Правила общения для школьников. Учимся общаться со сверстниками

Как складываются твои отношения со сверстниками, во многом зависит только от тебя. Конечно же, для создания авторитета всегда будут важны твои знания и умения, твой внешний вид, чувство юмора. Но умение себя вести, быть тактичным и внимательным с окружающими всё-таки является едва ли не самым важным. Ты можешь многое уметь и знать, но если не научишься принятому общению с людь­ми, они не захотят тебя ни слушать, ни восхищаться твоими достижениями.

В общении не может быть незначительных мелочей. Каждому человеку в любом возрасте приятно общаться с вежливым, воспитанным и предупредительным человеком.

Некрасиво, к примеру, заглядывать без разрешения в тетрадь своего соседа по парте. Нельзя читать чужие письма, личные дневники. Невежливо стоять за спиной у человека, который работает на компьютере.

Даже если в написанном письме (на бумаге или на компьютере) нет ничего секретного, не каждому приятно, чтобы кто-то читал слова, предназначенные для другого человека.

Некоторые ребята в общении почему-то не называют друг друга по именам, а придумывают своим одноклассникам различные прозвища. Чаще всего школьные прозвища образовываются, конечно же, от фамилии. Например, Скворцов, Степанов, Белов, Фролов и Морозов автоматически становятся в школе просто Скворцом, Стёпой, Белым, Фролом и Морозом. Одни ребята гордятся своим прозвищем, а другим совершенно безразлично, как их называют.

Но есть немало впечатлительных и застенчивых детей, которые болезненно переживают и даже страдают от подобного к ним обращения и очень стыдятся своего про­звища. Бывает даже, что от подобных страданий и огорчений у них происходят нервные срывы. Нередки случаи, когда обидные прозвища и сложные отношения со сверстниками становятся причиной заикания. А некоторые близорукие ребята отказываются носить очки только по той причине, что их станут дразнить очкариками или ботаниками.

Многим ребятам даже и в голову не приходит, что их одноклассник из-за данного ему прозвища переживает и плачет.

Конечно, только очень неумным и злым людям доставляет удовольствие причинять другому обиды. Чаще всего ребята делают это не со зла. Но прежде чем награждать кого-либо прозвищем, вспомни, что у человека есть имя. Для каждого из нас имя значит очень многое. Родители долго его выбирали, надеясь, что оно принесёт их ребёнку удачу в жизни. Некрасиво и невежливо называть своих друзей по фамилии или заменять имя глупым или обидным прозвищем.

Для того чтобы у тебя складывались хорошие отношения с друзьями и одноклассниками, обрати внимание на эти советы.

Правила общения с одноклассниками

Проявляй внимание к своим друзьям и одноклассникам, старайся, чтобы твои слова и поступки не обидели их;

Никогда не смейся над физическими недостатками лю­дей;

Всегда и во всём помогай младшим и слабым;

Не забывай поблагодарить за оказанную тебе услугу;

Не придумывай никому обидных прозвищ;

Если ты сам страдаешь от привязавшегося к тебе прозвища, не отзывайся на него; может, тогда твой обидчик вспомнит твоё имя;

Если товарищ одолжил тебе что-либо, отдай ему это в обещанный срок, не дожидаясь, пока он тебе об этом напомнит;

Всегда выполняй данные тобой обещания;

Никогда не обещай того, чего выполнить не сможешь;

Дорожи своим словом: твои друзья должны знать, что на тебя во всём можно положиться, что ты всегда держишь слово;

Всегда будь точным: неточность - это прежде всего невежливость;

Никогда не подслушивай чужие разговоры и не читай чужие письма;

Никогда не проявляй к людям неуважения, бесцеремонности, дерзости, грубости или хамства.

