Примеры гражданской активности человека. Понимание сущности гражданской активности личности и ее проявление в представлениях о славе как свойстве сознания и поведения личности. Актуальность данной темы исследования

В приведенной статье речь пойдет о таком понятии, как гражданская позиция. Это термин, о котором многие слышали и понимают о чем идет речь. Но не все могут дать ему точную характеристику. Здесь будет подробно рассказано обо всех аспектах подобного явления. Прочитав статью, вы получите точное представление о том, что такое гражданская позиция (ГП), и не будете путать её с другими понятиями.

Определение термина

Прежде чем давать определение ГП, нужно для начала выяснить, что означает термин «позиция». Позиция - это многообразное качество индивидуума, проявляющееся как в отношении человека к самому себе, так и к окружающей действительности (обществу, государству). Она включает в себя линию поведения субъекта, как социальной единицы в реализации своих жизненных приоритетов и ценностей.

Гражданская позиция - это совокупность взглядов и убеждений, а также морально-этических норм, которые свойственны человеку в отношении к общественной жизни, а также его действия и поступки в этом направлении. ГП - это ответственное выполнение человеком своего долга перед окружающими.

Гражданская позиция - это достаточно сложное социальное явление, выражающееся в личностной оценке своего положения в социуме, своих прав и обязанностей, как гражданина своей страны, в совокупности с индивидуальными чертами. В педагогике ГП рассматривается, как качество личности и система отношения к окружающему миру.

С чего зарождается гражданская позиция?

Ранее, чем гражданская позиция и национальные чувства, зарождается любовь к родине, то есть патриотизм.

Именно он формирует неравнодушное отношения к происходящим процессам в окружающем мире и стимулирует сознательное выполнение гражданского долга.

Для основной массы людей свойственно ощущение своей причастности к месту, где они родились и выросли. Любовь к своей земле сродни любви к родной матери. Если семья входит в систему ценностей человека сразу после рождения, то ценность родины осознаётся человеком со временем.

Поначалу отчизной для ребенка является его семья и дом, где он живет. Далее отечеством уже считается улица, р-н, поселок или город. Чем старше становится человек, тем больше расширяются его понятия о родине. Она воспринимается уже в масштабе страны, отождествляющейся также с народом, культурой, верой, обычаями и природой. Иными словами, родина для человека - это не только место, где он родился, а совокупность всех понятий, характеризующих определенное государство.

Формирование гражданской позиции

Формирование ГП начинается с малого. Какие-то основы и зачатки закладываются еще в раннем возрасте. Конечно, ребенок еще не в состоянии понять, что такое гражданский долг. Однако воспитывая в нем уважение к родной земле и своим согражданам, а также прививая бережное отношения к природе - родители тем самым подготавливают почву для формирования у ребенка в будущем неравнодушного отношения к происходящим вокруг событиям.

Формирование гражданской позиции становится очень актуальным вопросом для учащихся старших классов. Будучи в школьном возрасте, дети еще не могут принимать участие в выборах. Из-за этого они не ощущают себя частью общества. Они не понимают, что такое гражданский долг. В результате, выпускники школ, в основной своей массе - социально пассивны. Чтобы этого не происходило, важно прививать основы гражданского мировоззрения посредством создания целенаправленной модели воспитательной системы, формирующей ГП у подростков.

Воспитание гражданской позиции у школьников и студентов - очень важный этап в формировании социально активного общества.

СМИ как важный инструмент формирования ГП

Как мы уже выяснили, гражданская позиция человека начинает закладываться в раннем возрасте и продолжает развиваться на протяжении всей его жизни. Если в детском и подростковом периоде к формированию гражданского мировоззрения причастны в основном родители и учителя, то в более зрелом возрасте на человека влияют средства массовой информации.

