Демократическая политическая система существует в китае. Китай меняет партийную систему? Коммунистическая партия китая

КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ КИТАЯ

КПК была создана в июле 1921 г., сейчас насчитывает более 58 млн. членов. Генеральный секретарь Центрального Комитета КПК — Цзян Цзэминь.

В 1921 —1949 гг. Коммунистическая партия Китая руководила героической борьбой китайского народа, в результате которой было ниспровергнуто господство империализма, феодализма и компрадорской буржуазии и была провозглашена Китайская Народная Республика. Став правящей партией, КПК возглавила многонациональный китайский народ в деле защиты независимости и безопасности Родины. Под ее руководством был успешно осуществлен переход от новой демократии к социализму, развернулось крупномасштабное плановое социалистическое строительство, в ходе которого экономика и культура страны достигли небывалого уровня развития.

В сентябре 1997 г. состоялся XV Всекитайский съезд Коммунистической партии Китая, который утвердил теорию Дэн Сяопина в качестве руководящей идеи партии, выдвинул основную программу партии на начальной стадии социализма. Съезд утвердил также основные цели и направления политики экономического, политического и культурного развития, четко указав, что нынешний этап, и первое десятилетие следующего века будут ключевым периодом в осуществлении модернизации Китая. Именно в течение этого периода необходимо продолжать содействовать коренному преобразованию экономической системы и моделей экономического роста, с тем чтобы сформировать сравнительно совершенную систему социалистической рыночной экономики и сохранить продолжительное, быстрое и здоровое экономическое развитие страны, заложить крепкий фундамент для осуществления модернизации в Китае в середине XXI века. На современном этапе Коммунистическая партия Китая возглавляет китайский народ в деле строительства социализма с китайской спецификой и прилагает усилия к достижению своей конечной цели — коммунизма.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ

В Китае, помимо Компартии, имеются еще восемь политических партий, которые именуются демократическими партиями. Все эти партии с момента своего образования в разной степени сотрудничают с Компартией.

В период с мая 1948 г. до начала 1949 г. все демократические партии положительно откликнулись на призыв КПК созвать Народный политический консультативный совет Китая, вместе с КПК и другими демократическими деятелями приняли участие в созванной в сентябре 1949 г. первой пленарной сессии НПКСК. Сессия приняла «Общую программу», сыгравшую роль временной Конституции КНР, избрала Центральное народное правительство КНР. Таким образом родилась Китайская Народная Республика.

Со времени образования КНР демократические партии добросовестно участвовали в обсуждении и решении наиболее важных вопросов политической жизни государства. Многие их представители были избраны депутатами СНП и членами НПКСК разных уровней. В постоянных комитетах СНП, комитетах НПКСК и правительственных органах разных уровней, а также в экономических, культурных, народно-просветительных, научно-технических организациях представители демократических партий нередко занимают руководящие посты. Демократические партии Китая — это не партии-аутсайдеры и не оппозиционные партии. Они являются близкими партнерами КПК.

Придерживаясь принципов «длительное сосуществование, взаимный контроль, полная искренность друг к другу, готовность делить славу и позор», они участвуют в управлении политическими делами. Назовем эти восемь партий:

Революционный комитет Гоминьдана Китая создан в январе 1948 г., насчитывает более 53 тыс. членов. Председатель Центрального комитета РКГК — Хэ Лули. Членами РКГК и его окружением являются, главным образом, бывшие члены Гоминьдана и лица, исторически связанные с Гоминьданом.

Демократическая лига Китая создана в октябре 1941 г., насчитывает более 130 тыс. членов. Председатель Центрального комитета ДЛК — Дин Шисунь. Большинство членов ДЛК и ее окружение — представители высшего и среднего звеньев интеллигенции.

Ассоциация демократического строительства Китая создана в декабре 1945 г., насчитывает более 69 тыс. членов. Председатель Центрального комитета АДСК — Чэн Сывэй. Среди членов АДСК и ее окружения значительную часть составляют представители хозяйственных кругов, специалисты и научные работники соответствующего профиля.

Ассоциация содействия развитию демократии в Китае создана в декабре 1945 г., насчитывает более 65 тыс. членов. Председатель Центрального комитета АСРДК — Сюй Цзялу. Члены АСРДК и ее окружение — в основном люди умственного труда, работающие в области образования, культуры, науки и издательского дела.

Рабоче-крестьянская демократическая партия Китая создана в августе 1930 г., насчитывает более 65 тыс. членов. Председатель Центрального комитета РКДПК — Цзян Чжэнхуа. Среди членов РКДПК и ее окружения преобладает интеллигенция из сфер медицины, науки и техники, культуры и просвещения.

Китайская партия стремления к справедливости создана в октябре 1925 г., насчитывает более 15 тыс. членов. Председатель Центрального комитета — Ло Хаоцай. Среди членов этой партии и ее окружения преобладают реэмигранты, их родственники, деятели науки и специалисты, имеющие родственников за границей.

Общество «3 сентября» создано в декабре 1944 г., насчитывает более 68 тыс. членов. Председатель Центрального комитета — У Цзепин. Среди членов Общества «3 сентября» преобладают представители интеллигенции высшего и среднего звена, работающие в области науки, техники, культуры, просвещения, медицины и здравоохранения.

Тайваньская лига демократического самоуправления создана в ноябре 1947 г., насчитывает более 1600 членов. Председатель Центрального комитета ТЛДС — Чжан Кэхой. Члены и окружение этой партии в большинстве своем — выходцы с Тайваня, проживающие в континентальной части Китая.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ

Важнейшие общественные организации Китая:

Всекитайская федерация профсоюзов представляет собой высший руководящий орган, которому подчиняются местные и отраслевые профсоюзы всех ступеней. Создана в мае 1925 г., объединяет в общей сложности 102,119 млн. членов. Председатель Исполнительного комитета ВФП — Вэй Цзяньсин.

