Может ли простой человек стать гением. Удар по голове — и ты гений: восемь реальных случаев

Гении имеют врожденные таланты в том, чем никогда не занимались, или, что встречается чаще, способны развить свои способности до исключительного уровня. Это требует огромных усилий и целеустремленности. Развивайте базовый набор навыков, занимайтесь самосовершенствованием, а также избавьтесь от плохих привычек, которые ослабляют ваши умственные способности.

Шаги

Часть 1

Развивайте навыки

    Следуйте страстным увлечениям. Если вы хотите стать гением, то вы должны следовать своим увлечениям. Если заниматься любимым делом, то вы повышаете шансы сохранить мотивацию и развивать навыки, необходимые для гениальности.

    Постоянная практика. Не существует быстрого и простого способа развить гениальные навыки. Нужна лишь постоянная практика.

    Уверенность в себе. Люди часто подчиняются страху. Если бояться неудачи или заурядности, то это помешает вам развивать нужные навыки и следовать увлечению. Старайтесь всегда сохранять уверенность в своих силах. Будьте спокойны, решительны и полны желания пробовать новое, даже если иногда случаются неудачи. Ожидание неудачи или неидеального результата способно лишь отдалить вас от цели стать гением.

    Найдите хорошего учителя. Невозможно стать гением без наставника. Постарайтесь найти себе самого лучшего учителя из всех возможных.

    • Поиск подходящего учителя в значительной мере зависит от необходимых вам навыков. Чтобы стать гениальным писателем, вам потребуется поступить в лучший лингвистический университет, в котором преподают великие специалисты. Чтобы стать гениальной балериной следует записаться в престижную школу балета.
    • В поисках учителя не обязательно устремлять свой взгляд на высшее образование. Иногда для этого достаточно завести нужные знакомства. Например, если вас интересует кинопроизводство, то начните посещать кинофестивали и постарайтесь познакомиться с продюсерами и режиссерами. Представьтесь и попробуйте произвести хорошее впечатление. На подобных мероприятиях можно встретить наставника или опытного специалиста.

    Часть 2

    Измените образ мыслей
    1. Постоянно учитесь. Гении учатся всю свою жизнь. Всегда находите возможность учиться, расти над собой и развиваться. Только так можно развить необходимые навыки.

Заслуга за весь прогресс нашей цивилизации принадлежит гениальным людям. Именно гении всегда двигали человечество вперёд, химики, физики, композиторы, художники, архитекторы и математики, как видите, гении существуют в каждой сфере нашей жизни. Но, что означает само слово "гений". Гений (от лат. genius-дух) Во многих мифологиях и религиях слово " гений" означало нечто среднее между духами, которые определяли характер человека и охраняли его от злых духов.

Наверное, каждый человек на нашей планете когда-нибудь мечтал стать гением, но полёт его фантазии всегда прерывала одна приземлённая мысль, что гениями не становятся, а рождаются. Правда ли это? Почему бытует мнение, что гением нужно родиться? Ведь научно доказано, что большинство детей до 5-7 лет являются гениями, они мыслят и чувствуют этот мир по-другому, но после это возраста вследствие процесса социализации дети утрачивают свою гениальность. У них остаётся пара-тройка каких-нибудь талантов или предрасположенностей, но эти качества далеки от качеств гениального человека. Давно известно, что у гениальных людей есть несколько одинаковых характеристик, которые обычный человек может развить в себе, чтобы стать гением или приблизить свой уровень к оным.

