Сроки проведения спецоценки труда. Сроки проведения соут. Срок действия специальной оценки условий труда

C 1 января 2014 года вступили в силу два закона, которые предусматривают новый подход к оценке условий труда: Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ " " (далее – закон о спецоценке) и Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ " " (далее – закон о внесении изменений) .

Поскольку практика в данной сфере еще не сложилась, при определении сроков проведения спецоценки условий труда возникает много вопросов. С наиболее сложными нам поможет разобраться председатель Комитета по трудовым отношениям и охране труда Московского городского отделения общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства "Опора России", генеральный директор HSA Company Дмитрий Третьяков .

Достаточно пикантным в данной ситуации выглядит момент, связанный с тем, что фактически результаты аттестации действуют с момента ее проведения в течение пятилетнего срока. Мы с коллегами рассматривали ситуацию, когда материалы аттестации были сданы 20 декабря 2013 года. Если от этой даты отсчитать пять лет, то, соответственно, 20 декабря 2018 года у работодателя фактически завершается срок действия аттестации и за оставшийся 10-дневный период ему необходимо провести спецоценку, что, очевидно, невозможно. А это значит, что формально требования законодательства выполнены не будут. Это достаточно спорный момент, но полагаю, что в данном случае лучше перестраховаться и начать проведение спецоценки до истечения пятилетнего срока, чтобы успеть оформить результаты к 2018 году.

Можно ли "разбить" проведение спецоценки в организации на несколько частей с составлением отдельных отчетов по каждой? Если да, то означает ли это, что пятилетний срок, по прошествии которого необходимо проводить новую спецоценку труда (согласно ), будет исчисляться отдельно со дня утверждения каждого отчета?

Конечно, "разбить" проведение специальной оценки условий труда на несколько частей можно. При этом речь идет о разбивке по отдельным подразделениям, офисам, департаментам и т. д. с выполнением в каждой группе всей работы "под ключ" (то есть проведение идентификации, замеров, составление отчета, предоставление результатов в Государственную инспекцию труда). Для этого в организации составляется график, который утверждается Комиссией по специальной оценке (). Результаты спецоценки в каждой группе оформляются отчетом.

Спустя пять лет после утверждения каждого из отчетов необходимо проведение новой спецоценки на данном участке. В случае, если по прошествии пяти лет работодатель решил проводить спецоценку предприятия в целом, не дробя его на отдельные подразделения (офисы, департаменты и т. д.), то датой отсчета будет являться дата утверждения первого, самого раннего отчета.

Как правило, проведение спецоценки "вразбивку" удобно для крупного бизнеса с большим количеством филиалов, поскольку позволяет спланировать бюджет на данное мероприятие.

При отсутствии несчастных случаев в организации срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда пролонгируется еще на пять лет (). Расскажите, как происходит пролонгация?

7 апреля 2014 года вступил в силу приказ Минтруда России от 24 января 2014 г. № 33н " ". В соответствии с этим документом рабочие места, которые предположительно подпадали под декларирование до утверждения Методики проведения специальной оценки условий труда (например, так называемые "офисные рабочие места"), теперь подлежат обязательным измерениям. А это значит, что мы их не декларируем, а оцениваем. Теоретически существуют рабочие места, подпадающие под декларирование, но их количество в общей массе рабочих мест, подлежащих спецоценке, ничтожно мало.

Если мы говорим о пролонгации декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, то она осуществляется автоматически при отсутствии несчастных случаев на этих рабочих местах. Это означает, что декларация не утрачивает силу, а срок ее действия считается продленным на следующие пять лет. При этом работодателю вносить какие-либо изменения в документ не надо.

Кто должен проводить специальную оценку условий труда, в какие сроки, какая ответственность предусмотрена за непроведение или за нарушение порядка проведения спецоценки. Эти и другие вопросы мы рассмотрим в данной статье.

Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение своим сотрудникам безопасных условий труда на рабочих местах (ст. 212 ТК РФ). Проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах является одним из мероприятий, которые проводит работодатель для исполнения этой обязанности.

1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон от 26.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее - Закон), который ввел новую процедуру, - специальную оценку условий труда (СОУТ). Она заменила аттестацию рабочих мест.

СОУТ направлена на выявление вредных и опасных факторов производственной среды, оценку уровня их воздействия на работника (ч. 1 ст. 3 Закона).

По итогам проведения специальной оценки труда работодатель:

  • определяет классы (подклассы) условий труда;
  • обеспечивает работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • устанавливает для сотрудников предусмотренные законодательством гарантии и компенсации;
  • организовывает предварительные и периодические медосмотры;
  • устанавливает дополнительный тариф взносов в ПФР;
  • рассчитывает скидку (надбавку) к страховому тарифу взносов на травматизм;
  • подготавливает статистическую отчетность об условиях труда.

СОУТ обязателен, но не для всех

Каждый работодатель должен проводить специальную оценку, независимо от формы собственности.

Исключение составляют следующие категории сотрудников:

Организовать и оплатить специальную оценку должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона). При этом оценка проводится им совместно со специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона).

Для того чтобы понять, в какие сроки необходимо провести плановую спецоценку, обратимся к схеме:

Сроки проведения плановой специальной оценки рабочих мест, созданных до 01.01.2014

Специальная оценка проводится не реже одного раза в 5 лет. Срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона). Однако, если проведенная спецоценка подтвердит оптимальные или допустимые условия на рабочих местах, а в течение 5 лет с даты утверждения отчета в организации не будут выявлены профзаболевания и не произойдет несчастный случай - результаты такой спецоценки автоматически продлеваются на следующие 5 лет. Но в случае выявления вредных/опасных условий труда данные рабочие места подлежат плановой спецоценке каждые 5 лет.

Ситуация: Потенциально вредные условия труда

Для потенциально вредных/опасных условий труда в Законе четко не оговорен срок проведения плановой спецоценки. Но тем не менее для этих категорий рабочих мест оценку условий труда следует проводить в кратчайшие сроки.(конец врезки)

Оценка вне плана

В некоторых случаях работодателю необходимо провести специальную оценку внепланово, то есть ранее, чем по прошествии 5 лет (ч. 1 ст. 17):
  • при введении нового рабочего места;
  • при наличии предписания ГИТ о проведении спецоценки;
  • при изменении технологического процесса на рабочем месте, при замене производственного оборудования, состава применяемых материалов, сырья и т.д.;
  • если произошел несчастный случай на рабочем месте (не по вине третьих лиц);
  • если выявлено профессиональное заболевание;
  • если имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профорганизации о проведении внеплановой СОУТ.
Срок проведения внеплановой спецоценки составляет 6 месяцев. Причем если организация начала свою деятельность после 1 января 2014, все рабочие места считаются вновь созданными и подлежат спецоценке в течение 6 месяцев.

Комиссия СОУТ

Проведение СОУТ начинается с созыва комиссии с нечетным количеством членов. Ее инициирует приказ руководителя организации. В комиссию входит специалист по охране труда или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), а также представитель профсоюза, если такой имеется. В том же приказе руководитель должен указать, кто возглавит комиссию - он сам или назначенное им лицо.

Важно: Аналогичные рабочие места

Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона). Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч. 1 ст. 16 Закона). Согласно ст. 9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:

  1. расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  2. оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  3. на которых трудятся работники:
  • одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;
  • в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
  • с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  • обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Всегда ли нужно привлекать специализированную организацию?

Одновременно фирма обязана выбрать и заключить договор со специализированной организацией на проведение СОУТ.

На следующем этапе в дело вступает специализированная организация. Ее задача - идентифицировать вредные либо опасные факторы труда. Проще говоря, решить, может ли нанести вред здоровью человека его работа, а если может, то чем именно. Вредные факторы перечислены в Классификаторе, утвержденном Приказом Минтруда N 33н от 24.01.2014.

