Формирование ценностей. Жизненные ценности человека

Ценность, как и истинность, является не свойством, а отношением между мыслью и действительностью. Основываясь на своем индивидуальном опыте, человек осознает наличие связи между значимым для него объектом и своими потребностями и интересами.

Ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека. Значимость определяется не свойствами предмета самого по себе, а их вовлеченностью в человеческую жизнь.

Однако, мир ценностей динамичен. Он обнаруживает свою зависимость от человечества, обусловлен его развитием, расширением сферы деятельности, характером культуры и цивилизации. Природа аксиологически нейтральна, как ценность она актуализируется лишь в контексте с человечеством, в конкретно-исторических условиях его развития. Так для эпохи Античности высшей ценностью было гармоническое проявление всей полноты человеческой жизни, в Средние века ценности связывались с божественной сущностью и приобретали религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвинула на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяли и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.

В современной литературе также существуют разные точки зрения. Ценность рассматривается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чего-либо для человека или социальной группы.

Ю.М. Жуков пишет, что понятие ценности применяется при характеристике отношения человека к миру, взятого не столько с интеллектуальной, сколько с аффективной стороны в широком смысле этого слова. Ценность как бы распределена между человеком и окружающими миром, она существует только в их отношении. Ценности личности являются конкретизацией ценностей общества. Под конкретизацией понимается менее абстрактная форма существования ценностных отношений .

А. В. Битуева предлагает определение, отражающее внеситуативность и обобщенность ценностных ориентаций. Ценностные ориентации - широкая система ценностных отношений личности, поэтому они проявляются как предпочтительное отношение к отдельным предметам и явлениям, так и к их совокупности, т. е. выражают общую направленность индивида на те или иные виды социальных ценностей .

Г.Л. Будинайте и Т.В. Корнилова пишут, что личностными ценностями становятся те личностные смыслы, по отношению к которым субъект самоопределился, т.е. произошло принятие данных смыслов как значимых для собственного Я. Таким образом, личностные ценности функционируют как определенный уровень развития смысловых образований личности .

Многообразие потребностей и интересов личности и общества выражается в сложной системе ценностей, которые классифицируются по разным основаниям.

Многообразие ценностей, существующих в обществе, вызывает необходимость в их определенной классификации. Можно провести классификацию ценностей по следующим основаниям: по сферам общественной жизни; по субъектам, или носителям ценностей; по роли ценностей в жизни общества.

В соответствии с основными сферами общественной жизни обычно различают три группы ценностей: материальные; социально-политические; духовные.

Материальные ценности - это ценностно-значимые природные объекты и предметы, т. е. средства труда и вещи непосредственного потребления. К природным ценностям относятся естественные блага, заключенные в природных богатствах. А к предметным ценностям - предметы материального мира, созданные в результате человеческого труда, а также предметы культурного наследия прошлого.

Социально-политические ценности - это ценностное значение социальных и политических явлений, событий, политических актов и действий. К социально-политическим ценностям, как правило, относят социальное благо, содержащееся в политических и социальных движениях, а также прогрессивное значение исторических событий, способствующих процветанию общества, укреплению мира и сотрудничества между народами и т. д.

Духовные ценности - это нормативно-оценочная сторона явлений общественного сознания. Духовными ценностями принято считать ценности науки, морали, искусства, философии, права и т. д.

При всем своем различии материальные, социально-политические и духовные ценности тесно взаимосвязаны, и в каждом из видов имеется аспект другого вида ценностей. Более того, есть ценности, которые можно отнести и к материальным, и к социально-политическим, и к духовным. Это, прежде всего ценности, имеющие общечеловеческую значимость. Среди таковых - жизнь, здоровье, свобода и т. п.

Второе основание классификации ценностей - по субъектам. Здесь различают ценности: индивидуальные; групповые; общечеловеческие.

Индивидуальная, или личностная, ценность - это ценностная значимость предмета, явления, идеи для конкретного человека. Любая ценность по своей сути индивидуальна, ведь только человек способен оценивать предмет, явление, идею. Личные ценности порождаются потребностями и интересами индивида. Они определяются склонностями, вкусами, привычками, уровнем знаний и другими индивидуальными особенностями людей.

Групповые ценности - это ценностная значимость предметов, явлений, идей для какой-либо общности людей (класса, нации, трудового коллектива и пр.). Групповые ценности имеют большое значение для жизнедеятельности того или иного коллектива, сплачивая входящих в него индивидов едиными интересами, ценностными ориентациями.