Откуда человек узнают о событиях, происходящих в его стране и во всем мире? Конечно же, из различных источников в СМИ. Причем, что характерно, важны не только сами факты, но и градус подачи информации. Об одних и тех же событиях можно рассказать совершенно по-разному. Исходя из того, как была подана информация, формируется отношение субъекта к определенным фактам и формируется гражданская позиция. Это явление учитывают в своей профессиональной деятельности журналисты. Этим пользуются и политики, и прочие, причастные к формированию гражданского мировоззрения общества, люди и организации.

Развитие гражданской позиции

Интенсивному развитию ГП общества способствуют определенные факторы. Как правило, наиболее социально активными и сплоченными общим гражданским мировоззрением становятся граждане страны, в которой происходят определенные волнения. Общие трудности как никогда объединяют людей.

И если общество ранее не особо вдавалось в тонкости общественной и политической жизни страны, занятое удовлетворением своих насущных потребностей, то в моменты опасностей и серьёзных перемен практически никто не остаётся равнодушным к происходящим событиям.

В отношении гражданской позиции РФ в последнее время наблюдается следующая тенденция: значительных изменений претерпевает отношение к таким ценностям, как патриотизм, любовь к Родине, гордость за свое Отечество, честь, долг, верность традициям и знание истории своей страны. Эти понятия выдвигаются на первый план, что, безусловно, является положительным явлением в общественной жизни государства.

Активная гражданская позиция

Если с гражданской позицией мы более менее разобрались, попробуем разобраться с термином «активная гражданская позиция». Что это значит?

Активная ГП подразумевает под собой осознанное участие индивидуума в общественной жизни, которое отражает его сознательные поступки и действия в отношении к окружающей реальности. Эти действия направлены на реализацию общественных ценностей. При этом личные и общественные интересы субъекта находятся в разумном соотношении.

Компонентами активной ГП являются социальная активность, гражданское мировоззрение и гражданские качества. Активная ГП может меняться в зависимости от внешних условий, в которые попадает субъект.

Почему важна активная гражданская позиция?

Формированием активной гражданской позиции у себя должен заниматься каждый думающий член общества. Равнодушное участие к политической и общественной жизни чревато тем, что это дает возможность некомпетентным людям у власти принимать самые непопулярные и опасные решения.

По закону каждый человек имеет право выражать свою гражданскую позицию. Каждый субъект имеет возможность принимать посильное участие в политической сфере жизни. Не нужно думать, что всё уже решено свыше и твое мнение ни на что не может повлиять. Необходимо следить за событиями, происходящими в стране, анализировать информацию, поступающую из различных источников, делать выводы, и оказывать посильное влияние на то, что происходит в государстве. Из-за молчаливого согласия и покорности людей стали возможными Холокост, Голодомор, Красный террор и прочие страшные события в истории человечества.

Гражданский долг

Если гражданская позиция предполагает ответственное выполнение гражданского долга, то, что же такое гражданский долг? Давайте разбираться.

Гражданский долг - это требования, которые предъявляются к члену общества в виде его обязанностей перед социумом. Под социумом в этом случае понимается коллектив, классы и общество в целом.

Выполнение гражданского долга - это обязанность каждого человека, который хочет жить в развитом и успешном государстве. Если кому-то кажется, что общественные интересы никоим образом не касаются вашей личной сферы, то это большое заблуждение. Процессы, происходящие в обществе, рано или поздно в большей или меньшей степени затрагивают всех.

В заключение

Развитие гражданской позиции - это важный рычаг воздействия отдельного человека и общества в целом на процессы, происходящие в политической и других сферах жизни страны. Если люди не будут осознавать себя полноценными членами общества, способными влиять на окружающую действительность - велик риск оказаться в тоталитарном государстве, когда все решения принимаются горсткой людей и не подлежат критике.

Все мы граждане какой-то страны. Как у каждого гражданина, у нас есть определенные права и обязанности. Не нужно ими пренебрегать. На самом деле, от нас многое зависит. Поэтому не стоит оставаться в стороне.

Формирование гражданской активности студентов в изучении права

во внеурочной деятельности.