Следует отметить, что идентификация не осуществляется в отношении (ч. 6 ст. 10 Закона):

  • рабочих мест сотрудников, профессии, должности или специальности которых включены в списки на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  • рабочих мест, на которых сотрудникам в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  • рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
При этом остальные процедуры специальной оценки по отношению к этим рабочим местам проводятся.

Итак, эксперт специализированной организации проводит идентификацию, а ее результаты утверждает комиссия работодателя (ч. 2 ст. 10 Закона).

Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то дальнейшие исследования не проводятся (ч. 4 ст. 10 Закона).

По таким рабочим местам, а также местам, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, работодатель подает в свою трудинспекцию декларацию соответствия условий труда государственным требованиям.

Ситуация: Выявлены вредные или опасные производственные факторы

Если вредные/опасные производственные факторы выявлены, то комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений данных факторов (ч. 5 ст. 10 Закона). Закончив измерять вредные факторы, экспертная организация и комиссия проверяемой фирмы составляют отчет об итогах спецоценки. Его подписывают все члены комиссии и утверждает ее председатель. Форма отчета есть в Приказе Минтруда N 33н от 24.01.2014 г. К нему прикладываются карты оценки каждого рабочего места, прошедшего процедуру. В результате условия труда делятся на классы и подклассы по степени вредности, работники получают те или иные гарантии и компенсации, а также определятся дополнительный тариф взносов в ПФР.

Характеристика условий труда

Класс

Подкласс

Условия труда

Размер доп.тарифа

Характеристики класса (подкласса)

Оптимальные Вредные (опасные) факторы отсутствуют или не превышают норм.

Допустимые

Вредные (опасные) факторы не превышают норм; функциональное состояние работника восстанавливается за время междусменного отдыха.

1 степени

После воздействия вредных (опасных) факторов состояние организма работника восстанавливается при более длительном времени, чем междусменный отдых; увеличивается риск повреждения здоровья.

2 степени

Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (15 и более лет).

3 степени

Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие у работника профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности.

4 степени

Вредные (опасные) факторы способны привести к появлению и развитию у работника тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.
Вредные (опасные) факторы, воздействующие на работника в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу его жизни, а их последствия обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности.

Оценка проведена, а что дальше?

Но на этом обязанности работодателя не заканчиваются. Он должен ознакомить сотрудников под роспись с результатами оценки, проведенной на их рабочих местах в течение 30 календарных дней со дня утверждения вышеуказанного отчета (ч. 2 ст. 5 и ч. 5 ст. 15 Закона).

В этот срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Важно: обновите информацию на сайте

А если у организации имеется официальный сайт - то она должна организовать размещение на нем сводных данных о результатах оценки:

  • об установленных классах (подклассах) условий труда;
  • о перечне мероприятий по улучшению этих условий.
Сделать это нужно в тот же срок - 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч. 6 ст. 15 Закона).

Сведения о результатах специальной оценки также нужно отразить в таблице 10 формы 4-ФСС.

У работников тоже есть обязанность - ознакомиться с результатами СОУТ (ч. 2 ст. 5 Закона). Отказ от исполнения этой обязанности может быть признан работодателем нарушением требований охраны труда. Такой отказ является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности (абз. 2 ч. 1 ст. 214, ст. 192 ТК РФ).

Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч. 1 ст. 18 Закона).

За нарушение порядка проведения либо за непроведение СОУТ предусмотрена административная ответственность, ее размер указан в таблице.

