Мероприятия проекта про осень в доу. Учебный проект на тему: "Жизнь растений осенью" Проект по биологии на тему осень

ПРОЕКТ

по биологии на тему «Осенние явления в природе».

Выполнила ученица 5 А класса Чухманова Эвелина.

Цель работы: провести наблюдения за изменениями в живой и неживой природе осенью и сделать вывод.

Оборудование: тетради для записей, ручка, фотоаппарат для снимков растений.

План проекта: 1. Изменения осенью в неживой природе.

2. Изменения у растений.

3. Изменения у животных.

4. Вывод.

Содержание.

    Изменения осенью в неживой природе.

Осенью длина светового дня становится короче и температура воздуха понижается. Солнце стало меньше светить, стало больше осадков. По утрам, вечерам и ночью наступают заморозки.

Загадка: Крупно, дробно зачастил,

Всю землю напоил. (Дождь).

Приметы: Если ветер северный – к стуже, южный – к теплу.

Красный закат солнца – к ветру.

Гром в сентябре предвещает тёплую и долгую осень.

    Изменения у растений.

Сначала у растений созревают плоды, затем листва меняет свою окраску, подземная часть растения подсыхает, начинается листопад. Его причиной является слой камбия, который препятствует прохождению питательных веществ к листовой пластинке, процессы жизнедеятельности замедляются, затем прекращаются....начинается листопад - золотая осень!

Раньше всех теряют листья липа берёза и вяз. У одних деревьев, например у липы и тополя, первыми опадают листья больших нижних ветвей, постепенно обнажается середина и последней облетает макушка дерева. А вот у вяза, орешника, ясеня листопад начинается с верхних веток. Листва постепенно тает, открывая тёмный ствол дерева.

Только ель и сосна стоят зелёные, своими тёмными силуэтами усиливая яркость и звучность осенних красок. Их листочкам - хвоинкам - морозы не страшны. Каждая хвоинка, как шубой, покрылась восковым налётом.

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин…

Приметы:

В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало ягод –сухая.

Если листопад пройдёт скоро – надо ожидать тёплой зимы.

Осиновые листья ложатся на землю «лицом» вверх – к студёной зиме.

    Изменения у животных.

Осенью все животные активно готовятся к зиме. Заполняют зимние кладовые зерном, семенами, кореньями, орехами. У них отрастает густая пушистая шерсть, они откладывают под кожей много жира, меняют окраску. Некоторые животные впадают в спячку, например медведи, ёжики, так как зимой очень мало еды. Некоторые животные начинают собираться в стаи, стада. Птицы готовятся к отлету в теплые края, собираются в стаи и улетают. Некоторые птицы прилетают к нам. Рыбы опускаются ближе ко дну, становятся малоподвижны, откладывают жир. Лягушки, змеи, ящерицы зимуют около водоёма. Насекомые откладывают яйца.

Собрались и полетели

Утки в дальнюю дорогу.

Под корнями старой ели

Мастерит медведь берлогу.

Рыщут волки ночью тёмной

За добычей по лесам.

Меж кустов к тетёрке сонной

Пробирается лиса.

Прячет на зиму кедровка

В старый мох орехи ловко.

Хвою щиплют глухари.

Зимовать к нам прилетели

Северяне – снегири.

Приметы:

Большие муравьиные кучи осенью – на суровую зиму.

Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлёт пошла.

Обилие осенних тенёт в лесу – на ясную погоду.

4. Вывод.

В ходе работы над проектом мы систематизировались знания

Разделы: Начальная школа

«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай потрогать – и я пойму»

Китайская пословица

Тема: Творческий проект. Сезонные изменения в природе: осенние явления.

Цель: формирование познавательных процессов на уроках окружающего мира и экологической культуры личности младшего школьника;

Детская цель проекта: собрать как можно больше фактов, подтверждающих наступление осени.

Задачи:

  • способствовать формированию представления об осени, сезонных изменениях;
  • способствовать формированию умения воспринимать окружающий мир живым, ощущать его красоту и беззащитность, сопереживать и сочувствовать ему;
  • способствовать формированию умения участвовать в беседе, заниматься поисковой работой, строить высказывания;
  • способствовать воспитанию юного друга природы Тисульского района.

