Выступления французских рабочих в начале 20 века. Франция после второй мировой войны. Iv. домашнее задание

1. Последствия Второй мировой войны для Франции.

2. Четвёртая республика.

3. Франция в годы Пятой республики.

1. Три взаимосвязанных этапа определяют историю послевоенного развития Франции. Первый период (1944-1946 гг.) - это вре­менный режим, при котором было сформировано Временное правительство, разработана новая послевоенная конституция, началось восстановление экономики; второй (с декабря 1946 по 1958 г.) - время Четвертой республики; третий - после принятия новой Конституции 1958 г. продолжается период Пятой республики.

Послевоенное положение Франции и временный режим. Вторая мировая война глубоко потрясла всю политическую и экономическую систему Франции. Третья республика, существо­вавшая с 1875 г., была ликвидирована; 10% производительных сил Франции было разрушено, уровень производства снизился. В ходе войны начался распад ее колониальной империи.

К концу войны сложилась новая политическая расстановка сил. С 30 августа 1944 г. во Франции действовало Временное правительство во главе с генералом де Голлем, руководителем движения “Свободная Франция”. Движение Сопротивления оказало большое влияние на формирование партийно-политической системы и на характер новой конституции. Политические партии, скомпро­метировавшие себя соглашательской политикой и сотрудничеством с немецкими оккупантами, были распущены. В правительство вошли представители политических партий, принимавших участие в Сопротивлении: коммунисты, социалисты, католики и др.

Временное правительство провело ряд социально-экономических реформ. Оно повысило заработную плату, пенсии, пособия многодетным семьям. Руководители вишистского правительства Лаваль и Петен были приговорены к смертной казни (для Петена она была заменена пожизненным заключением). Национализация угольных шахт, автомобильных заводов “Рено” и других пред­приятий была одним из первых крупных мероприятий в сфере промышленности.

Во внутриполитической жизни Франции остро стоял вопрос о государственном устройстве. В результате противоречий с большин­ством Учредительного собрания де Голль 20 января 1946 г. ушел в отставку. Главой правительства был назначен социалист Ф. Гуэн, а с июня 1946 г. - руководитель Народно-республиканского движения (МРП) Ж. Бидо. В сентябре Учредительное собрание приняло проект новой конституции, который был одобрен в результате референдума.

2. Четвертая республика (1946-1958 гг.). Экономический подъем. В соответствии с конституцией, Франция провозглашалась парламентской республикой. В конституции были записаны де­мократические и социальные права трудящихся: на труд, отдых, образование, государственную помощь в случае нетрудоспособности, на создание профсоюзных объединений, на стачки; равноправие женщин; пропорциональную систему выборов.

Центральное место в структуре государственной власти при­надлежало парламенту, состоявшему из двух палат - Нацио­нального собрания и сената (Совет республики). Глава государства избирался на семь лет обеими палатами. 10 ноября 1946 г. во Франции прошли выборы в Национальное собрание.

Потребности восстановления экономики привели к тому, что большая часть капиталовложений стала направляться в промыш­ленность. Это позволило ускорить темпы ее развития. В1948 г. объем промышленного производства во Франции превысил довоенный уро­вень. В сельском хозяйстве этот уровень был превзойден в 1950 г.

Отличительной особенностью восстановления народного хозяйства страны стало программирование экономики, В 1947 г. прави­тельство одобрило “план модернизации и реконструкции”. Методы государственного регулирования включали в себя также предостав­ление крупным частным предприятиям государственных кредитов, налоговых льгот, крупных подрядов, иностранной валюты и т.д.

В международных отношениях конституция предусматривала отказ от захватнических войн, от политики насильственной колонизации. Вместе со своими колониями Франция составила Французский союз, население которого формально получало равные права и обязанности.

Летом 1948 г. Франция присоединилась к “Плану Маршалла” и заключила ряд экономических, политических и военных соглашений с США. Франция вступила в НАТО, поддержала планы ремилитаризации Западной Германии. 9 мая 1950 г. Р. Шуман, министр иностранных дел, выступил с идеей объединения производства угля и стали стран Западной Европы (“План Шумана”). В апреле 1951 г. шесть стран (Франция, ФРГ, Италия, Бельгия, Голландия, Люксембург) заключили договор о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС).

В 1952 г. Франция инициировала подписание договора о Евро­пейском оборонительном сообществе. По вопросу его ратификации в стране развернулась острая борьба. Национальное собрание отвергло договор о Европейском оборонительном сообществе.

Однако политическая неустойчивость правительств Четвертой республики сдерживала экономический рост страны -за 12 лет сменилось около 15 кабинетов. В 50-х годах обострились социаль­ные конфликты. Другой причиной кризисных явлений республики были колониальные войны, которые вела Франция во Вьетнаме (1946-1954 гг.) и в Алжире (с 1954 г.).

Правительство Республиканского фронта во главе с социалистом Ги Молле признало в 1956 г. независимость Туниса и Марокко, но продолжало войну в Алжире. В апреле 1958 г. во Франции разразился очередной политический кризис. Военные и ультра­колониалисты подняли мятеж. Цель мятежников состояла в том, чтобы создать режим военной диктатуры.

После скоротечных переговоров руководства республики с генералом де Голлем был вынесен вопрос о предоставлении бывшему лидеру особых полномочий по формированию “правитель­ства национального спасения”. 1 июня 1958 г. де Голль был утвержден главой правительства с чрезвычайными полномочиями. 2 июня де Голль распустил Национальное собрание. Эти события положили конец Четвертой республике во Франции.

