"Ораторами не рождаются, ораторами становятся". Методическая разработка занятия по психологии. Поэтами рождаются ораторами становятся

Введение
Давно стало привычным выражение «сила слов»; известны поэтические строки В. Шефнера: « Словом можно убить,словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Вот почему изучение ораторского искусства притягательно во все времена. К нему стремятся люди, которые хотят влиять на других посредством живого слова. Одним нужно убеждать аудиторию для того, чтобы получить какую-то выгоду для себя, для других же вся выгода – это радость от созерцания просветленных лиц слушателей, получивших туинформацию и то эмоциональное воздействие, которые были им необходимы. Так было и древнейшие времена. Воздействие выступающего, цель которого – убедить людей в том, что необходимо оратору, называют линией софистов – древнегреческих учителей красноречия, которые отошли от обучения мудрости и искусству речи и стали учить доказывать что угодно, так как это им было более выгодно.
Иное назначение ораторского искусствавидел древнегреческий мыслитель, «отец всех философов» Сократ. Его риторический идеал переняли гуманисты средних веков, которые полагали: «Окружающий мир воплощает в себе истину. Но обнаженную истину человека не видит. Риторика одевает истину в словесные одежды и дает возможность увидеть и познать ее. Принося наслаждение, риторика побуждает людей к еще более активной мудрости. Она становится особымстимулом к добру и просвещению человечества».
Перед людьми, которые хотят совершенствоваться в ораторском искусстве, обычно встает вопрос: а получится ли? Что нужно для этого? Быть может, необходим особый ораторский талант? Обычно в таких случаях успокаивают словами Цицерона: «Поэтами рождаются, ораторами становятся». Следует заметить, что Цицерон сказал это, защищая поэта Архия, которого хотеливыселить из Рима за греческое происхождение. Цицерон подчеркнул редкость поэтического дарования и поставил его даже выше ораторского мастерства. Говоря же о возможности стать оратором, Цицерон отмечал значение природных данных, необходимых, впрочем, в любом деле, а в искусстве особенно: «Совершенство не дано никому, но, занимаясь упорно и настойчиво, вы сможете приблизиться к нему настолько, наскольковам позволит природа».
Цель данной работы заключается в том, чтобы ответить на следующие вопросы: что же такое ораторское искусство? Какие природные данные нужны человеку, который мечтает об успехе на поприще риторики? Как правильно подготовить речь для публичного выступления?
Для реализации поставленной цели я определила следующие задачи: во-первых, определить сущности понятия ораторскогоискусства; во-вторых, выделить основные роды и виды ораторского искусства; в-третьих, определить из чего должна состоять речь оратора.
При работе мной были изучены труды ученых О.А. Баева, Л.А. Введенской, А.В. Медведева и др.
На основе полученных знаний я постараюсь полно и всесторонне осветить поставленные мной вопросы.

1. Понятие об ораторском искусстве
Термин ораторское искусство (лат. оratoria)античного происхождения. Его синонимами являются греческое слово риторика (гр. rhetorike) и русское красноречие. Приведем словарные статьи к ним из семнадцатитомного «Словаря современного русского литературного языка»:
Риторика – 1. Ораторское искусство, теория красноречия// Учебный предмет, изучающий теорию красноречия // Учебная книга, излагающая основы этой теории.
2. Перен. Эффектность, внешняя красивостьречи, напыщенность.
3. В старину – название младшего класса духовной семинарии.
Красноречие – 1. Способность, умение говорить красиво, убедительно; ораторский талант // Искусная речь, построенная на ораторских приемах; ораторское искусство. 2. Устар. Наука, изучающая ораторское искусство; риторика.
Выражение ораторское искусство также имеет несколько...

Знаю три категории ораторов: одних можно слушать, других нельзя слушать, третьих нельзя НЕ слушать. Разница между ними невелика, но существенна: первые исчерпывают терпение, вторые злоупотребляют доверием, третьи совершенствуются, доставляют удовольствие и создают впечатление.

Блестящие ораторы начинают как посредственные, учатся говорить доступно о сложном и достигают высот, когда мастерство и старание незаметно небрежны. Чтение с листа подходит авторам книг, докладчик же умеет говорить сердцем. Зал боготворит вещающего чувством, даже если не слышит умного или полезного.

