Князь ярослав мудрый

Ярослав Мудрый, князь Древней Руси, известен любому школьнику. Когда-то великий правитель огромного государства, теперь он мирно живёт на страницах учебника истории, открывая для молодых умов новые сведения про свою удивительную деятельность. Настоящий патриот, тонкий дипломат, опытный экономист и истинный ценитель искусства - всё это можно сказать про князя. Исторический портрет Ярослава Мудрого кратко описать невозможно, так как период его правления щедро унизан добрыми делами и умными поступками.

Война с братьями за престол

После смерти князь Руси Владимир оставил много наследников-сыновей. Старший, Святополк, решил стать единым правителем, с этой целью он убил младших братьев: Глеба, Бориса и Святослава. Оставшийся в живых Ярослав, в то время князь Новгорода, узнав о злодеяниях родственника, собрал дружину и пошёл на Киев. Битв за трон между братьями было много. Святополк, прозванный за свой злой нрав и нетерпимый характер Окаянным, часто просил помощи у печенегов. Силы были неравны, и Ярослав отступал. Но сам русский народ в один день, устав от несносного правителя, ополчился и помог новгородцу победить брата и занять престол.

Немного позже ему также пришлось выйти на поле боя с Мстиславом, который правил в Тмутаракани. Ещё один объявившийся брат тоже захотел сместить с престола более удачливого сына Владимира. Но и тут победил Ярослав. Его очень поддерживали как дворяне, так и простые крестьяне. С тех пор началась эра расцвета Древней Руси. Исторический портрет Ярослава Мудрого (ок. 988-1054) и сегодня говорит о мужестве и глубокомыслии этого великого правителя.

Почему Мудрый?

Прозвища князьям давал простой народ, исходя из их стиля правления, привычек или черт характера. Исторический портрет Ярослава Мудрого чётко даёт понять, что человек он был действительно глубокий, с широким кругозором и аналитическим складом ума. Прозвищем "Мудрый" его наделили из-за его неутомимой просветительской деятельности. Он не только читал летописи и книги, что в то время считалось пиком учёности, он также делал всё для того, чтоб грамотность распространялась на все слои населения.

Представители духовенства по его указанию начали обучать детей искусству чтения и письменности. Также князь открыл первое училище для мальчиков, которое находилось в Новгороде. В XI веке это стало большим событием, перевернувшим представление людей о жизни. Покупая книги в больших количествах, князь собрал огромную библиотеку и передал её Ярослав Мудрый - пример исторического портрета правителя, который постоянно думал о благополучии своих подданных и всячески этому способствовал.

Введение переводов

Исторический портрет Ярослава Мудрого свидетельствует о незаурядном князя, его поразительных способностях в науке и творчестве. Он стал первым на Руси, кто решил не только читать и писать книги, а и переводить уже существующие труды иностранных летописцев и мудрецов.

Он почитал мудрость представителей иных держав, особенно поражали его мыслители Древней Греции. Ярослав приказал перевести их философские трактаты, чтоб люди, которые хотели их прочитать, пользовались родным языком, славянским, тем самым его совершенствуя и изучая глубже. Придерживаясь этого принципа, он положил начало разрушению зависимости русских учёных от наследия Византии. И когда возник вопрос о назначении нового митрополита, он не вызвал его из-за границы, как было принято раньше, а назначил своего, Иллариона, из простого славянского села Брестов. Церковный устав, Номоканон, тоже перевели на родной язык, как того велел князь. Быть лучше всех, не бояться изменений - это те черты характера, которые сквозь века демонстрирует исторический портрет Ярослава Мудрого. История России до этого не знала таких правителей.

Первый рукописный закон на Руси

Да, к этому благому и нужному делу также приложил руку Ярослав Мудрый. Он стоит у истоков создания самого древнего русского памятника юриспруденции - "Устава" ("Русской правды", или "Суда Ярославля"). Современные исследователи в один голос заявляют, что это не простая книга, написанная князем, не только его размышления и мысли, а очень глубокая работа в сфере права, целый сборник законов, порядков и обычаев, действующих в те далёкие времена. Говорили, что в создании сборника правителю помогали частные лица. Но даже если они и полностью написали "Устав", вклад Ярослава переоценить невозможно. Так как он, как минимум, покровительствовал им, собрал их всех под одной крышей, объединил одним делом и довёл его до конца - издал сборник.

"Устав" усиливал ответственность за убийства, поджоги, порчу скота и имущества. Он стоял на страже здоровья и жизни простых людей, предусматривал финансовую компенсацию за нанесённые увечья и оскорбления. Он рекомендовал проводить экспертизу, розыск преступников по горячим следам, проверять лживые показания - на этом пока ещё начальном уровне развития этих составляющих современной правоохранительной системы.