Характеристики гениальных личностей

Как становятся гениями? Все известные гении имели одинаковые сильно-развитые характеристики, такие как:

  1. Страсть. Да, именно, эта характеристика делает из обычных людей гениев. Страсть к любимому делу и полная преданность ему. Многие гении забывали обо всём, когда занимались своим любимым делом, они делали это не для признания обществом или ради денег, они творили, потому что относились к своему делу со страстью.
  2. Интуиция. Это особая характеристика, которая помогает человеку чувствовать жизнь и делать правильный выбор в нужный момент. Данная характеристика помогает гениям сократить количество ошибок на протяжении жизни.
  3. Склонность играть. В своей жизни гении часто играют со своими идеями, экспериментируют с ними, придумывают новые комбинации. Это так называемое богатое воображение, если угодно. Благодаря развитому воображению гений может генерировать большое количество различных и непохожих друг на друга идей.
  4. Стремление к знанию. Гении одни из самых пытливых людей. Они всегда стараюся узнать что-то новое и никогда не останавливаются на достигнутом. Каждый день должен приносить что-то новое, иначе вы не станете гением.
  5. Неуспокоенность. Эта характеристика, которая заставляет гения постоянно пробовать что-то новое и оставаться открытым миру. Они ожидают от себя большего, чем другие люди, поэтому гении всегда пробуют творить что-то новое.

Как стать гением общения? Как стать компьютерным гением? На все эти вопросы один ответ. Целеустремлённая работа по развитию в себе вышеперечисленных качеств. Каждый день усердной работы над собой будет шажком к вашей цели. Если прочитать биографию любого из гениев, то станет ясно, что эти люди сильно отличались от других, обычных людей. Большинство гениев имело узкий круг общения, они редко делились своими мыслями, были излишне погружены в работу, неделями не выходили из своих квартир, в которых они творили. То есть, эти люди отказывались от большинства обычных радостей жизни, так как всё это отвлекало их от усердной работы над любимым делом. Поэтому прежде, чем мечтать о том, чтобы стать гением, просто подумайте готовы ли вы пожертвовать отношениями со своими друзьями, семьей и вообще внешним миром, для того чтобы стать настоящим гением.

Распространенное мнение о том, что гением надо родиться, уже многие годы бытует в обществе. Но так ли это? Разве только одаренных с рождения людей мы называем гениями? А что тогда говорить о великом Генри Форде, который внедрил в производство систему сборочного конвейера, считавшуюся революционной в те времена? Генри не знал этого, когда родился, но работал, учился, преодолевал трудности - и сегодня мы можем назвать этого человека не только гением, но и одним из величайших людей ХХ века. Так что же необходимо делать для того, чтобы встать в один ряд с великими?

Выходи за рамки

Да, может и банальный, но невероятно действенный совет. Твои рамки - это представления о мире, которые формировались на протяжении всей жизни. И не шагнув за их пределы не получится добиться развития или хотя бы изменить свои взгляды. Мы смотрим на мир через привычную нам призму и живем по системе стандартизаций и систематизаций. Мы можем представить маленького мальчика, который сидит и смотрит в звездное небо. Он видит звезды, бесконечное множество звезд, не пытаясь привести их в единую систему. Но вот приходит его и объясняет, что те семь звезд образуют созвездие Большой медведицы. С одной стороны, мальчик получил новые знания о звездах, и его разум систематизировал их. С другой же - отныне этот стандарт в его голове не позволит видеть это созвездие как-то иначе. Поэтому, чтобы стать гениальным в сфере, которая наиболее тебе близка, надо для начала выйти за привычные рамки этой области.

Наблюдай

Чертой многих гениев была и остается наблюдательность. Это качество не только помогает в быту не забывать, где ты оставил ключи от машины. Также развитая наблюдательность помогает собирать данные окружающего тебя мира. Например, у военных это качество адаптировано под оценку того, насколько опасна окружающая обстановка, а у следователей или оперативных сотрудников это качество наиболее развито в части поиска и обработки улик.

Невнимательность будет саботировать твою способность видеть и воспринимать окружающий мир на все 100, хотя такая возможность есть у каждого. Примером этому стала Мария Монтессори, первый женский врач Италии, которая пришла к выводу, что дети способны самообучаться. Ранее гипотеза утверждала, что все дети получали исключительно от взрослых. Но однажды Мария обнаружила, как полугодовалый ребенок игнорирует погремушку, которая лежала в кроватке, и внимательно наблюдает за движениями своих пальцев. Вскоре, получая все новые и новые игрушки, ребенок исследовал их, обращая наибольшее внимание на движения своих рук, тем самым проводя анализ своего тела и обучая себя. Но такие выводы Мария смогла сделать лишь внимательно наблюдая и анализируя детское поведение.

