Картотека по развитию речи (старшая группа) на тему: Словесные игры для детей старшего дошкольного возраста. Лучшие интеллектуальные игры для продвинутых компаний

На самом деле эти игры подходят не только для пробок. Они пригодятся в любом вынужденном ожидании, дороге, безделье или механической работе - дальней поездке, дороге домой, очереди, уборке. Для команды «Думалогии» это золотая коллекция игр, которая выручит в любую неловкую минуту, не требуя дополнительного реквизита и подготовки.

Вот семь простых устных игр, которые не позволят вам и детям скучать, раскачают воображение и потренируют нестандартное мышление.

1. Прошлое и будущее

Условия игры:

Называете любой предмет и задаёте ребёнку вопрос: «Чем этот предмет был в прошлом?». Затем начинаем фантазировать «Чем этот предмет может стать в будущем?»

Например: стул

Чем этот предмет был в прошлом?

Деревом/ростком дерева/семечкой от дерева (в зависимости от того, насколько глубоко копнуть).

Чем он может стать в будущем?

Дровами/дубинкой из ножки/качелей, если подвесить куда-то и т. д.

В этой игре ребёнок:

  • Проникает в суть предметов и явлений. Дети понимают, насколько велик может быть путь, который проходит каждый предмет, прежде, чем принять свою привычную форму.
  • Тренирует своё воображение и формирует навыки изобретательства. В тот момент, когда дети начинают фантазировать о будущем, велика вероятность создать что-то новое, сделать необычное из обычного.

2. Из чего состоит?

Условия игры:

Представляем любой предмет и называем его составляющие

Например: электрический чайник (носик, крышка, кнопка, нагреватель, лампочка, провод, подставка и т. д.)

Чему вы учите ребёнка, играя в эту игру:

  • Зрить в корень. Здесь дети учатся смотреть не поверхностно на вещь как единое целое, а углублённо. Чтобы ребёнок понимал, что сами по себе предметы не появляются и состоят из других предметов.
  • Находить взаимосвязи. Многие из окружающих предметов полезны лишь во взаимодействии с другими вещами. Ребёнок знакомится с понятием «подсистема» - составные части. Чайник просто так работать не будет, его нужно включить в розетку, чтобы это сделать, необходимо напряжение в розетке и т. д.
  • Внимательности. Мы часто не обращаем внимания на мелочи, привычные взгляду. Начинаем углубляться во что-то только в случае поломки. Но и тогда возникают трудности, потому что, забыв об одной важной детали, мы ищем причину поломки вовсе не там, где нужно.

3. Включи вариативность

(от Анатолия Гина)

Условия игры:

Представляем любой предмет. Придумываем, как его можно использовать, помимо его прямого назначения

Например: пластиковый стаканчик

1) надеть на ножку стула, чтобы не царапала пол;

2) сделать шапочку Алладина на резинке;

3) вырезать кружки, покрасить их и сделать себе цветные очки;

4) выращивать растения;

5) собрать много стаканчиков и сделать костюм...

Что развивает:

  • Преодоление психологической инерции. Психологическая инерция - это то, как мы привыкли думать, маленькие шаблоны в нашей голове и стереотипы, которые мешают шире смотреть на вещи и находить самые неожиданные решения. Нужно рушить стереотипы и развивать способность мыслить за рамками привычного.
  • Понимание надсистемы. Про подсистемы мы уже говорили в предыдущей игре. А надсистема - это что-то извне, что может изменить предмет до неузнаваемости, и сделать из него сверхновое. Ребёнок учится не ограничиваться функциями самого предмета, он активизирует знания о том, что есть вокруг объекта.

4. Полезно/Вредно

Условия игры:

Выбираем ситуацию и поочерёдно перечисляем, что в ней вредного и что полезного.

Например:

Дождь полезный, потому что растут растения.

Дождь вредный, потому что может затопить что-то.

Дождь полезный, потому что в жару может освежить воздух.

Дождь вредный, потому что можно промокнуть и заболеть...и т. д.

Что развивает:

Умение видеть обе стороны медали. Дети учатся не отчаиваться, если что-то не получается, и, наоборот, не быть слишком наивными, уметь в самом прекрасном разглядеть и отрицательное. Ребёнок тренируется не принимать ни одну из сторон, учится анализировать оба аспекта, создавая в своей голове грани между ними.

5. Да/Нет

Условия игры:

Вы загадываете что-то (предмет, явление, человека, цифру, что-то волшебное и т. д.). Ребёнок должен угадать что это, задавая вопросы, на которые можно ответить только «да» или «нет».

Например: дом

Это живое?

Это сделано человеком?

Это больше тебя?

Несёт пользу для человека?

Что развивает:

  • Задавать правильные вопросы. Довольно непросто подобрать вопрос так, чтобы он дал конкретную, нужную информацию, способную приблизиться к правильному ответу. Часто дети усердно думают, прежде чем спросить. Оно нам и надо!
  • Классифицировать. Такая игра - своего рода математика: мы делим целое пополам. Первые вопросы обычно самые глобальные «Это живое? Это неживое? Сделано человеком?» и далее по убывающей. Чем дальше, тем классификация всё больше сужается, тем сложнее её делить, но тем интереснее и загадочнее.
  • Запоминать. Особенно это проявляется, когда загадано что-то эдакое. Когда накопилось уже множество вопросов и ответов на них, приходится держать в памяти картинку из уже полученных подсказок и не повторять вопросы.

6. Предсказатель

Условия игры:

Берём за основу любой предмет/действие/явление. Называем, что вместо этого предмета/действия/явления было раньше. Что выполняло ту же функцию, как оно усовершенствовалось со временем и как может модернизироваться в будущем.

Например: знакомство

Как люди знакомились в древности?

Обнюхивали друг друга, дрались, через прикосновения и т. д.

Как знакомятся теперь?

На улицах, в кафе, в интернете и т. д.

Как будут знакомиться в будущем?

Будут посылать к друг другу личного робота и передавать с ним полную информацию о себе или считывать её с кого-то и т. д.

Что развивает:

Оценивать скорость прогресса. В игре основная идея заключается в том, чтобы ребёнок пришёл к выводу, что будущее колоссально меняет всё вокруг себя: предметы, людей и даже природу.

Смотреть в прошлое, интересоваться историей. Всегда интересно и забавно окунуться в историю древности, когда всё было абсолютно иным. Вероятно, ребёнку захочется более глубоко изучить историю человечества, чтобы опираться не на свою фантазию, а на реальные исторические факты.

Создавать новое по методике ТРИЗ. Игра подведёт ребёнка к одному из важных понятий методики ТРИЗ (Теория решения изобретательских задач) - как сделать так, чтобы было «само». Идеальное решение любой задачи методом ТРИЗ предполагает, что задача решается сама собой. В современной жизни всё к этому и идёт: вещи стираются уже сами в стиральных машинках, средства передвижения ездят сами на автопилотах и т. д. Может, и вы, и дети придумают что-то эдакое, без чего в будущем трудно будет представить современность. Дерзайте.

7. Видное-неочевидное

Условия игры:

Представьте два абсолютно разных предмета и найдите между ними как можно больше схожих черт.

Например: ботинок и летающий корабль

1) оба могут пахнуть;

2) оба могут взлететь;

3) у ботинка есть внутри полость и в корабле тоже;

4) оба могут быть твёрдыми;

5) могут быть одного цвета...

