За раздельное обучение мальчиков и девочек. Девочки налево, мальчики направо. Плюсы и минусы раздельного обучения детей. Что ждет выпускников "однополых" школ

В средней общеобразовательной школе №20 города Бийска ввели раздельное обучение мальчиков и девочек. Пока только в двух первых классах из четырёх. В плюсах и минусах такого обучения разбирался корреспондент АиФ-Алтай.

Ради этики

По мнению Елены Вирбицкас, директора школы , гендерное обучение должно способствовать формированию у учащихся типично женских и типично мужских качеств. Статистика учреждения показывает, что 54% учеников воспитываются в неполных семьях, а введение раздельного обучения как раз позволит скорректировать их воспитание.

Раздельное обучение, по мнению многих, позволяет воспитывать истинные женские и мужские качества. Фото: АиФ/ Анна Городкова

Учебная программа у девочек и мальчиков одинаковая, различаются лишь подходы к преподаванию материала. Так, на уроках физкультуры девочкам дают гимнастику и ритмику, мальчикам - силовые и игровые виды занятий. Планируется, что раздельное обучение будет действовать минимум до 8-го класса. У учителей есть желание сделать его для школы всеобщим.

Сама идея гендерного разведения детей при обучении имеет давнюю историю - так учили гимназистов до революции, был и столичный эксперимент в семилетних школах в 1943-54 годах, а в новейшей российской истории примерам, подобным бийскому, больше десяти лет. Правда, обычно гендерное разделение вводят в профильных учебных заведениях - кадетских, языковых и т. д.

Однополые классы чаще встречаются в профильных школах. Фото: АиФ/ Максим Кармаев

У раздельного обучения много как сторонников, так и противников. Так, по оценке руководства школы в Бийске, в последние годы отмечается чрезмерная эмансипация девочек. Отсутствие этики культуры поведения, стирание границ полов и результаты обучения подтолкнули школу к введению раздельного образования.

Однако, по мнению читателей «АиФ-Алтай», высказавшихся на сайте газеты, раздельное обучение, которое по факту существует в некоторых кадетских классах, порой бессмысленно. Так, при недоборе девочек в кадетские классы их разбавляют «гражданскими» мальчиками. Что убивает саму идею делать девочек женственными, а мальчиков мужественными. Некоторые из тех, кто имел опыт раздельного обучения, называют его отрицательным.

Только в смешанных классах дети разных полов могут научиться общаться друг с другом, считают некоторые эксперты. Фото: АиФ/ Эдуард Кудрявицкий

Среди сторонников раздельного обучения - врачи и педагоги. Главный аргумент - мальчики и девочки развиваются по-разному, и учить ребят лучше по-разному. Ведь обычно успеваемость у девочек выше, их чаще хвалят учителя, а это может подавить у мальчиков стремление хорошо учиться. Ещё один аргумент - в раздельных классах легче поддерживать порядок и тишину, настраивать ребят на учёбу.

Подготовка к жизни

С точки зрения противников гендерного обучения - разница между полами преувеличена, на способности учиться больше влияют личностные характеристики ребёнка. По мнению Игоря Душенко, психолога-педагога , совместное обучение даёт дополнительный стимул к учёбе и развитию. Нужно идти навстречу потребности детей в общении, а не бороться с ней. Чтобы происходил «взаимообмен» позитивных качеств. Так, воспитанные в мужском коллективе мальчики хуже понимают, что такое «ответственное отцовство».

Есть мнение, что учиться раздельно дети должны, как минимум, до 8 класса. Фото: АиФ/ Елена Иванова

Интересно, что в европейских странах, где раздельное обучение представлено широко, социологические исследования установили, что у выпускниц школ для девочек гораздо больше шансов преуспеть в жизни, они больше зарабатывают. А у мужчин способ обучения не влияет на карьеру, зато сказывается на семейной жизни - процент разводов среди выпускников школ для мальчиков гораздо выше, чем среди тех, кто учился в смешанной школе. Становление мужественности и женственности в гомогенной по половому признаку среде однобоко, не учитывает равноправия полов в обществе, где женщина может быть лидером, а мужчина имеет право на слезы. С другой стороны, в чисто мужских классах с учителями-мужчинами проще воспитывать мальчиков в духе мужской героики.

В дореволюционной России обучение в гимназиях было раздельным: мальчики проходили стандартную программу, а девочки – «женскую», с уклоном в домоводство. Стремление к всеобщему равенству свело учеников обоего пола в одну школу и так юные россияне учатся уже сто лет. И столько же времени ученые всего мира, занимающиеся образовательной наукой, ищут доказательства и опровержения того, что школьное обучение должно быть раздельным.

Мальчики могут сохранить типично мужские качества

Ни для кого не секрет, что с младенчества и вплоть до начала полового созревания мальчики в своем биологическом развитии отстают от девочек на 1,5 – 2 года. И это, по мнению Владимира Базарного, руководителя Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области, одно из важных доказательств преимущества раздельного обучения. В силу того, что девочки биологически старше своих одноклассников – мальчиков, одну и ту же задачу они понимают и усваивают лучше. Школьницы быстрее адаптируются в коллективе и, стараясь завоевать лидерские позиции, на фоне более отсталых мальчишек быстро достигают задуманной цели. Все это приводит к тому, что юные представители сильного пола, уверяясь в своей беспомощности, часто начинают копировать поведение более успешных одноклассниц. Они подражают им в отношении с учителями, перенимают стремление понравиться, быть прилежным, и в результате теряют свои типично мужские качества: рискованность, смелость. Они уже не пытаются искать другие, альтернативные пути решения задачи или проблемы, не желают доказывать свою правоту и проявлять настойчивость и решительность. В результате вырастают целые поколения мужчин, которым ничего не надо, кроме как получить похвалу, за то, что он — хороший. Совершать открытия, героические поступки, иметь мужество брать на себя ответственность таким юношам просто несвойственно.

Девочки могут освоить традиционно «мужские» предметы

За рубежом тоже преобладает совместное обучение мальчиков и девочек. Но, например, в Великобритании все самые престижные, элитные частные школы поделены на мужские и женские. Это именно их выпускники – граждане Соединенного Королевства, составляют львиную долю студентов физико-математических факультетов Оксфордского, Кембриджского и Бирмингемского университетов. Остальные — китайцы, арабы, русские. Несколько лет назад ученые из Лондонского института образования провели широкомасштабное социологическое исследование среди граждан Великобритании. Они опросили более 13 тысяч мужчин и женщин, чьи школьные годы пришлись на 1970-е, когда идея раздельного обучения в Англии была особенно популярной. Тогда четверть всех школ Соединенного Королевства, как частных, так и муниципальных, были «мужские» и «женские». Проанализировав ответы всех респондентов и, получив информацию о том, как сложилась их дальнейшая судьба, исследователи обнаружили странную закономерность. Женщины, окончившие школы с раздельным образованием, ныне в среднем зарабатывают на 10 % больше, чем их сверстницы, учившиеся в смешанных классах. Причем эти дамы в прошлом имели как хорошую, так и среднюю успеваемость, но в дальнейшем связали свою профессию с точными науками или политикой, то есть, с дисциплинами, при изучении которых школьные учителя традиционно делают упор на мальчиков. А вот представители сильного пола, окончившие как раздельные, так и смешанные школы, никак не отличались по уровню своего дохода. Исследователи сделали вывод, что для женщин раздельное обучение эффективнее, поскольку отсутствие в классе мальчиков позволяет девочкам активнее осваивать традиционно «мужские» предметы. И юные дамы достигают отличных результатов в тех областях, в которых в смешанной старшей среднестатистической школе привычно лидируют мальчики. В дальнейшем такие женщины весьма успешно делают карьеру в обществе, где царит реальное равноправие полов.

