Пересказ 1 и 2 действия гроза. А.Н. Островский "Гроза": описание, герои, анализ произведения

Далеко не всегда читатель может оценить роль изобразительных средств, прочитав только краткое содержание. Островского «Гроза» - одно из первых произведений российской драматургии, где пейзаж выступает не просто фоном, автор ввел его с целью показать противостояние естественной стихии «темному царству».

Однако и после прочтения сокращенного варианта пьесы можно получить представление о типичных для того времени характерах и обстоятельствах.

«Гроза», Островский: краткое содержание 1-го действия

На скамейке в общественном саду, расположенном на берегу Волги, сидит Кулигин и восхищается рекой. Слышно, как вдалеке Дикой распекает Бориса Григорьевича, своего племянника. Рядом прогуливаются Кудряш и Шапкин. Из их разговора читатель узнает о том, что Дикого, а заодно и Кабаниху, просто некому проучить. Подходит Борис и рассказывает, что мать его отца и его дяди (то есть его бабка) папеньку за то невзлюбила, что тот выбрал жену из благородной семьи. Бориса и его сестру растили в довольстве в Москве. Сам он получил образование в Коммерческой академии, а сестра Бориса находилась в пансионе. Когда в городе свирепствовала холера, их родители умерли.

В Калинове умерла и бабка. Она оставила внукам наследство, выплатить его должен Дикой, но только после достижения ими совершеннолетия, да и то если будут почтительны. Борис работает на дядю, но не получает никакого жалованья. Кулигин мечтает создать для всеобщей пользы вечный двигатель, ищет деньги для этой цели. Кабаниха пилит своего сына Тихона за то, что он не держит свою жену в страхе, а без этого она может завести себе любовника. Катерина, жена его, признается Варваре, что грех у нее на уме. Начинается гроза. Все прячутся.

«Гроза», Островский: краткое содержание 2-го действия

Служанка Глаша в доме Кабанихи болтает со странницей Феклушей. Катерина говорит Варе, что объект ее любви - Борис. Та обещает устроить им встречу. Тихон уезжает, но, несмотря на просьбы Катерины, не берет ее с собой. Она вспоминает свое детство, жалеет, что не умерла тогда, когда уплыла сама на лодке верст десять по Волге. Катерина сетует, что не дал им Бог деток. Она намерена ждать Тихона. Варвара подложила Кабанихе другой ключ от калитки, а настоящий дала Катерине. Та сразу отказывалась, но затем все же решила хотя бы раз встретиться с Борисом.

«Гроза», Островский: краткое содержание 3-го действия

Пьяный Дикой появляется у ворот дома Кабанихи. Жалуется, что сердце у него такое, что даже если знает, что должен заплатить рабочим, то по-доброму отдать не может. Варвара договаривается о встрече с Борисом за садом Кабанихи, в овраге. Варя уходит с Кудряшом гулять, а Катерина остается в беседке с любимым. Она обвиняет его в загубленном будущем. Они договариваются о новой встрече и расходятся.

«Гроза», Островский: краткое содержание 4-го действия

Во время грозы гуляющие прячутся в галерею полуразрушенного здания, на стенах которой изображены сцены последнего суда. Кулигин просит денег у Дикого, чтобы установить в городе громоотводы и солнечные часы. Тот, конечно, не дает, унижает изобретателя. Варя сообщает Борису, что вернулся Тихон, и она боится, что Катерина может упасть ему в ноги и во всем повиниться. Появляется Кабаниха с сыном и невесткой. Катерина воспринимает грозу как Божью кару, которая непременно на нее обрушится. Сумасшедшая барыня бродит с двумя лакеями и призывает не бояться наказания, а молиться. Катерине мерещится преисподняя. Она во всем признается мужу и свекрови.