Круглый стол для младших школьников «Правила, важные для всех»


Описание: Данный материал будет полезным учителям начальных классов, для проведения внеклассных мероприятий. Проводя, данное мероприятия дети поймут, что нужно быть вежливым в различных ситуациях.
Цель: расширить знания учащихся об общении с людьми.
Задачи: познакомить с полезными рекомендациями по вопросам общения с людьми, способствовать формированию доброты, чуткости, деликатности; прививать навыки учтивого общения.
Оборудование: анкета, лист бумаги, высказывания Ж. Руссо и Н.Сервантеса
Учитель
Каждый человек своеобразный, но, чтобы засиять ей в полной красе, надо научиться правилам культуры - только тогда человек будет для людей. Ученик может учиться хорошо, даже отлично, но в быту он неаккуратный, с товарищами груб.
Что значит «вести себя культурно»?
(Ученики высказывают свое мнение).
Как вы понимаете слово «общение»?
Учитель
Общение - это взаимодействие двух или нескольких людей, которые обмениваются информацией или контактируют в процессе практической деятельности. Общение - это не только контакт между людьми, которые познают друг друга, обмениваются информацией и эмоциями с целью объясниться и отрегулировать собственное поведение, но и главное условие, и способ развития личности.
Почему же люди не умеют общаться, отталкивают друг друга, боятся раскрыться?
Поэтому главной целью нашей работы сегодня, научиться правилам этикета, познакомиться с полезными рекомендациями по вопросам общения с людьми.
В средневековых рыцарских романах о короле Артуре рассказывается, что на королевских банкетах рыцари садились за круглый стол, чтобы не было споров по поводу того, кто сидит на почетном конце стола, а кому досталось непочетное место.
Впоследствии круглый стол стал непременным атрибутом на международных конференций, дипломатических переговоров. Выражение «сесть за круглый стол» теперь означает начать доброжелательный обмен мнениями, миролюбивые переговоры.
У нас есть прекрасная возможность сесть за наш импровизированный круглый стол для серьезного разговора о правилах, важные для всех. Девизом нашего занятия является «Да здравствует вежливость и доброта! Пусть живут доброжелательные лица!»
Учитель
Мы с вами ежедневно общаемся с другими людьми: родными, учителями, одноклассниками, незнакомыми. Всегда это общение приносит удовольствие, радость, утешение? Конечно, нет. Приятно общаться с вежливыми людьми.

I этап «Приветствие»

Важным элементом в общении с людьми является приветствие. С его помощью устанавливается контакт между людьми. Поэтому не владеть формами приветствия – это значит быть всем чужим, не уметь общаться.
Вежливый человек должен не просто ответить на приветствие, но использовать в ответе специальную для каждого случая этикетку формулу.
Как мы здороваемся сегодня?

II этап « Знакомство»

В жизни человека случается так, что он вынужден оторваться от родных, близких друзей и строить свою жизнь рядом с чужими незнакомыми людьми. Весьма важным на данном этапе является первое знакомство. Именно оно открывает Человека. Давайте начнем наше заседание со знакомства.

(Каждый по очереди называет свое имя, возраст, увлечения, мечты)
1. Просмотр и анализ инсценировки-миниатюры «Дети опоздали на уроки...»
2. Работа со словариком «Вежливый человек... Какая она?»
Задача. Выбрать слова, которыми можно охарактеризовать вежливого человека
Учитель
Ознакомление учащихся со значением слова «вежливость» и высказываниями. Ж. Руссо и Н. Сервантеса.
Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.
Ж. Руссо
Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
М. Сервантес
Вежливость - моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к окружающим стало нормой поведения и привычным способом общения. Это элементарное требование культурного поведения.
Составление правил общения. Первое правило. Прежде чем что-то сделать, спросите себя, хотели бы вы ощутить на себе последствия своего поступка. Относитесь к другим так, как хотели бы, чтобы относились к вам.
Первое правило
Любите себя и окружающих. Помните, что любой человек нуждается в любви, положительной оценки и одобрения своих действий не меньше, чем вы.
Второе правило
Во всех людях без исключения стремитесь найти что-то хорошее.
Третье правило
Не обижайтесь. Откажитесь от мести, не накапливайте в себе зло, научитесь прощать прежде всего себе, а потом и другим.
Решения моральных задач:
1. Олег встретился в дверях с Надеждой. Что он должен делать?
2. Обязательно ли здороваться, зайдя в магазин, библиотеку?
3. Двое учащихся идут по улице, один из них здоровается со знакомыми. Должен поздороваться второй ученик, который его не знает?
4. Дежурному нужно немедленно обратиться к учительнице, а она в это время разговаривает с отцом Леночки. Какой выход?
5. Учительница дает задание Юре: «Юра, сходи, пожалуйста, в учительскую и принеси журнал».
Объясните, как это надо сделать?
Учитель
А сейчас я предлагаю вам заполнить опросную анкету.

