Размножение и развитие растений опыление. Презентация "размножение и развитие растений. Образование плода и семян

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Размножение и развитие растений 3 класс Урок № 18

Дышит, растёт, А ходить не может. растение Орг. момент: загадка

Расскажи о дыхании растений. Расскажи о питании растений. Почему растение не может жить без солнечного света? Почему животные и люди не могут жить на Земле без растений? Из воздуха они поглощают частицы кислорода, при этом выделяют в воздух углекислый газ. Из земли они получают растворённые соли и воду, а из воздуха поглощают угл.газ, образуя крахмал и сахар. Потому, что им нужна энергия. Потому, что они выделяют кислород. Проверка домашнего задания

1. Лиственница 2.Сосна 3. Можжевельник ХВОЙНЫЕ РАСТЕНИЯ. Викторина

КАКИЕ ПРИЗНАКИ РАСТЕНИЙ ВЫ ЗНАЕТЕ? РАСТЕНИЯ корень стебель листья размно-жение Особеннос-ти жизнедея-тельности Водо - росли нет нет нет спорами Живут в основном в воде Мхи нет есть есть спорами Живут в сырых местах, жизненоспособны, нет цветков Папо - ротни-ки есть есть есть Хвой-ные Стержневая или мочко ватая система одеревенелый хвоя Семена в шишках Почти все вечнозелё ные Цвет-ковые То же Травянистый или одерве нелый Листовая пластинка + чере нок Цветы – плоды Разнообразны и многочислены

Колибри имеют яркое красивое оперение. Длина тела некоторых колибри всего 5,5 см, а вес - около 1,6 г. Питаются эти крошки нектаром цветов или мелкими мягкими насекомыми. Опыление

Перенос пыльцы с одного цветка на другой. Насекомые – опылители –насекомые, которые опыляют цветы. Опыление

На лужайке. На ромашке Жук летал в цветной рубашке. Жу – жу-жу, жу-жу-жу, Я с ромашками дружу. Тихо по ветру качаюсь. Низко-низко наклоняюсь. Физминутка

Плоды - путешественники

Тетрадь с.36 з.7. Семена Ветра, птиц, насекомых. Человека. Растения. Самостоятельная работа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представлен план конспект урока по окружающему миру по теме "Размножение и развитие растений". Пр.р. «Рассмотрение плодов и семян растений», «Развитие растения из семени» 3 класс...

Урок окружающего мира в 3 классе «Размножение и развитие растений. Развитие растения из семени».

Урок по технологии педагогических мастерских.(http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node14.html)Окружающий мир УМК «Школа России» (автор А.А. Плешаков)3 класс.Тема: «Размножение и развитие растен...

Растения густо заселили всю планету, но как же им это удалось? Такое распространение стало возможным благодаря тому, что растения научились быстро приспосабливаться к окружающим условиям и размножаться разными способами. Рассмотрим особенности размножения и развития растений.

Способы размножения растений

Во время цветения на растениях появляются цветки - большие или совсем крошечные, невероятно красивые или вовсе неприметные. В центре каждого цветка находится пыльца, которая выглядит как множество мельчайших желтоватых крупинок.

Пыльца необходима для размножения растений, которое происходит за счет опыления - переноса пыльцы с одних цветков на другие. Без опыления из цветка не вырастет плод с семенами и, значит, растение окажется бесплодным.

Процесс опыления происходит двумя основными способами:

  • Опыление насекомыми . Когда пчела или другое насекомое садится на цветок, к его лапкам прилипает пыльца. Перелетая на другой цветок такого же вида растений, насекомое невольно становится переносчиком пыльцы и опылителем. Насекомые-опылители имеют большое значение, ведь с их помощью растения могут размножаться (шиповник, яблоня, груша и другие).

Рис. 1. Пчелы - главные опылители.

Растения, которые опыляются насекомыми, делают все возможное, чтобы привлечь к себе как можно больше самых разных насекомых. Их цветки окрашены в яркие, привлекательные цвета, они источают приятный аромат и содержат сладкий нектар, который является настоящим лакомством для многих насекомых.

  • Опыление ветром . Есть растения, которые опыляются с помощью ветра. Их цветки маленького размера, совсем невзрачные и расположены в группах. У таких цветков совсем нет нектара, ведь им нет нужды привлекать насекомых. Пыльца образуется очень рано, когда на деревьях еще нет листвы, и в большом количестве - это нужно для того, чтобы ветер смог свободно разнести ее по свету.