3. Пятая республика и период президентства Шарля де Голля (1958 - 1969 гг.). Выступивший вновь в роли спасителя нации де Голль сосредоточил внимание на выработке новой конституции, которая ограничила бы права парламента и усилила президентскую власть. Референдум, проведенный в сентябре 1958 г., одобрил новую конституцию, которая сформировала во Франции смешанный, президентско-парламентский режим.

Сторонники де Голля создали 1 октября 1958 г. новую поли­тическую партию- “Союз в защиту новой республики” (ЮНР).

Выборы в Национальное собрание проводились по мажоритарной системе в два тура в острой политической борьбе. В результате выборов деголлевская партия ЮНР получила большинство депу­татских мест в парламенте, а в декабре 1958 г. де Гол ль был избран президентом республики.

Президент, избираемый на семь лет, получал широкие полно­мочия в сфере внутренней и внешней политики: ему принадлежали функции главы государства, верховного главнокомандующего. Он назначал премьер-министра и министров, утверждал законы, принимаемые парламентом. Он мог объявить чрезвычайное положение. Законодательная компетенция французского парламента оказалась ограниченной. Президент мог распустить Национальное собрание, но само Собрание не могло контролировать президента. Во Франции установилась президентская республика.

Французский союз был преобразован в сообщество. В 1960 г. большая часть французских колоний в Африке стали независимыми и образовали 14 самостоятельных государств. Благодаря гибкой политике Франция сохранила в этих регионах значительное политическое и экономическое влияние.

В марте 1962 г. в Эвиане были подписаны соглашения о прекращении огня, о предоставлении Алжиру независимости.

В 60-х годах во Франции были проведены глубокая структурная перестройка экономики, технологическая модернизация. Одной из эффективных форм стали “большие проекты”, в которых участвовал также иностранный капитал. Научно-техническая революция вела к широкому внедрению конвейерного производства, автоматизации, электронно-вычислительных машин. Значительное развитие получили новые отрасли - атомная и ракетная промышленность. Росло и производство товаров массового потребления (автомобилей, холодильников, телевизоров, стиральных машин).

Сельское хозяйство было значительно модернизировано. Его структура кардинально изменилась. Оно превратилось в совре­менное товарное фермерское производство, тесно интегрированное с перерабатывающей промышленностью. Франция превратилась в крупнейшего экспортера продовольствия в Западной Европе.

Важнейшими акциями во внешней политике были выход Франции из военной организации НАТО, вывод американских баз с территории страны. Де Голль осудил американскую интервенцию во Вьетнаме. Были улучшены отношения с СССР и принята важная декларация об установлении атмосферы разрядки между Востоком и Западом. Вместе с тем Франция создала свою ядерно-ракетную триаду.

”Красный май” (1968 г.) и отставка де Голля. Несмотря на успехи деголлевского режима, внутреннее положение во Франции в конце 60-х годов становилось все более напряженным. В ходе парламентских выборов 1967 г. заметно активизировались левацкие группировки, получившие название “тошисты” (от франц. “гош” - левый).

В мае-июне 1968 г. политический кризис в стране вылился в острые столкновения в обществе. Начало событиям положили студенческие выступления за демократизацию системы высшего образования и проведение коренных изменений в государственном и общественном строе страны. 3 мая полиция разогнала студенческий митинг во дворе Сорбоннского университета. Многие студенты были избиты, ранены и арестованы. Эти события взвол­новали всю страну. Сотни тысяч парижан вышли на демонстрации протеста против голлистского режима.

Рабочие, поддержав студентов, вели борьбу за назревшие эко­номические и социальные требования. Во всеобщей забастовке приняли участие около 10 млн. человек. Фермеры выступили за снижение налогов и защиту от конкурентов из стран “Общего рынка”.

Результатом этих выступлений стали серьезные уступки со стороны правительства и предпринимателей: на 13-15% была повышена заработная плата. Правительство обещало восстановить 40-часовую рабочую неделю без снижения зарплаты. Рабочим гарантировалось соблюдение профсоюзных свобод на предприятиях, студентам - улучшение системы образования.

События во Франции имели международный отклик. Всплеск недовольства и студенческие волнения прокатились в европейских странах и США.

Несмотря на победу на выборах, с целью ослабить социальные конфликты и направить их в русло компромиссов и социального партнерства де Голль решил провести ряд реформ. 27 апреля 1969 г. в стране был проведен референдум по законопроекту о новом региональном делении Франции и реформе сената. Предполагалось вместо традиционных департаментов учредить районы с представительными “профессиональными группами” и исполнительной властью во главе с назначаемыми префектами. Итоги референдума оказались неблагоприятными для де Голля: 52,41% его участников ответили “нет”. В тот же день генерал де Голль заявил о своем уходе с поста президента.

Франция в 70-х годах. Перегруппировка партийно-поли­тических сил. На выборах, состоявшихся в июне 1969 г., пре­зидентом был избран Жорж Помпиду(1969-1974гг.). Он заявил о продолжении курса де Голля, обозначив его как “преемственность и диалог”. Одновременно он начал поиск компромисса с правой оппозицией. В состав правительства был введен лидер “независимых республиканцев” В. Жискар д’Эстен.

Внутри страны Помпиду провозгласил политику создания “нового общества”, в котором трудящиеся смогли бы принять участие в “управлении производством”. По мере укрепления своего политического положения Помпиду начал радикальную чистку голлистского движения. В 1971 г. партия была переименована в “Союз демократов в защиту республики” (ЮДР). На руководящие посты в партии и правительстве Жорж Помпиду активно выдвигал представителей молодого поколения голлистов. Лидером этой группировки был Жак Ширак, в нем Помпиду видел своего преемника.