Расцвет Киева

Ярослав Мудрый (1019-1054 - годы его княжения в Киеве) правил достойно. На этот период припадает расцвет государства и столицы давней Руси - Киева. Князь покровительствовал религии. Он приветствовал строительство новых храмов и церквей. Во время его правления начали возводить первые монастыри, среди них известный всему миру Киево-Печерский. Сегодня это целая Лавра, которая поражает своей красотой и роскошью. Это центр религиозной жизни в Киеве.

Также Ярослав укрепил этот город огромным валом, превратив его в настоящую крепость. Южный вход обрамляли ворота, их назвали "Золотыми" из-за церковных куполов. Также в центре этой части города был возведён митрополий собор, известный как Софийский. Эти здания в давней столице городов русских сохранились до нашего времени в прекрасном состоянии. Они излучают славу и силу наших предков. Миллионы туристов каждый год приезжают в Киев, чтоб посмотреть на эти рукотворные чудеса.

Благодаря князю начало активно развиваться ремесло. Мастера со всех уголков Руси съезжались в Киев и устроили тут целое поселение. Ныне это место называется Подол. Столица русского княжества достигла апогея развития и сравнялась с такими европейскими столицами, как Лондон и Париж.

Внешняя политика князя

Он сумел расширить границы Руси. Его власть накрыла и западную часть на этой земле построили Юрьев город, известный сегодня как эстонский Тарту. Желание сделать своё княжество лучше всех - это кредо, которое излучает исторический портрет Ярослава Мудрого. свидетельствует о том, что он сумел восстановить власть на Немане над ятвягами. Он полностью перестроил и возродил не только Киев, но и Новгород, Владимир-Волынский, Чернигов.

Ярослав укреплял границы княжества, вёл активную борьбу с кочевниками. Когда они добирались до границ его государства, он собирал дружину и успешно отбивал атаки противника. Его боялись и уважали. Ярослав был очень воспитанным и его принимали в самых влиятельных странах Европы: Британии, Франции, Германии, Норвегии, Византии. Правители этих держав пили с ним чай за одним столом, общались на равных и считали Русь полноценной, развитой и сильной государственной единицей того времени.

Династические связи

Князь Ярослав Владимирович Мудрый, политический портрет которого сегодня описан в каждом учебнике истории, показал, какие ценные для него браки, заключённые с представителя царских домов Европы. В этом тоже проявлялась его прославленная мудрость. Сам он женился на дочери шведского короля Ингигерде, которую перекрестили в Ирину.

Сыновья его тоже составили неплохую партию. Изяслав выбрал себе сестру польского короля, Игорь - принцессу Германии, Святослав - австрийскую принцессу, Всеволод - греческую царевну из рода Мономах, у которой родился другой русский прославленный князь Владимир Мономах.

Дочери князя Ярослава устроились ещё лучше. Анастасия вышла замуж за короля Венгрии, Елизавета - за норвежского правителя, Анна - за французского короля. Как видим, эти династические связи ещё больше укрепили положение Руси на политической и экономической мировой арене. И показали всем европейским государствам силу и мощь наших прославленных предков.

Установление Российского императорского дома

К этому важному моменту тоже приложил руку Ярослав. Он сумел породниться почти со всей Европой, и это способствовало процветанию его великого княжества. Исторический портрет Ярослава Мудрого показывает, что активная внешняя политика помогала ему в делах внутренних. Так, благодаря обширным семейным узам, он наладил торговлю, начал обустраивать города и ещё больше укреплять границы.

Династическая политика была утверждена и на законодательном уровне. Александром Благословенным было положено начало Российского императорского дома. Согласно с этим постановлением, особы царского рода не имели права заключать неравные браки. Этим добивались ещё большего развития княжества. Ведь связи с царскими домами других держав только укрепляли положение Руси, так как от других союзов толку было мало. Кровные узы также помогали избегать войн, в случае нападения противника предусматривали активную поддержку и помощь, обогащали казну и развивали все сферы жизни княжества.

Заключение

Исторический портрет Ярослава Мудрого открывает нам всю глубину мысли князя, его дальновидность и аналитический склад ума. Он точно знал, что нужно для развития державы и чётко придерживался своего плана. Благодаря ему, Русь достигла апогея своего развития. Экономика, торговля, искусство и строительство находились на наивысшем пике. Государство не только процветало, оно заявило о себе на политической мировой арене. С Русью считались, её уважали и почитали.

