Фрэнсис дрейк железный пират королевы. Что открыл английский пират Френсис Дрейк


Дрейк, Фрэнсис
Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Сэр Фрэнсис Дрейк (англ. Francis Drake; около 1540 - 28 января 1596) - английский мореплаватель и корсар времён Елизаветы I. Первый англичанин, совершивший кругосветное путешествие (в 1577-1580 гг.) Разгромил испанский флот (Непобедимую Армаду) в Гравелинском сражении 1588. Владел усадьбой Баклэнд-Эбби в Йелвертоне.

Биография

Детство и юность
Фрэнсис Дрейк родился в Кроундейле, недалеко от Тейвистока, в Девоншире в семье фермера (отец - Эдмунд Дрейк), впоследствии ставшего священником. Всего в семье Дрейков было двенадцать детей, Френсис был старшим. В 1549 Семья Дрейка перебралась в Кент. С 13 лет стал моряком, был помощником капитана, а в 16 лет принял командование кораблём - небольшим барком. Первые плавания - в Северном море.

Взрослая жизнь
В 1567 году отправился в плавание в Гвинею и Вест-Индию, командуя кораблём в работорговой экспедиции своего родственника Джона Хокинса. В ходе этой экспедиции корабли англичан подверглись нападению испанцев, и большая их часть была потоплена. По разным сведениям уцелело от одного (корабль Дрейка) до трёх кораблей.

В 1572 году отправился в собственную экспедицию в Испанские владения в Вест-Индии, захватил город Номбре де Диас на Панамском перешейке, захватил корабли в гавани Картахены, сжёг Портобелло. В ходе этого рейда Дрейк несколько раз пересёк по суше Панамский перешеек и захватил испанский «Серебряный караван» (около 30 тонн серебра). 9 августа 1573 Дрейк вернулся в Плимут знаменитым.

15 ноября 1577 года Дрейк был отправлен королевой Елизаветой в экспедицию к тихоокеанскому побережью Америки. Официальной целью путешествия было открытие новых земель, в частности Австралии. На самом деле Дрейк должен был награбить как можно больше испанского золота и с этим грузом вернуться в Англию. Френсис отправился в это путешествие на 100 тонном флагмане «Пеликан», который сопровождали ещё четыре корабля. Не заходя в Магелланов пролив, Дрейк первым обошёл Огненную Землю, тем самым выяснив, что она не является частью южного континента (хотя первенство Дрейка оспаривается).

После того, как флагман «Пеликан» единственный из всех судов «пробился» к Тихому океану, он был переименован в «Золотую лань». Дрейк прошёл вдоль тихоокеанского побережья, атакуя испанские порты, такие как Вальпараисо, и исследовал побережье значительно севернее испанских колоний, приблизительно до современного Ванкувера. 17 июня 1579 Дрейк высадился, как предполагается, в районе Сан-Франциско (по другой гипотезе, в современном Орегоне) и объявил этот берег английским владением («Новый Альбион»).

После пополнения провизии и ремонта, Дрейк пересёк Тихий океан и вышел к Молуккским островам. Обойдя Африку, Дрейк вернулся в Англию 26 сентября 1580 года, привезя сокровищ на 600 000 фунтов. За эту экспедицию Дрейк был удостоен рыцарского звания. В 1588 году был одним из английских адмиралов, которые разбили испанскую «Непобедимую армаду». После этого Дрейк предложил Елизавете I английской напасть на Лиссабон. Англичане, возглавляемые Дрейком, захватили бы Лиссабон, но у него не было осадных орудий. После этого он потерял благосклонность королевы. Умер от дизентерии, на рассвете, 28 января 1596 года.

Дрейк и карта Мира
Дрейк известен также в географии. Его именем назван пролив между Огненной Землей и Антарктидой.

знаменитый корабль Дрейка - галеон «Golden Hind»

Если вкратце охарактеризовать этого человека, то его судьба весьма необычна. В юношестве он стал капитаном корабля, а впоследствии удачливым морским пиратом. Затем он стал мореплавателем и совершил второе кругосветное плавание после Фернана Магеллана. И после всего этого он был произведен в адмиралы и разгромил непобедимую испанскую армаду. Речь идет о легендарном Фрэнсисе Дрейке — английском мореплавателе и вице-адмирале.