В преддверии парламентских выборов 1972 г. продолжалась перестройка других политических партий. Вскоре партия радика­лов и радикал-социалистов раскололась на два течения. В 1971 г. социалисты объединились, партия получила название Француз­ской социалистической партии (ФСП), лидером ее стал Ф. Митте­ран. Он пытался придать сотрудничеству с коммунистами прочный характер. Французская дипломатия добилась заключения в 1974 г. новой Атлантической хартии, усилившей принципы коллегиаль­ности в деятельности с НАТО. Были улучшены отношения с Китаем, Египтом, Ираком. В рамках новой военной доктрины Северная Африка была объявлена “сферой жизненных интересов”.

В этот период меняется социально-экономическая стратегия: произошел поворот к неолиберализму и эффективным рыночным отношениям. Обострение внутрипартийной борьбы в ЮДР сказалось на выборах в марте 1973 г. ЮДР потерял 4 млн. голосов. Впервые открыто выявился кризис голлизма. Внезапная смерть президента Ж. Помпиду в 1974 г. вновь поставила вопрос о выборе стратегии развития страны на последующие годы.

После периода организационно-политической перестройки оживилось центристское движение. Лидером нового поколения центристов-”независимых республиканцев” и ряда других мелких партий, которые получили общее название “Союз за французскую демократию” (СФД), - являлся Валери Жискар д’Эстен (1974-1981 гг.), который на состоявшихся в апреле 1974 г. пре­зидентских выборах был избран президентом. Премьер-министром стал представитель ЮДР Ж. Ширак.

Президентство В, Жискар д’Эстена совпало с периодом, когда французская экономика втягивалась в полосу глубокого кризиса, последовавшего после “нефтяного шока”. На фоне снижения деловой активности в 1975 г. была принята программа оживления экономической жизни путем поощрения потребления. На 1976- 1980 гг. был разработан седьмой пятилетний план, который предусматривал увеличение занятости, ликвидацию бюджетного дефицита и т. п.

Постголлистекая Франция. До президентских выборов в прави­тельственном и в оппозиционном лагерях произошла перегруп­пировка политических сил. В 1976 г. лидер ЮДР Ж. Ширак вышел в отставку с поста премьер-министра. ЮДР был преобразован в широкую коалицию “Объединение в поддержку респуб­лики” (ОПР). Оно провозгласило верность голлизму.

В 1981 г. “Союз за французскую демократою” выдвинул кандидатом в президенты В. Жискар д’Эстена. ОПР после острой внутренней борьбы остановилось на кандидатуре Ж. Ширака. Правительственная коалиция, таким образом, оказалась расколотой. Большие предвыборные разногласия проявились и в партиях оппозиции. Чрезвычайный съезд ФСП в январе 1981 г. выдвинул Ф. Миттерана кандидатом в президенты. Коммунисты предложили кандидатуру Ж. Марше.

Президентские и парламентские выборы 1981 г. после 23 лет правления правых партий принесли победу левым силам. Президен­том страны стал социалист Франсуа Миттеран (1981-1995гг.), абсолютное большинство мест в Национальном собрании оказа­лось также у социалистов. Правительство сформировал П. Моруа. Впервые после 1947 г. в коалиционное правительство вошли коммунисты.

Однако союз левых сил стал управлять страной в трудное время. Первостепенная задача нового правительства состояла в выводе страны из экономического кризиса. Политика Ф. Миттерана заключалась в том, чтобы в дальнейшем расширить государственное вмешательство в экономику. Выл принят закон о национализации 18 банков, двух финансовых и пяти крупнейших промышленных фирм. Кроме того, под государственный контроль были поставлены некоторые металлургические и военные компании. Были расширены социальные программы, введен государственный контроль над ценами и зарплатой.

Однако к середине 80-х годов во Франции обнаружился кризис правления левых сил. С середины 1982 г. правительство обратилось к политике жесткой экономии, которая обернулась ростом безработицы. Выросли косвенные налоги, а также налоги на личные доходы, бытовые услуги.

Возвращение к власти правых сил. На состоявшихся в марте 1986 г. выборах в Национальное собрание правые партии получили большинство и сформировали свое правительство во главе с лидером ОПР Ж. Шираком. Новое правительство сразу же заявило о своем намерении провести денационализацию ряда контролируемых государством компаний и предприятий.

В короткий срок новое правительство подготовило около 30 законопроектов, предусматривавших предоставление льгот капиталу, отмену контроля над ценами и налогов на крупные состояния, денационализацию финансовых и промышленных предприятий, приняло решение о блокировании зарплаты, сократило государственные расходы на государственные нужды, провело очередную девальвацию франка и т.п. Все это вызвало бурную реакцию протеста. В июне 1986 г. миллионы французов провели Неделю действий в защиту своих требований. По всей стране состоялись митинги, демонстрации, забастовки.

Внешнеполитическое положение Франции при Ф. Миттеране укрепилось. Активизировались отношения с США и НАТО. Миттеран поддержал размещение в Европе американских ядерных ракет средней дальности. Новая военная доктрина отражала стратегию “глобального сдерживания”. В отношении СССР официальный Париж занял жесткую позицию, требуя вывода советских войск из Афганистана, отмену военного положения в Польше, сокращения советских вооруженных сил, размещенных в Европе. Французские военные силы, как часть коалиции, вели боевые действия в войне в Персидском заливе в 1991 г.