(Анкета)
1. Перечислите все слова – приветствия, которые вы знаешь?
2. Назовите все слова – прощания, которые вы знаешь?
3. Назовите все слова извинения, которые вы знаешь?
4. Назовите все слова – просьбы, которые вы знаешь?
5. Какие слова – пожелания вы знаете? Перечислите их.
В общении с людьми важно давать позитивную оценку качеств, действий, то есть делать комплименты.
Поэтому предлагаю вам очень интересную работу под названием «Пять добрых слов»
Участники разбиваются на подгруппы по 5 человек.
Учитель
Каждый из вас должен очертить свою руку на листе бумаги. А на ладони написать свое имя. Передавайте свой лист соседу рядом, а сами получайте такой рисунок от соседа слева. В одном из «пальцев» чужого рисунка напишите что-то приятное из качеств его обладателя. (Например: «Ты чуткий», «Ты откровенный», «Ты пишешь хорошие стихи» и др.) Другой делает запись на следующем «пальце» и так до тех пор, пока «рука» не вернется к владельцу.
Собираются листья
А сейчас я буду зачитывать комплименты, а вы скажете, кого это касается.

Заключительная часть

Учитель
Дети, наша встреча за круглым столом подходит к концу. Надеюсь, что она была не зря. Я искренне верю, что все вы станете вежливыми людьми, что употребление вежливых слов станет нормой вашей жизни, а ваши вежливые поступки принесут радость другим людям. Давайте выскажем пожелания друг другу в виде игры «Пожелания»
Бросить мяч участнику, которому вы высказываете пожелания.
Спасибо за внимание!

Ольга Чусовитина
Беседа «Правила этикета»

Правила этикета

Знают люди с детских лет,

«Что такое – этикет » .

Этикет – это волшебные правила , которые помогут тебе стать воспитанным, вежливым и дружелюбным человеком. Зная эти правила , ты сможешь более легко и просто общаться со своими друзьями, родителями, близкими и совсем незнакомыми тебе людьми. Без труда научишься, как правильно здороваться , дарить подарки и принимать их, как ходить в гости, говорить по телефону и многому другому…

Ну что, ты готов учиться? Тогда за дело!

Правила приветствия

Правила приветствия - очень важный шаг в изучении правил этикета . Ведь первое, что мы делаем при встрече со знакомым человеком - это приветствуем его.

Очень важно знать, что воспитанный человек никогда не ждет, что с ним поздороваются. Не давай опередить себя – делай это сам, особенно если встречаешь знакомого старше себя по возрасту.

Неприлично махать руками и кричать «во все воронье горло» , если люди, с которыми ты хотел бы поздороваться, находятся далеко от тебя. Достаточно будет, встретившись с ними взглядом, просто приветливо кивнуть им.

Никак нельзя назвать приветствием громкие, удивленные возгласы : «ба - кого я вижу» , «ну наконец-то» , «где ты пропадал» .

Не бойся лишний раз поздороваться с человеком, если повстречал его в течение дня не однажды. Поприветствуй его улыбкой, либо кивком головы, или легким взмахом руки.

Правила поведения за столом

Не клади на стол локти : они могут помешать соседу, да и занимают много места. Очень неприлично раскачиваться на стуле.

Не разговаривай с полным ртом – прожуй и проглоти, потом говори, не чавкай – старайся есть беззвучно.

Чтобы было легче жевать – не откусывай слишком больших кусков.

Клади на тарелку столько еды, сколько сможешь съесть.

Мясо, поданное большим куском, принято есть с вилкой и ножом : вилка - в левой руке, нож – в правой . Небольшими кусочками нарезаешь мясо, нож отлаживаешь в сторону, вилку берешь в правую руку – и ешь себе ! Такая манера еды демонстрирует воспитанность (тарелка выглядит более аккуратной) .

Не нужно есть ложкой то, что можно есть вилкой, а также не пользуйся ножом, если можно обойтись при помощи все той же вилки. Например, рыбу, котлету, заливное ножом не режут – отламывают вилкой небольшие кусочки.

Гарнир (картофель, овощи, макароны) набирай на вилку с помощью хлеба, а не с помощью пальцев.

