Политология текст

Политология, как хорошо известно, - достаточно древняя наука, основателем которой является великий Аристотель. В современном понимании политологию истолковывают как науку о политике или о мире политического - об особой подсистеме общества, связанной с властью, государством политическими отношениями и процессами. Это наука об общих и специфических законах, тенденциях и закономерностях функционирования и развития политической сферы общества, о формах их проявления и механизмах действия в современном обществе.

В настоящее время политология - это обширная область научных знаний, включающая в себя историю и философию политики (политическая теория), теорию политических институтов и процессов, политическую компаративистику (сравнительная политология), теорию мировой политики и международных отношений и т.д. Все вроде бы солидно и основательно, но...

Политология как наука еще не достигла, на наш взгляд, своего возраста совершенства - возраста «акмэ». Нисколько не умаляя теоретических и практических достижений политологии как научной дисциплины, надо все же честно и откровенно признать следующий непреложный факт: мир людей на планете Земля живет вовсе не по законам политологической науки. Более того, повседневная практика отдельных политиков, политических систем, органов управления государствами и т.д. повсеместно строится и осуществляется принципиально вопреки базовым положениям политологии, без какого-либо научного анализа, с волевых позиций различных политиков, отталкиваясь от стихийной конъюнктуры политических процессов и явлений и т.д.

Но и это еще далеко не вся правда об истинном положении политологии в современном обществе - ведь в нем имеются принципиально господствующие и поэтому просто блокирующие любые политологические истины факторы-«тяжеловесы», с которыми пока человечеству хоть как-то совладать совершенно не удалось. Что же это за факторы, которые фактически «обнуляют» любую науку, в том числе политологию?

Все хорошо знают этих «тяжеловесов», имя которым - эгоизм, нажива, алчность, порок, вседозволенность. Все это многообразие антиценностей «спекается» в некое целостное образование под названием «личный интерес». Он может быть направлен на алчность, а может на порок, но он всегда направлен на эгоизм и на все то, что его обслуживает. На следование таким распространенным «заповедям» жизни людей, якобы «умеющих жить», как «жизнь одна и следует ей насладиться по максимуму», «после меня - хоть потоп», «деньги не пахнут» и др.

Самым губительным для людей на Земле фактором был и остается только один - эгоизм. «Эгоизм - это вата, заложенная в уши, чтобы не слышать людского стона». Точнее, чем сказал польский писатель-классик Генрик Сенкевич об эгоизме, наверное, сказать просто нельзя. Эгоизм - главный враг всего человечества, поскольку он «ненавидит всеобщее, он отрывает человека от человечества, ставит его в исключительное положение; для него все чуждо, кроме своей личности» (А.И. Герцен).

Против этого убийственного по отношению ко всему общественному в социуме фактора - эгоизма, воплощенного в «личный интерес», идет битва философов и ученых уже несколько тысячелетий, но пока без особых достижений. В том числе нет особых побед над этим фактором и в политической области, ибо более всего политическое действо на всех уровнях его осуществления подчинено вовсе не политическим законам и истинам, а его величеству частному меркантильному интересу политических субъектов всех мастей и званий. В современном Китае, например, за малейшие отступления чиновников в направлении к коррупции или к злоупотреблениям властью сразу же следует неминуемая казнь этих людей, но сила частного интереса и здесь бывает гораздо сильнее всего. Сильнее даже смерти.

Этот частный интерес фактически нейтрализует все научные положения политологии, делает их принципиально незначимыми и не важными для политических практик. Такое же положение дел во всем мире, в том числе в России, - фактор-«тяжеловес» всесилен и пока непобедим.

Возникает закономерный и сугубо студенческий вопрос: если политология фактически не работает в современном обществе, зачем же тогда ее изучать? Ответ на него дан тоже древними мыслителями и философами - Конфуцием, Пифагором, Сократом, Платоном и другими мыслителями. Что же это за ответ?

Конфуций жил в период внедрения в китайское общество системы обязательных на всех и для всех... доносов. Умудренный опытом, он понимал, что такое общество не имеет никакого своего будущего, доносительство породит такую вражду среди людей, которая, подобно пожару, просто уничтожит все китайское общество. В противовес этому безумию доносительства и вражды Конфуций стал искать возможности укрепления в обществе нравственных начал для того, чтобы этот здоровый «каркас» общества помогал людям самим отторгать чудовищное доносительство, в том числе на своих братьев, родителей, других родственников, соседей.

Именно поэтому красной нитью в учении Конфуция проходит забота о старших, о родне, чувство уважения и любви к людям, живущим рядом. Общество, пропитанное таким духом, будет очень сплочено, ему будет не страшно доносительство. Нравственность и привязанность людей друг к другу победят пороки людей, их вражду между собой, а значит, и доносительство. Великий мыслитель был абсолютно прав, и именно поэтому сегодняшнее китайское общество до сих пор пропитано духом конфуцианства - солидарности, дружбы, помощи друг другу, а государство рассматривается как большая семья - ведь так учил великий Конфуций!

Конфуций, не обладая никакой властью, никакой силой, сумел победить тех всесильных вроде бы китайских правителей, которые ради удержания своей власти и господства готовы были уничтожить все общество, «спалить» его во взаимной вражде. Не получилось, на их пути встал мудрый и нравственный Конфуций.