Оборудование:

  • Для учителя:
    • магнитофон;
    • аудиозапись пьесы П.И.Чайковского «Октябрь»;
    • репродукции картин И.Левитан «Золотая осень»;
    • И.С.Остроухов «Золотая осень»;
    • И.Э.Грабарь «Рябинка»;
    • аудиозапись «Лесная азбука».
  • Для учеников:
    • фотографии, иллюстрации об осени;
    • разрезные картинки с изображением живой и неживой природы;
    • карточки с народными приметами, загадками;
    • акварель, альбомные листы чистой бумаги;
    • книги об осени;
    • дневник наблюдений.

Проблема урока: раскрыть тайны осени.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Постановка темы и задач урока

1 этап

Звучит аудиозапись «Лесная азбука». «Неожиданно» почтальон приносит письмо.

Куда: Урюпинская средняя общеобразовательная школа.
Кому: ученикам 2 класса
Обратный адрес: Заячья поляна леса.

Здравствуйте, уважаемые второклассники!

На Заячьей поляне вчера состоялось собрание зайцев. Мы хотели принять решение: пора ли нам менять серые шубки на белые? Получилось так, что одна половина поляны считала, что пора, а другие зайцы говорили, что рано. Одни кричали, что трава ещё зелёная, а другие – что небо ещё серое. Одни говорили, что осень уже наступила и скоро начнётся зима, а другие думают, что осень ещё только собирается в наши края.
Мы не знаем, что делать. Подскажите нам, пожалуйста. Ведь вы учитесь в школе, и, наверное, сможете определить – наступила ли осень? Говорят, что идёт она к нам через ваш посёлок. Расскажите нам, далеко ли она, когда она будет в лесу?
Только собрание Заячьей поляны просит представить убедительные доказательства! Ведь менять шубки – дело для зайцев очень непростое!
Надеемся на вашу помощь!

Заячье собрание.
Лесная поляна.

– А как вы, ребята, считаете, наступила ли осень?
– Итак, наша цель – узнать, наступила ли осень?
– Что для этого нужно сделать?

Проблема: Раскрыть тайны осени.

III. Формирование знаний, умений, навыков

– Кто хочет совершить путешествие в лес чудес?
– А в лесу много тайн, и для этого нам нужно распределиться по командам.

Игра «Дружные ребята»

Предлагается четыре набора «Пифагор». Нужно собрать картинки из отдельных деталей. Отгадать загадки, нарисовать отгадки, придумать название команды и положить в сундучок народной мудрости.
(«Растения», «Животные», «Здоровье», «Погода»).

Загадки на тему «Растения»

Платье потеряла,
Пуговки остались. (Рябина)

Никто не пугает
А она вся дрожит. (Осина)

Разбежались на опушке
В белых платьицах подружки. (Берёзы)

Загадки на тему «Животные»

По поднебесью верёвка протянулась. (Журавль)

Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)

Осенью в щель заберётся,
А весной проснётся. (Муха)

Загадки на тему «Погода»

Крупно, дробно зачастил,
Всю землю напоил. (Дождь)

Синенькая шубёнка
Весь мир покрыла. (Небо)

Щука хвостом махнула,
Лес погнула. (Ветер)

Загадки на тему «Здоровье»

С виду – клин. Развернёшь – блин. (Зонтик)

Сижу верхом,
Не знаю на ком,
Знакомца встречу –
Соскочу, привечу. (Шапка)

С одного бока – лес,
А с другого – поле. (Шуба, пальто)

«Добро пожаловать, осень!»

Задание командам: написать письмо зайцам.

Звучит музыка П.И.Чайковского «Октябрь».

Когда ты идёшь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеёк.
«Что» мышкой шныряет под листьями в норах,
«Кто» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «отчего» на зелёном листке,
«Куда полетело верхом на жуке,
«Зачем» вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день.
Пойдём – ка, дружок, по тропинке гурьбой
Ответы искать под осенним шатром.

