Деловая игра биржа труда. Деловая игра мир профессий и рынок труда. Экономическая игра «Биржа труда»

Правила игры «Биржа труда» для работодателей

II тур олимпиады «Онежские паруса» называется «Биржа труда». Это – деловая игра .

Мы ждём Вас 11 февраля 2017 года (суббота) в 09:45 в фойе Дворца творчества детей и юношества (ул. Красная, д. 8).

В игре участвуют команды 10-классников. Число участников команды – 5 человек.

Каждый работодатель представляет на игре 2 вакансии на должности, которые могли бы быть на его предприятии.

Мы понимаем, что соискателями являются выпускники, не имеющие специальности. Поэтому предлагаемые вакансии должны соответствовать уровню школьного образования. Они могут предполагать обучение в процессе работы (например, упаковщик на хлебозаводе), прохождение краткосрочных курсов (например, получение водительских прав по категории С), или навыки, которые учащийся мог приобрести помимо учёбы в школе (например, умение работать с кассовым аппаратом в розничной торговле или умение настраивать локальные компьютерные сети).

Представление работодателей

Ровно в 10:00 олимпиада открывается. Вам будет предоставлено слово. Но в Вашем распоряжении всего 1 минута ! Всё хорошее, что Вы захотите рассказать о своём предприятии за рамками 1 минуты, вы сможете озвучить в конце игры, когда каждому работодателю будет предоставлено слово для подведения итогов. За 1 минуту Вам необходимо успеть представиться, назвать обе вакансии и буквально одним предложением охарактеризовать должностные обязанности по каждой из них.

Например: Продавец консультант в отдел велосипедов . Должен разбираться в материальной базе, устройстве и регулировке скоростных велосипедов, консультировать покупателей по вопросам приобретения велосипедов и запчастей.


До этого момента вакансии должны держаться в тайне. По окончании представления у каждой команды будет возможность задать только один вопросу только одному (на выбор) работодателю.

Собеседование

Каждая команда получает набор ваучеров на трудоустройство (их количество равно количеству работодателей).

В 10:50 Вы начинаете собеседование. К каждому работодателю выстроится живая очередь из 12‑13соискателей. Собеседование должно закончиться в 12:30. Таким образом, каждому соискателю Вы можете уделить в среднем 7 минут . Большая просьба, следите за соблюдением этого регламента! Длительность каждого конкретного собеседования Вы регулируете самостоятельно.

Например, если Вам требуется торговый представитель , а к Вам на собеседование пришёл молодой человек с «тоннелями» в ушах, вы можете закончить собеседование единственным вопросом: «Готовы ли вы сделать пластическую операцию, чтобы убрать ЭТО?»

Соискатель, пришедший к работодателю, может претендовать на любое из двух вакантных мест. Более того, его выбор может в процессе собеседования измениться и является предметом договорённости с работодателем.

Например, у работодателя есть вакансия шофера категории C и работника заправки. Соискатель хочет быть шофёром, но у него пока что нет водительских прав. А до этого у работодателя был другой соискатель, у которого эти права уже есть (ему исполнилось 18 лет, и он уже реально водит машину). Работодатель предпочтёт водителя с правами, но ему нравятся деловые качества данного соискателя, поэтому он ему предлагает работу на заправке.

Подведение итогов игры.

По окончании собеседования в течение 5-7 минут работодателю необходимо выбрать по 1 соискателю, принятому на каждую вакансию. Кроме того, работодатель можете определить по 1 кандидату на каждую вакансию – «кадровый резерв». Имена этих четверых счастливцев Вы запишете в специально приготовленный для Вас бланк.

Может возникнуть ситуация, когда на одну из предложенных Вами вакансий не будет желающих. Например, все захотят быть диспетчерами в ЖЭУ, но никто не захочет быть дворником. Что же, в этом случае вакансия остаётся пустой, а команды теряют шанс заработать выигрышные баллы.

Каждый претендент может быть принят на работу и зачислен в кадровый резерв на любом из собеседований.