Чем не пример для подражания и для нас - для общества двадцать первого века? Да, нас, россиян, пока одолевает фактор «личного интереса» везде и всюду, из-за чего слабые на порок и наживу люди готовы продать за гроши и себя, и мать свою родную.

Ну и что, руки опускать? Ни в коем случае! Надо за лучшее будущее постоянно сражаться, шаг за шагом приближать его, не бояться пока еще господствующих пороков и несправедливостей и двигаться, двигаться, двигаться, причем всегда только в одном направлении - к нравственности, к духовности человека, к его лучшим, а не худшим качествам. И тогда на каком-то тысячном нашем шаге этот самый порок дрогнет, потеряет свою мощь и силу, уступит свое господство другим правилам и законам, в которых будет больше правды, нравственности, справедливости, солидарности и меньше эгоизма, корысти, порока, алчности, вражды. За это шли в самый настоящий бой и Пифагор, и Сократ, и Платон, а также огромное число других настоящих мыслителей и философов, простых, но принципиально нравственных людей.

Для победы в сражении за лучшее будущее, за справедливость, за нравственное общество, за честную и по-настоящему профессиональную политическую власть, за Государство принципиально нужна и политология - замечательная наука об идеальном обществе, которого пока еще нет, но это вовсе не значит, что оно не появится завтра! Обязательно появится - без доносов, без эксплуатации человека человеком, без коррупции, без разного рода людей, «умеющих якобы жить в шоколаде», а на самом деле обокравших самих себя - ведь «не хлебом единым жив человек». Это про таких людей французский философ Ж.П. Сартр говорил, что «большинство людей умирает, не успев родиться». А человечеству нужен совсем другой человек - получившийся, состоявшийся, настоящий, который не будет путать приоритет своего состояния «быть» с ныне господствующим и потому так рано и безжалостно убивающим людей фактором «иметь».

Вы скажете, что такого не может быть? Неправда! Примеров победы настоящего человека над его жалкой и алчной моделью действительно не так много. Но они есть! Это те же самые Конфуций, Сократ, Платон, другие мыслители, философы, ученые, бескорыстные деятели искусств, писатели и множество простых людей, проживших свою жизнь достойно, нравственно, порядочно. Причем здесь порядочность, скажете вы? Все очень просто: большого богатства не бывает без преступления и без отступления от человеческих правил общежития - ведь алчность и порок всего лишь проявление эгоизма!

Политология:

Шпаргалка

1. ОБЪЕКТ, ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПОЛИТОЛОГИИ КАК НАУКИ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Термин «политология» образуется путем сочетания двух греческих слов: polity – политический порядок, способ осуществления власти и logos – знание.

Политология – отрасль знания о политике, законах структуры, функционирования и развития политической жизни государства и общества, отражающих процесс включения личности в деятельность по выражению политических интересов и политической власти.

Объектом политологии выступает политическая жизнь людей, социальных общностей, составляющих государство и общество.

Как научная дисциплина политология является синонимом политической науки. Понятие «политическая наука» имеет множество определений, она рассматривается как: а) форма духовной и творческой деятельности по получению новых знаний о политической действительности; б) социальный институт по передаче, хранению и производству политических знаний. Целью политической науки является приобретение нового знания о политической реальности.

Политология представляет систему развивающихся знаний, состоящую из общей теории политологии, прикладной политологии и истории политической мысли. Содержание политологии как теории политики составляет ряд блоков: а) система знаний о сущности и основах политики как специфической сферы деятельности и общественных отношений понятие субъектов политики, движущих силах и мотивах их действий; б) теория политической власти в) учение о политических системах и институтах; г) теория политической культуры; д) комплекс знаний в области международной политики.

Центральным звеном политологии, ее теоретико-содержательной сердцевиной является учение о власти. Она также включает в себя также анализ структур и механизмов функционирования конкретных типов политических систем, взаимодействие их отдельных элементов, в первую очередь государства и политических партий.

Важным аспектом политологии является изучение взаимодействия политических систем с гражданским обществом. Также существенным элементом политической науки выступает теоретический анализ роли человека в политике, т. е. изучение политики в ее человеческом измерении.

Политологическая наука включает в себя и комплекс практических знаний о технологии политической деятельности, приемах и мотивах поведения личности в политике.

Политология способствует тому, чтобы члены социума – руководители и рядовые граждане – осознавали общественные потребности и интересы, разбирались в проблемах, понимали перспективные задачи, которые зачастую перекрываются элементарными нуждами.

Одна из основных задач политологии – выявление основных закономерностей функционирования и развития политики и, таким образом, познавание сущности политики. На основе знания политических закономерностей политология вырабатывает принципы и нормы политической деятельности. Изучение политики важно для понимания гражданами своего места и роли в современном обществе, а способность к анализу политических процессов вырабатывает у отдельной личности умение самостоятельно ориентироваться в мире политики.

2. ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ ПОЛИТОЛОГИИ

Как и любая другая наука, политология выполняет ряд определенных функций.

Познавательная функция позволяет получить определенную сумму знаний о политической жизни, ее закономерностях. Изучение политической теории является основой для преодоления стереотипов массового сознания, так как наличие стереотипов не всегда способствует правильному анализу сложного переплетения политических событий и поиску объективного решения.