Работа с календарём погоды

2 этап

Остановка «Осенняя»

Чтение стихов об осени, в которых звучат приметы. Это приметы живой или неживой природы. Нужно их выделить.

ПОГОДА

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман…

РАСТЕНИЯ

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там на дне долин,
Кисти ярко-красные вянущих рябин…

ЖИВОТНЫЕ

Собрались и полетели
Утки в дальнюю дорогу.
Под корнями старой ели
Мастерит медведь берлогу.
Рыщут волки ночью тёмной
За добычей по лесам.
Меж кустов к тетёрке сонной
Пробирается лиса.
Прячет на зиму кедровка
В старый мох орехи ловко.
Хвою щиплют глухари.
Зимовать к нам прилетели
Северяне – снегири.

ЗДОРОВЬЕ

Почему повсюду лужи?
Мама зонтик свой берёт.
Почему же? Почему же?
Потому что дождь идёт.

Физпауза

«Рябинка»

На холме стоит рябинка,
Держит прямо, ровно спинку.
(Потягивания – руки вверх)
Ей не просто жить на свете –
Ветер крутит, вертит ветер.
(Вращение туловищем вправо влево.)
Но рябинка только гнётся,
Не печалится – смеётся.
(Наклоны в сторону.)
Вольный ветер грозно дует
На рябинку молодую.
(Дети машут руками, изображая ветер.

Остановка художников «Волшебное письмо»

В этом письме не нужны нам чернила!
Яркими красками
С кистью в руке
Будем писать на таком языке:
Листья на дереве –
Краскою пёстрой,
Краской оранжевой –
Осеннее солнце,
Синею краской –
Прозрачное небо,
Птиц и зверей
Разноцветными оставим –
Целый рассказ мы из красок составим!
Этот рассказ наш –
Об осени, о лесе –
Дети читать будут
В каждом классе.
Тронет он душу
Любого народа:
Краскам
Не требуется
Перевода!

Художники должны выполнить задание – раскрасить заданный рисунок так, чтобы он соответствовал осеннему времени года. Рисунок может быть дополнен некоторыми деталями по усмотрению художников.

Остановка «Копилка народной мудрости» – знатоков народных примет, пословиц.

ПОГОДА

Если ветер северный – к стуже, южный – к теплу.
Красный закат солнца – к ветру.
Гром в сентябре предвещает тёплую и долгую осень.

ЗДОРОВЬЕ

Холода не бойся, сам по пояс мойся.
Река начинается с ручейка, а спорт со здоровья.
Всякое дело поправимо, если человек здоров.

РАСТЕНИЯ

В лесу много рябины – осень будет дождливая, мало ягод –сухая.
Если листопад пройдёт скоро – надо ожидать тёплой зимы.
Осиновые листья ложатся на землю «лицом» вверх – к студёной зиме.

ЖИВОТНЫЕ

Большие муравьиные кучи осенью – на суровую зиму.
Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлёт пошла.
Обилие осенних тенёт в лесу – на ясную погоду.

Остановка «Осенняя мелодия» – исполнение песен об осени.

«Осень»

Музыка М.Красева, слова М.Ивенсен(«Погода»)

Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят.

Птицы на юг улетают,
Гуси, грачи, журавли…
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.

В руки возьмём по корзинке,
В лес за грибами пойдём.
Пахнут пеньки и тропинки
Вкусным осенним грибком.

«Скворушка прощается»

Музыка Т. Потапенко, слова М. Ивенсен(«Животные»)

Осень-непогодушка.
Тополь пожелтел.
Вдруг на ветке скворушка
Песенку запел.

Припев:

Ветка чуть качается,
Дождик не кончается,
С нами старый скворушка
До весны прощается.

В путь дорогу – дальнюю
Скворушке лететь.
Песенку прощальную
Как ему не спеть?

Припев :

Где ты, солнце вешнее,
Ясный небосвод?
Над пустой скворечнею
Скворушка поёт.

Припев.