Краткое содержание: Островский, «Гроза», 5-е действие

На скамейке перед Волгой сидит Кулигин. Тихон подходит к нему и сетует на измену жены, рассказывает, что слегка побил ее по приказу матери и о том жалеет. Кулигин говорит, что всех надо прощать, Катерину тоже. Дикой отправляет Бориса в Сибирь якобы по делам. Тихон рад этому. Варя сбежала с Кудряшом, не выдержав тирании Кабанихи. Прибегает Глаша и сообщает, что пропала Катерина. Все уходят. Затем Катерина появляется на сцене. Она хочет проститься с Борисом. Он приходит и сообщает о своем отъезде в Сибирь. Она просит взять ее с собой, но он уходит один. Катерина решает, что в могиле лучше, чем дома. Кабаниха настраивает сына против жены. В это время слышны крики о том, что кто-то кинулся в воду. Кулигин бросается на помощь. Тихона останавливает мать. Кулигин приносит мертвую Катерину и говорит, что здесь только ее тело, а душа уже предстала перед более милосердным Судьей. Тихон в самоубийстве жены обвиняет мать. Та грозится разобраться с ним дома. Тихон завидует Катерине и вопрошает, зачем он остался мучиться на этом свете.



Действия протекают в первой половине XIX века, в выдуманном приволжском городе Калинове. Первое действие происходит в парке на крутом берегу Волги. Механик-самоучка Кулигин ведет разговор с молодежью: Кудряшом, приказчиком состоятельного купца Дикого, и мещанином Шапкиным – об отвратительном поведении и глупости Дикого. Позже является Борис, племяш Дикого, повествующий окружающим историю о своих родителях, проживавших в Москве, давших ему возможность окончить коммерческую академию, и умерших в период эпидемии.

Ему же пришлось переехать к Дикому, оставив сестру у родственников по материнской линии для того, чтобы впоследствии заполучить часть бабушкиного наследства, которую Дикой должен ему передать по завещанию, если Борис будет его почитать. Окружающие пытаются донести до него то, что Дикой при таких условиях никогда не передаст ему наследства. Борис сетует на жизнь в доме Дикого; Кулигин, в свою очередь, повествует о Калинове и напоследок произносит: «Жестоки нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!».

Жители Калинова удаляются. В сопровождении другой женщины появляется странствующая Феклуша, которая хвалит город за «бла-а-лепие» и отмечает особую щедрость и хлебосольство дома Кабановых.

В разговор вступает Кулигин: «Ханжа нищих оделяет, а домашних заела совсем». Выходит Кабанова в окружении дочери Варвары, сына Тихона с женой Катериной. Она высказывает в их адрес свое недовольство, но, в конце концов, удаляется, позволив детям прогуляться по бульвару. Варвара, отпустив Тихона выпить в гостях тайком от матери и оставшись наедине с Катериной, обсуждает с ней отношения между домочадцами, а также Тихона. Катерина повествует о счастливом детстве, прошедшем в отчем доме, о своих горячих молитвах; о чувствах, которые она испытывает, находясь в храме; о том, как там же она представляет ангелов при солнечном свете, падающим их купола. Она признается, что в такие моменты ей хочется раскинуть руки и полететь. Катерина осознает, что с ней происходит «что-то неладное». Варвара догадывается о возникшей недавно влюбленности Катерины и дает обещание по отъезду Тихона организовать свидание. Это предложение ужасно пугает собеседницу. Неожиданно появляется умалишенная женщина, утверждающая, что «красота-то в самый омут ведет», и пророчащая адские муки. Слова барышни приводят Катерину в ужас; начинается гроза, подгоняющая Варвару домой, к образам, молиться.

Второе действие протекает в доме Кабановых, где происходит разговор Феклуши с горничной Глашей. Странница интересуется хозяйственными делами Кабановых, а также рассказывает о далеких странах, где живут люди с собачьими головами, полученными ими в наказание «за неверность» и т.п. Появляются Катерина и Варвара, собиравшие ранее Тихона в дорогу, и продолжают беседу о новом увлечении Катерины. Варвара упоминает имя Бориса, передает от него поклон и просит Катерину ночевать с ней в беседке, что в саду, после отъезда Тихона. Появляются Кабаниха с Тихоном: мать заставляет сына дать строкие указания жене на время его отсутствия, что ставит Екатерину в весьма неловкое положение. Оставшись наедине с мужем, она упрашивает супруга взять её с собой в поездку, и, услышав отказ, дает ему страшные клятвы в верности, чего Тихон даже не желает слушать: «Мало ли что придет в голову…» По возвращению Кабаниха велит Катерине кланяться мужу в ноги. Тихон отправляется в поездку. Варвара, собираясь на прогулку, сообщает Катерине, что они будут ночевать в саду, и передает её ключ от калитки. Катерина неуверенно кладет ключ в карман.