Руки и губы вытирай салфетками, ни в коем случае руками, скатертью, либо одеждой.

Если тебе захотелось попробовать какое-то блюдо, находящееся вдалеке от тебя, не тянись к нему через весь стол, а попроси вежливо передать.

Из общей посуды накладывай еду не своей ложкой либо вилкой, а теми, что находятся на общем блюде.

Такие сладости, как торты и пирожные, не едят с руки, а отламывают ложечкой в тарелке.

И самое главное : необходимо обязательно поблагодарить того, кто готовил и подавал вам блюда, сказать волшебное «спасибо» !

Правила поведения за столом очень важны в современном мире. Праздничный стол, поход в кафе или ресторан, романтический или дружеский ужин не может обойтись без элементарных правил этикета .

Правила вежливости при разговоре

Так приятно, когда тебя внимательно слушают! Но знаешь ли ты, что слушать нужно тоже уметь!

Если к тебе кто-то обращается, а ты в это время чем-то занят, отложи на время свои дела и посмотри на собеседника , покажи ему свою готовность участия в разговоре.

Никогда не перебивай! Слушай внимательно и до конца. Твои замечания и подсказки собеседнику во время его разговора – неуместны.

Когда в разговоре участвуют несколько человек, тебе не стоит реагировать на речь, не обращенную к тебе.

Когда собеседник в твоем присутствии начинает вести себя бестактно, говорить резко и раздражительно, постарайся прекратить разговор, но мягко и без вызова.

Если ты слышишь, что в твоем присутствии начинают обсуждать и обзывать других, постарайся перевести разговор на другую тему.

Всегда помни, что долгий разговор очень утомителен для собеседника . Не будь излишне болтлив.

Поверь, твоему слушателю есть, что сказать, так дай ему возможность вступить в разговор.

Будь доброжелательным и внимательным к тому, с кем говоришь. Сумей вовремя завершить разговор, если видишь, что твой собеседник спешит , прежде чем он сам скажет тебе об этом. Постарайся поменять тему разговора, если заметил, что она неприятна для человека, либо неинтересна.

Чтобы не поставить своего слушателя в неловкое положение, не используй в разговоре слов, значения которых он может не знать, а также тех, смысл которых тебе самому не совсем ясен.

Чтобы не прослыть «сплетником» («сплетницей» , не критикуй и не обсуждай других людей. Об отсутствующих говорят только хорошо, либо лучше совсем ничего.

Некрасиво во время разговора размахивать руками (жестикулировать) . Выражайся точно и ясно и этого будет достаточно, чтобы собеседник без труда тебя понял.

Правила ведения беседы

Правила ведения беседы помогут тебе правильно начинать и вести разговор. Ты узнаешь, как заинтересовывать собеседника и не надоесть ему в процессе беседы . К тому же, эти правила сделают тебя еще более воспитанным и культурным, чем раньше.

Не хвастайся. Не унижай собеседника , стараясь его подколоть или возвыситься за его счет.

Если тебе задают вопросы - обязательно отвечай на них.

В компании невежливо шептаться с кем- то одним. Остальные могут подумать, что вы говорите о них гадости, либо могут предположить, что вы пренебрегаете ими.

Не вмешивайся в беседу двоих , когда они говорят наедине. В этот момент лучше всего деликатно удалиться.

Не имей привычки жаловаться. Образ постоянного нытика отталкивает людей.

Старайся запоминать, о чем вы говорили в прошлый раз, чтобы при новой встрече показать собеседнику , как он вам был интересен.

Не засоряй свою речь ругательствами, жаргонными и грубыми словами.

Старайся говорить не слишком громко, особенно в общественном месте. Поверь, слушают не того, кто громче кричит, а того кто умеет говорить интересно и умно.

Теперь ты знаешь правила ведения беседы , а значит теперь ты можешь поддержать любой разговор, будучи уверенным в том, что твой собеседник останется о тебе только хорошего мнения.

Правила дружбы

С кем ты проводишь большую часть своего времени? Конечно же, с друзьями. А знаешь ли ты о правилах дружбы ?

Если нет, то обязательно ознакомься с ними :

Всегда помогай своему товарищу : если умеешь что-то делать, научи и его этому; если товарищ попал в беду, помоги ему, чем сможешь.

