Кому положена льгота на земельный налог. Федеральные и региональные льготы по уплате земельного налога. Документы для оформления льгот

Земельный налог исчисляется согласно главе 31 НК РФ. Это местный налог, его плательщиками являются физлица и организации. Для некоторых категорий налогоплательщиков предусмотрены льготы, о которых мы расскажем в этой статье.

Физлица: кто имеет льготы на земельный налог

Физлица не определяют налоговую базу сами – расчет за них делают налоговые органы по имеющимся у них сведениям об объекте и владельце земли, а затем присылают уведомление с суммой к уплате (п. 4 ст. 391 НК РФ). Гражданину, имеющему право на льготы по земельному налогу, нужно предоставить в налоговую инспекцию подтверждающие документы и написать заявление.

П. 5 ст. 391 НК РФ приводит перечень лиц, для которых налоговая база по земельному участку уменьшается на 10 000 руб.:

  • Герои России и Советского Союза, полные кавалеры ордена Славы,
  • инвалиды 1 и 2 групп, а также инвалиды с детства,
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны и иных боевых действий,
  • лица, пострадавшие от Чернобыльской катастрофы, аварии на ПО «Маяк» и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне,
  • физлица, принимавшие участие в ядерных испытаниях и ликвидации аварий ядерных установок,
  • лица, получившие лучевую болезнь, или инвалидность в связи с испытаниями ядерной и космической техники.

Если база по налогу меньше, чем применяемая налоговая льгота по земельному налогу, то налоговая база считается равной нулю. Если у физлица несколько участков, и они находятся в одном муниципальном образовании, то льгота применяется только к одному из них, а когда участки находятся на разных муниципальных территориях, то льгота может применяться к каждому.

Помимо перечисленного, пп. 7 ст. 395 НК РФ полностью освобождает от уплаты налога лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Дальнего Востока и Сибири, если земельные участки используются для сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйства и промыслов.

Нужно учитывать, что для некоторых категорий плательщиков льготы на федеральном уровне могут быть незначительными либо вовсе отсутствовать, но на уровне регионов быть весьма существенными. Например, льготы на земельный налог инвалидам 2 группы и других групп инвалидности в г. Санкт-Петербурге предполагают полное освобождение от уплаты налога (закон Санкт-Петербурга от 23.11.2012 № 617-105), а в Москве для инвалидов с детства и инвалидов-участников войны налоговая база уменьшается на 1 000 000 руб. (закон Москвы от 24.11.2004 № 74).

Стоит отметить, что с 2015 г. НК РФ разрешил по налогу на землю льготы инвалидам 2 группы применять независимо от даты установления инвалидности, ранее льгота полагалась лишь тем, кто получил 2 группу после 2004 г.

Подобная ситуация по льготам складывается и для других категорий граждан: ветеранов труда, пенсионеров, многодетных.

Специальных льгот на земельный налог для ветеранов труда федеральным законом не предусмотрено, равно как и для пенсионеров. Но для них могут действовать льготы на местном уровне, поэтому об их наличии лучше узнавать в своей налоговой инспекции, либо в администрации района. Например, в Калининградской области налоговая база уменьшается для одиноких пенсионеров и пенсионеров - ветеранов труда, а также действуют льготы на земельный налог для многодетных семей: уменьшение налоговой базы на 10 000 руб., а малоимущие семьи от налога полностью освобождены.

Льгота по земельному налогу для юридических лиц

Круг юрлиц, освобожденных от уплаты земельного налога , установлен ст. 395 НК РФ. К ним относятся узкоспециализированные организации – учреждения УИС, организации народных художественных промыслов, а также религиозные, судостроительные-резиденты ОЭЗ. 100-процентная льгота по земельному налогу для юридических лиц предусмотрена также для:

  • организаций, земля которых занята государственными автодорогами общего пользования,
  • организаций – резидентов ОЭЗ, земли которых расположены на ее территории; срок льготы – первые 5 лет с начала права собственности;
  • организаций – участников СЭЗ, если земли расположены на территории СЭЗ; срок действия льготы – 3 года с начала права собственности;
  • организаций - управляющих компаний, земли которых расположены на территории «Сколково»;
  • общественных общероссийских организаций инвалидов для участков, используемых в уставной деятельности, если инвалиды составляют минимум 80% от общего числа членов; льгота по налогу на землю для инвалидов распространяется и на предприятия, созданные такими организациями – они тоже имеют 100% льготу, если число работников-инвалидов составляет не менее половины, а их доля в фонде оплаты труда – минимум 25%.

Кроме того, на местном уровне могут также устанавливаться льготы, как освобождающие от налога полностью, так и частично уменьшающие налоговую базу или сумму налога. Нужно учесть, что не является льготой по уплате земельного налога применение пониженных ставок к определенным категориям земель на региональном уровне.

Организации, в отличие от физлиц, ежегодно подают декларацию по налогу на землю , в том числе и в случае применения 100-процентной льготы.

Льготы по налогу отражаются в Разделе 2 декларации, при этом по каждому их виду указываются коды льгот по земельному налогу (приложение № 6 к Порядку заполнения, утв. Приказом ФНС от 28.10.2011 № ММВ-7-11/696). Например, при использовании федеральной льготы, освобождающей от налогообложения участки под государственными автодорогами, в строке 220 раздела 2 следует указать код налоговой льготы по земельному налогу 3021120. Обратите внимание, что для разных льгот предусмотрены разные строки декларации. Если налогоплательщик применяет льготу, установленную местным законом, то в строке 200 раздела 2 указывается код льготы по земельному налогу 3022400.