Каждое принятие на работу члена команды, приносит команде 3 очка, принятие в кадровый резерв – 1 очко.

Подсчёт очков, набранных командами, и составление рейтинга команд, а также составление бюллетеней результатов собеседования осуществляет счётная комиссия, которая формируется из педагогов – руководителей школьных команд.

Пока работает счетная комиссия, предоставляется слово работодателям, которые делятся своими впечатлениями и называют выбранных кандидатов.

Уважаемые работодатели! Мы ждём Вас 11 февраля (в субботу) во Дворце творчества детей и юношества на ул. Красная,. Желательно подойти с 9:45 до 10:00.

Когда Вы придёте, необходимо подойти к столику регистрации, который будет находиться в фойе при входе.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 67

С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

Г.ЕКАТЕРИНБУРГА СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Практическая работа

в форме деловой игры

по теме «Рынок труда и профессий»

в 11 классе

(программа Технология. 10-11 класс, базовый уровень, изд-во Вентана-граф)

Подготовила:

Брашко Евгения Владимировна,

учитель технологии

г.Екатеринбург, 2014


Раздел: «Профессиональное самоопределение и карьера».Тема: «Рынок труда и профессий»Цель: дать учащимся наглядное представление о рынке труда.Материалы к уроку:
    компьютер с выходом в интернет (возможность просмотреть сайты с вакансиями; в данном случае использовались возможности портала ); учебник Технология 10-11:базовый уровень / Под ред.Симоненко В. . – М.: Вентана-граф, 2009, с. 180; бумага для заметок, ручки.
Продолжительно урока – 40 минут.Возраст учащихся – 11 класс.

Этап 1. Мотивационный (создание ситуации успеха).

Урок начинается с приветствия и объявления темы, постановки цели, проверки учащихся и их готовности (не более 1 мин .).

Затем происходит демонстрация того, что учащиеся уже знают, умеют. В данном случае они отвечают на вопросы, кто такой работодатель, что он делает, когда ему нужны работники, что значит провести собеседесование с соискателем; кто такой соискатель, что такое «Служба занятости». Примерное время - 5 минут.

    правый ряд занимают от 2 до 5 учащихся (каждый отдельную парту). Они будут работодателями. Их задача – в соответствии с имеющейся вакансией подобрать работника, отвечающего условиям и требованиям профессии. Для этого перед началом игры им необходимо выяснить с помощью возможностей сети интернет наиболее востребованные специальности, выбрать одну из них, отметив уровень образования и среднюю заработную плату в регионе;

    средний ряд – занимают соискатели. Они будут проходить собеседование, предлагая свои услуги. Учащиеся самостоятельно решают, специалиста какой области они представляют. На карточках (в количестве, равном количеству работодателей) они пишут информацию (на всех карточках одна) – своя фамилия, профессия, уровень образования, желаемая зарплата;

    левый ряд – «представители центра занятости». Во время проведения деловой игры, когда ведут переговоры «соискатели» и «работодатели», эти учащиеся – «служба занятости» - делятся на группы. Одни работают с учебником, подбирая термины и определения, которые после окончания игры должны будут донести до остальных учащихся для записи в конспекты. Другие составляют таблицу, опираясь не на общеизвестные данные о востребованности профессий в регионе, а на смоделированную ситуацию на уроке. Рассмотрев вакансии «работодателей» и желания «соискателей», заполняют таблицу:

Востребованные профессии (те, которые выбрали учащиеся, играющие роли работодателей)

Кроме того, эти учащиеся выясняют среднюю заработную плату, которую готовы платить «работодатели». Часть представителей «службы занятости» во время деловой игры имеет право ходить по классу и собирать (не мешая ходу игры) необходимые сведения, которые им должны предоставлять и работодатели, и соискатели. Таким образом, осуществляется мониторинг рынка труда.