Ноготысая Е.А.

Преподаватель ГБОУ СПО НАО «НАЭТ»

Воспитание гражданина всегда было важной задачей государства и школы, но сегодня это одна из самых острых и актуальных проблем. Среди целей исторического и обществоведческого образования в Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения выделяются основные: "воспитание патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим ценностям современного общества".

Гражданская активность – накопление опыта реальных социально значимых дел, участия в гражданских объединениях и акциях, направленных на защиту прав граждан, укрепление правопорядка. Гражданин должен обладать определённой суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни страны.

По новым ФГОС в ГБОУ СПО НАО «НАЭТ» изучается курс «Право» на первых курсах технического и естественно-научного профиля, где студенты имеют возможность познакомиться с теоретическим материалом, нормативными и правовыми актами. Во внеурочной деятельности, в которую вовлечена большая часть студентов, элементы правового образования и воспитания реализуются в следующих формах:

1. Проведение декады гуманитарно-правовых дисциплин, которая включает мероприятия: конкурс тематических плакатов, выставка литературы, конкурс сочинений – эссе, и т.д;

2. Участие в олимпиадах, конкурсах, проектно-исследовательской деятельности разного уровня;

3. Экскурсии на предприятия (посещение ЗАГСа – знакомство со статистикой, спецификой семейных и родственных отношений; Центр занятости, Пенсионный фонд и др.).

4. Активное взаимодействие с социальными партнерами техникума – Служба судебных приставов, УМВД России по НАО и др. (встречи с руководством, экскурсии на предприятия, выступления представителей на классных часах и т.д.)

5. Деятельность кружков и клубов. Так с 2013 года в техникуме работает кружок «Азбука жизни», где одной из форм работы с сиротами является их правовое просвещение.

В формировании гражданской активности достаточно эффективной проявила себя деятельность клуба молодого избирателя «»Мой выбор». Клуб был создан в 2011г., в его составе 15 постоянных членов (представители разных групп). Целями работы клуба являются - формирование активной гражданской позиции, повышение правовой культуры молодых избирателей, приобретение личного опыта демократических отношений и различных форм его осознания. Формы и методы деятельности клуба: проведение лекций, деловых и ролевых игр, диспутов, круглых столов, форумов с молодыми избирателями; встречи с членами избирательных комиссий, депутатами, руководителями местных отделений политических партий; распространение информации о своей деятельности. Клуб работает в тесном сотрудничестве с ЦИК НАО, ЦБ им. Пичкова и другими клубами учебных заведений. Так как гражданская активность – это одна из форм общественной активности, а ее основной целью является реализация социально значимых интересов, поэтому первоначально проводится диагностика для изучения исходного состояния сформированности гражданской активности (ее основные показатели - сформированность правовой культуры у студентов, отношение к выборам, отношение к лидерству). В ходе анализа результатов диагностики и определяется необходимость активизации формирования гражданской активности в изучении избирательного права, повышения правовой культуры. В целях правового просвещения проводится цикл теоретических занятий по изучению избирательного права: лекции с обсуждением документов, семинары, анализ альтернативных ситуаций. Избирательное право имеет законодательную основу. Поэтому при изучении документов на занятиях по изучению избирательного права требуется не личная субъективная трактовка учителем положений кодекса, а обращение самих студентов к «букве закона», то есть определённой статье того или иного документа.