Налог на землю – это сбор, обязанность выплачивать который ложится на лица физические и юридические, имеющие право собственности на участки земель. Это региональная выплата, размер которой регулируют акты права и кодексы властных органов. Проще говоря, в каждом населённом пункте выбирается и фиксируется своя ставка по земельному налогу. Также муниципалитеты уполномочены принимать решение об освобождении от уплаты сбора или льготных выплатах. Об этом мы и поговорим сегодня – какие льготы по земельному налогу существуют и кому они полагаются.

Выше мы указали, что земельный налог – это налог местный, контролируемый, соответственно, местным законодательством. Уплачивать сбор на землю обязаны собственники участков. Облагаются сбором российские земли, неважно, кто ими владеет – наши соотечественники или иностранцы, страны. Выплачивать земельный налог вменяется как обычным людям, физическим лицам, так и различным конторам, фирмам и компаниям – лицам юридическим. Закон выделяет три типа землевладельцев, к которым относятся налоговый сбор. Это люди и фирмы, которые:

  • имеют права собственности (имущественные);
  • располагают землями в пользовании бессрочном или постоянном;
  • получили право пожизненного наследования.

Соответственно, земельный сбор не платят арендаторы земель и те, кто пользуется участками по праву пользования безвозмездного – тогда обязанность по исчислению и выплате налога остаётся за арендодателями или хозяевами земли. Плательщик в этом случае должен быть указан в едином государственном реестре недвижимости. Кратко – кто записан в ЕГРН, тот и обязан платить. Не выплачивается налоговый сбор также с участков, где произрастают лесные массивы и земель с объектами госсобственности. От уплаты земельного налога с 2015 года освобождены собственники жилья в многоэтажках. Владельцам квартир по документам принадлежит часть земли, где и построен дом, однако налог на неё не вменяется.

Объектом налогообложения, что логично, приняты земли, расположенные на территориях муниципальных образований. Ежегодно (налоговый период для искомого сбора) граждане и организации должны исчислить и выплатить в пользу государства соответствующую сумму. Как её рассчитать?

Как и любой налог, земельный рассчитывается по формуле, включающей в себя финансовую базу и ставку. За базу НК РФ устанавливает стоимость земли по кадастру. По закону РФ, кадастровая стоимость земельных участков пересчитывается специальной комиссией не чаще, чем раз в три года, и не реже, чем раз в пять лет. В качестве критериев подсчёта рассматривается площадь участка, его расположение, целевое использование и подобное. Узнать стоимость своей земли по кадастру несложно – для этого можно обратиться в любой филиал Росреестра или посмотреть на сайте Росреестра , вбив адрес или регистрационный номер участка.

Со ставками дело обстоит сложнее, так как по земельному налогу они дифференцированы. Выше упоминалось, что местные власти сами устанавливают эту цифру. Однако на уровне федеральном предусмотрены рекомендованные ставки, через которые муниципалитеты «перешагнуть» не могут:

  • 0,3% для земель под сельское хозяйство и ограниченных в обороте, занимаемых жилым фондом, объектами инженерного функционирования и предусмотренными для ведения индивидуального хозяйства (выращивание овощей и фруктов, дачи, животноводство).
  • 1,5% для земель, не вошедших в первую категорию.

Таким образом, итоговая цифра земельного налога к уплате вычисляется по формуле: финансовая база (стоимость по кадастру) х региональную ставку.

Когда можно меньше платить или не платить вовсе?

Местные власти вольны не только устанавливать, в каком порядке происходят выплаты рассматриваемого налога. Муниципалитеты также определяют по данному сбору льготы. При этом часть послаблений уже зафиксирована на уровне федеральном – как для граждан, так и для организаций. Рассмотрим, о чём идёт речь.

На всероссийском уровне установлены льготы для москвичей, петербуржцев и севастопольцев (жителей городов федерального значения). К примеру, для инвалидов, многодетных семей, ветеранов и подобных граждан из категории льготников в Москве предусмотрено снижение финансовой базы на миллион рублей. По всей стране база налога становится меньше на 10 тысяч рублей для лиц, имеющих награды от правительства СССР и РФ, военных и ветеранов, инвалидов и граждан, страдающих от тяжких болезней. В эту категорию входят инвалиды с детства, «чернобыльцы», пострадавшие от испытаний ядерного оружия и другие (подробнее можно прочитать в статье №391 НК РФ). Соответственно, если при применении льготы налоговая база приобретает отрицательное или нулевое значение, налог не уплачивается.

Важный момент! Если человек из вышеперечисленных категорий обладает не одним, а несколькими участками земли, льгота будет предоставлена в применении лишь к одному объекту, облагаемому сбором. Но если участки земель у льготника находятся в разных муниципальных образованиях, послабление по налогу может быть применено к каждому.

От земельного сбора полностью освобождены жители Дальнего Востока, Сибири и северных территорий. Речь идёт о малочисленных народностях, которые используют земли, чтобы возрождать и развивать традиционный промысел и аутентичный образ жизни.

НК РФ гласит, что решение об использовании налогового послабления полностью зависит от самих плательщиков. Чтобы получить льготу, гражданин должен сам обратиться в ФНС, предоставив соответствующие документы, подтверждающие право на пользование льготой, и заявление. Граждане вправе отказываться от льготы или приостанавливать её использование на любое количество периодов выплаты налога. Таким образом, льготы по земельному налогу носят исключительно характер заявительный.