Всекитайская федерация молодежи представляет собой объединение всех молодежных организаций Китая. Основана в мае 1949 г. Федерация придерживается принципов коллективного членства, объединяя членов Коммунистического союза молодежи Китая, Всекитайской федерации студентов. Всекитайской христианской ассоциации молодых людей. Всекитайской христианской ассоциации молодых женщин, Всекитайской федерации молодых предпринимателей. Всекитайской федерации молодых предпринимателей сельских районов. Всекитайской ассоциации молодых научно-технических работников, Столичной ассоциации молодых редакторов и журналистов, Всекитайской ассоциации молодежи доброй воли. Общества китайской молодежи по содействию хозяйственному развитию, Всекитайского общества по изучению проблем молодежи, Федерации молодежи учреждений, непосредственно подчиненных Центральному Комитету КПК, Федерации молодежи центральных государственных учреждений, Всекитайской Федерации молодежи гражданской авиации, а также членов ассоциаций молодежи всех провинций, автономных районов и городов центрального подчинения. Председатель ВФМ — Лю Пэн. Костяком ВФМ является Коммунистический союз молодежи Китая, созданный в мае 1922 г. Это организация передовой молодежи Китая. Насчитывает 67,5 млн. членов. Первый секретарь Центрального комитета КСМК — Ли Кэцян.

Всекитайская федерация женщин — массовая общественная организация женщин всех национальностей и общественных кругов Китая, объединившихся во имя дальнейшей эмансипации. Создана в апреле 1949 г. Председатель Исполнительного комитета ВФЖ — Чэнь Мухуа. ВФЖ отстаивает права и интересы женщин (политические права, права на труд, на собственность, на образование, личные права, права в областях брака и семьи, а также особые права, основанные на физических особенностях женщин). В апреле 1992 г. 5-я сессия Всекитайского Собрания народных представителей 7-го созыва приняла «Закон о гарантиях прав и интересов женщин», знаменующий тот факт, что деятельность в этой сфере была поставлена на правовую основу.

Всекитайская ассоциация промышленников и торговцев — народная организация промышленных и торговых кругов Китая. Представляет собой народное коммерческое общество по развитию внутренних и внешних связей. Основана в октябре 1953 г. Председатель Исполнительного комитета — Цзин Шупин.

Китайское народное общество дружбы с зарубежными странами создано в мае 1954 г. с целью развития дружбы и взаимопонимания между китайским народом и народами всех стран мира. Общество от имени китайского народа поддерживает связь с организациями и деятелями всего мира, дружественно относящимися к Китаю. Оно осуществляет взаимный обмен и другие мероприятия, выполняя роль связующего звена в развитии дружбы между китайским народом и народами всего мира. Председатель общества — Ци Хуайюань.

Кроме вышеназванных, в Китае существуют и другие общественные организации:

  • Китайский союз работников литературы и искусства
  • Союз китайских писателей
  • Всекитайская ассоциация журналистов
  • Всекитайское научно-техническое общество
  • Всекитайская федерация возвратившихся на Родину китайских эмигрантов
  • Китайская ассоциация инвалидов
  • и другие.

Международный информационно-аналитический журнал «Crede Experto: транспорт, общество, образование, язык». № 3 (06). Сентябрь 2015 (http://ce.if-mstuca.ru)

УДК 321 ББК 66.3(4/8) Б24

А. В. Баринкова Иркутск, Россия Е. В. Кремнёв Иркутск, Россия

ПАРТИЙНАЯ СИСТЕМА КНР В ТИПОЛОГИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ:

ОДНОПАРТИЙНОСТЬ ИЛИ НЕКОНКУРЕНТНАЯ МНОГОПАРТИЙНОСТЬ?

В статье рассматриваются основные типологии партийных систем и даётся анализ партийной системы КНР. Особое внимание уделено рассмотрению Народного политического консультативного совета Китая как особого органа системы многопартийного сотрудничества и политической консультации.

Ключевые слова: партийная система, однопартийная система, многопартийная система, система многопартийного сотрудничества и политической консультации, Народный политический консультативный совет Китая.

Barinkova Alyona Vadimovna Irkutsk, Russia Kremnyov Evgeny Vladimirovich

PARTY SYSTEM OF CHINA IN THE TYPOLOGY ASPECT:

ONE-PARTY SYSTEM OR NON-COMPETITIVE MULTIPARTY SYSTEM?

The article discusses the basic typology of party system and analyses the party system of China. Particular attention is paid to the Chinese People"s Political Consul-

© Баринкова А. В., Кремнёв Е. В., 2015

tative Conference as a special body of multi-party cooperation and political consultation.

Key words: party system; one-party system; multiparty system; multi-party cooperation and political consultation; Chinese People"s Political Consultative Conference.

На сегодняшний день существует немало типологий партийных систем, однако большинство из них были созданы еще во второй половине ХХ века, к тому же все наиболее распространённые типологии основаны на сформировавшихся в тот период партийных системах стран Европы и Америки, партийные системы стран Азии были исключены из изучения. Тем не менее, впоследствии данные типологии также были взяты за основу для изучения азиатских партийных систем. Между тем, партийная система КНР окончательно сформировалась к началу 80-х гг. ХХ века и уже тогда значительно отличалась не только от партийных систем Европы и Америки, но и от партийной системы СССР. В незначительной степени на неё повлияли и глобализационные процессы, к которым Китай присоединился с тех пор и продолжает активно присоединяться по сей день [Жеребцова, 2013].

Современное состояние партийной системы КНР можно описать через следующие характеристики:

1) официально существует 9 политических партий - КПК и 8 демократических партий;

2) Коммунистическая партия Китая является правящей, демократические - участвующими в политической жизни;

3) степень участия демократических партий в политической жизни страны строго определена законодательством;

4) идеологические разногласия между партиями отсутствуют;

5) оппозиция отсутствует и запрещена;

6) важным звеном партийной системы является Народный политический консультативный совет Китая, в который входят демократические партии, общественные организации и беспартийные деятели;

7) основу системы составляют сотрудничество между всеми участниками партийной жизни и консультации, а не конкуренция и борьба.

