Водный налог и налоговая декларация по водному налогу. Водный налог Ставка налога на воду

1. Налоговые ставки устанавливаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам в следующих размерах:

1) при заборе воды из:

поверхностных водных объектов в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования и подземных водных объектов в пределах установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год):

Экономический район Бассейн реки, озера Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. куб. м воды, забранной
из поверхностных водных объектов из подземных водных объектов
1 2 3 4
Северный Волга 300 384
Нева 264 348
Печора 246 300
Северная Двина 258 312
Прочие реки и озера 306 378
Северо-Западный Волга 294 390
Западная Двина 288 366
Нева 258 342
Прочие реки и озера 282 372
Центральный Волга 288 360
Днепр 276 342
Дон 294 384
Западная Двина 306 354
Нева 252 306
Прочие реки и озера 264 336
Волго-Вятский Волга 282 336
Северная Двина 252 312
Прочие реки и озера 270 330
Центрально-Черноземный Днепр 258 318
Дон 336 402
Волга 282 354
Прочие реки и озера 258 318
Поволжский Волга 294 348
Дон 360 420
Прочие реки и озера 264 342
Северо-Кавказский Дон 390 486
Кубань 480 570
Самур 480 576
Сулак 456 540
Терек 468 558
Прочие реки и озера 540 654
Уральский Волга 294 444
Обь 282 456
Урал 354 534
Прочие реки и озера 306 390
Западно-Сибирский Обь 270 330
Прочие реки и озера 276 342
Восточно-Сибирский Амур 276 330
Енисей 246 306
Лена 252 306
Обь 264 348
Озеро Байкал и его бассейн 576 678
Прочие реки и озера 282 342
Дальневосточный Амур 264 336
Лена 288 342
Прочие реки и озера 252 306
Калининградская область Неман 276 324
Прочие реки и озера 288 336;

территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод в пределах установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования:

2) при использовании акватории:

поверхностных водных объектов, за исключением сплава древесины в плотах и кошелях:

территориального моря Российской Федерации и внутренних морских вод:

3) при использовании водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики:

Бассейн реки, озера, моря Налоговая ставка в рублях за 1 тыс. кВт.ч электроэнергии
Нева 8,76
Неман 8,76
Реки бассейнов Ладожского и Онежского озер и озера Ильмень 9,00
Прочие реки бассейна Балтийского моря 8,88
Северная Двина 8,76
Прочие реки бассейна Белого моря 9,00
Реки бассейна Баренцева моря 8,76
Амур 9,24
Волга 9,84
Дон 9,72
Енисей 13,70
Кубань 8,88
Лена 13,50
Обь 12,30
Сулак 7,20
Терек 8,40
Урал 8,52
Бассейн озера Байкал и река Ангара 13,20
Реки бассейна Восточно-Сибирского моря 8,52
Реки бассейнов Чукотского и Берингова морей 10,44
Прочие реки и озера 4,80;

4) при использовании водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях:

1.1. Налоговые ставки, установленные в пункте настоящей статьи с учетом положений пунктов , и настоящей статьи, применяются в 2015 году с коэффициентом 1,15, в 2016 году - с коэффициентом 1,32, в 2017 году - с коэффициентом 1,52, в 2018 году - с коэффициентом 1,75, в 2019 году - с коэффициентом 2,01, в 2020 году - с коэффициентом 2,31, в 2021 году - с коэффициентом 2,66, в 2022 году - с коэффициентом 3,06, в 2023 году - с коэффициентом 3,52, в 2024 году - с коэффициентом 4,05, в 2025 году - с коэффициентом 4,65.

Начиная с 2026 года налоговые ставки, указанные в пункте настоящей статьи, применяются с коэффициентами, определенными в соответствии с настоящим пунктом для года, предшествующего году налогового периода, умноженными на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода.

Налоговая ставка с учетом указанных коэффициентов округляется до полного рубля в соответствии с действующим порядком округления.

2. При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных пунктом настоящей статьи с учетом коэффициентов, установленных пунктом настоящей статьи. В случае отсутствия у налогоплательщика утвержденных квартальных лимитов квартальные лимиты определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового лимита.