Перечень юридических лиц, которым предоставляются льготы, гораздо обширнее. Так, законодательством страны позволительно полное освобождение от искомого сбора для территорий:

  • относящихся к учреждениям Минюста, уголовно-исправительной системы страны;
  • занятых дорогами (трассами, магистралями) для всеобщего использования, принадлежащими государству;
  • где располагаются религиозные постройки (храмы, церкви, часовни, святые источники и подобное);
  • принадлежащих конторам, доли в коих не менее, чем на 80% принадлежат людям с ограниченными возможностями или их представителям, или компаниям, в уставные капиталы которых полностью (стопроцентно) вложились инвалиды;
  • где народности производят и реализуют изделия собственного промысла;
  • в особых и свободных экономических зонах (или используемые компаниями-резидентами таких зон);
  • занятые зданиями для постройки и ремонта судов (применительно к судостроительным фирмам, имеющим статусы резидентов промышленно-производственных особых зон).

Региональные льготы: кому положены?

В каждом субъекте страны льготы устанавливаются в порядке индивидуальном, но чаще всего категории льготников схожи. Рассмотрим примеры региональных послаблений по земельному налогу на примере Кузбасса, Кемеровской области.

На данной территории от земельного сбора на сто процентов, то есть полностью освобождены организации, утилизирующие взрывчатые вещества, не являющиеся коммерческими объединения граждан (дачные, огороднические и садоводческие), лица, получающие страховые и социальные пенсии по отношению к участкам земли для личного пользования.

Вполовину сокращена цифра суммы сбора для:

  1. Семей, где воспитывается: трое и более наследников (имеющие удостоверение многодетных) или дети-инвалиды, семей неполных, малоимущих и одиноких граждан (средний доход на 50% ниже минимума).
  2. Несовершеннолетних сирот, а также семей, где проживают опекаемые дети или взятые на попечительство.
  3. Жертвам политических репрессий, позднее реабилитированным.
  4. Граждан, проживающих в санитарно-защитных зонах предприятий промышленности.
  5. Глав уличных комитетов.

Для того, чтобы узнать о льготах, предоставляющихся в конкретном российском субъекте, можно воспользоваться сервисом, расположенным на официальном сайте Федеральной налоговой службы . Чтобы получить информацию, достаточно отметить интересующий тип налогового сбора (в нашем случае – земельный), указать налоговый период (за какой год смотрим льготы) и выбрать из «выпадающего» списка нужный субъект РФ и муниципальное образование. После того, как пользователь нажимает кнопку «Найти», он сможет увидеть таблицу с перечнем налоговых льгот и временем, когда послабление вступило в силу. Рядом с каждой льготой есть возможность прочитать о ней подробнее и выяснить, какие категории лиц имеют на неё право.

Видео — Льготы для пенсионеров на землю

Подведём итоги

Государство не только обязывает граждан и представителей лиц юридических уплачивать налоги, но и предусматривает способы облегчения налогового бремени. Один из таковых – пользование льготами. Из данной статьи можно понять, что на территории России действует не так уж мало послаблений для земельного налога. Главное – знать о них и пользоваться для собственного комфорта и сохранения бюджета.

Граждане, которые находятся в пенсионном возрасте, часто слышат от нашего правительства о внедрении тех или иных льгот.

Но правда ли это на самом деле? Какие столицы? Все ли пенсионеры вправе рассчитывать на льготы по земельному налогу?

Во всей области одинаковые льготы или нет? Кто имеет из пенсионеров больше льгот? Военные пенсионеры имеют дополнительную поддержку или же пользуются стандартной помощью от государства?

Рассмотрим все эти вопросы подробней.

Понятие земельного налога и кому положены на него льготы

Оплату земельного налога вносят лица, которые обладают земельными участками на правах своей собственности либо же по праву бессрочного или пожизненного использования.

Несмотря на то, что земельный налог закреплен в законодательстве РФ, его размер устанавливается непосредственно органами местного муниципалитета по регионам РФ.

К такой категории относят:

  • героев Советского Союза;
  • граждан, которые имеют звание полных кавалеров ордена Славы;
  • граждан с ;
  • граждан, которые являются ;
  • граждане, которые признаны ветеранами ВОВ.

Помимо этих лиц, льготами могут обладать и граждане, которые:

  • принимали активное участие в биохимических испытаниях ядерного оружия;
  • являются ликвидаторами аварий на различных ядерных установках;
  • имеют в наличии заболевание лучевых болезней.

Льготы по налогу на землю для людей пенсионного возраста в Московской области

В самой столице льготы по земельному налогу не установлены, однако по области, такие скидки предусмотрены (такие законодательства принимаются на уровне местных муниципалитетов).

Рассматривать каждый город в области нецелесообразно, рассмотрим некоторые районы в таблице:

Категория пенсионеров Размер льготы
Аксено-Бутырское
Пенсионеры, которые являются героями СССР либо же РФ, а также полные кавалеры ордена Славы
Пенсионеры, принимавшие участие в военном конфликте в Чечне, Афганистане; инвалиды (кроме 3 группы); имеющие статус несовершеннолетних пленных концлагерей Скидка 50%
Вдовы участников ВОВ Скидка в 1000 рублей
Медвежье-Озерское Щелковского района
Имеющие статус ветерана ВОВ, несовершеннолетние пленные концлагерей Освобождение от уплаты в полном объеме
Инвалиды (за исключением 3 группы); участник военных действий в Чечне, Афганистане, ликвидаторы ЧАЭС, почетные жители (пенсионеры) Скидка 50%
Граждане пенсионного возраста, у которых в наличии участок земли не больше предельного размера для дач, ИЖС, ЛПХ Скидка 30%
Васильевское
Пенсионеры, которые являются героями СССР либо же РФ, а также полные кавалеры ордена Славы; ветераны и инвалиды ВОВ; участник военных действий в Чечне, Афганистане, ликвидаторы ЧАЭС Освобождение от уплаты в полном объеме
Граждане пенсионного возраста, в том числе и ветераны труда, проживающие постоянно в Васильевском, которые пользуются земельным участком не больше установленного районом размера. Пенсионеры (проживающие одни), которые получают ежемесячный доход в размере, который 2 раза ниже прожиточного минимума Скидки 50%
Дмитровское Шатурского района
Пенсионеры, которые являются героями СССР либо же РФ, а также полные кавалеры ордена Славы; инвалиды (исключение 3 группа); ликвидаторы ЧАЭС, граждане, которые принимали участие в испытаниях ядерного оружия; участники воин в Чечне и Афганистане Освобождение от уплаты в полном объеме
Пенсионеры, которые проживают в одиночку, и при этом получают ежемесячную пенсию, размер которой ниже прожиточного минимума в 2 и больше раз Скидки 50%
Букаревское Истринского района
Граждане, которые являются инвалидами детства Освобождение от уплаты в полном объеме
Пенсионеры, которые в свое время работали волонтерами или в благотворительных фондах Скидки 50%
Все категории пенсионеров, которые получают пенсию меньше прожиточного минимума в 2 и больше раз Скидка в 50% на 1 участок земли