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ.

Всё многообразие живого мира построено на единстве мужского и женского начал. Но, чтобы достигнуть этого единства, надо сформировать каждое из них, обеспечить его развитие, полноту, зрелость и природную самобытность. Биологическая предназначенность пути мужчины и женщины, их полоролевая и социальная значимость в условиях общественного развития особо самоценны. Обществу нужны здоровые мужчины и женщины со зрелыми полоролевыми качествами. Множество фактов свидетельствуют, что данный от природы пол ещё не является абсолютным фактором формирования этих качеств. Для их полноценного развития необходимы соответствующие условия и воспитательные воздействия, которые эффективнее всего осуществимы при раздельном обучении и воспитании мальчиков и девочек.

Сегодня у девочек всё чаще появляются мужские черты, у мальчиков – женские.Это становится глобальной проблемой, так как теряя полоролевые признаки, личность юноши или девушкиможет стать неопределённой и неполноценной с трудностями осуществления своего природно- биологического и социально – нравственного предназначения.

Идея раздельного обучения не нова. Раздельное обучение мальчиков и девочек осуществлялось в древности: спартанские школы мальчиков, женские школы XIвека в Киевской Руси, школы для девочек при монастырях, школы закрытого типа для сыновей и дочерей потомственных дворян XVIII века, петербургские институты XIX века для благородных девиц и юнкерские училища для мальчиков, мужские и женские гимназии. Совместное обучение детей пришло в Европу, а затем в Россию от американских переселенцев, и в основе совместного обучения лежал экономический вопрос: слишком дорого строить два здания для раздельного обучения, когда можно построить одно.

Современные учёные, особенно медики, считают противоестественным, не имеющим научной основы, механическое объединение мальчиков и девочек в одном классе. Психофизические особенности девочек и мальчиков очень разные, и именно они - основа раздельного обучения в школе. Доктор биологических наук Т.П.Хризман считает, что у девочек и мальчиков, образно говоря, «разный мозг»: на одну и ту же информацию, одни и те же проблемы они реагируют по – разному, часто полярно противоположно. В результате мальчики склонны к немедленному действию, девочки – к анализу, переживанию, терпению… Темпы физического созревания мальчиков и девочек разные. Разные интересы, эмоциональные, социальные доминанты, разные духовно – нравственные ценности. По - разному они реагируют на оценку деятельности. Девочки более коммуникативные, их интересует социум. У них лучше развита перцепция – уровень регуляции психических процессов, связанных с простыми сигналами информации (зрительной, слуховой, тактильной). Мальчики уязвимы, поэтому им нужно больше радости, тепла, добрых отношений, иначе их эмоциональная глухота может стать очень реальной проблемой.

Психологи центра охраны здоровья детей и подростков РАМН выявили, что при поступлении в школу у девочек и мальчиков 11 психолого – половых различий в признаках характера, а к 9 классу сохраняются различия только по двум признакам. Школа, таким образом, нивелирует характерные для пола личностные особенности детей, превращая их во что – то среднее у девочек и мальчиков 11 психолого – половых различий в признаках характера, а к 9 классу сохраняются различия только по двум признакам. Школа, таким образом, нивелирует характерные для пола личностные особенности детей, превращая их во что – то среднее (Н.Н.Куинджи)

Наибольший комплекс разных психологических и возрастных черт, характерных для данного пола,имеют школьники 1 – 3 классов. Мальчикам свойственно стремление к лидерству, склонность к риску, энергия, активное поведение, независимое от группы мнение. Девочкам – чувствительность, общительность, добросовестность и старательность, уверенность в себе без склонности к лидерству и риску, доверие к авторитетам, терпение.

К 9 классу «маскулинные» (мужские) качества мальчиков снижаются под влиянием девочек в смешанных классах, нарастает чувствительность (женская черта), зависимость своего мнения от группового мнения (женские отношения), они чаще лгут, осторожничают, ограничивают общение. Не свойственные полу черты вызывают дисгармонию, нервные срывы, астенические расстройства, повышенную возбудимость уже в начальной школе. В средних классах мальчики гиперактивны, а девочки инфантильны, так как начинают формироваться репродуктивные функции женского организма. У девочек снижается интерес к учёбе, успеваемость. Они чаще болеют, у них происходят функциональные расстройства, срывы, повышается утомляемость к концу учебного дня, часто повышается давление. Если это происходит на глазах у мальчиков, то у мальчиков возникает неприятие девочек, а у девочек возникает заниженная самооценка собственных достоинств, недостаточное самоуважение, комплекс неполноценности из – за принадлежности к женскому полу. Другой путь в этом возрасте – постепенная потеря женских начал и усиление мужских (маскулинных): большая, чем у мальчиков, склонность к риску, небрежность в одежде, меньшая групповая зависимость. К 16 годам показатель маскулинности у девочек 4,5 (у мальчиков – 5), ярко выраженный индивидуализм (эгоизм) – 7,7 баллов против 10 у мальчиков (по данным Центра охраны здоровья детей и подростков). Позже это приводит к неблагоприятным последствиям адаптации в обществе и собственной семье: бескомпромиссное поведение дома и на работе, асоциальное поведение (курит, пьёт, употребляет наркотики, участвует в правонарушениях), отмирание материнских чувств, сокращение рождаемости, разводы по инициативе женщины. Задача гендерного обучения заключается в учёте в процессе обучения основных психофизиологических особенностей мальчиков и девочек, создании тем самым условий для оптимального познавательного развития учащихся и создания комфортной, природосообразной, здоровьесберегающей учебной среды. Среды, которая позволит учащимся успешно обучаться и развиваться в системе социальных отношений, будет способствовать формированию личности мальчика и девочки с развитым чувством осознания своей половой принадлежности, пониманием своих специфических особенностей. При этом воспитательная работа в классах с раздельным обучением должна быть направлениа на поощрение всевозможных форм сотрудничества и общения мальчиков и девочек как на некоторых совместных уроках, так и во внеурочное время.

Цель гендерного подхода в образовании – это деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личностив зависимости от пола, осмысление и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей девочек и мальчиков (Штылева). Раздельное обучение создаёт условия для максимально индивидуального подхода к учащимся, учёта их психофизиологических и личностных особенностей.

Анализ работ В.Д.Еремеевой, Т.П.Хризман и других авторов показал основные особенности мальчиков и девочек, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания:

Мальчики

Девочки

  1. В биологическом смысле мальчики, поступающие в первый класс, моложе девочек.Мальчики оказываются менее зрелыми, чем девочки.К началу периода полового созревания расхождение в «зрелости» - около двух лет. Маленьких мальчиков в раннем детстве реже, чем девочек, берут на руки, чаще делают замечания и ругают.

1. К моменту поступления в школу вполне соответствуют образцу положительного ученика.Значительно лучше мальчиков адаптируются к новой обстановке, грамотнее и красивее пишут и говорят.