После завершения деловой игры группа учащихся – «служба занятости» - должна будет раскрыть основные понятия о рынке труда, снабдив рассказ примерами из игровой ситуации.

В процессе игры запрещается сговор и договор учащихся между собой. За соблюдением правил следит «полиция нравов» - двое учащихся, которых остальные считают самыми честными и принципиальными. За сговор учащиеся дисквалифицируются.

В конце первого этапа учащиеся-«работодатели» должны записать в своих листках (каждому дан 1 лист бумаги для заметок) вакансии (не менее 1 и не более 3) с указанием должности/профессии, уровня образования и заработной платы. Как уже было отмечено, учащиеся используют сайты с вакансиями, например, работа 66.ру. В это же время, не имея возможности воспользоваться сетью интернет или другой справочной информацией, учащиеся-«соискатели» записывают свои данные на листах бумаги для заметок. Примерное время на внесение необходимых данных в листы – не более 3 минут .

Этап 2. Ситуация «разрыва» - постановка учебной задачи, во время выполнения которой учащиеся сталкиваются с новой для себя ситуацией . На этом этапе проводится деловая игра. Группа «служба занятости» работает по описанному выше алгоритму. Соискатели должны отправиться к работодателям. Как только Они подходят к работодателям и интересуются вакансией по их профессии. Если такая вакансия у работодателя есть, он проводит собеседование с соискателем и выносит решение: берет на работу (забирает один из листов для заметок с указанием данных игрока) или отказывает в работе. В отведенное время соискатели стараются обойти как можно больше работодателей, оставляя в случае положительного решения свою визитку – листочек с данными.

Игра длится 5-10 минут , пока все игроки, обойдя работодателей, не сядут на свои места. Если за 10 минут не успеют все пройти, то игра останавливается, учащиеся садятся на места.

Через 10 минут подводятся промежуточные итоги игры (примерное время на обмен мнениями – до 5 минут):

    кто из работодателей закрыл все свои вакансии, взяв на работу необходимых сотрудников, у кого оказался конкурс на вакантные места, кого взял, по каким качествам судил о соискателе; кто из работодателей так никого и не взял на работу, причины;

    кто из соискателей нашел больше других предложений о работе, кто нашел 1-2, кто не нашел ни одного, выясняются причины (не подошла заработная плата, не взял работодатель, не было вакансий, не понравился работодатель и т.д.);

    в это же время наблюдатели, следившие за соблюдением правил, подсчитывают результаты: все ли работодатели закрыли свои вакансии, кто из соискателей получил больше всех приглашений, с учетом того, что не менялся уровень запрашиваемой зарплаты и должность или профессия. Таким образом, они подводят итоги и объявляют победителей среди работодателей (закрыл вакансию, был конкурс) и среди соискателей (больше всех получил предложений), игроки, нарушившие правила, дисквалифицируются (не рассматриваются среди победителей).

Этап 3. Решение учебной задачи (до 7 минут ). Пока подсчитываются результаты, группа, работавшая с учебником и проводившая «мониторинг» - представители «службы занятости», докладывает остальным о проделанной работе: дается под запись определение «рынок труда», анализируются результаты наблюдений: какие профессии в данной моделируемой ситуации оказались востребованными, популярными и невостребованными, делится своими впечатлениями от игры.

Работодатели и соискатели делятся своими впечатлениями. Учащиеся пытаются ответить на вопрос: кто и почему не нашел работника/работу. Отвечают на вопрос: «Что можно сказать о рынке труда, который мы сейчас в классе смоделировали?». Таким образом, учащиеся проводят анализ изучаемого объекта.

Этап 4. Решение учебной задачи (до 2 минут ) - решение конкретно-практических задач. Учащимся предлагается исправить ошибки, которые они совершили. Учащиеся уже с места говорят о своих ошибках или тех, которые заметили, предлагают варианты.

Этап 5. Решение частных задач (до 2 минут ). Если во время игры были игроки, которые по какой-то причине не захотели продолжать игру (не взяли к одному работодателю, а к другому он не стал подходить и др. причины), то класс предлагает варианты решения данной конкретной ситуации.