Как видно в каждом районе свои определенные льготы. По этой причине про них необходимо уточнять в местном налоговом органе или в районной администрации по местонахождению земельного участка.

Другие виды льгот

Социальные

Граждане пенсионного возраста, которые проживают в Москве и области, имеют право на получение таких социальных льгот , как:

  • бесплатно, включая метро. Исключением является городская маршрутка либо же такси;
  • отправиться раз в год , если на это имеется соответствующее медицинское заключение;
  • осуществлять бесплатное протезирование, за исключением дорогостоящих изделий и только в городских поликлиниках;
  • получать социальную помощь на дому, если здоровье не позволяет обслуживать себя самостоятельно;
  • получить право на социальное обслуживание, когда находиться на стационарном лечении;
  • получать льготы на ритуальные услуги;
  • претендовать на скидку, при .

Налоговые

Пенсионеры столицы и области имеют право претендовать на скидку при уплате таких видов налогов , как:

  • земельного (здесь зависит от места проживания в регионе, поскольку в одном месте они есть, в другом их может быть не предусмотрено).

Субсидия подтверждается ежемесячно и в случае выявления расходов на оплату ЖКХ 10% и меньше – льгота отменяется автоматически.

Помимо этого, пенсионеры получают скидку в размере 50% за оплату кабельного телевидения (при условии, что они им пользуются) – скидка полагается тем пенсионерам, которые проживают в одиночку либо же тем, кто оформил субсидию.

Граждане пенсионного возраста ежемесячно получают доплату к пенсионному обеспечению в сумме 230 рублей в качестве компенсации за стационарный телефон.

Другие

Кроме всех вышеперечисленных льгот, пенсионеры столицы и области могут рассчитать на медицинские привилегии .

В частности речь идет о таких, как:

  • получение бесплатной и внеочередной помощи во всех государственных клиниках столицы;
  • скидка на покупку медицинских препаратов;
  • в частичном объеме положена компенсация по прохождению курса реабилитации.

Какие дополнительные льготы положены военным пенсионерам

Пенсионеры, которые относятся к категории военных, имеют полное право пользования не только бесплатным общественным транспортом в виде метро или другого наземного, но также и поездов, которые передвигаются по пригородным направлениям. Это весьма удобно для военных пенсионеров, которые продолжают осуществлять свою трудовую деятельность и передвигаются железнодорожным транспортом.

Помимо этого, они имеют право на оплату коммунальных услуг со скидкой в 50% вне зависимости от их уровня дохода. Но стоит учитывать один нюанс – до недавнего времени они оплачивали только 50% (как положено со скидкой), но сейчас немного иначе. Военные пенсионеры платят 100%, а после окончания текущего месяца органы социальной защиты населения делают перерасчет и возвращают часть средств в виде доплаты к пенсии.

Если военный пенсионер проживает на съемной квартире по договору , он имеет полное право на компенсацию от государства 50% от стоимости арендной платы.

Стоит отметить, что военный пенсионер по законодательству Московской области относится к . По этой причине, сами же ветераны пруда также имеют право воспользоваться этими льготами в полном объеме.

О правилах уплаты налога на землю рассказано в следующем видеосюжете:

18.11.2010 / в / от

Льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются Налоговым кодексом Российской Федерации (далее – НК РФ) и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах).

В данной статье рассмотрит льготы по земельному налогу, установленные положениями НК РФ. Также рассмотрим льготы, предусмотренные соответствующими нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга о налогах), на примере г. Москвы.

Земельный налог, согласно п. 1 ст. 15 НК РФ, является местным налогом.

В силу ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге земельный налог устанавливается НК РФ и законами гг. Москвы и Санкт-Петербурга, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с этими же нормативными документами и обязателен к уплате на территориях названных субъектов Российской Федерации.

Устанавливая земельный налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных гл. 31 “Земельный налог” НК РФ, порядок и сроки уплаты налога.

Также при установлении указанного налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Таким образом, льготы по земельному налогу могут предоставляться налогоплательщикам как на основании положений НК РФ, так и на основании нормативных правовых актов представительных органов муниципальных образований (законов городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Перечень льгот по земельному налогу, установленных НК РФ, приведен в ст. 395 НК РФ. Так, согласно указанной статье освобождаются от налогообложения:

  • Организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций (п. 1 ст. 395 НК РФ).

Напомним, что уголовно-исполнительная система в соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 “Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы” (далее – Закон РФ N 5473-1) включает в себя:

  • учреждения, исполняющие наказания (ст. 6 Закона РФ N 5473-1);
  • территориальные органы уголовно-исполнительной системы (ст. 7 Закона РФ N 5473-1);
  • федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных (далее – федеральный орган уголовно-исполнительной системы) (ст. 8 Закона РФ N 5473-1).