Особое внимание Миттеран уделял вопросам европейской интеграции. Надежным партнером Ф. Миттерана стал германский лидер Г. Коль. Инициативы двух стран в области углубления экономической и политической интеграции, возобновление тесного военно-политического сотрудничества вне рамок НАТО позволили подготовить концепцию Европейского союза. В 1986 г. был подписан Единый европейский акт. Еще раньше (в 1990 г.) Миттеран поддержал объединение Германии.

Выборы в Национальное собрание, состоявшиеся в мае 1993 г., принесли триумфальный успех правым партиям, которые отказались от радикализма левых и построили свою программу на лозунгах “ответственности” и “доверия”, умеренных реформ, борьбы против социального неравенства и безработицы, преступности и терроризма.

В 1994 г. официально был открыт туннель под Ла-Маншем, соединивший Францию и Англию.

В мае 1995 г. лидер правых, мэр Парижа Жак Ширак выиграл президентские выборы. Ф. Миттеран из-за болезни не смог принять в них участие. Новое консервативное правительство Ширака, которое привело его к власти на платформе снижения высокого уровня безработицы Франции, имело поддержку значительного большинства в обеих палатах парламента.

В 1997 г. по результатам досрочных выборов в Национальное собрание победу одержал блок левых сил (социалисты, коммунисты, “зеленые”). Итак, при правом президенте было сформировано левое правительство социалиста Л. Жоспена. Взвешенный, профессио­нальный и деидеологизированный стиль действий стал отличи­тельной чертой нового кабинета. Такой курс получил название “левого реализма”.

Во всех случаях правительство избегало крайностей и предлагало конструктивные компромиссные варианты выхода из сложных ситуаций. Пресса назвала эту политику “модернизацией с человеческим лицом”. Налоговая политика позволила снизить уровень бюджетного дефицита и привести его к требованиям процедуры перехода к европейской валютной системе

Во внешней политике Ж. Ширак провел корректировку курса. Был снят мораторий на испытание ядерного оружия. Франция вернулась к политике интеграции в военную структуру НАТО. Но в конце 90-х годов Франция начала осуждать стремление США к гегемонии и вернулась к европейским проектам.

В 2007 г. после истечения срока полномочий Жак Ширак ушел с поста президента. Президентом избран его коллега по партии Н. Саркози. Он намерен уладить отношения с США. В июле 2008 г. ему удалось собрать саммит 48 государств Европы и Средиземноморья, на котором решено создать их союз.

ФРАНЦИЯ во второй половине 20-21 в. основные политические события,характерные черты социально-экономического развития .

Положение страны после второй мировой войны. Летом 1944 г. в освобожденной Франции было создано временное правительство во главе с генералом де Голлем, руководителем движения «Сражающаяся Франция».

После окончания войны Франция реально утратила положение великой державы. Она понесла значительные материальные и людские потери. Было утрачено 10 % производительных сил, весь морской флот, 600 тыс. человеческих жизней. После войны начался распад ее колониальной империи.

Прошедшие осенью 1945 г. выборы в Учредительное собрание показали большую популярность левых партий, активно участвовавших в движении Сопротивления. Коммунисты по результатам выборов вышли на первое место, социалисты — на второе. Они вошли в состав правительства, важнейшей задачей которого в послевоенные годы было восстановление экономики. Правящие партии решали эту задачу путем создания государственного сектора. Парламентом были национализированы ведущие банки Франции, предприятия угольной, газовой, электроэнергетической промышленности, а также предприятия других отраслей, если их владельцы сотрудничали с оккупантами. В 1948 г. страна восстановила довоенный уровень промышленного производства, в 1950 г. — сельского хозяйства, с 1949 г. были отменены карточки на хлеб.

В политической области основное внимание французов было привлечено к выработке конституции. Вступление ее в силу в конце 1946 г. открыло в истории Франции период, получивший название Четвертой Республики.

Распад колониальной империи. Одной из проблем, возникших перед страной уже в момент принятия конституции, была колониальная. Согласно конституции Франция обязывалась «не предпринимать никаких войн с целью завоевания и никогда не употреблять своих сил против свободы какого-либо народа». Французская колониальная империя преобразовывалась во Французский Союз, в который наряду со всеми колониями, получавшими теперь внутреннюю автономию, включались и государства, уже вставшие на путь независимости. Среди них были Вьетнам, Камбоджа, Лаос.

Еще более драматическими результатами закончилась вторая колониальная война — в Алжире, которая началась осенью 1954 г. Здесь ситуация была совершенно иная, чем во Вьетнаме. Вьетнам был далеко от США, а Алжир — рядом с Францией. К тому же это была одна из самых старых и богатых французских колоний. Там проживало около 1 млн выходцев из Франции — 10—11 % населения всей страны. Многие французы сжились с мыслью о том, что Алжир — это «своя» французская земля. В 1956 г. Франция была вынуждена признать независимость Марокко и Туниса, вместе с Англией проиграла войну с Егигггом за Суэцкий канал. Сторонники сохранения французской колониальной империи на хотели утратить еще и Алжир. Чтобы не допустить этого, они подняли в 1958 г. мятеж против правительства. Страна оказалась в состоянии глубокого политического и морального кризиса.

В таких условиях снова вспомнили о генерале де Голле, однажды выступившем в качестве спасителя страны. Генерал уже несколько лет не участвовал в политической деятельности, но теперь откликнулся на призыв и 1 июня 1958 г. был назначен главой правительства. На следующий день, прежде чем уйти на бессрочные каникулы, Национальное собрание дало ему чрезвычайные полномочия и поручило разработать новую конституцию. История Четвертой республики во Франции закончилась.