«Полоса препятствий» для мозгов

Итак, ты на пути к тому, чтобы развить свой мозг до уровня профессора Ксавье. Для этого ученый Роберта Несс, которая является деканом школы общественного здравоохранения и вице-президентом по инновациям в Научном центре здоровья Университета Техас в Хьюстоне, предлагает несколько упражнений, которые помогут развить мозг.

1.Рисование контуров

Для этого потребуется лист бумаги, ручка и любое изображение, которое найдешь в интернете. Можешь перерисовывать даже тумбу. Но делать это необходимо глядя не на бумагу, а исключительно на контуры предмета. Такой способ помогает глубже изучить детали и заставит в будущем мозг обращать большее внимание на необходимые мелочи.

2.Концентрация на окружении

Концентрироваться на окружении, обращать внимание на все детали - это те ключевые правила, которые могут помочь в развитии внимательности и анализа и «апгрейдят» мозг. Можно анализировать структуру облаков и предсказывать по ним погоду; вдыхая воздух при пробежке, обращать внимание на запахи и находить их источники и так далее.

3.Рационализация абсурдных идей

Любое великое открытие когда-то было невероятной, абсурдной идеей, которая может прийти в голову только или гению. Представь хотя бы, как можно было додуматься до пересадки органов от одного человека другому? Или как можно было дойти до операций по изменению пола? В начале всего идет абсурд, который в дальнейшем дополняется знаниями, фактами и уверенностью.

Так вот, составь список сумасшедших идей о какой-либо проблеме, делая каждую мысль более абсурдной в сравнении с предыдущей. Затем выбери одну из безумных идей и извлеки из нее то, что делает этот замысел уникальным. После чего найди основные компоненты и выясни функционал этой идеи.

Так Томас Эдисон, боявшийся темноты, возможно, и изобрел лампочку, сгенерировав абсурдную идею: создать Солнце в своем доме.

Мы смотрим на них снизу вверх, равняемся на их поступки и изучаем в школах их биографии. Это люди, которые смогли изменить не только свою жизнь, но и течение истории на нашей планете. Гении.

Карл Маркс, Джон Леннон, Стив Джобс, Махатма Ганди, Генри Форд, Альберт Эйнштейн, Лев Толстой… Каждый может продолжить этот список самостоятельно, черпая вдохновение из своей галереи кумиров. Но как эти люди заняли свое место в истории цивилизации, почему им это удалось и в чем состоит секрет их успеха? Можно ли вывести формулу, которая ответит на все эти вопросы? Оказывается, что да.

Ученые разных стран и в разное время задавались этими вопросами, изучая различные аспекты гениальности. Но только наш информационный век, с его возможностями быстрого сбора и обработки информации, сделал возможным проводить подобные исследования наиболее полно. В результате, большинство исследователей пришло к выводу, что в рецепте любого успеха имеется всего три компонента: способности, опыт и случай . Чтобы сделать описание более живым, давайте проследим как этот рецепт работает в случае самой популярной группы Битлз и самого богатого человека планеты Била Гейтса.

Талант

Этот пункт будет самым коротким и не вызовет никаких вопросов у читателей. Мы перекормленны историями о том, как юные таланты начинают читать раньше, чем ходить, складывают в уме дроби сидя на горшках и заканчивают учебные заведения с блестящими результатами на несколько лет раньше, чем их сверстники.

Билл Гейтс с детства обладал великолепной памятью и страстью к точным наукам. По словам его школьной учительницы, он однажды дословно воспроизвел трехстраничный монолог из книги, пробежав его глазами только один раз. В тринадцать лет написал первую программу. Музыкальные таланты членов группы Битлз тоже вряд ли кто-то будет отрицать. Ну, гении, что сказать!