Какими же были наследники Ярослава, князья Древней Руси? Кто они? Исторические портреты показывают, что достойного последователя у Мудрого не было. Ни один из его сыновей не смог решительно пойти по стопам отца, поэтому такого развития Русь в те далёкие годы больше не видела. Все достижения князя потихоньку угасали, темпы развития снижались, а потом и вовсе сошли на нет. Надвигались тёмные средневековые часы, Смутное время. Русь как будто забылась в летаргическом сне, дожидаясь нового сильного и мудрого правителя.

Ярослав Мудрый (978 (979)?-1054) – очень заметная политическая фигура средневековой Европы. Время его правления – «звездный час» Киевской Руси, период ее наибольшего расцвета. Князя справедливо прославляют за ловкую внешнюю политику, за окончательное решение «печенежского вопроса», введение писаного права, масштабное строительство и поощрение развития культуры.

Естественно, это только одна сторона медали. Ярослав был пусть и выдающимся, но все-таки средневековым правителем. За ним числятся и такие дела, которые не совсем вписываются в образ созданной потомками «иконы». Но и они – неотъемлемая составляющая образа человека, жившего по законам своего времени и умевшего делать это не без пользы.

Сын Гориславы

Отец Ярослава – Владимир Великий, это знают все. А мать?

До принятия христианства Владимир имел многочисленный гарем, точное число его жен в то время неизвестно. Но данные о матери Ярослава есть. Это – полоцкая княжна Рогнеда Рогволодовна, которая отказалась выйти за Владимира добровольно из-за его сомнительного происхождения (сын наложницы, рабыни!). Владимир решил вопрос просто: захватил Полоцк, изнасиловал Рогнеду на глазах у родителей, затем убил их, а девушку забрал себе. Жуткая судьба этой женщины принесла ей прозвание Горислава. Ярослав – ее третий сын.

Без права на престол

Уже из сказанного выше становится ясно, что прав на киевский престол у Ярослава не было по любым законам. Он не был старшим сыном. Он не был сыном христианской жены Владимира, византийской принцессы Анны. Владимир не объявлял его своим преемником.

Мало того, незадолго до смерти Владимира Ярослав, правивший в то время Новгородом, показал себя прямым бунтовщиком, отказавшись высылать в Киев положенную сумму дани. Отец начал даже готовить карательный поход против непослушного сына, но помешало сперва нашествие печенегов, а затем смерть уже весьма немолодого князя.

Детектив с первыми русскими святыми

После смерти отца Ярослав продолжил борьбу за власть со своими братьями. Эта борьба подарила Руси первых ее двух святых – сыновей Владимира Бориса и Глеба. Традиция обвиняет в их смерти старшего брата Ярослава, Святополка, и прозывает его за это Окаянным.

Но Святополку незачем было убивать именно этих братьев, ибо из всей семьи только они однозначно признали его князем! История Глеба, таким образом, остается в тени, а судьбу Бориса несколько проясняет норвежская сага о похождениях конунга Эймунда. Этот варяжский наемник служил князю «Ярицлейву» и доставил в его лагерь голову убитого его воинами князя «Борицлава». Имена достаточно красноречивы. Кстати, согласно саге, «Ярицлейв» варягам за убийство не заплатил!

Князь-строитель

Но, несмотря на эти не слишком благовидные детали, Ярослав был, бесспорно, великим правителем. Достаточно сказать, что только в Киеве за время его правления появилась новая линия городских укреплений с Золотыми воротами, Софийский собор, Ирининская церковь; стройка велась также на территории Киево-Печерской лавры.

Основатель городов русских

Кроме этого, Ярослав отметился основанием новых городов. Называл он их, по традиции, своими собственными именами: Ярослава и Георгия (его христианское имя). Самые известные из них – Юрьев (Тарту) и Ярославль-на-Волге (жемчужина Золотого кольца).

На гербе Ярославля изображен медведь с секирой в лапах. Легенда гласит, что молодой Ярослав решил поохотиться в волжских лесах, и добыл-таки медведя, но тот его поранил. На этом месте был заложен город, а князь на всю жизнь остался хромым. Медвежья рогатина на гербе превратилась в секиру (так рассказывают легенду сами ярославцы).

Князь-библиотекарь

Библиотека Ярослава Мудрого – очень живучая историческая легенда. Есть доказательства того, что князь и впрямь интересовался книгами и владел интересными экземплярами (хотя бы потому, что дал в приданое дочери Евангелие, известное сейчас как Реймское). Но неправы те, кто представляет эту библиотеку похожей на современную – с десятками тысяч томов. Вероятно, их было два-три десятка, но и это по тем временам было огромное собрание.