Внутренняя и внешняя политика Ш. де Голля. Генерал де Голль всегда был сторонником сильной исполнительной власти. Эти его взгляды нашли отражение в новой конституции, принятой в 1958 г. Она усиливала власть президента и правительства, сужала полномочия парламента и сохраняла все права граждан, установленные конституцией 1946 г. Осенью того же года были проведены выборы в Национальное собрание. По их результатам относительное большинство мест досталось созданной де Голлем новой партии — «Союз за новую Республику» (позднее она была преобразована в Объединение в поддержку Республики — ОПР). В том же 1958 г. путем всенародного голосования де Голль был избран президентом страны. Последующий период вошел в историю Франции под названием Пятой республики.

Использовав свой авторитет, де Голль добился прекращения в 1962 г. войны в Алжире. В 1966 г. страна вышла из военной организации НАТО, оставшись только в политической системе этого союза. Это уменьшило ее зависимость от США. Такой шаг был компенсирован, с одной стороны, созданием собственных ядерных вооружений, а с другой — улучшением отношений с Советским Союзом. В 1966 г. де Голль побывал в СССР с официальным визитом. Именно в годы президенства де Голля Франция смогла восстановить свое положение великой державы.

Росту престижа Франции в мире содействовали и ее успехи в области экономики. Избавившись после прихода де Голля к власти от угрозы расширения национализированного сектора, владельцы частных предприятий увеличили капиталовложения в производство. Кроме того, правительство поддерживало развитие новейших его отраслей и реконструкцию старых. Сдвиги в области экономики, обеспеченные в основном внедрением в производство достижений НТР, привели к важным переменам в структуре населения. То, что массовое недовольство было не случайным и не рядовым событием, подтвердил референдум, проведенный в 1969 г. по инициативе де Голля. На референдум был вынесен вопрос о реформе системы самоуправления в стране. Де Голль заранее объявил, что в зависимости от его результатов останется на посту президента или покинет его (срок истекал лишь в конце 1972 г.). Однако более половины участников референдума не поддержали президента, который сразу же ушел в отставку. Президентом был избран представитель той же партии, но менее властный в сравнении с де Голлем — Жорж Помп иду. После его смерти в 1974 г. президентом стал лидер независимых республиканцев В. Ж. д" Эстен.

С середины 70-х гг. Франция вступила в полосу экономических и политических трудностей, которые во многом были связаны с мировым экономическим кризисом. Чтобы уменьшить зависимость страны от внешних источников энергии, правительство занялось поисками средств для разработки ресурсосберегающих технологий и развития атомной энергетики, проводило политику «жесткой экономии». Но эти попытки встретили сопротивление со стороны значительной части населения, которое привыкло к тому, что государство во Франции несет большую часть социальных расходов. В таких условиях левые партии — социалисты и коммунисты, которые всегда выступали за повышение роли государства в распределении доходов, получили шанс победить на президентских и парламентских выборах в 1981 г. Так оно и произошло, но для этого левым пришлось перед вторым туром президентских выборов выставить единого кандидата. Так же они объединились и на парламентских выборах. Президентом стал лидер социалистов Франсуа Миттеран. Одновременно было сформировано правительство левых сил, в которое впервые с 1947 г. вошли коммунисты.

Однако левое правительство не долго смогло проводить свою политику, направленную на расширение госсектора в экономике и повышение социальных расходов. Дело в том, что это привело только к ухудшению положения в экономике, поэтому пришлось вернуться к той политике «жесткой экономии», которую левые раньше критиковали. В связи с возникшими разногласиями но этому вопросу коммунисты в 1984 г. вышли из состава правительства. Но это не спасло левых от поражения на парламентских выборах 1986 г. В то же время Ф. Миттерану вновь удалось одержать победу на президентских выборах в 1988 г. Большую роль в этом сыграл его личный авторитет: Франсуа Миттеран в прошлом — участник движения Сопротивления, опытный и интеллигентный политик, умело отстаивавший национальные интересы.

Политическая ситуация во Франции на рубеже 80—90-х гг. характеризовалась неустойчивостью, но постепенно выявлялся рост влияния правых партий. А влияние левых партий, в том числе и социалистов, падало.

Франция в 90-е гг. В 1993 г., объединившись в избирательный блок, правые партии нанесли тяжелое поражение социалистам на парламентских выборах. Некоторое время сформированному ими правительству пришлось сотрудничать с президентом — социалистом Ф. Миттераном. Но в 1995 г. они завоевали и президентский пост. Президентом страны стал лидер политических наследников Ш. де Голля Жак Ширак. Он выступает за освобождение французской экономики и общества в целом от засилья государства, проводит политику, подобную тэтчеризму.

Однако, в отличие от англичан, французы психологически хуже подготовлены к подобным реформам. Поэтому часть населения выступает против курса Ж. Ширака. Неоднозначно воспринимается и его внешняя политика, направленная на укрепление великодержавных позиций Франции. Часть французов осудила проведенные в 1995 г. испытания ядерного оружия и возвращение Франции в 1996 г. в военную организацию НАТО. На парламентских выборах 1997 г. победили социалисты, коммунисты и «зеленые». Кабинет, в который входят и коммунисты, возглавил социалист Л. Жоспен. Началось сосуществование правительства левых сил и президента-неоконсерватора.