Общечеловеческие ценности - это ценностная значимость предметов, явлений, идей для мирового сообщества. К общечеловеческим ценностям относятся: во-первых, социально-политические и нравственные принципы, разделяемые большинством населения мирового сообщества. Во-вторых, к таковым относятся общечеловеческие идеалы, общенародные цели и основные средства их достижения (социальная справедливость, человеческое достоинство, гражданский долг и т. п.). К ним относятся также природные ценности и ценности, которые по своей сути и значимости имеют глобальный характер: проблемы сохранения мира, разоружения, международного экономического порядка и др.

С точки зрения той роли, которую ценности играют в жизни общества и человека, их можно разделить на три следующие группы:

  • 1. Ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества - это те ценности, без которых нормальное функционирование общества и человека не нарушается.
  • 2. Ценности повседневного спроса и повседневного обихода. К этой группе относится большинство как материальных, так и духовных ценностей. Это все то, что необходимо для нормального удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, без чего общество не может функционировать и развиваться.
  • 3. Высшие ценности - это предельные по своей значимости ценности, отражающие фундаментальные отношения и потребности людей. Без высших ценностей не только не может состояться личность, но и невозможна нормальная жизнь общества в целом. Существование высших ценностей всегда связано с выходом за рамки частной жизни индивида, они приобщают к тому, что выше его самого, чем определяется его собственная жизнь, с чем неразрывно связана его судьба. Вот почему высшие ценности, как правило, носят общечеловеческий характер.

К высшим ценностям относится часть материальных, духовных и социально-политических ценностей. Это, прежде всего: мир, жизнь человечества; представления о справедливости, свободе, правах и обязанностях людей, дружбе и любви; родственные связи; ценности деятельности (труд, творчество, созидание, познание истины); ценности самосохранения (жизнь, здоровье); ценности самоутверждения, самореализации; ценности, характеризующие выбор личных качеств (честность, храбрость, верность, справедливость, добро) и др.

Среди группы высших ценностей всегда особо выделяют: жизнь как ценность (ценности жизни), здоровье как ценность и свободу как ценность.

В свою очередь, ценность жизни является своеобразным фундаментом и вершиной для всех других ценностей. В зависимости от понимания ценности жизни будут формироваться также отношения между людьми и общества к человеку.

Здоровье - естественная, абсолютная и непреходящая ценность, занимающая одну из верхних ступеней в иерархической лестнице ценностей. От степени обладания здоровьем зависит уровень удовлетворения практически всех потребностей человека. Потребность в здоровье имеет всеобщий характер, она присуща как отдельным индивидам, так и обществу в целом. В силу этого различают индивидуальное (личное) здоровье и общественное здоровье, или здоровье населения.

Большое значение для человека имеет свобода как ценность. Философское понимание этой категории можно выразить в следующем определении: свобода - это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

Свобода - право всех людей в равной мере пользоваться достижениями цивилизации и распоряжаться плодами своего труда и своей судьбой. Свобода есть выбор. И как каждый выбор, осуществляемый сознательно, она связана для личности с предпочтением одной из альтернативных возможностей и отказом от другой. А чтобы выбор не становился ограничителем последующей деятельности личности, она должна руководствоваться важным правилом: всякий раз, делая выбор, следует стремиться к тому, чтобы перспектива последующих выборов не снижалась, а расширялась, позволяя человеку выявлять свои новые профессиональные, нравственные и интеллектуальные потенции.

Осмысленные ценности становятся ценностными ориентациями личности.

Личность, представляя собой динамическую систему, находится в состоянии непрерывного изменения и развития. В процессе такого личностного становления постепенно все большее значение приобретают его внутренние движущие силы, позволяющие человеку все более самостоятельно определять задачи и направление собственного развития. Система ценностных ориентации личности выступает в качестве регулятора и механизма такого развития, определяя форму реализации намеченных целей и при утрате ими побудительной силы в результате их достижения стимулируя постановку новых значимых целей. В свою очередь, достигаемый уровень развития личности последовательно создает все новые предпосылки для развития и совершенствования системы ее ценностных ориентации.

Одной из важнейших предпосылок формирования системы ценностных ориентации личности является определенный уровень интеллектуального развития. Ж. Пиаже однозначно полагал, что смена стадий морального развития связана с общими когнитивными возрастными изменениями. Моральные суждения, проявляющиеся, по его словам, в «уважении индивидуума к нормам общественного строя и его чувстве справедливости», у детей формируются на основе взаимодействия между их развивающимися мыслительными структурами и постепенно расширяющимся социальным опытом. По мнению Пиаже, нравственное развитие, подобно умственному, носит прогрессивный характер.