Много произнести и достаточно сказать не одно и то же. Стреляющий, ещё не стрелок, болтающий - не оратор. Захватывать территории проще, чем брать аудиторию в заложники. Нужен точный прицел и спелые мысли. Нет комплимента лучше, чем восторженный возглас из зала: «Думаю также, но вы сказали раньше!»

Превратите страсть в понимание, говорение в побуждение, мысли – в реальность. Следуйте кочками сомнений, опирайтесь на шест рассудка, перекидывайте мостки суждений и опасайтесь трясин пустозвонства.

1.Кристаллизуйте тему. Не всегда выбираете предмет – иногда навязывают. Но даже куб богат гранями: снежный север, пляжный юг, гниющий запад, тайный восток, недосягаемый верх, простенький низ.

2.Рождайте структуру. Гуляйте парком, бродите переулками, смотрите в стену и думайте над скелетом выступления: 5-7 корневых мыслей, важных пониманию и достойных произнесения.

3.Продумайте заключение. Мишенью стать должна реакция зала: «Что должны почувствовать, решить, сделать слушатели?». Краткий, ёмкий, предметный ответ задаст верное направление.

4.Сочините вступление. Зал наполнят люди с заботами, задачами, заморочками. Настройтесь камертоном фраз, бросайте приманки слуху, добейтесь заинтересованного внимания.

5.Приветствуйте публику. Не начинайте «мне выпала честь», не подлизывайтесь к аудитории, забудьте речевые штампы. Приступайте просто и сердечно, искренне и душевно.

6.Представьтесь. Лучше, если о вас расскажет хозяин мероприятия – это придаст веса и легитимности. Но не тушуйтесь начинать и без поддержки – скажите о себе пару слов без вычурно-хвалебных од.

7.Наладьте отношение. Загодя решите, как топить лёд равнодушия, создать тёплый контакт, завести сердечный разговор: «Как вызвать доверие, установить связи, повысить общность?»

8.Вызовите улыбку. Продумайте «ломку» предубеждений, уместный комплимент, непринуждённое восхищение. Натянутость перерастает в сближение лёгкой шуткой высшей пробы. Не анекдот.

9.Будьте благодарны. Выступление – привилегия, наверняка вы не мудрейший из присутствующих. Цените время микрофона, уважайте собравшихся, говорите по делу.

10.Создайте повод. Не гоните «с места в карьер», пользуйтесь сравнением, переживанием, историей, чтобы связать «сейчас» с темой речи и ожидаемой реакцией.

11.Задайте вопрос. Риторический. Чтобы повисла тишина, завязалось ошеломление, возникло смятение. Возбуждайте размышления, ставьте проблемы, запускайте инерцию самоопределений.

12.Выскажите позицию. Не тяните кота за хвост, объявите на чьей вы стороне. Дальнейшее пусть хлещет сквозь выгоду союзников и гневный ропот противников. Вербуйте, не таясь и не берите в плен.

13.Не отступайте. Убейте в себе раба, а в речи «если». Ваше слово: «Когда». Будьте рациональны, холодны и прямолинейны. Говорите выразительно, без ухищрений, остерегайтесь лживой учтивости.

14.Повторяйте. Припев запоминается лучше слов песни. Рефрен стройте логичным: что именно имеете в виду. Расплывчатость – зыбучие пески прострации. Вещайте многократную ясность.

15.Отделяйте блоки. Предоставьте слушателям привилегию – следить «на какой вы странице». Подсказывайте, намекайте, ведите лабиринтами плана, содействуйте росту понимания.

16.Набрасывайте примеры. Речевые иллюстрации способствуют глубокому пониманию. Хитроумные пассажи и мудрёные уловки забудут через час, истории переживут вас в памяти собравшихся.

17.Путешествуйте временем. Обращайтесь к прошлому, задействуйте настоящее, проектируйте будущее. Взывайте к фантазиям, думайте о чаяньях, торите тропы.

18.Поддайте жару. Костёр речи пылает одухотворёнными фразами, ёмкими посылами, нежданными вбросами. Накаляйте обстановку, высекайте искры, делитесь огнём, озаряйте светом.