  1. В первом классе мальчики хуже адаптируются, чем девочки. У них хуже развита тонкая моторика руки. Почерк неровный, некрасивый, оригинальный. В речевых навыках мальчики поначалу также уступают девочкам, но оказываются сильнее в ситуациях, когда требуется выполнить нестандартные задания, найти словесные ассоциации. Мальчика нельзя сравнивать с девочкой, сравнить его можно только с собой предыдущим.

2. При эмоционально окрашенной информации у девочек усиливается внимание и осмысление.Девочки схватывают информацию легко, но затрудняются в соотнесении её с ранее имеющейся. У девочек объём кратковременной памяти выше, чем у мальчиков.

  1. Мальчики при получении информации мало реагируют на эмоциональную окраску голоса, зато быстрее воспринимают любую информацию о действиях. Задают вопрос, как правило, для того, чтобы получить конкретный ответ. Полученную информацию мальчики лучше, чем девочки, соотносят с имеющейся и воспринимают её аналитически.

3. Предпочитают словесное, а не знаковое обозначение даже при решении пространственных задач. Решать зрительно – пространственные задания для них – тяжёлая работа

  1. Мальчики превосходят девочек в визуально – пространственных способностях.Им легче даётся геометрия.Уровень ориентации в пространстве у них выше, поэтому при переходе от словесно – цифровых к зрительно – пространственным заданиям мальчики как бы отдыхают, при этом они имеют большую, чем девочки, скорость зрительно – моторных реакций.

4. Для девочек важно, кто и как их оценивает, а не сама оценка по существу. Девочка не обидится, если ей ласково укажут на недоработку и может огорчиться, если сухо назовут оценку. Если девочку похвалить за сделанную работу, то она может перстать стараться, успокаивается, удовлетворяясь хорошим отношением, поэтому хваля, надо побуждать девочку к дальнейшим действиям.

  1. Мозг мальчиков активно реагирует избирательно в первую минуту эмоциональноговоздействия.Включаются отделы мозга, которые отвечают за организацию конкретной деятельности, эмоционально значимой для мальчиков.затем происходит «блокировка», и мальчик перестаёт слышать замечания и поощрения, т.е. происходит защитная реакция.

5. В классах раздельного обучения может наблюдаться такое явление, как соперничествосреди девочек в борьбе за любовь учителя и лидерское положение в классе.

  1. К 7 – 10 годам утомляемость мальчиков в конце учебного года выше, чем у девочек, однако, при раздельном обучении, пик усталости приходится на февраль - март, затем открывается «второе дыхание», и к концу учебного года успеваемость мальчиков растёт.

6.Уже с первого класса девочки начинают относиться к мальчикам, как к людям «второго сорта». Обычно девочки в совместных классах, как более успешные, исполнительные и более ответственные занимают «руководящие» посты в школе и классе.

  1. Мальчики адекватно реагируют на положительную и отрицательную оценку их деятельности и поведения, готовы перестроиться, только тогда. Когда взрослые доброжелательны и спокойны.

7. Девочки ждут внимания мальчиков и подают им соответствующие сигналы: смех, подтрунивания, иногда могут сами толкнуть, ударить, но за этим стоит потребность быть замеченными.

  1. Если взрослые подавляют, пытаются подчинить мальчиков, то реакция на замечания всегда отрицательная. Чрезмерное возбуждение отрицательных эмоций разрушает их мозг и психику.

8.К особенностям, важнейшим для эффективного обучения девочек, относят: чувство взаимосвязанности, общности. Предпочтение сотрудничества, а не соревнования, как стиля учебной деятельности, быстрая адаптация к требованиям окружения, большая направленность на практические аспекты знаний, их применение в жизни.

  1. Для мальчика принципиально важно, что оценивают в его деятельности, а не как. При этом лучше хвалить мальчика не в присутствии всего класса, а в присутствии значимых лиц.Это особенно важно учитывать в период половой идентификации. Одобрение поведения мальчика учителем – женщиной снижает его рейтинг в группе сверстников, т.к. собственное поведение оценивается сквозь призму установок однополой группы.

9.При раздельном обучении девочки становятся объектом внимания преподавателей и не чувствуют себя на вторых ролях: получают большие возможности для развития умений интеллектуального лидерства. Сравнения Я – концепции девочек из смешанных классов и девочек, обучающихся в женских классах, даёт более высокий общий показатель. Самый низкий общий показатель – удевочек смешанного класса.

  1. Мальчики более возбудимы, несдержаны, раздражительны. Демонстративны, но более откровенны и искренны, чем девочки. Они, в основном, активны, настойчивы, но всегда менее исполнительны и хуже себя контролируют.

11.Сопоставление с показателями мальчиков говорит о том, что совместное обучение ставит девочек в несколько менее благоприятные условия формирования положительной Я – концепции.

  1. Охотно берутся за общественные поручения, особенно в начальной школе. Но теряют интерес к ним, как только удовлетворяют потребность в познании нового.
  1. Когда мальчикам становится скучно, учителю надо иметь в запасе некоторые способы повышения интереса, например, вводить элементы поиска и приключения в каждое дело, чередовать поручения.
  1. Мальчики испытывают коллоссальную потребность в активном движении, которое стимулирует развитие всех высших психических функций.
  1. В период половой идентификации мальчики задевают девочек физически, и никогда наедине.Жалобы девочек отражают не обиду, а желание поведать о проявленном внимании. Взрослые часто не понимают причин жалоб девочек, наказывают мальчиков, теряя при этом авторитет в глазах и тех, и других.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что обучать и воспитывать одинаково мальчиков и девочек без учёта их природных и психофизиологических потребностей и роазличий – ошибочно. Равноправие в орбразовании предполагает не отрицание этих различий, а возможность для более полной реализации личности (Л.В.Попова)

Существующие различия в формировании познавательных способностей и протекании познавательных процессов у мальчиков и девочек; в восприятии окружающего мира; в темпах и стратегиях переработки информации; в преимущественном формировании различных операций мышления; уровнях адаптивных возможностей организма и психики; особенностях активации эмоций в процессе обучения; в отношении к положительной и отрицательной оценке своей работы влияют на эмоционально – волевую сферу личности и на процесс обучения и воспитания, что позволяет выработать и применять в практической деятельности учителя различные методы и приёмы, соответствующие принципу природосообразности в обучении мальчиков и девочек.

Ценностными ориентирами в женском образовании должны стать терминальные (отражающие долговременную перспективу осуществления стремлений) и инструментальные (инструменты реализации будущих устремлений) ценности. Содержание женского образования не должно отвечать только традиционной схеме женского образования, быть «чисто женским». В нём должны быть черты образования, несущие в себе потенциально заложенные идеи стремления к независимости через постижение наук, соответствующие интересам, потребностям, возвышенным порывам души, делающие женщину высокоинтеллектуальной. Высокопрофессиональной, имеющей собственный независимый путь в жизни, высоконравственной.

Мужское образование предполагает развитие физических и психологических качеств, высокий профессионализм, рыцарство, готовность вести за собой, лидерство, компетентность в научных, общественных и бытовых проблемах, высокий уровень восприятия общечеловеческих качеств.

Направления деятельности.

1. Создание эффективных условий для учебно – воспитательного процесса с учётом психофизических особенностей контингента классов раздельного обучения.