Что развивает:

Навык видеть неочевидное в очевидном. Когда дети ищут похожие элементы, они углубляются во всевозможные характеристики предметов, чтобы выудить самые тонкие, которые хоть как-то могут быть похожи на второй предмет. Дети перебирают и функции предметов, и их состав, и визуальное оформление.

Игры просты и универсальны: вы можете выбрать любую понравившуюся, пользоваться ею в любом месте, одновременно тренируя ум и весело проводя время. Можно устроить соревнование с ребёнком... Поверьте, детское воображение намного ярче, чем у взрослых. К каждой игре вы можете подбирать бесконечное множество своих предметов, объектов, явлений, ситуаций. Любой подобранный вами предмет - это ещё одна новая игра!

Благодарим учеников школы Думалогия и их родителей за то, что вдохновили нас на данную статью.

Где мы были, не скажем, а что делали, покажем

Народная игра

Дидактическая задача . Учить детей называть действие словом; правильно употреблять глаголы (время, лицо); развивать творческое воображение, сообразительность.

Игровое правило . Все дети правильно изображают действие, так, чтобы можно было догадаться, назвать его.

Игровые действия. Имитация движений, отгадывание; выбор водящего.

Ход игры. Воспитатель, обращаясь к детям, говорит:

— Сегодня мы поиграем так: тот, кого мы выберем водящим, выйдет из комнаты, а мы договоримся, что будем делать. Когда водящий вернется, он спросит: «Где вы были? Что вы делали?» Мы ему ответим: «Где мы были, не скажем, а что делали, покажем».

Выбирают водящего, он выходит.

Воспитатель изображает, что будто бы он пилит дрова.

— Что я делаю? — спрашивает он у детей.

— Дрова пилите.

— Давайте все будем пилить дрова. Приглашают водящего.

— Где вы были? Что делали? — спрашивает он. Дети отвечают хором:

— Где мы были, не скажем, а что делали, покажем.

Воспитатель и дети изображают пилку дров, водящий отгадывает:

— Вы пилите дрова.

Для продолжения игры выбирают другого водящего.

Когда новый водящий выходит из комнаты, воспитатель предлагает детям самим придумать действие, которое они будут показывать: умываться, танцевать, рисовать, рубить дрова, играть на пианино и др.

Воспитатель следит за правильностью употребления глаголов. Если, отгадывая, ребенок неправильно употребляет форму глагола, говорит, например, «танцеваете», «рисоваете», воспитатель добивается, чтобы все усвоили, как надо говорить правильно.

— Дети, что вы делаете? — спрашивает воспитатель.— Правильно сказал Вова: «Мы рисуем». Вова скажи правильно, что делают дети,.-— предлагает воспитатель.

— Они рисуют.

Мыши

Дидактическая задача . Развивать речевую и двигательную активность детей; вырабатывать реакцию на словесный сигнал.

Игровые правила. После слова хлоп мышеловка захлопывается, и пойманные мыши остаются в кругу, затем опять становятся в общий круг.

Игровые действия . Бег по кругу с изображением мышек; ловля по сигналу.

Ход игры. Воспитатель становится вместе с детьми в круг и объясняет правила игры:

— Сейчас мы поиграем в игру «Мыши». Выберем мышек (3 — 4 детей), они будут бегать по кругу, убегать из круга и снова вбегать в него. А мы с вами будем мышеловкой.

Дети и воспитатель ходят по кругу и произносят такие слова:

Ах, как мыши надоели!

Развелось их, просто страсть!

Все погрызли, все поели.

Всюду лезут — вот напасть!

Берегитесь вы, плутовки!

Доберемся мы до вас.

Как поставим мышеловки,

Переловим всех сейчас!

Дети и воспитатель держатся за руки, высоко поднимают их и пропускают мышек.

Когда воспитатель произносит слово хлоп, дети опускают руки, не выпуская мышек из круга. Кто остался внутри, считается пойманным и становится в общий круг.

Воробушки и автомобиль

Дидактическая задача . Упражнять детей в правильном звукопроизношении; вырабатывать реакцию на словесный сигнал.

Игровые правила. Воробушки прыгают только после слов «прыг, прыг, прыг»; улетают в свои гнезда только после сигнала автомобиля.

Игровое действие . Имитация летающих птичек.

Ход игры . Дети сидят на стульях в стороне от площадки, где будут летать воробушки. Воспитатель держит в руках руль и говорит:

— Дети, это руль. Я буду автомобилем. Автомобиль гудит: «У-у-у». Как сигналит автомобиль?

— У-у-у, — повторяют дети.

— Сейчас мы поиграем так, — продолжает воспитатель.— Я — автомобиль, а вы все воробушки. Послушайте, я прочитаю о воробушках стихотворение:

Воробей с березы

На дорогу — прыг!

Больше нет мороза,

Чик-чирик!

Когда я скажу «прыг», вы встанете со стульев и попрыгаете тихонько на носочках по дороге (показывает на то место, где дети будут прыгать). Вместе со мной вы будете говорить: «Прыг, прыг, прыг». Когда я скажу «чик-чирик!», вы полетите, кто куда пожелает, будете махать крылышками и чирикать» «Чик-чирик!» А как услышите сигнал автомобиля, летите в свои гнездышки.

После объяснения игры воспитатель вместе с детьми выполняет все движения, но не стремится делать это первым. Пусть дети сами услышат слова «прыг», «чик-чирик» и начнут выполнять соответствующие движения.

Игра повторяется 2—3 раза. Затем, когда дети запомнят четверостишие, они могут играть самостоятельно.

Кто в домике живет?

Дидактическая задача. Закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки.

Игровое правило . Отвечать на вопрос «Кто в домике живет?» нужно только тем детям, кто сидит в домике (дети издают звуки животных, которых они изображают).

Игровые действия . Звукоподражание; имитация движений различных животных и птиц.

Ход игры. Воспитатель делит детей на несколько групп (сначала на 3, потом на 4—5). Дети изображают знакомых им птиц или животных.

Каждая группа строит себе из стульев домик. Воспитатель говорит детям, что они будут находиться в своих домиках и кричать так, как кричит то животное, которое они изображают. Затем с каждой группой воспитатель повторяет те звуки, которые дети должны произносить. После этого он по очереди обходит домики, стучит в каждый и говорит:

— Тук-тук-тук, кто в этом домике живет?

Дети отвечают:

— Му-му-му.

— Мяу-мяу.

— Бе-е, бе-е.

— Га-га-га.

— Ко-ко-ко.

Воспитатель отгадывает, кто же в домике живет.

Если дети произносят звуки недостаточно хорошо (недостаточно четко и громко), воспитатель просит их повторить. Если на вопрос «Кто в этом домике живет?» дети отвечают: «Мы» или «Кошечки, собачки», воспитатель говорит: «А как кошечки мяукают?» И т. д.

Игра повторяется несколько раз, количество животных постепенно увеличивается.

Не следует менять роли детей на одном занятии: это их путает, они забывают, кого надо изображать. Когда малыши усвоят правила игры, стучать в домики и отгадывать, кто там живет, может один из них.

Гуси

Народная игра

Дидактическая задача . Развивать у детей диалогическую речь, умение действовать по словесному сигналу, сочетать слова с действиями.

Игровое правило . Действовать только в соответствии с текстом стихотворения, по сигналу воспитателя.

Игровое действие . Имитация движений гусей.