19.Остерегайтесь пафоса. Пора пламенных призывов прошла, кульминации должны быть уместны. Используйте приём «кардиограммы», не старомодничайте демагогическими всхлипами.

Скачать полностью (11.70 Кб)

Работа содержит 1 файл

Скачать Открыть

Поэтами рождаются, ораторами становятся.docx

- 14.10 Кб

Многие считают, что умение блестяще выступать перед публикой - это дар свыше, что с ним рождаются. Поэтому кому-то он дан, а кому-то, к сожалению, нет. Вынужден разочаровать или, наоборот, обрадовать, но эффектное выступление - это прежде всего результат тщательной, целенаправленной и долгой работы над собой, своими навыками и умениями.

Хотя, что греха таить, действительно кому-то от природы есть данные успешного оратора - хорошее произношение, громкий и приятный голос, внешность, обаяние, артистичность, гибкость мышления, остроумие, хорошая память, способность быстро устанавливать контакт с людьми, трудолюбие и сильная воля. А кому-то приходится достигать этого самому, постоянно набивая шишки. Поэтому в риторической науке даже есть понятия естественного (врожденного) и искусственного (приобретенного) ораторского мастерства.

Ораторское мастерство и красноречие - это настоящее искусство. Давайте проведем параллель с другими видами искусств. Некоторые с рождения имеют предрасположенность к рисованию. Однако просто взять и сразу нарисовать шедевр не получится ни у кого. Учеба, подготовка, опыт, время, пробы - и только потом можно говорить о создании настоящего произведения искусства. То же самое и с ораторством. Даже если вы обладаете природными данными, интуитивным пониманием правил построения речи, настоящее блестящее выступление возможно только со временем, в результате кропотливой подготовки.

Великим оратором может стать каждый. Рецепт прост. 5% таланта и 95% работы - вот слагаемые успеха в этом деле. Иногда мне говорят: нет, я, конечно, хочу стать блестящим оратором, но учиться мастерству публичных выступлений не буду, у меня к этому вообще нет данных. Тогда я вспоминаю самых известных ораторов.

Давайте вспомним и мы. Огромный шаг от косноязычия к красноречию сделал великий древнегреческий оратор Демосфен, с детства страдающий тихим и слабым голосом, легко переходившим в фальцет, а также картавостью, шепелявостью, нечеткой дикцией, нервным тиком и имеющий не меньшее количество других комплексов. Болезненная одышка заставляла его замолкать на полуслове. Во время выступления он сильно волновался, при этом одно его плечо начинало подергиваться, что служило предметом постоянных насмешек окружающих. Чтобы избавиться от этого недостатка, во время репетиций Демосфен вешал над плечом остро заточенный меч и таким образом справился со своим недугом (я вас к этому отнюдь не призываю). Чтобы сделать свой голос громким, он тренировался на берегу бушующего моря и в результате смог научиться говорить громче любой самой шумной толпы. Демосфен постоянно перекатывал во рту камешки и проговаривал свои речи, чтобы избавиться от картавости. Когда он произносил свою первую речь, его с позором освистали. Но, несмотря на всю эту, мягко говоря, неперспективную картину, у Демосфена было главное - огромное желание овладеть искусством публичных выступлений. И он смог стать великим оратором - со всей Эллады люди съезжались, чтобы послушать и посмотреть, как выступает Демосфен.

«Поэтами рождаются, ораторами становятся»,- сказал Марк Туллий Цицерон и был прав. Все в ваших руках!

Да вспомните хотя бы пример из недавней истории. Дедушка Ленин картавил, имел большие проблемы с артикуляцией, но это не помешало ему стать великим оратором, способным произносить пламенные речи, вести за собой толпы восторженных людей и войти во всемирную историю как великий вождь народа.

Или взять Маргарет Тэтчер. От рождения она имела, скажем так, не очень приятный для уха, визгливый голос. Перед большой аудиторией «железная леди» терялась, пугалась сотен глаз, забывала слова, не знала, куда смотреть. На самом деле «железной» Маргарет Тэтчер стала потом. Она прекрасно понимала, что без ораторского искусства она не сможет добиться успеха в большой политике. И она начала работать над собой - занятия по постановке голоса, курсы ораторского мастерства, долгие месяцы подготовки, репетиций и проб, консультации преподавателя театрального искусства и профессионального имиджмейкера. Что получилось в результате, мы все хорошо знаем.