Так что, все дело в неординарных врожденных способностях?

Оказывается, нет. В 1921 году тогда еще молодой ученый Льюис Терман начнет исследование, которое станет делом всей его жизни. Он объездит множество учебных заведений по всей Америке и найдет с помощью специальных тестов самых одаренных учеников. Маленьких гениев. А потом, на протяжении многих лет, он будет следить за их жизнью и карьерой. Идея этого исследования заключалась в том, что можно еще в детстве найти одаренных детей и выращивать из них гениев. Однако результаты оказались несколько неожиданными.

Спустя годы только несколько людей из списка Термана добились хороших результатов в бизнесе или науке. Но никто не стал персоной мирового или хотя бы государственного значения. Более того, критики доказали, что если бы ученый взял для наблюдения группу обычных детей такой же численности, то их успехи ничем не отличались бы от избранных. В итоге разочарованный ученый подвел итог своего многолетнего исследования: «Мы убедились в том, что успех и интеллект нисколько не взаимосвязаны».

Опа, так значит врожденные способности необходимы, но вовсе не являются залогом победы? Так что же тогда?

Случай

Это любимое оправдание всех хронических неудачников: «мне просто не везет». Давайте проверим, может действительно в их словах есть резон?

Билл Гейтс родился в очень преуспевающей и обеспеченной семье в Америке. Соответственно он учится в самой привилегированной школе города, в которой (внимание!) есть компьютер. Напомню, что это 1968 год и это примерно то же самое, как если бы в вашей школе был действующий космодром. Затем отец одного из его одноклассников приглашает его на первую «компьютерную» работу. Просто фантастическая цепь случайностей!

Или вот Битлз , например. Четыре талантливых молодых человека живут в одном городе, случайно знакомятся, образуют группу. Затем случайно получают контракт на работу в Гамбурге. Совершенно невероятным образом находят (или он их находит) отличного продюсера Эпстайна, который оказал огромное влияние на их дальнейшую судьбу. И так далее, и так далее — сплошная цепочка счастливых случайных событий.

Как мы видим, случай играет огромную роль в истории успеха. Но почему одни умеют использовать каждую улыбку фортуны, а другие даже выигрыш в лотерее умеют пустить на ветер? Очевидно, просто удачи не достаточно, есть и третий компонент рецепта.

Правило 10 000 часов

В рамках своих исследований успеха ученые проанализировали биографии многих знаменитых людей и нашли любопытную закономерность. Каждому гению на пути к победе пришлось посвятить не менее 10 000 часов оттачиванию своего навыка. Другими словами, о какой бы области ни шла речь, для достижения уровня мастерства, соразмерного со статусом эксперта мирового класса, требуется 10 000 часов практики. В зависимости от личных способностей эта цифра может несколько изменяться, но совсем незначительно.

Группа Битлз до поездки в Гамбург не слишком отличалась от конкурентов. А вернулись ребята оттуда совершенно другими. Профи. В чем причина? Как пишет автор книги «Гении и аутсайдеры» Гладуэлл Малкольм она состоит в следующем:

С 1960-го по конец 1962 г. «Битлз» побывали в Гамбурге пять раз. В первый приезд они отработали 106 вечеров по пять или больше часов за вечер. Во второй приезд они отыграли 92 раза. В третий - 48 раз, проведя на сцене в общей сложности 172 часа. В последние два приезда, в ноябре и декабре 1962 г., они выступали еще 90 часов. Таким образом, всего за полтора года они играли 270 вечеров. К тому моменту, когда их ждал первый шумный успех, они дали уже около 1200 живых концертов. Вы представляете, насколько невероятна эта цифра? Большинство современных групп не дают столько концертов за все время своего существования. Суровая школа Гамбурга - вот что отличало группу «Битлз» от всех остальных.