При добыче подземных вод сверх установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год) в расчете за налоговый период налоговые ставки в части такого превышения устанавливаются в пятикратном размере налоговых ставок, установленных пунктом настоящей статьи с учетом коэффициентов, установленных пунктом настоящей статьи. В случае отсутствия у налогоплательщика установленного в лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод разрешенного (предельно допустимого) водоотбора в сутки (год) в расчете по кварталам квартальные значения определяются расчетно как одна четвертая утвержденного годового объема.

3. Ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения устанавливается:

с 1 января по 31 декабря 2015 года включительно - в размере 81 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно - в размере 93 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2017 года включительно - в размере 107 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2018 года включительно - в размере 122 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2019 года включительно - в размере 141 рубля за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2020 года включительно - в размере 162 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2021 года включительно - в размере 186 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2022 года включительно - в размере 214 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2023 года включительно - в размере 246 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2024 года включительно - в размере 283 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта;

с 1 января по 31 декабря 2025 года включительно - в размере 326 рублей за одну тысячу кубических метров водных ресурсов, забранных (изъятых) из водного объекта.

Начиная с 2026 года ставка водного налога при заборе (изъятии) водных ресурсов из водных объектов для водоснабжения населения определяется ежегодно путем умножения ставки водного налога для этого вида водопользования, действовавшей в предыдущем году, на коэффициент, учитывающий фактическое изменение (в среднем за год) потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, определенный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере анализа и прогнозирования социально-экономического развития, в соответствии с данными государственной статистической отчетности для второго по порядку года, предшествующего году налогового периода.

Порядок исчисления налога

2. Сумма налога исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки, умноженной на коэффициент (коэффициенты), установленный (установленные) статьей 333.12 НК РФ.

Вместо платы за использование воды с начала 2005 года был установлен и введен в постоянное действие специальный налог водный. Необходимо учитывать, что база достаточно сложная, так как определяется для каждого объекта и пользователя отдельно. Поэтому прежде, чем производить оплату, лучше тщательно ознакомиться со всеми нюансами.

Водный налог в 2018 году в РФ

С 2018 года расширяется круг лиц, обязанных вносить оплату, кроме этого внесены некоторые поправки, касающиеся ставок и осуществления самой оплаты.

Налогоплательщиками водного налога признаются

Оплата и объекты, которые облагаются, регламентируются двумя кодексами РФ: Налоговым и Водным.

Плательщиками являются физические и юридические лица, которые осуществляют:

  • забор вод;
  • пользование акваторией объектов (кроме сплава древесины);
  • пользование недрами для гидроэнергетических целей;
  • использование недр для сплава древесины.

К объектам, которые не облагаются специальной платой, относят:

  • забор термальных и подземных вод, содержащих полезные ископаемые;
  • забор для целей пожарной безопасности и борьбы со стихийными бедствиями;
  • забор для экологических, санитарных и судоходных попусков и орошения земель.

Налоговая база при расчете водного налога определяется как

Когда осуществляется забор, база рассчитывается в объеме забранной жидкости за определенный отчетный период. При этом для точности используют специальные измерительные приборы. Если такие приборы отсутствуют, то база рассчитывается в зависимости от производительности и времени работы техники или по нормам водопотребления.

Если используется акватория объекта, то база устанавливается исходя из его площади. В гидроэнергетике исчисления производятся путем подсчета специальных показателей по затраченной энергии за отчетный период. При сплаве древесины база зависит от объема деревянного производства.

Декларация по водному налогу в 2018 году

Декларация должна правильно заполняться и подаваться в установленные сроки ответственному органу. Ее форма утверждена Минфином РФ.

Как определяется ставка по водному налогу?

Ставки установлены в рублях и дифференцируются исходя из вида использования жидкости, расположения экономического района, бассейна реки, моря или озера. Ставки подлежат индексации, на 2018 год действует коэффициент, составляющий 1,15.

Если забор производится сверх установленных лимитов, то ставка изменится путем увеличения в пять раз. Увеличиваться в стоимости будут только ресурсы, использованные сверх нормы. Декларация подается каждый квартал. Пример заполнения можно найти на официальном сайте.

Водный налог в 2018 году для юридических лиц изменения

Юридическое лицо, которое является плательщиком, может предоставлять отчетность лично, в электронном виде или заказным письмом.