Каждый из вас может стать великим оратором. Главное - желание. И если желание у вас есть, значит, первый шаг на пути постижения искусства красноречия вами уже сделан. И помните, что 95% успеха зависят от вашей регулярной работы над навыками ораторского мастерства. Все в ваших руках.


Описание работы

Многие считают, что умение блестяще выступать перед публикой - это дар свыше, что с ним рождаются. Поэтому кому-то он дан, а кому-то, к сожалению, нет. Вынужден разочаровать или, наоборот, обрадовать, но эффектное выступление - это прежде всего результат тщательной, целенаправленной и долгой работы над собой, своими навыками и умениями. Хотя, что греха таить, действительно кому-то от природы есть данные успешного оратора - хорошее произношение, громкий и приятный голос, внешность, обаяние, артистичность, гибкость мышления, остроумие, хорошая память, способность быстро устанавливать контакт с людьми, трудолюбие и сильная воля.

Гордова Екатерина

«Ораторами становятся, поэтами – рождаются». Смысл этого выражения римского государственного деятеля, писателя и оратора Цицерона из его речи в защиту греческого поэта Архия, которую он произнес в 61 г. до н. э., заключается в том, что талант дается природой - он либо есть, либо его нет, - а ораторскому искусству можно научиться - трудом, упорством… И довести его до высокой степени совершенства, как это сделал, например, Иосиф Бродский, «русский поэт и английский эссеист», принявший в свои руки «эстафетную палочку» поэтов серебряного века, а вместе с ней – нелегкую счастливую судьбу..."

Скачать:

Предварительный просмотр:

"Главное - это величие замысла" (И.Бродский)

Отзыв-эссе на отрывок из статьи И.Бродского об Анне Ахматовой «Рождение поэта»

Поэты не рождаются случайно,

Они летят на землю с высоты,

Их жизнь окружена глубокой тайной,

Хотя они открыты и просты.

И.Тальков. «Поэты не рождаются случайно»

«Ораторами становятся, поэтами – рождаются». Смысл этого выражения римского государственного деятеля, писателя и оратора Цицерона из его речи в защиту греческого поэта Архия, которую он произнес в 61 г. до н. э., заключается в том, что талант дается природой - он либо есть, либо его нет, - а ораторскому искусству можно научиться - трудом, упорством… И довести его до высокой степени совершенства, как это сделал, например, Иосиф Бродский, «русский поэт и английский эссеист», принявший в свои руки «эстафетную палочку» поэтов серебряного века, а вместе с ней – нелегкую счастливую судьбу:

Его призвали всеблагие

Как собеседника на пир.

Он их высоких зрелищ зритель,

Он в их совет допущен был –

И заживо, как небожитель,

Из чаши их бессмертье пил!

(Ф.И.Тютчев. «Цицерон». 1830)

Всего «несколько строк» – и мы свидетели «рождения поэта». Анны Ахматовой. Перед нами лишь небольшой отрывок из литературоведческого эссе Иосифа Бродского «Скорбная муза» (1982 г.) - названного так, наверное, под влиянием стихотворения Марины Цветаевой «Муза плача» (1916 г.), посвященного Ахматовой - о творчестве любимого им поэта, друга, учителя, наставника. В своих интервью он не раз говорил о ее роли в его судьбе – о сокровенно важном для него: «… Попытавшись ответить на этот вопрос, я написал 200 или 300 страниц. Думаю, что более всего я обязан Ахматовой в чисто человеческом отношении… Анна Андреевна для меня была, прежде всего, примером духовным, примером нравственным, а потом уже чисто профессиональным», «от нее одно становилось понятным: как надо жить». И вот - пять небольших абзацев о начале «ее» пути. О выборе, который «оказался пророческим».