1 из 11

Презентация на тему: Франция во 2-й половине ХХ века

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

1. Франция после войны Вышла из войны победительницей, но Оказалась должником США; Распад колониальной империи; Экономика была подорвана, финансы расстроены, народ разорен; Первое правительство возглавил национальный герой – генерал Шарль де Голль (1890 – 1970), сыгравший видную роль в борьбе за освобождение страны. Три периода: Временный режим (1944 –1946гг.); Четвертая республика (1946 – 1958 гг.); Пятая республика (с 1958 г.) Шарль де Голль

№ слайда 3

Описание слайда:

№ слайда 4

Описание слайда:

3. Временный режим и Четвертая республика. Шарль де Голль – руководитель движения «Свободная Франция» Временный режим (1944 – 1946): 1946 г. – Конституция учредила парламентскую республику с про-порциональной системой выборов и многопартийностью. Четвертая республика (1946 – 1958) – неустойчивая – 26 коалиционных правительств. Общество раскололось на колониалистов и европеистов; Колониальные войны: во Вьетнаме (1946 – 1954), Алжире (1954 – 1962). Это привело к истощению экономики и усилению раскола общества. В 1958 г. Национальное собрание утвердило новое правительство де Голля. Шарль де Голль

№ слайда 5

Описание слайда:

4. Пятая республика и современное политическое устройство Франции. Шарль де Голль лично участвовал в разработке новой конституции В 1958 г. –принята новая Конституция (на референдуме за нее проголосовали 4/5 французов), началась Пятая республика. Форма правления – демократическая полупрезидентская республика. Глава государства –президент, избираемый на 7 лет, после референдума 2000 г. на 5 л. Законодательная власть – двухпалатный парламент – Конгресс Франции (Сенат и Национальное собрание). Исполнительная власть – кабинет министров правящей партии, во главе с премьер-министром. Многопартийная система: Шарль де Голль

№ слайда 6

Описание слайда:

4. Пятая республика и современное политическое устройство Франции. Ш. Де Голль (1958 - 1969) – «голлизм» 1962 г. признал независимость Алжира; Социальный реформатор – идея «ассоциации труда и капитала»; Экономическая модернизация и глубокая перестройка экономики; Май 1968 г. – массовые забастовки студентов и рабочих, которые были подавлены полицией. 1969 г. – президент подал в отставку. Его политику продолжал президент Ж. Помпиду (1969 – 1974), после его смерти эпоха голлизма закончилась. У. Черчилль Шарль де Голль

№ слайда 7

Описание слайда:

4. Пятая республика и современное политическое устройство Франции. В. Жискар д‘Эстен (1974 – 1981) – либеральное течение «Дирижизм» – активное госрегулиро-вание экономики; Активизация рыночных механизмов; Повышение минимальной оплаты труда; Избирательный ценз снижен с 20 до 18 лет. Ф. Миттеран (1981 – 1995) – лидер социалистической партии (1972 – 1984 –Совместная программа с компартией) Национализация 10 крупнейших про-мышленных и финансовых корпора-ций; Социальные реформы: отпуск- 5 нед., 39-час. рабочая нед., налог на крупные состояния; Главное – борьба с безработицей. У. Черчилль Валери Жискар д‘Эстен Франсуа Миттеран№ слайда 9

Описание слайда:

4. Пятая республика и современное политическое устройство Франции. Н. Саркози (2007 – 2012) – лидер СНД (Союз за народное движение), наследница партии де Голля. Конституционная реформа –расширение полномочий парламента, ограничение чрезмерной власти президента и обеспечение прав граждан в контроле над властью; Реформа социального обеспечения (отменена обязательность 35-часовой рабо-чей нед.); Реформа обеспечения занятости (предложение «разумной» работы, сокра-щение пособия при вторичном отказе от такой работы); Сокращение госрасходов (сокращение госслужащих); Николя Саркози

№ слайда 10

Описание слайда:

4. Пятая республика и современное политическое устройство Франции. Н. Саркози (2007 – 2012) – лидер СНД (Союз за народное движение), наследница партии де Голля. Пенсионная реформа (лишились льгот по досрочному выходу на пенсию транспортники, энергетики, рыбаки, служащие Банка Франции); Отменил налог на наследство для 95 % французов (оставил только для владельцев крупных состояний). Итоги: Безработица,; Дефицит бюджета; Рост недовольства его политикой. В мае 2012 г. победу одержал лидер социалистов Франсуа Олланд. Стал самым непопулярным президентом Франции по итогам первых 100 дней правления (легализация однополых браков, введение войск в Мали. Николя Саркози Франсуа Олланд

№ слайда 11

Описание слайда:

5. Внешняя политика Франции. После Второй мировой войны: В период голлизма Франция создала собственную триаду ядерных сил, фр. войска выведены из-под военного командования НАТО; 1963 г. – Елисейский договор (партнерство с Зап. Германией); Активизация европейской интеграции в рамках ЕС (Римский договор 1957 г.). Де Голль препятствовал вхождению в ЕС Англии; Франция шла на сближение с СССР, а не с США. После де Голля Франция пришла на сближение с США и НАТО (2009г. вошли в состав НАТО); Париж стал главным инициато-ром расширения ЕС. Дэвид Кэмерон

Переживавшая экономический и культурный подъем Франция в начале 20 века, кратко говоря, была одной из нескольких великих мировых держав. Во внешней политике она пошла на сближение с Англией и Россией. Внутри страны в 1900 - 1914 гг. нарастало противостояние между социалистами и умеренными. Это был период, когда о себе громко заявили недовольные своим положением рабочие. Начало 20 века закончилось объявлением Первой мировой войны и сменой мирового порядка.