«Зверобика» («Здоровье)

Уселась кошка на окошко
И стала лапой уши мыть.
Понаблюдай за ней немножко
И все движения повтори.
!,2,3 – ну-ка, повтори,
3,4,5 – повтори опять (2 раза)
Очень хорошо!

«Во поле берёза стояла»

Русская народная песня («Растения»)

Во поле берёза стояла,
Во поле кудрявая стояла.
Лю-ли, лю-ли, стояла,
Лю-ли, лю-ли, стояла

Некому берёзу заломати,
Некому кудрявую заломати.
Лю-ли, лю-ли, стояла,
Лю-ли, лю-ли,стояла.

Остановка «В гостях у пернатых»

Остановка «Листопад»

Сбор осенних листьев. (На цветной бумаге нарисовать и вырезать осенние листья).
По окончании путешествия дети оформляют газету с рисунками и рассказами об увиденном на маршруте. Каждая команда готовит своё сообщение.

IV. Итог урока

3 этап.

Подведение итогов

  • Защита проекта «Тайны осени» (рисунки, стихи, рассказы);
  • Составление текста на письмо с Заячьей поляны;
  • Рефлексия «Волшебное дерево».
  • Выявление самых дружных, смекалистых. Вручение текста песен о лесе.
  • Исполнение песенки про дождик. Музыка Ю.Энтина (Из телефильма «Незнайка с нашего двора»)

Проект на тему "Мое любимое время года - осень" делают во всех классах начальной школы. В 1 и 2 классах проект содержит стихи, загадки, пословицы и поговорки о временах года. В 3 - 4 классе добавляются наблюдения за изменениями в природе и в животном мире, связанные с особенностями осени.

Проекты бывают коллективные и индивидуальные. Иногда детям дают задание приготовить страницу проекта с загадками или приметами и т.д.

Если ваш ребенок получил в школе такое домашнее задание, то ему можно предложить выполнить проект в следующей форме:

  1. Презентация (PowerPoint), на флешке
  2. Документ Word, распечатанный на листах формата А4
  3. Творческая работа, выполненная своими руками (пример таких работ представлен ниже)

Для самостоятельного выполнения проекта вам понадобятся:

Загадки про осень

Пусто в поле, дождь идёт.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползёт,
Тучи грозные нависли.
Птицы движутся на юг
Чуть крылом касаясь сосен.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? - ...
(Осень)

Пришла без касок и без кисти
И перекрасила все листья

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто...
(Листопад)

Листья желтые летят,
Падают, кружатся,
И под ноги просто так
Как ковер ложатся!
Что за желтый снегопад?
Это просто...
(Листопад)

Пословицы и поговорки про осень

Сентябрь без плодов не бывает.

Осенью и у кошки пирог.

Весна цветами красна, осень снопами.

Осенью и у воробья пир.

В ноябре снег надует - хлеба прибудет.

Осень хвастлива, а весна справедлива.

Весна дает цветы, а осень - плоды.

Осень пришла, урожай принесла.

Осень прикажет, весна свое скажет.

От осени к лету повороту нету.

Осень идет и за собою дождь ведет.

Осень велика, зима долга.

Осень - собериха, зима - подбериха.

Осень - погод восемь.

Осенний мороз не выдавит слез, а зимние морозы - из глаз слезы.

Осенний дождь мелко сеется, да долго тянется.

Стихи про осень

ОСЕННИЕ ЛИСТОЧКИ

Листочки танцуют, листочки кружатся
И ярким ковром мне под ноги ложатся.
Как будто ужасно они занятые,
Зелёные, красные и золотые...
Листья кленовые, листья дубовые,
Пурпурные, алые, даже бордовые...
Бросаюсь я листьями вверх наугад -
Я тоже устроить могу листопад!
Ю. Каспарова

ОСЕННЕЕ УТРО

Жёлтый клён глядится в озеро,
Просыпаясь на заре.
За ночь землю подморозило,
Весь орешник в серебре.

Запоздалый рыжик ёжится,
Веткой сломанной прижат.
На его озябшей кожице
Капли светлые дрожат.