Третье действие происходит у ворот дома Кабановых. Феклуша и Кабаниха, сидя на скамейке, разговаривают о «последних временах»; Феклуша утверждает, что «за грехи наши» «время в умаление приходить стало»; она же повествует о железной дороге («змия огненного стали запрягать»), о суете, характерной московской жизни. Обе ожидают значительно худших времен. Затем следует появление Дикого, жалующегося на свою семью, за что его упрекает Кабаниха. Он пытается нагрубить ей, но той быстро удается поставить его на место и увести в дом, чтобы выпить и закусить. Пока Дикой угощается, является направленный семьей Дикого Борис, чтобы узнать о месте нахождения на тот момент главы семейства. Выполнив задание, Борис восклицает о Катерине: «Хоть бы одним глазком взглянуть на нее!». Варвара, появившаяся снова, просит его ночью прийти к калитке, что в овраге за кабановским садом.

Во второй сцене производится описание ночного гуляния молодых людей: на встречу с Кудряшом является Варвара и просит Бориса подождать. Далее следует свидание Бориса и Катерины. После многочисленных сомнений, размышлений о грехопадении Катерина оказывается не в силах сопротивляться соблазну и поддается проснувшимся любовным чувствам: «Что меня жалеть – никто не виноват, - сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю (обнимает Бориса). Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?».

Четвертое действие происходит на улицах Калинова: в галерее полуразрушенного сооружения с остатками фрески, изображающей картины преисподней, а также на бульваре. Эпизод сопровождает разразившаяся гроза. Начинается дождь. На галерее появляются Дикой с Кулигиным: последний пытается склонить Дикого к выделению денежных средств на установку солнечных часов на бульваре. В ответ на Кулигина обрушивается брань со стороны Дикого, который грозит собеседнику провозгласить его разбойником. Вытерпев оскорбления, Кулигин принимается просить денег на громоотвод. На что Дикой утверждает: «Шестами да рожнами какими-то, просто Господи, обороняться грех!». Герои удаляются. Следом появляются Варвара и Борис. Героиня рассказывает о приезде Тихона, рыданиях Катерины, догадках Кабанихи и предполагает, что что Катерина может признаться в своей измене мужу. Борис просит собеседницу попытаться отговорить Катерину от воплощения задуманного. Затем он исчезает. Появляются остальные члены семейства Кабановых. Катерину одолевают мысли о том, что она, не раскрывшая тайну своего грехопадения, будет повержена громом и молнией. Её воображение порождает образ умалишенной барыни, угрожающей героине пламенем ада. Катерина оказывается неспособной более сдерживать свои эмоции и тут же рассказывает супругу и свекрови о содеянной измене. Раздается злорадостный возглас Кабанихи: «Что, сынок! Куда воля-то ведет! Вот и дождался!».

Последнее действие пьесы происходит на крутом берегу Волги. Кулигин выслушивает жалобы Тихона на возникшие семейные проблемы, на слова его матери о Катерине: «Её надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась!». Кулигин дает Тихону совет простить жену. На что Тихон утверждает: Кабаниха не позволит ему этого сделать. С чувством сожаления он также рассказывает о Борисе, отправляемом дядей в Кяхту. Неожиданно появляется служанка Глаша и сообщает о побеге Катерины из дома. Тихон, в свою очередь, выражает опасение по поводу того, что жена может покончить собой. Он поспешно отправляется на её поиски.