Не стоит искать эти книги по киевским подземельям – если они там и были, то давно пропали, условия неподходящие. Скорее всего, значительная часть собрания попала в Лавру и была постепенно утеряна.

Тесть Европы

Это прозвище закрепилось за Ярославом оттого, что трех своих дочерей он выдал замуж за европейских королей, положив таким образом начало традиции династических браков. Но с тем же успехом князь приходится Европе и зятем, и шурином, и свекром. Он был женат на норвежской принцессе, сестру выдал за польского короля, а невесток набрал из Австрии, Польши и Германии.

Скульптурный портрет

Наконец, Ярослав Мудрый – первый из русских князей, чья внешность достоверно известна. Он был похоронен в Софийском соборе, и гробница сохранилась. В 1938 году она была вскрыта, а в 1940 известнейший антрополог М.Герасимов выполнил реконструкцию внешности князя по черепу. Прическа и борода добавлены по рисунку со стены того же собора. Естественно, это портрет князя на момент смерти, а прожил он очень долго – 75 лет .


Кстати, исследования М.Герасимова подтвердили хромоту Ярослава, но не установили ее причину.

Как-то мало внимания привлекают и такие факты, как исторического, так и личностного масштаба:

  • Ярослав был весьма высокого для своего времени роста (1,75 м) и умер, имея почти все зубы (это в 75-то лет!).
  • Киевская Русь при Ярославе достигла максимума своей площади.
  • Ярослав обеспечил государству первого русского митрополита – Иллариона.
  • прозвищем «Мудрый» наградил князя «историк государства Российского» Карамзин, в летописях ничего подобного нет.

И мало кто обращает внимание на факт, что Ярослав фактически сам и положил начало развалу своей империи. Он официально поделил ее территорию между своими пятью сыновьями. Сразу же после его смерти Русь вступила в период феодальной раздробленности.

Ярослав Мудрый прославился многими своими достижениями. Известно, что народ любил его за доброе, справедливое отношение к людям. Он не стремился завоевать новые земли, но сумел повысить уровень образования в своих владениях и улучшить благосостояние народа. За годы правления князя было написано книг больше, чем за все время существования Киевской Руси. И чтобы все это рукописное достояние могло перейти наследникам, нужно было найти надежное место для хранения. Этим местом стала библиотека Ярослава Мудрого.

По историческим следам

Первое и единственное упоминание о книгохранилище приведено в "Повести временных лет", оно датируется 1037 годом. Там пишется: "Ярослав же любил книги, и много написанного положил в церкви святой Софии, которую создал сам".

В течение веков библиотеку Ярослава Мудрого не раз искали многие ученые. Некоторые искусствоведы подвергали сомнению существование книгохранилища. Других каких-либо источников, подтверждающих его истинное местонахождение, найдено не было.

Но вместе с тем известно, что и были знакомы труды Платона и Аристотеля, философов Древней Греции и Рима. Это прослеживается при анализе их работ "Изборник Святослава" и "Послание к Смоленскому пресвитеру Фоме". Также известно, что эти деятели трудились над своими сборниками под сводами Софийского собора в Киеве, где и находилась библиотека Ярослава Мудрого.

Еще один факт, доказывающий существования библиотеки в прошлом, это исследования богослова Павла Алеппского. Он бывал в книгохранилище Киево-Печерского монастыря, и в одном из писем упомянул о большом количестве свитков и пергаментов из библиотеки Софийского Собора. Письмо датируется 1653 годом.

Михаил Ломоносов тоже занимался изучением этого вопроса. Он высказал мнение, что в Киеве также были свитки из Ломоносов был уверен, что там хранились знания, принесенные из Индии и восточной Азии, которые европейцы до сих пор не знали.

Сколько было книг?

Достоверно неизвестно, как много рукописных текстов хранилось под сводами собора. Одни историки считают, что их было около 500, другие уверены, что намного больше - около 1000. Известно, что Ярослав Мудрый очень любил книги и был полиглотом, он мог читать на большинстве европейских языков. Все тексты сначала переводились с греческого, болгарского, латинского языков, а потом вручную переписывались и переплетались. При жизни князя было скопировано около 1000 экземпляров. А свою бесценную библиотеку он начал создавать за 17 лет до смерти.