Тишину вспугнув тревожную
В чутко дремлющем бору
Бродят лоси осторожные,
Гложут горькую кору.

Улетели птицы разные,
Смолк их звонкий перепев
А рябина осень празднует,
Бусы красные надев.
О. Высотская

Осень

В ЛЕСУ

Кружат листья над дорожкой.
Лес прозрачен и багрян...
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян!

Мы идём, и под ногами
Слышен шорох золотой.
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной.

И за дымкою туманной
Вдалеке блестит река.
Расстелила на полянах
Осень жёлтые шелка.

Через хвою луч весёлый
В чащу ельника проник.
Хорошо у влажных ёлок
Снять упругий боровик!

На буграх красавцы клёны
Алым вспыхнули огнём...
Сколько рыжиков, опёнок
За день в роще наберём!

По лесам гуляет осень.
Краше этой нет поры...
И в лукошках мы уносим
Леса щедрые дары.
А. Балонский

ОСЕНЬ

Стало вдруг светлее вдвое,
Двор как в солнечных лучах -
Это платье золотое
У берёзки на плечах.

У калины и рябины
Вьются стаями дрозды...
Под окошком георгины
Красотой своей горды.

Утром мы во двор идем -
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят... летят... летят...

Пролетают паутинки
С паучками в серединке,
И высоко от земли
Пролетели журавли.

Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето.
Е. Трутнева

Краски осени

Ах как щедра осень на краски,
На прохладу и аромат.
Листья царственно, словно в сказке,
Над остывшей землею парят.

Я люблю эту грустную пору,
Воздух свежий прозрачен и чист,
Дым из труб поднимается в гору,
Утром иней в траве серебрист.

С каждым днем всё прозрачней деревья,
Мягче всё под ногами ковер.
И волшебница осень слагает
Из листвы разноцветный узор.

Скоро явятся в гости морозы
И укроются снегом поля,
А пока я рисую березы
В ярком золоте янтаря.

Олеся Лыкова

Приметы осени

Теплая осень - к долгой зиме.

Гром в сентябре - к теплой осени.

Большой урожай рябины - к большим морозам.

Гуси полетели – скоро выпадет снег.

Поздний листопад - к суровой и продолжительной зиме.

Бабье лето ненастно - осень сухая, бабье лето сухое - осень мокрая.

Если журавли летят высоко, не спеша и "разговаривают", будет стоять хорошая осень.

Много желудей на дубе - к лютой зиме.

Если птицы перелётные высоко летят по осени, так и снегу много будет, а низко - мало снегу будет.

Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная и суровая.

Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы.

Сезонные изменения в жизни растений осенью.

Самой главной приметой осени является листопад. Листопад - это биологический процесс сбрасывания листвы растениями, который способствует приспособлению их к суровым условиям зимы.

Желтые листья - сигнал засухи. Неужели может быть засуха в сентябре? Неужели дереву воды не хватает?

Воды - то много, да взять ее дерево не может. Осенью земля стала холодной, а холодную воду корни всасывать не могут. В лесу начался листопад. У лиственных деревьев осенью изменяется окраска листьев, они засыхают и опадают.

Сезонные изменения в жизни животных и птиц осенью.

Птицы, которые не способны обеспечить себя пищей в зимних условиях, улетают в теплые края, где они находят обильный корм. Это перелетные птицы, они в основном питаются насекомыми.

Такие животные, как лисы, волки, зайцы меняют шерсть на более густую и теплую, а белка, заяц и горностай меняют еще и цвет. Заяц становится белым, чтобы быть незаметным на снегу не попасть хищникам в лапы, а горностай, чтобы быть менее заметным при охоте.

Млекопитающие, не способные к добыванию корма в зимних условиях, впадают в спячку. Перед спячкой животные усиленно питаются, накапливая жиры. В спячку впадают медведи, барсуки, ежи, летучие мыши.

Подготовка животных к зимовке начинается еще летом. Установлено, что основным условием сезонных изменений является изменения в продолжительности дня. Изменения длины дня в течение года служат сигналом для животных.