Знание необходимо не только для объяснения политических явлений и процессов, но и для прогнозирования в политике.

В основе прогностической функции политологии находятся познание объективных тенденций в социальной и политической сферах жизни, анализ реальной политической ситуации, ее определяющих противоречий и общественных сил. Политология, вырабатывая метод анализа политических явлений и процессов, формулирует в теоретическом плане критерии эффективности деятельности политических институтов, помогает выявить возможности достижения оптимальных политических решений и сделать соответствующий выбор.

Нормативно-инструментальная функция политологии заключается в выполнении одной из центральных задач науки – обосновании политического действия его средств и методов.

Также выделяют экспертную функцию политического знания. Она является основой оценки тех или иных политических проектов с точки зрения соответствия их выводам политической науки, общественным потребностям и принятым в обществе политическим и моральным ценностям.

Идеологическая функция политологии выступает научной базой для формирования идеалов и интересов, являясь основополагающим теоретическим элементом науки.

Изменение системы взглядов личности, социальных общностей, место и роль в них политических знаний отражаются в мировоззренческой функции политологии.

Практически-деятельностные функции политологии определяются по характеру политической деятельности субъектов, так как результат познания и изменения мировоззрения выражается в их практически-политической деятельности.

К методам политологии относят следующие: диалектический; системный; структурно-функциональный; поведенческий; сравнительный; конкретно-исторический; социологический; нормативный; культурологический; институциональный; онтологический.

А также общенаучные методы и методы отдельных социологических исследований. На эмпирическом уровне социологических исследований применяются специфические методы сбора данных: опрос, анкетирование, интервью, анализ содержания, социальный эксперимент. При обработке и анализе данных, полученных методом опроса, используются методы ранжирования, шкалирования, корреляции Завершается политологическое исследование формулированием выводов, предложений, рекомендаций, которые обязательно должны быть подтверждены документальными и статистическими данными.

3. СУЩНОСТЬ ПОЛИТИЧЕСКОЙ НАУКИ

Политика (от греч. политика – государственные и общественные дела) изначально означала различные формы государственного правления. Впервые термин употреблен Аристотелем в его трактате «Политика» – дословно «все, что относится к государству»

Политика – область взаимоотношений между социальными общностями по осуществлению совместных интересов с помощью разнообразных средств, основным из которых является политическая власть. К элементам политики относятся: политические организации, институты власти, политическое сознание, политические концепции, нормативные идеи.

Выделяют основные подходы объяснения политики:

Теологический: сверхъестественная интерпретация политической власти – власть правителей имеет божественный источник, а политика – результат Божественного промысла.

Натуралистический: политическая природа вытекает из влияния внешней природы – географический подход; свойств живой природы – биологический подход; качеств самого человека – психологический подход.

Социальный: политика характеризуется воздействием других сфер общественной жизни, социокультурных свойств политического субъекта.

Экономический: происхождение и суть политики определяются доминирующим влиянием экономических отношений, способом производства материальной жизни.

Рационально-критический: политика определяется не внешними по отношению к ней факторами а ее внутренними причинами, свойствами, элементами.

На сегодняшний день можно выделить несколько основных толкований политики:

1) отношения между классами;

© Мельник В.А., 2014

© УП «Издательство "Вышэйшая школа"», 2014

* * *

Предисловие

Трудно переоценить значение политики, а значит, и науки о политике в жизнедеятельности современного общества и каждого отдельного человека. Политика активно влияет на процессы, происходящие во всех сферах общественной жизни: экономике, социальных отношениях, культуре, науке, образовании. В сегодняшнем мире оставаться вне политики невозможно кому бы то ни было. Знания о ней в равной мере необходимы и тем, кто профессионально занимается политикой, и тем, кто участвует в ней лишь в периоды избирательных кампаний. Формирование политологических компетенций является непременным условием успешной деятельности человека на любом поприще. Именно поэтому важнейшей стороной подготовки современного специалиста является освоение им достижений политической науки, формирование у него способности понимать и оценивать социально-политические явления и пользоваться такой способностью в своей профессиональной деятельности и повседневной жизни.

Предлагаемое учебное пособие призвано помочь будущим специалистам приобрести необходимые им политологические знания, сформировать политическое сознание и политическую культуру, адекватные современным социально-политическим реалиям и потребностям общественного развития. Пособие соответствует типовой учебной программе по обязательному модулю «Политология» для учреждений высшего образования Республики Беларусь. Слова «обязательный модуль» в названии программы отражают тот факт, что в ней объединены в единое целое учебные дисциплины «Политология» и «Основы идеологии белорусского государства», которые в обязательном порядке изучаются всеми студентами первой ступени высшего образования. Пособие содержит также ряд политологических тем, которые могут составить основу специализированных модулей.

Структурная особенность учебного пособия, как и типовой учебной программы, состоит в том, что изложение собственно политологической его части предшествует изложению содержания идеологии белорусского государства. Очевидно, что понятия и категории политической науки используются в любой идеологии и особенно в государственной идеологии, в которых им придается индивидуальная специфика. Этим обстоятельством и обусловлена последовательность изложения тем интегрированного модуля.

В собственно политологической части учебного пособия излагаются вопросы методологии, становления и развития политической науки и основные темы ее содержания.