Ход игры. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Гуси»: «Вы, дети, будете гусями, а я вашей хозяйкой. Вы пасетесь вот здесь на травке (указывает место, где дети могут ходить, «щипать травку»), а в этом углу будет мой дом.

Воспитатель объясняет детям ход игры.

Слова воспитателя

Тег-тег-тег, Дети вытягивают шеи, расставляют пальцы, машут руками.

Гуси белые, гуси серые,

Ступайте домой!

Гуси шеи длинные вытянули, Все вместе произносят:

Лапы красные растопырили, «Га-га-га! Не хотим домой. Нам и здесь хорошо!»

Крыльями машут,

Носы раскрывают.

Гуси продолжают щипать травку, гулять по лугу. Когда дети выучат текст, хозяйкой может быть кто-либо из детей.

Гуси-гуси

Народная игра

Дидактическая задача . Развивать у детей диалогическую речь, добиваться, чтобы их речь была выразительной.

Игровое правило . Убегать от волка только после слов: «Ну, летите как хотите, только крылья берегите!»

Игровые действия . Имитируют пасущихся гусей. Хозяйка выручает пойманных гусей.

Ход игры. При помощи считалочки выбирают хозяйку гусей и волка. Гуси находятся в одном конце комнаты, хозяйка — в другом, волк — в стороне.

Слова хозяйки гусей Ответы гусей

Гуси! Гуси! Га-га-га!

Есть хотите? Да-да-да!

Ну, летите! Нам нельзя!

Почему? Серый волк под горой,

Не пускает нас домой!

Ну, летите как хотите,

Только крылья берегите!

Гуси бегут к хозяйке, а волк старается их поймать и увести к себе. Когда волк поймает несколько гусей, хозяйка ищет их, а затем выручает, предлагая убежать от волка. Волк их ловит, но всех поймать не может, кто-то убегает.

Сколько?

Дидактическая задача. Развивать у детей слуховое внимание, умение действовать в соответствии с текстом; упражнять детей в счете.

Игровое правило . Объединяться в пары, в тройки дети могут только после соответствующих слов стихотворения.

Игровое действие. Имитация движений зайца, жаворонка, лошадок, гребцов.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать стихотворение:

Вот жаворонок с нивушки

Взвился и полетел.

Вы слышите, как весело

Он песенку запел?

Две лодочки по озеру

Широкому плывут;

Гребцы сидят на лавочках

И весело гребут.

Три зайца от охотника

Прыжками в лес бегут,

Скорей, скорее, зайчики,

В лесу вас не найдут!

Четыре скачут лошади,

Во весь опор летят,

И слышно, как по камешкам

Подковы их стучат.

Воспитатель спрашивает у детей, сколько было жаворонков на нивушке, сколько зайцев пряталось от охотника, сколько лодочек плыло по озеру, сколько скакало лошадей. Выслушав ответы детей, он предлагает поиграть:

— Я буду вам читать стихотворение, а вы будете изображать то жаворонка, то зайцев, то лодочки, то лошадей. Когда вы услышите слова о жаворонке, вы полетите по одному, а когда я скажу о зайцах, вы объединитесь по трое в одну группу и поскачете, как зайчики, в лес.

Воспитатель читает текст повторно. Дети выполняют соответствующие движения.

Слова

1-е четверостишие Имитируя полет жаворонка, дети бегают по комнате.

2-е четверостишие Дети объединяются в группы по трое и прыгают, как зайцы, по направлению к лесу.

3-е четверостишие Объединяются по двое и, изображая гребцов, гребут веслами.

4-е четверостишие Объединяются в группы по четыре и скачут, изображая лошадок.

Эта игра проводится в конце года.

Так бывает или нет?

Дидактическая задача . Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Игровое правило. Кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает.

Игровое действие. Отгадывание небылиц.

Ход игры . Воспитатель объясняет правила игры:

— Сейчас я буду вам о чем-то рассказывать. В моем рассказе вы должны заметить то, чего не бывает. Кто заметит, тот пусть, после того как я закончу, скажет, почему гак не может быть.

Примерные рассказы воспитателя:

«Летом, когда солнце ярко светило, мы с ребятами вышли на прогулку. Сделали из снега горку и стали кататься с нее на санках».

«Наступила весна. Все птицы улетели. Грустно стало детям. «Давайте сделаем для птиц скворечники!» — предложил Вова. Когда повесили скворечники, птицы поселились в них, и стало опять весело детям».

«У Вити сегодня день рождения. Он принес в детский сад угощение для своих друзей: яблоки, соленые конфеты, сладкие лимоны, груши и печенье.

Дети ели и удивлялись. Чему же они удивлялись?»

«Все дети обрадовались наступлению зимы. «Вот теперь мы покатаемся на санках, на лыжах, на коньках», — сказала Света. «А я люблю купаться в реке, — сказала Люда,— мы с мамой будем ездить на речку и загорать».

Примечание. Вначале в рассказ следует включать только одну небылицу, при повторном проведении игры количество небылиц увеличивают.

Зеркало

Народная игра

Дидактическая задача. Развивать речевую и двигательную активность детей.

Игровое правило. Стараться выполнять движение точно так, как показал водящий.

Игровые действия. Подражание действиям товарища. Придумывание разнообразных движений.

Ход игры . Дети становятся в круг. Выбранный при помощи считалочки ребенок становится в центр круга. Все остальные произносят:

Ровным кругом,

Друг за другом,

Эй, ребята, не зевать!

Что нам Вовочка (Анечка, Валечка и т. д.) покажет,

Будем дружно выполнять.

Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения, остальные дети повторяют их.

Каравай

Народная игра

Дидактическая задача . Упражнять детей в правильном согласовании действий и текста; воспитывать понимание различной величины предмета; развивать речевую и двигательную активность.

Игровые правила . Движения должны совпадать с текстом. Водящего выбирает тот, кто стоит в кругу.

Игровые действия. Изображают каравай разной величины, танцуют, напевают плясовую мелодию.

Ход игры. Дети и воспитатель становятся в круг. Воспитатель говорит:

— Дети, сегодня мы поиграем в игру «Каравай». День рождения сегодня у Вани. Мы будем ему читать стихотворение, а он будет стоять в кругу и слушать, как мы громко, правильно произносим все слова.

Слова

Как на Ванин день рожденья Ходят по кругу, затем останавливаются, делают круг широким,

Испекли мы каравай.

Вот такой... сужают круг,

Вот такой... приседают все,

Вот такой... руки поднимают кверху и хлопают в ладоши.

Вот такой...

Каравай, каравай! Ваня подходит к Гале, выводит ее в круг. Дети прихлопывают в ладоши и напевают плясовую мелодию. Все в кругу пляшут.

Кого хочешь выбирай!

Эту игру хорошо проводить в дни рождения детей. Можно вспомнить и о тех, у кого только недавно был день рождения и первыми выбрать их в круг.

Коршун

Дидактическая задача . Упражнять детей в диалогической речи; учить быстро реагировать на словесный сигнал.

Игровое правило. Убегать от коршуна можно только после слов: «Чтобы твоих детушек клевать!»

Игровые действия. Коршуна выбирают считалочкой. Цыплята убегают от коршуна, он их старается поймать.

Ход игры . Воспитатель рассказывает детям о коршунах, о том, что они иногда нападают на наседок с цыплятами и уносят цыплят.

— Сегодня мы поиграем в игру, где цыплята должны убегать от коршуна. Вот послушайте, какой разговор был у наседки с коршуном, — говорит воспитатель.