адмирал Фрэнсис Дрейк

Фрэнсис Дрейк родился в Англии в поселке Тависток, графства Девоншир в семье фермера в 1540 году. Мальчик с самого детства мечтал о дальних морских походах и известности. Дорогу к своим грезам Фрэнсис начал в 13 лет нанявшись юнгой на . Юноша оказался смышленым моряком и уже скоро он стал старшим помощником капитана. Позже, когда Френсису исполнилось 18 лет, он приобрел небольшой барк, на котором стал перевозить различные грузы. Но обычные морские перевозки не приносили особого богатства, чего не скажешь о пиратстве и работорговле. Они давали больше прибыли, а посему Фрэнсис Дрейк в 1567 году в качестве командира корабля во флотилии своего дальнего родственника Джона Хокинса отправился в дальний поход к Африке за рабами а оттуда в Вест-Индию, где мореплаватели промышляли грабежами и захватом испанских кораблей. Во время этого плавания молодой мореплаватель получил огромный опыт сопряженных с грабежами и нападением на торговые корабли испанской короны. Вернувшись в Англию, о нем сразу заговорили как об удачливом капитане.

Вскоре, в ноябре 1577 года, Фрэнсис Дрейк вышел на корабле из порта Плимут и направился во главе экспедиции в Тихий океан к берегам Америки, целью являлось приведение под английскую корону новых земель а также завладение испанскими кораблями и их ценными грузами. На этот раз под командованием Дрейка находилось уже пять кораблей. Корабль Дрейка под названием «Pelican» был вооружен 18 орудиями и имел три мачты. По парусному вооружение стотонное судно относилось к галеону. При сравнительно небольших размерах, корабль Дрейка обладал хорошими мореходными качествами. Историки говорят, что даже сама королева Елизавета благословила эти корабли и преподнесла памятные подарки.

Морской поход начался удачно. К концу января 1578 года корабли Дрейка прибыли к побережью Марокко, где англичане захватили город Могадар. Получив в качестве вознаграждения большое количество различных ценных товаров, морские пираты направились к берегам Америки, где занялись разбойным грабежом. Во время этого на нескольких кораблях Дрейка назрел бунт. Некоторые моряки решили сами заняться пиратством. Однако мятеж был подавлен. Оставив два самых прохудавших корабля, и заново сформировав команды, Фрэнсис Дрейк отправился к проливу Магеллана. Успешно миновав пролив, парусники вышли в открытый океан, где сразу же попали в сильный шторм. Разбросанные корабли Дрейка так больше и не смогли собраться в эскадру. Один корабль разбился о скалы, другой течением снова затащило в пролив, и его капитан принял решение самостоятельно возвратиться в Англию. А корабль Дрейка, который к тому времени получил новое название за прекрасные мореходные качества, понесло далеко на юг.

корабль Дрейка «Золотая Лань»

Галеоны как тип судна возникли в 17 веке в Испании, когда неуклюжие каракки и небольшие каравеллы уже не подходили для дальних морских походов. Английский галеон, каким был корабль Дрейка, был более вместительным и имел более мощное вооружение. Кормовые надстройки были высокими, но более изящными за счет сильно зауженной к верху форме. Часто из кормовых помещений делались выходы на открытые галереи. Транец, как правило, создавался прямым. Корма галеонов часто обладала роскошным убранством в виде позолоченного орнамента. Форштевень тоже имел свои декорации. Парусное вооружение галеона состояло из двух рядов прямых парусов на первых двух матчах и большого латинского паруса на бизань-мачте. На бушприте, как правило, устанавливался прямой парус под названием блинд. Впервые на кораблях как у Дрейка появились орудийные палубы, располагавшиеся под главной палубой. Корпус корабля был несколько уже, чем у его предшественника каракки, а обводы корабля — более плавными, что способствовало улучшению маневренности и повышению скорости хода.

Корабль Дрейка «Pelican» был построен на верфи Альбурге, а оба вооружения (парусное и артиллерийское) были установлены в его родном городе Плимуте. Парусный корабль имел длину 21,3 м, ширину 5,8 м, осадку 2,5 м и водоизмещение 150 тонн. Перед длительными морскими походами корабль Дрейка принимал раскраску испанского галеона, состоящую из орнамента из красных и желтых ромбиков. Первоначально на корме корабля находился рисунок пеликана, но после переименования на носу появилась фигура лани, полностью отлитой из золота.

Но вернемся к великим географическим открытиям Фрэнсиса Дрейка. Итак, успешно миновав Магелланов пролив, корабль Дрейка двинулся на юг. Сам того не осознавая, он сделал важное открытие. Выяснилось, что Огненная Земля вовсе не является выступом известного Южного материка, а всего лишь есть крупный остров, за которым продолжается открытый океан. Впоследствии данный пролив между Антарктидой и Южной Америкой был назван в честь его имени.

Далее корабль Дрейка направился на север, обирая и захватывая по пути прибрежные города. Особенно удачный «клад» ждал английских корсаров в Вальпараисо. В этом порту разбойники напали на стоявший в гавани , загруженный золотом и редчайшими товарами. Но самое главное на испанском корабле оказалась неизвестная морская карта с описанием западного побережья Северной Америки.