Этап 6. Уточнение и конкретизация . Учащиеся подводят итог работы, уточняют, какие новые знания они получили, с какими терминами и определениями познакомились, что они должны учитывать, начиная поиск работы на рынке труда, о чем должны подумать сейчас (как правило, учащиеся задумывают о востребованности своей профессии, возможности переквалифицироваться или о необходимых качествах, которые им понадобятся при поиске работы). Время работы на этом этапе – не более 5 минут . Желательно дать возможность очень коротко высказаться всем.

Этап 7. Постановка домашнего задания, подведение итогов (не более 1.5 мин .). Наблюдатели подводят итоги, объявляя победителей среди работодателей (закрыли все вакансии, есть выбор) и соискателей (получили больше других предложений). Учитель может выставить оценки за работу.

Этап 8. Рефлексия (не более 0,5 мин ). Предлагается поднять руку тем, кто остался доволен своей работой на уроке; кто считает, что ему есть над чем подумать. Поблагодарить за урок.

Приложение

Дополнительные материалы для группы учащихся «Служба занятости»

13 марта 1930 года на Московской бирже труда было выдано последнее направление на работу - слесарю Михаилу Шкунову , после чего биржа закрылась , и Советский Союз стал первой в мире страной, покончившей с безработицей .

В последние десятилетия ХХ века российский рынок труда значительно изменился: исчезла потребность в работниках одних профессий, возникла – в других, вырос спрос на третьих. Реформы 90-х годов привели к появлению безработицы. 19 апреля 1991 года – день рождения российской службы занятости – ДЕНЬ РАБОТНИКА СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ.

Одновременно вместе с появлением государственной службы занятости появились частные агентства по трудоустройству и подбору персонала. Таким образом, с начала 1990-х гг. в России монополия государства на посредничество в трудоустройстве была разрушена .

Сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок .

Сегодня в Екатеринбурге на 1 вакансию юриста, экономиста, менеджера по персоналу претендует 10 человек. Спрос на банковских кассиров опережает предложение. Вырос на 5: спрос на медиков.

По данным городской службы занятости 80% предложений – это рабочие профессии. Требуются также слесари-ремонтники, электроремонтники, санитарки, сотрудники вневедомственных дел, медсестры и уборщицы.

По данным кадровых агентств (негосударственных). Екатеринбург испытывает потребность в медиках, на 35% возросла потребность в менеджерах по продажам (но они должны иметь опыт и высшее образование), популярны профессии гостиничной сферы – официанты, горничные. Требуются подсобные рабочие.

На сентябрь 2014 года в Екатеринбурге есть два типичных портрета безработного:

    Это женщина 40-45 лет, длительное время неработающая, имеющая высшее образование, минимальный опыт работы, замужем, имеет взрослых детей. Желает пройти профобучение по выбранной специальности, работу ищет недалеко от дома.

Правила игры.

1. В игре участвуют все учащиеся-предприниматели. Каждый, из которых, организует свое производство на равных условиях. Самостоятельно выбрав тип производства.

2. Производство считается организованным в том случае, если приобретен необходимый комплект экономических ресурсов по одному из типов технологии.

3. Победителями считаются учащиеся, получившие наибольшую выручку – прибыль.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деловая игра по профориентации в 8-11 классах.

Тема урока: Прибыль предпринимателя.

Тип урока : повторение и обобщение полученных знаний.

Форма урока : деловая игра

Цель урока - закрепление полученных знаний о предпринимательстве, способах получения и увеличения прибыли.

Задачи урока:

  1. Образовательная – обобщить и повторить знания блока “Экономика».
  2. Развивающая – способствовать развитию систематического мышления; навыков предпринимательской деятельности; деловой речи; коммуникативные способности учащихся.
  3. Воспитательные – воспитывать предприимчивость, умение оперативно решать возникающие проблемы; уважение к друг другу.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация Power Point, карточки с заданиями.