Кроме того, в уголовно-исполнительную систему по решению Правительства Российской Федерации могут входить следственные изоляторы, предприятия, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, научно-исследовательские, проектные, лечебные, учебные и иные учреждения.

Перечень видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2000 г. N 89 “Об утверждении Перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему”.

Таким образом, если организация (учреждение) входит в указанный выше Перечень или если данная организация (учреждение) включена в уголовно-исполнительную систему Министерства юстиции Российской Федерации, то она в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эту организацию (учреждение) функций, имеет право на льготу по земельному налогу. Подтверждением сказанному являются, в частности, Постановления ФАС Центрального округа от 13 августа 2008 г. по делу N А14-2375/2008/68/24, от 18 февраля 2008 г. по делу N А14-7273-2007/332/25.

  • Организации – в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования (п. 2 ст. 395 НК РФ).

Понятие “организации” дано в п. 2 ст. 11 НК РФ, согласно которому организации – юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации.

Автомобильной дорогой признается объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. На это указывает п. 1 ст. 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 257-ФЗ).

Согласно ст. 5 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на автомобильные дороги федерального значения, автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, автомобильные дороги местного значения, частные автомобильные дороги.

Автомобильные дороги в зависимости от вида разрешенного использования подразделяются на автомобильные дороги общего пользования и автомобильные дороги необщего пользования.

К автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.

Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения утвержден Постановлением Правительства РСФСР от 24 декабря 1991 г. N 62 “Об утверждении Перечней федеральных дорог в РСФСР”.

Критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. При этом в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.

В соответствии со ст. 6 Федерального закона N 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К федеральной собственности относятся автомобильные дороги, которые включены в Перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

К собственности субъекта Российской Федерации относятся автомобильные дороги, которые включены в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, утверждаемый высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.

Статьей 214 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Таким образом, к государственным автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги общего пользования, находящиеся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации.

Учитывая изложенное, если организации имеют земельные участки, принадлежащие им на праве постоянного (бессрочного) пользования, на которых ведется строительство автомобильных дорог общего пользования, то до включения этих дорог в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения данные организации обязаны осуществлять уплату земельного налога в общеустановленном порядке. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 11 августа 2008 г. N 03-05-04-02/44.

Вместе с тем, как уже отмечалось ранее, представительным органам муниципальных образований (законодательным (представительным) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) предоставлено право устанавливать дополнительные налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков (п. 2 ст. 387 НК РФ).

Поэтому для решения вопроса о предоставлении налоговых льгот по уплате земельного налога организациям, осуществляющим строительство автомобильных дорог общего пользования, следует обращаться в представительный орган муниципального образования (законодательный (представительный) орган государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого ведется строительство автомобильных дорог общего пользования.

Что касается налогообложения организаций в отношении земельных участков, принадлежащих им на праве постоянного (бессрочного) пользования и занятых реконструируемыми, ремонтируемыми государственными автомобильными дорогами общего пользования, то согласно письму Минфина России от 11 августа 2008 г. N 03-05-04-02/44 данные организации освобождаются от уплаты земельного налога в соответствии с п. 2 ст. 395 НК РФ.

  • Религиозные организации – в отношении принадлежащих им земельных участков, на которых расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения (п. 4 ст. 395 НК РФ).

Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица. Об этом сказано в ст. 8 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ “О свободе совести и о религиозных объединениях” (далее – Федеральный закон N 125-ФЗ).

Религиозные организации вправе основывать и содержать следующие здания, строения и сооружения религиозного назначения: культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для совершения и обеспечения богослужений, молитвенных и религиозных собраний, других религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества), профессионального религиозного образования, иной религиозной деятельности (п. 1 ст. 16 Федерального закона N 125-ФЗ, п. 1 Положения о передаче религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. N 490).

Также религиозные организации вправе осуществлять благотворительную деятельность как непосредственно, так и путем учреждения благотворительных организаций (п. 1 ст. 18 Федерального закона N 125-ФЗ). Напомним, что под благотворительной деятельностью понимается добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки. На это указывает ст. 1 Федерального закона от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” (далее – Федеральный закон N 135-ФЗ). Цели осуществления благотворительной деятельности определены в ст. 2 Федерального закона N 135-ФЗ.

Следовательно, к зданиям, строениям и сооружениям благотворительного назначения следует относить объекты, непосредственно предназначенные для благотворительной деятельности. Данное разъяснение содержится в письме Федеральной налоговой службы от 20 июня 2005 г. N ГВ-6-21/499@ “О земельном налоге и налоге на имущество организаций”. Также в указанном письме сказано, что освобождению от налогообложения земельным налогом подлежит весь земельный участок, принадлежащий религиозной организации, на котором расположено здание, строение или сооружение религиозного либо благотворительного назначения, независимо от нахождения на данном земельном участке зданий, строений и сооружений иного назначения. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 18 августа 2006 г. N 03-06-02-02/114.

Однако если на земельном участке, принадлежащем религиозной организации, не расположены здания, строения и сооружения религиозного и благотворительного назначения, а находятся только здания, строения или сооружения, где производится религиозная литература, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения, то согласно письму Федеральной налоговой службы от 1 июня 2008 г. N ШС-6-3/440 “О земельном налоге” налогообложение такого земельного участка должно осуществляться в общеустановленном порядке.

  • Также освобождаются от налогообложения в соответствии с п. 5 ст. 395 НК РФ:
  • общероссийские общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для осуществления уставной деятельности;
  • организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов указанных общероссийских общественных организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров. В том случае если подобная организация производит и (или) реализует подакцизные товары, минеральное сырье и иные полезные ископаемые, а также иные товары по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов, работы и услуги (за исключением брокерских и иных посреднических услуг), то льгота по налогу не применяется.