Сроки сдачи отчетности для юридических лиц

Декларация подается в органы по месту нахождения объекта. При этом документы по водному налогу нужно подать не позже установленных законодательной базой сроков, а именно 4 раза в год (до 20 числа, следующего за отчетным месяцем). Таким образом, отчетность подается до 20 числа в таких месяцах, как апрель, июль, октябрь и январь.

Водный налог прямой или косвенный налог

Налог является косвенным, а его оплата производится в федеральный бюджет. Льготы, сроки и порядок его оплаты регулируются государством. Сущность начисления состоит в его платности для пользователей государственной собственностью. Все такие объекты являются государственной собственностью, так как муниципальная позволяется только для небольших и незначимых объектов.

Водный налог НК РФ 2018

Из названия налога становится ясно, что этот государственный платеж связан с водопользованием и касается не всех хозяйствующих физических и юридических лиц, а затрагивает только те субъекты предпринимательства, которые эксплуатируют водные ресурсы государства в бизнесе.

Этот налоговый платеж не является таким популярным и весомым в налоговой политике, экономическом планировании, на повестке обсуждений, как НДС, налог на прибыль и спецрежимы. Однако за последние годы водного налога коснулись интересные законодательные преобразования, которые, безусловно, достойны внимания.

Водный платеж относится к федеральным налогам, взимается непосредственно с источников доходов, т. е. является прямым, и распределяется в полном объеме в федеральный бюджет согласно бюджетному законодательству России.

На сегодняшний день этому платежу посвящена глава 25.2 Налогового кодекса РФ. Глава принята в 2004 году и вступила в силу с января 2005 года. До введения водного налога его аналогом был налог, взимаемый за пользование водными объектами.

Лицензия

До вступления в юридическое и практическое действие Водного кодекса РФ лицензирование данного вида хозяйствования исполнялось по правительственному постановлению, принятому еще в 1997 году. А с появлением Водного кодекса порядок и правила получения разрешения стал опираться на этот нормативно-правовой акт, но водопользователи, получившие прежде лицензию, сохранили свои права до завершения сроков по своим документам.

Несмотря на новые правила, установленные кодексом, водопользование, касающееся добычи подземных вод из недр все еще требует лицензирования, как постановил Верховный Совет России еще в 1992 году. Исключение составляют владельцы земельных участков на праве собственности, аренды или владения пользующиеся в пределах законодательных норм водными ресурсами своих земель без использования профессионального оборудования, как взрывные устройства, для добычи.

Структура

Объект

Объект любого налога это действие, либо результат действия, либо физическое имущество, служащие основанием для налогообложения. Например, действие это реализация продуктов, выполнение работ (НДС). Результатом действия может быть доход (НДФЛ, НПО). Материальным объектом выступает движимое и недвижимое имущество (налог на имущество, земельный налог).

Объект это факт и главная причина применения налога к тому или иному субъекту.

Для водного налога объектом являются действия - водопользование по лицензии в следующих формах:

  • забор воды из водных хранилищ;
  • пользование акваторией водных объектов, не включая сплав лесной древесины плотами и кошелями;
  • пользование водными хранилищами для целей водной энергетики без забора водных ресурсов;
  • пользование акваторией воды для сплава древесины леса плотами и кошелями.

В статье 333.9 кодекса приведен список из 15 пунктов действий, относящихся к водопользованию, но не входящих в объект данного налога. Среди них пользование, связанное с:

  • подземными водами, содержащими минералы и полезные ископаемые;
  • термальными водами;
  • ликвидацией стихийных бедствий;
  • тушением пожаров;
  • рыболовством;
  • развитием биологических водных и подводных организмов;
  • обслуживанием инвалидов, детей, ветеранов;
  • государственными нуждами;
  • и т.д.

Плательщики

Водный налог вменяется всем, кто осуществляет лицензированное пользование водными ресурсами страны:

  • юридическим лицам;
  • индивидуальным предпринимателям;
  • физическим лицам, не регистрировавшим индивидуальное предпринимательство.

Поскольку присутствие лицензии является неотъемлемым условием для инкриминации налога лицу, те субъекты, которые производят водопользование по договорам водопользования и решениям о разрешении пользоваться водными объектами согласно положениям Водного кодекса Российской Федерации, не включаются в круг плательщиков налога.

База

Для расчета налога недостаточно наличие объекта, особенно - объекта-действия. Необходимо стоимостная проекция объекта, которая станет основанием математического исчисления платежа. Такой проекцией обозначена налоговая база. Это всегда физический показатель.