Концептуальный ряд, представленный в пособии, образуют следующие определяющие предмет политологии понятия и категории: политика-политическая наука-политическое сообщество-политические отношения-субъекты политики-политическая власть-политический институт-политическая система-политическое сознание-политическая идеология-политическая культура-политическая социализация-политический процесс. Отсюда вытекает и разбивка текста по главам, параграфам и абзацам как простейшим структурным элементам содержания пособия. Продвигаясь по данным «смысловым единицам», читатель получит возможность последовательного освоения предмета, основного круга проблематики и системы фундаментальных понятий и категорий политической науки.

Изложение содержания идеологии белорусского государства также производится согласно определенной логике. Раскрытие сути составляющих ее идей, ценностей и представлений потребовало предварительного рассмотрения положений теории идеологии, феномена государственной идеологии, основных идейно-политических доктрин современности. За этим последовало раскрытие культурно-исторической (цивилизационной), политической, социогуманитарной и экономической составляющих идеологии белорусского государства.

Учебное пособие предназначено прежде всего студентам учреждений высшего образования Республики Беларусь. Автор, однако, надеется, что оно заинтересует и всех тех, кому небезразличны политическая жизнь современного общества и содержание белорусской государственной идеологии.

Глава 1
Методология и история политической науки

1.1. Политология как научная дисциплина

Смысл и происхождение термина «политология»

Понятие «политология» образуется из двух греческих слов: politike – государственные, общественные дела и logos – слово, смысл, учение. Сочетание этих двух понятий означает, что политология – это учение, наука о политике.

Происхождение термина «политика» связано с древнегреческим городом-государством, который именовался полисом. Слово «полис» (polis) в переводе с греческого буквально означает «место» и одновременно «множество». Для древних греков оно имело и специфический смысл, а именно – место совместной жизнедеятельности определенного множества людей, объединенных единой властью. Численность жителей каждого такого полиса была невелика: в период расцвета Афин, например, там насчитывалось примерно 150 тыс. свободных граждан, включая членов их семей, 125 тыс. рабов и примерно 40 тыс. лично свободных, но не обладавших гражданскими правами переселенцев . Древнегреческие полисы представляли собой, выражаясь современным языком, города и в то же время государства, включающие в себя прилегающие к городу сельские территории. Поэтому «полис» обычно переводится как «город-государство».

Полисное устройство предполагало для каждого гражданина возможность, а часто и обязанность в той или иной форме – прежде всего голосованием в народном собрании – участвовать в решении вопросов его жизнедеятельности. Наличие особой деятельности, связанной с участием людей в решении вопросов полисной жизни или, как принято говорить сегодня, с государственным управлением, привело к необходимости обозначения этой деятельности кратким понятием. Таковым и стал термин «политика». Он утвердился после написания Аристотелем (384–322 до. н. э.) трактата под таким же названием, которое дословно переводится как «то, что относится к полису».

Таким образом, термин «политология» восходит к древнегреческому понятию «полис» и изначально он означал учение о политике, т. е. совокупность знаний о полисе, об управлении его жизнедеятельностью. И хотя древнегреческий полис как форма организации сообщества людей уже давно стал достоянием истории, понятие «политика» из научного и общественного лексикона не исчезло. Ныне оно употребляется для обозначения деятельности, связанной с управлением современным государством и регулированием международных отношений. То же самое относится и к термину «политология», которым принято называть науку, изучающую политически, или государственно, организованное сообщество людей и процессы управления таковым.

Объект и предмет политической науки

Как наука политология имеет свой объект и предмет познания. Напомним, что в теории познания в качестве объекта понимается то, на что направлена предметно-практическая и познавательная деятельность субъекта. Иными словами, объектом той или иной науки является та часть объективной реальности, которая подвергается исследованию познающим субъектом. Предметом науки выступают те стороны, признаки, свойства и отношения реальных объектов, которые подвергаются анализу или подлежат познанию.

Разумеется, во вводной теме объект и предмет научной дисциплины можно определить лишь в самом общем виде, поскольку понятие политики охватывает большой круг явлений. Объектом политологии выступает политическая действительность во всем многообразии ее проявлений, или, иными словами, политическая сфера жизнедеятельности общества. В самом широком смысле слова – это область общественных отношений, связанная с взаимодействием людей, их групп, объединений и общностей по поводу управления государством. Именно участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства и есть политика, есть главное содержание деятельности людей в политической сфере.

Как известно, эту сферу общественной жизни изучают также философия, социология, история, культурология, правоведение и другие социально-гуманитарные дисциплины. Каждая из них рассматривает процессы, происходящие в политической сфере общества, под специфическим углом зрения, или, как говорят, имеет свой предмет изучения. Предметом политологии являются главным образом политика как особый вид деятельности людей и политическая власть как средство политики. Данная наука призвана заниматься исследованием сущности политики и власти, их институтов, закономерностей их возникновения, функционирования, развития и изменения. С таким определением предмета политической науки согласно большинство авторитетных исследователей. Сошлемся на мнение американского политолога Гарольда Лассуэлла (1902 1978): «Когда мы говорим о науке в области политики, мы имеем в виду науку о власти» . Политическая наука призвана исследовать также те социально-политические явления, которые составляют часть предмета смежных с ней научных дисциплин, но которые обычно остаются вне поля зрения их представителей. Речь идет, например, об исследовании различных аспектов политического сознания, политической культуры, политического поведения, методики и методологии познания явлений политической жизни и др.