В классах девочек создаются условия для УВП с учётом их стремления к уюту и комфорту, привязанности к привычной для них обстановке:

Размещение классов в постоянно закреплённых кабинетах для создания возможностей приложения эстетических и художественных способностей девочек в обустройстве учебной среды;

Формирование взаимоотношений для создания доброжелательной атмосферы;

Поиск общего стиля преподавания для всего педагогического коллектива с целью разработки образцов взаимодействия;

Проведение воспитательных мероприятий, культивирующих образцы женских качеств, которые отсутствуют в молодёжной субкультуре;

В классах мальчиков создаются условия для УВП с учётом их стремления к освоению окружающего пространства и исследованию объектов, потребности в физических нагрузках и движению:

Предоставление в школе безопасных и больших по площади помещений (спортивные залы и площадки) для реализации потребности мальчиков в движении;

Размещение классов в постоянно закреплённых кабинетах с целью снятия организационных конфликтов;

Оснащение кабинетов наборами «ЛЕГО», конструкторами, настольными играми, спортивным инвентарём;

Проведение выставок личных достижений мальчиков;

Поиск общего стиля преподавания, использование форм и методов для снижения статического напряжения;

Проведение воспитательных мероприятий, культивирующих образцы мужских качеств, отсутствующих в молодёжной субкультуре;

Разъяснение родителям особенности влияния окружающей среды на формирование личности мальчика.

2. Подбор педагогических технологий, методов и приёмов.

В школе используются личностно – ориентированные природосообразные педагогические технологии на основе методического и дидактического реконструирования материала, эффективности организации и управления, активизации и интенсификации деятельности детей. Преподавание в классах раздельного обучения ведётся с учётом полоролевых, психофизических особенностей мальчиков и девочек. Упор осуществляется на свойственные полу качества, вместе с тем должное внимание уделяется компенсаторному развитию.

Преподавание в классах мальчиков идёт с преобладанием продуктивных методов и форм, направленных на снижение статического утомления, энергетическую разрядку, закрепление знаний в различных видах деятельности (в форме соревнований, КВН, диспута). Используется природное стремление мальчиков к лидерству и состязательности.

В классах девочек, учитывая их вербальность, консерватизм, нерешительность, робость в восприятии новых знаний, превалирует объяснительно – иллюстративный метод, который позволяет эффективно заложить фундамент знаний, для развития которых далее используются продуктивные методы, способствующие развитию сообразительности, быстроты мышления, подходы к использованию в учебно – воспитательном процессе поисковых ситуаций. Для девочек естественным является использование форм групповой работы в связи с их склонностью к опеке, поучению, поддержке.

Раздельное обучение даёт следующие преимущества каждому полу:

  1. создаются условия для максимального сохранения здоровья каждым полом путём подбора соответствующего темпа обучения, правильным отбором методов и форм обучения;
  2. ученик или ученица становятся объектом внимания преподавателя и не чувствует себя на вторых ролях в классе, что формирует их позитивную «Я – концепцию» ;
  3. обеспечивается психологический комфорт;
  4. обеспечиваются лучшие возможности для развития умений и навыков, способностей и целей, в том числе интеллектуального лидерства и преодоления дискомфорта.

Приёмы и методы обучения мальчиков и девочек с учётом гендерных особенностей социализации и формирования личности могут выглядеть следующим образом:

  1. высокий темп подачи материала
  2. широкий спектр разнообразной нестандартно поданной информации
  3. разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач и логических заданий
  4. минимальное количество повторений пройденного материала
  5. работа на уроке в режиме поисковой активности, акцент на самостоятельность принимаемых решений;
  6. вводить в практику работы учителя формы занятий, снимающие статическое напряжение;
  7. использование групповых форм работы является исключительным с обязательным включением элементов соревновательности и сменой лидера;
  8. подход к формулированию правил через практические действия, выявление закономерности, осмысление теории после практической работы с материалом;
  9. дозированная эмоциональность подачи материала, выход на эмоции и чувства через логику;
  10. необходимость положительной конструктивной оценки выполнения работы
  1. неспешный размеренный темп урока подачи нового материала
  2. достаточное количество повторений для лучшего усвоения
  3. дозирование объёма и разнообразия новой информации
  4. большое количество типовых заданий, облегчающих манипулирование полученными знаниями
  5. подход к формулированию правил через речевые навыки: изучение правил и обучение применению их на практике
  6. эмоциональная окрашенность нового материала: движение от эмоций к логическому осмыслению
  7. использование групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь
  8. использование наглядного материала на уроке, обучение с опорой на зрительную память
  9. эмоционально окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспективы

Вот ещё одна статья Раздельное обучение мальчиков и девочек Мальчики и девочки, которые обучаются раздельно, болеют в 3-4 раза меньше, чем их сверстники. Почему?
Школ и классов раздельного обучения у нас в стране немного. Но к их опыту стоит присмотреться.

Мальчики рискуют, девочки стараются

К моменту поступления в первый класс мальчики и девочки сильно отличаются друг от друга и по развитию, и по способностям.

Мальчики более склонны к риску, они предпочитают поисковую работу, а не аккуратное выполнение уже известного задания. Они претендуют на роль лидера и меньше зависят от чужого мнения.

А девочки добросовестно относятся к учебе, безоговорочно подчиняются учителю, готовы сотрудничать друг с другом и со взрослыми.

Речь у мальчиков к семи годам беднее, чем у девочек, да и пальчики не такие ловкие. Поэтому пишут мальчики в массе своей в первом классе хуже и неряшливее девочек. Зато у них сильнее развито пространственное представление. Поэтому мальчики чаще решают геометрические задачи с помощью пространственных методов: они мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одну на другую. А девочки, в том числе и учительницы-женщины, обозначают углы и стороны буквами и дальше оперируют буквенными символами и шаблонами-теоремами.

У девочек показатель работоспособности обычно высокий прямо с первого класса. Таким он и сохраняется всю младшую школу. А мальчики по работоспособности догоняют девочек только к третьему классу.
У мальчиков и девочек свой путь взросления, поэтому и стратегия обучения, и поведение учителя, и атмосфера в классе для них должны быть различными. Тогда дети обучаются быстрее и с меньшим напряжением.

Робких становится больше

Учеба в школе – это стресс для всех. Она напрягает не только нервную систему, но и системы кровообращения, пищеварения. Но наблюдения физиологов показали, что девочки, которые учатся вместе с мальчиками, и девочки, которые учатся в классах без них, реагируют на учебные нагрузки по-разному.

В смешанных классах проблем с артериальным давлением у девочек почти в 2 раза больше, а проблем с пищеварением больше в 1,5. Все дети, когда идут в первый класс, от новых, «взрослых» нагрузок худеют. А во втором полугодии опять начинают расти и набирать вес. Так вот, барышни из «девчачьих» классов» по сравнению с девочками из смешанных в 4 раза меньше теряют в весе в первые месяцы учебы.

Все дети к концу уроков устают. Но если каждая вторая девочка из смешанных классов устает уже после третьего урока, в девичьих классах утомившихся к середине занятий – единицы.

А есть еще и такой показатель, как индекс пропуска уроков по болезни. Сначала все младшеклассники часто болеют простудами. А к третьему классу уже реже пропускают уроки. В смешанных классах этот показатель от первого к третьему году обучения становится в 1,5 раза лучше, а в девичьих – лучше в 5 раз!