Урок биологии в 6-м классе по теме «Осенние изменения в жизни растений,листопад". учитель ХрящеваТ. А.

Тема: «Осенние изменения в жизни растений, листопад»

Цель урока : расширение и углубление знаний учащихся о процессах протекающих с наступлением осени у растений; о листопаде как приспособлении растений к неблагоприятным условиям.

Задачи урока:

  • Расширение знаний о листопаде как процессе выделения у растений.
  • Развитие коммуникативных умений и умений работать в группе.
  • Воспитание любви к окружающей природе.
  • Отработка навыков составления японского стиха синквейн.

Оборудование: репродукции картин осени, работы обучающихся, листья из бумаги.

ТСО: гербарии листьев, репродукции осени, бумага, учебники, видеофильм «Жизнь растений», презентация по теме «Листопад», мультимедийный проектор.

Задачи урока:

  • расширение знаний о листопаде;
  • систематизирование творческой активности, создание условий для ее проявления
  • развитие коммуникативных умений;
  • формирование рефлексивных качеств (самоанализ, самокоррекция);
  • формирование умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать;
  • формирование навыков работы в группе.

Ход урока

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы проводим необычное занятие. Давайте вспомним, как выглядит природа

в период,многими любимый.

(Звучит музыка. На экране кадры фильма «Входим в осень»

Кто скажет в какое время года сняли фильм?

А какое время года сейчас на дворе?Эта тема часто звучит в песнях стихах прозе

Как описывают поэты это время года?

Учащиеся читают стихи:

А. С. Пушкин

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Алексей Плещеев

Скучная картина!
Тучи без конца,
Дождик так и льется,
Лужи у крыльца...
Чахлая рябина
Мокнет под окном,
Смотрит деревушка
Сереньким пятном.
Что ты рано в гости,
Осень, к нам пришла?
Еще просит сердце
Света и тепла!....

Славная осень

Николай Некрасов

Славная осень! Здоровый, ядрёный
Воздух усталые силы бодрит;
Лед неокрепший на речке студеной
Словно как тающий сахар лежит;

Около леса, как в мягкой постели,
Выспаться можно - покой и простор!
Листья поблекнуть еще не успели,
Желты и свежи лежат, как ковер.

Последний лист на ветке голой
Серьгою бронзовой повис
И ждет, когда зимой суровой
Его сорвет и бросит вниз
Упрямый лист, и над тобою
Закон суровый в мире есть:
Что отцвело своей весною,
Тому еще не раз зацвесть.
(М. Ковалевский)

Учитель: Такими словами поэты воспевают осень: рябины пламень, пламенеющие осины, бронзовые серьги, желтая резьба. Уже в конце августа наступает расцвечивание листьев, в сентябре оно нарастает, а к концу сентября достигает максимума - начало осени переходит в золотую осень.(c лайды на тему осени).

А какие у вас возникают ассоциации со словом осень (листопад,дожди,тучи)?

А знаете ли вы,что деревья имеют разную окраску осенью

Демонстрация гербариев для показа

Каждая порода деревьев имеет свою осеннюю раскраску листьев: светло-желтую - клены, грабы и березы; буровато-желтую - дубы; пунцово-красную - вишня, рябина, барбарис; пурпуровую - черемуха; фиолетовую - бирючина, бересклет; оранжевую - осина; мутно-буро-зеленую - ольха.

К 30 сентября отмечается полная осенняя раскраска листьев клена остролистного, у черемухи обыкновенной, липы, осины. Спустя 5-10 дней осеннюю окраску принимают березы, рябина обыкновенная, дуб черешчатый. Еще через день-два полностью окрашивается в желтый цвет хвоя лиственницы сибирской, затем примерно через 2 недели - лиственницы европейской. Травянистые растения также приобретают красные, фиолетовые и желтые тона и оттенки - всюду виден яркий прощальный наряд. На багряном фоне листопадных растений ярко выделяются зеленые сосны, ели, пихты, можжевельники.