Понятия и категории политической науки

Общая характеристика политологии как науки предполагает хотя бы краткое упоминание о системе ее понятий и категорий. Научные понятия есть слова и краткие словосочетания, используемые для обозначения существенных признаков, свойств, связей и отношений, присущих изучаемым явлениям. Категориями называются понятия, отражающие наиболее общие и существенные свойства, закономерные связи и отношения, присущие объекту определенной науки. Понятия и категории есть главный конструкционный элемент любой научной дисциплины; в них концентрируются и в языковой форме закрепляется содержание накопленных знаний о познаваемых объектах. Каждая наука оперирует определенными понятиями и вырабатывает собственную систему категорий. Те и другие вместе составляют понятийно-категориальный аппарат данной науки.

Политология как особая научная дисциплина также вырабатывает собственный понятийно-категориальный аппарат. К ее собственным категориям относятся, например, политика, политическая власть, политическая система, политический институт, государство, политическая партия, политическое сознание, политическая идеология, политическая культура, политическое решение, политический процесс, политический кризис, политическая социализация и многие другие.

В политической науке широко используются понятия и категории ряда смежных с нею научных дисциплин – философии, социологии, экономической теории, социальной психологии и др. К таковым относятся, например, философские категории – объект, сознание, субъект, явление, форма, развитие, и др.; категории социологии – элемент, структура, функция, процесс, социальный слой, социальная роль и др. Многие категории собственно политологии являются производными либо от общенаучных понятий, либо от категорий смежных с нею социально-гуманитарных дисциплин. Разумеется, политология, как и любая другая наука, включает в себя слова обиходного языка, без которых просто невозможно создать связный научный текст.

Более или менее устоявшиеся значения системы фундаментальных понятий и категорий политической науки будут даны в ходе рассмотрения последующих тем курса. Уяснение их научного содержания и будет означать овладение политологическим знанием.

Методы политологии

В политической науке используются самые различные методы познания изучаемых явлений. Осознанное применение тех или иных методов, основанное на понимании их возможностей и пределов применимости, делает познавательную деятельность более эффективной. Каждое конкретное политическое исследование предполагает использование как общелогических, так и специальных научных методов.

Как и любая наука, политология немыслима без соблюдения прежде всего формально-логических правил определения понятий, норм суждений, умозаключений и доказательств. В политической науке используются также такие общелогические методы, как анализ и синтез, индукция и дедукция, конкретизация и абстрагирование, аналогия и экстраполяция, ограничение и обобщение, типологизация и идеализация, исторический и логический анализ. Суть данных приемов и методов познания постигается обучаемыми в процессе изучения общеобразовательных дисциплин, а также в учебных курсах по философии. Из научных методов исследования в политологии наиболее часто применяются следующие: диалектико-исторический, эмпирико-социологический, сравнительный (или компаративный), системный, институциональный, бихевиоральный и др. Кратко рассмотрим суть каждого из них.

Диалектическо-исторический метод позволяет рассматривать процессы и явления политической сферы в их становлении и развитии, во взаимосвязи как друг с другом, так и с процессами и явлениями других сфер общества. Охватывая политику во всех ее взаимосвязях и опосредованиях, этот метод позволяет выработать наиболее общие понятия и категории политической теории, играет объединяющую роль во всей совокупности исследований в области политики. Принцип историзма, будучи ключевым в диалектическом методе, обеспечивает выявление закономерностей в становлении и развитии явлений социально-политической действительности.

Эмпирико-социологический метод представляет собой совокупность приемов и способов конкретных социологических исследований политических явлений и процессов. К таким методам относятся прежде всего наблюдение происходящих событий, анкетные опросы, анализ статистики, изучение различного рода документов, проведение деловых игр, биографический анализ и др. Полученные при этом эмпирические данные используются не только для теоретической интерпретации изучаемых явлений, но и в практической деятельности участников политики.

Сравнительный, или компаративный, метод состоит в сопоставлении двух и более политических объектов (или частей), имеющих черты подобия, но относящихся к различным обществам. Он позволяет путем сопоставления вычленить общее и особенное в многообразии политических явлений, выявить тенденции в изменении социально-политической реальности. Применение сравнительного метода предполагает правильный выбор явлений, которые будут сопоставляться, подвергаться научному наблюдению, описанию и теоретическому истолкованию. В настоящее время сложилось и динамично развивается особое направление политической науки, которое так и называется – сравнительная политология.

Системный метод, или, что практически одно и то же, структурно-функциональный анализ, заключается в подходе к политической сфере общества как к сложноорганизованной целостности или как к политической системе, состоящей из некоторой совокупности элементов, находящихся в определенных отношениях и связях друг с другом и внешней средой. Содержание аналитических действий при этом составляют выявление элементов системы, определение отношений между ними, или структуры системы, и выяснение роли системы в выполнении своего общественного предназначения, или функций системы. Оригинальность данного подхода заключается в целостном восприятии объекта исследования и всестороннем анализе связей между отдельными элементами в рамках более широкого целого. Системный анализ в познавательном отношении считается особенно ценным.