Девочки поступают в школу с определенным уровнем робости – все-таки слабые создания! В девичьих классах процент робких с годами уменьшается больше чем вдвое. Уменьшается процент и совсем пугливых, которым чуть скажешь построже, а они в слезы. А в смешанных классах с годами пугливых, неуверенных в себе становится больше!

В мужских классах лучше растут

А что происходит со здоровьем мальчиков, когда они учатся отдельно от девочек?

Раздельное обучение в экспериментальных школах показало любопытные результаты. Мальчики, вышедшие из «мужских» классов, по росту оказываются выше своих ровесников: в московской школе №760 имени А. Маресьева, которая уже 18 лет ведет такой эксперимент, выпускников ростом ниже 180 см не бывает. У всех – хорошее зрение, безупречная осанка, хотя в начале школьного обучения 95% учеников имели различные ортопедические нарушения.

А вот еще пример: среди выпускников смешанных классов лицея №103 г. Железногорска Красноярского края только половина признаны годными к воинской службе, а в классах раздельного обучения того же лицея все мальчики были признана абсолютно здоровыми, причем треть из них окончили школу с медалями, то есть оказались еще и хорошо образованными.

Эксперимент расширяет выбор

Мы не призываем всех родителей срочно переводить детей в чисто «девчачьи» или чисто «мальчишечьи» классы. Да и школ, где мальчики и девочки учатся раздельно, пока мало. И вряд ли их в ближайшее время станет больше. В «мальчишечьих» классах должны преподавать мужчины, а нынешние оклады учителей не располагают к тому, чтобы образованные юноши шли работать в средние учебные заведения. Но, по крайней мере у родителей, которых волнует здоровье детей, теперь есть выбор. Так что поинтересуйтесь в местном департаменте образования, вдруг эксперимент проходит рядом с вами.

Замысел природы

Откуда различия в психике мальчиков и девочек?

Ученые считают, что это замысел природы. В эволюции борются две противоположные тенденции: с одной стороны, природе надо сохранить то, что уже создано, закрепить у вида те признаки, которые ему нужны, передать их по наследству и, значит, сделать потомков как можно более похожими на своих родителей. А с другой стороны, прогресс предполагает дальнейшие изменения, разнообразие потомков, среди которых появится тот, кто позволит виду приспособиться к новым условиям, расширить среду обитания. Эти две тенденции воплощают в себе мужской и женский пол. Женский пол сохраняет в генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, а мужской пол, наоборот, легко теряет старое и приобретает новое, потому что что-то из этих приобретений может пригодиться в будущем, в момент возникновения экстремальных условий. Женский пол ориентирован на выживаемость, мужской – на прогресс.

Для продолжения вида нужно много представительниц женского пола. Женский пол природа «бережет», а мужского ей «не жалко». На особях мужского пола отрабатываются все новинки эволюции. Разброс врожденных признаков у мужчин значительно выше. Женщины как бы более одинаковы. А мужчины разные, их организм накапливает больше и полезных, и вредных мутаций. Вот, например, на 100 глухих девочек рождается 122 глухих мальчика. Дальтонизм тоже чаще встречается у мужчин. Среди детей с косоглазием, заиканием, дислексией, задержкой психического развития больше мальчиков. И логопедические группы детских садов состоят большей частью из них.

Мозг мужчины крупнее, более продвинут в развитии, но менее надежен и очень раним. При всех изменениях, и природных, и социальных, мужчины страдают больше. Но природа наделила их поисковым поведением: чтобы могли выжить, отыскав другое место обитания, где теплее и сытнее. Поэтому мужчины, и мальчики в том числе, склонны к освоению новых пространств, рискованным поступкам, они сообразительны в сложных ситуациях и умеют принимать нетрадиционные решения.

Личное мнение

– Я не вижу никакого смысла в раздельном обучении мальчиков и девочек. Зачем искусственно изолировать их друг от друга? Мне кажется, что именно при совместном обучении, при живом общении скорее может возникнуть взаимопонимание, взаимоуважение. И постепенно воспитывается и прорастает нечто, которое потом будет названо великим словом «любовь». Я сам учился вместе с девочками и уже в первом классе влюбился. Эту девочку звали Наташа Витковская. Сейчас она дружит с моей сестрой, мы иногда видимся, и то детское, светлое чувство до сих пор живет в моей душе, и это очень приятно. Где же еще должно происходить такое «воспитание чувств», как не в школе?

Композитор Олег Иванов

Мальчики плюс/минус девочки: есть ли будущее у раздельного обучения При упоминании о мужских и женских школах в памяти всплывают Смольный институт благородных девиц и кадетские корпуса для юношей. Но «однополые» классы есть и в современной России, и споры о том, стоит ли отдавать детей в такую школу не прекращаются.

Сегодня в России раздельное обучение существует на базе городских экспериментальных площадок – ГЭП. Ребята учатся не в разных школах (отдельно для мальчиков, отдельно для девочек), а в параллельных классах на базе одного учебного заведения. Именно такая форма позволяет избегать недостатков раздельного обучения, сохраняя его преимущества.

В Республике Коми в программе участвуют 400 школ, в Ставропольском крае около 100, в Москве – чуть более 10. Как правило, это не общеобразовательные, а школы с углубленным изучением отдельных предметов: иностранных языков, математики и т.д.

Эксперимент проходит под наблюдением психологов: они диагностируют детей, проводят тренинги для педагогов, встречаются с родителями, ведут индивидуальную работу с учащимися. По их мнению, гендерное обучение особенно полезно детям, у которых есть проблемы со здоровьем, воспитанием и успеваемостью.

Идея раздельного обучения не нова: по этому принципу работали все дореволюционные учебные заведения. Мальчики могли учиться в гимназиях, лицеях и вузах, а для девочек существовали специальные образовательные учреждения, предлагающие своеобразный набор дисциплин – в основном по домоводству. Недоступным для женщин до конца XIX века было и высшее образование. Поэтому во многом совместное обучение возникло на волне борьбы за равноправие, и с 1918 г. мальчики и девочки стали учиться вместе. Вернулись к разделению в 1943 г., но ненадолго: уже через 11 лет учащихся снова объединили. Впрочем, оставались военные, спортивные, хореографические школы...

Кто «за» и почему…

Среди сторонников раздельного обучения – врачи, психологи, генетики, педагоги. Их главный аргумент: мальчики и девочки развиваются по-разному – у них разные интересы, игры, пристрастия. Поэтому учить ребят лучше порознь, учитывая физические возможности, период полового созревания и психологию восприятия.

Действительно, в биологическом и психологическом развитии мальчики отстают от девочек на два года, поэтому в начальной школе обычно хуже учатся. Успеваемость девочек выше, их чаще хвалят учителя – и это может подавить у «сильной половины» класса стремление хорошо учиться. Простой пример – перемена: девочки усидчивы, они могут и на переменке продолжать работать, чтобы дописать начатое. А мальчишек после звонка не удержать, лучше их отпустить, зато они быстрее концентрируются и легко нагоняют упущенное.

Школы для девочек закончили в свое время: «железная леди» Маргарет Тэтчер, бывший премьер-министр Великобритании; бывший госсекретарь США Мадлен Олбрайт; нынешний – Кондолиза Райс; бывший премьер-министр Израиля Голда Мейер; председатель совета директоров компании Hewlett-Packard Карлтон Фиорина.