Напомним, что Перечень товаров, при производстве и (или) реализации которых организации не подлежат освобождению от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации этих товаров, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2005 г. N 223;

  • учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общероссийские общественные организации инвалидов, – в отношении земельных участков, используемых ими для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных, информационных и иных целей социальной защиты и реабилитации инвалидов, а также для оказания правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ “Об общественных объединениях” под общероссийским общественным объединением понимается объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там свои структурные подразделения – организации, отделения или филиалы и представительства.

Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов (ст. 33 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”). Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую.

Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, организации, функционирующие с учетом всех вышеперечисленных требований и имеющие общероссийский статус, вправе применять льготу, установленную п. 5 ст. 395 НК РФ.

Между тем Минфин России в своем письме от 18 сентября 2009 г. N 03-05-04-02/72 отмечает, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 23 декабря 1999 г. N 18-П, все общественные организации инвалидов, вне зависимости от территориальной сферы их деятельности (общероссийские, межрегиональные, региональные, местные), имеют равные права на получение государственной поддержки инвалидов и равны перед законом. С учетом этой правовой позиции в настоящее время арбитражная практика складывается в пользу общественных организаций инвалидов, имеющих различный территориальный статус, подтверждая право на предоставление им льгот по земельному налогу, предусмотренных п. 5 ст. 395 НК РФ. Поэтому вопрос об освобождении общественных организаций инвалидов, которые не имеют статуса общероссийских, а также организаций, созданных такими общественными организациями, от уплаты земельного налога требует законодательного урегулирования и может быть решен путем внесения изменений в ст. 395 НК РФ. Если представительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) и представительными органами муниципальных образований не принималось решения об освобождении межрегиональных, региональных и местных общественных организаций инвалидов от уплаты земельного налога, то налогообложение данных категорий налогоплательщиков следует осуществлять с учетом правоприменительной практики, сложившейся в соответствующем регионе.

В отношении расчета среднесписочной численности и фонда оплаты труда для применения налоговой льготы следует сказать, что указанный расчет производится за отчетный (налоговый) период в порядке, установленном Госкомстатом России. В настоящее время для расчета численности можно воспользоваться Приказом Росстата от 12 ноября 2008 г. N 278 “Об утверждении указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения: N П-1 “Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг”, N П-2 “Сведения об инвестициях”, N П-3 “Сведения о финансовом состоянии организации”, N П-4 “Сведения о численности, заработной плате и движении работников”, N П-5(м) “Основные сведения о деятельности организации”.

  • Организации народных художественных промыслов – в отношении земельных участков, находящихся в местах традиционного бытования народных художественных промыслов и используемых для производства и реализации изделий народных художественных промыслов (п. 6 ст. 395 НК РФ).

К организациям народных художественных промыслов относятся организации (юридические лица) любых организационно-правовых форм и форм собственности, в объеме отгруженных товаров (работ, услуг) собственного производства которых изделия народных художественных промыслов, по данным федерального государственного статистического наблюдения за предыдущий год, составляют не менее 50 процентов (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 6 января 1999 г. N 7-ФЗ “О народных художественных промыслах” (далее – Федеральный закон N 7-ФЗ)).

Народным художественным промыслом признается одна из форм народного творчества, деятельность по созданию художественных изделий утилитарного и (или) декоративного назначения, осуществляемая на основе коллективного освоения и преемственного развития традиций народного искусства в определенной местности в процессе творческого ручного и (или) механизированного труда мастеров народных художественных промыслов (ст. 3 Федерального закона N 7-ФЗ).

Местом традиционного бытования народного художественного промысла является территория, в пределах которой исторически сложился и развивается в соответствии с самобытными традициями народный художественный промысел, существует его социально-бытовая инфраструктура и могут находиться необходимые сырьевые ресурсы.

Изделием народного художественного промысла признается художественное изделие утилитарного и (или) декоративного назначения, изготовленное в соответствии с традициями данного промысла. Отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов осуществляется на основе решений художественно-экспертных советов по народным художественным промыслам, принимаемых по результатам рассмотрения представленных типовых образцов и уникальных изделий народных художественных промыслов (ст. 7 Федерального закона N 7-ФЗ). Эти решения принимаются в соответствии с перечнем видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, который утверждается в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Отметим, что на сегодняшний день Порядок утверждения перечня видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержден Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. N 273.

Перечень видов производств и групп изделий народных художественных промыслов, в соответствии с которым осуществляется отнесение изделий к изделиям народных художественных промыслов, утвержден Приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 15 апреля 2009 г. N 274.

  • Физические лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общины таких народов – в отношении земельных участков, используемых для сохранения и развития их традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов (п. 7 ст. 395 НК РФ).

Коренными малочисленными народами Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации являются народы, проживающие в районах Севера, Сибири и Дальнего Востока на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйствование и промыслы, насчитывающие менее 50 тыс. человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Об этом сказано в ст. 1 Федерального закона от 20 июля 2000 г. N 104-ФЗ “Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации”.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 г. N 255 “О Едином перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации”.

Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также Перечень видов традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 мая 2009 г. N 631-р.

Федеральным законом от 7 мая 2001 г. N 49-ФЗ “О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 49-ФЗ) установлено, что территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов Российской Федерации образуются в виде особо охраняемых природных территорий по решению Правительства Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с утверждением границ территорий и информированием населения об их образовании.