Дрейк не только занимался грабежом испанских колоний, он прошел вдоль побережья Америки гораздо севернее испанцев. В середине июня корабль Дрейка причалил к берегу для ремонта и пополнения запасов. И между делом он решил исследовать район, где ныне располагается город Сан-Франциско, объявив его владением английской королевы, и нарек его Новый Альбион.

Путешествие вдоль западного побережья Америки оказалось весьма успешным. Когда корабль Дрейка был перегружен большим количеством золота и драгоценностей, капитан подумал о возвращение на родину. Однако проследовать через Магелланов пролив он не посмел, осознавая наличие там испанских кораблей. Тогда Дрейк решил отправиться в неизвестный путь через Южный Океан и погода ему в этом благоприятствовала. Вскоре корабль Дрейка достиг Марианских островов. Простояв на ремонте несколько дней в индонезийском Целебесе, капитан продолжил плавание.

26 сентября 1580 года Дрейк и его корабль благополучно прибыли в порт Плимут. Здесь его встретили с почестями. Даже сама королева Елизавета пришла на корабль и прямо здесь произвела бесстрашного мореплавателя в рыцари. И эта награда была заслуженной, ведь корсар привез «добычу», которая в несколько раз превосходила годовой доход британской казны.

Кроме титула Френсис Дрейк был назначен мэром Плимута, стал инспектором королевской комиссии, которая проводила регулярные проверки кораблей британского военного флота. А в 1584 году был избран почетным членом палаты общин.

В период с 1585 по 1586 годы сэр Фрэнсис Дрейк снова командовал вооруженным британским флотом, направленным против испанских колоний в Вест-Индии. Именно благодаря оперативным и умелым действиям Дрейка выход в море испанского флота короля Филиппа II был отложен на год. А в 1588 году он приложил свою тяжелую руку к окончательному разгрому непобедимой испанской армады. К сожалению, это был закат его славы.

Френсис Дрейк предпринял попытку рейда на Лиссабон в 1589 году, но она оказалась не очень успешной — корсары ограничились разорением окрестностей и торговых судов. Кроме того это стоило Дрейку расположения и милости королевы. Ведь королевская казна немного опустела, а к таким делам Елизавета относилась не наилучшим образом. Скорее всего, госпожа фортуна покинула Дрейка и следующий морской поход на Сан-Хуан у Канарских островов стал для него роковым. Захватить город английским корсарам не удалось, а корабли Дрейка смогли потопить всего лишь несколько испанских галеонов, и были вынуждены уйти. К тому же среди команды распространилась болезнь, которая не обошла стороной адмирала. Дрейк смертельно заболел тропической лихорадкой. Утром 28 января 1996 года сэр Френсис Дрейк скончался. По морской традиции его тело опустили в море (как истинного моряка), а остатки эскадры в главе с Томасом Баскервилем вернулись в Плимут без своего командующего.

В Англии высоко почитают имя Фрэнсиса Дрейка. В Плимуте в честь адмирала установлен памятник. А в 1973 году группа энтузиастов построила реплику корабля Дрейка «Золотая Лань» и повторила славный маршрут великого мореплавателя. Сейчас корабль стоит в Лондоне и используется в качестве корабля-музея.

реплика корабля Дрейка

английский галеон «Golden Hind»

памятник Френсису Дрейку в Плимуте

Легендарный пират, он служил английской королеве, разгромил Непобедимую Армаду и совершил кругосветное плавание. Его ненавидели и боготворили, он своими руками творил геополитику и менял границы мира.

Дракон

Начинал свою противозаконную деятельность главный британский корсар Фрэнсис Дрейк в статусе работорговца, но тогда это занятие британская корона еще не преследовала по закону. Дрейк вместе со своим дядей возил африканских рабов в Новый Свет и промышлял мелким грабежом, пока в 1567 году на них не совершили вероломное нападение испанские корабли. Из той переделки Дрейку удалось выбраться. Теперь к жажде наживы у Дрейка примешивается лютая ненависть к испанцам и жажда мести - он действует в одиночку, пускает ко дну и грабит торговые корабли Филиппа II десятками, безжалостно уничтожает прибрежные города.
У испанцев в Карибском море появляется серьезная помеха- капитан Дрейк, свирепость и жестокость которого принесла ему страшную славу среди них и дикое прозвище Эль Драко- Дракон. Впоследствии они даже назовут его «причиной всех войн с Англией», но до этого еще далеко.