Ни строчки из ее стихов. Речь пока не о них – о юном существе, «семнадцатилетней дочери», которая «повиновалась» и «согласилась с необходимостью блюсти приличия»: отец узнал, каким способом она решила «заявить о себе»… «Напечатать подборку стихов в столичном журнале»! Но нет, она не из числа «послушливых», рабски покорных: отец-то «невзначай» узнал о ее планах, да и согласилась-то она лишь «вначале» с тем, что «отец потребовал»: взяла псевдоним, чтобы «не позорить» ни «знатную семью», ни «славную фамилию», а сама «не сомневалась ни на миг в своем таланте и правильности выбранного пути». «Чрезмерными» были «претензии отца»: ну чем его дочь ни Василиса Премудрая – «и умом, и всем взяла»! Хотя и не царского роду-племени («Горенко не принадлежали к титулованной знати»), а уж сколько лет в Царском Селе жили «бок о бок» с царской фамилией – «соседство…такого рода редко проходит даром»…

Только вот для самой Анны «главным было другое»: здесь когда-то давным-давно «беззаботно процветал Пушкин». А между Ахматовой и Пушкиным - глубокая творческая близость, особенно Пушкин родственен Ахматовой своеобразным даром пророчества. «Как он понимал, как он все на свете знал? Этот кудрявый подросток в Царском с томиком Парни под мышкой», - говорила она. А эти строки, посвященные Б.Пастернаку, и о Пушкине тоже:

Он награжден каким-то вечным детством,

Той щедростью и зоркостью светил,

И вся земля была его наследством,

А он ее со всеми разделил.

(А.А.Ахматова. «Поэт». 1936)

Действительно, Пушкин – «один из самых чутких наших сейсмографов, который, как Гете лиссабонское землетрясение, предчувствовал грядущие катаклизмы, прежде всего внутричеловеческие». То же характерно и для Ахматовой. Разница только в том, что Пушкин - дитя XIX века, века гармонического, полного просвещенных надежд и порывов, Ахматова - дитя «страшных лет России», когда исполнялись самые страшные пророчества:

Видел я тот венец златокованый…

Не завидуй такому венцу!

Оттого, что и сам он ворованный,

И тебе он совсем не к лицу.

Туго согнутой веткой терновою

Мой венец на тебе заблестит.

Ничего, что росою багровою

Он изнеженный лоб освежит.

(А.А.Ахматова. «Предсказание». 1924?)


В этом месте автор эссе намеренно обрывает наши мысли о «прекрасном дитя» - и, словно расставшись с любимой сказкой, мы «вдруг» ощущаем другую реальность – жизнь без прикрас: «в России все восточное встречается скорее не с любопытством, а с предубеждением» (например: «Незваный гость хуже лихого татарина»). Но Анна смело выбрала себе «новое имя» - она «не гналась за экзотикой»: последний правитель Золотой Орды и в самом деле был среди предков Горенко. И Бродский усиливает впечатление от нового образа: «Я - чингизка»,- говаривала она не без гордости. Для русского слуха «Ахматова» звучит на восточный, более того, на татарский лад». Теперь этой «семнадцатилетней девочке» придется познать, что значит быть «чужой среди своих»:

Теперь никто не станет слушать песен.

Предсказанные наступили дни.

Моя последняя, мир больше не чудесен,

Не разрывай мне сердца, не звени.

Еще недавно ласточкой свободной

Свершала ты свой утренний полет,

А ныне станешь нищенкой голодной,

Не достучишься у чужих ворот.

(А.А.Ахматова. «Теперь никто не станет слушать песен…» 1917)

«Но пять открытых «А» (Анна Ахматова) завораживали»: это была «ее первая удачная строка» будущих песен, которые до сих пор «завораживают» любителей поэзии, словно песни дивной восточной красавицы, «новой шамаханской царицы».

Начало эссе И.Бродского явно перекликается с предисловием к первому сборнику ее стихов «Вечер» (1912 г.), где М.Кузмин буквально «подсказывает», как надо писать о молодом даровании: «Мы пишем не критику, и наша роль сводится к очень скромной: только назвать имя и как бы представить вновь прибывшую. Мы можем намекнуть слегка об ее происхождении, указать кой-какие приметы и высказать свои догадки, - что мы и делаем. Итак, сударыни и судари, к нам идет новый, молодой, но имеющий все данные стать настоящим поэт. А зовут его – Анна Ахматова». И Бродский как будто завершает: «...Выбранный псевдоним красноречиво свидетельствует об интуиции… Будущее отбрасывает тени – выбор оказался пророческим»:

О, Муза плача, прекраснейшая из муз!
О ты, шальное исчадие ночи белой!
Ты чёрную насылаешь метель на Русь,
И вопли твои вонзаются в нас, как стрелы.