Пиаже выделяет две основные стадии морального развития. На первоначальной стадии «нравственного реализма» дети считают, что все моральные нормы поведения реальны, неизменны, обязательны для исполнения и не имеют исключений. Критерием нравственной оценки поступка являются только его последствия. Позднее, в период от 5 до 12 лет, в процессе развития абстрактного мышления у ребенка на первый план вместо категории действительности выходит категория возможности. Тем самым у ребенка формируется способность оценивать намерения поступка, абстрагируясь от его конкретных последствий. Эту стадию, которую Пиаже обозначает как «нравственный релятивизм», характеризует понимание относительности моральных норм, как созданных на основе взаимной договоренности между людьми, которые при необходимости могут их изменять. Критерием нравственной оценки на этой стадии выступают уже намерения человека.

Теоретические представления Ж. Пиаже и его последователей критикуются многими авторами, начиная с Л. С. Выготского, за недостаточное внимание к социальным аспектам личностного развития. Как справедливо отмечает И. С. Кон, в процессе формирования моральных понятий и нравственных чувств решающее значение имеют социальный опыт личности, ее деятельность. По его словам, система ценностей личности формируется в результате совместного расширения круга действий и ответственности, развития интеллекта, эмоций и воли, происходящих в ходе практической деятельности ребенка и его общения с другими людьми.

Содержанием любого вида деятельности, по Л. С. Выготскому, является создание духовных и материальных ценностей. Начиная с его работ в отечественной психологии в основу возрастной периодизации ставится ведущая деятельность, определяющая формирование определенных способностей, которые и являются основными психологическими новообразованиями соответствующих стадий развития. Переход от одного вида деятельности к другому в терминологии Л. С. Выготского называется «критическим возрастом», т. е. кризисом развития.

В основе известной классификации возрастных периодов Д. Б. Эльконина лежит ступенчатая смена следующих видов ведущей деятельности: непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивное действие, ролевая игра, учебная деятельность, интимно-личностное общение и учебно-профессиональная деятельность. По словам Д. Б. Эльконина, в этом процессе смены видов деятельности закономерно чередуются периоды освоения общественных норм, целей, мотивов деятельности и т.д. Развитие личности, в том числе и ее ценностных ориентаций, разделяется им на три основные «эпохи», включающие в себя периоды преимущественного развития мотивационно-потребностной сферы либо формирования «операционно-технических», когнитивных способностей. Переход от эпохи к эпохе характеризуется резким кризисом, который определяется возникновением несоответствия между актуальными задачами деятельности и существующими возможностями ребенка.

С самого момента рождения ребенок постепенно вырабатывает представления о самом себе, об окружающем мире и о своем отношении к нему. По словам К. Роджерса, для самого раннего периода развития характерно зарождение представлений о хорошем или плохом посредством так называемой «организмической оценки», позволяющей ребенку на основе физиологических реакций разделять, что ему нравится, а что нет. Однако вскоре ребенок начинает ориентироваться также на оценки взрослых об окружающих предметах и явлениях, а также о самом себе. По мнению П. Массена и соавторов, в период от полутора до двух лет у детей с помощью родителей начинают складываться критерии нормы для оценки явлений и форм поведения, которые ложатся в основу нравственного развития. Регуляция поведения в раннем детстве определяется тем, что при несоответствии предмета или поведения представлению ребенка о норме он начинает испытывать тревогу. Усвоение оценочных норм при этом осуществляется, как они полагают, в процессе наблюдения за реакциями родителей, выступающих в качестве модели поведения.

По мнению Г. Крайга, который описывает две последовательные стадии принятия норм и ценностей в раннем детстве и дошкольном возрасте, вначале дети копируют лишь словесные формулировки, позднее осваивают в поведении социальные и этические ценности.

Применительно к младшему школьному возрасту подобная схема описана А. В. Запорожцем и Я.3. Неверовичем, которые делают акцент на эмоциональном освоении социальных норм и ценностей в процессе совместной групповой деятельности. По их мнению, вначале групповые требования воспринимаются как чуждые, на втором этапе соблюдение норм основано на внешнем «стимуле-средстве»- наказании или похвале, на третьем этапе нормы и ценности приобретают для ребенка личностный смысл, становящийся основой эмоциональной коррекции поведения. Новая форма деятельности и общения, предполагающая выполнение одних и тех же заданий, объединяет детей и способствует все большей ориентации ребенка на нормы группы сверстников, выступающей в качестве своего рода посредника в освоении норм и ценностей общества в целом.

В подростковом возрасте главным новообразованием, по мнению практически всех отечественных авторов, начиная с Л. С. Выготского, является чувство взрослости, которое проявляется ориентацией на взрослые ценности. Такая ориентация отличается противоречивым характером. С одной стороны, для подростков исключительную значимость приобретают ценности, принятые в группе сверстников. С другой стороны, в этот период впервые появляется возможность формирования собственной связной и непротиворечивой ценностной системы, определяющаяся развитием способности к критической переоценке принципов внешней, «взрослой» морали.