Указанные характеристики, совмещающие однопартийность и многопартийность, делают партийную систему КНР в некотором роде уникальной. Эти характеристики не в полной мере укладываются в существующие в настоящий момент типологии, что не позволяет однозначно типологизировать их как тот или иной вид партийной системы, которые были описаны в политологической науке в ХХ веке. В связи с этим, партийные идеологи КПК выводят свою формулу партийной системы КНР, называя её «системой многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством Коммунистической партией Китая» [Пу Синцзу, 2003]. Данная формула закреплена как один из основных политических институтов в Конституции КНР [Конституция]. Подчеркивая отличие этой системы от других (в том числе в ответ на критику западных политологов и общественно-политических деятелей), китайские идеологи указывают на то, что она эффективно выполняет возложенные на неё функции, т. е. обладает рациональностью, что для китайцев является одним из основных критериев оценки, в том числе и общественно-политических явлений [Звездина, 2013].

В качестве основной задачи нашей статьи мы ставим попытку вписать партийную систему КНР в основные типологии партийных систем мира, чтобы определить ее место среди этих систем.

1. Место партийной системы КНР в типологии по количественным критериям

В основу классификации партийных систем Девюрже положен количественный критерий. В многопартийной системе, которую описывал М. Девюр-же, одного существования нескольких партий недостаточно, чтобы считать систему таковой, так как «многопартийность предполагает, что различные секто-

ры политической деятельности независимы и отдалены друг от друга, и только полностью тоталитарная концепция действительно четко устанавливает зависимость между проблемами» [Девюрже, 2002]. Таким образом, партийная система КНР согласно данной типологизации не может считаться многопартийной.

Однако однопартийная система в классификации М. Девюрже может существовать в трех видах: партиома с тоталитарной коммунистической партией, партиома с тоталитарной фашистской партией, партиома с единственной демократической партией, названная еще «потенциальной демократией», т. е. однопартийная система, эволюционирующая к многопартийной.

Коммунистическая партия Китая является правящей, при этом не является единственной партией в стране, а следовательно, не настолько тоталитарной, какой описывает коммунистическую партию в однопартийной системе Девюр-же. При полном подчинении всей политической жизни в Китае Коммунистической партии, факт существования не только демократических партий, но и успешно функционирующего Народного политического консультативного совета, делает эту систему не однозначно однопартийной. К тому же под такой однопартийной системой с тоталитарной коммунистической партией Девюрже понимает партийную систему СССР, где никогда не существовало никакой другой партии, кроме коммунистической. Проводимые НПКСК консультации Коммунистической партии КНР с различными демократическими партиями, а также встречи на высоком уровне и регулярные собеседования под председательством ЦК КПК с участием руководителей демократических партий и беспартийных деятелей являются немаловажным фактором взаимодействия КПК и демократических партий. Кроме того, КПК подчеркивает, что «политические консультации и демократический надзор являются важной составной частью партийно-государственной системы, это одно из главных средств КПК для более эффективного управления государством» [У Чжихуа, 2003], поскольку совместные дискуссии являются мощным инструментом в поисках путей решений задач [Макеева, 2012].

Таким образом, классификация Девюрже не учитывает феномен существования партийных систем, подобных китайской. Тем не менее, в данной классификации можно было бы выделить четвертый подтип однопартийной системы, который учел бы специфику КПК и всей партийной системы в целом, то есть подтипы однопартийной системы и вся классификация по количественным критериям в целом может выглядеть следующим образом:

1. Однопартийные системы:

Однопартийная система с тоталитарной фашистской партией;

Однопартийная система с единственной демократической партией;

Однопартийная система с тоталитарной коммунистической партией по типу СССР;

Однопартийная система с коммунистической партией по типу КНР.

2. Двухпартийные системы:

Американский бипартизм;

Английский бипартизм;

Латиноамериканский дуализм.

3. Многопартийные системы (существуют три и более партии).

2. Место партийной системы КНР в типологиях по смешанным количественно-качественным критериям

2.1. Типология по критериям поляризации и фрагментации

Дж. Сартори помимо количественного критерия для анализа партийных систем предложил использовать еще и качественные критерии поляризации и фрагментации (под полюсом партийной системы Сартори понимал притяжение родственных по идеологии партий, под фрагментацией - разделение партиомы на полюса и отдельные партии). Это позволило ему выделить семь типов партийных систем: однопартийная система, гегемонистская система, система с доминирующей партией, двухпартийная система, система ограниченного плюрализма, система крайнего плюрализма, атомизированная система .

К последним четырем системам партиома КНР не может быть отнесена, поскольку не обладает большинством признаков, приписываемых Сартори такого

рода системам. К однопартийной системе ее не позволяет отнести формальный количественный признак. Отметается и система с доминирующей партией, где не должны нарушаться демократические процедуры, регулярно проводятся выборы, все партии получают равные возможности для коммуникации с избирателями. В такой системе одна из партий, не создавая себе каких-либо искусственных преимуществ, регулярно, чаше всего абсолютно, побеждает на выборах, однако в государстве без каких-либо препятствий могут формироваться новые партии, которые выдвигают свои программы и могут сменить у власти доминирующую партию.

Таким образом, в классификации Дж. Сартори партийная система КНР ближе всего оказывается к гегемонистской, потому как в гегемонистской пар-тиоме допускается существование других, так называемых «подчиненных» партий. Но при условии, что гегемонии партии, находящейся у власти, не может быть брошен вызов. Особенностями таких систем являются: отсутствие формальной и фактической конкуренции за вхождение во власть, исключение возможности чередования правящих партий. «Гегемонистская партия остается у власти, нравится это или нет» , однако долгое, бессменное правление партии-гегемона ведет к срастанию ее с государственными структурами, бюрократизации и коррупции, что без смены политической системы может привести к изменению системы партийной.

Главное препятствие тому, чтобы однозначно назвать партийную систему КНР гегемонистской состоит в том, что, по мнению Сартори, партии в такой системе могут быть оппозиционными. В гегемонистской системе существуют свободные выборы, но механизм воздействия партии-гегемона на общество столь силен, что партии-конкурентки практически не имеют шансов на победу. В этом и состоит основное различие между просто однопартийной и гегемо-нистской системой: в первой у правящей партии нет соперниц, во второй они номинальны, но при определённых условиях могут стать реальными [Исаев, 2008].