И мы шарахаемся и глухое: ох! -
Стотысячное - тебе присягает: Анна
Ахматова! Это имя - огромный вздох,
И в глубь он падает, которая безымянна.

(М.И.Цветаева. «О, Муза плача, прекраснейшая из муз!» 1916)

…Всего «несколько строк» – и мы свидетели «рождения поэта». Анны Ахматовой.
Почти все прозаические тексты были написаны Бродским на английском языке и впоследствии переведены - не всегда с участием автора, - но они все равно являются для нас безусловным примером «всеобъемлющего творчества, насыщенного чистотой мысли и яркостью поэзии» - мастерства в искусстве слова, неравнодушного, живого и горячего, «жгущего сердца людей». Слова поэта.

Гордова Екатерина,

ученица 11 «Б» класса

СОЧИНЕНИЕ.

Поэтами рождаются. Ораторами становятся.

Мне хочется написать о поэте 20 века Эдуарде Осадове. О человеке, который писать стихи начал с восьми лет, пережил тяжелейшие испытания в жизни, не сломался при этом, а стал действительно оратором и Человеком с большой буквы в жизни и поэзии. «Я чувствовал на себе всегда большую ответственность за то, что скажу, напишу и сделаю. Вы знаете, я очень горжусь тем, что у меня нет ни одной строки, в которой бы я солгал. Ни одной. За каждую свою строку - удачная она, не удачная, все равно - за каждую из них я несу полную ответственность и сегодня. Поэтому я никогда не был перевертышем». Когда читаешь его сборники стихов, а я прочел их больше половины изданных, а некоторые не один раз, то веришь в правду и искренность этого человека и приклоняешься перед ней.

Эдуард Асадов родился 7 сентября 1923 года в Туркмении. По национальности он армянин. Родители были у него учителями. После смерти отца в 1929 году он с матерью переехал в Свердловск. Здесь жил второй дедушка, тоже армянин, врач по профессии, Иван Калустович Курдов. На Урале прошло все детство Эдуарда Асадова. Здесь он пошел в первый класс, здесь в восьмилетнем возрасте написал свое первое стихотворение, здесь вступил в пионеры, здесь был принят в комсомол.

Когда ему исполнилось пятнадцать лет, семья переехала в Москву. После спокойного и деловитого Свердловска Москва показалась шумной, яркой и торопливой. С головой ушел в стихи, споры, кружки. Эдуард колебался, куда подавать заявление: в литературный или театральный институт. Но события изменили все планы. Выпускной бал в школе был 14 июня 1941 года, а через неделю - война! В районном комитете комсомола подаёт заявление добровольцем на фронт, в райком пришёл вечером, а утром уже был в воинском эшелоне. Всю войну провоевал в подразделениях «катюш». Сначала воевал под Ленинградом, был наводчиком орудия. Потом офицером, командовал батареей на Северо-Кавказском и 4-ом Украинском фронтах. Воевал, мечтал о победе, а в перерывах между боями писал стихи. В битве за освобождение Севастополя в ночь с 3 на 4 мая 1944 года был тяжело ранен. Потом – госпиталь. Стихи между операциями... И слепота навсегда.

В 1946 году поступил в Литературный Институт имени Горького. Первыми литературными учителями были: Чуковский, Сурков, Светлов, Антокольский. Институт окончил в 1951 году. В этом году у Асадова вышла первая книга стихов «Светлые дороги» и он был принят в члены партии и в члены Союза Писателей.

Эдуард Асадов - любимый поэт миллионов читателей. Он человек редкой судьбы, редкого мужества и исключительной силы воли. Вся его жизнь - это борьба, борьба со всяческим злом на земле. В годы Великой Отечественной войны - борьба с фашизмом. Война не на жизнь, а на смерть. В послевоенные годы - беспощадная борьба с подлостью, ложью, лицемерием, трусостью. Борьба за любовь, чистоту человеческих отношений, борьба за радость, за счастье человека на земле... А его оружие - поэзия. Асадов писал обо всем о войне, о городах, о человеческих отношениях. В его поэзии есть поэмы, баллады, песни, лирические монологи, сказки-шутки и просто шутки.