Непосредственно практическая деятельность студентов начинается с проведения анкетирования студентов техникума с целью определения уровня правовой культуры, отношения будущих молодых избирателей к выборам и политической жизни страны («Я и закон», «Зачем нам знать законы?»). Следующая форма - проведение выборов лидеров студенческого самоуправления. Для того чтобы знания, полученные на теоретических занятиях, приобрели практическое наполнение, разрабатываются различные формы моделирования поведения будущих избирателей. С 2006 года в техникуме внедряется система студенческих выборов. Во время выборов студенты формируют свою гражданскую активность, овладевают азами избирательного процесса: применяется ролевая функция агитаторов, членов избирательной комиссии, активного электората. Развитию гражданской активности в области избирательного права в значительной мере способствуют внеклассные мероприятия. Большую помощь в их организации и проведении оказывают члены клуба: самостоятельно готовят мультимедийные презентации, проводят анкетирования, викторины, деловые игры, социологические опросы. Так в результате социологических опросов были подготовлены проектные работы по темам: «Пути повышения электоральной активности молодежи техникума», «Роль правового и гражданского воспитания в формировании электоральной активности молодежи», «Мотивация неучастия молодежи в выборах».

Основные принципы и алгоритм гражданской активности

Скажите мне, ну почему
В стране убогой я живу?..

Читайте не в газетах,
Смотрите в зеркалах:
Разруха – не в клозетах,
Разруха – в головах.

Для начала давайте дадим определение гражданской активности . Для меня это – любая законная активность гражданина страны (в данном случае – России, но вообще любой, да и то не обязательно гражданина юридически , вполне достаточно по духу), направленная на формирование гражданского общества в частности и более комфортной среды обитания в общем.

Тут также следует упомянуть понятие комфорта, точнее, зоны комфорта . Для меня этот термин впервые встретился в одноимённой статье Артемия Лебедева , и стал очень важным для объяснения всего того, чем я занимаюсь. Потому что беда нашей страны в том, что зона комфорта у большинства людей – очень маленькая, от границ квартиры и меньше (у некоторых ведь и дома вечный бардак и грязища, и в автомобиле накурено). :-(А моя зона комфорта – это не только моя квартира, это ещё и мой подъезд, мой двор, улица, город, область, да вся страна!.. Это если не впадать совсем уж в космополитизм и не заявлять, что моя зона комфорта – это весь мир, вся планета Земля. :-)

То есть это статья о моём опыте улучшения среды обитания, расширения зоны комфорта, которая на самом деле должна быть нашей общей зоной, общей для всех сограждан. Потому что можно сколько угодно бороться за честные выборы (что, впрочем, тоже является необходимым видом гражданской активности), но выбранные дяди либо изначально могут оказаться плохими (к сожалению, во власть лезут в большинстве своём именно недостойные люди), либо облениться или иным образом испортиться в процессе своей законотворческой или исполнительной деятельности. Да и вообще статья об активности не только по отношению к органам государственной власти, но и к другим субъектам отношений с гражданами, в том числе коммерческим организациям. Впрочем, государственный аппарат – это тоже коммерческая организация, которая должна быть эффективной и радовать нас – налогоплательщиков и тем самым её клиентов.

В общем, кто ещё будет заботиться о нашем комфорте, если не мы?.. Пусть я идеалист, но мне хочется верить, что не всё так плохо с моими согражданами, как показала из-под снега весна , и если после прочтения данной статьи активных граждан станет немного больше, наш мир станет немного лучше немного быстрее. :-)

Основные принципы гражданской активности

  1. Использовать только законные методы достижения поставленных целей (благо законов у нас много, и много хороших). Для чего
  2. Постоянно повышать свою юридическую грамотность и делиться накопленным опытом с согражданами.
  3. Рассматривать решение любой проблемы, даже потенциально конфликтной, как «обращение по гарантийному случаю», вести себя спокойно и дружелюбно. Но при этом
  4. Неуклонно требовать исполнения всех требований законов и других нормативных актов государства, региона и муниципального образования, а также договорных обязательств (например, ТСЖ или управляющей компании).
  5. Начинать все обращения и попытки решить проблему с самого «низа» (с соседа, с ТСЖ и т. п.) и переходить на уровень выше (в администрацию района и т. д.) только при невозможности решить проблему ниже. Если же не помогает, то
  6. В разумных пределах использовать принцип «снежного кома» и «столкновения интересов» – распараллеливать обращения и попытки решить проблемы по разным организациям и ведомствам, занимающимся смежной деятельностью и/или надзорной по отношению друг к другу, а также привлекать СМИ – с целью эскалации проблемы.
  7. Не бояться предоставлять личные данные там, где анонимные обращения недопустимы. При необходимости ссылаться на федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» от 27.06.2006 .
  8. Максимально использовать современные средства связи : электронную почту (вести основную переписку по ней), мобильный телефон (при необходимости не бояться сообщать свой номер для выполнения, например, совместных инспекций). В случае их явной неэффективности – использовать обычные заказные письма с уведомлением (тогда не отвертятся:-).
  9. Налаживать эффективные способы взаимодействия и дружелюбные личные контакты.
  10. И ещё раз: делиться накопленным опытом с согражданами , как положительным, так и отрицательным.