Между тем, Коммунистической партии Китая не может быть брошен вызов от демократических партий, отсутствует как формальная, так и фактическая конкуренция за власть, исключена возможность чередования партий. Демократические партии в КНР не представляют собой ни коалицию правящих партий, не относятся к партиям оппозиционного характера, однако им предоставлена собственная роль в политических процессах в КНР при признании ими руководящей роли Компартии. Следует отметить, что, по мнению некоторых исследователей, сегодня их политическая роль значительно ниже, чем в первые годы после прихода к власти коммунистов: тогда представители демократических партий и общественных кругов занимали гораздо больше государственных должностей. В настоящее время некоммунисты занимают гораздо меньше высоких постов, несмотря на то, что их представители есть среди заместителей председателя верховного народного суда, генерального прокурора, министров, замов губернаторов провинций, а также члены руководства демократических партий заседают в Постоянном комитете ВСНП.

Вместе с тем, аналитики отмечают, что политическая роль демократических деятелей возросла с начала 80-х гг., в основном благодаря внедрению практики предварительного консультирования с представителями демократических партий и общественных организаций до принятия важнейших государственных решений [Сосковец, 2008]. Более того, у них запрашивается мнение по документам, намечаемым для обсуждения и принятия на съездах КПК или пленумах ЦК КПК, проектам решений по крупным вопросам политики и кадровым назначениям, проектам важнейших законов и других нормативных актов. В некоторых случаях демократические деятели инициируют важные политические изменения, например, усиление парламентской и научной дипломатии, и экономические проекты общегосударственного значения, например, создание экономической зоны освоения дельты реки Янцзы. Это указывает на поиск руководства КПК путей взаимодействия с социальными слоями, не воспринимающими полностью коммунистическую идеологию, но разделяющими идею «социализма с китайской спецификой», т. е. развитием различных форм собствен-

ности под государственным контролем. Но, конечно, в основном и главном работа КПК с демократическими партиями и беспартийными демократическими деятелями является важнейшей составной политики сплочения китайского народа, лежащей в основе стабильного развития страны, недопущения антинародных эксцессов типа «культурной революции».

Политические консультации перед принятием решения или в процессе принятия решения - один из основополагающих принципов в современной политике. Члены различных демократических партий под руководством Коммунистической партии КНР участвуют в выработке и осуществлении важных курса, политики, законов и постановлений государства; принимают участие в консультациях по важным вопросам государственной политики и по кандидатурам руководителей государственных органов; принимают участие в управлении делами страны, то есть, несмотря на то, что фактически правящей партией является КПК, демократические партии в составе НПКСК уже принимают участие в управлении страной, но при этом конкурентная борьба за власть в этой системе полностью исключена.

Таким образом, классификация по критериям поляризации и фрагментации требует выделить подтип, который учел бы особенности партийной системы КНР - гегемонистская система без оппозиционных партий. И тогда классификация по критериям поляризации и фрагментации может выглядеть следующим образом:

1) однопартийная система;

2) гегемонистская система с оппозиционными партиями;

3) гегемонистская система без оппозиционных партий;

4) система с доминирующей партией;

5) двухпартийная система;

6) система ограниченного плюрализма;

7) система крайнего плюрализма;

8) атомизированная система.

2.2. Типология по степени политического влияния партий

По мнению Ж. Блонделя, в качестве критериев типологизации можно брать число партий, их силу, место в идеологическом спектре, природу их поддержки, организацию и тип лидерства. Данная типология отличается от остальных в первую очередь тем, что не предполагает существования однопартийных систем, поскольку, по мнению Блонделя, для существования системы партии нужно взаимодействовать с другими участниками партийной жизни, а именно -партиями. Единственной же партии в стране взаимодействовать не с кем, следовательно, и системой ее назвать нельзя. Таким образом, он выделяет двухпартийные системы, системы «двух с половиной» партий, многопартийные системы с доминирующей партией, многопартийные системы без доминирующей партии.

Оспаривая Блонделя, можно констатировать, что однопартийные системы могут существовать как совокупность единственной партии, управляющей профессиональными, молодежными, кооперативными, женскими, творческими, даже юношескими и детскими организациями, также органами государственной власти. Партия в этом случае подменяет национальные и групповые цели своей партийной целью [Адилханян, 2014]. Оставаясь же в рамках его типологии, партийная система КНР также может расцениваться как система благодаря существованию других политических партий кроме КПК и сложному механизму их взаимодействия посредством НПКСК и консультаций. Между тем, для многопартийных систем, как и во всех предыдущих типологиях, одним из обязательных условий для этого является обязательное наличие конкуренции и состязательности между партиями, а в КНР отсутствует какая бы то ни была конкуренция, а роли всех партий строго определены.

В отличие от Сартори, который многопартийную систему с доминирующей партией не классифицирует с точки зрения идеологии партий, существующих в данной системе, Блондель выделяет многопартийную систему с доминантной социалистической партией и разделенным правым спектром и многопартийную систему с доминантной правой партией и разделенным левым спектром. Учи-

тывая тот факт, что в партийной системе КНР доминирующей партией является КПК, и кроме нее существует 8 демократических партий, то партийную систему КНР, основываясь на критериях Блонделя и введя критерий неконкурентности, можно назвать многопартийной системой с доминирующей коммунистической партией и консультирующим правым сектором. Таким образом, типология партийных систем по степени политического влияния партий может выглядеть следующим образом:

1) двухпартийные системы;

2) системы «двух с половиной» партий:

Система с основными партиями слева и справа и значимая партия в центре;

Система с основными партиями в центре и справа и значимая левая партия;

3) многопартийные системы с одной доминирующей партией:

С доминантной социалистической партией и разделенным правым спектром;

С доминантной правой партией и разделённым левым спектром;

С доминантной коммунистической партией и консультирующим правым сектором;

Многопартийные системы без доминирующей партии.