Институциональный метод состоит в рассмотрении политики как упорядоченной деятельности членов политического сообщества, осуществляемой ими в рамках разнообразных государственных (глава государства, парламент, правительство, суды, выборы и т. п.) и негосударственных (политические партии, группы интересов, общественные движения, средства массовой информации, гражданские инициативы, лидерство и т. п.) организационно оформленных институтов. В качестве политических институтов рассматриваются также устойчивые комплексы формальных и неформальных норм, правил, установок и культурных образцов, очерчивающих пределы допустимого поведения в той или иной социально-политической ситуации, не предписываемого, но и не запрещенного. Под таким углом зрения данный метод предполагает рассмотрение самых разнообразных политических явлений.

Бихевиоралъный метод (от англ. behaviour – поведение, поступок) состоит в анализе политического поведения отдельных людей и групп. Исходным в данном методе является положение о том, что групповые действия людей так или иначе восходят к поведению конкретных личностей, выступающих главным объектом исследований. В свою очередь в качестве решающих факторов поведения рассматриваются мотивы, которыми руководствуются участники политических действий. При этом особое внимание уделяется сбору эмпирических фактов, тщательному соблюдению исследовательских процедур, использованию приемов естественных и точных наук при обработке и анализе полученных сведений.

К числу специфических методов исследования политических явлений относятся политико-культурный – анализ ориентации различных элитарных и массовых субъектов политики на определенные политические объекты; информационно-кибернетический – анализ взаимодействий субъектов политики на принципах прямой и обратной связи; коммуникативный – раскрытие свойств политики через изучение складывающихся в политическом сообществе способов общения людей; психологический – изучение субъективных механизмов политического поведения людей, выяснение влияния на политические события эмоционально-чувственных особенностей индивидов; моделирование – создание и изучение лабораторной модели определенной политической ситуации с целью разработки наиболее вероятных сценариев будущих действий; практический эксперимент – принятие и реализация политического решения, посредством которого предполагается не только достичь определенных политических целей, но и одновременно проверить правильность выводов, полученных с помощью других методов исследования. Методы политических исследований чрезвычайно разнообразны, их арсенал постоянно пополняется, и поэтому дать их исчерпывающий перечень практически невозможно. Каждый метод предполагает применение определенных приемов, техник та процедур познания, выбор которых зависит от характера изучаемых политических явлений, целей и условий исследования.

Парадигмы политологии

Наряду с методами исследования в теории науки различаются также господствующие в тот или иной период развития соответствующей отрасли знания способы объяснения изучаемых явлений. Для их обозначения американский философ и историк науки Томас Кун (1922–1995) предложил использовать понятие «парадигма» (от греч. paradeigma – пример, образец). Парадигма – это признанные на данном этапе научным сообществом ведущие представления об определенной области действительности, служащие основой объяснения новых данных о ней. Понятие парадигмы отражает связь указанных представлений с общими картинами мира, господствовавшими в те или иные исторические эпохи. Смена одной научной парадигмы другой в соответствующей области знания рассматривается исследователями как научная революция .

Характерной чертой политической науки является то, что в ней сосуществуют различные концептуальные подходы к описанию и интерпретации явлений политической действительности. В их основе лежат попытки объяснить политику либо через действие сверхъестественного начала, либо через влияние природных, социальных или собственно политических факторов. Соответствующие подходы в литературе условно именуются теологической, натуралистической, социо-центристской и рационально-критической парадигмами политологии .

Теологическая парадигма господствовала на ранних этапах существования общества, когда люди были еще не в состоянии подмечать объективные внутренние и внешние факторы политических явлений. В этих условиях они неизбежно давали сверхъестественное толкование политики, видели источник власти в Боге, объясняли политические изменения его волей. И хотя такое объяснение политики трудно назвать концептуально-теоретическим, все же оно исходило из идеи причинной обусловленности политических явлений, а это и есть не что иное, как признак парадигматического мышления.

Натуралистическая парадигма – это способ объяснения природы политики исходя из определяющего значения экологических, географических, биологических и психологических факторов в жизнедеятельности людей. Несмотря на то что данные подходы к пониманию политики относятся к одному классу теоретических концепций – натуралистической парадигме, они все полемизируют и конкурируют друг с другом. Кроме того, всем им уверенно противостоят иные концептуальные оценки природы политики.

Социоцентристскую парадигму представляет группа концептуальных подходов, в русле которых дается объяснение политики через действие разного рода социальных, но внешних по отношению к ней факторов. В такого рода концепциях в качестве порождающих политику причин называют экономические, классовые, правовые, культурные, религиозные, этико-нормативные и другие социальные факторы.

Рационально-критическая парадигма природу политического взаимодействия людей связывает не с внешними по отношению к политике факторами, а с ее внутренними причинами и свойствами. Данный концептуальный подход исходит из того положения, что политика есть полностью или относительно самостоятельное общественное явление, которое возникает и развивается по своим собственным, внутренним законам и правилам, которые могут быть познаны. В соответствии с данным представлением задачей политической науки являются исследование и раскрытие внутренней природы политики, ее составных элементов и взаимодействия между ними.

Выделение основных парадигм политологии дает возможность увидеть связь политической науки с более общими научными теориями, проследить эволюцию представлений о политической сфере общественной жизни. Зная особенности различных парадигм, можно более полно уяснить специфику тех или иных познавательных методов политологии и более глубоко проникнуть во внутреннюю логику формирования политической науки.