Для каждого действия эксплуатации воды база утверждена обособленно:

Забор воды - объем забранной воды, который рассчитывается в кубических метрах:

  • специальными приборами водоизмерения и отражается в отчетном журнале;
  • при отсутствии оборудования - по времени забора и мощности техники;
  • по нормам потребления воды;

Использование акватории - площадь водного участка, представленного для деятельности в квадратных метрах:

  • согласно лицензии или договору;
  • согласно проектным и техническим документам;

Использование для гидроэнергетики - количество энергии, произведенной в налоговой период, в кВт/ч;

Лесосплав - объем древесины, переправленной за налоговый период, в кубических метрах, * расстояние сплава в километрах / 100.

Период

С окончанием периода налогоплательщик обязан выполнять действия, связанные с уплатой налогов и предоставлением отчетности. В случае водного налога этот промежуток равен кварталу.

Льготы

Водный налог является редким налогом, для которого не определены льготы.

Ставки

Тарифы или ставки это и есть по сути та доля от дохода налогоплательщика, которую государство требует безвозмездно передать в казну.

Обычно ставки имеют процентную форму. Для водного налога предусмотрены ставки в числовом формате в рублях (специфические ставки) и коррелируют с видами пользования, обозначенной законом экономической зоной.

Примеры тарифов:

  • забор воды в Северном районе, бассейн - река Волга: 300 рублей за 1000 кубических метров с поверхности, 384 рубля - подземные воды;
  • пользование акваторией в Балтийском море: 33 840 рублей за 1000 квадратных метров;
  • гидроэнергетика в в бассейне реки Нева: 8,76 рублей за 1000 кВт/ч;
  • лесосплав в бассейне реки Лена: 1646,4 рублей за 1000 кубических метров на каждые 100 км расстояния.

Для ставок также предусмотрены корректирующие коэффициенты:

  • в 2018 - 1,75;
  • в 2019 - 2,01;
  • в 2020 - 2,31;
  • и до 2025 - 4,65.

При превышении лимитных норм водопользования ставки увеличиваются в несколько раз согласно со статьей 333.12 НК России.

Если у субъекта отсутствуют утвержденные квартальные лимиты, то эти нормы рассчитываются по формуле: 1/4*годовой предел.

Обоснование дифференциации

Такие градации как ставок, так и экономических зон и бассейнов обусловлены функциями водного платежа. Выполняя основную, фискальную роль, водный налог, наряду с НДПИ, относится к природно-ресурсному инструменту и выполняет следующие задачи:

  • стимулирование бизнес-субъектов производить эффективное и прагматичное пользование ценным ресурсом - водами РФ;
  • возложение ответственности за сохранение водного баланса и экологической среды страны;
  • воспроизводство потребляемых водных ресурсов за счет части поступающего в казну водного налога: восстановление водохранилищ, охрана водных богатств России.

Ставки устанавливаются согласно ценности и другим факторам каждого водного объекта.

Расчет налога

Большинство налогов исчисляются самими органами ФНС. Однако в случае водного налога, расчет производится налогоплательщиками самостоятельно.

Формула расчета стандартна во всех налоговых платежах: ставка * база.

Налог к уплате суммируется из расчетов по всем видам водопользования.

Пример 1. Компания «Родник» получило лицензию на забор водных ресурсов для промышленных потребностей из источника в бассейне реки Волга. Водоизмерительные приборы имеются в наличии. Лимит использования воды за квартал составляет по лицензии 300 тысяч кубических метров. Компания «Родник» превысило этот лимит и осуществило забор на 350 тысяч кубических метров

Необходимо исчислить налог за период октябрь-декабрь 2016 года.

Итак, превышение составило 50 тысяч кубических метров. Сверхлимитное водопользование предполагает применение специального компенсирующего коэффициента 5. Ставка за забор в бассейне Волги равна 300 рублей за 1 тысячу кубов.

Расчет производится в 2 части:

  • в пределах лимита: 300 * 300 * 1,32 = 118 800 рублей;
  • за пределами лимита: 50 * 300 * 1,32 * 5 = 99 000 рублей.

Налог к уплате по итогам последнего квартала года 217 800 рублей. Перечисление требуется исполнить до 20 января и одновременно подать отчетную декларацию.