3. Место партийной системы КНР в типологиях по качественным критериям

3.1. Типология по критериям состязательности, возможности смены правящей партии и показателю идеологизированности

Если обратиться к типологиям, основанным на сугубо качественных характеристиках, то здесь следует рассмотреть классификацию Дж. Лаполам-бара и М. Вайнера. Они ввели три взаимосвязанных критерия, различающих партиомы по оси «демократия - тоталитаризм»:

1) по степени открытой и честной состязательности партийные системы делятся на:

Конкурентные;

Неконкурентные;

2) по возможности смены правящей партии у кормила власти партийные системы делятся на:

Оборотные;

Гегемонистские;

3) по показателю идеологизированности партийных систем партийные системы делятся на:

Идеологические;

Прагматические.

По второму и третьему критериям, кроме того, возможны еще четыре субкатегории (подтипа) партийных систем:

Гегемонно-идеологическая;

Гегемонно-прагматическая;

Оборотно-идеологическая;

Оборотно-прагматическая .

Партийную систему КНР можно отнести к неконкурентной партиоме, по причине того, что в ней отсутствует открытая и равная партийная борьба, оппозиционным партиям чинятся всевозможные искусственные препятствия (они изначально запрещены в КНР), а у правящей партии преимущества закреплены Конституцией, где она называется «правящей». По второму критерию (возможность смены правящей партии у кормила власти) партийная система КНР не относится ни к оборотной (потому как ни одна партия не имеет реальной возможности прийти к власти, совершить смену правящей партии), ни к гегемо-нистской партийной системе (в которых партия-гегемон стремится не допустить остальные партии к управлению страной, используя для этого вполне демократические процедуры выборов, коалиционной политики, избирательных технологий и т. д.) снова по причине того, что ее исключительное правление закреплено Конституцией.

Третьим критерием у Лаполамбара и Вайнера является показатель идеологизированности партийных систем. Партийная система КНР не относится ни к идеологической из-за отсутствия между партиями больших идеологических

разногласий, ни к прагматической по причине того, вся система достаточно идеализирована. Однако партийную систему КНР можно назвать гегемонно-идеологической в связи с тем, что КПК, безусловно, является партией-гегемоном, выступает носителем идеологии, подчеркивает свою идеологизиро-ванность, идеологизируя все отношения в партийной системе, что входит в концепцию «мягкой силы», которая «считается в КНР одним из компонентов комплексной мощи государства» [Леконцева, 2010].

3.2. Типология по критерию агрегации интересов

Партийные системы, по мнению Г. Алмонда, разделяются на:

1) состязательные:

Конфликтные;

Примирительные;

Партийная система с эксклюзивной политической партией;

Партийная система с инклюзивной политической партией [Алмонд, 2002].

Опираясь на данные критерии партийную систему КНР можно назвать авторитарной системой с инклюзивной политической партией, так как независимый протест и политическая активность в подобного рода системе вне официальных каналов запрещается. В КНР существование политических партий и общественных организаций строго регламентировано, а выдвижение автономных требований допускается только в ограниченном масштабе - либо в рамках партии, либо со стороны связанных с ней групп. Все предложения, критика и т. д. выдвигаются и выслушиваются либо в рамках съездов КПК, демократических партий, съездов ВСНП или же НПКСК и т. д.

Таким образом, анализируя партийную систему КНР в рамках различных подходов западных политологов и дополняя типологии в соответствии с присущими только партиоме КНР уникальными признаками, её можно типологи-зировать как:

Однопартийную систему с коммунистической партией по типу КНР;

Гегемонистскую систему без оппозиционных партий;

Многопартийную систему с доминантной коммунистической партией и консультирующим правым сектором;

Неконкурентную гегемонно-идеологическую систему;

В результате, спорным остается лишь вопрос об отнесенности партиомы КНР к однопартийным или многопартийным системам в силу неоднозначности присущих ей характеристик, что делает очевидным необходимость разработки подходов, которые учли бы феномен партийной системы КНР.

Библиографический список

1. Адилханян И. Л. Идеологическая мотивированность китайского политического партийного дискурса предметной области коррупции [Текст] / И. Л. Адилханян // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. Сер. Филология. - Иркутск, 2014. - № 1 (26). - С. 14-20.

2. Алмонд Г. Сравнительная политология сегодня: Мировой обзор [Текст] / Г. Алмонд, Дж. Пауэлл, К. Стром, Р. Далтон / Сокр. пер. с англ. А. С. Богдановского, Л. А. Галкиной; Под ред. М. В. Ильина, А. Ю. Мельвиля. М.: Аспект Пресс, 2002. 537 с.

3. Девюрже М. Политические партии [Текст] / Пер. с франц. Академический проект. М.: Академический проект, 2002. 560 с.

4. Жеребцова Е.В. Глобализация и миграция: поиск путей гармонизации межэтнических отношений [Текст] / Е. В. Жеребцова, Т. В. Воронченко // Материалы международного симпозиума «Миграционные мосты Забайкалья: задачи, проблемы, перспективы развития», Чита: Экспресс-издательство, 2013. С. 13-35.

5. Звездина Ю. В. Труд как концепт культуры: Китай и Россия / Ю. В. Звездина, И. В. Ерофеева // Русистика в Китае: традиции и инновации: сборник материалов Международной научно-практической конференции (г. Цицикар, КНР, 23-26 октября 2013 г.) / Забайкал. гос. ун-т (Чита, РФ), фонд «Русский мир», цицикарский университет (г. Цицикар, КНР); сост. Л. В. Воронова. - СПб: Златоуст, 2013. - 448 с. - С. 227-234.

6. Исаев Б.А. Теория партий и партийных систем [Текст] / Б. А. Исаев. М.: Аспект Пресс, 2008. 367 с.

7. Конституция КНР 1982 г. (с изм. 1988, 1993, 1999, 2004 гг.) [Электронный ресурс]. - http://chinalawinfo.ru/constitutional_law/constitution.

8. Леконцева К. В. Институты Конфуция как инструмент «гибкой власти» Китая / К. В. Леконцева // Вестник Забайкальского государственного университета. Чита: ЗабГУ, 2010. № 7 (64). С. 27-31.