Пират на службе короны

В 1575 году Фрэнсис Дрейк был представлен английской королеве Елизавете I, которая предложила пирату (на тот момент Дрейк уже заработал себе дурную славу многочисленными грабежами и работорговлей) государственную службу. Более того, она профинансировала вместе с другими пайщиками его экспедицию к восточному побережью Южной Америки. Финансовая поддержка кампании во многом была тайной акцией, во всяком случае каперскую лицензию, подтверждающую факт службы короне, Елизавета Дрейку так и не выдала. К тому же официальной целью экспедиции значилось открытие и исследование новых земель, но на деле Дрейк отправлялся в Новый Свет беспощадно грабить испанские корабли и порты.
Как оказалось, это было очень дальновидным решением со стороны британского двора - Дрейк не только приумножил вложения высокопоставленных чиновников, но и совершил несколько важных географических открытий, открыл множество важных морских путей.

Кругосветное путешествие

Кроме безусловных военных заслуг (во время своего рейда Дрейк разграбил множество испанских кораблей и поселений, заметно пошатнув уверенность испанцев в своем превосходстве на море) перед британской короной, на счету Фрэнсиса Дрейка есть еще и крупные географические достижения. Так он выяснил, что Огненная земля не является, как считалось раньше, частью Южного континента. И пройдя между Огненной Землей и Антарктидой на своем знаменитом корабле «Золотая Лань», навсегда увековечил своей имя в названии пролива (пролив Дрейка - пролив, соединяющий Тихий и Атлантический океаны). Кроме того он стал вторым человеком в истории (после Магеллана), который совершил кругосветное путешествие, причем в отличие от Магеллана, из кругосветного плавания он вернулся к точке отправления живым. И несметно богатым.

Рыцарское звание

Вернувшись в Британию из кругосветного плавания, Дрейк был всячески обласкан английской королевой. Слава о нем расползалась по стране и миру- кругосветное путешествие, несметные награбленные богатства (из своего путешествия Дрейк привез 600 тысяч фунтов стерлингов, что превышало в два раза годовой доход английской казны) и пощечина испанскому флоту и короне превратили Дрейка в национального героя. Королева Елизавета лично навестила Дрейка на корабле и прямо на палубе произвела его в рыцари. Так пират Фрэнсис Дрейк стал сэром Фрэнсисом Дрейком. А испанцы впоследствии назвали его «причиной всех войн с Англией».

Дрейк и картофель

Кроме несметных богатств, из своей экспедиции Дрэйк привез другой ценный артефакт - клубни картофеля. И хотя первым, кто завез этот овощ в Старый Свет был, вероятнее всего, испанец Сьеса де Леон, имя Фрэнсиса Дрейка также часто всплывает в истории освоения агрокультуры на европейских землях. И, как ни странно, всплывает не только на родине - в немецком городе Оффенбург знаменитому корсару установлен памятник, на котором он держит в руке клубни картофеля с надписью-посвящением «Сэру Фрэнсису Дрейку, распространившему картофель в Европе. Миллионы земледельцев мира благословляют его бессмертную память. Это помощь беднякам, драгоценный дар Божий, облегчающий горькую нужду».

Непобедимая армада

Несмотря на достижения и успехи британского флота, на море по-прежнему царствовала Испания. Чтобы окончательно покончить с дерзкими набегами англичан, испанской короной было инициировано создание Непобедимой армады - огромного на 130 кораблей военного флота, собранного с целью вторжения в Англию и разгрома пиратства, распространившегося под британским флагом. Планам испанского короля не суждено было сбыться - армада была разбита у берегов Англии. Огромную роль в этих сражениях сыграл ставший на тот момент адмиралом Фрэнсис Дрейк, которому, несмотря на численное превосходство испанского флота, не раз удавалось разбить противника.
Известно сражение у города Кале, в котором, благодаря его хитрости, британцы одержали локальную победу. Дрейк направил на испанскую армаду подожженные суда, наполненные серой, дегтем и порохом. Армада в замешательстве рассеклась по гавани и стала легкой добычей для маневренных английских кораблей. Победа над Армадой еще сильнее укрепила Дрейка в статусе национального героя и фаворита королевы Елизаветы. Впрочем, ненадолго.

Немилость королевы

Благоволение со стороны королевы не было вечным. После разгрома Армады, практически все предприятия Дрейка были неудачными. Он не смог захватить Лиссабон, потратив солидную сумму из казны, и впал в немилость. Елизавета на простила ему неудачу и даже приставила к нему надсмоторщика - адмирала Томаса Баскервиля. Следующая кампания и вовсе стала для Дрейка последней - в возрасте 55 лет он в очередной раз отправился к золотым берегам Америки за новыми сокровищами. Но возраст, многочисленные прошлые раны и разыгравшаяся в пути эпидемия сделали свое дело - он скончался от дизентерии в море, недалеко от Панамы. Там же, облаченный в свои боевые доспехи и запаянный в свинцовый гроб он отправился в свою последнюю обитель - на дно океана.