Далее следует появление отчаявшейся Катерины, которая плачется на свое печальное положение в доме, в частности – на свою невыносимую тоску по любовнику. Её монолог завершается возгласом отчаяния: «Радость моя! Жизнь моя, душа моя, люблю тебя! Откликнись!». Появляется Борис. Катерина упрашивает его предоставить ей возможность ехать с ним в Сибирь, но получает отказ. Она дает ему свое благословение на дальнюю дорогу, сетуя на невыносимое пребывание в доме, а также на чувство отвращения к супругу. Навеки распрощавшись с любовником, Катерина начинает помышлять о самоубийстве, о могиле, окруженной цветами и птицами, которые «прилетят на дерево, будут петь, детей заведут». Появившись у обрыва, она со страстью восклицает: «Друг мой! Радость моя! Прощай!» и бросается вниз.

«Гроза», действие 2 – краткое содержание

Варвара, заметив тайную страсть Катерины , обещает устроить ей свидание с Борисом, когда Тихон уедет на несколько дней в поездку по купеческим делам. Катерина вначале с ужасом отвергает этот план. Перед отъездом Тихона она со слезами бросается к нему на шею и просит, чтобы он взял её с собой. Тихон отказывается: он едет не столько по делам, сколько попьянствовать без материного надзора, и жена будет только мешать ему в этом. Тогда Катерина даёт удивлённому мужу «страшную клятву»: «ни под каким видом не говорить и не видеться ни с кем чужим» в его отсутствие.

Кабаниха заставляет Тихона перед отъездом прочитать Катерине строгую и унизительную нотацию: «Не пяль без меня глаза в окна, не заглядывайся на парней!» Она попрекает Катерину за то, что та сразу не бросилась «выть» по уехавшему мужу.

Катерина стоит в отчаянии от незаслуженных придирок свекрови. Приходит Варвара и суёт ей украденный у матери ключ от дальней калитки сада, где они будут вместе ночевать в эти дни, подальше от Кабанихи. Через эту калитку Варвара собирается устраивать Катерине свидания с Борисом. Катерина вначале хочет бросить ключ, говоря, что он «жжёт ей руки, как уголь» (см. её монолог). Но с болью вспомнив жестокость свекрови и холодность не захотевшего взять её с собой мужа, она всё же кладёт ключ в карман…

«Гроза», действие 3 – краткое содержание

Варвара, улучив минутку во время гульбы по бульвару, тайком подзывает Бориса Григорьевича и приглашает приходить сегодня ночью в овраг за садом Кабановых. В назначенное время Борис является туда.

Из дальней калитки сада выходит Варвара, отправляясь гулять на Волгу со своим любовником – парнем Кудряшом. Затем появляется дрожащая от волнения Катерина. Борис бросается к ней и говорит, что любит её больше жизни. Не в силах сдержать страсть, Катерина кидается ему на шею…

Свидания обеих пар повторяются и в следующие ночи.

«Гроза», действие 4 – краткое содержание

Вскоре наступает праздничный день. Жители Калинова выходят гулять на бульвар. Внезапно начинает собираться сильная гроза. В крытой галерее на берегу Волги встречаются, как бы укрываясь от дождя, Варвара и Борис. Варвара рассказывает о беде у них дома: Тихон вернулся из поездки на несколько дней раньше срока, и Катерина, увидев мужа, впала в страшное волнение. Все последние дни она ходит по дому сама не своя, то и дело принимаясь плакать. Тихон дивится странному поведению жены, а Кабаниха присматривается к ней с подозрением. Варвара боится, как бы Катерина не упала мужу в ноги и не рассказала о своей измене.

К галерее как раз подходят Кабаниха, Тихон, Катерина и ещё народ, прятаться от дождя. Люди судачат, что гроза – это Божье наказание и молнии часто убивают грешников. Механик Кулигин тщетно пытается втолковать суеверным землякам, что грозы имеют естественные природные причины и об этом писал ещё Ломоносов .

Обессиленная душевной мукой Катерина, увидев среди людей Бориса, вдруг говорит мужу: «Тиша, я знаю, кого гроза убьет. Меня. Молитесь тогда за меня». Как на беду появляется местная сумасшедшая барыня. Имея за плечами бурную молодость, она теперь бродит по городу с двумя лакеями и пророчит суровые кары Всевышнего всем красавицам, которые «вводят мужчин в грех». «В омут лучше с твоей красотой! – неожиданно кричит барыня Катерине. – Будешь в огне гореть неугасимом!»