Некоторые ученые смотрят еще глубже. По мнению Владимира Базарного, руководителя Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации МО, при совместном обучении мальчики подражают девочкам и перенимают присущие им качества: прилежность, стремление услужить и понравиться, отсутствие протестных установок и т. д. Другими словами, ценности мужского характера исчезают, природные задатки нивелируются – и мальчики развиваются по женскому типу, усваивая женский же эталон социального поведения. Тогда как в раздельных классах они учатся налаживать отношения в своем коллективе, не прячась за спинами девочек, у них воспитываются типичные мужские черты: воля, смелость, решительность и т.п.

По статистике Института гигиены детей и подростков, 40 лет наблюдавших за состоянием здоровья учащихся некоторых школ Москвы, смешанное обучение отрицательно влияет на здоровье 94 % девочек: страдает кровеносная, пищеварительная и нервная системы, их преследуют постоянные простуды, из-за которых они часто пропускают уроки.

Разделяй и учи?

У мальчиков и девочек свои особенности мышления, восприятия новой информации. Значит, нужно использовать разные приемы и формы преподавания! Учителям рекомендуют, например, осторожно проводить в «девчоночьих» классах соревнования, потому что эмоциональные девочки иногда очень остро реагируют на неудачу, если проигрывают, а мальчишек, наоборот, соперничество может подстегнуть, заставить быстрее думать, искать правильный ответ. Речь не идет о двух учебных программах. Просто одну и ту же дисциплину дети изучают разными темпами, часто по-другому строится и сам урок.

Розалия Чалимова, учитель физики высшей категории, ответственная за ГЭП в школе N 1257:

– Девочкам нужно подробно объяснить тему, привести примеры, а после этого проверить, как они усвоили материал, предложив решить задачку. Мальчикам свойственно искать новые пути, быть первооткрывателями. Им лучше предложить сначала справиться с заданием самостоятельно, а уже потом обобщить, рассказать, как и почему надо было действовать.

В школе N 1257 первый набор детей в раздельные классы начался 15 лет назад. В течение 11-ти лет в школе одновременно существовали смешанные и однополые классы.

Педагоги отмечают целый ряд преимуществ раздельного обучения:

Повысилась успеваемость: девочкам, которых в подростковом возрасте больше волнуют не уроки, а внешность, при раздельном обучении проще сосредоточиться на предмете
выросла работоспособность – можно «пройти» больше, подробнее разобрать сложные темы
легче поддерживать порядок и тишину, настроить ребят на уч*цензура*
улучшилось психологическое состояние учеников, они более комфортно чувствуют себя в школе
дети не стесняются неправильно ответить или переспросить, если что-то не поняли
на уроках физкультуры девочки не комплексуют в бассейне, уверенно прыгают через «козла», а мальчики не боятся промахнуться мимо кольца, сделать меньше подтягиваний, отжиманий и т.д.
Ложка дегтя

Несмотря на все положительные моменты, раздельное обучение имеет немало противников. Их главный аргумент: разница между полами сильно преувеличена, поэтому разделять детей незачем. Хороших результатов можно добиться и в совместных классах, практикуя индивидуальный подход. Конечно, пол ребенка определяет многое, но гораздо важнее его личностные характеристики. Не все девочки аккуратны и усидчивы, так же как и не все мальчишки от природы взбалмошны, гиперактивны, неряшливы и склонны к соперничеству.

Игорь Душенко, психолог-педагог психолого-педагогического центра «Интэтика»:

– У совместного обучения плюсов значительно больше. Главное – оно дает сильный дополнительный стимул к учебе и развитию. Нужно идти навстречу потребности детей в общении, а не бороться с ней. Например, одна из форм интенсивного обучения – работа в микрогруппах – учитывает это. Основное внимание в школе следует уделять формированию дружеских отношений между детьми в классе, в том числе между мальчиками и девочками. В такой, правильно сформированной, сплоченной группе происходит развитие и «взаимообмен» позитивных качеств.

Дефицита общения нет!

Главный недостаток раздельного обучения, на который обращают внимание его противники, – потеря навыка общения с противоположным полом. Дети приходят в школу не только за знаниями, они учатся жить в большом коллективе, налаживать контакт со взрослыми и сверстниками – как девочками, так и мальчиками. В этом и заключается социальная роль школы, которая должна расширять возможности личности, а раздельное обучение их сужает и обедняет. Детям из раздельных классов прочат трудности при обучении в вузах и в дальнейшей жизни: ведь за стенами школы никто не делит людей по половому признаку.

Этот упрек в адрес раздельного обучения признают и его сторонники, делая все для успешной социализации своих учеников: девочки и мальчики получают полноценное образование, а не ограниченное только «женскими» или «мужскими» предметами. К тому же некоторые уроки (музыка, танцы) проводятся совместно. Избегать дефицита общения помогает хорошо продуманная система досуга и внеклассных мероприятий: дети вместе ходят на экскурсии, выезжают в город, проводят праздники, общаются на переменах.

Школы разные нужны

Несмотря на то, что пока немногие педагоги поддерживают раздельное обучение, большинство все же признает необходимость дифференцированного подхода к мальчикам и девочкам. Для этого нужны разные учебники по отдельным предметам и разные программы обучения. Но их пока нет.

В некоторых странах, например в Великобритании, раздельное обучение принято в основном в частных элитных школах. Так, из стен Итона вышли 19 премьер-министров, видные военачальники, парламентарии, деятели церкви

Но самый самый знаменитый «выпускник» Итона – Джеймс Бонд! По мнению создателя агента 007 писателя Яна Флеминга (кстати, воспитанника Итона), настоящий мужчина и суперпрофессионал мог учиться только в этой самой престижной школе Британии.

Прошло уже более десяти лет с момента возобновления раздельного обучения, но выводы пока делать рано, тем более категоричные и однозначные. Есть безусловные плюсы, но есть и упущения, над которыми предстоит работать.

Даже сторонники раздельного обучения признают, что распространить его на все общеобразовательные школы будет сложно, да и не нужно. Скорее, эта форма выгоднее учебным заведениям с профильным обучением и спецшколам – для повышения качества преподавания.

Раздельное обучение относят к здоровьесберегающим технологиям: оно позволяет регулировать нагрузку в зависимости от пола, чтобы, с одной стороны, добиться хороших результатов в учебе, а с другой – избежать переутомления.

По мнению педагогов, раздельное обучение целесообразно начинать с 1-го класса – тогда дети лучше адаптируются к учебному процессу.

Настоящий бум раздельного обучения переживает США: по словам Леонарда Сакса, директора Национальной ассоциации гендерного образования, с 1998 г. более чем в 50 раз выросло количество школ с раздельным обучением, и скоро к экспериментальной программе примкнут тысячи новых учебных заведений.

Алена Казакова, журнал Куда пойти учиться

Зарубежный опыт
Что ждет выпускников «однополых» школ

Ученые Лондонского института образования провели широкомасштабное социологическое исследование и пришли к выводу, что у выпускниц школ для девочек гораздо больше шансов преуспеть в жизни. Ученые опросили 13 тыс. человек, чьи школьные годы пришлись на 1970-е, когда в Великобритании идея раздельного обучения была особенно популярной. Эта система практиковалась тогда в четверти всех средних школ в стране (против сегодняшней одной восьмой). Проанализировав ответы респондентов о том, как сложилась их дальнейшая жизнь, социологи обнаружили, что выпускницы школ для девочек в среднем зарабатывают на 10 % больше, чем их сверстницы, учившиеся в смешанных школах – скорее всего потому, что в отсутствие «сильной» половины в классе девочки активнее осваивают традиционно мужские дисциплины: физику, математику и др.