Ответственность за нарушения правил спецоценки

Норма КоАП РФ

Правонарушение

Ответственность

должностных лиц

организаций

ч. 2 ст. 5.27.1 Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение Предупреждение или 5 000 - 10 000 руб. Предупреждение или 60 000 - 80 000 руб.
ч. 5 ст. 5.27.1 Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение 30 000 - 40 000 руб. или дисквалификация на 1 - 3 года 30 000 - 40 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток 100 000 - 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток
ч. 1 ст. 14.54 Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, порядка ее проведения 20 000 - 30 000 руб. Нет 70 000 - 100 000 руб.
ч. 2 ст. 14.54 Совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.54 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение 40 000 - 50 000 или дисквалификация на 1 - 3 года 100 000 - 200 000 или приостановление деятельности на срок до 90 суток

Нарушением порядка проведения СОУТ могут быть признаны следующие действия/бездействие работодателя:

  1. несоблюдение срока проведения спецоценки;
  2. неознакомление сотрудников с результатами спецоценки на их рабочих местах;
  3. нарушение порядка оформления результатов спецоценки;
  4. проведение спецоценки:
  • без привлечения специализированной организации;
  • без формирования комиссии по ее проведению;
  • не на всех рабочих местах.

Согласно части 6 статьи 27 Закона Российской Федерации № 426-ФЗ, график проведения СОУТ может быть поэтапным и завершиться не позже 31 декабря 2018 года. Мы предлагаем вашему вниманию рекомендации по составлению графика и образец, подготовленный экспертами.

Читайте в нашей статье:

Периодичность проведения специальной оценки условий труда

Процедура проведения СОУТ должна быть начата не позже II квартала 2017 года. Но есть исключение – в части 4 статьи 27 закона № 426-ФЗ. Если к моменту вступления в силу данного закона – 1 января 2014 года – на предприятии была проведена АРМ по условиям труда, то ее результаты будут действительны 5 лет.

Срок проведения очередной СОУТ должен быть исчислен от даты утверждения результатов АРМ приказом руководителя, а не с даты заключения договора с оценивающей организацией.

Многие юридические лица и индивидуальные предприниматели были созданы, учреждены после , и не застали АРМ. Многие работодатели вообще не знают, что такое АРМ.

Как определить срок проведения спецоценки тем организациям, в которых аттестация рабочих мест не проводилась вообще? Можно ли им тянуть с проведением СОУТ до 31 декабря 2018 года? Нет, нельзя.

В общем случае, работодатели должны завершить работы по проведению спецоценки в срок до 31 декабря 2018 года. пятилетний срок для того, чтобы все организации и ИП успели провести СОУТ по новому, отличному от аттестации рабочих мест, порядку.

Незнание закона не освобождает от ответственности. Руководитель организации должен изучить процедуру специальной ОТУ во время обучения по охране труда по 40-часовой программе в учебном центре Минтруда России.

Там, где законом установлено право на досрочные пенсии за работу во вредных для здоровья условиях труда, СОУТ должна быть проведена не позже окончания сроков последней проведенной АРМ. Также она должна быть проведена на тех рабочих местах, где предыдущая АРМ показала вредные и опасные условия труда.

Поэтому организациям, которые были зарегистрированы в ЕГРЮЛ и ЕГРИП уже после того, как был принят , срок специальной оценки составляет 1 год создания рабочих мест. Это не дата утверждения штатного расписания, а дата приема на работу наемного персонала. Именно поэтому СОУТ на вакантных местах не проводится.

Ответственность за нарушение сроков проведения спецоценки УТ

Не нужно дожидаться проверки инспекторов Рострудинспекции. Да, штраф за непроведение СОУТ возлагается на организацию, как за процедуру, и не суммируется по количеству рабочих мест, но штраф по в сумме 50-80 тысяч рублей заставит все-таки проводить СОУТ. Если нарушение станет рецидивом в течение срока исковой давности – 12 месяцев (), то работодатель может лишиться работы – его дисквалифицируют по решению суда.

После этого каждый новый работодатель дисквалификанта должен будет извещать Роструд, что принял на работу такого работника. Теперь посчитайте вероятность приема на работу руководителем после такой сомнительной рекомендации.