Маленькому мне мама просто так прочитала несколько его шуток или сказок-шуток - такие, как «Аптека счастья» или «Рыбье счастье» и совсем уж грустный стих о рыжей дворняге. Когда я подрос я часто перечитывал эти стихи, но потом захотелось большего. Я стал читать стихи о нашем городе, о войне, о дружбе, о том, чего терять нельзя, о подлости и трусости.

Хочу привести несколько четверостиший, которые мне очень нравятся, но это просто крупица от тех стихов, которые хочется прочитать не один раз!

Могила Неизвестного солдата!
О, сколько их от Волги до Карпат!
В дыму сражений вырытых когда-то

Саперными лопатами солдат.

Зеленый горький холмик у дороги,
В котором навсегда погребены
Мечты, надежды, думы и тревоги
Безвестного защитника страны.

Но Родина не забывает павшего!
Как мать не забывает никогда
Ни павшего, ни без вести пропавшего,
Того, кто жив для матери всегда!

Да, мужеству забвенья не бывает.
Вот почему погибшего в бою
Старшины на поверке выкликают
Как воина, стоящего в строю!

О нашем городе: - Здравствуй, по вешнему строг и молод,

Крылья раскинувший над Невой,

Город-красавец, город герой,

Неповторимый город!

Ну а мы, будто в вихре хмельного шквала,
Все стремимся и жить и любить быстрей.
Даже музыка нервной какой-то стала,
Что-то слишком визгливое слышится в ней!

Жизнь скучна, обнаженная до корней,
Как сверх меры открытая всем красавица.
Ведь душа лишь тогда горячо влюбляется,
Если тайна какая-то будет в ней.

И чтоб после себя не корить
В том, что сделал кому-то больно,
Лучше добрым на свете быть,
Злого в мире и так довольно.

........
Но в одном лишь не отступай,
На разрыв иди, на разлуку,
Только подлости не прощай
И предательства не прощай
Никому: ни любимой, ни другу!

_____
Что же такое счастье?
Одни говорят:- Это страсти:
Карты, вино, увлеченья -
Все острые ощущенья.

А счастье, по-моему, просто
Бывает разного роста:
От кочки и до Казбека,
В зависимости от человека!

Знаешь, все не так уж в мире сложно,

Как иные думают,скользя.

Как в любви есть и «нельзя» и «можно»,

Так и в дружбе есть и «можно» и «нельзя».

Дружба - не апрельская вода.

Здесь зима с теплом не совмещаются,

И потери тут не возмещаются,

«Да» и «нет»- здесь только навсегда!

Одна из основных черт поэзии Эдуарда Асадова - обостренное чувство справедливости.

Писать можно еще много, но я думаю, что если читать стихи Эдуарда Асадова массам, то его поэзия глубоко тронет сердца людей. Те люди, кто знаком с его поэзией никогда не останутся равнодушными ни к людям, ни к поэзии вообще, ни к русской культуре и жизни, ни к русскому языку. Известно, что с начала 1960-х годов поэзия Эдуарда Асадова приобрела широкое звучание. Его книги, выходившие 100-тысячными тиражами, моментально исчезали с прилавков книжных магазинов.

Э. А. Асадов награжден орденами Ленина, Отечественной войны I степени, Красной Звезды, Дружбы народов, двумя орденами "Знак Почета", орденом Почета, медалями "За оборону Ленинграда", "За оборону Севастополя", "За победу над Германией", орденом Красной Звезды, присвоено звание Героя Советского Союза.

21 апреля 2005 года на 82-м году жизни поэт скоропостижно скончался. Похоронен поэт на Кунцевском кладбище в Москве, но сердце его, согласно завещанию, захоронено на Сапун-горе в Севастополе , так как здесь 4 мая 1944 года в боях за освобождение города Эдуард Асадов был тяжело ранен и потерял драгоценное зрение. Именно там, в свист артиллерийских снарядов и рокот взрывов между скал, поэт последний раз увидит своими глазами тот мир, про который он будет писать бессмертные стихи и в котором будет жить.