Пример алгоритма гражданской активности

Хотя ниже алгоритм гражданской активности приводится для частного случая, думаю, при использовании изложенных выше основных принципов каждый может понять, каким будет алгоритм в другом частном случае. Итак, частная ситуация: ваш сосед по подъезду регулярно мусорит (курит, гадит и т. п.). Алгоритм:

  1. Сделать ему устное замечание с просьбой больше так не делать («мы же соседи»).
  2. Если это не возымело действия и/или привело к неадекватной агрессивной реакции, то изучить нормативно-правовую базу (КоАП, соответствующие федеральные законы, СанПИН, решения общих собраний жильцов дома и т. п.).
  3. Позвонить участковому, объяснить ситуацию (со ссылкой на нормативные акты) и попросить провести с гражданином разъяснительную беседу.
  4. Если это не возымело действия, то позвонить участковому ещё раз, чтобы уточнить, проводил ли он беседу, и/или сообщить ему о безрезультатности.
  5. Если это не возымело действия, то пишешь официальное заявление на имя участкового и отправляешь его ему заказным письмом с уведомлением .
  6. Если это не возымело действия, то пишешь официальное заявление на имя его начальника , в котором в том числе описываешь все предыдущие действия и безрезультатность участкового, и также отправляешь заказным письмом с уведомлением.
  7. Если это не возымело действия, то пишешь официальное заявление на имя начальника начальника участкового, и так вплоть до прокуратуры (а то и сразу туда), с описанием бездеятельности и безрезультатности органов внутренних дел.
  8. Параллельно можно привлечь санэпидстанцию, «Роспотребнадзор» и др. ведомства, могущие иметь отношения к данной ситуации.

Как-то так. Можете свои улучшения данного алгоритма, а ещё лучше делиться собственным фактическим опытом успешного решения любых проблем. А пока – несколько моих личных примеров (статей):

  • «Система управления изменениями для органов государственной власти »;

Примеры неправильного поведения гражданина

Примеров неправильного поведения гражданина, или, другими словами, ложной гражданской активности наверняка можно привести очень много (просто потому, что делать неправильно и впустую всегда проще, чем правильно и результативно), но сходу я вспомнил только пару типовых:

  • «брюзжание пенсионеров » – обсуждение на лавочке и в подобном формате «несправедливости» нашей жизни без знания законов и/или принятия активных действий;
  • обращения не по адресу или в пустоту – например, в рубрику «SMS-жалобы» газеты «Про город Владимир » или фотографии неубираемого мусора в «Одноклассниках» с ехидными комментариями – вместо прямого обращения в управляющую компанию или другие соответствующие организации и далее по алгоритму.

Если что ещё вспомню – дополню. А пока не забывайте, что главное – не шумиха сама по себе, а результат .

