления» особенно эффективной и заявили, что общественность является одним из основных недооцененных ресурсов для восстановления исторической среды.

«Том Сойер фестом» с самого начала заинтересовались иностранные гости: в 2015 году на фест заезжал американский профессор урбанистики Джон Гильдерблум и финский актер Вилле Хаапасало, а недавно с организаторами беседовал журналист из The Guardian.

Вилле Хаапасало с волонтерами

Андрей Кочетков

На чиновников признание ЮНЕСКО не особо повлияло, но оно легитимизировало нас в глазах экспертного сообщества. У нас в России есть такая проблема, что эксперты к активистам испытывают какое-то тотальное недоверие, а активисты экспертов не уважают за то, что те только гундят и ничего не делают. Хотя вообще все это должно быть нанизано на один стержень: есть философы, визионеры, ученые - а с другой стороны люди, которые все их идеи воплощают. К сожалению, у нас в стране вообще проблема с коммуникацией между людьми, они не умеют вот так просто по-доброму налаживать сотрудничество. Но постепенно ситуация становится лучше.

Всем нашим иностранным гостям очень нравится дерево - местным это кажется чем-то незаметным и обыденным, а для них очень выделяется на общем фоне. А что еще показывать? Классицизм, которого в Европе и так полно? Дерево, православная церковная архитектура и конструктивизм - это три архитектурных пласта, которые действительно являются чем-то самобытным, и посмотреть их можно только в России. Вообще все иностранцы удивляются тому, что сами жильцы разрушающихся домов зачастую бездействуют, и им приходим помогать мы - волонтеры, которым почему-то не все равно.

Как организован и на что живет фестиваль

В разные годы партнерами и спонсорами фестиваля становились самые разные компании: оператор связи МТС, один из крупнейших европейских DIY-ритейлеров «Леруа Мерлен», Самарская гильдия строителей, интернет-магазин «Кувалда.ру» и представители локального бизнеса, которые, например, кормили волонтеров ужинами. В основном, партнеры феста помогают материалами, которые необходимы на стройке: красками, кистями, инструментами, респираторами и перчатками. Кто-то берется за развлекательную и образовательную программу - так, в 2016 году компания МТС совместно с самарских художником Андреем Сяйлевым создала арт-объект «Тетрис» на Галактионовской, 91.

В 2017 году «Том Сойер фесту» выделили президентский грант от Фонда поддержки гражданской активности в малых городах и сельских территориях «Перспектива». Он выдавался на упаковку технологии фестиваля и его запуск в новых городах. Орги сделали методичку, провели Школу «Том Сойер феста» и сняли видеолекции.

Арт-объект «Тетрис» на Галактионовской, 91

«Том Сойер фест» работает по графику, который сильно зависит от погоды - следить за актуальным расписанием можно

Совсем немного про раскручиваемый сейчас в Самаре "Том Сойер Фест". Идея и, как говорят тележурналисты, "картинка", красивая, но на мой взгляд (!), вредная.
Еще в 2009 год, когда мы с Людмилой Гавриловной Кузьминой, Оксаной Кругловой и др. делали самые первые "Прогулки по старой Самаре", "Публичные лекции о старой Самаре", издавали буклет "Историческая Самара: государством не охраняется", заваливали письмами прокуратуру, губернатора, депутатов всех уровней, сенаторов и ОП РФ в рамках работы Комитета спасения старой Самары, много раз звучали предложения типа: "А давайте своими силами возьмемся и сделаем. Сами. Без чиновников. Возьмем и отреставрируем какой-нибудь дом". И глаза у этих неравнодушных граждан были чисты, ясны и устремлены в небо. "Дорого? Так давайте деньги соберем, спонсоров отыщем", - говорили они. И как тут поспоришь? Если государство не выполняет свои функции, чиновники переводят друг на друга "стрелки", надзорные органы натянули на глаза повязку (на манер Фемиды) и в упор ничего не видят...
Однако подменять собой государство или собственника - занятие вредное. Мы отказались от этого бесполезного и симулятивного занятия в 2009-м.
Во-первых, это искусственно снимает естественный, правильный и уместный накал вокруг темы сохранения историко-культурного наследия и городской среды. Как говорят политологи, "канализирует" общественное негодование.
Во-вторых, подшпаклевать и подкрасить или, как принято говорить, "привести в порядок" - это не реставрация и не спасение. Это симуляция. Как открытый перелом гримом замазывать, вместо того, чтобы врача вызывать.
В-третьих, поскольку в такое "волонтерство" втягивается та самая активная и неравнодушная часть населения, профильные чиновники могут расслабиться - нашли люди занятие, следить за распилами, откатами и банальным бездействием некому. Ведь "мы сами"!.. Это как реальное добровольчество подменять субботниками.
В-четвертых, для реальной реставрации нужен проект, разработка которого стоит миллионы, который должны согласовать в региональном минкульте, реализовывать который имеет право только фирма с лицензией на ведение реставрационных работ...
Есть и в-пятых, и в-шестых...
Но главное - открытый перелом не лечится гримом и оптимизмом!

Том Сойер, кстати, очень не хотел красить забор и придумывал, как подпрячь к этому "волонтеров" вроде Гекльберри Финна, который со счастливой улыбкой взялся за чужую работу...
Вот и в этом самарском "Том Сойер Фесте" есть всё: благородная идея, красивый пиар неплохого городского сайта и строительной компании "Берег", но есть так же "канализация" общественной активности и введение в заблуждение многих, кто верит, что речь идет о сохранении городской среды и "реставрации памятников"... Выгодно это может быть (помимо тех, кто пиарится, разумеется) только областным и городским чиновникам, которые поуничтожали у себя отделы, занимающиеся сохранением ИКН, и не желают работать и нести ответственность за гибель исторической части Самары.
Мне эта история видится "как-то так".