— Коршун, коршун, что ты делаешь? — спрашивает наседка.

— Ямочку копаю, — отвечает коршун.

— Что в ней ищешь?

— Камешек.

— Зачем тебе камешек?

— Чтобы носик точить.

— Зачем тебе носик точить?

— Чтобы твоих детушек клевать!

Сейчас мы считалочкой выберем коршуна, наседку, а все остальные будут цыплятами, — продолжает воспитатель.— Как только вы услышите слова «детушек клевать», бегите в курятник, вот сюда (показывает на место, обведенное мелом или окруженное стульями). Наседка будет защищать своих цыплят, прогонять коршуна: «Кыш, кыш, злой коршун». Старайтесь не попадаться в лапы коршуну.

Роль наседки в первый раз берет на себя воспитатель. При повторном проведении игры и коршуна, и наседку выбирают из числа играющих.

Карусель

Дидактическая задача. Учить детей говорить в быстром и медленном темпе, согласовывать движения со словами стихотворения, реагировать на словесный сигнал.

Игровые правила. Темп бега должен соответствовать словам стихотворения. Уходить с карусели и возвращаться можно только по сигналу воспитателя.

Игровые действия. Изображают карусель, бег в разном темпе.

Ход игры. Воспитатель знакомит детей с правилами игры, предварительно разложив- веревку в виде кольца:

Сегодня мы поиграем в игру «Карусель». Станем возле веревки в круг, возьмем ее в правую руку и пойдем друг за другом, это будет карусель. Все вместе будем произносить такие слова:

Еле, еле, еле, еле,

Завертелись карусели.

А потом кругом, кругом —

Все бегом, бегом, бегом.

Сначала пойдем медленно, а после слова «бегом» побежим по кругу. После того как я скажу слово «поворот», мы повернемся, возьмем веревку в левую руку и пойдем в другую сторону, произнося такие слова:

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите,

Раз и два, раз и два —

Вот и кончилась игра.

Карусель начинает кружиться медленно, наконец останавливается. Когда карусель остановится, вы сходите с нее (кладете веревку на пол), бегаете по площадке, а по сигналу (удар в бубен, звонок) снова садитесь на карусель.

При повторении игры воспитатель может уже не становиться в круг, а только наблюдать за игрой и напоминать детям текст.

Зайка

Дидактическая задача . Развивать умение согласовывать движения со словами, действовать по словесному сигналу.

Игровое правило. Убегают зайки только после слов «зайка прыг... и убежал».

Игровое действие. Имитация движений, характерных для зайчика.

Ход игры . На одной стороне площадки отмечают места зайцев, и каждый из детей становится на свое место. По сигналу воспитателя «Бегите в круг!» все дети собираются в круг, а один из зайцев, которого заранее выбирают считалочкой, становится в середину. Дети вместе с воспитателем сопровождают текст движениями:

Зайка беленький сидит, Дети стоят в кругу.

Он ушами шевелит, Начиная, со слов «вот так», поднимают руки к голове, поворачивают кисти то в одну, то в другую сторону.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть,

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп.

Надо лапочки погреть. Начиная со слова «хлоп», хлопают в ладоши.

Зайке холодно стоять, Начиная со слова «скок», прыгают на двух ногах на месте.

Надо зайке поскакать.

Скок, скок, скок, скок,

Надо зайке поскакать. Воспитатель хлопает в ладоши, и дети разбегаются по своим «домам».

Кто-то зайку испугал,

Зайка прыг... и убежал.

Что сажают в огороде?

Дидактическая задача. Учить детей классифицировать предметы по определенным признакам (по месту их произрастания, по их применению), развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Игровое правило. Отвечать на вопросы водящего нужно только словами «да» или «нет».

Игровое действие. Кто ошибся, тот платит фант, который потом отыгрывает.

Ход игры . Воспитатель спрашивает:

— Дети, вы знаете, что сажают в огороде? Давайте поиграем в такую игру: я буду называть разные предметы, а вы внимательно слушайте. Если я назову то, что сажают в огороде, вы ответите «да», если же то, что в огороде не растет, вы скажете «нет». Кто ошибется, тот проигрывает.

Воспитатель начинает:

— Морковь.

Если кто-то поспешит и ответит неправильно, воспитатель может сказать: «Поспешишь, людей насмешишь. Будь внимателен!» Так же можно провести игры: «Накроем стол для гостей» (воспитатель называет столовую посуду), «Посадим сад», «Мебель», «Одежда» и др.

Какое время года?

Дидактическая задача . Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Игровое правило. Показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали времена года.

Игровое действие . Отгадывание времени года по стихотворению.

Ход игры. У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку.

— Огурцы.

— Свекла.

Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?;* и открывает карточку, читает текст. Дети отгадывают.

Загадки

Дел у меня немало —

Я белым одеялом

Всю землю укрываю,

В лед реки убираю,

Белю поля, дома

Зовут меня... (Зима)

Я соткано из зноя,

Несу тепло с собою.

Я реки согреваю,

«Купайтесь!» — приглашаю.

И любите за это

Вы все меня. Я... (Лето)

Я раскрываю почки,

В зеленые листочки

Деревья одеваю,

Посевы поливаю,

Движения полна.

Зовут меня... (Весна)

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю.

Но не касаясь сосен

И елочек. Я... (Осень)

Узнай по описанию

Дидактическая задача . Побуждать детей рассматривать предметы, вспоминать качества тех предметов, которые ребенок в данный момент не видит.

Игровое правило . Отгадывает тот, на кого укажет водящий стрелочкой.

Игровые действия . Игровая ситуация — получение подарка с различными предметами, загадывание, отгадывание. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.

Ход игры

Воспитатель рассказывает.

— Прислала бабушка Наташе подарок. Смотрит Наташа: лежит в корзиночке что-то круглое, гладкое, зеленое, а с одного бока красное, откусишь его — вкусное, сочное. Растет на дереве. «Забыла, как это называется»,— подумала Наташа. Дети, кто поможет ей вспомнить, как называется то, что ей бабушка прислала? (Стрелочкой указывает на того, кто будет отвечать.)

Воспитатель вспоминает:

— Однажды в детский сад пришел гость. Одет он был в красивую шубу, шапку, валенки. У него была длинная белая борода, белые усы, брови. Глаза добрые. В руках он держал мешок. Как вы думаете, кто был нашим гостем? Что у гостя в мешке? Какой был праздник в детском саду?

Такие разговоры-загадки воспитатель может вести о разных предметах и явлениях.

Добавь слово

Дидактическая задача. Упражнять детей в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе; развивать ориентировку в пространстве.

Игровое правило. Отвечает только тот, кому бросит мяч воспитатель.

Игровые действия. Дети ищут правильные слова, обозначающие разные расположения в пространстве. Тот, кто поймал мяч, должен быстро дополнить предложения нужным словом.

Ход игры . Воспитатель говорит:

— Давайте вспомним, где у нас правая рука. Поднимите ее. Все предметы, которые вы видите в той стороне, где правая рука, находятся справа. Кто знает, где находятся предметы, которые вы видите в той стороне, где левая рука? Знаете ли вы, что обозначают слова впереди меня и позади меня? (Уточняет и эти понятия.) А сейчас мы поиграем. (Дети садятся за стол.) Я буду начинать предложение, называть разные предметы нашей комнаты, а вы будете добавлять слова справа, слева, позади, впереди, отвечать, где этот предмет находится.