Предисловие

Политология, как хорошо известно, - достаточно древняя наука, основателем которой является великий Аристотель. В современном понимании политологию истолковывают как науку о политике или о мире политического - об особой подсистеме общества, связанной с властью, государством политическими отношениями и процессами. Это наука об общих и специфических законах, тенденциях и закономерностях функционирования и развития политической сферы общества, о формах их проявления и механизмах действия в современном обществе.

В настоящее время политология - это обширная область научных знаний, включающая в себя историю и философию политики (политическая теория), теорию политических институтов и процессов, политическую компаративистику (сравнительная политология), теорию мировой политики и международных отношений и т.д. Все вроде бы солидно и основательно, но...

Политология как наука еще не достигла, на наш взгляд, своего возраста совершенства - возраста «акмэ». Нисколько не умаляя теоретических и практических достижений политологии как научной дисциплины, надо все же честно и откровенно признать следующий непреложный факт: мир людей на планете Земля живет вовсе не по законам политологической науки. Более того, повседневная практика отдельных политиков, политических систем, органов управления государствами и т.д. повсеместно строится и осуществляется принципиально вопреки базовым положениям политологии, без какого-либо научного анализа, с волевых позиций различных политиков, отталкиваясь от стихийной конъюнктуры политических процессов и явлений и т.д.

Но и это еще далеко не вся правда об истинном положении политологии в современном обществе - ведь в нем имеются принципиально господствующие и поэтому просто блокирующие любые политологические истины факторы-«тяжеловесы», с которыми пока человечеству хоть как-то совладать совершенно не удалось. Что же это за факторы, которые фактически «обнуляют» любую науку, в том числе политологию?

Все хорошо знают этих «тяжеловесов», имя которым - эгоизм, нажива, алчность, порок, вседозволенность. Все это многообразие антиценностей «спекается» в некое целостное образование под названием «личный интерес». Он может быть направлен на алчность, а может на порок, но он всегда направлен на эгоизм и на все то, что его обслуживает. На следование таким распространенным «заповедям» жизни людей, якобы «умеющих жить», как «жизнь одна и следует ей насладиться по максимуму», «после меня - хоть потоп», «деньги не пахнут» и др.

Самым губительным для людей на Земле фактором был и остается только один - эгоизм. «Эгоизм - это вата, заложенная в уши, чтобы не слышать людского стона». Точнее, чем сказал польский писатель-классик Генрик Сенкевич об эгоизме, наверное, сказать просто нельзя. Эгоизм - главный враг всего человечества, поскольку он «ненавидит всеобщее, он отрывает человека от человечества, ставит его в исключительное положение; для него все чуждо, кроме своей личности» (А.И. Герцен).

Против этого убийственного по отношению ко всему общественному в социуме фактора - эгоизма, воплощенного в «личный интерес», идет битва философов и ученых уже несколько тысячелетий, но пока без особых достижений. В том числе нет особых побед над этим фактором и в политической области, ибо более всего политическое действо на всех уровнях его осуществления подчинено вовсе не политическим законам и истинам, а его величеству частному меркантильному интересу политических субъектов всех мастей и званий. В современном Китае, например, за малейшие отступления чиновников в направлении к коррупции или к злоупотреблениям властью сразу же следует неминуемая казнь этих людей, но сила частного интереса и здесь бывает гораздо сильнее всего. Сильнее даже смерти.

Этот частный интерес фактически нейтрализует все научные положения политологии, делает их принципиально незначимыми и не важными для политических практик. Такое же положение дел во всем мире, в том числе в России, - фактор-«тяжеловес» всесилен и пока непобедим.

Возникает закономерный и сугубо студенческий вопрос: если политология фактически не работает в современном обществе, зачем же тогда ее изучать? Ответ на него дан тоже древними мыслителями и философами - Конфуцием, Пифагором, Сократом, Платоном и другими мыслителями. Что же это за ответ?

Конфуций жил в период внедрения в китайское общество системы обязательных на всех и для всех... доносов. Умудренный опытом, он понимал, что такое общество не имеет никакого своего будущего, доносительство породит такую вражду среди людей, которая, подобно пожару, просто уничтожит все китайское общество. В противовес этому безумию доносительства и вражды Конфуций стал искать возможности укрепления в обществе нравственных начал для того, чтобы этот здоровый «каркас» общества помогал людям самим отторгать чудовищное доносительство, в том числе на своих братьев, родителей, других родственников, соседей.

Именно поэтому красной нитью в учении Конфуция проходит забота о старших, о родне, чувство уважения и любви к людям, живущим рядом. Общество, пропитанное таким духом, будет очень сплочено, ему будет не страшно доносительство. Нравственность и привязанность людей друг к другу победят пороки людей, их вражду между собой, а значит, и доносительство. Великий мыслитель был абсолютно прав, и именно поэтому сегодняшнее китайское общество до сих пор пропитано духом конфуцианства - солидарности, дружбы, помощи друг другу, а государство рассматривается как большая семья - ведь так учил великий Конфуций!

Конфуций, не обладая никакой властью, никакой силой, сумел победить тех всесильных вроде бы китайских правителей, которые ради удержания своей власти и господства готовы были уничтожить все общество, «спалить» его во взаимной вражде. Не получилось, на их пути встал мудрый и нравственный Конфуций.