Территории традиционного природопользования включают в себя на основании ст. 10 Федерального закона N 49-ФЗ:

  • поселения, в том числе поселения, имеющие временное значение и непостоянный состав населения, стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов, охотников, рыболовов;
  • участки земли и водного пространства, используемые для ведения традиционного природопользования и традиционного образа жизни, в том числе оленьи пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для осуществления рыболовства, сбора дикорастущих растений;
  • объекты историко-культурного наследия, в том числе культовые сооружения, места древних поселений и места захоронений предков и иные объекты, имеющие культурную, историческую, религиозную ценность.

В соответствии с абз. 2 ст. 11 Федерального закона N 49-ФЗ земельные участки и другие обособленные природные объекты, находящиеся в пределах границ территорий традиционного природопользования, предоставляются лицам, относящимся к малочисленным народам, и общинам малочисленных народов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, положение п. 7 ст. 395 НК РФ применяется в отношении земельных участков, принадлежащих физическим лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, а также общинам таких народов на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения и находящихся на территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов. Аналогичное мнение высказано в письме Минфина России от 14 августа 2009 г. N 03-06-06-03/8.

  • Организации – резиденты особой экономической зоны – в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок (п. 9 ст. 395 НК РФ).

Порядок создания и функционирования особых экономических зон регулируется Федеральным законом от 22 июля 2005 г. N 116-ФЗ “Об особых экономических зонах в Российской Федерации” (далее – Федеральный закон N 116-ФЗ). Правовое положение резидентов особой экономической зоны регулируется гл. 4 Федерального закона N 116-ФЗ.

Согласно ст. 2 Федерального закона N 116-ФЗ особой экономической зоной признается определяемая Правительством Российской Федерации часть территории Российской Федерации, на которой действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности.

Создаются особые экономические зоны в целях развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции, транспортной инфраструктуры, а также туризма и санаторно-курортной сферы, на что указывает ст. 3 Федерального закона N 116-ФЗ.

Решение о создании особой экономической зоны на территориях субъекта Российской Федерации и муниципального образования принимается Правительством Российской Федерации и оформляется постановлением Правительства Российской Федерации (ст. 6 Федерального закона N 116-ФЗ).

Если организация, которая зарегистрирована в качестве резидента особой экономической зоны, приобрела в собственность земельный участок, расположенный на территории особой экономической зоны, то эта организация вправе при исчислении земельного налога в отношении такого земельного участка использовать налоговую льготу, установленную п. 9 ст. 395 НК РФ (письмо Минфина России от 22 октября 2009 г. N 03-05-05-02/65).

Следует отметить, что НК РФ в отношении определенной категории налогоплательщиков предусмотрена льгота в виде уменьшения налоговой базы на не облагаемую налогом сумму в размере 10 000 руб. на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. Категория таких лиц перечислена в п. 5 ст. 391 НК РФ.

Как уже отмечалось ранее, помимо льгот по земельному налогу, предусмотренных НК РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), могут быть установлены иные налоговые льготы и основания для их использования (абз. 2 п. 2 ст. 387 НК РФ). Данные льготы действуют только на территории этих муниципальных образований (названных субъектов Российской Федерации).

Так, например, на территории г. Москвы действует Закон г. Москвы от 24 ноября 2004 г. N 74 “О земельном налоге” (далее – Закон г. Москвы N 74). В п. 1 ст. 3.1 Закона г. Москвы N 74 перечислены лица, которые имеют право на льготу, а также условия предоставления этой льготы. В частности, к ним относятся:

  • органы государственной власти г. Москвы и органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в г. Москве – в отношении земельных участков, используемых ими для непосредственного выполнения возложенных на них функций;
  • учреждения образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта, финансируемые из бюджета г. Москвы, а также за счет средств профсоюзов, – в отношении земельных участков, предоставленных для оказания услуг в области образования, здравоохранения, культуры, социального обеспечения, физической культуры и спорта;
  • организации и физические лица – в отношении земельных участков общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами;
  • учреждения и организации, осуществляющие охрану, содержание и использование особо охраняемых природных территорий, – в отношении земельных участков, предоставленных им на праве постоянного (бессрочного) пользования, отнесенных к особо охраняемым природным территориям в соответствии с Законом г. Москвы от 26 сентября 2001 г. N 48 “Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве” и включенных в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий в г. Москве, занятых национальными, природными, природно-историческими, экологическими, дендрологическими парками, природными заказниками, памятниками природы, заповедными участками, ботаническими садами, городскими лесами, водоохранными зонами;
  • организации, использующие труд инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников за налоговый и (или) отчетный периоды составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов, – в отношении земельных участков, используемых ими для производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров, минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за исключением брокерских и иных посреднических услуг, а также услуг по сдаче в аренду зданий, сооружений, помещений и земельных участков). При определении общего числа инвалидов в среднесписочную численность работников не включаются инвалиды, работающие по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера;
  • органы судебной системы, включая мировых судей, органы прокуратуры, органы внутренних дел – в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на них функций, и так далее.

В п. 2 ст. 3.1 Закона г. Москвы N 74 перечислены лица, которые могут уменьшить налоговую базу на не облагаемую налогом сумму в соответствии с гл. 31 НК РФ, а также дополнительно уменьшить налоговую базу на 1 000 000 руб. на одного налогоплательщика на территории г. Москвы, в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении.

В.В. Авдеев

Теги: 0 0 Адвокаты https://сайт/wp-content/uploads/2017/11/logo1-300x40.png Адвокаты 2010-11-18 14:55:08 2016-11-04 22:46:10 Земельный налог: льготы по земельному налогу

Волею властьимущих налог на землю относится к налогам муниципальным, то есть таким, которые взимаются в пользу местных бюджетов (городских и поселковых и т.д.). Согласно п. 2 ст. 387 главного законодательного акта в области налогообложения - Налогового Кодекса, власти муниципальных образований вправе решать не только, в каком размере брать плату за землю, но и то, кому и какие льготы по земельному налогу устанавливать. Обзор последних - читайте ниже.