Предпосылки для начала реального выполнения системой ценностных ориентаций всех своих регулятивных функций окончательно складывается лишь в юношеском возрасте. Как обоснованно пишет Л. И. Божович, «только в юношеском возрасте моральное мировоззрение начинает представлять собой такую устойчивую систему нравственных идеалов и принципов, которая становится постоянно действующим побудителем, опосредствующем все их поведение, деятельность, отношение к окружающей действительности и к самому себе». В основе приобретения ценностной системой реально действующего характера, по нашему мнению, лежит осознание человеком личностного смысла своей жизни. По мнению В. Франкла, именно в юношеском возрасте вопросы о смысле жизни наиболее часты и особенно насущны. Появление потребности в определении своих жизненных целей, нахождении своего места в жизни становится отличительной особенностью именно этого возраста. Появление жизненных планов, выступающих как явления одновременно социального и этического порядка, характеризуется различением вопросов «Кем быть?» и «Каким быть?», т.е. обособлением процессов профессионального и морального самоопределения. Тем самым в юношеском возрасте складывается собственное мировоззрение человека, создающее возможность формирования внутренней, автономной системы ценностей. Юношеский возраст, таким образом, является решающим в плане формирования ценностной системы личности.

Однако динамическая система ценностных ориентаций не останавливается на этом в своем развитии. Период взрослости характеризуется осуществлением намеченных ранее жизненных целей и планов, а также их корректировкой при затруднениях в достижении. В этот период человек создает собственную семью, реализует себя в профессиональной деятельности, карьере, общественной жизни. Особое место при этом занимают вопросы максимальной реализации собственных возможностей, личностного роста, саморазвития.

Сергей Николаевич Белкин - главный редактор альманаха и портала «Развитие и экономика»

Одной из важнейших категорий, используемых при анализе общественных процессов, является категория ценностей. Опуская в этой краткой заметке описание долгого и незавершенного пути, пройденного этим понятием от Платона и Гегеля до Сартра, Хайдеггера и других современных мыслителей, предложим свое видение механизма формирования ценностей и целей в процессе деятельности людей.

Человек осознанно или подсознательно действует по алгоритму, который можно представить в виде схемы:


Таким образом, утверждается, что первичным является одновременное возникновение идеала и стремления к нему. Идеал (образ), к которому не возникает стремления, не является идеалом. Идеал на первой - часто инстинктивной - стадии этически нейтрален: он не «плох» и не «хорош» и вообще может формироваться в виде эмоционально-чувственного образа с неопределенной семантикой. Смысловое оформление идеала - интеллектуальное, вербальное, семантическое и прочее - возникает на стадии осознания и формулирования цели. Лишь на третьей стадии формируются цен-ности - как качества ресурсов, условий и правил достижения цели, ведущей к идеалу. Алгоритм завершается «инвентаризацией» имеющихся и желательных средств достижения цели.

Все элементы и стадии этого алгоритма важны, но следует обратить внимание на то, что и формирование идеала, и определение цели, и выбор средств осуществляются под влиянием не только потребностей, но и этических норм, «фильтрующих» каждую стадию алгоритма. При этом этические нормы могут присутствовать в сознании (в том числе и в об-щест-венном сознании) как «продукты» прежних алгоритмов и в связи с этим восприниматься как «объективно существующие», но могут формироваться и заново в рамках вновь возникшего идеала и соответствующего алгоритма.

Личная жизнь каждого начиная с самого раннего возраста тоже подчинена этому алгоритму - касается ли это выбора профессии, спутника жизни, политических симпатий и соответствующих поступков. Здесь важно подчеркнуть определяющую роль «идеалов» - в какой бы форме они ни существовали в сознании или подсознании. С точки зрения течения общественной жизни, в этой роли выступают образы желаемого будущего, «надлежащего» общественного устройства. Наличие идеального образа - скажем, справедливого общества - не гарантирует успеха в его построении. Его отсутствие, однако, лишает общество даже надежды на субъектность, на стратегическое планирование, отвечающее стремлениям большинства.