9. Макеева С. Б. Влияние глобализации на процесс реализации внешнеполитической стратегии КНР по отношению к мировому сообществу [Текст] / С. Б. Макеева // Развитие стран в условиях глобализации: технологические, экономические, социальные и экологические проблемы: материалы Международной научно-практической интернет-конференции. -Тернополь (Украина): Крок, 2012. - С. 120-122.

10. Сосковец Л. И. Социально-политическая система КНР [Текст] / Л. И. Сосковец. Томск: Издательство Томского политехнического университета, 2008. 177 с.

11. Political Parties and Political Development [Текст] / Ed. Ьу J. Lapolambara, М. Weiner. - Princeton, N.J.: Princeton University Press, 1966. - 487 p.

12. Sartori О. The Typology of Party System [Текст] / O. Sartori. - New York: Mass Politics. Studies in Political Sociology, 1977. - 328 p.

13. ГЙМШ (Пу Синцзу). Ш^ФНШ^Ж [Текст] / -2003. - 423 Ж.

14. М&Ф (У Чжихуа). [Текст] / 2003. - 438 Ж.

Партийная система КНР состоит из 9 партий: КПК и так называемых демократических партий. КПК характеризу­ется в документах как "правящая партия", а демократические партии - как "партии, участвующие в политической жизни".

Коммунистическая партия Китая определяется в ки­тайской литературе как авангард рабочего класса, вырази­тель интересов многонационального народа страны, руководя­щая сила в деле построения социализма в КНР. Это нашло отражение и в Конституции КНР. Во введении к Конституции КНР подчеркивается особое значение КПК: во-первых, успе­хи социализма стали возможны только благодаря руководству обществом со стороны КПК, во-вторых, на КПК и в дальней­шем возлагается руководство "народами всех национальностей Китая". В своей деятельности КПК руководствуется марксиз­мом-ленинизмом, идеями Мао Цзэдуна и теорией Дэн Сяопи­на. Главной задачей партии в настоящее время признается "со­циалистическая модернизация" и превращение Китая в "соци­алистическое государство с высокоразвитой культурой и демократией". Феномен КПК, сохранившей свои позиции в ус­ловиях, когда большинство в прошлом социалистических стран отказалось от социалистического пути развития, а коммунис­тические партии были отстранены от власти, в определенной степени объясняется не только специфическими условиями Китая, но и тактикой руководства КПК, которое продемонст­рировало гибкий подход к марксизму-ленинизму, смогло отка­заться от целого ряда догматических положений (о несовмести­мости социализма и рынка, о классовой борьбе как решающем звене и т. п.) и трансформировало идейно-теоретическую плат­форму КПК путем использования традиционных конфуцианс­ких ценностей и идей национального патриотизма.

Численность КПК составляет 57 млн. человек, организо­ванных в 3,45 млн. низовых партийных организаций*.

* См.: Проблемы Дальнего Востока. 1997. № 4. С. 57.

Структура КПК построена на основе традиционной для коммунистических партий схемы и вместе с тем учитывает китайскую специфику. Важнейшими элементами структуры КПК являются: всекитайский съезд КПК, центральный коми­тет (ЦК) КПК, его политбюро, военный совет, центральная комиссия советников, центральная комиссия по проверке дис­циплины, секретариат и генеральный секретарь ЦК КПК. Фор­мально распределение полномочий в данной структуре выгля­дит следующим образом.

Высшим руководящим органом считается всекитайский съезд КПК, созываемый один раз в пять лет. Съезд избирает центральный комитет, центральную комиссию советников и центральную комиссию по проверке дисциплины, принимает и пересматривает устав КПК; заслушивает и рассматривает отчет ЦК, центральной комиссии советников и центральной комиссии по проверке дисциплины, обсуждает и принимает решения по важнейшим партийным вопросам.

Центральный комитет создается "для проведения в жизнь решений съезда", руководства КПК и представления КПК во внешних сношениях. На пленуме ЦК избираются политбюро ЦК, секретариат и генеральный секретарь ЦК и утверждаются в должности председатель и заместители председателя цент­ральной комиссии советников, члены ее постоянного комите­та, секретарь центральной комиссии по проверке дисциплины и члены ее постоянного комитета.

Военный совет совпадает по своему составу с конституци­онным органом - Центральным военным советом (см. ниже - п. 5 § 5 настоящей главы).

Центральная комиссия советников - политический кон­сультативный орган ЦК. Главная его задача состоит в том, что­бы вносить предложения и давать консультации по вопросам осуществления принципов и политики КПК, помогать ЦК в изучении и решении сложных вопросов, а также выполнять отдельные поручения ЦК.

Центральная комиссия по проверке дисциплины занима­ется решением дисциплинарных вопросов и подготовкой пред­ложений по кадровой политике КПК.

В период между пленумами ЦК его функции и полномочия выполняют политбюро ЦК и его постоянный комитет. Текущую работу ведет секретариат. На генерального секретаря ЦК воз­ложена задача проведения заседаний политбюро и его постоян­ного комитета, а также руководство работой секретариата ЦК.

Фактическое распределение власти в данной структуре на­поминает "перевернутую пирамиду": формально признаваемый высшим руководящим органом всекитайский съезд КПК на практике только одобряет решения, рождающиеся в процес­се внутренней борьбы партийной элиты.

Для политической системы КНР характерно тесное пере­плетение функций КПК и государства. Правда, как в свое время у нас, в КНР поставлена задача разграничения партийных и государственных функций, но понимается под этим прежде всего упразднение политических групп министерств и ведомств и перевод парткомов предприятий и учреждений в подчине­ние территориальных партийных органов. Что же касается практики разработки КПК обязательных для всего общества, политических установок, а также совмещения руководящих постов в верхних эшелонах власти с членством в политбюро и других руководящих органах КПК, то она сохраняется. Имен­но поэтому разработка, например, пятилетних планов осуще­ствляется прежде всего в ЦК КПК, а уже затем они принима­ются ВСНП. Пример такого рода - принятие на 5-м пленуме ЦК КПК в сентябре 1995 г. "Предложений ЦК КПК о разра­ботке 9-го пятилетнего плана и перспективных целей до 2010 г. экономического и социального развития страны", в которых были определены все основные моменты документов, приня­тых позднее (в марте 1996 г.) на 4-й сессии ВСНП - Девятого пятилетнего плана и Программы экономического и социально­го развития Китая до 2010 г.