Рис. 2. Цветки березы опыляются ветром.

В природе существует немало растений, которые размножаются не семенами, а своими частями:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • корневыми отростками;
  • луковицами;
  • частями стеблей;
  • клубнями.

К примеру, садоводы размножают клубнику с помощью стеблей-усиков, которые зарывают в землю, чтобы те проросли и дали жизнь новому растению. Картофель высаживают мелкими клубнями, а чеснок, лук, тюльпаны и нарциссы - луковицами.

Природа - большая затейница, которая, порой, выдумывает весьма оригинальные способы размножения растений. Так, если тронуть пальцем бешеный огурец, то он с громким свистом сорвется с плодоножки и, пролетая в воздухе, словно ракета, повсюду разбросает свои семена.

Как развиваются растения

После процесса опыления растения образуют плоды, в которых хранятся семена. Попадая в землю, они прорастают и таким образом дают жизнь новым растениям.

Чтобы это произошло, должны быть подходящие условия:

  • Вода . Проникая внутрь семени, вода вызывает его набухание. Под давление кожица семени лопается и появляется маленький корешок, который быстро закрепляется в почве и начинает поглощать из нее питательные вещества. Спустя время пускается в рост стебель с листиком, и вскоре над землей появляется новое молодое растение.

Рис. 3. Молодой росток.

  • Кислород . Прорастающие семена нуждаются не только в воде, но и в кислороде. Если они окажутся под толстым слоем воды, куда будет проникать совсем мало ценного газа, они не смогут прорасти.
  • Тепло . Даже если будут соблюдаться два важных условия - наличие воды и кислорода, но не будет тепла, семя не сможет прорасти. Именно поэтому размножение растений происходит весной, когда сходит снег и почва успевает как следует прогреться.

Что мы узнали?

При изучении темы по программе 3 класса мы выяснили, каким образом происходит процесс размножения и развития цветковых растений по окружающему миру. Основной способ размножения - семенной, но существуют растения, которые размножаются при помощи своих частей. Для успешного развития всем растениям нужна вода, тепло и кислород.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 376.

Конспект урока по окружающему миру (А.А.Плешаков)

учителя начальных классов

МБОУ СОШ №3 г. Петровска

Пивкиной Т.А.

Тема: Размножение и развитие растений. (3 класс)

Цель урока: дать представление о размножении и развитии растений.

Задачи урока:

Личностные:

1. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

2. Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Метапредметные:

1. Использование знаково-символических средств представления

информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов,

схем решения учебных и практических задач.

2. Активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения

коммуникативных и познавательных задач.

3.Формирование уважительного отношения к России, родному краю.

Предметные:

1. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

2. Расширение знаний детей о жизни растений.

3.. Развитие наблюдательности детей.

Оборудование:

Компьютер, проектор;

Электронная презентация «Размножение растений»

Учебники и тетради;

-«Сигналы» психологического комфорта на уроке.

Ход урока:

1.Адаптационный этап.

Тест «Моё настроение».

Прежде, чем начать работу, мне бы хотелось, чтобы вы определили своё настроение. (дети показывают круг-сигнал настроения: жёлтый – радостно, синий – спокойно, серый – тревожно, чёрный – очень плохо).

Настроение замечательное, настрой рабочий.

Орешек знанья твёрд, но мы не привыкли отступать, нам расколоть его поможет стремление всё знать.

Отгадайте загадку.

Дышит, растет,

А ходить не может. {Растение.)

О чём мы будем сегодня говорить?

- Сегодня на уроке будем продолжать изучение растений: вы узнаете, как размножаются растения. Тема нашего урока: «Размножение и развитие растений». Но сначала давайте повторим то, что вы уже знаете о растениях.

2. Проверка домашнего задания

Тест по теме «Разнообразие и жизнь растений»

1 . Как называется наука о растениях?

а) ботаника;

б)зоология;

в) астрономия.

2 . Что растения получают из почвы?

а) перегной, песок, глину;

б) остатки растений и животных;

в) воздух, воду, соли.

3 . Какие условия требуются растению, чтобы образовать сахар крахмал?

а) наличие воды и углекислого газа;

б) наличие почвы и воздуха;

в) наличие света, воды и углекислого газа.

4 . Какое важное вещество образуется в листе вместе с питательными веществами ?

а) азот;

б) углекислый газ;

в) кислород.