Воспитатель начинает:

— Стол стоит... (бросает мяч одному из играющих).

-— Позади.

— Полочка с цветами висит... (бросает мяч другому ребенку).

— Справа.

— Дверь от нас...

Если ребенок ошибся, воспитатель предлагает встать, поднять руку и указать этой рукой на предмет.

— Какая рука у тебя ближе к окну?

— Правая.

— Значит, где находится от тебя окно?

— Справа.

Можно эту игру провести и так. Воспитатель произносит слова слева, справа, впереди, позади, а дети говорят, какие предметы находятся в названном направлении.

Для проведения этой игры детей не следует сажать в кружок, их лучше посадить с одной стороны стола, так, чтобы предметы по отношению к ним были расположены одинаково. В более старших группах детей можно сажать в кружок. Это усложняет решение игровой задачи, но дети успешно справляются с заданием, так как уже хорошо ориентируются в пространстве.

А что потом?

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о частях суток, о деятельности детей в разное время дня.

Игровое правило. Называть в правильной последовательности все, чем дети занимаются в детском саду в течение дня.

Игровые действия . Кто ошибется, садится на последний стул

(как в игре «Испорченный телефон»); передача камешка тому, кто должен отвечать.

Ход игры. Дети садятся полукругом. Воспитатель объясняет правила игры:

Помните, мы с вами говорили на занятии о том, что мы делаем в детском саду в течение всего дня? А сейчас поиграем и узнаем, все ли вы запомнили. Будем рассказывать по порядку о том, что мы делаем в детском саду с самого утра. Кто ошибется, сядет на последний стул, а все остальные передвинутся.

Можно ввести такой игровой момент: воспитатель поет песенку «Камешек у меня. Кому дать? Кому дать? Тот и будет отвечать».

Воспитатель начинает: «Мы пришли в детский сад. Поиграли на участке. А что было потом?» Передает камешек кому-либо из играющих. Тот отвечает: «Делали гимнастику». — «А потом?» (Воспитатель передает камешек другому ребенку.) И т. д.

Игра продолжается, пока дети не назовут последнее — уход домой.

Примечание . Использовать камешек или другой предмет целесообразно, так как отвечает не тот, кому хочется, а тот, кому он достанется. Это заставляет всех детей быть внимательными и готовыми отвечать.

Игра проводится в конце года.

Когда это бывает?

Дидактическая задача . Уточнять и углублять знания детей о временах года.

Игровое правило. По сигналу воспитателя быстро называть признаки времени года.

Игровое действие. Передача камешка тому, кто отвечает.

Ход игры. Воспитатель спрашивает ребят, знают ли они, когда собирают овощи, фрукты, когда бывает много желтых листьев и т. д. Ответы детей показывают, в какой мере они соотносят те или иные явления и труд человека с временем года (см. рис).

— А теперь я буду называть время года, а вы будете отвечать, что бывает в это время и что делают люди. Например, я скажу: «Весна» — и положу камешек Вове. Вова быстро вспомнит и скажет, что бывает весной. Например: «Весной тает снег». Потом он передает камешек рядом сидящему и тот вспомнит еще что-нибудь о весне.

Когда все дети усвоят правила, можно начинать игру. Если кто-то не может ответить, воспитатель помогает ему вопросами.

Какой предмет?

Дидактическая задача . Уточнять представления детей о величине предметов; учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма); развивать быстроту мышления.

Игровые правила. К одному слову нужно подобрать много предметов. Кто больше вспомнит слов, тот и выигрывает.

Игровые действия. Группировка предметов; поощрение победителей.

Ход игры. Дети садятся в кружок. Воспитатель говорит:

— Дети, предметы, которые нас окружают, бывают разной величины: большие, маленькие, длинные, короткие, низкие, высокие, узкие, широкие. Мы с вами на занятиях и на прогулках видели много разных по величине предметов. Сейчас я буду называть одно слово, а вы будете перечислять, какие предметы можно назвать одним словом.

В руках у воспитателя камешек. Он дает его тому ребенку, который должен отвечать.

— Длинный, — говорит воспитатель и передает камешек соседу.

— Платье, веревка, день, шуба, — вспоминают дети.

— Широкий, — предлагает воспитатель следующее слово.

Дети называют: дорога, улица, речка, лента и др.

Эта игра проводится с детьми в конце года, когда они получили знания о величине предметов.

Так же проводится игра и с целью совершенствования умения детей классифицировать предметы по цвету, форме. Воспитатель говорит:

— Красный.

Дети по очереди отвечают: флажок, шар, ягода, звездочка и др. Или:

— Круглый.

Дети отвечают: мяч, солнце, яблоко, колесо и др. Тех детей, которые назвали большее количество слов, следует похвалить.

Тру-ля-ля

Играющие начинают счет вслух от одного до ста, по очереди называя числа. Задача игроков — вместо чисел, которые делятся на 7 или включают слово «семь» в свое название, говорить слово «тру-ля-ля» (можно придумать любую другую смешную фразу; а вместо 7 выбрать другую цифру, например, 4). Тот, кто ошибается — выбывает из игры. Оставшиеся участники начинают счет сначала. Вести счет надо быстро, тогда промахи случаются часто, и игра получается очень веселой. Победителем становится тот, кто ни разу не ошибся.

Земля, воздух, вода, огонь

Интересная словесная игра для детей на быстроту мышления. Участники игры образуют круг, в середину которого встает водящий. Он бросает по очереди мяч или воздушный шарик игрокам, называя одну из стихий: земля, воздух, вода или огонь. Если водящий сказал слово «Земля!», то тому, кто поймал мяч, нужно быстро (пока водящий считает до пяти) назвать какое-либо домашнее или дикое животное; на слово «Вода!» играющий отвечает названием какой-либо рыбы или водного животного; на слово «Воздух!» – названием птицы (летающего насекомого). При слове «Огонь!» все должны помахать руками. Тот, кто ошибается или не может назвать животное – выбывает. Повторять названия животных, рыб и птиц нельзя.

Словесный волейбол

В этой игре участники, встав в круг, бросают друг другу мячик или воздушный шарик. При этом тот игрок, кто бросает, называет любое имя существительное, а тому, кто ловит мяч, нужно назвать подходящий по смыслу глагол, например: солнце – светит, собака – лает и т.д.. Если игрок называет неподходящий глагол, он выбывает из игры.

На все вопросы – один ответ

Заранее нужно приготовить карточки с названиями различных предметов домашнего обихода. Это могут быть кухонные принадлежности, бытовые приборы, хозяйственные и другие предметы, например: сковорода, кастрюля, пылесос, утюг, веник, швабра и т.д.

Игроки садятся в круг. Ведущий подходит к каждому участнику и предлагает вытянуть из шляпы (коробки) бумажку с названием предмета. Когда все разберут карточки, ведущий встает в центр круга, и начинается игра. Ведущий задает игрокам по очереди самые разнообразные вопросы, а игроки должны отвечать на эти вопросы только названиями доставшихся им в карточках предметов (дополнительно разрешается использовать только предлоги). Правила: нужно отвечать на вопросы очень быстро, при этом тому, кто беседует с ведущим, запрещается смеяться, в то время как остальные участники могут специально смешить его.