Пример 2. Компания «Родник» имеет лицензию на лесосплав древесины по реке Волга на кошелях. За 4-ый квартал 2016 года организация переместила древесины на 2000 кубов на протяжении 1800 км по реке. Налоговая ставка по кодексу для бассейна Волги по лесосплаву составляет 1636,8 рублей за тысячу кубов.

Уплата и отчет

Как упоминалось выше, по завершению налогового периода у налогоплательщика возникают обязанности по перечислению платежа в бюджет и предоставлению отчета о своей деятельности для проверки правомерности самостоятельного расчета.

Водный налог перечисляется 20-ого числа января, апреля, июля, сентября - т. е. в следующем месяце после истечения каждого квартала.

Водный налог в полном объеме распределяется в федеральный бюджет.

  • КБК для налога: 182 1 07 03000 01 1000 110

ВАЖНО: Учет в качестве плательщика водного налога производится в инспекции ФНС по месту расположения водного объекта, соответственно, представлять отчетность требуется в этот территориальный орган.

Декларация сдается не позднее сроков уплаты налога. Копия декларации представляется физическими лицами и иностранными гражданами также по месту выдачи лицензии.

Скачать бланк налоговой декларации по водному налогу и ознакомиться с порядком его заполнения можно по ссылке ниже.

Декларацию допустимо подавать как лично, так и опосредованно через представителя, почтовым письмом либо онлайн-подачей в «Личном кабинете налогоплательщика» на сайте ФНС.

Ответственность за неуплату

Для водного налога не утверждены обособленные меры ответственности, так что санкции за нарушения обязанностей по кодексу действуют в общем порядке.

Как и для прочих правонарушений мерой ответственности являются штрафы, начисление пени.

За непредставление декларации или несвоевременное представление штраф равняется 5 % от суммы налога, необходимой к уплате согласно этой форме, за каждый просроченный месяц. Минимальный размер штрафа - 1000 рублей, максимальный - 30 % от суммы налога.

Представление декларации не по правилам для электронной подачи накладывает на лицо штраф в размере 200 рублей.

Нарушения порядка учета доходов и расходов - ведения учетного журнала по водопользованию - в одном налоговом периоде - квартале -вменяет субъекту штраф в размере 10000 рублей, за несколько кварталов - 30000 рублей.

Уменьшение налоговой базы в результате неправомерного ведения учета - штраф в пределах 25 % суммы налога - 40000 рублей.

Неуплата или частичная уплата налога ведет к штрафу в размере 20 % от суммы налога.

Умышленная неуплата налога - штраф в размере 40 % от суммы налога.

Пеня начисляется за каждый просроченный день в размере 1/300 ставки рефинансирования Банка России.

  • КБК пени 182 1 07 03000 01 2100 110.
  • КБК штрафа 182 1 07 03000 01 3000 110.

Налоговая политика

С момента принятия водный налог действует на территории страны. С 2007 года и до сих обсуждаются вопросы необходимости этого платежа в кодексе, ставках и порядке дифференциации. Стоял даже вопрос об упразднении этого платежа в 2014 году, но налог остался и даже получил перспективы повышения до 2025 года.

Иных преобразований главы 25.2 пока нет, хотя водный налог требует внимания законодателей и совершенствования.

Поправки необходимы для промышленных потребителей, так как доля водопользования у них велика и размер водного налога имеет внушительную графу в бухгалтерии.

Передачи части полномочий по регулированию водного налогообложения эффективно отразилась бы на природно-ресурсном состоянии регионов, так как субъекты РФ более тщательно и обоснованно могут применять элементы и инструменты водного налога для исполнения регулирующих функций.

Уменьшение сферы применения водного налога - 15 пунктов объектов, не являющихся налогооблагаемыми - влечет сокращение роли налога в общей системе.

Ставки налога многими экспертами считаются устаревшими и старомодными и требуют преобразований согласно современным изменившимся рыночным условиям. Введение коэффициентов улучшило ситуацию в данном вопросе.

Необходимы работы по приведению к единству главы 25.2 и Водного кодекса.

Требуется расширять рамки администрирования водного налога для повышения качества налогового контроля и увеличения общих сумм налога в бюджете, так как на сегодняшний день поступления налога не покрывают затраты, требуемые для сохранения, развития и содержания водных объектов.