В игре воспроизводится реальная ситуация предпринимательской деятельности простейшего вида в условиях конкуренции и стремлении достичь более высокой прибыли.

Обучающиеся работают каждый за себя.

Итог игры подводится посредством проведения подсчета выручки лицевых счетов на бирже каждого участника.

Ход игры

1. Организационный момент.

1 слайд. Ведущий: Доброе утро! Ежедневно мы сталкиваемся с деньгами. И скорее всего каждый из нас хотя бы раз задумывался над тем, как увеличить свой бюджет? Вариантов увеличения заработка существует великое множество от, законных до криминальных. Одним из законных вариантов может выступать – предпринимательство – свой бизнес. Но! Скорее всего, так же каждый задумывался над тем, а получится ли у меня стать бизнесменом? Есть ли у меня 4 фактор производства – предпринимательская жилка (предпринимательские способности)! И так на уроке мы с вами попытаемся выяснить, получится ли у каждого из вас стать предпринимателем!

2 слайд . И действовать мы с вами сегодня будем под девизом «Деньги как ноги, кто не умеет ими пользоваться, у того они отнимаются!» великого английского экономиста Адама Смита. При сдаче ЕГЭ по обществознанию вы можете встретить это высказывание как одну из тем сочинения-эссе в части С, задание 9.

Сегодня мы с вами проведем деловую игру “Прибыль предпринимателя”. Мы с вами обобщим пройденный материал в рамках экономических блоков и выясним, стоит ли каждому из вас в будущем задуматься над вопросом собственного бизнеса.

Правила игры.

  1. В игре участвуют все учащиеся-предприниматели. Каждый, из которых, организует свое производство на равных условиях. Самостоятельно выбрав тип производства.
  2. Производство считается организованным в том случае, если приобретен необходимый комплект экономических ресурсов по одному из типов технологии.
  3. Победителями считаются учащиеся, получившие наибольшую выручку – прибыль.

В процессе игры нам с вами понадобятся некоторые понятия такие как:

Выручка - количество денежных средств или иных благ , получаемое компанией за определённый период её деятельности, в основном за счёт продажи товаров или услуг своим клиентам

Прибыль - это выручка минус расходы (издержки ), которые компания понесла в процессе производства своих продуктов.

Монополия - моно- один и πωλέω (poleo) - продаю) - компания (рыночная ситуация , на котором действует такая организация), действующая в условиях отсутствия значимых конкурентов (выпускающая продукт (ы) и/или оказывающая услуги, не имеющие близких заменителей).

Факторы производства - Фа́кторы произво́дства - ресурсы , необходимые для производства товаров и услуг. Традиционно подразделяются на составляющие:

  1. трудовые ресурсы, или труд;
  2. инвестиционные ресурсы, или капитал;
  3. природные ресурсы, или земля;
  4. предпринимательский талант, или предпринимательские способности;
  5. информация; специфической формой информации является технология ;

психологические упражнения для тренингов

Деловая игра «Зона комфорта»

Описание деловой игры

Эта ролевая игра показывает, как управлять стрессом в связи с сокращением штата. Аудитория представляет собой реабилитационный центр для безработных. Каждый участник, кроме трех человек, исполняющих функции работников центра занятости, будет исполнять роль безработного, ищущего работу.

Функции администратора – встречать клиентов, записывать их имена и узнавать, с кем они хотят побеседовать: психологом или консультантом по вопросам занятости. При необходимости нужно разъяснить, что психолог не консультирует по вопросам трудоустройства, но может помочь справиться с возникшим стрессом или другими подобными проблемами. Консультант по вопросам занятости может посоветовать, как получить новую работу или дополнительное образование. Если требуемый специалист в данный момент занят, попросите нового клиента подождать и пригласите его, как только выйдет предыдущий посетитель. Учитывая выполнение этих требований, в остальном вы можете интерпретировать роль по своему усмотрению.