Говори другу правду «в глаза» : если он в чем-то не прав – скажи ему об этом , либо похвали, когда он совершил хороший поступок. Останови товарища, если он делает что-то плохое.

Старайся не ссориться с друзьями, не спорь по пустякам. Не зазнавайся, если у тебя получается что-то лучше, чем у них. Не завидуй товарищам – нужно уметь радоваться их успехам. Если ты поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться .

Научись принимать помощь, советы и замечания от других ребят

Правила дружбы

Правила дружбы помогут тебе приобрести много друзей, которые будут счастливы с тобой дружить и проводить свое свободное время.

Есть такая пословица - «Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей!»

Если ты действительно хочешь, чтобы у тебя было много друзей, прислушайся к нескольким советам :

Никогда не груби своим товарищам, не повышай на них голос. Не называй их обидными словами, не высмеивай их неудачи. Не давай им прозвищ, не унижай их – это обидно.

Не старайся кого-нибудь ударить или толкнуть, чтобы занять удобное для тебя место.

Не забывай здороваться со всеми своими друзьями. Даже с теми из них, кто совсем маленький. Дружить можно и нужно и с малышами, и с большими ребятами, и с мальчиками, и с девочками.

Если ты за что-либо обиделся на своего друга, постарайся поскорей простить ему свою обиду и помириться. Не злись!

Если твой друг попросил у тебя что-либо – никогда не жадничай, дай ему! Всегда делись с друзьями тем, что у тебя есть.

Будь обязательным! Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя (когда попросил твой друг или когда ты сам пообещал) .

Не ябедничай по пустякам, но о серьезных проделках все же необходимо рассказать взрослым.

Правила дружбы должен знать каждый школьник - ведь они помогают найти друзей не только на время учебы, но и на всю жизнь.

Правила этикета - Как вести себя со взрослыми

А знаешь ли ты как вести себя с взрослыми? Всегда ли ты соблюдаешь эти правила ? Если ты будешь хорошо знать и выполнять эти правила , то тебя всегда будут считать воспитанным, культурным и интеллигентным ребенком.

Прежде всего, к взрослым принято обращаться на “вы”. Приветствия, которые ты употребляешь в общении с ровесниками и родственниками : “привет” и “пока” по отношению к посторонним тебе взрослым людям неуместны. Употребляйте вместо них такие, как : “здравствуйте” и “до свидания”.

Младшие должны всегда здороваться первыми, впрочем, как и с любыми знакомыми, не дожидаясь, пока они поприветствуют вас раньше.

По правилам мужчины (мальчики) при встрече друг с другом подают правую ладонь для рукопожатия. Если у тебя на руках надеты перчатки, не забудь перед приветствием снять ту, которой будешь здороваться.

Поцелуи и обнимания при встрече – это очень личное. Позволить себе такое приветствие ты можешь себе только с близкими и хорошо знакомыми людьми, при обоюдном согласии.

Нельзя вмешиваться в разговор взрослых и комментировать то, что они говорят друг другу. А уж если захотелось что-то непременно сказать или задать вопрос, нужно спросить разрешения.

Повторно встретив кого-то в течение дня не забывай о таких волшебных словах приветствия, как : “доброе утро”, “добрый день”, “добрый вечер” или “рад видеть тебя /вас снова”. Даже простого кивка головы и добродушной улыбки будет достаточно в данной ситуации.

Ну всё, теперь ты знаешь, как вести себя со взрослыми. Относись к взрослым и пожилым людям уважительно – это признак хорошего воспитания!

Формы общения

Ситуативно деловая

Общение является главным условием и основным способом жизни человека. В детстве через общение ребенок познает мир, развивается, формируется как личность, учится строить взаимоотношения со сверстниками. Общение открывает для ребенка новый, интересный еще не изученный мир. Общение между детьми и родителями имеет некоторые особенности и трудности. Определение формы общения ребенка со взрослыми возможно при подробном изучении каждой.

Ситуативно деловая форма общения ребенка со взрослым наблюдается у детей в раннем возрасте (2-3 года). Особенности этой формы - в практическом взаимодействии детей и взрослых. Детям раннего возраста помимо внимания требуется совместное сотрудничество.