В официальной китайской литературе подчеркивается глав­ным образом идеологический и политический характер руко­водства КПК. "Сконцентрировав волю китайского народа, партия вырабатывает свою позицию и политические установ­ки, которые затем, согласно законной процедуре, на основе решения ВСНП становятся законами и решениями государ­ства"*. Таким образом, принимаемые решения подаются как квинтэссенция чаяний народа, которые КПК улавливает и формулирует. Партийное руководство стремится пресечь лю­бые попытки преуменьшить роль КПК. В отчетном докладе ЦК КПК на XIV съезде КПК (октябрь 1992 г.) отмечалось, что "в корне ошибочны и крайне вредны любые взгляды и дей­ствия, которые ставят под сомнение ее (КПК. - Авт.) руко­водящую роль, содействуют преуменьшению или отрицанию ее значения как правящей партии"**.

* Права человека в Китае. С. 16.

** К итогам XIV съезда КПК. Круглый стол ИДВ // Проблемы Дальнего Востока. 1993. № 1. С. 49.

В научных исследованиях, особенно западных синологов, выделяется то обстоятельство, что руководящая роль КПК базируется не только и не столько на ее авторитете, сколько на ее безраздельном руководстве Вооруженными силами.

Мы подробно остановились на организации и практике деятельности КПК потому, что она подобно КПСС в бывшем СССР представляет собой как бы сверхгосударство, а не партию в общепринятом понимании этого термина. Именно в органах КПК сосредоточена реальная высшая власть в стране на всех уровнях управления.

"Особенностью и преимуществом политической системы Китая" в официальных китайских документах называют су­ществование 8 небольших демократических партий. К ним относятся: Революционный комитет Гоминьдана Китая, Демок­ратическая лига Китая, Китайская ассоциация демократиче­ского национального развития, Китайская ассоциация содей­ствия развитию демократии, Крестьянско-рабочая демократи­ческая партия Китая, Чжунго Чжигундан (Партия стремления к справедливости), Общество Цзюсань (Общество "3 сентяб­ря"), Лига демократического самоуправления Тайваня. В со­ставе всех этих партий насчитывалось, по данным на 1999 г., более 500 тыс. человек*.

* См.: Страны мира: Справочник. 1999. М., 1999. С. 200.

Указанные партии организационно самостоятельны: каж­дая имеет свой собственный устав, выборные органы, собствен­ную социальную базу и печатный орган. "Однако самостоя­тельность эта чисто формальная, поскольку все они призна­ют руководство КПК, проводят ее политику и выполняют ее установки"*.

* Степанова Г. А. Демократические партии в политической системе КНР // Проблемы и потенциал устойчивого развития Китая и России в XXI веке. Тезисы докладов VII Международной научной конференции "Китай. Китай­ская цивилизация и мир. История, современность, перспективы" (Москва, 25-27 сентября 1996 г.). Ч. 2. М., 1996. С. 92.

В отношении этих партий проводится курс на "длитель­ное существование и взаимный контроль, откровенное выска­зывание друг другу своего мнения и готовность делить славу и позор"*. Основными формами взаимодействия КПК и демокра­тических партий являются: совещания в ЦК КПК с участием представителей демократических партий (причем обязательно совещания проводятся перед пленумами ЦК КПК и съездами КПК, созывом сессий ВСНП и НПКСК), сотрудничество в рам­ках НПКСК**, специальный отдел ЦК КПК (отдел единого фрон­та) и его местные органы курируют деятельность демократи­ческих партий. Кроме того, в КНР сохраняется разрешение иметь двойное членство (в КПК и демократической партии). Более 25 тыс. представителей демократических партий явля­ются депутатами Всекитайского собрания народных предста­вителей и местных собраний народных представителей, зани­мают руководящие посты в государственных органах, но, "как правило, деятели этих партий назначаются на вторые роли в руководстве, на должности заместителей министра, замести­телей председателя народного правительства и т. п."***.

* Права человека в Китае. С. 17-18.

** Более половины Постоянного комитета Всекитайского комитета НПКСК составляют члены демократических партий, их представители занимают почти треть постов в руководстве ВК НПКСК. См.: Степанова Г. А. Указ, соч. С. 93.

*** Там же.

В китайской литературе отмечается определенная акти­визация деятельности демократических партий после длитель­ного перерыва, возобновление созывов съездов. Но это по-прежнему не означает реальной многопартийности, поскольку нельзя говорить о реальном их участии в осуществлении по­литической власти. Фантом многопартийности придает значи­тельное своеобразие политической системе Китая. В докумен­тах XIV съезда КПК подчеркивалось, что необходимо учиты­вать китайскую специфику, исключающую "многопартийность и парламентаризм западного образца"*.

* К итогам XIV съезда КПК. Круглый стол ИДВ. С. 49.

Сложившаяся "система многопартийного сотрудничества и политических консультаций под руководством КПК" офици­ально расценивается как "особенность и преимущество поли­тической системы Китая"*. В зарубежной литературе, как и в российской, особое внимание обращается на фактическую однопартийность и отсутствие реального политического плюра­лизма, т. е. оппозиции. В российской литературе отмечалось, что "в современном Китае широкой социальной базы для оп­позиции практически не существует. Несмотря на очевидные противоречия между социально-экономическим плюрализмом и политической монополией КПК, их не следует преувеличи­вать. Однопартийный политический механизм еще сохраняет способность обеспечивать развитие страны и продолжение преобразований, в том числе осуществлять демократические под­вижки в политической области"**.

* См.: Степанова Г. А. Указ. соч. С. 91-92.