Результаты, хорошие и разные

Как говорится, для настоящего учёного даже отрицательный результат является результатом. :-) Да, если внимательно прочесть перечисленные выше мои статьи и немного общаться со мной, то можно заметить, что далеко не всегда мне удаётся добиться хороших результатов:

  • хорошие результаты – по ремонту дорог (инциденты №№ , и ), эвакуации автохлама со двора , отремонтированной придомовой дороге и автостоянке, плодородной земле под окном, отремонтированному подъезду, интеграции телебанка с получателями коммунальных платежей и возврату денег «МТС»ом за одностроннюю смену условий тарифа;
  • условно или временно хорошие результаты – по борьбе с автопарковкой на газонах и тротуарах , борьбе с курильщиками и развешиванием рекламных картонок на столбах и деревьях;
  • плохие или отсутствующие результаты – по организации во дворе дополнительных парковочных мест и автоматизации государственных и муниципальных услуг .

Тем не менее, «врагу не сдаётся наш гордый «Варяг»:-), и благодаря этому и активности других моих сограждан в нашем городе уже есть несколько хороших и комфортных мест .

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «РГСУ»)

Факультет социального управления и социологии

Кафедра государственного, муниципального управления и социальной инженерии

Исследование

По дисциплине: исследование в системе государственного и муниципального управления

на тему: Гражданская активность населения: основные тенденции и факторы

Выполнили:

Студентка

3-ого курса ГМУ-ЗБ-3, з/о

Горшкова Татьяна Германовна

_____________________________

_____________________________

Проверила:

д.с.н., профессор

Фролова Елена Викторовна

___________________________

____________________________

Москва 2016 г.

Понятие активной гражданской позиции

Что такое гражданская активность? Это одна из форм общественной активности, выражающаяся в неравнодушном отношении к проблемам общества, способности и желании проявлять собственную гражданскую позицию, отстаивать личные и групповые интересы и права, это осознание личной ответственности за благополучие государства. Слишком много сегодня происходит всего такого, что не позволяет нам остаться равнодушными, затрагивает нашу совесть и нашу гражданственность. Такого, что невозможно оставить без внимания.

Актуальность данной темы исследования:

В современных условиях российский демократический процесс во многом обусловлен несформированностью реальных институтов гражданского общества, что проявляется в отсутствии четких механизмов взаимодействия власти и таких его субъектов как некоммерческая организация, органы местного самоуправления, благотворительные фонды и пр. В сложившейся ситуации возникает потребность в выявлении всего комплекса факторов , определяющих направленность и содержание процесса становления гражданского общества, но в то же время необходимо обозначить наиболее значимый, фундаментальный для институционализации российской демократии фактор. Несмотря на то, что в советский период демократия во многом была декларативной, ее идеологические установки до сих пор влияют на характер отношений между народом и властью. В наибольшей степени это относится к реализации такого атрибута гражданского общества как гражданская активность.

Проблема данного исследования заключается в потребности исследования гражданской активности, в связи с необходимостью создания эффективных институтов гражданского общества, которые в будущем должны стать достойными оппонентами власти.

Большинство исследователей обращает внимание на сложный, и длительный характер становления современного гражданского общества в России . Особенность его состоит в переживаемом этими странами переходе от авторитарной организации политической жизнедеятельности и соответствующего менталитета граждан к демократическому обществу.

Следует отметить, что гражданское общество не может быть заимствовано, оно должно формироваться на основе российской традиционной культуры. Развитие культуры (в том числе и прежде всего политической) – в определенной степени стихийный процесс, сочетающий в себе элементы сознательной деятельности и случайных, непредсказуемо развивающихся явлений. Случайность развития культуры дает возможность основной массе населения приобрести собственный политический и гражданский опыт, который впоследствии воплощается в новых политических и гражданских ценностях. В то же время не исключается целенаправленное воздействие на процесс формирования гражданской политической культуры со стороны государственных структур и структур гражданского общества. Политическая и сопряжённая с ней правовая культура являются способами реализации сущностных сил человека в сфере гражданской деятельности. Политическая культура является важной составляющей духовной жизни общества, находит своё выражение в политическом сознании и гражданском менталитете. Из всего этого, можно резюмировать, что основной проблемой гражданского общества является недостаточный уровень гражданской активности населения.