В политической практике довольно часто подлинный идеал скрывается, а действия оправдываются ложными мотивами. Так, подлинным идеалом, например, некоего рядового политика является потребительский комфорт и власть над людьми. Формируется соответствующая внутренняя цель: быстрое стяжание личного богатства путем присвоения чужого имущест-ва кого-либо - другого лица, общественной группы, соседнего государства и т.п. При этом «нравственный фильтр» этого гипотетического политика либо его остановит, запретит брать чужое, либо окажется более прозрачным и оправдает присвоение имущества на том, скажем, основании, что в качестве объекта ограбления выбран «классово» или «религиозно» чуждый. Так сформируется один из элементов системы ценностей политика. Стремление к цели возведет в ранг высших цен-нос-тей и одновременно средств также и личную власть в стране, поскольку такое положение позволит реализовать задуманное. Власть можно обрести разными путями, в том числе, например, «демократическим». Поскольку для этого нужна массовая поддержка населения, то на поверхность, для публичного употребления выдвигаются ложные мотивы: борьба с «чуждыми» ради всеобщего блага или какие-то иные подходящие лозунги. А в качестве общественного идеала народу будет предложено, например, «вхождение в цивилизованный мир», «избавление от… зеленых человечков» и т.п. Народ, окормляемый пропагандой, наполнит этот образ собственными ожиданиями - в том числе и позитивными - и проголосует за политика.

Роль нравственных фильтров исключительно важна. Еще важнее - и опаснее! - их отсутствие. Жизненно необходимо осознанно применять существующие в сознании этические нормы, являющиеся наследием ранее пережитых алгоритмов или воспринятые из разного рода нравоучений. В этом смысле любой политический, экономический призыв, любая реформа есть прежде всего этический выбор. И не следует некритично соблазняться призывами.

К сожалению, этические нормы не действуют сами по себе, как закон всемирного тяготения. О них надо думать, помнить, заботиться об их применении. К несчастью, в современном обществе этический выбор глубоко завален огромными наслоениями идеологий, политических, культурных и бытовых предпочтений, возведенных в норму, в образец надлежащего поведения, в социально-политические и экономические парадигмы.

Важно также отметить исключительную роль и силу осознанных целей - как рациональных, так и метафизических. Именно цели определяют и «санкционируют» ценности и соответствующий тип поведения. Если целью является спасение души в хрис-тианском смысле, то это приводит нас к признанию хрис-тианских ценностей. Если целью является праведная жизнь, то мы стремимся придерживаться соответствующего поведения каждый день. Если целью является стяжание личного богатства и власти, то доминирующими ценностями будут признаны ценности индивидуализма, личные моральные установки отодвинут в сторону все прочие.

Еще одним фактором, влияющим на личное и общественное поведение, является тип мышления. При прочих равных условиях люди выбирают различные линии поведения, исходя не только из идеалов и нравственных критериев, но и из свойственных им склонностей, определяемых как менталитет или «национальный характер».

Люди бывают общительными и замкнутыми, экстравертами и интровертами. В каждом человеке и в обществе в целом сосуществуют эти два психотипа одновременно, но чаще всего один из них является доминантным. Выбирается и соответствующая линия поведения. Жизнь народа на протяжении столетий отбирает то сочетание линий поведения, которое наилучшим образом способствует выживанию и процветанию народа, сохранению его этических, духовных ценностей, осознаваемому народом историчес-кому предназначению. В каждом обществе сосуществуют две тенденции - самоутверждение и интеграция. Они не являются абсолютно непримиримыми, смертельно борющимися. В гармоничном обществе их борьба является диалектическим источником развития, но при условии наличия третьего - этического - фактора: христианское понимание мировой гармонии в ее высшей форме, в форме «неслиянного единства», символизируется в образе Святой Троицы. Человек же, ведомый своими побуждениями, разрушает эту гармонию, следуя, например, самоутверждению в непозволительно более высокой степени, нежели интеграции, «приспособив» под эти действия и собственную гибкую мораль. Поучительно сравнить самоутверждение и интеграцию как два типа мышления и два типа ценностей, воспользовавшись таблицей из книги Фритьофа Капры «Паутина жизни»:


Современное западное общество - а Россия тоже является западным обществом - переоценивает роль самоутверждения и индивидуализма. Именно экспансия, конкуренция, рост богатства и доминирование являются его и ценностями и целями. Отсюда - губительный консюмеризм и разрушающая мироустройство деятельность по стяжанию богатства, власти, порабощению одних другими, следованию ложным целям и ценностям.

Зная алгоритм формирования целей и ценностей, их неразрывную взаимосвязь с идеалами, этикой и типом мышления, можно корректировать целеполагание, вовремя усматривать угрозу ранее сложившимся ценностям, выявлять подлинные идеалы, замаскированные ложными, научиться распознавать политический обман и смертельные ловушки экономических парадигм.

Вы знаете, что у 99 из 100 самых богатых Россиян по версии журнала Forbes есть дети ? Подробнее об этом расскажу ниже.