Совместная практические занятия детей и взрослых (собирать конструктор, пирамидку) способствует овладеванию и дальнейшему развитию речи ребенка. Также через совместные практические действия ребенок получает положительные эмоции и доброе отношение взрослых.

Ситуативно деловое общение также способствует развитию и более качественному преобразованию предметной деятельности ребенка, а в дальнейшем происходит переход от практического взаимодействия к теоретическому общению со взрослыми.


Внеситуативно познавательная форма

Внеситуативно познавательная форма общения основана на желании познать ребенком окружающий мир. Речь ребенка является основным средством коммуникации в этой форме общения.

С расширением речевых возможностей ребенок стремится обсуждать со взрослыми происходящие события, действия, взаимоотношения в предметном мире.

В основном внеситуативные формы общения характерны детям дошкольного и школьного возраста. На данном этапе взаимоотношения детей и взрослых очень важно применять правильные эмоции по отношению к ребенку.

Слишком частые замечания и порицания будут способствовать снижению познавательной деятельности, нежеланию дальнейшего взаимодействия со взрослыми. Причиной такого поведения служит ранимая, несовершенная детская психика. Анализ ситуации общения ребенка раннего возраста со взрослыми дает четкое понимание о том, что родители должны относиться к детям с уважением, пониманием и заботой.


Помимо всего, внеситуативно познавательная форма общения детей со взрослыми способствует расширению детского кругозора, познанию мира, развиваются интересы в определенном виде деятельности.

Для расширения речевых и коммуникативных возможностей детей, в процесс общения необходимо включать игровую деятельность. В процессе игры дети учатся понимать себя, сверстников, других взрослых людей, учатся слушать и задавать вопросы, контролировать эмоции в общении с другими людьми. В любых формах общения большую роль для ребенка играет взаимопонимание и сопереживание взрослых.

Общение со взрослыми оказывает большое влияние на развитие детских эмоций, формирование детской психики, становление ребенка как личности. Анализ форм общения детей со взрослыми дает понять, что детям необходимо грамотное общение.

Общие принцыпы

В каждой семье должны быть конкретные правила, которые регулируют отношения между детьми и родителями. Правила должны быть обязательным условием в жизни каждого ребенка. Следуя определенным правилам у ребенка вырабатывается культура в поведении и уважительное отношение к родителям.

Чтобы правила общения для детей были эффективными они должны быть разумными, минимальными, понятными, четкими, согласованными. Также эффективные правила должны иметь определенные ограничения, требования и запреты.

На сегодняшний день ошибка многих семей заключается в том, что ребенка ставят на первое место, а потом родителей. В хороших благоразумных семьях все правила должны быть основаны на уважении к детям и главенстве родителей.


Подробнее

  1. Уважайте и любите родителей - все религии учат почитать своих родителей. Уважая своих родителей мы выполняем главную добродетель жизни. В семье будет царить мир и гармония, когда дети уважают своих родителей, а родители в свою очередь отдают детям всю любовь.
  2. Слушайте родителей и проявляйте заботу к ним – воспитанные, благодарные дети всегда будут заботиться о своих родителях.
  3. Прислушивайтесь к наставлениям и советам родителей - кто как ни родители дадут своим детям добрые и мудрые наставления.
  4. Не требуйте от родителей исполнения всех своих желаний – есть семьи с низким прожиточным уровнем и родители материально не смогут помочь купить что-либо своим детям при всем желании. Конечно маленьким детям трудно объяснить, что нет денег, а в школьном возрасте детям необходимо объяснять материальное положение семьи и добиваться понимания и добропорядочности от ребенка.
  5. Будьте честными с родителями – не скрывайте от родителей инциденты, неприятные случаи, делитесь своими эмоциями и переживаниями. На протяжении всей жизни родители должны быть вашими друзьями.
  6. Не держите обиду – для родителей мы всегда будем детьми в любом возрасте и если между детьми и родителями возникли разногласия, не стоит таить обиду и злость, умейте понимать и прощать.
  7. Интересуйтесь текущими делами своих родителей – интересуясь делами родителей, их настроением, вы покажете их значимость в вашей жизни.
  8. Отдавайте родителям право высказываться первыми – культурные дети никогда не будут перебивать старших при разговоре, уважайте мнение взрослых.

Использование этих правил в семье, будет способствовать эффективному общению детей с родителями и позволит вывести отношения на более высокий гармоничный уровень.