Варианты вопросов и ответов:

  • Как тебя зовут? – Швабра.
  • А чем ты по утрам чистишь зубы – Пылесосом.
  • Как называется твоя прическа? – Мочалка.
  • А кто твои друзья? – Сковородки.
  • У тебя вместо глаз что? – Ложки.

Главная задача ведущего — придумать такие вопросы, ответы на которые невольно вызывает смех как у конкретных игроков, так и у всех остальных участников. Засмеявшийся игрок выбывает из игры. Побеждает самый невозмутимый участник, который умеет сдерживать свои эмоции.

Ответы невпопад

Суть игры: на любые вопросы ведущего нужно очень быстро, не задумываясь, отвечать любым предложением, не имеющим отношение к заданному вопросу. Например, ведущий спрашивает: «Не правда ли, сегодня замечательная погода?» Игроку нужно ответить что-то в таком духе: «Мне кажется, сегодня суббота». Если он ошибается или отвечает односложно (например, говорит «да», «нет», «правда» или «неправда»), то выбывает из игры. Одному участнику игры нельзя задавать подряд больше трех вопросов. Задача ведущего — постараться запутать игрока. Например, он спрашивает: «Не правда ли, сегодня замечательная погода?» Игрок отвечает: «Мне кажется, сегодня суббота». Ведущий: «Сегодня суббота?» Играющий: «Я люблю ходить в кино». Ведущий (быстро): «Ты любишь ходить в кино? Раз, два…». Играющий по инерции: «Да» — всё, он проиграл в диалоге и выбывает!

Сосиска

В эту простую веселую игру, не требующую никакого дополнительного реквизита, можно играть сидя за столом. Выбирается водящий, который задает всем по очереди самые разные вопросы. Задача игроков — давать один и тот же ответ: «сосиска» или родственные слова: «сосисечный», «сосисечно» и т.д. Главное — отвечать с самым серьезным лицом. Тот, кто первый засмеется, выбывает из игры. Побеждает игрок, который до конца справится со своими эмоциями и не поддастся на провокации ведущего. Смех в процессе игры гарантирован!

Задом наперёд

Весёлая подвижная игра для детей. Ведущий называет участникам слова, обозначающие названия предметов, а игрокам нужно можно быстрее этот предмет отыскать и вручить ведущему. Сложность заключается в том, что все предметы ведущий называет «задом наперёд», например: чям, акжол, агинк, алкук (мяч, ложка, книга, кукла). Веселье для детей гарантировано!

Вы поедете на бал?

Веселая словесная игра на быстроту реакции для небольшой компании. Суть игры: участникам нельзя смеяться (и даже улыбаться!), а также произносить слова: «да», «нет», «черное» и «белое». Нарушивший эти условия отдает ведущему игры фант — любой имеющийся у него предмет, после чего выбывает из игры. Когда в игре уже не остается ни одного игрока, все, отдавшие фанты, выкупают их, выполняя веселые задания, придуманные ведущим.

Игра начинается с того, что ведущий подходит к каждому игроку по очереди со словами: «Вам барыня прислала голик да веник, да сто рублей денег, велела не смеяться, не улыбаться, «да» и «нет» не говорить, черное, белое не носить. Вы поедете на бал?»

Примеры возможных диалогов с ошибками игроков:

  • — Вы поедете на бал?
  • — Поеду.
  • — А может, дома останетесь?
  • Нет , поеду. Ой…
  • — Какого цвета будет ваше платье? Белого?
  • — Желтого.
  • — Тогда шляпа, конечно же, будет белая?
  • — Не белая , а розовая. Ой…
  • — Вы поедете в карете?
  • — Скорее всего, в карете
  • — Что вы оденете на бал?
  • Красивое платье.
  • — Черное?
  • — Голубое.
  • — Его сошьют специально для этого бала?
  • — Конечно.
  • — И вы будете на балу самой неотразимой дамой?
  • — Обязательно.
  • — И будете целоваться со всеми подряд?
  • Нет! Ой…

Во время игры ведущий старается рассмешить того, кто отвечает; кроме того, он задает вопросы так, чтобы как можно скорее были произнесены запретные слова, и играющие расплатились за это фантами.

Словесной называется игра, заключающаяся в речевом взаимодействии игроков. Подобная игра не требует наличия материальных составляющих или приобретения какого-либо специального реквизита. Чтобы в нее играть, нужно лишь знать буквы русского алфавита. Словесная игра предоставляет детям огромное поле для творчества и самореализации. Педагоги отмечают, что процесс развития речи у детей наиболее бурно происходит именно в дошкольном возрасте — с трех до шести лет. Значительную роль в этом процессе играют родители.

Именно они способствуют обогащению словарного запаса своих детей. Конечно же, делать это желательно ненавязчиво в форме занимательной игры. Развивать детское мышление, фантазию, грамотность и существенно обогатить словарный запас ребенка позволяют словесные игры.

  • Существенно пополнить свой словарный запас.
  • Познакомиться с новыми понятиями.
  • Активизировать процесс извлечения нужных слов из памяти.
  • Развить внимание и .

Не секрет, что обучение и развитие детей результативней всего происходит в процессе игры. А ведь поиграть с ребенком в словесные игры можно где угодно – на улице, дома, в транспорте и даже в очереди к врачу. Для родителей такие игры настоящая находка, ведь увлечь ребенка поиском нового слова можно, не отвлекаясь от мытья посуды, готовки еды, глажки белья. И домашняя работа делается, и ребенок занят полезной игрой. В этой статье мы предложим вниманию родителей 20 словесных игр для детей дошкольного возраста.

10 речевых игр для детей 3-4 лет: как играть в слова с маленькими детьми

Как играть в словесные игры: несколько советов родителям

  • Занятия с малышами начинать нужно с самых простых игр.
  • Не забывайте хвалить ребенка, критика в данном случае не действует.
  • Не затягивайте слишком надолго игру, малыш может утомиться и потерять к ней всяческий интерес.

Три года – это возраст, который является переломным. Ранее детство заканчивается, начинается дошкольный возраст. Ребенок вступает в самостоятельную жизнь. Он уже многое понимает, умеет и знает. Словесные игры призваны помочь ребенку поближе познакомиться с окружающими его предметами. Эти игры направлены на развитие внимания, мышления и воображения.

Словесная игра «Назови слово»

Первый игрок называет любое существительное. Например: ананас. Следующий игрок должен придумать и назвать слово, которое начинается на последнюю букву первого. В данном случае это буква «с». Игрок называет слово «Стол». Цепочка продолжается: лодка, аквариум, магазин, носок, компот, трава и т.д.

В ходе игры ребенок пополняет свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает логическое мышление. Родители должны во время игры пояснять ребенку значение незнакомых для него слов.

Детям постарше условия игры можно усложнить. Они могут называть не просто слова, а слова на определенную тематику. Например, названия городов: Москва, Архангельск, Киев, Вологда, Астрахань, Норильск и т.д.

Игра на проверку памяти «Место обитания»

Родитель задает вопрос: «Где живет рыбка?» Ребенок отвечает «В реке, в море, в пруду…» «А где живет птичка?» Ответ: «В лесу, на дереве, в скворечнике и т.д.» Эта игра для самых маленьких. В ходе игры родители могут рассказать ребенку стишок, короткую сказку о том или ином животном, птице.

Игра на логическое мышление

Суть игры заключается в продолжение предложения. Например: «Лимон кислый, а арбуз….», «Кошка мяукает, а собачка…..», «Трава зеленая, а море….», «Зимой мороз, а летом …..».