Самый успешный корсар в истории часто шёл на отчаянный риск. И почти всегда выигрывал. Что это было? Трезвый расчёт или чудеса исключительного везения?

К середине XVI века в Атлантике – в Карибском море и у берегов Европы – сложилась необычная ситуация. Буквально за считанные годы в этих водах, которые раньше были опасны разве что своими штормами, появилась новая страшная опасность – пираты ! И первую скрипку в этом концерте сразу же стали играть англичане. Почему именно они? Англия опоздала к делёжке американских и азиатских колоний. В XVI веке там уверенно обосновались испанцы с португальцами. Значит, стать новыми конкистадорами английским мужчинам было затруднительно. Куда же пойти молодому, смелому, сильному парню, жаждущему быстрого обогащения? Ну конечно же, в пираты! А учитывая тот факт, что пиратство чуть ли не официально поощрялось английским правительством, то морской разбой стал в прямом смысле слова национальной идеей Британии.

А наиболее выдающиеся пираты становились национальными героями. Таким специфическим героем стал и сэр Фрэнсис Дрейк один из самых великих пиратов, которых когда-либо рождала английская земля .

Самая востребованная профессия в Англии

Конечно, при рождении Дрейк вовсе не был никаким сэром. Это потом королева , довольная очень уж выгодной (для казны) деятельностью пирата, пожалует ему рыцарский титул. А около 1540 года , когда в семье девонширского фермера Эдмунда Дрейка родился мальчик, которого назвали Фрэнсисом, никто не мог предположить, что ему доведётся стать сэром, вице-адмиралом и грозой испанской короны.

Впрочем, не стоит считать мелких английских землевладельцев (йоменов), из числа которых происходили родители будущего пирата, представителями самых низших сословий. Так, юный Фрэнсис получил весьма неплохое (по тем временам) образование.

Он умел и читать, и писать. Причём не только по-английски, но и по-французски. От своего отца, который на склоне лет перешёл из «сельхоз-работников» в проповедники, Дрейк унаследовал искусство убеждать – незаменимое качество для всякого лидера (в том числе и для лидера морских разбойников).

Когда Фрэнсис был ещё подростком, отец отдал его в ученики к шкиперу торговой барки. Вряд ли Дрейк-старший мечтал видеть своего сына разбойником. Скорее, он хотел обеспечить мальчику гарантированное трудоустройство во взрослой жизни. А в Англии второй половины XVI века самыми востребованными профессиями оказались те, что так или иначе были связаны с морем.

Итак, Фрэнсис становится юнгой на корабле. Корабль торговый и ходит лишь в прибрежных водах. Это ещё даже не школа, а детский сад для каждого английского моряка. Но его нужно обязательно пройти, чтобы шагнуть выше. А школой конкретно для Фрэнсиса стала уже служба у Джона Хокинса – знаменитого моряка елизаветинской эпохи. Хокинс был старше Дрейка на восемь лет. А главное, был дворянином со связями. Поэтому Хокинс быстро стал влиятельным предводителем, а сын простолюдинов Дрейк поначалу лишь работал на него.

Чем же занимался Дрейк у Хокинса? О,тогда это был самый востребованный (только-только появившийся, но суливший огромные перспективы) бизнес – работорговля !

Работорговля: школа молодого моряка

Итак, если прибрежное (каботажное) плавание было детским садом Дрейка, то его школой стали работорговые экспедиции Джона Хокинса.

Сметливый, с хорошо подвешенным языком моряк Дрейк быстро обратил на себя внимание хозяина. Перспективный юноша получает под свою команду барк «Юдифь» . Очень быстро Дрейк становится правой рукой Джона Хокинса.

Однако в 1568 году растущий бизнес Хокинса – Дрейка потерпел неожиданное фиаско. Во время очередного визита в Новый Свет с партией рабов, у мексиканской крепости Сан-Хуан-де-Улуа, эскадра Хокинса подверглась нападению испанцев, которые давно уже с подозрением относились к визитам английских кораблей в свои колонии. Мадрид полагал, что торговлю с испанскими колониями, в том числе и рабами, должны вести испанские же купцы, а вовсе не иностранцы.

Бросив флагманский корабль со всеми ценностями, Хокинсу удалось скрыться от испанцев на лёгком судне «Миньон». Вырвался из кольца испанских кораблей и Дрейк на своей «Юдифи». Остальные английские корабли пошли ко дну или были захвачены.