Довольны ли вы своей работой, семейными отношениями, здоровьем, внутренним состоянием ? В жизни каждого человека случаются различные проблемы, но многих сложностей можно избежать, если вы будете действовать в соответствии с правильными жизненными ценностями.

Сейчас я расскажу о 8 жизненных ценностях и о том, как их удовлетворение влияет на уровень счастья.

8 Жизненных ценностей

1. Духовное развитие. Это ваше моральное состояние и поступки, понимание жизненных ценностей.

2. Семья, близкие. Ваши отношения со второй половинкой, родственниками, друзьями.

3. Здоровье, спорт. Ваше самочувствие. Регулярность в общих обследованиях тоже можно отнести к данному разделу, т. к. многие болезни могут протекать бессимптомно до самой последней стадии.

4. Финансовое положение. Удовлетворенность материальным положением.

5. Карьера. Карьера и финансы разделены т. к. для многих больше важна самореализация в карьере, чем доход, для кого, то наоборот.

6. Отдых, эмоции.

7. Саморазвитие.

8. Окружение. Люди, с которыми вы часто общаетесь, по работе и в других общественных местах.

Если хотите, то вы можете дополнить другими вашими жизненными ценностями.

Приоритеты в жизненных ценностях

Максимальная эффективность и уровень испытываемого счастья достигается при 2 условиях:

Ваши жизненные ценности правильные;

Вы максимально приблизились к равномерному удовлетворению всех жизненных ценностей.

Теперь немного разберем эти 2 условия и начнем с первого: Правильных жизненных ценностей. Каждая жизненная ценность имеет свой приоритет.

Главная жизненная ценность - духовное развитие, т. е. ваше моральное состояние . Важность состоит в том, что отрицательные поступки плохо влияют на все сферы жизни: здоровье, отдых, финансы и т. д. Причиной является то, что плохие поступки создают конфликт с самим собой, а точнее, с вашей совестью . Вспомните как вы себя чувствовали после ссоры. Раздражительность, головная боль, стресс и т. п. - результат любых негативных эмоций.

Все плохие поступки конфликтуют с вашей совестью, вследствие вырабатываются гормоны стресса , которые понижают иммунитет, ухудшают ваше настроение и т. д. Если с моральной точки зрения вы делаете хорошие поступки, то происходит выработка гормонов счастья, которые укрепляют силы организма и повышают настроение, что, в свою очередь, сказывается на всех остальных сферах жизни.


Обозначим главную жизненную ценность сверху.

2-я по степени важности ценность - семья. Проблемы в семье так же, как и в ценности «духовное развитие» сильно влияют на все сферы жизни, принцип примерно такой же.

3-я по важности ценность: здоровье, которое также влияет на все остальное. Приоритеты по остальным ценностям могут меняться в зависимости от вашего типа личности.

Подтверждающие факты из forbes об успехе

У многих могут возникнуть сомнения насчет указанных выше приоритетов, поэтому я приведу факты. Всем известен журнал Forbes, который ежегодно публикует списки самых богатых людей в мире. В одном из журналов я нашел следующий интересный факт: В списке 100 самых богатых Россиян по версии forbes, я насчитал только 9 разведенных мужчин, 1 неженатого, остальные все женаты. Но самое интересное, внимание, что у 99 из 100 есть дети, даже у разведенных, приемные или свои. В то же время средние данные по всем женатым мужчинам в России значительно меньше, вы и сами это понимаете.

Получается, что наиболее успешные мужчины - женатые и у кого есть дети. Это факт статистики.

Как вам такой расклад? Вроде должно быть наоборот, по логике современного человека, чем больше работаешь для достижения успеха тем меньше времени на все остальное. Почему же одиноким мужчинам и женщинам так сложно добиться успеха? Почему им приходится больше работать и меньше получается добиваться?

Итак, согласно статистике в браке у вас больше шансов реализовать свои желания. Но попробуем понять почему это происходит, ведь семья и дети требуют времени, заботы, усилий!

Мы так устроены, что при хороших поступках в кровь выбрасывается гормоны радости (дофамин, серотонин и др.) . Вспомните как вы себя чувствовали когда оказали неоценимую помощь другому человеку. Вы можете посмотреть на лица людей, которые работают в благотворительных фондах, даже по фотографиям сразу становится понятно, что они чувствуют себя значительно счастливее других.

Забота о других, в частности, о семье, детях сильно уменьшает восприимчивость к стрессу, потому что наш мозг не может обдумывать сразу несколько ситуаций, он работает последовательно. Что это означает? А то, когда мы хотим кому-то помочь, положительные мысли помощи не дают развиться негативным эмоциям. Если бы мыслей о том, как помочь ближнему не будет, то пустоту заполнят переживания и негативные эмоции.