Стоит отметить, что в начале 11 века, люди еще не знали, что такое бумага. Тексты писались на пергаментах. Они делались из кожи молодых телят и овец, которая истончалась и высушивалась на солнце. Пергамент был чрезвычайно дорогим материалом, поскольку на его изготовление уходило очень много времени, а животных убивали стадами, чтобы создать хотя бы одну книгу. Обложки таких манускриптов были настоящими произведениями искусства. Для них использовали которую украшали драгоценными металлами и камнями. Некоторые экземпляры имели бриллиантовые, изумрудные и жемчужные вставки.

Княжеское наследие

Первая библиотека Ярослава Мудрого просуществовала недолго. Сведения о ней теряются в начале 13 века, когда на Русь напали татаро-монголы и сожгли Киев. По версии большинства историков, именно в этот период книгохранилище погибло. В то же время это могло случиться и ранее, например, во время набегов половцев в 1169 и 1206 годах.

Есть шанс, что некоторые книги все-таки удалось спасти. Во многом благодаря дочерям князя. Младшая дочь Ярослава Мудрого была сосватана французскому королю Генриху I. Во время своего отъезда она забрала некоторую часть рукописного достояния. Одной из таких книг было легендарное Реймское Евангелие. Предполагается, что семь веков подряд все короли Франции, включая Людовика XIV, присягали во время коронации именно на этой рукописи из библиотеки Ярослава Мудрого.

У князя было еще две дочери, которые тоже стали королевами других правящих династий средневековой Европы. Анастасии стала женой короля Венгрии Андрей I, Елизавета - супругой короля Норвегии Гарольда III. Уезжая на новое место жительства, княжны забирали часть книг с собой в качестве приданого.

Все же большая часть рукописей осталась в Киеве. Библиотека точно существовала до 1054 года, а дальше ее следы теряются.

Где искать библиотеку Ярослава Мудрого?

Ярославль кажется некоторым одним из подходящих мест, где мог бы оставить свои сокровища великий князь. Ведь этот могучий город был им основал и имел крепкие нерушимые стены Кремля. Но на самом деле искать библиотеку стоит в Киеве.

На сегодняшний день существует несколько версий возможного существования тайного хранилища. Но ни одна из них официально не подтверждена.

Версия 1: Софийский собор

Логичнее всего искать библиотеку там, где была она основана. Но в 1240 году во время нашествия татаро-монгол Софийский собор был полностью разрушен. Его восстановлением занялся Иван Мазепа несколькими столетиями позже. Но никаких сведений о том, что под землей было найдено тайное хранилище, в истории не зарегистрировано.

В 1916 году под собором случился обвал грунта. Рабочие, проводившие раскопки, в одной из стен нашли древнюю записку, которая гласила: "Кто найдет этот ход, тот найдет великий клад Ярослава". Но дальнейшие раскопки вскоре прекратились. Как свидетельствуют документы, чтобы предотвратить несанкционированное кладоискательство.

В 2010 году группой исследователей тайных мест было обнаружено огромное помещение под землей (на глубине четырехэтажного дома). Исследования проводились при помощи прибора, который называется "биолокатор", эффективность его была не раз проверена на других объектах. Возможно, глубоко под землей в киевских катакомбах спрятан никому неведомый клад.

Версия 2: Межигорье

Детские библиотеки имени Ярослава Мудрого открывались во времена Советского Союза по всей огромной стране. А вот о находке еще одного книгохранилища партийные власти умалчивали. Речь идет о тайном кладе в Межигорье.

Все началось в 1934 году, когда в этом городе строилась загородная резиденция первого секретаря обкома партии г. Киева Постышева. Местом проведения работ была выбрана территория бывшего Межигорского монастыря. Во время копания котлована был найден подвал, полностью забитый древними книгами. Тогда партийное руководство приказало закопать подвал, а о находке помалкивать.

Так и было до 80-х годов прошлого века, когда тайну решил открыть кто-то из рабочих. Приблизительно в то же время загородную резиденцию начали перестраивать для другого государственного деятеля и снова наткнулись на злополучную пещеру. Но все попытки историков и археологов проникнуть туда были напрасными. Срочный государственный проект приказали закончить, а подвал закопать.

Для всего мира так и остался загадкой таинственный подвал, доверху набитый почерневшими от времени пергаментами.

Именные библиотеки нашего времени

Центральная детская библиотека имени Ярослава Мудрого существует в городе Ярославле. Но это не единственное книгохранилище, названное в честь великого князя. В Харькове при юридическом университете имени Ярослава Мудрого также существует одноименное структурное подразделение.

На сегодняшний день научная библиотека Национального юридического университета имени Ярослава Мудрого - это современный молодежный центр, в котором постоянно проводятся конференции и исследовательские проекты.