Возмущённые работорговцы Дрейк и Хокинс прибыли в Англию, где через официальные каналы потребовали от испанского короля возмещения понесённых убытков в результате такого вопиющего «нарушения международного права». Тот факт, что до своего разгрома эскадра Хокинса помимо работорговли ещё успела и пограбить кое-какие прибрежные мексиканские поселения, истцы скромно обошли молчанием.

Король Испании Филипп II , конечно же, эту жалобу проигнорировал. Тогда Дрейк решил,что «не стоит ждать милостей от Испании, взять их у неё – наша задача ». Так на свет появился уже не работорговец, а пират Дрейк…

Первый пиратский рейд Дрейка

Первый же пиратский рейд Дрейка в 1572 году прославил его имя на всю Англию. Снарядив отчасти на свои, отчасти на казённые средства несколько кораблей, он отправился в Карибское море. Там, после ряда успехов средней руки, Фрэнсиса ждала крупная удача «Серебряный флот» испанской короны…

Каждый год весной от берегов Америки в Испанию отплывала флотилия из десятков кораблей. Везла она целые горы серебра, добытые на знаменитых боливийских серебряных рудниках в Потоси. Поэтому флотилию эту и прозвали «Серебряным флотом».
Конечно, для Дрейка и его маленькой эскадры не могло быть и речи о захвате всего «Серебряного флота», состоявшего из нескольких десятков грузовых и военных (охранных) кораблей с многочисленной и выученной командой. Но дело в том, что «Серебряный флот» формировался в Гаване (отправной точке путешествия в Испанию).
В главный порт Кубы со всех концов Южной и Центральной Америки прибывали испанские корабли, везущие серебро и прочие ценности, добытые или награбленные на подвластных территориях. Из этих мини-эскадр и складывался потом могучий «Серебряный флот», о нападении на который в полном составе нечего было и думать.

А вот Дрейку как раз повезло перехватить такую испанскую миниэскадру, перевозившую ценный груз в Гавану . Добыча англичан была колоссальна – 30 тонн серебра. В Англию Дрейк вернулся богачом и знаменитым на всю страну пиратом.

Пират и королева: секретное допсоглашение

Вторая вылазка Дрейка была ещё более успешна, чем первая. В ноябре 1577 года Дрейк отправился в экспедицию к тихоокеанскому побережью Америки. Эскадра отплывала уже при полной официальной поддержке королевы Елизаветы , которая убедилась в талантах амбициозного капитана и в невероятной рентабельности подобных мероприятий для казны. Впрочем, формально целью путешествия значилось открытие новых земель.

Однако все понимали, что Дрейк отправляется в поход не с познавательными целями. К официальной инструкции прилагался секретный контракт , согласно которому королева за свой счёт снаряжает Дрейку эскадру из шести кораблей, а взамен тот обязуется 50% захваченных в ходе «путешествия» ценностей сдать в королевскую казну.

Результаты похода превзошли все самые смелые ожидания. Дрейк огнём и мечом прошёлся по тихоокеанскому побережью, атакуя испанские города и посёлки. Но это всё были мелочи по сравнению с главным призом – манильским галеоном . Каждый год на другом конце планеты из Манилы (в испанских Филиппинах) выходил галеон, который вёз в митрополию всё награбленное на этих азиатских островах за целый год.

Но пльть на запад через Индийский океан, огибая мыс Доброй Надежды, испанцы боялись. Они опасались (и весьма справедливо) азиатских, арабских, африканских и, разумеется, европейских морских разбойников, которые в изобилии водились в водах Индийского и Атлантического океанов.

Поэтому испанцы выбрали другой путь. На восток, по прямой через Тихий океан в порт Акапулько в испанской Мексике. Там ценности манильского галеона выгружались, перевозились по суше на противоположное (атлантическое) побережье, где снова грузились на корабли и отправлялись уже собственно в Испанию. Такой путь был довольно трудоёмким, но зато более коротким и, главное, более безопасным…

Да, так было безопаснее. К английским пиратам в Карибском море уже попривыкли и держали против них военные эскадры. Но вот в Тихом океане их ещё не видывали. И серьёзной защиты не предусмотрели.

И вот, обогнув Южную Америку через Магелланов пролив, пираты Дрейка вырвались на оперативный (тихоокеанский) простор…

Поверженный левиафан

Весной 1579 года , подойдя к гавани мексиканского порта Акапулько (на тихоокеанском побережье Мексики), Дрейк увидел на рейде силуэт огромного корабля. Это был тот самый манильский галеон!

Этот корабль нельзя было спутать ни с каким другим. Дело в том, что испанские предприниматели, недовольные конкуренцией с поставщиками недорогой азиатской продукции (в первую очередь текстильной), убедили короля издать специальный указ. Было решено что с Филиппин в Испанию можно отправлять лишь один грузовой корабль в год. Так кастильские ткачи хотели ограничить приток дешёвых азиатских тканей.