Ученые считают, что в раздельном обучении для девочек есть масса преимуществ:

Приобретение навыков, востребованных в любой сфере деятельности
широкие возможности для выбора профессии
свобода от половых стереотипов
развитый соревновательный дух
здоровые амбиции и т.д.
Что касается мужчин, то, увы, способ обучения не оказал никакого влияния на карьеру выпускников школ для мальчиков. Зато… пагубно сказался на их семейной жизни. Процент разводов среди них гораздо выше, чем среди тех, кто учился в смешанной школе. Видимо, сказывается недостаточный навык общения со слабым полом...

Впрочем, британский профессор Алан Смитерс, ведущий в стране эксперт по образованию, утверждает, что все разговоры о преимуществах однополого обучения не имеют никаких оснований. Он проанализировал статистические данные из разных стран мира, собиравшиеся на протяжении 50-ти лет, и пришел к выводу: качество образования не зависит от того, какую школу окончил ребенок – смешанную или раздельную.

Заявление ученого вызвало недовольство в педагогических кругах: в Британии как раз начинается новый бум раздельного обучения, и количество «однополых» школ снова начинает расти.

Екатерина Савостьянова (по материалам газеты «Daily Mail»)

V Egite o4en populjarny razdenye shkoly.
No eto i minus. Kak mne rasskazyvali, u detej net opyta obs4enija s protivopolozhnym polom. Devo4ki pani4eski bojatsja mal4ikov, mal4iki ne znajut, naskolko devo4ki ranimy.
Polu4aetsja, gormony burljat, u mal4ikov zyd mezhdu nog est, no oni e znajut, 4to s etim delat. Oni agressivny k devushkam, otoshenija strojat, kak s takim zhe parnem, kak i on: peredvin shkaf sama, naprimer.
Plus seksualnaja bezgramotnost. J a znaju istoriju odnu. Zhenilsja takoj vot paren, vypusknik shkoly tolko dlja mal4ikov. Posle pervoj bra4noj no4i ego moloduju zhenu zabrali v bolnicu so mnozhestvennymi razryvami, nalozhili ku4u shvov. On ne znal, kak vesti sebja s zhenoj, nakolko ona mozhet okazatsja ranimoj, nezhnoj. Polnaja bezgramotnost. HOtja i v universitete otu4ilsja, pravda, universitet tozhe tolko mal4ikov prinimal.
To, 4emu deti u nas u4atsja 10-11 let v shkole (ja pro otnoshenija mezhdu polami), zdes prakti4eski nedostupno. I dazhe roditeli ne dajut nikakogo obrazovanija detjam. U nas prosto stesnjajutsja, a tut govorit s kem-to o sekse-greh, a to, 4to eto-obrazovane rebenka, tut malo kto ponimaet. K ogromnomu sozhaleniju.
Ja pro bolshinstvo.

В педагогическом сообществе с каждым годом прибавляется число сторонников раздельного обучения. В порядке эксперимента во многих школах создаются «мужские» и «женские» классы, формируются даже раздельные группы в детских садах. Добро это или зло? - попробуем разобраться.

Закон об образовании приравнивает любые ограничения в процессе учебы к ущемлению прав граждан, однако для создания «мужских» и «женских» классов есть правовая база - ГЭПы, городские экспериментальные площадки. Благодаря им в последние пять-шесть лет раздельные классы появились в более чем 60 регионах. Скажем, в Республике Коми - 400 школ с параллельными классами, в Ставропольском крае - больше 100, в Москве - полтора десятка.

Один из наиболее известных проповедников раздельного обучения - Владимир Базарный. Именно он создал уникальную методику, стоящую на трех китах: воспитание патриотизма, «обучение в движении» и разделение классов по половому признаку. «Смешение мальчиков и девочек в детсадах и школах - вещь непростительная»! - уверенно заявляет Базарный. Как показали проведенные им исследования, при совместном обучении мальчики подражают девочкам и перенимают присущие им качества: прилежность, стремление услужить и понравиться. Другими словами, ценности мужского характера нивелируются - и представители сильной половины человечества развиваются по женскому типу, усваивая женский эталон социального поведения.

Мониторинг здоровья, проведенный медиками после четырех лет обучения по системе Базарова, показал, что дети стали реже болеть. Раздельные уроки физкультуры дали поразительный эффект: ребята не только сильнее, но и выше ростом, чем их сверстники из других школ. А все потому, что они перестали бояться выглядеть «слабаками» в глазах противоположного пола.

Среди сторонников раздельного обучения - врачи, психологи, генетики, педагоги. Их главный аргумент: мальчики и девочки развиваются по-разному - у них разные интересы, игры, пристрастия. Поэтому учить ребят лучше порознь, учитывая физические возможности, период полового созревания и психологию восприятия. Действительно, в биологическом и психологическом развитии мальчики отстают от девочек на два года, поэтому в начальной школе обычно хуже учатся. Успеваемость девочек выше, их чаще хвалят учителя - и это может подавить у «сильной половины» класса стремление хорошо учиться. Кроме того, необходимо использовать и разные приемы преподавания! К примеру, учителям рекомендуют, например, осторожно проводить соревнования в классе для девочек, потому что они более эмоциональны и порой очень остро реагируют на неудачу, а мальчишек, наоборот, соперничество может подстегнуть, заставить быстрее думать, искать правильный ответ.

Несмотря на все положительные моменты, раздельное обучение имеет немало противников. Их главный аргумент: разница между полами сильно преувеличена, поэтому разделять детей незачем. Хороших результатов можно добиться и в совместных классах, практикуя индивидуальный подход. Конечно, пол ребенка определяет многое, но гораздо важнее его личностные характеристики. Не все девочки аккуратны и усидчивы, так же как и не все мальчишки от природы взбалмошны и неряшливы. И потом, методика Базарова до добра не доведет - начнем с разделения по половым признакам, а закончить можем расой и вероисповеданием.

Не стоит забывать и о том, что дети, обучающиеся в гендерных классах, видят жизнь очень однобоко. Аргумент, что в раздельных классах дети ограждены от сомнительных прелестей полового созревания, тоже, в общем, не выдерживает критики. У нас сейчас слишком большое влияние имеют средства массовой информации, где детям рассказывается обо всех прелестях половой жизни. Совсем оградить своего ребенка не получится даже при очень большом желании. А вот потеря навыка общения с противоположным полом может оказаться невосполнимой. Дети приходят в школу не только за знаниями, они учатся жить в большом коллективе, налаживать контакт со взрослыми и сверстниками - как девочками, так и мальчиками. В этом и заключается социальная роль школы, которая должна расширять возможности личности, а раздельное обучение их сужает и обедняет. Детям из раздельных классов прочат трудности при обучении в вузах и в дальнейшей жизни: ведь за стенами школы никто не делит людей по половому признаку.

Одним словом, как это обычно и бывает при обсуждении спорных вопросов, мнения разделились. Да здесь, наверное, и не может быть правых и виноватых - каждый родитель должен сделать выбор сам, а уж окажется ли он правильным - рассудит будущее.