Если правила в семье исчезнут, то ребенку это сначала понравится, а потом он почувствует себя забытым. Родители должны с раннего детства прививать детям семейные ценности, которые учат любви, верности, доверию, уважению, пониманию.

Как взрослые должны взаимодействовать с детьми

Общаясь с детьми, родители не всегда думают о последствиях сказанных слов. Стоит помнить, что дети очень восприимчивы в отличие от взрослых. Все психические проявления ребенка устанавливаются непосредственно при общении детей со взрослыми. Чтобы не ранить детскую психику необходимо следовать определенным правилам для эффективного общения с детьми.

  1. Слушайте ребенка с вниманием – не игнорируйте даже самые нелепые высказывания и просьбы. Дети в любом возрасте нуждаются во внимании и поддержке со стороны родителей. Лучшее, что родители могут сделать для своих детей – выслушать их.
  2. Выполняйте дела вместе – родителям необходимо как можно чаще заниматься вместе с ребенком (играть, читать).
  3. Не требуйте от ребенка невыполнимых задач – родители должны анализировать возможности и силы ребенка, учитывая возрастные ограничения, соизмерив при этом собственные ожидания.
  4. Выражайте недовольства как можно реже – если упреки будут систематическими, то ребенок перестанет их воспринимать.
  5. Помогайте, когда ребенок просит – остальное предоставьте выполнить самостоятельно. Не вмешивайтесь, если ребенок не просит о помощи.
  6. Следите за интонацией в общении - требуя что-либо от ребенка тон должен быть разъяснительным, а не требовательным.
  7. Говорите ребенку о своих чувствах, эмоциях, переживаниях – чаще говорите ребенку, в спокойной обстановке, о своем настроении, о том, что вас беспокоит в его поведении.

Взрослея, процесс общения для детей усложняется, так как круг общения становится шире, начинают проявляться новые способности. Общение со взрослыми влияет на детей в любом возрасте, но только через общении со взрослыми дети становятся личностью, познают и учатся понимать себя и окружающий мир, находят свои интересы в жизни. Задача родителей заключается заботиться и воспитывать ребенка должным образом.

На сегодняшний день во многих семьях складываются дружественные и гармоничные отношения, но в большинстве не лучшим образом. Особенно непросто процесс общения протекает с детьми у родителей лишенных родительских прав. К лишению родительских прав прибегают, если ребенок, его интересы и развитие подвергается опасности со стороны родителей.

Занятие в 1 классе

по материалам урока окружающего мира,

«Планета знаний».

Педагог-психолог

МБОУ «СОШ №3»

г.Мензелинска РТ

Вахитова Гульшат Вакилевна.

Тема занятия: Правила взаимоотношений со сверстниками, со взрослыми, культура поведения в школе и других общественных местах: вежливость гарантирует хорошее настроение для всех.

Цель: Способствовать формированию умения общаться с людьми, воспитанию культуры чувств учащихся, создать условия для понимания учащимися недопустимости грубости, бестактности, равнодушия, развитие внимания к собственному поведению в обществе сверстников и взрослых, умению оценивать его.

Планируемые результаты:

Предметные: знают и соблюдают правила общения с людьми, правила поведения в школе, общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке.

Личностные: ориентируются на выполнение моральных норм, оценивают свои поступки.

УУД(метапредметные):

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные: общеучебные - находят ответы на вопросы, используя рисунки, рассказ учителя; логические - делают выводы в результате совместной деятельности класса и учителя.

Коммуникативные: совместно договариваются о правилах общения и поведения в школе и следуют им.

Оборудование: презентация, раздаточный материал. Раздаточный материал.

Ход урока.

1 Организация класса, проверка готовности.

2 Актуализация знаний.

Ответить на вопросы мини теста.

Выбрать подходящий ответ и отметить галочкой.

Вопрос

Варианты ответа

При пожаре нужно позвонить по телефону…

Если тебе угрожают незнакомые люди, нужно звонить в полицию

Если вы увидели, что кому-то стало плохо, нужно позвонить по телефону…

Если почувствовали запах газа, нужно позвонить по телефону…

    Повторить правила работы в паре. Работа по картинкам.

Обсудить в паре картинки, выбрать правильно поведение. Дать пояснение.