А что же наш Билл? Многие считают, что Билл Гейтс — это просто баловень судьбы, которому удалось там что-то украсть, здесь схитрить и просто оказаться в нужном месте в нужное время. НО!

В тринадцать лет он знакомится с компьютерами и буквально заболевает ими. Он живет в компьютерном классе, пропуская уроки и отдых. В старших классах он уже работает в большой фирме тестером программного обеспечения. За семь месяцев 1971 г. Гейтс и его товарищи наработали на компьютере 1575 часов компьютерного времени, что равняется восьми часам работы по семь дней в неделю. Когда неподалеку появился компьютерный центр Билл ходил туда ночью, так как единственное свободное время, когда машины были свободны, было с трех до шести утра. В итоге к тому моменту, когда он создал Microsoft , его стаж в программировании насчитывал уже семь лет. И количество отработанных часов намного превысило 10 000. Вы еще думаете, что это просто баловень судьбы?

Итак, как я и обещал в заголовке статьи, рецепт успеха прост до банальности. Это способности + удача + трудоспособность . Выдерните один компонент из этого коктейля, любой, и вы станете просто хорошим специалистом в своей области. Уберите два — и вы останетесь никем. И только все три эликсира делают из человека гения.

Из одной научно-популярной книги в другую кочует утверждение: человек использует лишь около одной десятой нейронов своего мозга, а вот если бы включить все десять десятых, мы все стали бы гениями. Однако сейчас психологи полагают, что дело обстоит как раз наоборот: чтобы стать гением, надо отключить часть своего мозга.

Психологам и психиатрам известны так называемые "идиоты-гении" - умственно отсталые люди, обладающие исключительными способностями в какой-то одной, обычно достаточно узкой области (слово "идиот" здесь надо понимать в исходном древнегреческом смысле: особый, странный). Открыто это явление в конце прошлого века, и с тех пор в научных трудах описано всего около сотни таких случаев. Примерно 25 "идиотов-гениев" известны ученым сейчас. Широкая публика представляет себе такие феномены по известному фильму "Человек дождя". Все эти люди показывают низкие результаты в тестах интеллекта, почти неспособны общаться с согражданами, страдают так называемым аутизмом, то есть болезненной замкнутостью в себе. Но они проявляют удивительные способности в математике, музыке, изобразительном искусстве или в других областях. Один из них, едва взглянув на любое здание, может изготовить его детальнейший архитектурный рисунок. Другой, не глядя на часы, в любой момент знает время с точностью до секунды. Третий, посмотрев на любой предмет, называет его размеры с точностью до двух-трех миллиметров. Четвертый говорит на 24 языках, включая пару придуманных им самим. Кто-то знает наизусть и свободно цитирует толстый телефонный справочник большого города и так далее. Некоторые из этих людей даже неплохо зарабатывают, демонстрируя свои способности с эстрады.

Согласно новой гипотезе Аллана Снайдера и Джона Митчелла из Центра изучения разума при Австралийском национальном университете в Канберре, такими способностями обладает каждый из нас, и их довольно несложно пробудить. Авторы гипотезы считают, что способности, проявляющиеся у "идиотов-гениев", маскируются у обычных людей более высокими формами мышления. Мы автоматически стараемся осмысливать факты и наблюдения, а "человек дождя" этим не занимается, останавливаясь на голых фактах и не переходя к обобщениям и концепциям. Эта работа выполняется у него низшими, более простыми и эволюционно более древними отделами мозга. У обычных людей они тоже действуют, но их "заглушают" более высоко развитые отделы.

Снайдер и Митчелл сформулировали свою гипотезу, основываясь на многочисленных исследованиях таких феноменальных людей, особенно математически одаренных. Современные установки для позитронной и ядерно-резонансной томографии позволяют видеть, как работают отделы мозга, как обрабатывается информация от органов чувств, прежде чем человек получает какие-либо впечатления и реагирует на них своими мыслями и концепциями.