Не выдержав страшного потрясения, Катерина опускается перед мужем и свекровью на колени и кается, что «десять ночей гуляла с Борисом Григорьевичем…»

«Гроза», действие 5 – краткое содержание

Случай с Катериной делает много шуму в Калинове. Кабаниха дома «поедом ест» невестку, советует даже «закопать её живою в землю». Катерина слушает эти упрёки в молчаливой тоске, ходя как безответная тень. Тихон предаётся пьянству. Бориса его дядя Савёл Дикой собирается услать в Тяхту, на китайскую границу. Сердобольный Кулигин советует Тихону простить Катерину. Тихон сам и не против этого, но прощению противится его злобная, суровая мать.

Вдруг разносится весть, что Катерина пропала из дому. Родные идут искать её. Островский рисует щемящую картину, как бредущая по улице в полузабытьи Катерина произносит монолог о том, что ей не хочется жить. Её гложет страстное желание хоть в последний раз увидеть Бориса – и она вдруг видит его.

Катерина бросается к Борису. Тот рассказывает, что его усылают в Сибирь. «Возьми и меня с собой!» – молит Катерина, однако слабохарактерный Борис отказывается, ссылаясь на волю дяди. «Ну, поезжай с богом! – говорит Катерина. – Не тужи обо мне. Хорошо, хоть попрощалась с тобой. Дай погляжу на тебя в последний раз!»

Действующие лица

Савел Прокофьич Дико́й, купец, значительное лицо в городе .

Борис Григорьич, племянник его, молодой человек, порядочно образованный.

Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова.

Тихон Иваныч Кабанов, ее сын.

Катерина, жена его.

Варвара, сестра Тихона.

Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.

Ваня Кудряш, молодой человек, конторщик Дико́ва.

Шапкин, мещанин.

Феклуша, странница.

Глаша, девка в доме Кабановой.

Барыня с двумя лакеями, старуха 70-ти лет, полусумасшедшая.

Городские жители обоего пола.

Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги, летом.

Между третьим и четвертым действиями проходит десять дней.

Действие первое

Общественный сад на высоком берегу Волги, за Волгой сельский вид. На сцене две скамейки и несколько кустов.

Явление первое

Кулигин сидит на скамье и смотрит за реку. Кудряш и Шапкин прогуливаются.

Кулигин (поет) . «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…» (Перестает петь.) Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш! Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу.

Кудряш . А что?

Кулигин . Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется.

Кудряш . Нешту!

Кулигин . Восторг! А ты: «нешту!» Пригляделись вы, либо не понимаете, какая красота в природе разлита.

Кудряш . Ну, да ведь с тобой что толковать! Ты у нас антик, химик!

Кулигин . Механик, самоучка-механик.

Кудряш . Все одно.

Молчание.

Кулигин (показывая в сторону) . Посмотри-ка, брат Кудряш, кто это там так руками размахивает?

Кудряш . Это? Это Дико́й племянника ругает.

Кулигин . Нашел место!

Кудряш . Ему везде место. Боится, что ль, он кого! Достался ему на жертву Борис Григорьич, вот он на нем и ездит.

Шапкин . Уж такого-то ругателя, как у нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет.

Кудряш . Пронзительный мужик!

Шапкин . Хороша тоже и Кабаниха.

Кудряш . Ну, да та хоть, по крайности, все под видом благочестия, а этот, как с цепи сорвался!

Шапкин . Унять-то его некому, вот он и воюет!

Кудряш . Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили.

Шапкин . А что бы вы сделали?

Кудряш . Постращали бы хорошенько.

Шапкин . Как это?

Кудряш . Вчетвером этак, впятером в переулке где-нибудь поговорили бы с ним с глазу на глаз, так он бы шелковый сделался. А про нашу науку-то и не пикнул бы никому, только бы ходил да оглядывался.

Шапкин . Недаром он хотел тебя в солдаты-то отдать.