Экономика

С экономической точки зрения Франция в 19 - начале 20 века переживала значительный рост. То же самое происходило в большей части остальной Европы и в США. Однако во Франции этот процесс приобрел уникальные черты. Индустриализация и урбанизация были не такими быстрыми как у ключевых лидеров (в первую очередь у Великобритании), но зато продолжал развиваться рабочий класс, а буржуазия по-прежнему укрепляла свое могущество.

В 1896-1913 гг. произошла так называемая «вторая промышленная революция». Она ознаменовалась появлением электричества и автомобилей (возникли компании братьев Рено и Пежо). Зародилась в начале 20 века наконец обзавелась целыми промышленными регионами. Руан, Лион и Лилль были текстильными центрами, а Сент-Этьен и Крезо - металлургическими районами. Двигателем и символом роста оставались железные дороги. Повышалась производительность их сети. Железные дороги были желанным объектом инвестиций. Упрощение обмена товарами и торговли благодаря модернизации транспорта привело к дополнительному промышленному росту.

Урбанизация

Сохранялись мелкие предприятия. Почти треть рабочих страны трудились у себя дома (в основном портные). Накануне Первой мировой войны экономика Франции опиралась на твердую национальную валюту и отличалась большим потенциалом. При этом были и изъяны: южные регионы страны отставали в промышленном развитии от северных.

Урбанизация сильно повлияла на общество. Франция в начале 20 века все еще оставалась страной, где больше половины населения (53%) проживало в деревне, однако отток из села продолжал нарастать. С 1840 по 1913 гг. население республики выросло с 35 до 39 миллионов человек. Из-за потери Лотарингии и Эльзаса в войне с Пруссией на протяжении нескольких десятилетий продолжалась эмиграция населения из этих регионов на историческую родину.

Социальное расслоение

Жизнь рабочих оставалась малоприятной. Впрочем, так было и в остальных странах. В 1884 году был принят закон, по которому разрешалось создавать синдикаты (профсоюзы). В 1902 появилась объединенная Всеобщая конфедерация труда. Рабочие самоорганизовывались, в их среде нарастали революционные настроения. Франция в начале 20 века менялась согласно их требованиям в том числе.

Важным событием стало создание нового социального законодательства (в 1910 году появился закон о пенсиях для крестьян и рабочих). Тем не менее, меры властей значительно отставали от той же соседней Германии. Индустриальное развитие Франции в начале 20 века привело к обогащению страны, однако блага распределялись неравномерно. Большая их часть доставалась буржуазии и В 1900 году в столице было открыто метро, и тогда же там прошли II Олимпийские игры современности.

Культура

Во французском языке принят термин Belle Époque - "Прекрасная эпоха". Так позже стали называть период с конца XIX века до 1914 года (начала Первой мировой войны). Он ознаменовался не только экономическим ростом, научными открытиями, прогрессом, но и культурным расцветом, который пережила Франция. Париж в то время по праву назывался «столицей мира».

Широкая публика была охвачена интересом к популярным романам, бульварным театрам и опперетам. Творили импрессионисты и кубисты. Накануне войны всемирно известным стал Пабло Пикассо. Хотя по происхождению он был испанцем, вся его активная творческая жизнь была связана с Парижем.

Русский театральный деятель организовал в столице Франции ежегодные «Русские сезоны», ставшие мировой сенсацией и заново открывшие иностранцам Россию. В это время в Париже с аншлагами проходили премьеры «Весны священной» Стравинского, «Шахеразады» Римского-Корсакова и т. д. «Русские сезоны» Дягилева произвели революцию в моде. В 1903 году вдохновленный балетными костюмами модельер открыл быстро ставший культовым модный дом. Благодаря ему устарел корсет. Франция в 19 - начале 20 века оставалась для всего мира главным культурным светочем.

Внешняя политика

В 1900 году Франция вместе с еще несколькими мировыми державами участвовала в подавлении Боксерского восстания в ослабленном Китае. Поднебесная в тот период переживала социальный и экономический кризис. Страну наполнили иностранцы (в том числе и французы), которые активно вмешивались во внутреннюю жизнь страны. Это были торговцы и христианские миссионеры. На этом фоне в Китае и произошло восстание бедняков («боксеров»), устроивших погромы иностранных кварталов. Беспорядки были подавлены. Париж получил 15% огромной контрибуции в 450 миллионов лян.

Внешняя политика Франции в начале 20 века основывалась на нескольких принципах. Во-первых, страна была колониальной державой с огромными владениями в Африке, и ей нужно было защищать собственные интересы в разных частях света. Во-вторых, она лавировала между другими мощными европейскими государствами, пытаясь найти долгосрочного союзника. Во Франции традиционно сильными были антинемецкие настроения (корнями уходившие в поражение от Пруссии в войне 1870-1871 гг.). В результате республика пошла на сближение с Великобританией.

Колониализм

В 1903 году английский король Эдуард VII посетил Париж с дипломатическим визитом. По итогам поездки было подписано соглашение, согласно которому Великобритания и Франция разделили сферы своих колониальных интересов. Так появились первые предпосылки к созданию Антанты. Колониальное соглашение позволило Франции свободно действовать в Марокко, а Великобритании - в Египте.

Немцы пытались противостоять успехам своих противников в Африке. В ответ на это Франция провела Алжирскую конференцию, на которой ее экономические права в Магрибе были подтверждены Англией, Россией, Испанией и Италией. Германия на некоторое время осталась в изоляции. Подобный поворот событий полностью соответствовал антинемецкому курсу, которым шла Франция в начале 20 века. Внешняя политика была направлена против Берлина, а все ее остальные особенности определялись согласно этому лейтмотиву. Французы установили протекторат над Марокко в 1912 году. После этого там произошло восстание, которое подавила армия под командованием генерала Юбера Лиотэ.