Центральная детская библиотека Ярослава Мудрого

Этот объект расположен в Дзержинском районе г. Ярославля, то есть в самом густонаселенном районе города. Адрес центральной детской библиотеки: ул. Труфанова, 17, коп. 2. Улица названа в честь великого командира времен Великой Отечественной войны - Николая Ивановича Труфанова.

Детская библиотека имени Ярослава Мудрого была основана в 1955 году. Тогда район назывался Сталинским и в нем активно велась застройка. Новые школы требовали строительства библиотеки. Тогда администрация Ярославля сделала подарок молодежи: открыла новое современное книгохранилище, насчитывавшее огромное количество книг.

Через двадцать лет библиотечная система города была централизована, а книгохранилище стало называться Центральной детской библиотекой. Она объединила под своим крылом еще 15 заведений, став таким образом единым координатором досуга детей.

Лишь в 2008 году Центральной детской библиотеке г. Ярославля было присвоено имя основателя города - Ярослава Мудрого. Сейчас ее коллектив проводит различные мероприятия, фестивали, творческие конкурсы, ярмарки, краеведческие чтения, культурные акции и т.д.

Современная жизнь библиотеки

Ежегодно Центральная детская библиотека Ярослава Мудрого организовывает дни, посвященные великому князю. Это время используется для того, чтобы изучить и сохранить в современном мире историко-культурное наследие. В эти дни ставятся исторические спектакли, устраиваются военные реконструкции средневековых битв, в том числе взятие крепостей, проводятся конференции и, конечно же, организовывается праздник для всего города.

Библиотека - это храм науки. Сюда приходит молодежь, чтобы почерпнуть новые знания, обогатиться опытом предков и стать такими же мудрыми, как один из самых великих правителей Киевской Руси.

В феврале 1054 года умер великий князь Ярослав I, чье правление стало "золотым веком" для Руси. Но за образом мудрого государя скрывается свирепый воин, предводитель варягов конунг Ярицлейв, который и сегодня не перестает удивлять потомков…

«На коне»

Во времена средневековья жизнь человека во многом определяли привходящие обстоятельства: слой общества, в котором он родился, физические данные, наличие доброго воспитателя. Казалось, Ярославу, сыну великого князя Владимира, судьба благоприятствовала. Тем не менее, будущее не представлялось безоблачным.

Во-первых, историки полагают, что Ярослав был не старшим сыном, вопреки уже поздним летописям. Во-вторых, исследование останков показали – великий князь был хромым! А физическое увечье для того времени было серьезным препятствием на пути к власти, ведь не в варяжских порядках было отдавать бразды правления тому, кто не сможет показать себя на поле брани. У некоторых народов, например у кельтов, человек с изъяном вообще не мог быть королем – считалось, его правление принесет несчастье.

Но Ярослав победил хромоту, компенсировав ее железной волей. Он приучился ездить в седле, что с его болезнью далось ему не просто, и отныне на коне чувствовал себя намного увереннее, чем на земле. Летописи также упоминают хромоту князя, а излечение приписывают чуду: « И лишь после крещения Владимира, его жен и детей Ярослав встал на ноги и стал ходить, а до того не мог ходить».

Конунг Ярицлейв

Ярослав пришел к власти только после длительной междоусобной борьбы со своими многочисленными братьями, каждый из которых заседал в своем граде. «Ударной силой» нашего героя были норманнские наемники и варяжские конунги. В Новгороде Ярослав специально для них учредил «Поморонь двор», то есть «двор для приезжающих» - место постоянного пребывания скандинавских воинов.

Жили они там, в роскоши и богатстве: «Ярицлейв конунг велел выстроить каменный дом и хорошо убрать драгоценной тканью, и им было дано все, что надо из самых ценных товаров».

Ярослав брал «под крыло» и беглую скандинавскую знать, одним из его воевод был норвежский конунг Эдмунд Рингссон, которому ставят в вину убийство некого «Бурицлава», в образе которого историки видят мученика Бориса Владимировича.

Историю пишут победители

Все мы знаем про кровавого Святополка Окаянного, который захватил власть в Киеве, и решил избавиться от своих ближайших братьев – конкурентов: Бориса Владимировича, которого сам Владимир поставил во главе своей дружины, и Глеба, мести которого боялся.

В 1019 году Ярославу Мудрому, якобы удалось свергнуть брата тирана и с почетом похоронить братьев, которые вскоре были причислены к лику святых. Эту историю описывает нам ранний памятник русской литературы «Сказание о Борисе и Глебе».