Кудряш . Хотел, да не отдал, так это все одно что ничего. Не отдаст он меня, он чует носом-то своим, что я свою голову дешево не продам. Это он вам страшен-то, а я с ним разговаривать умею.

Шапкин . Ой ли!

Кудряш . Что тут: ой ли! Я грубиян считаюсь; за что ж он меня держит? Стало быть, я ему нужен. Ну, значит, я его и не боюсь, а пущай же он меня боится.

Шапкин . Уж будто он тебя и не ругает?

Кудряш . Как не ругать! Он без этого дышать не может. Да не спускаю и я: он – слово, а я – десять; плюнет, да и пойдет. Нет, уж я перед ним рабствовать не стану.

Кулигин . С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть.

Кудряш . Ну, вот, коль ты умен, так ты его прежде учливости-то выучи, да потом и нас учи! Жаль, что дочери-то у него подростки, больших-то ни одной нет.

Шапкин . А то что бы?

Кудряш . Я б его уважил. Больно лих я на девок-то!

Проходят Дико́й и Борис. Кулигин снимает шапку.

Шапкин (Кудряшу) . Отойдем к сторонке: еще привяжется, пожалуй.

Отходят.

Явление второе

Те же, Дико́й и Борис.

Дико́й . Баклуши ты, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом!

Борис . Праздник; что дома-то делать!

Дико́й . Найдешь дело, как захочешь. Раз тебе сказал, два тебе сказал: «Не смей мне навстречу попадаться»; тебе все неймется! Мало тебе места-то? Куда ни поди, тут ты и есть! Тьфу ты, проклятый! Что ты, как столб стоишь-то! Тебе говорят аль нет?

Борис . Я и слушаю, что ж мне делать еще!

Дико́й (посмотрев на Бориса) . Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом. (Уходя.) Вот навязался! (Плюет и уходит.)

Явление третье

Кулигин, Борис, Кудряш и Шапкин.

Кулигин . Что у вас, сударь, за дела с ним? Не поймем мы никак. Охота вам жить у него да брань переносить.

Борис . Уж какая охота, Кулигин! Неволя.

Кулигин . Да какая же неволя, сударь, позвольте вас спросить. Коли можно, сударь, так скажите нам.

Борис . Отчего ж не сказать? Знали бабушку нашу, Анфису Михайловну?

Кулигин . Ну, как не знать!

Борис . Батюшку она ведь невзлюбила за то, что он женился на благородной. По этому-то случаю батюшка с матушкой и жили в Москве. Матушка рассказывала, что она трех дней не могла ужиться с родней, уж очень ей дико казалось.

Кулигин . Еще бы не дико! Уж что говорить! Большую привычку нужно, сударь, иметь.

Борис . Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру; мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла и оставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем в совершеннолетие, только с условием.

Кулигин . С каким же, сударь?

Борис . Если мы будем к нему почтительны.

Кулигин . Это значит, сударь, что вам наследства вашего не видать никогда.

Борис . Да нет, этого мало, Кулигин! Он прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало.

Кудряш . Уж это у нас в купечестве такое заведение. Опять же, хоть бы вы и были к нему почтительны, нйшто кто ему запретит сказать-то, что вы непочтительны?

Борис . Ну, да. Уж он и теперь поговаривает иногда: «У меня свои дети, за что я чужим деньги отдам? Через это я своих обидеть должен!»

Кулигин . Значит, сударь, плохо ваше дело.

Борис . Кабы я один, так бы ничего! Я бы бросил все да уехал. А то сестру жаль. Он было и ее выписывал, да матушкины родные не пустили, написали, что больна. Какова бы ей здесь жизнь была – и представить страшно.

Кудряш . Уж само собой. Нешто они обращение понимают?

Кулигин . Как же вы у него живете, сударь, на каком положении?

Борис . Да ни на каком: «Живи, говорит, у меня, делай, что прикажут, а жалованья, что положу». То есть через год разочтет, как ему будет угодно.