** Проблемы Дальнего Востока. 1997. № 4. С. 58.

Смотрите также:

Последние добавления:

Основные формы многопартийного сотрудничества

1. Участие в политической жизни страны

Это означает, что члены различных демократических партий под руководством Коммунистической партии Китая участвуют в выработке и осуществлении важных курса, политики, законов и постановлений государства; принимают участие в консультациях по важным вопросам государственной политики и по кандидатурам руководителей государственных органов; принимают участие в управлении делами страны.

Консультации Коммунистической партии Китая с различными демократическими партиями по конкретным вопросам в основном принимают следующие формы:

1) Демократические консультации. Главные руководители ЦК КПК приглашают главных лидеров различных демократических партий и беспартийных деятелей на консультацию, на которых заслушивают мнения деятелей демократических партий по важным политическим установкам и курсу до их принятия. Такие консультации обычно проводятся раз в год.

2) Встречи на высоком уровне. Главные руководители ЦК КПК, когда возникает необходимость, нерегулярно приглашают главных руководителей различных демократических партий и беспартийных деятелей на встречи в малом кругу, на которых обмениваются с ними мнениями и взглядами.

3) Регулярные собеседования. Проводятся под председательством ЦК КПК с участием главных руководителей демократических партий и беспартийных деятелей, на собеседованиях происходит обмен информацией и мнениями по важным вопросам, передаются важные циркуляры, заслушиваются предложения различных демократических партий и беспартийных деятелей по политическим установкам или обсуждаются определенные темы. Обычно такие собеседования проводятся раз в два месяца, однако в случае важных дел в любое время проводится обмен информацией.

4) Руководители различных демократических партий и беспартийные деятели могут в любое время подавать ЦК КПК предложения в письменном виде по вопросам государственной политики и курса или конкретным важным вопросам или приглашать на встречу ответственных лиц ЦК КПК.

2. Демократический контроль

Демократический контроль есть контроль демократических партий над ЦК КПК, а также над работой государственных органов, руководимых Коммунистической партией Китая. Этот контроль проводится в рамках многопартийного сотрудничества и политической консультации.

Контроль принимает в основном следующие формы: Демократические партии во время сессий Политического консультативного совета могут выдвигать замечания, предложения и критику в отношении ЦК КПК; демократические партии, основываясь на результатах обследования, выносят предложения и критику по важным вопросам государственной политики, экономики и общественной жизни; депутаты Собраний народных представителей и члены Политического консультативного совета, имеющие статус членов демократических партий, осуществляют контроль посредством внесения предложений, проектов резолюций и ревизии; члены демократических партий могут быть приглашены в правительство на посты специальных контролеров, инспекторов, ревизоров и инструкторов-воспитателей с целью надзора.

3. Члены демократических партий выдвигаются на некоторые посты в правительстве и органах юстиции различных ступеней.

Обычно отдельные члены почти всех демократических партий выдвигаются Коммунистической партией Китая на руководящие должности в правительствах и органах юстиции разных ступеней.

Центральная административная система
Структура административного руководства
Образование Государственного совета и его полномочия
Структура Госсовета Китая
Конституционная система
Правящая партия Китая
Характер Коммунистической партии Китая
Четыре основных требования в деле строительства партии
Организационные принципы демократического централизма
Организационная структура партии
Члены партии
Руководство Коммунистической партии Китая в отношении государства

Характер и статус
Всекитайское Собрание народных представителей
Постоянный Комитет Всекитайского Собрания народных представителей
Местные Собрания народных представителей и местные народные правительства
Собрания народных представителей волостей, национальных волостей и поселков
Депутаты Собрания народных представителей

Основное содержание
Партии-соучастницы в политической жизни Китая
Основные формы многопартийного сотрудничества

В стране существует фиктивная многопартийная система, так как КНР, созданная китайскими коммунистами при поддержке большинства народа, является социалистическим государством. В этих условиях не может существовать традиционная многопартийность. В привилегированном положении находится Коммунистическая партия Китая (КПК), основанная в 1921 г. и построенная на жестких централизованных началах. Ее руководители или представители возглавляют важнейшие государственные институты и многие общественные организации (профсоюзные, молодежные, женские и др.). Только эта правящая партия может создавать свои организации (ячейки) в Народно-освободительной армии Китая и в спецслужбах. С конца 1970-х гг. КПК проводит политику социалистической модернизации с целью превращения Китая в высокоразвитую державу к середине XXI в. Компартия ведет борьбу за утверждение идеалов социализма и коммунизма, против "буржуазной, феодальной и прочей тлетворной идеологии". Партийные установки в сфере культуры и искусства нацелены на отражение "оптимистического духа, свойственного китайскому народу".

Хотя марксизм-ленинизм остается официальной идеологией, однако в партийных документах КПК в последние годы все чаще говорится о концепции научного развития. Ее основные требования - "всесторонность, гармоничность и устойчивость, а коренная методология - единая и комплексная координация". Несмотря на крупные социально-экономические преобразования последних десятилетий, руководящая роль Коммунистической партии в обществе и государстве остается незыблемой.

В КНР легально действуют восемь других, мелкобуржуазных по социальной базе партий, которые, однако, не являются оппозиционными организациями. Законодательство КНР запрещает любым лицам и организациям подрывать социалистический строй. Деятельность подобных партий строго регламентируется и контролируется властями. Это такие малочисленные организации, проводящие дружественную по отношению к КПК политику и признающие ее гегемонию, как Революционный комитет гоминьдана, Китайская партия справедливости, Общество 3 сентября, Ассоциация демократического национального строительства,

Крестьянско-рабочая демократическая партия, Лига демократического самоуправления Тайваня. В официальных китайских изданиях, а также в уставах почти всех этих партий говорится, что они являются "политическим союзом, состоящим частью из социалистических тружеников и частью из патриотов, поддерживающих социализм, политической партией, служащей социализму".

Название партий не отражает их специфику и социальную базу. Так, Китайская партия справедливости первоначально была организацией, созданной китайцами, живущими за пределами страны. Ныне большинство членов партии составляют репатрианты и родственники китайцев, проживающих за рубежом. Костяк (основу) Крестьянско-рабочей демократической партии составляют не рабочие и крестьяне, как это следует из названия, а работники медицины, здравоохранения, науки.