Социалисты

Любая характеристика Франции в начале 20 века не может обойтись без упоминания о росте влияния левых идей в тогдашнем обществе. Как уже говорилось выше, вследствие урбанизации в стране увеличилось количество рабочих. Пролетарии требовали своего представительства во власти. Они получили его благодаря социалистам.

В 1902 году левый блок выиграл очередные выборы в палату депутатов. Новая коалиция провела несколько реформ, касавшихся социального обеспечения, условий труда и образования. Обыденным делом стали стачки. В 1904 году весь юг Франции охватили забастовки недовольных рабочих. Тогда же лидер французских социалистов Жан Жорес создал знаменитую газету «Юманите». Этот философ и историк не только боролся за права рабочих, но и выступал против колониализма и милитаризма. Фанатик-националист убил политика за день до начала Первой мировой войны. Фигура Жана Жореса стала одним из главных международных символов пацифизма и стремления к миру.

В 1905 году французские социалисты объединились и создали французскую секцию Рабочего интернационала. Ее главными лидерами были и Жюль Гед. Социалистам приходилось иметь дело со все более недовольными рабочими. В 1907 году в Лангедоке вспыхнуло восстание виноградарей, недовольных ввозом дешевого алжирского вина. Армия, которую правительство ввело, чтоб подавить беспорядки, отказалась стрелять по людям.

Религия

Многие особенности развития Франции в начале 20 века полностью перевернули французское общество. Например в 1905 году был принят закон об Он стал завершающим штрихом антиклерикальной политики тех лет.

Закон отменил наполеоновский Конкордат, вышедший еще в 1801 году. Было утверждено светское государство и гарантирована свобода совести. Ни одна из религиозных групп больше не могла рассчитывать на покровительство государства. Вскоре закон был раскритикован Папой римским (большинство французов оставались католиками).

Наука и техника

Научное развитие Франции в начале 20 века ознаменовалось Нобелевской премией по физике 1903 года, которую за открытие естественной радиоактивности солей урана получили Антуан Анри Беккерль, и Мария Склодовская-Кюри (спустя шесть лет она также получила Нобелевскую премию по химии). Успехи сопутствовали и создававшим новую технику авиаконструкторам. В 1909 году Луи Блерио первым перелетел через Ла-Манш.

Третья республика

Демократическая Франция в начале 20 века жила в эпоху Третьей республики. В этот период во главе государства стояло несколько президентов: Эмиль Лубе (1899-1906), Арман Фальер (1906-1913) и Раймон Пуанкаре (1913-1920). Какую память о себе они оставили в истории Франции? Эмиль Лубе пришел в власти в разгар социального конфликта, вспыхнувшего вокруг резонансного дела Альфреда Дрейфуса. Этот военный (еврей в звании капитана) был обвинен в шпионаже в пользу Германии. Лубе отстранился от дела и дал ему идти своим ходом. Франция тем временем пережила всплеск антисемитских настроений. Тем не менее, Дрейфус был оправдан и реабилитирован.

Арман Фальер активно укреплял Антанту. При нем Франция, как и вся Европа, невольно готовилась к приближающейся войне. был настроен антинемецки. Он провел реорганизацию армии и увеличил длительность службы в ней с двух до трех лет.

Антанта

Еще в 1907 году Великобритания, Россия и Франция окончательно оформили свой военный союз. Антанта была создана в ответ на усиление Германии. Немцы, австрийцы и итальянцы сформировали еще в 1882 году. Таким образом, Европа оказалась расколотой на два враждебных лагеря. Каждое государство так или иначе готовилось к войне, надеясь с ее помощью расширить свою территорию и закрепить собственный статус великой державы.

28 июля 1914 года сербский террорист Гаврило Принцип убил австрийского принца и наследника Франца Фердинанда. Сараевская трагедия стала поводом для начала Первой мировой войны. Австрия напала на Сербию, Россия вступилась за Сербию, а за ней в конфликт втянулись члены Антанты, в том числе Франция. Италия, состоявшая в Тройственном союзе, отказалась поддерживать Германию и Габсбургов. Она стала союзницей Франции и всей Антанты в 1915 году. Одновременно с тем к Австрии и Германии присоединились Османская империя и Болгария (так образовался Четверной союз). Первая мировая война положила конец «Прекрасной эпохе».

Де Голль представлял собой интеллектуала особого рода, чья жизнь про-шла в размышлениях на темы разума, власти и философии истории. Он не раз подчёркивал, что французы обладают ясностью мысли, но у них отсутствует воля к действию. По де Голлю, государство должно символизировать мораль-ные и культурные ценности . Он считал французскую цивилизацию по преиму-ществу демократической, сочетающей продолжительную историю культурного развития со свободой, указывая, что «существует многовековой пакт между величием Франции и свободой мира, следовательно, демократия неразрывным образом переплетается с наилучшим пониманием интересов Франции».

Политика голлизма

Политическую философию «голлизма» отражала конституция Пятой республики которую создал де Голль, и была принята 17,5 млн голосов против 4,5 млн.

Главной идеей «голлизма» стала идея «национального величия» Франции. Непре-менным условием достижения национального величия «голлисты» считали компромисс между основными социальными силами, представленными в обществе . Важную роль в обеспечении этого компромисса, по мнению «голлистов», играет парламентская система, сотрудничество между партиями, кото-рые отражают интересы различных сло-ёв общества. Необходимо также усиление роли главы государства — лидера нации.