5. Что несёт солнечный свет для растений?

а) тепло

б) энергию

в) красоту

6. Подчеркните названия хвойных растений одной чертой, цветковых - двумя чертами: яблоня, ель, смородина, сосна, одуванчик, можжевельник.

3. Основной этап.

1. Беседа.

- Расскажите, какие признаки жизни растений вы знаете? (Дышат, питаются, растут и развиваются, умирают.)

- Сегодня мы повторили, как дышат и питаются растения. И теперь продолжим знакомиться с жизнью растений.

- Как размножаются растения: хвойные и цветковые? (Семе­нами.)

- А водоросли, мхи, папоротники? (Спорами.)

Мы с вами будем изучать как размножаются цветковые растения.

- Над цветами растений всегда летают пчелы, шмели, бабоч­ки. Почему? (Они кормятся сладким цветочным соком - нек­таром и при этом опыляют растения.) (слайд 3)

- Что такое опыление? (Опыление - это перенос пыльцы с ты­чинок цветка на рыльце пестика, где происходит оплодотво­рение.)

В цветках, кроме нектара, есть пыльца - мельчайшие жел­тые зернышки. Когда пчела садится на цветок, пыльца остается на ее мохнатом тельце. Перелетая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него и пыльцу - опыляет этот цветок. Из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдет, то плодов и семян у растений не будет. Пчелы, шмели, бабочки - это насекомые-опылители. Они помогают размножаться растениям. (слайд 4,5)

Однажды ученые поставили такой опыт: на грушевом дереве перед цветением выбрали две ветки с одинаковым числом бу­тонов. Одну из них накрыли марлей, чтобы к цветкам не могли проникнуть пчелы, а другую оставили открытой. И что же получи­лось? На той ветке, где на цветки прилетали пчелы, образовалось 33 груши. А на ветке под марлей - ни одной. Значит, насекомые не просто кормятся на цветках, они еще и выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Эта работа - опыление цветов. (слайд 6)

В жарких странах некоторые цветы опыляют крошечные птич­ки колибри. Чтобы добраться до нектара, они запускают свои клю­вики в глубь цветка. (слайд 7)

После опыления у растений появляются плоды (семена). (слайд 8,9)

Плоды созреют и упадут на землю, а потом прорастут в земле. (слайд 10)

2. Работа по учебнику (с. 80).

- Что такое опыление?

- Кто выполняет эту работу? Назовите насекомых опылителей.

- Что произойдет, если цветок не будет опылен?

4. Физкультминутка

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

5. Работа по теме урока (продолжение)

- А теперь давайте подумаем, как же распространяются семена?

Плоды растений - настоящие путешественники. Если пригля­деться к ним, то можно догадаться, как они путешествуют.

Рассмотрите плоды клена, липы, березы, одуванчика. У этих плодов есть крылышки, парашютики. (слайд 11)

- Как вы думаете, как путешествуют эти плоды? (Их разносит ветром.) У одуванчика семя прикреплено к своеобразному «парашюту», у клена есть «крылышки». (слайд12)

- А теперь посмотрите на плоды репейника, череды. Как они распространяются? {Уэтих плодов есть крючочки, зубчики и др. Ими они цепляются за одежду человека, шерсть зверей и путешествуют, пока не упадут.) (слайд13. 14)

Многие плоды распространяют животные. Например, белка запасая орехи, может их потерять. Птицы, собирающие семена на деревьях роняют их. (слайд 15)

А у некоторых растений семена распространяются самораз­брасыванием, например у бешеного огурца и недотроги. (слайд 16)

В теплых странах растет странное растение, плоды которого напо­минают красивый зеленый огурец. Это - бешеный огурец. Стоит до него дотронуться, как в тот же миг - пиф-паф - он выстреливает в вас липкой жидкостью. А в ней-то и плавают семена! Как ни очищайся от этой слизи, две-три капли ее все же останутся на рукаве или на платье. А потом слизь высохнет и семечко свалится на землю, и на будущий год на этом месте вырастет новый сердитый огурец.

И у нас, в средней полосе России, тоже есть растения, которые вы­делывают подобные же фокусы и таким образом расселяются по Земле. Например, недотрога. Попробуйте коснуться ее стручка. Увидите, как он выстрелит в вас липкими семенами.