Знакомим ребенка с глаголами

Задаем вопрос: Что делает мама? Ответ: мама готовит, шьет, гладит, убирает, вышивает, стряпает и т.д.

Что делает папа? Папа работает, ведет машину, красит, ремонтирует, играет, пишет и т.д.

Что делает самолет? Самолет взлетает, летит, приземляется, гудит и т.д.

Что делает кошка? Кошка лакает молоко, мяукает, ловит мышей, мурлычет.

Определяем вкус

Яблоко – кисло-сладкое.

Лимон – кислый.

Перец – горький.

Банан – сладкий.

Лук – горький.

Игра «Назови четвертое слово»

Кровать – спать, стул – сидеть.

Пила – пилить, топор — ….

Песню – петь, танец — …..

Учитель – учит, врач — ….

Певец – поет, танцор — ….

Продолжи предложение

Родитель озвучивает начало предложения, а ребенок его заканчивает.

Тарелка стоит на ….

Котенок сидит на….

Ваза с цветами стоит на …

Мы сегодня пойдет гулять на….

Уронили мишку на….

Мама варит суп в …

Саша попал мячом в ….

Дети пошли в ….

Автобус едет по….

Ребята разошлись по….

Пароход плывет по….

Девочка пошла за….

Папа повернул за…

Игра «Верно – неверно?»

Ребенок должен определить, какое предложение верное, а какое нет.

На березе растут яблоки.

У козы есть рога.

Диван – это домашнее животное.

У кошки шесть лапок.

Собачка лает.

Воробей – это насекомое.

У слона есть хобот.

Петух снес яйцо.

Зубы нужно чистить сто раз в день.

В лесу растут грибы.

Игра «У кого, какой детеныш?»

У кошки – котенок.

У собаки —

У курицы —

У волчицы —

У медведицы —

У белки —

Игра « Поболтаем»

Ребенок должен уточнить, какие звуки издает то или иное животное, птица, насекомое.

Кошка – мяукает.

Кукушка —

Соловей —

Корова —

Курица —

Родители должны понимать, насколько важно развивать речь, память, мышление ребенка с самого раннего возраста. Игры со словами могут оказать в этом процессе огромную помощь. Кроме всего прочего, как показывает практика, эти несложные игры доставляют детям огромное удовольствие.

10 словесных игр для детей 5-6 лет — правила и польза

Игра «Один – много»

Смысл игры заключается в названии предмета во множественном числе. Например: стул – стулья, дом – дома, человек-люди, машина – машины, дерево – деревья и т.д.

Можно изменить задание на противоположное. То есть назвать слово в единственном числе. Например: собаки – собака, мячи – мяч, дома – дом. Затем, ребенку нужно объяснить, что существуют слова, которые не имеют единственного или множественного числа. Например: радио, молоко, брюки, грабли, обои и т.д.

Игра «Наоборот»

Ребенок должен придумать слово «наоборот» — противоположное по значению. Например: маленький – большой, высокий – низкий, теплый — холодный, темный – светлый и т.д.

Кто больше знает слов на определенную букву

Ребенок называет любую букву, и все игроки начинают придумывать слова, которые начинаются на эту букву. Например: буква «М». Слова: море, морковь, мотоблок, мотылек, масло, молоко, мышка, мука, мел. Слова называются по очереди. Выигрывает тот игрок, который назвал последнее слово.

Одно слово

Ребенок должен назвать одним словом группу определенных предметов. Например: юбка, пальто, кофта, свитер, брюки – одежда.

Кукла, машинка, кубики, неваляшка – игрушки. В продолжение игры можно наоборот «расшифровать» слово. Например: транспорт – машина, автобус, мотоцикл, поезд.

Фрукты: яблоко, груша, манго, киви, апельсин.

Школьные принадлежности: ручка, пенал, карандаш, учебники и т.д.

Отыщи лишнее слово

Ребенок должен назвать слово, которое не вписывается в логический ряд.

Например: банан, арбуз, василек , персик, дыня.

Пальто, куртка, брюки, диван , кофта, шапка.

Игра в ассоциацию

Взрослый называет любое слово и просит ребенка озвучить, что он представляет, когда его слышит.

Например: заяц – хвостик или длинные уши, зима – снег или мороз, море – вода или волны.

Попробуй, угадай

Ребенок задумывает слово, а мама (с помощью наводящих вопросов) должна попытаться его угадать. Затем можно поменяться местами – мама загадывает слово, а ребенок пытается его отгадать.

Игра «А они похожи»

Взрослый называет два слова и просит ребенка подумать, что у этих предметов есть общего. Например: Кактус и елка? Яблоко и солнце? Птица и самолет?

Игра «Летает — не летает»

Взрослый игрок просит ребенка быстро называть предметы, которые могут летать, а затем, которые не летают.

Например: Ведущий говорит «Летает» — ребенок называет: птица, ворона, бабочка, ракета, попугай, самолет.

Не летает – цветок, карандаш, кошка, машина, медведь и т.д.

По аналогии с предыдущей игрой можно предложить детям игру в съедобное – несъедобное, в горячее – холодное.

Аналогичные слова

Взрослый игрок называет слово и просит детей найти как можно больше ему аналогов. Например: портфель – сумка, дипломат, рюкзак, мешок и т.д.

Возможен противоположный вариант игры. Ведущий называет несколько слов и просит детей обозначить их одним словом.

Например: а, б, в, г, с – буквы. Стол, стул, шкаф, диван – мебель. Среда, суббота, понедельник – дни недели.

Играя с ребенком в словесные игры, родители должны постараться объективно оценить его индивидуальные особенности. Если ребенок слишком легко и быстро справляется с предложенным ему заданием, игру можно усложнить. Если он испытывает определенные трудности, желательно задержаться на простых играх. Не следует форсировать события, ребенку в первую очередь должно быть интересно. Речевые игры будут максимально полезны для ребенка, если он будет ощущать доброжелательность, поддержку и заинтересованность со стороны родителей. Игра должна проходить в радостной атмосфере творчества, выдумки и фантазии.

Лилия Стар
Картотека словесных игр для детей 5–6 лет

Картотека словесных игр для детей 5 – 6 лет (старшая группа)

Отгадай-ка!

Цель: Учить детей описывать предмет, не глядя на него, выделять существенные признаки; по описанию узнавать предмет.

Правила: Рассказывать о предмете надо так, чтобы дети не сразу догадались о нём, поэтому нельзя смотреть на предмет. В этой игре надо рассказывать только о тех предметах, которые находятся в комнате. Назови три предмета

Цель: Упражнять детей в классификации предметов.

Правила: Называть три предмета одним общим словом. Кто ошибётся, платит фант. (Мебель- стол, стул, кровать и т. д.)

Магазин игрушек

Цель: Учить детей описывать предмет, находить его существенные признаки; узнавать предмет по описанию.

Правила: Продавец продает игрушку, если о ней хорошо рассказал покупатель (не глядя на неё).

Где был Петя?

Цель: Активизировать процессы мышления, припоминания, внимания, речь детей; воспитывать уважение к людям труда.

Правила: Рассказывать нужно только о том, что есть в здании, на участке детского сада или за его пределами, т. е. что предусматривается правилом игры.

Радио

Цель: Воспитывать умение быть наблюдательным, активизировать речь детей.

Правила: Рассказывать о наиболее характерных особенностях в поведении, одежде детей своей группы. Кто из дикторов так неполно описал, что дети не узнали, о ком идёт речь, платит фант, который выкупается в конце игры.