Например, между тем моментом, когда на сетчатку глаза падает сфокусированное хрусталиком изображение, и сознательным восприятием увиденного проходит около четверти секунды. За это время разные специализированные участки мозга, работая по отдельности, идентифицируют каждый аспект изображения: цвет, форму, движение, положение и так далее. Эти компоненты затем синтезируются в единый комплекс, который передается в высшие отделы мозга, а те осмысливают увиденное. В норме мы не осознаем этот процесс. И хорошо, иначе наше сознание забивалось бы массой разрозненных деталей, каждая из которых в отдельности не имеет особого смысла. "У нормального человека, - говорит Снайдер, - мозг воспринимает каждую мельчайшую деталь картины, но обрабатывает все зарегистрированное и вычеркивает большую часть информации, оставляя общее впечатление от увиденного, общую осознанную концепцию, которая и необходима для разумного реагирования на поток информации извне". У "гениальных идиотов" такое редактирование не происходит, так что они воспринимают все окружающее с невероятными, обычно не замечаемыми нами подробностями.

Один из любимых трюков так называемых чудо-счетчиков, которые также относятся к категории феноменально одаренных и в то же время ущербных людей, это календарные расчеты. Например, из зала задают вопрос: "Каким днем недели будет первое сентября 2039 года?" И через две-три секунды чудо-счетчик отвечает: "Четверг". Как утверждает Снайдер, и вы способны на такие моментальные расчеты, но ответ остается в подсознании, поскольку высшие отделы мозга, осознавая полную практическую бесполезность расчета, подавляют его результат, не допуская "вывода на монитор".

Другой пример - способность моментально определять высоту и продолжительность любой ноты в музыке. Австралийские психологи уверены, что это умение свойственно любому из нас, просто мозг осознает бесполезность такой информации, и в результате мы воспринимаем музыку как единое целое, а не как последовательность отдельных нот определенной высоты и продолжительности.

То же касается и, скажем, способности взглянуть на страницу книги, закрыть глаза и по памяти прочитать ее вслух от начала до конца. Психологи уверены, что сделать это может любой из нас.

Но если это так и наш мозг незаметно проделывает все эти трюки, то нельзя ли снять цензуру сознания и продемонстрировать себе и миру свои необычайные способности? Нильс Бирбаумер из Института нейробиологии поведения при Тюбингенском университете (Германия), горячий сторонник идей Снайдера и Митчелла, уверен, что можно и что некоторые из нас уже овладели таким умением. Он приводит в качестве примера одного совершенно нормального студента, развившего в себе способность к моментальному счету, не уступающую лучшим чудо-счетчикам. Изучение его электроэнцефалограммы показало, что во время выполнения в уме сложных расчетов его мозг крайне активен, а перед тем, как студент вслух произнесет результат, активность мозга резко падает. У обычных людей во время умственного счета такого спада активности не происходит. Бирбаумер считает, что этот студент научился отключать цензуру своего сознания и потому способен моментально выдать результат "мимо сознания".

Возможно, и знаменитые случаи открытий, сделанных во сне (таблица Менделеева, строение бензола и другие), также объясняются отключением части мозга во время сна, что позволяет разуму рассматривать самые, казалось бы, неприемлемые варианты гипотез или изобретений.

Хорошо известны примеры обучения людей управлять физиологическими процессами, которые мы в норме не осознаем, то есть фактически управлять своим подсознанием. Например, снабдив человека датчиком кровяного давления и посадив его перед экраном компьютера, на который постоянно выводятся измеряемые цифры, можно научить его снижать или повышать давление. После такого обучения эта способность сохраняется и без датчиков и компьютера. В прошлом году тот же Бирбаумер, приклеив на череп парализованного инвалида датчики биотоков мозга, научил его двигать посредством мысли курсор на экране компьютера. Подводя курсор к изображению клавиш с буквами на экране, можно печатать без рук. Возможно, удастся научить человека и временно отключать "мешающий" участок мозга.