В теоретических исследованиях гражданского общества можно выделить две основные интерпретации его сущности, два различных понимания этого понятия.

Наиболее традиционной, стала точка зрения, согласно которой "гражданское общество" появляется с возникновением частной собственности и государства. Понятие "гражданское общество" используется здесь для характеристики определенного состояния общества и отождествляется с государством особого типа, в котором юридически обеспечены и политически защищены основные права и свободы личности, в силу чего оно может считаться цивилизованным, т. е. гражданским обществом.

Второе толкование гражданского общества связано с представлением о нем как об определенной сфере общества - сфере внегосударственных отношений и структур. И здесь возможны различные вариации: понимание гражданского общества как общества в целом, как особой его части, как социальной характеристики всех его членов и т. д.

Во всех сферах жизнедеятельности гражданское общество воплощается в трех основных формах:

1) в свободной самодеятельности граждан;

2) в добровольных объединениях граждан в разнообразные негосударственные организации;

3) в развитии негосударственных общественных отношений - семейных, экономических, политических, социальных, духовных, культурных, религиозных и др. Все они направлены на обеспечение условий для наиболее полного удовлетворения многообразных интересов и потребностей членов общества.

Каковы же главные принципы формирования гражданского общества? Выделим их из всего множества составляющих:

Основополагающим началом является неотъемлемое право конкретного человека, индивида на личную свободу, самореализацию.

2. Принцип достаточности при определении общества как гражданского; суть его состоит в существовании правового механизма взаимодействия структур гражданского общества и государственных структур, развитой политической системы.

Таким образом, в современной политологии гражданское общество рассматривается как сложная, многоуровневая система невластных связей и структур. Оно включает в себя всю совокупность межличностных отношений, которые развиваются вне рамок и вмешательства государства.

Развитое гражданское общество выступает исторической предпосылкой становления правого государства. Без зрелого гражданского общества невозможно построение демократической политической системы. Только сознательные, свободные и политически активные граждане способны создавать наиболее рациональные формы коллективной жизни. С другой стороны, государство призвано обеспечивать условия для реализации прав и свобод личностей и групп. Исходя из этого, можно сделать вывод, что данная проблема актуальна для Российского государства в целом , для построения устойчивой политической системы. К тому же данная проблема будет актуальна для муниципальной власти , так как население выступает первичным субъектом местного самоуправления, для некоммерческого сектора и средств массовой информации, а также для структур, заинтересованных в расширении сферы проявления гражданской активности.

Впервые попытка сформулировать понятие «гражданская активность» была предпринята в работах Г.В.Ф. Гегеля, который предлагал рассматривать государство и право как продукты разумной деятельности человека, получившие свое воплощение в реальных общественных институтах.

М. Вебер, А. Грамши, Р. Даль, Э. Дюркгейм, К. Маркс, А. де Токвиль рассматривают феномен гражданской активности с точки зрения таких показателей, как равноправие, самоорганизация, мобилизация сил и способностей.

Ученые М.У. Фоули и Т. Каротерс внесли вклад в разработку термина «гражданская активность», под которой они понимали необходимую составляющую эффективного развития и функционирования гражданского общества, а значит и демократии.

В научном обороте имеется значительное количество работ разного уровня, посвященных гражданской активности, в их тенденциях и факторах, однако данная проблема еще не получила комплексного освещения в трудах отечественных политологов, что требует системных исследований междисциплинарного характера в данной области.

Новая информация в данном исследовании, которая будет получена:

1) Значимость работы определяется возможностью использования полученных теоретических положений для работы в современном гражданском обществе, вектора дальнейшего направления в деятельности институтов гражданской и политической социализации, прежде всего органов образования, некоммерческих организаций, молодежных организаций, средств массовой информации.

Социальную активность можно определить как сознательное, творческое отношение к трудовой и общественно-политической деятельности, в результате которой обеспечивается глубокая и полная самореализация личности. Активность рассматривается как гармоничное сочетание трудовой и общественно-политической деятельности. Активное отношение к жизни предполагает глубокие знания, всесторонне развитые способности и гражданскую сознательность. Под социальной активностью понимается сознательная активность, основанная на глубоком знании закономерностей общественного развития.