Люди любят ходить в лес за грибами, за ягодами или просто на прогулку. Собирая цветы, шишки и другие дары леса, люди, сами того не замечая, разносят семена растений. (слайд 17)

- Как вы думаете, почему плодам необходимо путешествовать? (На одном растении плодов бывает очень много. Если бы все они упали возле растения, на котором образовались, то молодые ростки просто погибли бы - им не хватило бы места, света, пи­тания. Вот растения и расселяются с помощью ветра, животных и человека.)

6. Творческий этап.

Большая часть растений вырастает из упавших на землю се­мян. Для прорастания семян нужны тепло, вода и воздух. Весной почва сырая и теплая, от этого каждое семя набухает

и начинает расти. Сначала появляется корень, затем росток. Этот процесс называется проращиванием. Прорастая, семя раскрывается и выпускает корень. Зеленый побег устремляется сквозь почву к свету. Молодые листочки помогают растению вырабатывать

свою собственную пищу. Вырастает взрослое растение. (слайд 18)

- Прочитайте статью на с. 82 учебника.

- Ответьте на вопросы раздела «Подумай!».

Гимнастика для глаз.

Выполнение заданий в рабочей тетради .(С. 34, задание 1.)

- Назовите слова в левом столбике. Выберите из правого стол­бика пояснение к каждому слову.

- Первое слово -нектар. Какое пояснение подойдет к этому слову? {Нектар - сладкий цветочный сок.)

- Соедините стрелкой слово «нектар» и пояснение.

- Второе слово - пыльца. Подберите к нему пояснение. (Пыльца - мелкие желтые крупинки в цветках.)

- Соедините стрелкой слово «пыльца» и пояснение.

- Остальное выполните самостоятельно.

Ответ: опыление - перенос пыльцы с одного цветка на другой; насекомые-опылители - насекомые, которые опыляют цветы. (Проверка.) (С. 35, задание 2.)

- Рассмотрите рисунки. Подпишите названия насекомых-опылителей. Если это задание вызовет затруднение, вос­пользуйтесь текстом учебника на с. 80.

- Назовите насекомых-опылителей. (Пчела, шмель, бабочка.)

(С. 36, задание 4.)

- Используя текст учебника на с. 82, напишите, что необхо­димо для прорастания семян. (Для прорастания семян нужны тепло, вода и воздух.)

(Проверка.)

(С. 36, задание 5.)

- Весной многие родители выращивают рассаду. Вы, навер­ное, наблюдали за этим процессом. Нарисуйте, как разви­вается растение из семени.

- Что появляется сначала? (Корешок.)

- А потом? (Стебелек с листочками.) (С. 36, задание 6.)

- Рассмотрите рисунок. Каждая пчелка принесла букву. Со­ставьте из этих букв слово и узнаете, какую работу выпол­няют пчелки. (Опыление.)

- А как можно назвать этих пчелок? (Насекомые-опылители.)

- Какое значение для растения имеет процесс опыления?

7. Работа в парах.

Задание 7 (рабочая тетрадь, с. 36).

8. Закрепление изученного.

Какую роль играют плоды и семена в жизни растений?

Догадайтесь, какое значение имеет яркая окраска плодов вишни, рябины, черёмухи. (чтобы привлекать птиц)

Как птицы, звери и люди распространяют семена?

9. Рефлексия.

Что нового узнали на уроке?

Когда было интересно?

Определите своё настроение в конце урока?

Домашнее задание

2. Ответить на вопросы раздела «Проверь себя» (учебник, с. 83).

3. Выполнить задания 1-3 (учебник, с. 83).

Размножение и развитие растений

На цветках растений пчёлы, шмели, бабочки кормятся сладким цветочным соком - нектаром .
При этом они выполняют работу, без которой не могут образовываться плоды и семена. Эта работа - опыление.
Что такое опыление?
В цветках, кроме нектара, есть пыльца - мельчайшие жёлтые зёрнышки. Когда пчела садится на цветок, пыльца остаётся на её мохнатом тельце. Перелетевшая на другой цветок того же вида растений, пчела невольно переносит на него и пыльцу - опыляет этот цветок. Из опыленного цветка начинает развиваться плод с семенами. А если опыления не произойдет, плодов и семян у растения не будет.
Пчёлы, шмели, бабочки - это насекомые-опылители . Они помогают растениям размножаться.

Большинство растений размножается семенами . Плоды с семенами образуются на месте цветков после опыления. Они распространяются с помощью ветра, животных, человека. Из семян в благоприятных условиях развиваются новые растения.