Не все нейрофизиологи согласны с Митчеллом и Снайдером. Наиболее распространено мнение, что у "гениев-идиотов" односторонне развита какая-то одна способность мозга за счет остальных, возможно, даже с увеличением той области мозга, которая отвечает за эту способность. У большинства людей такое одностороннее развитие сдерживается тем, что с раннего детства мозг настраивается на концептуальное мышление, нацеленное на обобщение и выводы, а не на фиксирование деталей. Обычный мозг комбинирует разные впечатления, ощущения и мысли и извлекает смысл из общей картины, не концентрируясь на отдельных деталях.

Английские ученые Юта Фрис и Франческа Хаппе считают, что мозг "гениального идиота" неспособен на такое обобщающее мышление, а мозг обычных людей неспособен к феноменальному "лоскутному" мышлению. У обычного человека, считают Фрис и Хаппе, порыв к глобальному обобщению и конкретным выводам настолько силен, что мозг моментально сметает отдельные впечатления и мысли в общую осмысленную картину, делая это быстрее, чем мы успеваем зарегистрировать каждую деталь. Хаппе объясняет: "Если бы могли заглянуть в мозг "гения-идиота", мы нашли бы, что его необычный талант проистекает из очень четко очерченных, специфичных зон мозга, не имеющих нервной связи с теми зонами, где происходит осмысление воспринятой информации и рождаются концепции. В результате эти зоны не испытывают помех со стороны и могут превратиться в строго специализированные, скажем, на математических вычислениях, музыкальных способностях или на зрительной памяти и так далее".

Голландец Вим Клейн (1912-1986), чудо-счетчик, моментально производил в уме самые сложные вычисления, а в остальном его интеллект был ниже среднего уровня. Клейн долгое время работал в ЦЕРНе (Европейская организация ядерных исследований) живым компьютером

В Германии создана система, позволяющая печатать на экране компьютера с помощью мысли.

Возникшая в начале XIX века "наука" френология утверждала, что каждая часть мозга имеет свою функцию, а при особом развитии той или иной части мозга лежащая над ней часть черепной крышки "выпячивается" в виде шишки.

Возникшая в начале XIX века "наука" френология утверждала, что каждая часть мозга имеет свою функцию, а при особом развитии той или иной части мозга лежащая над ней часть черепной крышки "выпячивается" в виде шишки. Поэтому, как считал основатель френологии австрийский врач Ф. Галль, по рельефу черепа можно судить о склонностях и способностях человека. Как показало дальнейшее развитие науки о мозге, здравое зерно в этих рассуждениях было: разные участки коры головного мозга специализируются на разных функциях. Но шишки на голове не имеют к этому никакого отношения. На снимке - фарфоровый бюст с расписанными на поверхности черепа шишками разных душевных качеств. Полтора века назад такие учебные пособия по френологии выпускали тысячами.

Недавно это представление было поддержано опубликованными результатами исследования мозга Эйнштейна. Области мозга, обычно ассоциирующиеся с математическими способностями, увеличены и не пересекаются извилиной, как у обычных людей. Извилины мозга часто ограничивают специфические функциональные зоны мозга, поэтому соблазнительно предположить, что "математический модуль" в мозге Эйнштейна, пользуясь отсутствием границ, оккупировал нейроны из соседних зон, которые в норме занимались бы чем-то другим.

Слабость этой гипотезы в том, что мы изучаем строение мозга феноменально способного человека только после его смерти, поэтому не можем с уверенностью сказать, увеличена ли какая-то зона мозга от рождения или увеличилась от упражнения, в процессе постоянной эксплуатации.

Английский психолог Майкл Хоув считает, что способности и "гениев-идиотов", и обычных людей, талантливых в какой-то области, объясняются одинаково - усиленным упражнением. Просто некоторые умственно отсталые люди концентрируют свои усилия на такой задаче, которая не придет в голову нормальному человеку (скажем, вряд ли кто-то мечтает выучить наизусть телефонный справочник), и упражняются в этой области, пока не достигнут совершенства.