Мальчики и девочки, которые обучаются раздельно, болеют в 3-4 раза меньше, чем их сверстники. Почему? Школ и классов раздельного обучения у нас в стране немного. Но к их опыту стоит присмотреться.

Мальчики рискуют, девочки стараются

К моменту поступления в первый класс мальчики и девочки сильно отличаются друг от друга и по развитию, и по способностям.

Мальчики более склонны к риску, они предпочитают поисковую работу, а не аккуратное выполнение уже известного задания. Они претендуют на роль лидера и меньше зависят от чужого мнения.

А девочки добросовестно относятся к учебе, безоговорочно подчиняются учителю, готовы сотрудничать друг с другом и со взрослыми.

Речь у мальчиков к семи годам беднее, чем у девочек, да и пальчики не такие ловкие. Поэтому пишут мальчики в массе своей в первом классе хуже и неряшливее девочек. Зато у них сильнее развито пространственное представление. Поэтому мальчики чаще решают геометрические задачи с помощью пространственных методов: они мысленно поворачивают фигуры и накладывают их одну на другую. А девочки, в том числе и учительницы-женщины, обозначают углы и стороны буквами и дальше оперируют буквенными символами и шаблонами-теоремами.

У девочек показатель работоспособности обычно высокий прямо с первого класса. Таким он и сохраняется всю младшую школу. А мальчики по работоспособности догоняют девочек только к третьему классу.
У мальчиков и девочек свой путь взросления, поэтому и стратегия обучения, и поведение учителя, и атмосфера в классе для них должны быть различными. Тогда дети обучаются быстрее и с меньшим напряжением.

Робких становится больше

Учеба в школе - это стресс для всех. Она напрягает не только нервную систему, но и системы кровообращения, пищеварения. Но наблюдения физиологов показали, что девочки, которые учатся вместе с мальчиками, и девочки, которые учатся в классах без них, реагируют на учебные нагрузки по-разному.

В смешанных классах проблем с артериальным давлением у девочек почти в 2 раза больше, а проблем с пищеварением больше в 1,5. Все дети, когда идут в первый класс, от новых, «взрослых» нагрузок худеют. А во втором полугодии опять начинают расти и набирать вес. Так вот, барышни из «девчачьих» классов» по сравнению с девочками из смешанных в 4 раза меньше теряют в весе в первые месяцы учебы.

Все дети к концу уроков устают. Но если каждая вторая девочка из смешанных классов устает уже после третьего урока, в девичьих классах утомившихся к середине занятий - единицы.

А есть еще и такой показатель, как индекс пропуска уроков по болезни. Сначала все младшеклассники часто болеют простудами. А к третьему классу уже реже пропускают уроки. В смешанных классах этот показатель от первого к третьему году обучения становится в 1,5 раза лучше, а в девичьих - лучше в 5 раз!

Девочки поступают в школу с определенным уровнем робости - все-таки слабые создания! В девичьих классах процент робких с годами уменьшается больше чем вдвое. Уменьшается процент и совсем пугливых, которым чуть скажешь построже, а они в слезы. А в смешанных классах с годами пугливых, неуверенных в себе становится больше!

В мужских классах лучше растут

А что происходит со здоровьем мальчиков, когда они учатся отдельно от девочек?

Раздельное обучение в экспериментальных школах показало любопытные результаты. Мальчики, вышедшие из «мужских» классов, по росту оказываются выше своих ровесников: в московской школе №760 имени А. Маресьева, которая уже 18 лет ведет такой эксперимент, выпускников ростом ниже 180 см не бывает. У всех - хорошее зрение, безупречная осанка, хотя в начале школьного обучения 95% учеников имели различные ортопедические нарушения.

А вот еще пример: среди выпускников смешанных классов лицея №103 г. Железногорска Красноярского края только половина признаны годными к воинской службе, а в классах раздельного обучения того же лицея все мальчики были признана абсолютно здоровыми, причем треть из них окончили школу с медалями, то есть оказались еще и хорошо образованными.

Эксперимент расширяет выбор

Мы не призываем всех родителей срочно переводить детей в чисто «девчачьи» или чисто «мальчишечьи» классы. Да и школ, где мальчики и девочки учатся раздельно, пока мало. И вряд ли их в ближайшее время станет больше. В «мальчишечьих» классах должны преподавать мужчины, а нынешние оклады учителей не располагают к тому, чтобы образованные юноши шли работать в средние учебные заведения. Но, по крайней мере у родителей, которых волнует здоровье детей, теперь есть выбор. Так что поинтересуйтесь в местном департаменте образования, вдруг эксперимент проходит рядом с вами.

Замысел природы

Откуда различия в психике мальчиков и девочек?

Ученые считают, что это замысел природы. В эволюции борются две противоположные тенденции: с одной стороны, природе надо сохранить то, что уже создано, закрепить у вида те признаки, которые ему нужны, передать их по наследству и, значит, сделать потомков как можно более похожими на своих родителей. А с другой стороны, прогресс предполагает дальнейшие изменения, разнообразие потомков, среди которых появится тот, кто позволит виду приспособиться к новым условиям, расширить среду обитания. Эти две тенденции воплощают в себе мужской и женский пол. Женский пол сохраняет в генетической памяти все наиболее ценные приобретения эволюции, а мужской пол, наоборот, легко теряет старое и приобретает новое, потому что что-то из этих приобретений может пригодиться в будущем, в момент возникновения экстремальных условий. Женский пол ориентирован на выживаемость, мужской - на прогресс.

Для продолжения вида нужно много представительниц женского пола. Женский пол природа «бережет», а мужского ей «не жалко». На особях мужского пола отрабатываются все новинки эволюции. Разброс врожденных признаков у мужчин значительно выше. Женщины как бы более одинаковы. А мужчины разные, их организм накапливает больше и полезных, и вредных мутаций. Вот, например, на 100 глухих девочек рождается 122 глухих мальчика. Дальтонизм тоже чаще встречается у мужчин. Среди детей с косоглазием, заиканием, дислексией, задержкой психического развития больше мальчиков. И логопедические группы детских садов состоят большей частью из них.

Мозг мужчины крупнее, более продвинут в развитии, но менее надежен и очень раним. При всех изменениях, и природных, и социальных, мужчины страдают больше. Но природа наделила их поисковым поведением: чтобы могли выжить, отыскав другое место обитания, где теплее и сытнее. Поэтому мужчины, и мальчики в том числе, склонны к освоению новых пространств, рискованным поступкам, они сообразительны в сложных ситуациях и умеют принимать нетрадиционные решения.

Личное мнение

Я не вижу никакого смысла в раздельном обучении мальчиков и девочек. Зачем искусственно изолировать их друг от друга? Мне кажется, что именно при совместном обучении, при живом общении скорее может возникнуть взаимопонимание, взаимоуважение. И постепенно воспитывается и прорастает нечто, которое потом будет названо великим словом «любовь». Я сам учился вместе с девочками и уже в первом классе влюбился. Эту девочку звали Наташа Витковская. Сейчас она дружит с моей сестрой, мы иногда видимся, и то детское, светлое чувство до сих пор живет в моей душе, и это очень приятно. Где же еще должно происходить такое «воспитание чувств», как не в школе?

Композитор Олег Иванов