Кудряш . У него уж такое заведение. У нас никто и пикнуть не смей о жалованье, изругает на чем свет стоит. «Ты, говорит, почем знаешь, что я на уме держу? Нешто ты мою душу можешь знать! А может, я приду в такое расположение, что тебе пять тысяч дам». Вот ты и поговори с ним! Только еще он во всю свою жизнь ни разу в такое-то расположение не приходил.

Кулигин . Что ж делать-то, сударь! Надо стараться угождать как-нибудь.

Борис . В том-то и дело, Кулигин, что никак невозможно. На него и свои-то никак угодить не могут; а уж где ж мне!

Кудряш . Кто же ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится. Другой рад от своего отступиться, только бы он унялся. А беда, как его поутру кто-нибудь рассердит! Целый день ко всем придирается.

Борис . Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: «Батюшки, не рассердите! голубчики, не рассердите!»

Кудряш . Да нешто убережешься! Попал на базар, вот и конец! Всех мужиков переругает. Хоть в убыток проси, без брани все-таки не отойдет. А потом и пошел на весь день.

Шапкин . Одно слово: воин!

Кудряш . Еще какой воин-то!

Борис . А вот беда-то, когда его обидит такой человек, которого он обругать не смеет; тут уж домашние держись!

Кудряш . Батюшки! Что смеху-то было! Как-то его на Волге, на перевозе, гусар обругал. Вот чудеса-то творил!

Борис . А каково домашним-то было! После этого две недели все прятались по чердакам да по чуланам.

Кулигин . Что это? Никак, народ от вечерни тронулся?

Проходят несколько лиц в глубине сцены.

Кудряш . Пойдем, Шапкин, в разгул! Что тут стоять-то?

Кланяются и уходят.

Борис . Эх, Кулигин, больно трудно мне здесь без привычки-то! Все на меня как-то дико смотрят, точно я здесь лишний, точно мешаю им. Обычаев я здешних не знаю. Я понимаю, что все это наше русское, родное, а все-таки не привыкну никак.

Кулигин . И не привыкнете никогда, сударь.

Борис . Отчего же?

Кулигин . Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. Городничий и стал ему говорить: «Послушай, говорит, Савел Прокофьич, рассчитывай ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!» Дядюшка ваш потрепал городничего по плечу, да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то поймите: недоплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» Вот как, сударь! А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся-судятся здесь, да в губернию поедут, а там уж их ждут да от радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат; а они еще и рады этому волоченью, того только им и надобно. «Я, говорит, потрачусь, да уж и ему станет в копейку». Я было хотел все это стихами изобразить…

Борис . А вы умеете стихами?

Кулигин . По-старинному, сударь. Поначитался-таки Ломоносова, Державина… Мудрец был Ломоносов, испытатель природы… А ведь тоже из нашего, из простого звания.

Борис . Вы бы и написали. Это было бы интересно.

Кулигин . Как можно, сударь! Съедят, живого проглотят. Мне уж и так, сударь, за мою болтовню достается; да не могу, люблю разговор рассыпать! Вот еще про семейную жизнь хотел я вам, сударь, рассказать; да когда-нибудь в другое время. А тоже есть, что послушать.

Входят Феклуша и другая женщина.

Феклуша . Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростию и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлушко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых.

Уходят.

Борис . Кабановых?

Кулигин . Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем.

Молчание.

Только б мне, сударь, перпету-мобиль найти!

Борис . Что ж бы вы сделали?

Кулигин . Как же, сударь! Ведь англичане миллион дают; я бы все деньги для общества и употребил, для поддержки. Работу надо дать мещанству-то. А то руки есть, а работать нечего.

Борис . А вы надеетесь найти перпетуум-мобиле?

Кулигин . Непременно, сударь! Вот только бы теперь на модели деньжонками раздобыться. Прощайте, сударь! (Уходит.)

Действие пьесы происходит в вымышленном городе на Волге – Калинове (). В первом же действии можно разглядеть мрачную картину нравов и быта в этом месте: богатый купец Дикой ругает своего племянника Бориса, приехавшего из Москвы, местный интеллигент Кулигин произносит свой главный монолог о жестоких нравах в городе (вот на эту тему). И, конечно же, здесь происходит появление зажиточной вдовы купца Кабанихи, ее сына Тихона и его жены Катерины.