Плюсы от своевременного проведения

Работодатель должен понимать, что СОУТ пришла на смену аттестации рабочих мест в целях снижения нагрузки на бизнес. Там, где работодатель несет затраты на покупку нового оборудования, на реконструкцию технологических линий, где бизнес инвестирует в создание безопасных рабочих мест, должны стать меньше тарифы взносов во внебюджетные фонды РФ – в пенсионный фонд и в фонд соцстраха.

Также может быть предоставлена возможность не платить компенсации к окладу и не предоставлять .

Процедура проведения СОУТ намного легче аттестации рабочих мест, и с этим согласятся все старые инженеры по охране труда, теперь уже специалисты по ОТ. Порядок спецоценки по 426-ФЗ намного логичнее и прозрачнее. У работодателя появилось больше возможностей влиять на результат, ведь там, где условия труда находятся под неусыпным контролем, эксперту не удастся оценить рабочее место «по установленной мощности».

Если работник трудится во вредных условиях труда меньше, чем 50% при восьмичасовом рабочем дне или сорокачасовой рабочей неделе, вредный класс УТ не будет установлен по данному фактору. Поэтому работодатель должен доказать экспертной организации, что электрогазосварщик действительно трудится со сварочными аэрозолями всего 2 часа чистого операционного времени. Все остальное время он занимается подготовительно-заготовительными и вспомогательными, обслуживающими процессами. Раньше это было невозможно.

Легче стало жить и медикам. Раньше для того, чтобы им был установлен по биологическим факторам, нужно было доказать превышение ПДУ, проводить многочисленные дорогостоящие измерения. Теперь же класс вредности устанавливается только при самом наличии этого фактора, независимо от времени работы в этих условиях, без измерений, для всех медицинских и немедицинских работников, контактирующих с патогенными микроорганизмами.

Каждый медик – будь то фельдшер предрейсового медосмотра в организации, будь то врач, занимаются медицинской деятельностью, поэтому должны получать компенсации за свой рискованный и тяжелый труд. Это тоже завоевание СОУТ – сделать процедуру понятной для каждого работника. 426-ФЗ обязал работодателя проводить с работниками разъяснение по оценке их рабочих мест.

Сроки внеплановой спецоценки

Указанные выше сроки не действуют, когда по закону требуется проведение . Если были созданы новые РМ, то еёТ проводят в течение 12 месяцев. Если было получено предписание инспектора Рострудинспекции, то СОУТ проводится не позже 6 месяцев после постановления.

Уведомить работников об изменении условий труда на их рабочих местах нужно сразу после утверждения отчета о СОУТ. С этой же даты должно начинаться начисление гарантий и компенсаций.

А вот отменять льготы не торопитесь. Для этого работник должен быть уведомлен за 2 месяца о том, что условия труда на его рабочем месте изменились в лучшую сторону, и льгот он больше не получит.

Декларировать его рабочее место нельзя. Поэтому и при 2 классе условий труда работник должен расписаться в . При этом работодатель должен доказать, что условия труда действительно изменились в результате: переезда в новый офис, модернизации оборудования, применения безопасных технологий, улучшения оснащения помещений цехов и мастерских, т.е. действительно устранено вредное воздействие производственного фактора. В противном случае, суд или ГИТ восстановят справедливость.

Государственная экспертиза СОУТ не может установить льготы и гарантии. Для этого работодатель должен снова провести оценку на рабочих местах – уже внеплановую, и не в течение года, а в течение 6 месяцев после заключения экспертизы или судебного решения. За экспертизу будет платить виновная сторона в порядке регрессного иска к ответчику со стороны истца – работника.

График проведения специальной оценки условий труда

Как было указано выше, у работодателя довольно сжатые сроки на проведение СОУТ. Во-первых, много времени уйдет на . График может быть составлен отдельным приказом, включен в текст приказа о проведении СОУТ или оформлен в качестве приложения к нему. Если приказ можно издать за один день, то за один день не улучшить разом условия труда в каждом цехе, в каждом участке или на каждой стройплощадке. Все это – материальные затраты.