Вот почему после развода, так часто люди начинают пить и впадают в другие вредные недуги, просто они становятся более восприимчивы к негативу. А семейные люди, наоборот, меньше гордятся, обижаются, болеют, это происходит потому что, когда человек о ком-то заботится, его моральное состояние улучшается.

Вот почему семья может помочь не только получить выброс гормонов счастья: эндорфинов, но и уменьшить выработку гормонов стресса, замещая негативные мысли позитивными.

Успех и моральное состояние

Фундамент успеха это ваше моральное состояние. Всем понятно, что люди избегают сотрудничества с гордыми, надменными, злыми людьми и наоборот тянутся к взаимодействию со спокойными, вежливыми, добрыми. Поэтому самая важная ценность - духовное развитие, которое улучшает ваше моральное состояние и уменьшает отрицательны поступки. В следствие меньше конфликта с совестью и меньше негативных мыслей, которые отрицательно влияют через выброс гормонов стресса.

Поделюсь опытом, я хожу в Православных храм, регулярно исповедуюсь и причащаюсь. Это помогает улучшить моральное состояние, убрать отрицательные мысли и чувствовать себя счастливее.

Семья дает человеку возможность более быстрого духовного развития, т. к. забота о ближнем делает человека лучше, его моральное состояние улучшается, поступки становятся правильными. Поэтому семья и отношения с близкими 2-я по важности жизненная ценность.

Приоритеты позволяют сделать более точный анализ и помогут вам лучше понять, что нужно сделать, чтобы жизнь изменилась к лучшему. К примеру, удовлетворенность финансовым положением не должна быть выше, чем удовлетворенность духовным развитием. Или удовлетворенность карьерой не должна быть выше удовлетворенностью семейным отношениям. То есть на колесе жизни нужно не только подтягивать ваши просевшие потребности, но и следить за тем, чтобы менее приоритетные жизненные ценности не выросли выше более приоритетных.

Нередко люди работают там, где не нравится. И с каждым днем нелюбимая работа приносит все больше разочарований и испорченного настроения. Часто причиной является ни плохая работа и даже ни плохой работник, а то, что они не подходят друг к другу. Если подходить к выбору работы и образу жизни в соответствии с вашими жизненными ценностями, то вы будете успешнее в любой области.

Как оценить жизненные ценности

Критерий успеха в жизни - уровень испытываемого счастья . Пожалуй, все хотят быть счастливыми. Чем больше вы удовлетворите ваши жизненные ценности, тем счастливее будете себя чувствовать . Но чтобы понимать, с чего начинать - нужно знать на какой стадии удовлетворения ваши текущие жизненные ценности.

Теперь самое время оценить ваши жизненные ценности. Для начала возьмите листок бумаги и нарисуйте круг, затем разделите его на 8 частей, проведя 4 линий через центр. В центре круга поставьте ноль - это ваша точка отсчета. Каждую из 8 осей разделите на 10 частей, проградуировав рисками. В центре круга будет ноль, а по краям в месте пересечения линий с кругом 10.

Подпишите каждое пересечение линии с кругом, описанными выше, 8 жизненными ценностями.

Задайте себе вопрос: Довольны ли вы тем как потрудились над улучшением своего здоровья, отношениями с семьей и т. д. Для каждого пункта оцените вашу степень удовлетворенности по 10 бальной шкале и отметьте по каждой оси.

Важно дополнить, что вопрос нужно задавать не относящийся к удовлетворённости вообще, а к тому, как вы потрудились над каждой сферой. Важна не конечная цель, а ваше стремление и движение к ней.

Объясню почему : Жизнь нас постоянно в чем-то ограничивает и бывают ситуации, когда желаемого невозможно достигнуть, но можно достигнуть удовлетворения от вложенного труда. Например, у человека нет ноги, конечно же, каждый хотел бы иметь полноценные конечности, но пока это невозможно, поэтому если такой человек все время будет указывать на оси здоровье низкий результат это будет его демотивировать, т. к. он хочет, но не может.

А если ставить на колесе жизни ваше движение к цели, например, человек без ноги каждый день тренируется, чтобы на искусственной ноге чувствовать себя максимально естественно и указывает высокие цифры на оси здоровье, то это будет его мотивировать к дальнейшим тренировкам. Поэтому 10 баллов по каждой оси - это значение максимального результата, который можете достигнуть именно вы, а не кто-то другой в данной жизненной ситуации.