Кроссворд. Части растений.

По горизонтали:
2. Что у растений образуется на месте цветка? Ответ: плод
3. Часть растения, которую едят у салата, капусты, петрушки. Ответ: лист
5. Красивая часть растения, которую любят насекомые. Ответ: цветок
6. Часть растения, несущая листья и цветы. Ответ: стебель

По вертикали:
1. Часть растения, закрепляющая его в земле. Ответ: корень
4. Части растения, которые находятся в плодах. Ответ: семена



открыть незаполненный кроссворд>>

Что такое нектар? Сладкий цветочный сок.
Какие насекомые являются опылителями? Пчёлы, шмели, бабочки, осы.
С помощью чего размножается большинство растений? С помощью пыльцы.
Что нужно для прорастания семян? Тепло, вода и воздух.

Вспомни, как развивается растение из семени. Фазы развития растения .

Рассмотри изображенные растения. С помощью кого и чего могут распространяться их семена.


ГОУ СОШ № 603

Урок

по окружающему миру в 3 «Б» классе

Учитель: Магер Татьяна Валентиновна

Тема: Размножение и развитие растений

Цели: 1.Формирование знаний о развитии растений, знакомство с видами

Размножения растений

2. Развитие речи, логического мышления учащихся, мыслительных

Операций анализа и синтеза

3. Воспитание бережного отношения к природе, умения работать в

Коллективе.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Оборудование: компьютер, слайды, гербарий,

Карточки для самостоятельной работы, рисунки органов

Растений, опытный материал (черенки смородины, листья фиалки, луковица).

1. Организационный момент

Сегодня мы с вами присутствуем на очень важной конференции. Тема конференции «Размножение и развитие растений» (слайд 1). Это очень важная тема, т.к. появление растений способствовало появлению и развитию всех остальных живых организмов.

Люди разных профессий собрались на нашей пресс-конференции.

Итак, на конференции присутствуют:

Экологи

Агрономы

Врачи

Эксперты

Расскажите, чем занимаются люди вашей профессии.

2. Постановка цели урока

Сегодня мы работаем по научным группам и попытаемся с точки зрения людей разных профессий взглянуть на проблему развития растений, познакомиться с видами размножения разных растений.

3. Актуализация опорных знаний учащихся

Что такое размножение?

Как вы думаете, на сколько актуальна проблема размножения растений и какое значение имеет размножение растений?

Назовите условия жизни растений (слайд 2,3)

Питательные вещества

Воздух вода

Условия жизни растений

Тепло свет

- Как влияет погода на развитие растений?

Что вы можете рассказать о прогнозе погоды на сегодня? Запишите с помощью условных обозначений.

- Какой вывод сделают эксперты? (Прогноз благоприятен для развития растений: есть тепло, свет, влага, почва насыщена питательными веществами)

Какие крупные группы растений вы знаете?

Выполнить задание 1 по карточкам

Какие это растения? (нисшие)

А какие группы растений относятся к высшим?

Ядовитые и лекарственные растения

На какие группы разделили бы растения врачи? (слайд 4)

Назовите ядовитые растения.

Какой вывод сделают эксперты о ядовитых растениях?

- А лекарственные растения сами расскажут о себе.

Сценка «Цветочный переполох»

О питательных веществах

Какие питательные вещества образуются в растениях? (слайд 6)

Почему люди и животные не могли бы жить на земле без растений?

Какой вывод сделают эксперты? (В отличие от животных и человека, которые только потребляют питательные вещества, растения вырабатывают их для себя и других живых организмов.)

Групповая самостоятельная работа по карточкам

Выполните задание № 2: подпишите органы растений.

Какой орган главный?

Я предлагаю вам послушать,что об этом говорят сами органы растений: кто их них самый главный?

Спор органов (выступления подготовленных учащихся )

Корень

Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Я кормлю людей, растения и животных. Я помогаю лечить людей. Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю.

Стебель

Ах, какие вы корни важные! А что бы вы без меня делали? Ни одному корню без меня не жить. С ранней весны до самой зимы работаю я, не покладая рук. Немного передохну зимой, а с приходом теплых дней опять берусь за дело. По моим тоненьким трубочкам вода и питательные вещества движутся по всему растению. Они питают каждую клетку живого организма. Я поднимаю вверх ветви с листьями. Не было бы меня – не было бы растения.