Водный налог должны уплачивать юрлица , индивидуальные предприниматели, если они осуществляют забор воды из водоема для своей деятельности, а также физлица, осуществляющие забор жидкости из скважины. Рассмотрим размер такой госпошлины и срок ее внесения в казну государства.

Налог водный как определяется в 2016 году?

По НК РФ сумма к уплате для физических, юридических лиц или ИП исчисляется как произведение налоговой базы и ставки, которая индексируется при помощи поправочного коэффициента (для каждой категории он свой).

Статья 333.12 НК Российской Федерации устанавливает ставки, различающиеся по видам использования воды из природных ресурсов, не включая реки и озера, вода которых применяется для нужд населения.

Ежегодно производится индексация водного налога: ставки с января прошлого 2015 умножаются на поправочный коэффициент, который в 2016 равен 1,32.

Налоговая база при расчете водного налога

Для каждого способа водопользования, облагающегося пошлиной, устанавливается своя база для одного квартала:

  • при заборе жидкости из водоема – это объем воды, отбирающийся из водоема в течение квартала;
  • при использовании воды из объекта без забора (для гидроэнергетики) – электроэнергия, произведенная за квартал;
  • при применении территории водоема (без лесосплава) – площадь акватории;
  • при лесосплаве – произведение объема древесины сплавляемой (тыс. м3) на расстояние сплава (км), поделенное на 100.

Изменения в размере водного налога для юридических лиц, физических и ИП в 2016 году

Для организаций, ИП и физлиц, которые осуществляют забор воды согласно лицензии, Закон №366-ФЗ от 24.11.2014, вступивший в силу 1.01.2015 года однозначно определил коэффициент на 2016 год в размере 1,32.

Население, то есть физические лица в 2016 году обеспечивается водой из водоема с применением налоговой ставки – 93 рубля за 1 тыс. м3.

Водный налог — сроки сдачи отчетности порядок оплаты

Госпошлина уплачивается платится в бюджет РФ в регионе, где организация-плательщик могла осуществлять водопользование. Отчетность юридическими лицами и ИП подается несколько раз в год:

  • до 20-го числа четвертого месяца за первый квартал года,
  • 20-го июля за второй квартал;
  • за 4 квартал организация должна отчитаться не позднее 20.01 следующего года.

Как рассчитать сумму водного налога за квартал: пример расчета

База для расчета определяется для каждого объекта в отдельности и суммируется. Тот в свою очередь имеет ставку, отличающуюся от ставки по другому объекту.

Например, Волга – ставка 300 руб. за 1 тыс. м3, Нева – 264 руб. за тот же объем (п.1 ст.333.12 НК)

К сведению: При использовании компанией объема воды выше установленного лимита к ставке применяется повышающий коэффициент 5.

Пример расчета (уплата в 2016): забор воды 450 тыс. м3 (причем, лимит 400 тыс. м3) 450 тыс.- 400 тыс. = 50 тыс м3

  • 1. часть в пределах нормы: 450 тыс. * 300 руб.*1,32= 178 200 рублей, где 300 рублей – это ставка, определенная НК ст.333.12 п.1 для забора жидеости из объекта, принадлежащего к определенному .
  • 2. часть налога выше нормы: 50 000 м3*300 руб.*1,32*5 = 99 000 рублей, где 5 – поправочный коэффициент за забор выше «лимитного» значения.
  • 3. 178 200 + 99 000 = 277 200 руб. – такую сумму будет уплачивать организация за I квартал 2016 при заборе воды из бассейна Волги.

Декларации по водному налогу 2016 — образец

Пользователи, которые используют воду на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование - плательщиками водного налога не являются. При условии, что документ получен после 1 января 2007 года.

Объект водного налога

Правила и уплата водного налога регулирует с глава 25.2 «Водный налог» НК РФ.

Налогом облагаются следующие виды водопользования (п. 1 ст. 333.9 НК РФ):

  • забор воды из водных объектов;
  • использование акватории водных объектов, за исключением сплава в плотах и кошелях;
  • использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;
  • использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Необлагаемые водные объекты

Водные объекты, которые не облагаются водным налогом, перечислены в пункте 2 статьи 333.9 НК РФ. В частности, к ним относится:

  • забор из подземных водных объектов воды, содержащей полезные ископаемые и (или) природные лечебные ресурсы, а также термальных вод;
  • забор воды для обеспечения пожарной безопасности, а также для ликвидации стихийных бедствий и последствий аварий;
  • забор воды для санитарных, экологических и судоходных попусков;
  • забор воды для орошения земель полива садоводческих, огороднических, дачных и т. д.