Птицы (Звери. рыбы)

Цель: Закреплять умение детей классифицировать и называть животных, птиц, рыб.

Правила: Называть птицу (рыбу, зверя) можно только после того, как получишь мячик, отвечать надо быстро, повторять сказанное нельзя.

Дети передают мяч друг другу со словами: «Вот птица. Что за птица?», а принимающий – отвечает.

Кому что нужно?

Цель: Упражнять детей в классификации предметов, умении называть предметы, необходимые людям определённой профессии.

Правила: Называть профессию и предметы необходимые людям данной профессии, передавать мячик. Не повторять уже сказанный предмет.

Фанты

Народная игра

Цель: упражнять детей в правильном подборе слов, в умении логично ставить вопрос, быстро и правильно отвечать, избегая употребления запретных слов. Правила: Ведущий обходит всех играющих, останавливается перед одним из них и говорит:

Бабушка прислала сто рублей:

Что хотите, то купите,

Черного и белого не берите,

«Да» и «нет» не говорите!

Испорченный телефон

Цель: Развивать у детей слуховое внимание.

Правила: Передавать слово надо так, чтобы рядом сидящие дети не слышали. Кто неправильно передал слово, т. е. испортил телефон, пересаживается на последний стул.

Летает – не летает

Цель: Развивать у детей слуховое внимание, воспитывать выдержку.

Правила: Поднимать руку надо только в том случае, если будет назван летающий предмет.

Где мы были, не скажем

Народная игра

Цель: Развивать у детей находчивость, сообразительность, умение перевоплощаться.

Правила: Имитировать действия людей разных профессий так, чтобы дети узнали и назвали профессию. Одна группа детей показывает со словами: «Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем».

Дополни предложение

Цель: Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления.

Правила: Нужно найти и сказать такое слово, чтобы получилось законченное предложение. Добавлять нужно только одно слово.

Наоборот

Цель: Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

Правило: Называть слова, только противоположные по смыслу.

Найди рифму

Цель: Учить детей подбирать рифмующиеся слова.

Правила: Подбирать рифмующиеся слова, отвечать по желанию.

Скажи слово с нужным звуком

Цель: Развивать у детей фонематический слух, быстроту мышления.

Правила: Тот, кто не может назвать быстро и правильно слово на заданный звук и бросить мяч, платит фант.

Цель: Закрепить у детей умение правильно называть числа натурального ряда в пределах 10 в прямом и обратном порядке, начиная с любого числа; развивать быстроту мышления, слуховое внимание.

Кто это? Что это?

Цель: Учить подробно объяснять значение слов.

Правила: Предложить ребенку составить небольшой описательный рассказ о предмете, человеке, не называя его.

(Например: это механизм со стрелками и цифрами, они показывают время. Бывают настольные, ручные).

Найди себе пару

Цель: Развивать фонематический слух, учить находить слова, сходные по звучанию, вслушиваться в звучание слов.

Правила: Каждый должен найти себе пару по правилу: один ребенок говорить слово, а кто-то должен отозваться похожим словом (шутка – утка – мишутка).

Вспомним разные слова

Цель: Закреплять умения вслушиваться в звучание слов, развивать фонетический слух, упражнять в четком произношении звука.

Правила: Дети встают в круг и подбирают слова по теме (цветы, профессии и т. д.).

Дети подбирают слова на определенный звук, с определенным звуком в слове.

Кому достанется мяч

Цель: Закреплять умение находить длинные и короткие слова.

Правила: Дети стоят в 2 шеренги лицом друг к другу. Стоящие первыми держат мяч. В одной шеренге дети произносят короткие слова, в другой – длинные и передают мяч рядом стоящему. Если слово названо неправильно, то команда теряет очко.

Какой звук потерялся

Цель: Закреплять представления о том, что слова состоят из звуков. Учить узнавать

слова, в которых не хватает первого или последнего звука.

Правила: Воспитатель не спеша читает стихотворный текст. В некоторых словах он пропускает звук. Дети отмечают эти слова, произносят правильно, указывая, какой звук потерялся.

Палочка остановись

Цель: Развивать фонематический слух, обогащать словарь детей.

Правила: Дети называют слова – характеристики предмета и передают одновременно палочку. Участники игры договариваются заранее, о ком пойдет речь. Если называется уже сказанное слово – ребёнок выходит из круга.

Что нужно кукле

Цель: Закреплять умение слышать отдельные звуки внутри слова.

Материал: картинки (мыльница, мыло, полотенце, зубная паста, щетка, тарелка, чайник, чашка, ложка, вилка).

Ход игры: 1. Воспитатель выставляет картинки на стенде, просит назвать каждый предмет, сказать для чего он нужен, какие звуки слышны в его названии.

2. Воспитатель предлагает отобрать картинки с предметами для умывания.

Сначала со звуком Л, потом со звуком Т.

Сначала со звуком Л, затем со звуками К, Ч.

Подскажи звук

Цель: Закреплять представления о том, что слова состоят из звуков. Учить узнавать слова, в которых не хватает последнего звука.

Ход игры: Воспитатель читает слова, но в некоторых потерялся последний звук.

Например:

На солнышке грелся черноухий котено…

На него смотрел белолапый щено…

Охотники развели в лесу косте…

Ученик держал в руке каранда…

Малыш попросил маму купить ша…

На лесную полянку выбежал зая…

В зоопарке жили: сло., бегемо., крокоди…

По стволу стучал пестрый дяте…

Белочка спрятала орешки в дупл…

По двору бродили пету, куриц, утят…

Вспомни волшебные слова

1. Вспомни песенку колобка.

2. Какими словами вызывали Сивку-Бурку.

3. Как повернуть избушку Бабы Яги.

4. Вспомнить, где спрятана смерть Кощея.

5. Похвастаться как Заяц-Хваста.

6. С какими словами прибегали звери к Теремку.

Назови, из какой сказки

1. девочка, братец, гуси-лебеди,

баба-яга, мышка.

2. старуха, старик, колобок, заяц, волк, медведь, лиса.

3. мужик, муха-горюха, комар-пискун, мышка-погрызуха, лягушка-квакушка, зайчик, лиса, волк, медведь, рукавичка.

4. коза, козлята, волк.

Сказочная разминка

1. Сивка…Бурка

2. Заюшкина…избушка

3. Гадкий…утёнок

4. Гуси…лебеди

5. Аленький…цветочек

6. Царевна…лягушка

8. Дед…Айболит

9. Кощей…бессмертный

10. Братец…Иванушка

11. Сестрица…Алёнушка

12. Курочка…Ряба

Сказочная разминка

1. Какую кличку носила собака в семье, в которую входили: дед, бабка, внучка? (Жучка)

2. Кто любил похвастаться и поплатился жизнью? (Колобок)

3. Как звали девочку, которая пошла гулять, заблудилась, зашла в чужой дом, где жили медведи? (Машенька)

4. У кого избушка была ледяная, и в какой сказке? (Лиса)

5. Какое животное обнаружило теремок в лесу? (Мышка-норушка)

Какой герой лишний

1. «Гуси-Лебеди» - девочка, Баба-яга, медведь.

2. «Теремок» - заяц, кабан, волк.

3. «Волк и семеро козлят» - коза, козлята, волк, медведь.

4. «Заюшкина избушка» - собака, заяц, волк, петух, мышка.