В результате у вас должно получиться фигура похожая на круг. Если этого не получилось, то смотрите все просевшие сферы жизни. В первую очередь, необходимо удовлетворить самые отстающие жизненные ценности, т. к. насытить базовый уровень всегда проще, чем вышестоящий, т. е. чтобы получился равномерный круг . К тому же, для человека крайне важен баланс в жизни. Только сбалансированная жизнь принесет счастье.

Теперь вы знаете насколько ваши жизненные ценности совпадают с реальным положением дел и что нужно изменять в первую очередь.

Определять жизненные ценности нужно регулярно, рисуйте круг жизни хотя бы раз в месяц, лучше раз в неделю.

Фигура к которой нужно стремиться - круг. Когда вы определите ваши жизненные ценности и степень их реализации, то будет намного легче расставлять приоритеты в делах, ваша жизнь станет более сбалансированной, вы будете ощущать себя более счастливыми.

P.S. Если у вас есть сложности или вопросы по прочитанной статье, а также по темам: Психология(вредные привычки, переживания и др.), продажи, бизнес, тайм-менеджмент и др. задавайте их мне , постараюсь помочь. Еще возможна консультация по skype .

P.P.S. Также вы можете пройти online тренинг «Как получить 1 час дополнительного времени». Пишите комментарии, ваши дополнения;)

Подписывайтесь по email
Добавляйтесь

Виды ценностей личности

Безусловно, набор базовых ценностей у каждого человека индивидуален, так же, как и индивидуальны факторы их формирования. Далее мы дадим классификацию основных ценностей, а также выявим то, каким образом происходит формирование ценностной системы.

Определение 1

Ценность – это та шкала оценок и мер, при помощи которых человек оценивает свою жизнь и имеет возможность сравнить ее, а при неудовлетворительном результате понять, каким образом он может улучшить условия своего существования.

Замечание 1

Стоит отметить, что базовые жизненные ценности людей являются величинами абсолютными, то есть они занимают ведущее место в их мировоззрении, а также оказывают прямое воздействие на то, какие направления жизнедеятельности будут для человека в приоритете, а что на что он будет ориентироваться во вторую очередь.

Система базовых ценностей достаточно многообразна, и состоит из нескольких основных элементов:

  1. Общечеловеческие ценности – те, что присущи любому человеку, независимо от возраста, пола, социальной и религиозной принадлежности, а также независимо от культурных и традиционных предпочтений;
  2. Культурные ценности – те, что характерны для людей, принадлежащих определенной, отдельной культуре;
  3. Индивидуальные ценности – базовые ценности, относящиеся к одному индивиду, или малой группе людей, подчеркивающие их особенность и обособленность от остальных.

Замечание 2

Первые два элемента – общечеловеческие и культурные ценности – обусловлены, главным образом, общими представлениями людей о добре и зле, о том, что важно для них, а что второстепенно. Индивидуальные ценности относятся сугубо субъективные мировоззренческие особенности.

Формирование ценностей

Система базовых ценностей каждого человека, как мы и указали ранее, сугубо индивидуальна, и начинает формироваться с самого раннего возраста (с первых лет жизни).

Однако, окончательное формирование и закрепление происходит лишь по достижению ответственного возраста, когда человек уже осмысливает свое существование, свою ответственность. Это возраст исследователи ограничивают примерно 18-20 годами, хотя и после этого человек, его психика и мировоззрение изменяются, что также может поменять его систему ценностей: зачастую то, что ранее не представляла никакого интереса, выходит на первый план, а важные приоритеты становятся второстепенными.

Процесс формирования базовых ценностей происходит по следующей схеме (алгоритму):

  1. Стремление – идеал;
  2. Стремление – цель – идеал;
  3. Стремление – ценности – цель – идеал;
  4. Стремление – средства – ценности – цель – идеал.

Затем между этими устойчивыми пунктами появляется еще один элемент – этика, и алгоритм становится следующим:

Стремление – этика – средства – этика – ценности – этика – цель- этика – идеал.

Как мы видим, в первую очередь, в мыслях человека появляется идеал, а также само стремление постичь его. Идеал, который также можно назвать идеальным образом, если к нему не возникает стремления, и если он не мотивирует человека, не является идеалом, а значит и формирование ценности становится невозможным.

Первая стадия формирования ценности – идеал нейтрален, а стадия сама по себе основывается лишь на инстинктах человека. С этической точки зрения идеалу невозможно дать оценку, и формируется он в виде эмоционально-чувственного элемента. Смысл, который человек придает идеалу, формируется лишь на стадии трансформации идеала в цель. Затем важным становится достижение этой конкретно обозначенной цели, при условии использования средства. Обычно это или материальные ресурсы, или навыки и умения человека, которыми он располагает в определенный промежуток времени.