Но испанские торговцы и купцы на Филиппинах нашли выход. Они стали строить это одно-единственное разрешённое законом судно такого размера, чтобы оно вмещало разом все необходимые товары. Для своей эпохи это был поистине корабль-гигант .

Парусный флот никогда прежде не видел такой громадины. Некоторые из манильских монстров имели водоизмещение в 2000 тонн (для сравнения: самый крупный корабль в эскадре Дрейка не дотягивал и до 300 тонн). И вот этакого левиафана увидел Дрейк в гавани Акапулько, куда галеон, судя по всему, только что прибыл с грузом.

Дрейк не медлил. На его стороне был фактор внезапности и отчаянная команда головорезов. Испанцы были застигнуты врасплох, большая часть команды находилась на берегу. Сопротивление небольшой охраны было быстро сломлено. Несметные сокровища (а с Филиппин везли не только китайский шелк, но и специи, и фарфор, и драгоценные камни) попали в руки пиратов.

Надо отметить, что манильские галеоны во времена Дрейка ещё не имели пушек, поэтому не могли дать артиллерийский отпор дерзким захватчикам. Испанцы привыкли спокойно плавать через Тихий океан,где не было серьёзных пиратов. Зачем тогда пушки?

Однако после налёта Дрейка, а также после того, как в 1587 году другой британский джентльмен удачи, Томас Кавендиш , захватил манильский галеон «Святая Анна» , испанцы пересмотрели свои правила безопасности морских перевозок. Манильские галеоны теперь стали оснащаться пушками, воинская команда на галеонах была значительно увеличена. После этих нововведений атака стала весьма проблематичной задачей.

Но Дрейку повезло. Он оказался первым, поэтому и сорвал столь жирный куш.

«Золотая лань» приносит два госбюджета

Когда в сентябре 1580 года , после трёхлетнего отсутствия, единственный уцелевший корабль Дрейка – его знаменитый флагман «Золотая лань» – вошёл в Плимутскую гавань, в трюмах судна покоились сокровища на сумму 600 000 фунтов стерлингов. Это было в два раза больше годового бюджета всего английского королевства!

Дрейк был встречен как национальный герой. Королева была в восторге. Одним махом милый сэр Фрэнсис (он стал сэром, потому что немедленно по возвращении был удостоен рыцарского звания) привёз ей фантастический подарок. По секретному допсоглашению королева имела право на половину всей добычи, то есть в данном случае на 300 000 фунтов стерлингов.

Следующий, третий по счёту, налёт Дрейка на испанские колонии был тоже результативен. В 1586 году пират сумел получить от Картахены, одного из крупнейших городов испанской Америки, неслыханный по тем временам выкуп в 107 000 золотых песо. Правда, для того чтобы добиться этого внушительного результата, Дрейку пришлось поначалу для острастки сжечь примерно четверть города (чему, кстати, изрядно порадовалась королева Елизавета, жаждавшая тогда «испанской крови»).

Затем был дерзкий рейд уже на собственно испанское побережье (на Кадис в 1587 году), чтобы, как шутливо выразился сам капитан пиратов, «подпалить бороду королю Испании».

Попутно у Азорских островов Дрейк захватил каракку «Сан Филипе», шедшую из Индии с большим грузом золота, пряностей и шёлка (добыча составила 114 000 фунтов ; королева, как и прежде, получила свою долю).

А в 1588 году сэр Фрэнсис Дрейк принял активное участие в разгроме испанской Непобедимой армады. В Англии он превратился в национального героя, а для испанского короля стал воплощением вселенского зла.

Последнее дело Дрейка

Свою последнюю пиратскую экспедицию в Вест-Индию (Америку) Дрейк совершил в 1595-1596 годах в компании с Джоном Хокинсом – человеком, которому был во многом обязан своей фееричной карьерой.

Завязав с работорговлей, Джон Хокинс тоже подался в пираты. Хотя здесь ему пришлось уступить пальму первенства своему бывшему протеже (Дрейку),тем не менее испанцы трепетали и перед его именем. Затевая очередные военные действия против ненавистной Англии, испанский король интересовался первым делом: где сейчас Дрейк и Хокинс, что они делают, чем занимаются? То есть дальняя отлучка этих господ даёт хоть какую-то надежду на успех.

Но к середине 1590-х Хокинс чувствовал себя виноватым перед королевой. В предыдущую свою экспедицию он привёз золота существенно меньше, чем рассчитывал сам, и гораздо меньше, чем рассчитывала королева. За это 60-летнему морскому волку была устроена настоящая выволочка во дворце.