Функции психолога – консультации по вопросам занятости – вне его компетенции, в остальном он может по собственному усмотрению интерпретировать роль по консультированию клиентов, находящихся в подавленном состоянии.

Функции консультанта по вопросам занятости – консультировать посетителей центра по вопросам приобретения дополнительного образования, повышения квалификации и поиска работы. В этих рамках он может интерпретировать роль по собственному усмотрению.

Постановка задачи

  1. Продемонстрировать попытку справиться со стрессом, вызванным сокращением.
  2. Показать способы создания «зоны комфорта» в контексте внеплановых и вынужденных изменений.
  3. Привлечь внимание к размеру и степени сложности проблемы безработицы.

Методические указания

Работникам центра занятости необходимо создать зону комфорта для людей, находящихся в подавленном состоянии, поскольку их сократили на службе и оставили без работы. Помимо доброжелательного отношения, готовности помочь клиентам сотрудники центра должны создать максимум удобств для клиентов, как ожидающих своей очереди в приемной, так и в комнате для переговоров с клиентами.

В реабилитационном центре занятости для каждого сотрудника должны стоять стол и стул. Рабочие места сотрудников должны быть по возможности отгорожены друг от друга. Желательно в приемной на стенде поместить объявления об имеющихся вакансиях.

Описание хода деловой игры

В игре могут принимать участие от 6 до 16 человек.

Все участники получают копию инструкции о перестановке мебели, описание ролей получают администратор, психолог, консультант по вопросам занятости. Далее участники все вместе должны передвинуть мебель так, чтобы создать удобные условия для безработных, обратившихся за консультацией.

Когда мебель будет переставлена, исполнители ролей безработных должны покинуть комнату, чтобы обсудить, как они будут исполнять свои роли.

В ходе обсуждения выясняется:

  • удалось ли работникам центра занятости создать «зону комфорта» для людей, находящихся в подавленном состоянии;
  • если это удалось, студентов нужно попросить привести подобные примеры из своей практики;
  • что еще могли бы сделать работники центра для создания атмосферы поддержки и ободрения своих клиентов?
  • возникновение стресса по причине потери работы и неспособности самостоятельно устроиться на другое место;
  • способы, с помощью которых менеджеры по управлению персоналом на предприятиях могут обезопасить сотрудников в случае стремительных кадровых изменений в организации, не ущемляя при этом интересов работодателя;
  • особые потребности молодежи и сравнительно малообразованных людей среднего возраста, ищущих новое место работы, женщин, желающих после некоторого перерыва вернуться к трудовой деятельности.
23.01.2012
лиза
Хорошо бы, если это было бы так в реальности. А то зачастую работники центра занятости у безработных и не спрашивают их пожелания, лишь бы "втюхать" что нибудь и снять побыстрее с учета

Биржа труда – рынок профессий

Управление образованием исполнительного комитета

Бугульминского муниципального района

Республики Татарстан

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Подгорненская основная общеобразовательная школа

Внеклассное мероприятие по обществознанию

Деловая игра

«Мир профессий и рынок труда»

Учитель истории и

обществознания

Некрасова Л. В.

2015 год

Мир профессий и рынок труда.

Форма: деловая игра.

Участники: учащиеся 9, 11 классов, учитель, родители учащихся.

Подготовительный этап:

Подобрать специальную литературу о профессиях;

Учащимся постараться выяснить заранее условия труда и зарплаты наиболее интересующих профессий.

Ход игры.

Слово учителя.

В наше время, время деловых и предприимчивых людей, нужно уметь хорошо ориентироваться в мире профессий. Знать спрос на профессии, учитывать перспективы роста дефицита тех или иных профессий.

Профессией можно назвать такой вид трудовой деятельности человека, которая требует особой подготовки, и которая является источником доходов.

Одним из наиболее ответственных, определяющих нашу судьбу выборов является выбор профессии.

Для того чтобы правильно выбрать профессию, вам надо ориентироваться в трех вещах.