Гражданское самосознание личности развивается с опорой на жизненную позицию личности: осознание, оценка человеком своего знания, нравственного облика и интересов, идеалов и мотивов поведения, целостная оценка самого себя как деятеля, как чувствующего и мыслящего существа по мере осознания им себя в качестве члена общества, носителя общественно значимой позиции. Понимания воспитанником своего внутреннего мира зависит от сформированности у него социальных установок для себя.

Гражданские качества формируются под влиянием социальной среды и собственных усилий личности в специально созданных условиях. Чувство любви к Родине, чувство ответственности за свои поступки и действия, инициативность, самостоятельность – важную роль в процессе воспитания этих качеств играет формирование и развитие у учащихся потребностей и положительных мотивов, связанных с этими качествами.

Таким образом, гражданская позиция формируется под влиянием условий, в которых находится личность, и реализуется в общественной деятельности посредством социальной активности, действенности личности и проявлений её гражданских качеств.

Активная гражданская позиция предполагает наличие интереса к общественной работе, инициативу, исполнительность, осознание личной значимости, наличие организаторских умений. О социальной активности и гражданских качествах подростка (основополагающих компонентах активной гражданской позиции подростков) можно судить и по тому, какую позицию он занимает при обсуждении и оценке дел коллектива, как сам относится к критическим замечаниям и оценкам. Наличие способности к рефлексии и адекватной самооценки также показатель уровня гражданского самосознания подростков.

Задача становления активной гражданской позиции личности связана с формированием сложного комплекса взаимодействий человека с окружающим миром и обществом, определением своего положения в обществе в соответствии с гуманистическими идеалами и принципами.

Становление активной гражданской позиции подростков представляет собой сложный процесс развития интегративного качества личности, характеризующегося социальной активностью и инициативой, органичным сочетанием личностных и гражданских ценностей, предполагающее осознание себя гражданином и активным участником общественной жизни.

Результативность деятельности, направленной на развитие активной гражданской позиции молодежи в современном обществе можно отслеживать через этапы становления качеств личности, которые выделил Д.И. Фельдштейн.

Первый этап – осознание своего «Я».

Второй этап становления качеств личности – готовность к выбору.

Третий этап – готовность к проявлению «Я».

Четвертый этап – использование возможностей среды для собственного развития. Этот этап нашел отражение в социальных проектах.

Таким образом, активная гражданская позиция – это приобретенное качество, которое развивается и совершенствуется на протяжении всей жизнедеятельности человека. Она не является раз и навсегда приобретенным качеством, а изменяется в зависимости от условий, в которые попадает личность.

Включение молодежи в разные виды общественно значимой деятельности существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, формирования нравственных качеств личности. Именно в коллективе формируются такие важнейшие мотивы поведения и деятельности молодого человека, как чувство долга, коллективизма, товарищества.

Хотя учение остается для него первейшим видом деятельности, но основные новообразования в психике молодого человека связаны с общественно полезной деятельностью.

В процессе специально организованной деятельности молодежь овладевает культурными и материальными ценностями общества, приобретает навыки и умения общественно значимой деятельности. Разнообразная деятельность помогает им освоить жизненный опыт, необходимый для осуществления личных планов, становятся шире взгляды, суждения, развиваются творческие способности, формируется общественное мнение. Эта деятельность может способствовать формированию активного отношения молодого человека к тому, что он познает, видит и делает. В этом процессе молодежь овладевает самой деятельностью, становится творцом, а не пассивным исполнителем.

Таким образом, чем содержательнее и целесообразнее построена и организована деятельность, тем больше возможностей для реализации потребности в активной позиции, тем разумнее строится процесс межличностного общения, тем эффективнее будет осуществляться формирование личности в процессе развития.