Если подойти к СОУТ безответственно, то и расплата будет соответствующая – эксперты очень дорожат своей аттестацией, ее трудно получить, но потерять – очень легко, одна промашка, один шаг в сторону работодателя, одна уступка, и эксперт потеряет свой статус безвозвратно.

Поэтому никто не пойдет на сделку с нерадивым работодателем. И эксперт, увидев фактическое состояние условий труда, выставит . Там, куда эксперта не пустят в связи с «опасностью работы», эксперт выставит подкласс 3.4 или опасный 4 класс.

Поэтому дешевле, хотя и дольше, обойдутся работодателю смена ламп освещения, устройство вибро- и шумоподавляющих стеновых панелей, половых покрытий, переход с тяжелого и травмоопасного физического или механического труда на роботизированный. Но делать это нужно. Это – обязанность работодателя, указанная в 212 статье ТК РФ.

Затраты на улучшение условий труда позволят возместить одну пятую затраченных средств из взносов в . Это тоже должно стимулировать работодателя вкладываться в охрану труда, ведь это выгодно в среднесрочной перспективе.

внимание

График СОУТ нужно разработать с запасом времени, чтобы его хватило на устранение нарушений требований охраны труда.

По пролонгации декларации спецоценки поясняем следующее. Многие работодатели уверены, что если на их рабочих местах установлен класс 1 и 2, то СОУТ можно не проводить 10 лет. Но это не так.

Действительно, если в течение пяти лет на производстве не происходит ни одного , если ни у одного работника не будет зафиксировано профессионального заболевания в связи с воздействием ВОПФ, работодатель может просто продлить декларацию на следующие пять лет без проведения исследований условий труда, и оценку УТ на данных рабочих местах проводить не нужно.

Если же подобные обстоятельства случаются в период актуальности декларации, то действие её прекращается. Поэтому не нужно включать в декларацию все места «скопом». При НС или профзаболевании, после проведения внеплановой проверки, в течение 10 дней в Госреестре будет установлена отметка об аннулировании СОУТ.

Не следует забывать, что если произошло изменение в типовых нормах выдачи СИЗ, если были , если поступило заявление от работника на оценку его рабочего места заново, если инспектор Рострудинспекции во время плановой проверки не согласился с тем, что данной профессии у работника допустимый класс УТ, то должна проводиться внеплановая СОУТ.

Если у работника с оптимальными условиями труда СОУТ была проведена при мониторе с электронно-лучевой трубкой (такие мониторы очень живучи в вычислительных НИИ), и произошла замена на дискретный монитор, то требуется внеплановая спецоценка.

Если в цехе заменили освещение с лампового на спиральное, то это изменение напрямую воздействует на условия труда, и СОУТ должна быть проведена. Если вместо отечественного конвейера работодатель установил импортный, то оценка должна быть проведена заново. Поэтому никто не будет выдерживать десятилетний срок, и в первую очередь – работники, которые хотят и за вредные, с их точки зрения, УТ, и доплату к окладу.

Нормативного правового документа, который бы определял календарные даты на каждый этап СОУТ, нет. Работодатель должен исходить из своих производственных возможностей. В конечном итоге, сроки зависят от местных условий – общего количества рабочих мест, процента аналогичных рабочих мест, условий труда, сменности и т.п.

График проведения специальной оценки условий труда (образец)

Наименование мероприятия

Срок проведения

Утверждение приказом состава комиссии по проведению СОУТ

Составление перечня рабочих мест и времени занятости в условиях ВОПФ

Утверждение графика и ознакомление с ним членов комиссии

Подготовка для экспертов документов, характеризующих производственный процесс на РМ. Разъяснительная работа с персоналом по порядку проведения СОУТ на их рабочих местах, ответ на вопросы

Выбор аккредитованной организации, заключение договора

Идентификация ВОПФ

Лабораторно-инструментальные замеры уровней ВОПФ

Составление отчета

Ознакомление и подписание отчета членами комиссии

Утверждение отчета и подписание акта приемки работ

Назначение льгот и компенсаций. Внесение информации о классе условий труда, льготах и компенсаций в трудовые договора