Во-первых, определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности. Кратко мы называем их словом «Хочу».

Во–вторых, оценить, каковы ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности, которые определяют, в конечном счете, вашу профессиональную пригодность и возможности. Проще говоря, ответить на вопрос, какое у вас «Могу».

В-третьих, узнать, какие профессии пользуются спросом у работодателей на рынке труда, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, определить, каково сегодня «Надо».

В том случае, если вы сумеете совместить «Хочу», «Могу» и «Надо», то ваш профессиональный выбор будет удачным. Таким образом, наша задача на этом занятии заключается в том, чтобы найти профессию, которая, во-первых, интересна и привлекательна для вас, во-вторых, соответствует вашим возможностям, наконец, в-третьих, пользуется спросом на рынке труда.

Сейчас мы предлагаем вам следующую игру:

Первый этап игры. Как узнать свои интересы и способности?

На листе бумаги напишите 10 профессий – любых актуальных сегодня профессий, которые только приходят вам в голову. А теперь просмотрите внимательно весь список и выберите из него одну профессию, которая будет цениться обществом наиболее высоко, наиболее перспективную, престижную профессию. Выпишите название этой профессии на отдельный листок в первую строчку нового столбика. А теперь выписывайте в этот столбик одно за другим названия всех остальных профессий в порядке их престижности и оплачиваемости. В верхней части столбика при этом соберутся самые высокооплачиваемые профессии, а в нижней части – менее оплачиваемые, но столь же сегодня необходимые профессии.

Второй этап.

Каждый участник группы по очереди зачитывает подготовленный им список профессий. Если у вас встречаются такие же профессии, то напротив каждой из них вы ставите пометку. После того как выступят все участники, в вашем списке напротив некоторых профессий может появиться много пометок. За каждую пометку начисляется один балл. Некоторые профессии могут быть помечены несколько раз (и получить, соответственно, несколько баллов) – это будут, очевидно, самые популярные, самые конъюнктурные профессии. А некоторые профессии могут совсем не получить баллов – значит они не имеют столь большого общественного признания в вашей группе. А теперь сосчитаем число своих пометок и обменяемся мнениями в группе. Выясним, какие из профессий оказались у вас самыми популярными и определим участников, которые включили в свой список наибольшее число самых популярных профессий. Сейчас нам предстоит составить общий для группы список профессий. В этот список нужно включить все профессии, которые были хоть раз упомянуты в ваших индивидуальных списках. На доске начинаем записывать рейтинг профессий по количеству полученных баллов, начиная от самых популярных до встречающихся наименьшее количество раз.

Дискуссия завершается знакомством с таблицей «Рейтинг наиболее востребованных профессий в Республике Татарстан на 2012-2015 гг.» ( Приложение 1.)

Третий этап. Как узнать свои интересы и способности?

Мы узнали, какие профессии пользуются спросом на рынке труда, определили каково сегодня «Надо». Осталось определить «Я хочу» и «Я могу». Для этого воспользуемся анкетой «Ориентация» (Приложение 2,3)

В первой части («Я хочу») вы можете оценить по 4-бальной шкале степень своего желания заниматься каждым из 35 приведенных в перечне видов деятельности. Эта часть анкеты предназначена для определения сферы ваших профессиональных склонностей, интересов, предпочтений, стремлений и наиболее привлекательных видов профессиональной деятельности.

Во второй части («Я могу») вы сможете оценить с помощью такой же шкалы степень своих способностей к каждому из 35 заданных видов деятельности. То есть эта часть анкеты предназначена для определения ваших представлений о своих профессиональных способностях.

Обработка результатов анкеты очень проста. Суждения, характеризующие различные виды профессиональной деятельности, объединены в семь групп по пять суждений в каждой. В каждой группе по пяти суждений необходимо подсчитать суммарное количество баллов, выбранных вами, и записать эту сумму в рамке справа от соответствующей группы суждений. Суммарная оценка по каждой группе может составлять от 0 до 15 баллов. В зависимости от того, в какой группе вы набрали максимальный суммарный балл, определяется наибольшая склонность или способность к соответствующему типу или классу профессии.