В октябре проходит листопад у березы бородавчатой, сбрасывают последние листья липа мелколистная и клен остролистный. Через 3-7 дней после конца листопада у березы бородавчатой это явление наступает у рябины обыкновенной и заканчивается хвоепад у лиственницы сибирской. Несколько позже сбрасывает хвою лиственница европейская.

Как вы думаете:о каком явлении мы сейчас говорим? (листопад)

II . Тма нашего урока: листопад.

1. Существует ряд примет, связанных с листопадом. Назовем их.

Если листья березы осенью начнут желтеть с верхушки, то следующая весна будет ранняя, а если снизу - то поздняя. (слайды)

Листья осины лежат на земле кверху лицом - зима будет холодная, кверху изнанкой - теплая.

Прежде времени лист опадает - к долгой зиме.

Пока лист с вишневых деревьев не опал, сколько бы снегу не выпало, оттепель его сгонит.

Запишем на доске ваши ассоциации, связанные с осенью и листопадом: холод, ветер, грусть, Пушкин, желтый и т.д. Систематизируем собранный материал, составим схему - кластер:

2. Почему листья меняют цвет? Самостоятельная работа с текстом.

Работа с текстом параграфа. Прочитайте текст и найдите ответ на вопросы

Ученик: При понижении температуры воздуха и уменьшении световой части дня начинается разрушение хлорофилла. При этом проявляются другие пигмента (желтого и оранжевого цвета) - ксантофилл и каротин. В клеточном соке некоторых растений накапливается антоциан, который является признаком прекращения поступления веществ в лист и его отмирание. Этот пигмент меняет свой цвет в зависимости от реакции клеточного сока: кислая среда определяет красную и малиновую окраски, нейтральная - фиолетовую, щелочная - синюю. При этом возможны и все оттенки переходов.

Учитель: Почему листья падают?

Между листом и стеблем образуется особый отделяющий слой (пробковый). Клетки этого слоя легко теряют между собой связь и лист отрывается Учитель: Назовем и запишем те процессы, которые сопровождают листопад. Ученики:

-

- Лист меняет цвет.

- Лист падает.

-

- Лист отрывается.

- В листьях разрушается хлорофилл.

- Лист становится бурым.

III . Закрепление материала

1. Учитель: разместите в данном перечне элементы в порядке протекания процессов. Проверим- В листьях разрушается хлорофилл.

- Лист меняет цвет.

- Лист накапливает ненужные вещества.

- Между листом и стеблем образуется пробковый слой.

- Лист становится бурым.

- Лист отрывается.

- Лист падает.

2. Работа с материалом.

Учитель: Мы проговорили, что мы уже знаем. А все ли мы узнали? Переходим к фразе: “Я хочу узнать…”. Работаем с учебником (“Биология: бактерии, грибы, растения”, 6-й класс,В,С, Кучменко 2014.). Прочитайте текст параграфа

Беседа по поставленным знакам.

Учитель: Ответьте на вопрос - какое значение имеет листопад для растений?

Ученик: Листопад позволяет растению экономить воду, растение использует листья в качестве контейнера для удаления ненужных веществ, предотвращается обламывание ветвей зимой под тяжестью снега.

Учитель: Заключением этого этапа станет знакомство с вашими проектами. При защите работы можно задавать вопросы.

IV . Защита проектов.

Творческое задание

Учитель: А сейчас составим синквейн на предложенных резных листочках, которые прикрепим к изображенному на листе ватмана дереву на доске. Правила составления синквейна. (учитель раздает каждому)

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это тема синквейна - листопад.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого высказывается свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная фраза в контексте с темы.

Последняя строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

Листопад

Прекрасный, оберегающий.
Отрывается, кружится, падает,
Растение готовится к зиме.
Лист ( слайд)

Выполнение работы: составление синквейна и запись его на нарезанной в форме листьев клена бумаге.(слайд)

Учащиеся зачитывают составленные синквейны и прикрепляют листочки на рисунок дерева на доске. Во время выполнения работы звучит музыка Шопен «Осень»

Заключительное слово учителя: Сегодня мы обратили внимание на осеннее явление природы - листопад. Рассмотрели его физиологические основы и определили биологическое значение

Теме листопад и осени посвящали свои работы выдающиеся художники и композиторы,поэты предлагаю вашему вниманию картины известных художников,основная тема-осень.(слайд презент)

Просмотр водеофильма и картин об осени(слайды презентации)

V. Итог урока: учитель благодарит ребят за урок и подготовку,оценивание работ учеников,задание д/з,выставление оценок.

по биологии на тему «Осенние явления в природе».