Все бы хорошо, если бы не дошедшая до наших дней «Сага об Эймунде», которая описывает убийство Эймундом по приказу Ярослава уже упомянутого Бурицлава, смерть которого совпадает по описаниям со смертью Бориса из «Сказания». Причем, в саге его убивают дважды – второй раз текст один в один повторяет наши сведения о гибели Святополка на Альте.

К тому же, тирания Святополка сегодня кажется преувеличенной. Зачем Окаянному понадобилось атаковать Киев, который и так бы принадлежал ему по праву старшинства? Сегодня уже невозможно установить правду, но вероятно, за этой историей до сих пор скрывается нераскрытое преступление.

Сбежавшая невеста

Из всех благ, которые Ярослав Мудрый привез на Русь, ценнейшим приобретением называют его жену Ингигерду, шведскую принцессу. Дочь Олафа Шетконунга, Ирина стала настоящим благом для страны, она сыграла не последнюю роль, как в развитии международных связей, так и в религиозных вопросах, в частности, именно она основала первый в Киеве женский монастырь. Приближенный Ярослава Эймунд говорил о ней следующее: «Я ей не доверяю, потому, что она умнее самого Конунга ».

Надо сказать, история с женитьбой великого князя и Ингигерды, вышла весьма щекотливая. Невеста, буквально, сбежала из под венца. До сватовства Ярослава она была уже помолвлена с норвежским конунгом Олавом Харальдсонном, впоследствии известным как Олав Святой – первый христианский король Норвегии.

Он потребовал ее в обмен на подписание мирного договора со Швецией. Однако когда жених со всей свитой приехал забирать невесту, то оказалось, что ее вот уже несколько месяцев назад поженили с конунгом Ярицлейвом. Олав Харальдссон был сильно разгневан, но за личные обиды мстить не стал. В качестве приданного Ингигерда принесла Ярославу земли вокруг Ладоги.

Библиотека Ярослава Мудрого

Пожалуй, одной из главных загадок Ярослава является местонахождение его легендарной библиотеки, якобы содержащей богатое собрание рукописей и манускриптов, которые могут пролить свет на многие темные пятна в истории Руси. Единственное упоминание о ней относится к 1037 году и содержится в «Повести временных лет»: «Ярослав же любим по книгам, и многие скопировав и написав, положил в церкви святой Софьи, юже создал сам ».

Итак, предполагается, что драгоценное собрание должно было находиться в Софийском соборе. Считают, что книги могли быть похищены Батыем во времена татаро-монгольского нашествия. Существует и другое мнение, что потерянная библиотека Ярослава стала частью не менее легендарной библиотеки Ивана Грозного.

Несмотря на скудность сведений, ученые не перестают надеяться, что библиотека Ярослава не миф. В ее поисках даже прибегали к биолокации. Но результатов пока нет, и сегодня единственным книжным собранием имени Ярослава все еще остается библиотека в городе Ярославль.

Анна Ярославна – королева Франции

Как известно, Ярослав Мудрый проводил активную политику междинастических браков, его дети разъехались по всей Европе. Но, пожалуй, самым известным стал брак младшей дочери Анны с французским королем Генрихом I.

Молодая Анна была чета своей матери, она сразу показала себя активным политическим деятелем. Кстати, она была намного образованней мужа, читала и писала на греческом и латыни, в то время как сам Генрих I подписывался крестиком.

Кстати, о контрасте между «варварской», как часто считают, Русью и куртуазной Францией ясно говорит отрывок из письма принцессы к отцу: «В какую варварскую страну ты меня послал; здесь жилища мрачны, церкви безобразны и нравы ужасны».

«Был, да сплыл»

Казалось бы – любой школьник знает, где похоронен Ярослав Мудрый, конечно же, в Киевской Софии, где стоит его саркофаг. Но эта информация, оказывается, давно устарела. В XX веке Ярослава тревожили, по крайней мере, трижды – в 1936, 1939 и в 1964 годах.

Несколько лет назад, в 2009 году саркофаг снова вскрыли, только вот Ярослава там уже не было. Зато были советские «Известия» и «Правда», а также останки двух женщин, одна из которых принадлежала к периоду Киевской Руси, очевидно жена Ярослава Елена, а вторая оказалась гостьей из скифской эпохи.

Сегодня основная версия пропажи гласит, что прах Ярослава повторил судьбу Иконы святителя Николая «Мокрого», которая вместе с немецкими оккупантами была вывезена из Киева через Польшу и Германию в США, и сегодня находится в Свято-Троицком храме Украинской православной церкви.

Снимать в приходе запрещено, обсуждать судьбу праха Ярослава Мудрого тоже, по каким-то причинам, отказываются.