Первые пять групп суждений, обозначенные цифрами от 1 до 5, характеризуют пять типов профессий, разделенных по признаку «предмет труда»:

    человек – человек,

    человек – техника,

    человек – знаковая система,

    человек – художественный образ,

    человек – природа.

Работа по таблице «Психологическая карта профессий» (Приложение 4)

Последние две группы суждений соответствуют двум классам профессий, разделенных по признаку «характер труда»:

А) исполнительские,

Б) творческие.

Учитель.

Наиболее удачный случай, когда склонности лежат в той же группе профессий, что и способности. Это свидетельствует о том, что вам нравиться делать именно то, что вы умеете делать. Поэтому можно было бы ожидать, что, выбрав профессию, вы не только смогли бы добиться в ней достаточно высоких успехов, но это бы доставляло бы вам удовольствие. Прекрасно, если ваше «Я хочу» и «Я могу» совпало с «Надо».

Приложение 1.

в Республике Татарстан на 2012 – 2015 гг.

Приложение 2.

Анкета «Ориентация»

(«Я хочу»)

Инструкция: напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься этим видом деятельности:

Я хочу (мне нравится, меня привлекает, я предпочитаю):

Заниматься лечением.

Обучать, воспитывать.

Защищать права и безопасность

Управлять людьми.

Управлять машинами.

Ремонтировать оборудование.

Собирать и налаживать технику.

Обрабатывать материалы, изготавливать различные предметы и вещи.

Заниматься строительством.

Обрабатывать тексты и таблицы.

Производить расчеты и вычисления.

Перерабатывать информацию.

Работать с чертежами, картами и схемами.

Принимать и передавать сигналы и сообщения.

Заниматься художественным оформлением.

Рисовать, фотографировать.

Создавать произведения искусства.

Выступать на сцене.

Шить, вышивать, вязать.

Ухаживать за животными.

Заготавливать продукты.

Работать на открытом воздухе.

Выращивать овощи и фрукты.

Иметь дело с природой.

Работать руками.

Выполнять решения.

Воспроизводить образцы, размножать, копировать.

Получать конкретный практический результат.

Воплощать идеи в жизнь.

Работать головой.

Принимать решения.

Создавать новые образцы.

Анализировать, изучать, исследовать, наблюдать, измерять, испытывать, контролировать.

Планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать.

Приложение 3.

Анкета «Ориентация»

(«Я могу»)

Инструкция: напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашей способности к этому виду деятельности:

Вовсе нет – 0, пожалуй, так – 1, верно – 2, совершенно верно – 3.

Я могу (способен, умею, обладаю навыками):

Быть чутким и доброжелательным.

Выслушивать людей.

Разбираться в людях.

Хорошо говорить и выступать публично.

Искать и устранять неисправности

Использовать приборы, машины, механизмы.

Разбираться в технических устройствах.

Ловко обращаться с документами.

Хорошо ориентироваться в пространстве.

Быть сосредоточенным и усидчивым.

Кодировать информацию.

Оперировать знаками и символами.

Искать и исправлять ошибки.

Создавать красивые, со вкусом сделанные вещи.

Разбираться в литературе и искусстве.

Петь, играть на музыкальных инструментах.

Сочинять стихи, писать рассказы.

Рисовать

Разбираться в животных или растениях.

Разводить растения или животных.

Бороться с болезнями, вредителями.

Ориентироваться в природных явлениях.

Работать на земле.

Быстро выполнять указания.

Точно следовать инструкциям.

Работать по заданному алгоритму.

Выполнять однообразную работу.

Соблюдать правила и нормативы.

Создавать новые инструкции и давать указания.

Принимать нестандартные решения.

Легко придумывать новые способы деятельности.

Брать на себя ответственность.

Самостоятельно организовать свою работу.