4 Определение темы и цели классного часа.

    Какова тема беседы?

    Какие знания нам нужны для изучения темы?

5 Григорий Остер. Вредные советы. Обсудить смысл вредных советов.

Если ты пришел к знакомым,
Не здоровайся ни с кем.
Слов: «пожалуйста», «спасибо»
Никому не говори.
Отвернись и на вопросы
Ни на чьи не отвечай.
И тогда никто не скажет
Про тебя, что ты болтун.

Бей друзей без передышки
Каждый день по полчаса,
И твоя мускулатура
Станет крепче кирпича.
А могучими руками,
Ты, когда придут враги,
Сможешь в трудную минуту
Защитить своих друзей.

Если друг твой самый лучший
Поскользнулся и упал,
Покажи на друга пальцем
И хватайся за живот.
Пусть он видит, лежа в луже, -
Ты ничуть не огорчен.
Настоящий друг не любит
Огорчать своих друзей.

Решил подраться - выбирай
Того, кто послабей.
А сильный может сдачи дать,
Зачем тебе она?
Чем младше тот, кого ты бьешь,
Тем сердцу веселей
Глядеть, как плачет он, кричит,
И мамочку зовет.
Но если вдруг за малыша
Вступился кто-нибудь,
Беги, кричи и громко плачь,
И мамочку зови.

6. Работа с текстом. С. Маршак. Ежели вы вежливы. Чтение и разбор стихотворения. Обсуждение картинок к тексту.

Ежели вы вежливы.

Знал одного ребенка я.

Гулял он с важной нянею.

Она давала тонкое

Ребенку

Воспитание.

Был вежлив

Этот мальчик

И, право, очень мил:

Отняв у младших

Мячик,

Он их благодарил,

"Спасибо!" - говорил.

Самуил Яковлевич Маршак

7 Устав школы - свод правил. Обсуждение правил учащихся в Уставе школы.

В каком документе есть правила поведения для учащихся школы, учителей и родителей?

8. Закрепление темы урока.

Игра молчанка. Стоя. Хлопнуть в ладоши, если согласен.

    Если хочешь ответить на вопрос учителя, подними руку.

    Входящего в класс взрослого, приветствуют стоя.

    На уроке можно болтать.

    В перемену нужно отдохнуть, поэтому можно бегать по коридору, сломя голову.

    Если хочешь ответить на вопрос учителя, кричи с места.

    Можно прийти в школу без учебников.

    Бегать и шумно играть можно только на спортивной или игровой площадке.

    В столовой можно баловаться.

    Не нужно выполнять домашнее задание.

    За обедом можно разговаривать.

    После обеда нужно убрать за собой посуду.

    Нельзя опаздывать на урок.

    Помогать друг другу нужно всегда и всюду: «Один за всех и все за одного».

    Не нужно ябедничать.

9. Работа в группе, обсуждение стихотворения, определение правила к тексту стихотворения.

Повторение правила работы в группе.

    Перевозчиковой Свете

Первой хочется ответить.

Крикнуть громко, с места прямо

И казаться умной самой.

Класс она не уважает,

Отвечать другим мешает.

НА УРОКАХ, ЕСЛИ ХОЧЕШЬ ОТВЕТИТЬ ПОДНИМИ РУКУ, А НЕ КРИЧИ.

    Да – интересный был урок,

Сказал Антону Игорек.

При помощи простых зеркал

Да Винчи город защищал!

Но промолчал в ответ Антон…

Он весь урок считал ворон

НА УРОКАХ ВНИМАТЕЛЬНО, НЕ ОТВЛЕКАЯСЬ, СЛУШАЙ УЧИТЕЛЯ.

    Носятся на перемене

Гриша с Федей, как олени.

Всех толкают, задевают

И кричать не забывают.

У стены весь класс стоит,

Голова у всех болит.

НА ПЕРЕМЕНАХ НЕ БЕГАЙ, РАСТАЛКИВАЯ ВСЕХ ЛОКТЯМИ И НЕ КРИЧИ ГРОМКО.

10 Поведение итога.

Какую главную мысль нужно усвоить из этой беседы?

Рефлексия.

Тема была полезной для меня.

Тема для меня не очень интересная.

Тема для меня не важная.

Итог урока.