База по водному налогу

Налоговая база при заборе воды - это объем воды, забранной из водного объекта за налоговый период. Объем воды рассчитывается на основании показаний водоизмерительных приборов. Эти данные отражены в журнале учета использования воды. Если же водосчетчиков нет, объем забранной воды определяется исходя из времени работы и производительности технических средств. Либо исходя из норм водопотребления.

Налоговая база при использовании водных объектов в гидроэнергетике (без забора воды) - это количество электроэнергии, произведенной за налоговый период.

Налоговая база при использовании акватории водных объектов (за исключением сплава древесины в плотах и кошелях) - это площадь предоставленного водного пространства.

Налоговую базу по водным объектам, которые используются для сплава древесины в плотах и кошелях , нужно определить путем. Для этого используйте формулу:

Налоговая база по водным объектам, которые используются для сплава древесины в плотах и кошелях = объем древесины, сплавляемой в плотах и кошелях за налоговый период (тыс. куб. м) х расстояние сплава (км) : 100

Налоговую базу нужно определить по каждому водному объекту и по каждому виду водопользования (ст. 333.10 НК РФ). Например, при заборе воды из нескольких рек базу нужно рассчитывать отдельно по каждой реке.

При этом не играет роли тот факт, что налоговые ставки по бассейнам этих рек могут быть одинаковыми. Если в отношении водного объекта различные ставки, налоговая база определяется применительно к каждой налоговой ставке.

Ставки водного налога

Водный налог формула:

Сумма водного налога = налоговая база х ставка налога

Общая сумма водного налога - это результат сложения сумм налога, исчисленных по всем видам водопользования.

Ставки водного налога указаны в статье 333.12 НК РФ. Они установлены в рублях за единицу налоговой базы.

Размер ставки зависит от вида водопользования. Кроме того ставки различаются по экономическим районам, бассейнам рек, озерам и морям.

Обратите внимание : с 1 января 2015 года налоговые ставки, указанные в статье 333.12 НК РФ, подлежат индексации. В 2016 году действует коэффициент в размере 1,15.

При заборе воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов ставки повышаются в пять раз с учетом коэффициентов. Увеличенные ставки применяются только к той части забранной воды, которая превышает лимит.

Для всех установлена одинаковая ставка налога при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения.

Обратите внимание : с 1 января 2015 года увеличены ставки при заборе воды из водных объектов для водоснабжения населения. Так, с 1 января по 31 декабря 2016 года включительно ставка равна 81 руб./тыс. куб. м водных ресурсов, забранных из водного объекта.

Налоговый период по водному налогу

Налоговым периодом по водному налогу признается квартал. Налог нужно перечислить по месту нахождения объекта (по месту осуществления водопользования). Сделать это нужно не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом. То есть не позднее 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января.

Декларация по водному налогу

Форма декларации по водному налогу утверждена приказом от 3 марта 2005 г. № 29н. Показатели в ней нужно отражать в полных рублях.

Декларация по водному налогу, бланк

В 2016 году ставки водного налога применяются с коэффициентом 1,15. разъяснила, как заполнить декларацию по водному налогу.

Сверхлимитный забор воды . Если компания или ИП забирают воду в больше установленного лимита - водный налог за такой забор нужно платить в пятикратном размере.

Тогда в разделе 2.1 декларации по водному налогу в строке 110 нужно показать величину ставки налога, увеличенной на коэффициент 1,15 и на 5.

Вода для населения . Как мы сказали выше, ставка водного налога при заборе воды для водоснабжения населения - 81 руб./тыс.куб.

В разделе 2.1 декларации по строке 100 нужно показать ставку водного налога 81 руб. При этом даже если вода использована сверх лимита, установленного в лицензии, пятикратную ставку применять не нужно.

Водопользование без измерительных приборов . Если у компании (ИП) нет измерительных приборов, нужно уплачивать водный налог с коэффициентом 1,1.

Тогда в разделе 2.1 декларации по водному налогу по строке 100 нужно показать величину налоговой ставки, умноженной на коэффициент 1,15 и на коэффициент 1,1.