Выполнила ученица 5 А класса Чухманова Эвелина.

Цель работы: провести наблюдения за изменениями в живой и неживой природе осенью и сделать вывод.

Оборудование: тетради для записей, ручка, фотоаппарат для снимков растений.

План проекта: 1. Изменения осенью в неживой природе.

2. Изменения у растений.

3. Изменения у животных.

    Изменения осенью в неживой природе.

Осенью длина светового дня становится короче и температура воздуха понижается. Солнце стало меньше светить, стало больше осадков. По утрам, вечерам и ночью наступают заморозки.

Загадка: Крупно, дробно зачастил,

Всю землю напоил. (Дождь).

Приметы: Если ветер северный - к стуже, южный - к теплу.

Красный закат солнца - к ветру.

Гром в сентябре предвещает тёплую и долгую осень.

    Изменения у растений.

Сначала у растений созревают плоды, затем листва меняет свою окраску, подземная часть растения подсыхает, начинается листопад. Его причиной является слой камбия, который препятствует прохождению питательных веществ к листовой пластинке, процессы жизнедеятельности замедляются, затем прекращаются....начинается листопад - золотая осень!

Раньше всех теряют листья липа берёза и вяз. У одних деревьев, например у липы и тополя, первыми опадают листья больших нижних ветвей, постепенно обнажается середина и последней облетает макушка дерева. А вот у вяза, орешника, ясеня листопад начинается с верхних веток. Листва постепенно тает, открывая тёмный ствол дерева.

Только ель и сосна стоят зелёные, своими тёмными силуэтами усиливая яркость и звучность осенних красок. Их листочкам - хвоинкам - морозы не страшны. Каждая хвоинка, как шубой, покрылась восковым налётом.

Осень! Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин…

В лесу много рябины - осень будет дождливая, мало ягод -сухая.

Если листопад пройдёт скоро - надо ожидать тёплой зимы.

Осиновые листья ложатся на землю «лицом» вверх - к студёной зиме.

    Изменения у животных.

Осенью все животные активно готовятся к зиме. Заполняют зимние кладовые зерном, семенами, кореньями, орехами. У них отрастает густая пушистая шерсть, они откладывают под кожей много жира, меняют окраску. Некоторые животные впадают в спячку, например медведи, ёжики, так как зимой очень мало еды. Некоторые животные начинают собираться в стаи, стада. Птицы готовятся к отлету в теплые края, собираются в стаи и улетают. Некоторые птицы прилетают к нам. Рыбы опускаются ближе ко дну, становятся малоподвижны, откладывают жир. Лягушки, змеи, ящерицы зимуют около водоёма. Насекомые откладывают яйца.

Собрались и полетели

Утки в дальнюю дорогу.

Под корнями старой ели

Мастерит медведь берлогу.

Рыщут волки ночью тёмной

За добычей по лесам.

Меж кустов к тетёрке сонной

Пробирается лиса.

Прячет на зиму кедровка

В старый мох орехи ловко.

Хвою щиплют глухари.

Зимовать к нам прилетели

Северяне - снегири.

Большие муравьиные кучи осенью - на суровую зиму.

Строгой зиме быть, коли птица дружно в отлёт пошла.

Обилие осенних тенёт в лесу - на ясную погоду.

В ходе работы над проектом мы систематизировались знания по теме: «Осенние явления в природе». Мы узнали, что живая и неживая природа осенью изменяется, регрессирует, засыпает. На экскурсии мы осознали красоту осенней природы. В ходе проекта мы работали с информацией: искали загадки, приметы и стихи об осени. Нами были подготовлены доклад, презентация и выступление по теме проекта.