Чем не пример для подражания и для нас - для общества двадцать первого века? Да, нас, россиян, пока одолевает фактор «личного интереса» везде и всюду, из-за чего слабые на порок и наживу люди готовы продать за гроши и себя, и мать свою родную.

Ну и что, руки опускать? Ни в коем случае! Надо за лучшее будущее постоянно сражаться, шаг за шагом приближать его, не бояться пока еще господствующих пороков и несправедливостей и двигаться, двигаться, двигаться, причем всегда только в одном направлении - к нравственности, к духовности человека, к его лучшим, а не худшим качествам. И тогда на каком-то тысячном нашем шаге этот самый порок дрогнет, потеряет свою мощь и силу, уступит свое господство другим правилам и законам, в которых будет больше правды, нравственности, справедливости, солидарности и меньше эгоизма, корысти, порока, алчности, вражды. За это шли в самый настоящий бой и Пифагор, и Сократ, и Платон, а также огромное число других настоящих мыслителей и философов, простых, но принципиально нравственных людей.


Сегодняшние проблемы развития России, благополучия ее общества во многом являются следствием того грандиозного разрушения целостности когда-то достаточно единого и монолитного социума страны, следствием тяжелого поражения и глубокой деформации, ранее привычных для большинства людей социальных ожиданий, общепринятых ценностей, жизненных и мировоззренческих установок и т.д. Здесь огромное поле деятельности и для политиков, которые на принципиально научной основе должны не только помочь залечить те раны, которые были получены в результате авантюрных политических, экономических и социальных преобразований в нашей стране, но и предложить целостную и масштабную комплексную программу возрождения нашей страны. Это тем более важно в современном глобализирующемся мире, где Россия сможет одолеть все беды и вызовы только в том случае, если она будет сильной и принципиально самодостаточной страной. Для этого нашему народу предстоит преодолеть огромные препятствия и трудности, решить колоссальное количество проблем, в том числе принципиально политического характера, на основе достижений современной политологии. Часть подобного рода проблем и путей их решения содержится в данном учебнике политологии.

Учебник написан авторским коллективом кафедры философии и социологии Всероссийского государственного заочного финансово-экономического института под общей редакцией заведующего кафедрой, доктора философских наук, академика РАЕН В.К. Батурина.

д-р филос. наук, академик РАЕН В.К. Батурин (Предисловие, Вводная глава, Заключение, гл. 4, 21, 22)

д-р филос. наук, проф. В.П. Ратников (гл. 7, 8 и 18)

канд. истор. наук, доцент Э.В. Островский (гл. 1-3)

доцент Ж.Б. Скрипкина (гл. 6, 12, 24)

канд. филос. наук, доцент В.Ю. Дорошенко (гл. 5)

канд. филос. наук, доцент Л.Г. Титова (гл. 10)

канд. филос. наук, доцент В.В. Юдин (гл. 9, 11, 13-15, 17, 19, 20, 23)

Вводная глава

Политология (от греч. «политика» - государственные или общественные дела и «логос» - слово, знание, наука - буквальное значение: знание о политике, политической жизни) - наука о политике, ее взаимоотношениях с человеком и обществом и о политических отношениях.

Что же такое политика? Это понятие - производное от нескольких древнегреческих слов: «полис» - город - государство; «политес» - гражданин; «политикос» - государственный деятель; «политейа» - конституция.

Что связывает все эти слова и что может быть базовым содержанием для понимания сути понятия «политика»?

Хорошо видно, что общим содержанием всех приведенных выше четырех слов являются принципиально общие или государственные дела двух главных общностей любого сообщества - управляемых и управляющих, подчиненных неким правилам и установлениям этой совместной жизни и деятельности, например законам, конституции. Добавим к этому то, что процесс взаимодействия управляемых и управляющих связан с еще одним важным понятием политологии - властью.

Таким образом, политика - суть общественное явление, связанное:

(а) с общей государственной деятельностью людей ради достижения таких же общих целей и задач;

(б) с властью - разделением граждан на управляющих и управляемых;

(в) с определенными нормами и правилами совместной деятельности.

Корни политологии - в учениях Конфуция, Платона, Аристотеля. Эти мыслители понимали политическую науку как науку о высшем благе человека и государства, о наилучшем государственном устройстве. Ее объекты, как считал Аристотель, - прекрасное и справедливое, достижимые лишь в разумно устроенном государстве. В это же время были сделаны первые шаги на пути всестороннего теоретического и эмпирического анализа политической действительности, заложен понятийный аппарат политической науки, введены в оборот такие понятия, как политика, государство, право, мораль, власть, республика, монархия, аристократия, демократия и др.

Следующий этап развития политической теории - труды крупнейших философов, экономистов, историков и юристов эпохи Возрождения и Просвещения - Н. Макиавелли, Ш. Монтескьё, Ф. Бэкона, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и др. В отличие от мыслителей античных времен, для которых исходную базу исследований составлял опыт деспотий и полисов, для философов эпохи Возрождения и Просвещения опорой был опыт самодержавных монархий и парламентских республик. Их заслуга состоит в том, что они обосновали естественные, неотчуждаемые права человеческой личности, принципы законности и народного суверенитета, разработали идеи вечного мира, основанного на международном сотрудничестве и имеющего в качестве предпосылки прогрессивное общественное устройство всех государств.