Лист (с возмущением)

Подумаешь! Ты, корень, живешь в темноте, да еще и за мой счет! Если бы я не приготовил вам питательные вещества, то вас и не было бы. Еще я подсказываю, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. (слайд 7)

Что могут сказать эксперты об этой удивительной кухне с научной точки зрения?

Цветок

Как вы наивны, споря, кто из вас самый главный. Все, что вы делаете, это все для меня. Не будет меня – не будет и растения! Все, что вы добыли из почвы, воздуха, воды и света - все это забота обо мне. Будет цветок – будет семя, а значит – будет растение. (слайд 8)

Послушаем мнение экспертов о строении цветка.

4.Физ.минутка.

Для чего цветет цветок?

Какой процесс должен произойти в цветке, чтобы появились семена?

Беседа об опылении (слайд 9)

Прочитайте в учебнике на стр.80

Как происходит опыление у растений?

Что образуется на месте цветков после опыления?

Семя

Ваш спор неудачен. Все, что вы добыли из почвы, воздуха и воды – все это для того, чтобы я созрело и дало жизнь новому растению. Из меня разовьются и корень, и стебель, и листья, и цветки, и плоды, и новые семена!

Выполните задание 3 по карточкам.

Сколько получилось звеньев?

Вывод (эксперты): Какой орган растений самый главный?

5. Размножение растений

1 ) Размножение семенами

– О чем можно сказать: по всему свету без билета?

Почему?

Как путешествуют семена? (учебник с.81, чтение вслух)

- Кто является помощником растений в распространении семян?

Какой вывод можно сделать? (Слайд 10)

Вывод (эксперты) : Это самый распространенный вид размножения. Именно благодаря этому виду размножению все пространство суши покрыто растениями.

2 ) Другие виды размножения

Как еще могут размножаться растения?

Опытный материал на столе: луковицы, клубни, черенки, побеги, усы, листья. Выводы

Слайд 11 . – Какие виды размножения увидели на слайдах?

(слайд 12)

3)Обобщение:

Как размножается большинство растений?

Как образуются семена?

Как распространяются семена?

6.Развитие растения из семени.

Как развивается растение из семени? (слайд 12)

Какие условия нужны для прорастания семян?

7. Домашнее задание: с.80-83читать, выполнить задание №3 8.Итог урока

1)Обобщение.

Завершается работа нашей конференции. Сегодня мы смогли еще раз посмотреть на развитие и размножение растений глазами людей разных профессий.

Скажите, уважаемые участники, есть ли в размножении более или менее важные пути?

Какой вывод сделали на уроке врачи? Агрономы? Экологи?

Что скажут наши эксперты?

2) Рефлексия.

Что вам понравилось на уроке?

Спасибо за работу. Урок окончен.

Приложение

Сценка «Цветочный переполох»

(По В. Брагину)

(У учащихся изображения растений)

Посмотрите! – закричал Иван-чай. – Птица волочит крыло по земле! Крыло перебито! Что делать?

Надо лечить птицу, - сказал Клевер в раздумье и стал расправлять и складывать свои лепестки, качать красной головой.

Но как лечить? Чем?

Как лечить? – раздался скрипучий и сухой голос. – Это говорю я, старый поседевший Мох. - Как лечить? Перевязку надо сделать. Мои стебельки всасывают и задерживают воду. Они задержат и кровь на ране Глухарки… Перевязку!

Перевязка изо мха хороша, - подтвердил Подорожник, но лучше приложите к ране Глухарке мой листок! И рана начнет заживать. Но не забудьте помыть листок, он может быть пыльным.

Нет! Нет! Настой из моих корешков вылечит Глухарку! – Воскликнул Одуванчик. – Только этот настой улучшает аппетит!

Что за вздор! – закричали Цветы. – У птицы перебито крыло, а ты говоришь про аппетит!

Сердце! Прежде всего, следует лечить сердце! Вот с чего надо начинать! – предложила Валерьяна. – Капли из моих корешков успокоят сердце Глухарки.

Так прибавьте же и несколько моих капель, - послышался серебристый голос. – Может быть, мои капли вылечат сердце Глухарки, - добавил Ландыш.

Терпение! Только витамины вылечат больную! – заговорил острым, колючим языком Шиповник. – Мои витамины будут укреплять здоровье Глухарки.

Долго еще продолжался спор, но, в конце концов, решили все вместе лечить Глухарку, кто как может.