В день утверждения отчета

Ознакомление работников с результатами в картах СОУТ и в декларациях

Подача декларации на РМ с 1,2 классом и на те РМ, где вредные условия труда не идентифицировались

10 дней после утверждения отчета

Размещение сводной ведомости СОУТ на корпортале

10 дней после утверждения отчета

Внесение изменений об УТ в трудовом договоре об отмене гарантий

2 месяца после уведомления

Как-то в одном из номеров журнала «Охрана труда» в 2000-х годах был подсчитан ориентировочный норматив по срокам проведения исследований условий труда на рабочих местах. Процедура ранее называлась аттестацией рабочих мест ( (СОУТ – Спецоценка, – ред.)). Он составлял 13 рабочих часов на одно место и включал проведение замеров вредных и опасных производственных факторов (ВОПФ, – ред.), хронологических измерений и оформление полного отчетного пакета документации. Данные часы не регламентировались нормативными документами, это был некий статистический анализ.

Мы не стали делать подробный детальный анализ, так как – относительно молодая процедура и есть вероятность, что в порядок еще будут вноситься отдельные изменения. Но смогли определить рамки «от» и «до», при которых проведение работ не будет признано формальным с точки зрения проверяющих государственных органов. В качестве примера мы рассмотрели этапы СОУТ в организации, состоящей из 25 офисных рабочих мест. Кстати, сроки проведения каждого вида работ должны указываться в графике и утверждаться работодателем.

Итак, первый этап – назначение членов и утверждение . Если работать сплоченно, то на это может уйти порядка 3-х рабочих часов. Будем считать, что 1 день.

Далее заключается договор с . С учетом согласования условий оплаты, это может занять порядка 5 рабочих дней. С этого момента организация приступает к выполнению работ. Заполняется исходная информация по заказчику, после чего осуществляется идентификация потенциальных ВОПФ, исходя из списка рабочих мест и сопоставления факторов с классификатором и утверждение результатов этапа членами комиссии. Примерное время работ может составить 15-дневный срок. Вслед за тем эксперт обязан выехать на фактическое местонахождение организации работодателя для проведения инструментальных замеров.

В нашем примере замеры составят не более 1-го рабочего дня. Если объемы мест будут значительно выше и они будут иметь производственный характер, то это может быть и два и три дня. По результатам замеров эксперт приступает к оформлению протоколов проведенных исследований и составлению отчета о проведении спецоценки. На это ему требуется порядка 15 рабочих дней. Далее передаются на ознакомление комиссии, итогом которого будет утвержденный отчет, который организация, проводящая СОУТ, обязана предоставлять до 1 января 2016 года в государственную инспекцию труда в течение 10 рабочих дней. Начиная с 2016 года результаты будут передаваться в специальный реестр – информационную систему учета .

Сроки проведения СОУТ

28 декабря 2013 года вступил в силу Федеральный закон №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – 426-ФЗ). Совместно с ним в это же время был принят 421-ФЗ, который внес изменения в отдельные законодательные акты Российской Федерации, в том числе в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ). С вступлением в силу данных нормативных правовых актов проведение специальной оценки условий труда (далее – СОУТ) стало обязательным для работодателя.

Обязанность работодателя – это обеспечение безопасными условиями и охраной труда. В соответствии с 212 статьей ТК РФ и частью 2 статьи 4 426-ФЗ работодатель обязан обеспечить , а мероприятия, реализованные по ее итогам, могут обеспечить безопасные условия труда на предприятии.

Что такое специальная оценка условий труда?

Специальная оценка условий труда – это единый комплекс последовательных мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и оценке уровня их воздействия на работников, цель которых -оценка условий труда. По результатам данных исследований организацией, проводящей спецоценку условий труда, подготавливается отчет по установленной законодательством форме. В отчете отражены условия труда в отношении каждого рабочего места (далее – РМ) и информация о необходимости назначения соответствующих гарантий и компенсаций.