Варваре – дочери Кабанихи – главная героиня Катерина (вот ее ) открывает свою душу. Мы сразу замечаем ее мечтательность и искренность благодаря монологу «Отчего люди не летают так, как птицы?». Так же девушка рассуждает о жизни в родительском доме, и невооруженным глазом видно, что в замужестве Катерина страдает. Ей не комфортно с не возражающим матери мужем и невежественной свекровью. Супруг не защищает жену от нападок матери, а идет отдохнуть в кабачок. Кроме того, в процессе разговора с Варварой Катерина открывает ей свою тайну и признается в возникших чувствах к Борису, племяннику Дикого из Москвы.

Грамотно построенную завязку прерывает старая купчиха с угрозами (вот ее ). И вот настает самое время для первой грозы.

Действие II

Второе действие пьесы открывают работница Глаша и странница Феклуша, которая рассказывает небылицы. Между делом, Тихон прощается с матерью и женой и на время отъезжает, а Кабаниха не теряет зря время – только и делает, что поучает да упрекает. Она заставляет невестку плакать и голосить на людях, дабы доказать, что она любит мужа. Катерина нехотя подчиняется.

Проникаясь к Катерине, Варвара (ее характеристика ) дает ей ключ от калитки, чтобы она могла встречаться с Борисом по ночам. Однако Катерина сомневается в необходимости и правильности этой затеи. Не нужно забывать о том, что героиня очень богобоязненна, и брак для нее — не пустой звук, поэтому ей не так просто согласиться на такие встречи.

Действие III

Если в начале пьесы Кулигин (его характеристика ) все же рассуждал о красоте природы, то ближе к ключевому моменту патриархальное купечество города встает на первый план, и в разговоре с Борисом Кулигин произносит свой второй монолог «Вот какой, сударь, у нас городишко!». Там он обличает старожилов города и их пороки: самодурство, жадность и злонравие (их собирательный образ ).

Борис рассказывает Кудряшу о Катерине и ее «ангельской улыбке», и подмечает, что, когда она молится, «от лица как будто светится».

А Варвара уже пригласила Бориса на свидание к Катерине, и к концу третьего действия драмы встреча героев уже состоялась.

Действие IV

Прошло десять дней. Кулигин говорит Дикому о своем желании сделать для города часы и громоотвод, но Дикой только возмущается в ответ на его предложение. Он считает, что молния и гроза – это последствия того, что по небу скачет Илья Пророк на колеснице. Кулигин возражает, что это электричество.

Тихон возвращается, а Катерина не находит себе места из-за своей измены. Варвара даже решает рассказать Борису о переживаниях Катерины. Одновременно с кульминацией драмы в Калинове вновь наступает гроза.

А на бульваре Катерина все-таки не выдерживает и признается Тихону в измене, да еще и делает это в присутствии Кабанихи, которая, в отличие от своего сына, не способна прощение.

Действие V

Ближе к финалу пьесы Тихон открывается читателям. Ему откровенно жаль свою жену, Кулигину он даже признается в том, что сам ее очень любит и убивается, глядя на нее. Но для него противостоять матери слишком трудно.

Катерина приходит к Борису, однако тот по приказу дяди уезжает далеко в Сибирь. Девушка просит Бориса, чтобы тот взял ее с собой, но тот отказывает ей, боясь гнева дяди. Так, Катерина оказывается в полном отчаянии: она не знает, куда ей идти, ведь домой дороги нет. Так она приходит к решению, что в могиле ей будет лучше.

Начинаются активные поиски Катерины, и объявляется весть о том, что «Женщина в воду бросилась!». Читатель понимает, что Катерина не выдержала подобного состояния, и действительно предпочла смерть. Рядом со своей мертвой супругой сидел Тихон и, словно не веря в происходящее, уже сумел дать матери отпор, утверждая, что именно она ее и погубила. Поразительно то, что Тихон даже позавидовал Катерине, не понимая, зачем он-то «остался жить на свете да мучиться?».

Интересно? Сохрани у себя на стенке!