В 1054 году, в день Торжества Православия (один из православных праздников, отмечаемый в первую неделю Великого Поста) скончался Великий князь Ярослав Владимирович Мудрый. Точная дата рождения не известна, различные летописи указывают либо 978 год, либо 988, либо 998 год. Такие расхождения могут быть вызваны как трудностями прочтения средневековой русской счетной системы, так и желанием летописцев показать Ярослава старше остальных братьев. Похоронен Ярослав в Софийском соборе в Киеве. Мраморный шеститонный саркофаг Ярослава и ныне стоит в соборе св. Софии. Его открывали в 1936, 1939 и 1964 годах и проводили не всегда квалифицированные исследования. По результатам вскрытия января 1939 года, антрополог Михаил Герасимов в 1940 году создал скульптурный портрет князя, который лёг в основу всех последующих изображений князя

В связи с юбилейной датой, "Ридус" публикует 10 фактов о Ярославе Мудром:

1. Ярослав Мудрый причислен Православной церковью к лику Святых. Официально Ярослав был канонизирован РПЦ только в 2004 году, хотя впервые упоминается в качестве святого в сочинении Адама Бременского «Деяния первосвященников Гамбургской церкви». Канонизированы так же были отец Ярослава Мудрого - князь Владимир Святославович (да да, тот самый "Красное солнышко"), братья Ярослава Мудрого - святые Борис и Глеб, сын Ярослава Мудрого - Владимир Ярославович, внуки Ярослава - Владимир Мономах и Гуго Великий, свояк Ярослава - Олаф Святой.

2. Особое внимание Ярослав укреплял дипломатии и внешней политике. Одним из способов укрепления дипломатических отношений были династические браки. У Ярослава Мудрого было 10 детей: 3 дочери и 7 сыновей. Елизавета стала женой норвежского короля, Анастасия - женой короля Венгрии, Анна вышла замуж за французского короля. Сыновья Ярослава также взяли в жены дочерей из Австрийских, Греческих, Польских, Германских монарших семей. Сам же Ярослав был женат дважды, второй женой и матерью большинства детей стала дочь шведского короля Олафа - Ингигерда (в Православии Ирина).

3. Ярослав Мудрый был известен, как основатель городов. Им были основаны Юрьев (ныне Тарту в Эстонии), Юрьев Русский (ныне Біла Церква на Украине), Новгород-Северский (сейчас в Черниговской области), Ярославль в Прикарпатье (сейчас Ярослав), и, конечно же, Ярославль, построенный на реке Волге.

4. Ярослав был героем многих литературных произведений того времени, например "Сказания о Борисе и Глебе", "Слове о законе и благодати", упоминается он и во многих скандинавских сагах под именем «Ярислейва Конунга Хольмгарда».

5. Именем Ярослава Мудрого названы Новгородский государственный и Харьковский юридический университеты, а так же государственная награда Украины - Орден князя Ярослава Мудрого

6. При Ярославе появляются первые русские монастыри, при нем Киев стал одним из крупнейших городов Европы, и уступал разве что Константинополю.

7. При Ярославе разворачивается активная работа по переводу иностранных книг на церковно-славянский и древнерусский языки. Годы тратятся на переписку книг. Создается уникальная библиотека Ярослава Мудрого, пропавшая бесследно, как и более поздняя библиотека Ивана Грозного.

8. Ярослав Мудрый фактически был одним из первых объединителей русских земель. Он собрал под своей властью практически все русские земли от юга и до севера.

9. Ярослав первым занялся разделением светских и религиозных норм, таким образом отделяя церковь от государства, делая её более самостоятельной с одной стороны, и определяя и структурируя её полномочия и сферу ответственности, с другой. В связи с этим был издан "Церковный устав" Ярослава Мудрого, в котором четко разграничивались полномочия светских и религиозных властей, различные проступки против Православной веры, и меры ответственности за них.

10. Возможно главным достижением Ярослава Мудрого является кодификация русского законодательства. Созданная Ярославом Мудрым "Русская Правда", является древнейшим дошедшим до нас сборником нормативно-правовых актов Древней Руси. "Русская Правда" содержит нормы уголовного, наследственного, торгового и процессуального законодательства, и является одним из важнейших источников по истории правовых, экономических и социальных отношений на Руси.

Ярослав Мудрый провел огромную работу по созданию и укреплению позиций русского государства, как во внешней, так и во внутренней сфере. Он дал людям законы, по которым те жили, при нем Русь была одним из самых сильных и процветающих Европейских государств. Он был одним из тех, кто заложил фундамент государства, которое существовало почти тысячу лет. Он уже тогда понимал, что основой для существования любого государства являются единство и законность.