Желая оправдаться, Хокинс написал королеве покаянное письмо, выдержанное в библейском духе: мол, человек предполагает, а Бог располагает.

Благочестивая королева в этот раз (как и во всякий другой раз, когда дело касалось фунтов стерлингов) не вняла религиозным доводам своего подопечного. В сердцах она сказала приближённым:

«Этот дурак вышел в море воином, а вернулся попом!»

Хокинс понял, что богобоязненной риторикой королеву не проймёшь. Рыжей Бесс (Red Beth – прозвище Елизаветы ) надо дать то, чего она больше всего желает, а именно золота. За помощью он обратился к своему старому компаньону – Дрейку. Кстати, к Фрэнсису королева тоже несколько охладела. И всё по той же причине: давненько от него не поступало новых сундуков с золотом.

Два старых друга решили поправить свою репутацию в глазах королевского двора и отправились в очередную экспедицию к берегам испанской Америки. Увы, это плавание стало для них обоих последним .

Хокинс умер в ноябре 1595 года у берегов Пуэрто-Рико. А через два месяца, 28 января 1596 года, недалеко от Пуэр-то-Бельо (ныне Портобело в Панаме) от дизентерии скончался и Фрэнсис Дрейк . Знаменитого пирата похоронили в океане в свинцовом гробу.

Еще больше интересных статей

Дрейк Фрэнсис (около 1540- 1596), английский мореплаватель.

Родился в городе Тейвисток (графство Девоншир) в семье фермера. В юности плавал на каботажных судах, заходивших в Темзу. После первого путешествия через Атлантический океан Дрейк получил место капитана судна в эскадре Дж. Гаукинса. В 1567 г. он участвовал в морской экспедиции Гаукинса с целью захвата судов испанских работорговцев и грабежа испанских владений в Вест-Индии.

С 1570 г. Дрейк каждое лето совершал пиратские рейды в Карибском море, которое Испания считала своим. Он захватил Номбре-де-Дьос в Мексике, грабил караваны, перевозившие серебро из Перу в Панаму.

В декабре 1577 г. Дрейк отправился в свою самую известную экспедицию. Её снаряжали на деньги частных инвесторов, которые Дрейк смог получить благодаря покровительству графа Эссекса - фаворита Елизаветы I. Позднее мореплаватель упоминал, что сама королева вложила 1000 крон. Дрейку было поручено проплыть через Магелланов пролив, найти подходящие места для колоний и вернуться обратно тем же путём. Предполагалось также, что он совершит налёты на испанские владения в Америке.

Дрейк отплыл из Плимута 13 декабря 1577 г. Он командовал кораблём «Пеликан» (позже его переименовали в «Золотую Лань») водоизмещением 100 т; в эскадре было ещё четыре небольших корабля. Доплыв до берегов Африки, флотилия захватила более десяти испанских и португальских судов. Через Магелланов пролив Дрейк вышел в Тихий океан; там сильный шторм 50 дней гнал корабли на юг. Между Огненной Землёй и Антарктидой Дрейк открыл пролив, названный позже его именем. Шторм повредил корабли. Один из них вернулся в Англию, другие потонули. У капитана осталась только «Золотая Лань». Двигаясь вдоль побережья Южной Америки, Дрейк грабил суда и гавани у берегов Чили и Перу. 1 марта 1579 г. он захватил судно «Какафуэго», нагруженное золотыми и серебряными слитками. В июле того же года корабль, которым командовал Дрейк, пересёк Тихий океан. В 1580 г. он вернулся в Плимут. Таким образом, мореплаватель совершил кругосветное путешествие (второе после Ф. Магеллана), которое принесло ему не только славу, но и богатство.

Получив свою долю добычи (не менее 10 тыс. фунтов стерлингов), Дрейк купил поместье близ Плимута. Королева Елизавета в 1581 г. пожаловала ему звание рыцаря. В 1585 г. Дрейк был назначен главнокомандующим английским флотом, направлявшимся В Вест-Индию. Это знаменовало начало войны с Испанией.

В марте 1587 г. Дрейк неожиданным штурмом завладел городом-портом Кадис на юге Испании, разрушил его и захватил около 30 испанских кораблей. И опять, помимо воинской славы, «пират королевы Елизаветы» получил огромные деньги - его личная часть от захваченных богатств составила более 17 тыс. фунтов стерлингов.

В 1588 г. Дрейк был назначен вице-адмиралом и сыграл решающую роль в разгроме «Непобедимой армады». Удача покинула Дрейка во время экспедиции в Вест-Индию в 1595 г. Он заболел дизентерией и умер 28 января 1596 г. близ Портобело (Панама).

Похоронили вице-адмирала по традиционному морскому обряду, в море.