Однако имеются факты, противоречащие этой теории. Умственно отсталая девочка, вошедшая в историю психологии под именем Нади Н., с трехлетнего возраста умела великолепно рисовать лошадей в разных позах и ракурсах. В отличие от обычных детей, которые в обучении рисованию проходят определенные стадии, начиная с рисования "бяк-закаляк" и "головастиков" с палочками вместо рук и ног, Надя стала рисовать лошадей блестяще с того самого момента, как ее пальчики смогли держать карандаш. Не было ни обучения, ни упражнений. Известны дети, умеющие моментально рассчитывать дни недели любого месяца и года, еще не овладев операцией деления, и научившиеся своей способности без помощи взрослых.

Возможно, в раннем детстве мы все - "гении-идиоты" или вундеркинды. Ведь каждый ребенок осваивает родной язык, хотя его специально этому не учат. Установлено, что восьмимесячные младенцы бессознательно выполняют фантастически сложные вычисления, позволяющие им понять, где в потоке речи кончается одно слово и начинается следующее. И вскоре ребенок просто "знает", где проходят границы между словами в произнесенной фразе, точно так же, как чудо-счетчик "знает", чему равен квадратный корень из шестизначного числа. Взрослому, напротив, приходится специально учить новый язык. Просто жить среди его носителей, как правило, оказывается недостаточно.

Точно так же дети гораздо легче взрослых научаются точно определять высоту звуков. У них чаще встречается эйдетическая память - абсолютная зрительная память, позволяющая хранить и воспроизводить увиденное перед умственным взором с фотографической точностью.

Снайдер и Митчелл предполагают, что у взрослых эти способности теряются по мере того, как взрослеющий мозг изменяет способы переработки информации. Исследования на томографах показали, что у новорожденных детей и младенцев активны те части мозга, которые "молчат" у взрослых. Эти участки получают информацию от органов чувств и реагируют на нее, вырабатывая эмоциональные всплески и автоматическое поведение. Кора головного мозга, его высший отдел, ассоциирующийся с разумным поведением, вступает в действие только через несколько месяцев, и ее роль в дальнейшем растет. Этот рост резко усиливается в возрасте около полутора лет, когда дети начинают пытаться говорить.

У детей, страдающих аутизмом, такого переключения на кору не происходит или оно идет слишком медленно. Поэтому они сохраняют удивительные способности младенческого мозга. Если включение коры все же потом происходит, эти способности могут быть утрачены. Например, юная художница Надя почти утратила свой талант, когда в возрасте около 12 лет научилась говорить.

Американский психиатр Даролд Трефферт считает, что нарушать развитие мозга еще до родов может мужской половой гормон тестостерон, тормозящий развитие левого полушария, где расположен центр речи. Если это так, то понятно, почему среди "идиотов-гениев" и страдающих аутизмом примерно в шесть раз больше мужчин, чем женщин. Гипотезу Трефферта подтверждают некоторые клинические случаи. Так, обычный девятилетний мальчик стал гениальным механиком после того, как часть левого полушария его мозга была повреждена случайным ранением. Недавно опубликованы данные о взрослых людях, приобретших необычайные способности к рисованию после того, как часть нейронов коры левого полушария была разрушена болезнью. Отмирание нейронов словно сняло тормоза с врожденной способности к рисованию, которая была подавлена всю жизнь.

Аллан Снайдер считает, что эти теории можно проверить. Он планирует отключить у себя область мозга, вырабатывающую концепции. Сделать это можно через кости черепа магнитными импульсами, нужно только подобрать место приложения электромагнитов и силу импульсов. "Если при этом в моем уме возродятся четкие картины далекого детства или я вдруг начну моментально рассчитывать многозначные простые числа, я пойму, что моя теория верна", - говорит Снайдер.

По материалам иностранной печати.