На каких рабочих местах проводится специальная оценка условий труда?

Спецоценке подлежат все имеющиеся у работодателя рабочие места, за исключением:

    надомников;

    дистанционных работников;

    лиц, вступивших в трудовые отношения с работодателями (физическими лицами), которые не являются индивидуальными предпринимателями.

Какие сроки проведения СОУТ?

Спецоценку условий труда формально можно поделить на «плановую» («первичную») или внеплановую. При этом сроки проведения каждой из них будут различные.

«Плановая» («первичная») СОУТ

В соответствии с частью 6 статьи 27 426-ФЗ «плановая» СОУТ может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 г.

Внеплановая СОУТ

При проведении внеплановой СОУТ в соответствии с частью 1 статьи 17 426-ФЗ необходимо руководствоваться следующими сроками:

    В течение 12 месяцев с момента ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;

    В течение 6 месяцев с даты получения предписания государственного инспектора труда (далее – ГИТ) о проведении внеплановой СОУТ в связи с выявленными при проверке нарушениями;

    В течение 12 месяцев с изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые оказали влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

    В течение 6 месяцев с момента изменения состава материалов и (или) сырья, оказавших влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;

    В течение 6 месяцев с изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников

    В течение 6 месяцев с произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленного профессиональное заболевания, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов

    В течение 6 месяцев с момента появления мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда

Когда не требуется проводить внеплановую СОУТ?

Внеплановая специальная оценка условий труда не проводится, если произошедшие изменения не повлияли на условия труда (часть 1 статьи 17 426-ФЗ). Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда должно приниматься комиссией. Результаты данного решения отражаются в протоколе заседания комиссии.

Что будет за нарушение сроков проведения СОУТ?

Нарушение установленных сроков проведения СОУТ грозит работодателю привлечением к административной ответственности по ст. 5.27.1 КОАП РФ. На работодателя может быть наложен административный штрафа как на должностное лицо в размере от 5 до 10 тысяч рублей; и как на юридическое лицо в размере от 60 до 80 тысяч рублей.

За что еще возможно наложение штрафа?

1. Нарушение порядка проведения СОУТ:

a. Непредоставление работодателем в экспертную организацию сведений, характеризующих условия труда на рабочих местах, а также предложений работников по осуществлению идентификации на их рабочих местах (пункт 2 части 2 статьи 4 426-ФЗ)

b. Ошибки при создании комиссии по СОУТ, отсутствие графика проведения СОУТ (части 1-4 статьи 9 426-ФЗ)

c. Отсутствие утвержденного комиссией перечня рабочих мест, подлежащих СОУТ или ошибки, допущенные при его составлении (часть 5 статьи 9 426-ФЗ)

d. Проведение СОУТ в нештатные режимы функционирования предприятия (п. 15 Методики)

2. Нарушение сроков при проведении СОУТ:

a. Нарушение сроков ознакомления работников с результатами СОУТ, в которых отражены условия труда на их рабочих местах (часть 5 статьи 15 426-ФЗ)

b. Нарушение сроков информирования экспертной организации об утверждении отчета по СОУТ (часть 5 1 статьи 15 426-ФЗ)

c. Нарушение сроков размещения сведений о результатах проведенной СОУТ на официальном сайте (при наличии такового) (часть 6 статьи 15 426-ФЗ)

d. Нарушение сроков подачи деклараций соответствия ГНТОТ (часть 11 статьи 12 426-ФЗ)

3. Невыполнение мероприятий, разработанных экспертной организаций, которые могли улучшить условия труда на рабочих местах работодателя.

Сложный и трудоемкий процесс, который требует от работодателя глубоких знаний законодательства по СОУТ, трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права и государственные нормативные требования охраны труда. Поэтому успешное завершение спецоценки напрямую зависит от выбора работодателем экспертной организации и их взаимной работы.