Два уровня льгот

Предоставление льгот по оплате налога на земельный участок производится на двух уровнях.

Первый уровень - общегосударственный. К нему относятся льготы и послабления, утвержденные НК РФ.

Второй, как мы уже говорили - муниципальный. Он находится в полном ведении органов местного самоуправления. Однако и здесь прослеживается общая тенденция. Как правило, все регионы и их муниципальные образования стараются в первую очередь предоставить привилегии, так называемым федеральным льготникам. Это всем известные:

  • Герои РФ и СССР, Герои Труда, полные кавалеры Ордена Славы;
  • Ветераны ВОВ и ветераны боевых действий;
  • Чернобыльцы, лица, пострадавшие от воздействия радиации, а также военнослужащие и граждане, участвовавшие в ликвидации подобных аварий и катастроф;
  • Инвалиды 1 и 2 группы, семьи воспитывающие ребенка-инвалида и инвалиды с детства;
  • Пенсионеры и малоимущие граждане;
  • Многодетные семьи.

Льготы федерального значения

Льгота по уплате земельного налога первого уровня для физических лиц определена п.5 ст. 391 НК России. Ее суть в предоставлении налогового вычета из базовой кадастровой стоимости земельного участка. Размер такого вычета составляет 10 тыс. рублей. Вычет дается только на один участок в данном муниципальном образовании и только федеральным льготникам (пункты 1-3 и 5 из списка выше).

В свою очередь некоторые организации и ЮЛ также имеют право на общегосударственные льготы (ст. 395 НК России). Например, не облагаются налогом земли принадлежащие:

  • ФСИН;
  • религиозным и благотворительным организациям;
  • сообществам инвалидов;
  • коренным народам Севера;
  • резидентам специальных экономических зон и т.д.

Вот и все, что предусмотрело для граждан федеральное законодательство. Поговорим о законодательстве местном.

Льготы регионального значения

Итак, какие же налоговые льготы по земельному налогу в 2015 году действуют по стране?

В Московской области действуют два закона о льготном налогообложении. Первый касается преимущественно юридических лиц (закон МО N 151/2004-ОЗ от 24.11.04г.). Второй - имеет непосредственное значение к главному городу федерального значения России и направлен он непосредственно на отдельные группы физических лиц (законом г. Москвы №74 от 24.11.04г.).

Согласно последнему льгота в виде налогового вычета в 1 млн. руб. предоставляется федеральным льготникам под пунктами 1-4 и 6 из списка, приведенного нами выше. О свих правах на льготы получатели обязаны сообщить в управление ФНС г. Москвы не позднее 01.10 текущего года. Так, льготы по уплате налога на земельный участок в 2015 году даются тем, кто подал соответствующее заявление до первого октября 2014 года.

В Санкт-Петербурге налог за землю не платят федеральные льготники из списка выше. При этом на пенсионеров накладывается дополнительное ограничение по площади участка, не облагаемой налогом - 2,5 тыс. кв.метров. Помимо федеральных льготников особые привилегии получают военнослужащие, в том числе военные пенсионеры, а также семьи военнослужащих и госслужащих, потерявшие кормильца. Указанные нормы закреплены в ст. 5 закона Санкт-Петербурга №617-105 от 23.11.12г.

В новоиспеченном городе федерального значения Севастополе с льготами физическим лицам пока туговато. В настоящий момент от налога на землю освобождены только территории, принадлежащие муниципалитету (закон г. Севастополя №81 от 26.11.14 г.). Остается только надеяться, что в ближайшем будущем местное законодательное собрание обязательно рассмотрит поправки, уравнивающие права физических и юридических лиц.

В Нижнем Новгороде привилегии весьма скудны. Не платят налог здесь только Ветераны и инвалиды ВОВ. Небольшая льгота по налогу на землю предоставляется также членам садоводческих кооперативов, не осуществляющие коммерческую деятельность и владельцам садов и огородов, которые по весне затапливаются талыми водами. Для них ставка платежа снижается на 3/4 (Постановление Городской Думы г. Нижний Новгород №76 от 28.10.05г.).

В Самаре (Постановление Самарской ГД № 188 от 24.11.05г.) освобождаются от платы 1 участок под жилой дом, дачу или другую жилую постройку площадью не более 600 кв. метров, гаражный участок в пределах 24 кв. метра и участок под погреб(кладовую)
в пределах 18 кв. метров для следующих граждан:

  • федеральных льготников (пункты 1,3,4-6) списка;
  • инвалидов 3 группы и инвалидов боевых действий.

В Новосибирске платить налог в этом году не будут только ветераны ВОВ. Пенсионеры и многодетные семьи имеют право уменьшить налоговую базу на 50%, а местные товаропроизводители - на треть (Решение Городского совета Новосибирска №105 от 25.10.05г.).

В Ростове-на-Дону льготы предоставляются всем типам федеральных льготников, указанных нами в списке выше. Только малоимущие семьи не освобождены от уплаты налога полностью. Им придется заплатить хотя бы половину налога (Решение Ростовской ГД №38 от 23.08.05г.).

В Саратове право на привилегии имеют все те же группы граждан - герои, ветераны, инвалиды и т.д. (решение Саратовской ГД №63-615 от 27.10.05 г.). При этом на пенсионеров и многодетные семьи наложено дополнительное ограничение по площади участка - до 1000 кв.метров.

А что же ветераны труда? Увы, ни в одном из рассмотренных нами законодательных актов они не были перечислены в списках на получение льгот по земельному налогу. Впрочем ветераны труда могут претендовать на получение льготы по другому основанию - как пенсионеры.